10.01.2019
Возобновляемую энергетику в Беларуси ждет реформа
Возобновляемая энергетика в последние годы стала в Беларуси самым быстро развивающимся видом генерации. Доля ВИЭ в потреблении уже достигла запланированных к 2020 году 6 %, сейчас основной вопрос – как сбалансировать развитие всех видов генерации. В Министерстве энергетики совместно с заинтересованными подготовили предложения, которые стали основой проекта нового указа о возобновляемых источниках энергии. Как предлагают изменить правила игры на рынке ВИЭ, что будет с тарифами и какие перспективы есть у экспорта зеленой электроэнергии, рассказала заместитель Министра энергетики Ольга Прудникова.
– Какие новшества появятся в законодательстве по ВИЭ, и почему понадобилось реформировать эту сферу?
– Закон о возобновляемых источниках энергии был принят в 2010 году. На тот момент это был очень прогрессивный документ для Беларуси, он разрабатывался на базе нормативных документов и правового поля, которое тогда было в Европейском союзе. Напомню, аналогичного законодательства на постсоветском пространстве не было.
Мы заложили в законе действенные меры господдержки для развития возобновляемых источников энергии. Затем они были усовершенствованы с учетом специфики рынка в 2015 году Указом № 209.
Практика применения показала, что со временем подходы надо совершенствовать, а генерирующие объекты должны развиваться на конкурентной основе. Если требуется господдержка, то она должна учитывать потребности экономики и страны в целом, влияние объектов и уровня господдержки на остальных потребителей. Средняя цена покупки энергии от источников ВИЭ значительно выше произведенной на тепловых электрических станциях энергосистемы. Таким образом, установление высоких тарифов на покупку электроэнергии из возобновляемых источников энергии фактически является скрытым видом перекрестного субсидирования.
Еще один важный момент – в поле зрения должна оставаться надежность и устойчивость энергоснабжения потребителей.
– Что именно предусматривает новый проект указа?
– Одно из предложений – создание новых, модернизация, реконструкция действующих установок ВИЭ в пределах квот с использованием только нового оборудования. Ранее в законодательстве не был конкретизирован момент, какое оборудование государство должно поддерживать. Поэтому на территорию страны начали ввозить б/у оборудование из Европы. Там период субсидирования тоже в среднем составлял 10 лет. Владельцы б/у установок, чтобы не заниматься утилизацией оборудования, немного модернизировали его и привозили к нам.
Теперь господдержка в рамках квот будет только на новое оборудование. При этом требование об использовании нового оборудования не будет распространяться на установки ВИЭ, которые создаются вне квот – исключительно для энергетического обеспечения своей хозяйственной деятельности.
Предлагается также упорядочить коэффициенты, по которым выкупается электроэнергия от установок ВИЭ. Будут применяться повышающие и стимулирующие коэффициенты. Средняя цена сегодня 1 кВт.ч электроэнергии, произведенного на собственных источниках «Белэнерго», в 5 раз меньше покупного тарифа от ВИЭ.
Стимулирующий коэффициент, как трактует Министерство антимонопольного регулирования и торговли, которое его устанавливает, может быть и меньше единицы. Наш опыт работы с претендентами на создание установок говорит, что новые условия, которые появятся в законодательстве, их устраивают.
Еще один момент – режимное взаимодействие владельцев установок ВИЭ с энергоснабжающими организациями. С вводом в эксплуатацию Белорусской АЭС, работающей с выдачей электроэнергии по ровному графику, значительные объемы электроэнергии от установок ВИЭ требуют их учета при суточном планировании и регулировании. В условиях интеграции АЭС работа установок с использованием ВИЭ значительно влияет на режимы работы энергосистемы, что в свою очередь требует внедрения на энергоисточниках ГПО «Белэнерго» дополнительных как режимных, так и технических мероприятий. Поэтому мы прописали норму в части режимного взаимодействия с оперативными диспетчерскими управлениями: собственники установок должны ежесуточно информировать о режиме своей работы. Это правило ранее было предусмотрено и в концепции энергетической безопасности, что все источники генерации (независимо от источника энергии, включая ВИЭ) должны взаимодействовать таким путем с энергосистемой, и это является общепринятой мировой практикой.
Когда мы принимаем решение развивать в стране ВИЭ, то должны понимать, какие стратегические задачи решаем. Любое государство, развивая возобновляемую энергетику, ставит перед собой определенные задачи. Одни решают вопросы энергетической бедности, покрытия дефицита электрических мощностей в условиях отсутствия традиционных видов топлива или высоких цен на них, другие – энергообеспечение труднодоступных регионов, где нет сетевой инфраструктуры. Играют роль и климатические вопросы, выполнение Парижского соглашения. Если говорить о Беларуси, то основной задачей для нас является диверсификация топливно-энергетического баланса. В перспективе мы должны сокращать объемы использования ископаемых видов топлива, это нормальная стратегическая задача, чтобы доля доминирующего ресурса – природного газа – снижалась.
С учетом принятых для увеличения энергопотребления мер за 2018 год прогнозируется его рост примерно на 2,3 % - это очень хороший темп. Если он будет сохраняться в долгосрочной перспективе, то все источники будут гармонично развиваться, в том числе ВИЭ. У Министерства энергетики есть стратегическое видение, как это должно реализовываться. Естественно, нужно учитывать фактор стоимости электрической и тепловой энергии от установок ВИЭ для конечного потребителя, какие условия сегодня диктует рынок.
По действующему законодательству передача электроэнергии собственниками установок ВИЭ по государственным сетям не предусматривается, речь идет только о покупке всей предложенной электроэнергии, выработанной установками ВИЭ. В новом проекте указа мы предусмотрели для юридического лица возможность передачи электроэнергии по нашим сетям в порядке, определяемом правительством Беларуси. Вопросы передачи электроэнергии между другими юридическими лицами в стадии проработки.
Еще один существенный момент – ранее неоднозначно трактовался посыл, нужны ли квоты, если энергоисточник строится для собственного хозяйственного обеспечения. Новая норма четко трактует, что для любого субъекта, который хочет обеспечивать себя электроэнергией с использованием ВИЭ, препятствий не будет. Никаких квот не требуется.
Что еще важно понимать – все обязательства по установкам ВИЭ, которые сегодня работают, будут государством выполнены.
– Как предлагается урегулировать вопрос со сроками инвестпроектов в возобновляемой энергетике?
– Одно из новшеств – при срыве сроков строительства время господдержки сокращается на пропорциональный период. Эта мера будет стимулировать выполнять взятые обязательства в срок.
– Доля ВИЭ в 6 %, которая должна быть к 2020 году, – это оптимальная цифра для нашего энергобаланса?
– Концепцией энергетической безопасности значение индикатора «отношение объема производства (добычи) первичной энергии из возобновляемых источников энергии к валовому потреблению ТЭР» установлено в размере 6 % в 2020 году.
Мы пришли к этому показателю еще по результатам 2017 года. Доля должна быть не ниже 6 % – выше может быть. По нашей оценке, каких-то угроз в части достижения этого индикатора энергетической безопасности нет. Хочу обратить внимание, что показатель формируется в том числе с учетом использования древесного топлива, биомассы и других возобновляемых энергоресурсов для производства тепловой энергии.
– Возможны ли поставки зеленой электроэнергии на экспорт?
– Если говорить о поставках электроэнергии в сегодняшних условиях, то не все строится только на нашем желании. Думаю, что возможность поставок зеленой электроэнергии на экспорт – не миф, в перспективе это реально. Но должен быть институт зеленых сертификатов с выдачей сертификата европейского образца. Мы к этому вопросу подступались несколько лет назад и продолжим такую работу.
Электроэнергия от установок ВИЭ четко фиксируется приборным учетом, и при наличии этого института сертификатов ею можно торговать. Но не будем забывать об экономике поставок, сегодня на европейском оптовом рынке цены довольно низкие.
– Видит ли Минэнерго предпосылки для роста электропотребления в 2019 и в последующие годы?
– Такие предпосылки есть. Одно из направлений, которое будет развиваться, – использование электроэнергии для целей нагрева. Установлены довольно привлекательные тарифы для использования электроэнергии в этих целях. Соответственно, это даст толчок для применения электроэнергии в строящихся домах и уже существующих.
– На какой стадии сейчас документ, которым предусматриваются новые правила для ВИЭ в Беларуси?
– Проект указа находится на рассмотрении в Администрации Президента.
– С 1 июля в ЕАЭС должен заработать единый электроэнергетический рынок. Не придется ли после этой даты снова перестраивать законодательство по ВИЭ?
– Законодательство в ЕАЭС в этой части более жесткое, чем у нас. Например, в России при развитии ВИЭ четко регулируется – где, как и для чего будут появляться такие энергоисточники. Учитывается стоимость электроэнергии, действуют договоры покупки мощности. За нарушение сроков ввода энергоисточников как раз предусмотрены штрафные санкции.
Очевидно, что регулировка и балансирование системы с учетом прироста ВИЭ актуальна для всех стран. На общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС мы будем обсуждать и решать эти вопросы. В том числе и то, как эффективнее использовать ВИЭ.
По сообщению БЕЛТА
В Беларуси завершается реализация 6-й государственной программы в сфере энергосбережения
Запланированные программой задачи как по итогам года, так и пятилетия будут выполнены. Основная – повысить энергоэффективность экономики. Предполагается, что по итогам пятилетия энергоемкость ВВП к уровню 2020 года будет ниже на 5 процентов. Только по итогам 2024-го в стране ее снизили на 2,8 процента. Такой информацией поделился заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности Виталий Крецкий на тематической конференции, которая прошла вчера в Минске.
Виталий Крецкий рассказал, что планируется полностью выполнить поставленную Главой государства и Правительством задачу по максимальному вовлечению в энергобаланс нашей страны собственных энергоресурсов:
– Здесь мы говорим о щепе древесной и древесной топливной грануле. Этот показатель по итогам года ожидается на уровне 17 процентов, хотя задача – 16. Небольшое перевыполнение стало возможным благодаря, конечно же, строительству новых котельных и переводу действующих энергоисточников, использующих импортируемые виды топлива, на местные виды энергоресурсов.
Благодаря работе предприятий в этом направлении планируется достичь объема экономии более трех миллионов тонн условного топлива. Виталий Крецкий подчеркнул, что субъекты хозяйствования неравнодушны к рациональному расходованию энергоресурсов, повышению эффективности использования, что в конечном итоге приводит к уменьшению себестоимости производимой продукции и, как следствие, повышению ее конкурентоспособности.
Он уточнил, что все проекты, реализуемые в реальном секторе экономики, связаны либо с модернизацией действующих технологий, либо с внедрением современных энергоэффективных. Это такие быстроокупаемые мероприятия, как замена лампочек или электроприводов.
В возобновляемых источниках энергии (с учетом работы БелАЭС) недостатка в электроэнергии в Беларуси нет. Но вместе с тем мероприятия по внедрению ВИЭ не прекращаются. Любой субъект хозяйствования, который хочет внедрить энергоисточник, может подать на соответствующую квоту и принять участие в аукционе.
– Для собственных нужд проблем в строительстве энергоисточников с использованием возобновляемой энергетики нет. Прогнозируем, что по итогу года доля ВИЭ составит 7,1 процента, в следующей пятилетке планируем выйти на 7,5 процента, – констатировал заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности. – Валовое потребление энергоисточников будет расти. Вместе с тем мы увеличиваем и долю возобновляемой энергетики, в том числе за счет наращивания всех мощностей. Конечно же, в возобновляемой энергетике основную долю занимает древесное топливо, от этого мы никуда не уйдем.
Говоря о международном сотрудничестве, Виталий Крецкий акцентировал, что с учетом сложившейся геополитической обстановки векторы сотрудничества направлены на восток. Беларусь в этом направлении плотно работает с российскими коллегами, партнерами по ЕАЭС, Китайской Народной Республикой.
Татьяна Семенкова, «
Рэспубліка», 6 ноября 2025 г.
Госстандарт и Росстандарт подписали План стандартизации СГ в области энергосбережения на 2026-2029 годы
Председатель Госстандарта Елена Моргунова и руководитель Росстандарта Антон Шалаев подписали План стандартизации Союзного государства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2026-2029 годы на полях Российской энергетической недели в Москве. Об этом сообщили БЕЛТА в Госстандарте.

Документ предусматривает активизацию сотрудничества двух стран в данных областях.
Назначены профильные технические комитеты по стандартизации, ответственные за разработку ГОСТ.
Всего план включает разработку 30 документов, касающихся энергетического аудита и экономической оценки проектов по энергосбережению, систем энергетического менеджмента, энергоэффективности некоторых видов продукции, использования возобновляемых источников энергии, умного энергосбережения и других аспектов.
Также во время рабочего визита в Москву председатель Госстандарта встретилась с представителями Федерального научного центра пищевых систем имени В.М. Горбатова Российской академии наук. По итогам Елена Моргунова и директор центра Оксана Кузнецова подписали соглашение о сотрудничестве между ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова и национальным институтом по стандартизации – БелГИСС.
«Взаимодействие будет осуществляться в целях проведения совместных научных исследований, трансфера технологий и коммерциализации разработок, создаваемых в рамках деятельности по научно-технологическим направлениям, взаимно интересным сторонам», – уточнили в Госстандарте.
Еще одна цель – обеспечение высокого качества оценки профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.
Как ожидается, соглашение будет реализовано по различным направлениям, включая проведение совместных научно-исследовательских работ, разработку стандартов, пособий, оказание консультационной помощи, проведение образовательных мероприятий, семинаров.
Достигнута и договоренность о подготовке двух программ стандартизации Союзного государства в области продукции функционального, специализированного, спортивного питания по молочному и мясному направлениям на 2026–2029 годы.
По информации
БЕЛТА
Министр труда и соцзащиты Наталия Павлюченко – о том, как меняется облик белорусской семьи
Как выстроить гармоничную цепочку «карьера – ребенок», насколько популярен двухнедельный «отцовский отпуск» по уходу за новорожденным и благодаря чему у нас не прижилась философия чайлдфри – об этом поговорили с Министром труда и социальной защиты Наталией Павлюченко.
Наивысшие жизненные ценности
– Насколько белорусы – семейные люди? Судя по статистике, важно ли для нас наличие законного брака, детей?
– Когда я думаю о белорусских семьях, на ум приходит душевное старинное слово «домочадцы». Оно подразумевает «дом» не просто как некие стены, а именно домашний очаг. И «чадо» – дитя, ради которого во многом этот очаг и сохраняется. Слово прекрасно передает самую суть: семья – это когда есть и дом в смысле общего духовного пространства, и дети, которые наполняют его смыслом.
Современная статистика подтверждает эту глубокую связь. Сегодня в Беларуси около 2,6 миллиона семей, почти в каждой второй растут дети. А если обратиться к последним исследованиям наших социологов из НАН, проведенным в феврале 2025 года, то мы увидим поразительное единство: для 68,8 процента белорусов наивысшая жизненная ценность – это дети, а для 65,1 процента – сама семья. Это ведь о многом говорит, правда? Наше представление о счастье неразрывно связано с семьей, в центре которой всегда находится ребенок.
Правда, молодежь сейчас вступает в брак не торопясь, «по любви и по разуму», как говорили в старину. Если в нулевых невестами становились в 22–23 года, то сегодня – ближе к 27. А возраст женихов приблизился к 29 годам. Это мировой тренд, но у нас он имеет свою особенность: отложив брак ради образования и карьеры, белорусы практически никогда не отказываются от самого института брака, особенно когда речь заходит о рождении ребенка. У нас в зарегистрированном браке рождается более 85 процентов детей. Это отражение коллективной мудрости, понимания, что прочный союз дает ребенку не только любовь, но и чувство защищенности, ту самую «крепость».
По моему мнению, белорусская семья впитывает лучшее из мирового опыта, становясь более осознанной и зрелой, но при этом стойко хранит свою главную, сокровенную ценность – быть пристанью душевного покоя, тем местом, где тебя любят и ждут не по необходимости, а по велению сердца. И задача в том числе государства – помогать семьям быть крепче.
– Как сейчас обстоят дела с рождаемостью – возникший тренд на многодетность замещает движение чайлдфри?
– Суть белорусской семьи остается прежней, но ее облик меняется. Если раньше рождение первенца в 20–22 года было нормой, то сегодня средний возраст матери при рождении первого ребенка приблизился к 28 годам. Это мировая тенденция, и мы здесь не исключение. Но при этом нас радует настоящий ренессанс многодетности. За последнее десятилетие количество семей, воспитывающих троих и более детей, выросло на впечатляющие 70 процентов. Сегодня свыше 120 тысяч белорусских семей являются многодетными, и в них растет каждый четвертый ребенок страны.
Что касается движения чайлдфри, то оно не стало для Беларуси значимым явлением. Согласно последним исследованиям, сознательную бездетность как жизненный идеал разделяет менее 1 процента населения. Гораздо более актуальной проблемой, о которой мы говорим с особой деликатностью, является вынужденная бездетность. Около 14 процентов супружеских пар сталкиваются с трудностями при зачатии. Эта тема особенно обостряется с возрастом, поэтому так важно сохранять свое репродуктивное здоровье и вовремя обращаться за помощью.
Интересно, что даже на фоне общего демографического спада, характерного для всей Европы, в белорусском обществе сохраняются очень четкие и оптимистичные репродуктивные установки.
Для большинства наших граждан идеалом по‑прежнему остается семья с двумя‑тремя детьми. Эта глубокая внутренняя потребность в продолжении рода, эта естественная радость от детского смеха в доме и есть наша главная опора в построении будущего страны.
Для личной реализации помех нет
– Какие в стране созданы условия для совмещения карьеры и материнства?
– Государством создана система поддержки, которая стала для мам и пап надежным тылом. Она начинается с прочного фундамента – трудовых гарантий, которые для родителей маленьких детей становятся своего рода подушкой безопасности. К примеру, если беременной женщине по медицинским показаниям требуется более легкая работа, то ее переводят с сохранением прежнего заработка. А для кормящих мам предусмотрены особые перерывы (помимо обеденного) – не менее получаса каждые три часа.
Другая сторона медали – гибкость, которую мы стремимся внедрить в саму организацию труда. Понимаем, что родительству не всегда подходит график «с девяти до шести». Так, с 2020 года дистанционная работа получила в Беларуси официальный статус. Теперь можно, условно говоря, уложить ребенка спать и завершить рабочий проект за домашним компьютером. Режим гибкого графика позволяет смещать начало и окончание рабочего дня, чтобы успеть отвести малыша в сад или кружок.
Особой строкой в этом перечне мер стоят социальные отпуска. Отпуск по беременности и родам, продолжительный отпуск по уходу за ребенком до трех лет с сохранением рабочего места – это то драгоценное время, которое родители могут полностью посвятить самому важному. Мы рады, что все больше мужчин пользуются своим правом на «отцовский отпуск» – до 14 дней после рождения ребенка. Хотя его оплата и необязательна, наши исследования показывают, что каждое пятое предприятие уже делает этот шаг навстречу своим сотрудникам, а каждое четвертое предоставляет даже более длительный отпуск.
– Все наслышаны о бонусах для многодетных, но, когда женщина впервые становится матерью, для нее тоже предусмотрено хорошее подспорье.
– Государство стремится стать надежным партнером для молодой семьи с самых первых шагов. Начинается все с медицинского сопровождения – дородовое наблюдение, роды и патронаж новорожденного полностью бесплатны. Это база, которая позволяет будущей маме чувствовать себя в безопасности.
Финансовая сторона также продумана: существует единовременная выплата за постановку на учет на ранних сроках, пособие по беременности и родам. И здесь важно отметить существенные изменения, которые произошли в этом году. Мы значительно усилили поддержку тех, кто только начинает свой профессиональный путь или совмещает материнство с учебой.
Если раньше молодая женщина, не успевшая наработать достаточный стаж, получала пособие в размере 50 процентов от бюджета прожиточного минимума, то сейчас оно рассчитывается от минимальной заработной платы и составляет 736 рублей в месяц – это более чем трехкратное увеличение. Студентки теперь получают 100 процентов от БПМ вместо прежних 50. Было принципиально важно поддержать именно молодых женщин, которые зачастую сталкиваются с наибольшими экономическими сложностями.
После рождения ребенка вступают в силу другие не менее важные механизмы. Право на отпуск по уходу за ребенком до трех лет с сохранением места работы и ежемесячной выплатой – это фундаментальная гарантия, позволяющая маме посвятить себя заботе о малыше. Либо папе, если мама решила выйти на работу или продолжить получение образования в дневной форме.
А когда заканчивается отпуск по уходу за ребенком, государство продолжает нести значительную часть расходов на дошкольное образование – родители оплачивают лишь питание ребенка в саду, что составляет 13–17 процентов от реальной стоимости, все остальное содержание компенсируется из бюджета.
Конечно, объем поддержки возрастает с рождением второго и последующих детей, что логично и справедливо. Но та основа, которая создается для семьи с первым ребенком, – это полноценный набор инструментов, который помогает молодым родителям уверенно стоять на ногах. Мы понимаем, что современная молодежь стремится сначала получить образование, построить карьеру, и именно поэтому стараемся создать такие условия, чтобы материнство не воспринималось как риск или помеха личностной реализации, а становилось желанной и поддерживаемой обществом и государством новой главой жизни.
Путь к ответственному отцовству
– Мамы и папы практически уравнены в правах: и те и другие могут взять декретный отпуск, оплачиваемый больничный. Чего нам еще не хватает, чтобы отцы были более погружены в семейные дела?
– С юридической точки зрения мы создали практически симметричные условия для отцов и матерей. Право на отпуск по уходу за ребенком до трех лет, оплачиваемые больничные по уходу за заболевшим малышом – все это в равной степени доступно и папе, и маме. Закон предоставляет семье свободу выбора: кто из родителей на данном этапе станет главным помощником для ребенка.
Однако на практике ситуация складывается немного иначе. Всего около 1 процента отцов оформляют длительный отпуск по уходу за ребенком. Для большинства по‑прежнему актуальна модель «мужчина-добытчик», где главная задача отца – материальное обеспечение семьи. Уровень занятости женщин у нас традиционно высок, но домашние заботы и уход за детьми часто по-прежнему воспринимаются как преимущественно «женская территория». 59,2 процента белорусок считают, что забота о доме и детях должна быть общей обязанностью. Среди мужчин такое мнение разделяют пока 47,7 процента, а более половины все еще видят это как женскую миссию.
Но мы наблюдаем естественный процесс перехода к новым моделям семьи, где партнерство строится на гибкости и взаимной поддержке, а не на жестком закреплении ролей.
Так, популярность краткосрочного «отцовского отпуска» продолжительностью до 14 дней выросла с 2 процентов в 2020 году до 10 процентов в 2024-м. Это очень важный момент, когда папа может полностью погрузиться в заботу о новорожденном и поддержать супругу в самый ответственный период.
– День отца – молодой праздник, установленный Указом Президента в 2022 году. Как считаете, он помог папам почувствовать себя более значимыми и, соответственно, проявлять больше активности?
– Когда мы впервые отмечали День отца, для многих это было скорее красивой новостью. Но сегодня я вижу: этот праздник наполняется живыми смыслами и реальными историями. Он становится своего рода лакмусовой бумажкой, которая показывает, как меняется роль отца в нашей жизни.
Конечно, путь к ответственному отцовству долог. Исследование 2020 года показало, что в среднем папы проводят с детьми около трех часов в выходные и еще меньше в будние дни. Но что гораздо важнее – две трети отцов признались, что хотели бы проводить с детьми больше времени. Главным препятствием они называют работу и другие обязанности. А каждый третий отец говорил о потребности в более глубоком эмоциональном контакте, в доверии и теплоте со стороны ребенка. Это очень показательно: современные папы хотят не просто «присутствовать», а быть по‑настоящему близкими со своими детьми.
Мы поддерживаем это движение разными способами. Например, более популярными становятся курсы для будущих родителей, где папы – полноправные участники. С 2009 года в стране работают «папа-школы» – уникальные проекты, где мужчины делятся опытом отцовства. Но, пожалуй, самое показательное открытие последних лет касается влияния отцов на демографическую ситуацию.
Оказалось, что репродуктивные планы мужчин напрямую влияют на вероятность рождения детей в семье. При твердом намерении отца завести ребенка эта вероятность возрастает в 7,6 раза! Это колоссальная цифра, которая заставляет нас по‑новому взглянуть на роль мужчины в вопросах планирования семьи.
Так что День отца – это признание того, что любящий, вовлеченный отец не просто «помощник матери», а самостоятельная огромная сила, которая способна сделать детей счастливее, укрепить брак и даже повлиять на будущее всей страны. И я вижу, как все больше белорусских мужчин открывают для себя эту истину.
Новый уровень корпоративного доверия
– Несколько лет назад стартовала инициатива «Компания, дружественная родителям». К ней присоединяется все больше организаций. Какие значимые результаты вы бы отметили сейчас?
– Инициатива «Компания, дружественная родителям» становится полноценным общественным движением, которое меняет саму философию отношений между работодателем и сотрудниками. Мы начинали эту работу в 2021 году и ставили перед собой амбициозную цель: показать, что забота о сотрудниках с детьми – это не социальная нагрузка, а стратегические инвестиции в стабильность и лояльность коллектива. Сегодня, видя, что к инициативе присоединились более 180 организаций из самых разных отраслей, можно с уверенностью сказать: идея нашла живой отклик.
Компании-участницы внедряют прорывные практики. Понимая, что жизненные трудности сотрудника влияют и на его профессиональную эффективность, организуют консультации психологов по вопросам воспитания подростков или ухода за пожилыми родственниками. Одни предлагают «каникулы для заботы» – неоплачиваемые перерывы в карьере для ухода за детьми, что особенно актуально для молодых отцов. Другие создают коворкинги, куда можно при необходимости привести ребенка, или частично компенсируют расходы на няню.
Особую значимость инициативе придает трехстороннее Соглашение с Федерацией профсоюзов и Конфедерацией промышленников. Этот шаг превратил инициативу в общенациональный стандарт социально ответственного бизнеса. Для компаний практический инструмент: эксперты помогают провести детальный аудит корпоративной среды, выявить «точки роста» и внедрить именно те меры поддержки, в которых больше всего нуждаются конкретные сотрудники – будь то гибкий график для родителей первоклассников или программы адаптации для работников, возвращающихся из отпуска по уходу за ребенком.
Но, пожалуй, самый важный результат – это меняющаяся корпоративная культура. Когда руководитель сам предлагает папе новорожденного воспользоваться оплачиваемым «отцовским отпуском», когда в коллективном договоре появляется пункт о возможности работать из дома в период болезни ребенка – это формирует совершенно новое качество доверия между работодателем и сотрудником.
И в этом смысле дружественная к родителям компания – это не просто организация с хорошим социальным пакетом. Это сообщество, где ценят семью как основу будущего, где понимают, что счастливый родитель – это эффективный и мотивированный специалист. Те 180 компаний, которые уже встали на этот путь, – это настоящие пионеры, чей опыт мы будем масштабировать на всю страну.
Оксана Невмержицкая, «
СБ. Беларусь сегодня», 14 октября 2025 г.
Министр экономики – о новых подходах к разработке плановых документов и стратегических задачах развития Беларуси
Недавно Президиум Совета Министров рассмотрел два системных документа: Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026 год и Программу социально-экономического развития страны на 2026–2030 годы. Сейчас идет завершающий этап их доработки. О новых подходах к разработке плановых документов и стратегических задачах развития страны в будущем пятилетии рассказал Министр экономики Юрий Чеботарь.

Чтобы развитие было устойчивым
– При формировании стратегических документов мы опирались на систему планирования, четко выстроенную в обновленном Законе «О государственном прогнозировании и государственном планировании». К вопросу подошли комплексно – в сжатые сроки был разработан весь пакет документов.
В июне Правительством была одобрена Национальная стратегия устойчивого развития на период до 2040 года – документ верхнего уровня. Параллельно подготовлен комплексный прогноз научно-технического прогресса до 2045 года.
Второй уровень – планирование на среднесрочный период – новая пятилетка. Это большой объем документов: программа социально-экономического развития страны до 2030 года, 20 государственных, 17 отраслевых программ в сопряжении с 39 научными и 7 региональных программ в увязке с системой стандартов качества жизни.
В рамках подготовки Программы социально-экономического развития на 2026–2030 годы мы внедрили принципиально новый подход к формированию и реализации программных документов. Главное отличие – в архитектуре и философии планирования. Все показатели программы-2030 находят отражение в других системных документах.
При определении задач на пятилетку сформулировали три основных принципа: вертикализация, централизация и персонализация.
Вертикализация – это сквозное прохождение каждой задачи через все уровни программных документов: из НСУР – в программу пятилетки – в госпрограммы и так далее. Это обеспечивает согласованность действий и исключает дублирование.
Централизация означает концентрацию всех ресурсов на достижении основных приоритетов.
Персонализация подразумевает ответственность за результат конкретных должностных лиц: за каждое направление отвечает курирующий вице-премьер, а за выполнение соответствующих госпрограмм – профильные министры.
По сути, мы впервые увязали все документы в единую систему. Каждая задача теперь имеет цифровой индикатор, исполнителя и механизм реализации. Это позволяет видеть, кто, что и когда должен сделать для достижения поставленных целей, а также обеспечить прозрачность, управляемость и результативность на всех уровнях.
Формируя программный документ нового пятилетия, во главу угла мы ставили стратегические задачи, обозначенные Президентом в своей предвыборной программе. Также учитывали результаты социологического исследования ожиданий граждан, предложения науки и бизнес-сообщества, глобальные тенденции и концептуальный подход Правительства, что документ должен отвечать запросам общества, быть реалистичным и достижимым.
Все предложения объединили в программе в пять приоритетов и погрузили в семь укрупненных разделов по направлениям:
развитие человеческого потенциала – образование, медицина и труд;
качество жизни – транспорт, дороги, инфраструктура, жилье;
конкурентоспособность промышленности за счет науки.
Ключевое направление по запросам общества – «Развитие человеческого потенциала». Здесь решаем целый комплекс вопросов – от повышения рождаемости и поддержки семей с детьми, роста уровня медицинского обслуживания до подготовки молодых специалистов под потребности экономики и обеспечения их быстрого входа на рынок труда.
Под «новыми стандартами качества жизни» мы подразумеваем переход от действующих минимальных соцстандартов к комфортным. Это главным образом хорошие дороги, доступный транспорт, услуги ЖКХ, благоустройство и, конечно же, строительство жилья.
Одним из резервов роста экономики является сфера услуг. Ключевое направление – туризм. Его вклад в ВВП должен удвоиться, что обеспечит высокую динамику в смежных отраслях: транспорте, розничной торговле, общепите. Помимо этого, стоят задачи по развитию финансового рынка, креативных индустрий, а также торгово-сервисной инфраструктуры.
Направление «Цифровизация» предусматривает комплекс стимулов для разработки и широкого внедрения отечественного софта, цифровизации производственных процессов на предприятиях, админпроцедур для бизнеса и жизненных ситуаций граждан.
Вопросам «технологической самодостаточности» уделено особое внимание в отраслевых и научных программах. Сквозные требования: инвестиционное наполнение, увязка производства и экспорта, автоматизация и роботизация, внедрение бережливого производства для снижения затрат и повышения операционной эффективности.
«Уникальность каждого региона» мы видим в устойчивом взаимосвязанном развитии территорий с опорой на компетенции, сильные стороны и уникальность каждой области. К примеру, в Брестской и Гомельской областях основной акцент – на развитии Припятского Полесья, в Могилевской – юго-восточного региона, в Минской – Минский промышленный пояс и города-спутники.
Реализация направления «Экология и рациональное природопользование» предусматривает рост использования ТКО до 70 процентов, отходов производства – не менее 90 процентов.
Планы поставили амбициозные, но выполнимые. К примеру, посчитали, что у нас есть возможность построить за пять лет около пяти миллионов квадратных метров арендного жилья. Или туризм: какие объекты, инфраструктуру необходимо построить для его развития? Каскадировали показатели, оцифровали в денежном эквиваленте и рассчитываем, что отрасль гостеприимства может за пять лет прирасти в два раза. И так по каждому приоритету и направлению.
Но хочу отметить: будущая пятилетка – не гонка за показателями. Это про людей, про то, как они живут, работают, растят детей. Ключевое – обеспечить новое качество жизни нашим гражданам, повысить комфортность среды для предприятий и бизнеса. А динамика, проценты, квадратные метры и тонны – это не цель, а результат. Выполним планы по реализации приоритетов, обеспечим рост и ВВП, и экспорта, и, самое главное, доходов населения.
В наступающей пятилетке мы решили изменить подход, понимая, что граждан по большому счету не интересуют макроэкономические показатели. Об экономике и ее успехах они судят по уровню своей жизни, своим «бытовым ощущениям». «Числовые ряды» нужны для управленцев, чтобы видеть ситуацию и принимать правильные решения.
Поэтому в приоритете «Сильные регионы» мы ввели новый принцип комплексной оценки его выполнения. Будем смотреть не только на текущую динамику, но и в разрезе нескольких пятилеток, чтобы развитие было устойчивым, без резких скачков, когда стремительная динамика в моменте сменяется значительными снижениями. Вторым критерием является выполнение социальных стандартов. И третьим – оценка жителей региона: на основе социологических исследований анализировать эффективность работы местной власти. Такую методику оценки развития регионов начнем внедрять в следующем году.
Точки роста
– Насколько в вышеописанную модель вписывается проект Прогноза социально-экономического развития на 2026 год?
– Он является неделимой составляющей пятилетки: все его мероприятия погружены в ПСЭР-2030. Такой подход будет применяться при разработке последующих годовых прогнозов.
В прогнозе-2026 мы исходили из трендов развития мировой экономики, наших ключевых партнеров: России, Китая, стран Африки и Азии. Сверили часы с коллегами из Российской Федерации, обсуждали проблемные аспекты, взаимные точки роста. Определены ключевые параметры. Все они разбиты на конкретные задачи.
Традиционно задачи будут достигаться за счет выполнения производственной, инвестиционной и экспортной программ. Рост экономики на 2,8 процента планируется обеспечить с помощью положительной динамики реального сектора, а также реализации потенциала услуг. В частности туристических. Их доля в ВВП страны должна достигнуть 2,6 процента. Поэтому делаем акцент на развитие инфраструктуры отдыха, в первую очередь средств размещения. Разработан кредитный продукт «Туристический потенциал». Средства будут направляться на строительство и модернизацию санаторно-курортных и оздоровительных комплексов, гостиниц, развитие кемпингов, глемпингов, других объектов. Хочу отметить, что туризм обладает большим мультипликативным потенциалом и позитивно влияет на другие отрасли: транспорт, общественное питание.
Туристические потоки создают дополнительный спрос на внутреннем рынке и являются фактически одним из каналов экспорта нашей продукции.
Еще одно ключевое направление – IT-сфера. Здесь основные задачи – импортозамещение и переход на белорусское программное обеспечение. Тем самым мы решаем сразу несколько задач. Во-первых, повышаем технологическую безопасность. Во-вторых, снижаем расходы на закупку импортных программных решений, которые в прошлые годы были достаточно значимыми. В-третьих, стимулируем цифровизацию производственных процессов в реальном секторе. А это существенное сокращение издержек для бизнеса. Также предусматривается перевод практически половины наиболее востребованных административных процедур в электронный формат, что должно упростить ведение бизнеса, снизить транзакционные издержки и затраты на администрирование.
Ключевая ставка – на отечественного инвестора
– Развитие экономики невозможно без инвестиций. В будущем году планируем нарастить объем вложений на 3,1 процента. За счет чего обеспечим выполнение такого плана?
– Учитывая реалии, ключевую ставку делаем на нашего инвестора. Особенно если речь идет о проектах по повышению технологической безопасности, модернизации и техперевооружении.
На реализацию таких бизнес-идей в следующем году намерены направить 2/3 совокупного объема инвестиций. Сформирован перечень из более 600 приоритетных проектов, в том числе 15 крупных. Свыше 100 проектов в рамках «Региональной инициативы», включая туристическую индустрию. Также предусматривается в 2026-м завершить около 120 уже начатых интеграционных и импортозамещающих проектов, а также проектов инициативы «Один район – один проект».
Среди других приоритетов государственной инвестиционной политики – строительство инфраструктуры и жилья, в том числе арендного.
Но, рассчитывая в первую очередь на собственные силы, мы открыты для иностранных инвесторов, готовых взаимодействовать с нашей страной на долгосрочной взаимовыгодной основе. Бизнес-идеи, нацеленные на создание в Беларуси новых производств и продуктов, будут получать всю необходимую поддержку с нашей стороны в рамках инструментов обновленного инвестиционного законодательства.
В целом такая стратегия сотрудничества приносит результат: в прошлом году ПИИ на чистой основе выросли на 4 процента, достигнув 1,7 миллиарда долларов. Положительная тенденция наблюдается и в 2025-м.
Акцент – на опережающий рост услуг
– Наша экономика является открытой, поэтому экспорт – один из важнейших факторов, от которого зависит ее развитие, равно как и рост доходов наших людей…
– В следующем году ставим задачу увеличить экспорт товаров и услуг на 3,7 процента. Акцент – на опережающий рост услуг. Продолжим работу по наращиванию поставок в страны СНГ и дальней дуги. При этом необходимо укрепить свое присутствие на ключевом для нас российском рынке.
Для выполнения этих задач будут задействованы ресурсы наших флагманов, потенциал частного бизнеса.
Достижение ключевых макроэкономических показателей позволит обеспечить рост реальных располагаемых доходов населения на 4,8 процента. Планируется повышение социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия) и зарплат в бюджетной сфере.
Владимир Волчков, «
Рэспубліка», 10 октября 2025 г.
Министр труда и соцзащиты о ключевых направлениях развития господдержки пенсионеров
Пожилые люди активно участвуют в жизни общества: помогают в рамках серебряного волонтерства, принимают решения на местном уровне, вовлечены в экономическую деятельность. Законодательство также закрепляет заботу о тех, кто нуждается в помощи, что позволяет пожилым получать необходимые услуги, оставаясь в комфортных условиях дома, – принцип «старение у домашнего очага». В честь Дня пожилых людей Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко в интервью корреспонденту
БЕЛТА рассказала о ключевых направлениях развития государственной поддержки пенсионеров.
(фото – БЕЛТА)
– Наталия Викторовна, Национальная стратегия «Активное долголетие – 2030» действует уже несколько лет. Какие ключевые, возможно, неочевидные результаты ее реализации вы могли бы отметить сегодня?
– Действительно, за сухими цифрами – почти 2 тыс. кружков, 25 тыс. участников, 5 тыс. серебряных волонтеров – скрываются куда более глубокие, системные изменения. Самый главный, неочевидный результат, который я бы отметила, что мы постепенно превращаемся из общества, которое заботится о старшем поколении, в общество, которое учится у него и сотрудничает с ним. Ярче всего это видно на примере 140 советов пожилых граждан, которые созданы по всей стране. Это отличный пример, где рождается реальное соуправление на местном уровне.
Когда представители старшего поколения участвуют в обсуждении, где разместить остановку или какую мастерскую открыть, это лучшая иллюстрация того, что опыт и мнение возраста имеют непреходящую ценность. Это уже не «забота о», это партнерство.
Второй скрытый, но крайне важный результат – это формирование нового социального капитала. Серебряное волонтерство – это не про «занять время», это отличный ресурс взаимопомощи, основанный на доверии и принципе «равный равному». Когда человек после выхода на пенсию обучает соседа навыкам цифровой грамотности или помогает одинокому сверстнику, он не просто выполняет социальную функцию. Он выстраивает новые, прочные связи внутри сообщества, становится его «социальным клеем». И эти 5 тыс. человек в волонтерских отрядах – это ядро, которое создает новую, более сплоченную и доброжелательную среду для жизни всех возрастов.
Наконец, третий системный момент – это зарождение серебряной экономики как ответа на реальный запрос. Государство, запуская стратегию, создало довольно четкий сигнал для рынка. Мы видим, как начинает формироваться спрос на качественные, адаптированные услуги: от образовательных программ в университетах третьего возраста до частных пансионатов, которые теперь проходят лицензирование. Это уже новое экономическое пространство, где пожилой человек выступает как взыскательный потребитель, чьи потребности в качестве жизни, досуге и комфорте стимулируют предпринимательскую инициативу.
– Принцип «старение у домашнего очага» закреплен в законодательстве. Насколько система долговременного ухода, которая должна стать его основой, готова к масштабированию?
– Еще 20–30 лет назад фокус системы поддержки пожилых людей был в основном сосредоточен на стационарных учреждениях. Тогда мы только начинали осознавать все многообразие потребностей человека в старшем возрасте. Сегодня наше понимание стало гораздо глубже и сфокусировано на главном – возможности оставаться в привычной, домашней обстановке. Именно этот принцип с 2024 года закреплен в Законе «О социальном обслуживании».
Это закономерный и очень важный шаг в развитии нашей социальной политики, переход к более гибкому, персонализированному и комфортному для человека подходу.
Система долговременного ухода – это именно тот инструмент, который должен наполнить этот принцип реальным содержанием. И мы находимся в активной фазе ее построения.
Поговорим о предварительных результатах. Более 110 тыс. человек (из них 101 тыс. – граждане 65+) получают услуги по уходу на дому, а всего различными формами социального обслуживания охвачено свыше 190 тыс. пожилых людей и инвалидов. Эта работа ведется через сеть из 146 территориальных центров и 80 социальных пансионатов. За последние четыре года численность получателей социальных услуг увеличилась почти на 30 % (на 40 тыс. человек). Для нас это важный сигнал, что мы движемся в правильном направлении и люди видят в этих услугах реальную поддержку.
Мы также четко следим за меняющимися потребностями наших граждан. Данные Белстата, например, показывают, что современные пожилые люди очень активны: 71,9 % людей 65+ пользуются интернетом, причем большинство ежедневно. Это открывает прекрасные возможности для развития дистанционных консультаций и сервисов, что особенно важно для тех, кто живет в отдаленных районах.
Конечно, мы только в начале пути. Главные задачи на ближайшее будущее – это развитие кадрового потенциала и отладка взаимодействия между социальными и медицинскими службами. Нам нужны не просто работники, а настоящие специалисты по уходу, обладающие современными знаниями и чуткостью.
Очень радует, что в новой Государственной программе «Общество равных возможностей» на 2026–2030 годы развитию долговременного ухода уделено такое пристальное внимание. Наша цель – чтобы через несколько лет в каждом уголке страны любая семья, взявшая на себя заботу о пожилом родственнике, могла получить комплексную, квалифицированную и легкодоступную помощь, которая позволит сделать жизнь их близких максимально комфортной и полноценной в стенах родного дома.
– Серебряное волонтерство показало впечатляющую динамику – с 3,7 до 5 тыс. участников. В чем вы видите уникальный, не замещаемый другими группами вклад именно пожилых волонтеров? И планируется ли расширять спектр задач для них, например, в цифровой адаптации сверстников?
– Ценность серебряного волонтерства не в том, чтобы просто занять свободное время, а в его уникальной социальной роли, которую не может в полной мере заменить молодежь. Его сила – в принципе «равный равному».
Да, молодой волонтер быстрее настроит гаджет, но только человек того же возраста, с тем же жизненным опытом сможет с истинным пониманием и терпением помочь разобраться в электронной записи к врачу. Это волонтерство опыта, мудрости и жизненной стойкости. И это не только красивые слова. Социологические опросы показывают, что каждый пятый пожилой человек участвует в волонтерской деятельности. А по данным Белстата, 15,3 % участников от всего волонтерского движения в стране это как раз люди в возрасте 65–74 лет.
Мы видим, как этот потенциал реализуется в самых сложных и чувствительных сферах. Например, волонтеры серебряного возраста становятся незаменимыми помощниками в поддержке одиноких пожилых людей на дому и в пансионатах.
Но мы идем дальше простого сопровождения. Мы целенаправленно развиваем компетенции серебряных волонтеров через школы серебряного волонтера. В них обучают тренеров из числа самих пожилых людей эффективной коммуникации, основам работы в социальных сетях для привлечения единомышленников и, что особенно ценно, проведению занятий по нейрогимнастике для поддержания когнитивного здоровья сверстников. Получается двойной эффект: волонтер, помогая другим, и сам поддерживает свою интеллектуальную активность.
Их роль в передаче опыта и исторической памяти молодежи также незаменима. И это, пожалуй, одна из самых ценных и неоценимых форм волонтерства. Когда в школу приходит человек, чья жизнь – это страница истории, и начинает рассказывать не по учебнику, а от первого лица. Ветераны и дети послевоенного поколения, которые сами восстанавливали страну из руин, становятся для ребят живым воплощением силы духа, стойкости и настоящей любви к Родине. Они рассказывают, как в их юность поднимали заводы, возрождали города, как верили в будущее несмотря ни на что. Это истории, которые бьют прямо в сердце.
И если раньше такие встречи проходили в школах, то сегодня в силу возраста и здоровья многих ветеранов эта важная миссия часто проходит у них дома. Школьники приходят в гости, чтобы из первых уст услышать о войне и мире, о том, что такое настоящий подвиг – не в кино, а в жизни.
– Цифровизация социальных услуг – один из пунктов будущей госпрограммы. Как будет обеспечиваться доступность этих сервисов для пожилых людей, которые часто испытывают цифровой барьер? Предусмотрено ли обучение как обязательный элемент внедрения новых технологий?
– Мы подходим к цифровизации с главным принципом – чтобы она была комфортной и доступной для людей всех возрастов. Для нас важно не заменить живое общение, а добавить новые, удобные возможности. Поэтому мы сохраняем все привычные каналы – прямые телефонные линии, личные приемы и помощь социального работника на дому, – параллельно развивая цифровые сервисы.
Очень вдохновляет, что современные пенсионеры активно осваивают интернет – большинство пользуются им ежедневно для общения, чтения новостей и поиска информации. Чтобы поддержать эту уверенность и направить ее в практическое русло, мы этим летом запустили обновленный портал социальной защиты. Теперь многие вопросы можно решить быстро и просто онлайн: записаться на прием в учреждение соцзащиты, через личный кабинет заказать услуги сиделки или социального работника, в том числе для своих родственников. На интерактивной карте можно проверить доступность любого объекта инфраструктуры, а срочные вопросы помогает решить специальный чат-бот.
И, конечно, мы усилили поддержку в реальной жизни. Во всех территориальных центрах работают кружки компьютерной грамотности, где в спокойной обстановке помогают освоить необходимые навыки. Мы готовим простые и понятные инструкции, чтобы каждый мог чувствовать себя уверенно.
– Если говорить об экономической целесообразности, как политика активного долголетия не просто компенсирует расходы на старение населения, а становится реальным вкладом в развитие экономики?
– Наша стратегия направлена на то, чтобы преобразовать серебряный возраст в устойчивый человеческий капитал, который работает на экономику сразу по нескольким направлениям.
Самый прямой вклад – продолжение трудовой деятельности. Сегодня в экономике страны занято более 470 тыс. пенсионеров, и это не просто цифра. Например, большинство работающих пенсионеров занято в сферах образования и здравоохранения – это сохранение бесценного опыта и наставничества.
Каждый пятый пенсионер продолжает работать, а среди тех, кто только вышел на пенсию, – почти каждый третий. Более того, снятие ограничений по выплате пенсий с начала 2025 года уже дало прирост в 15 тыс. работающих пенсионеров.
И мы видим, что этот тренд только набирает силу. Только за два последних дня сентября по всей стране прошли масштабные серебряные ярмарки вакансий. В них приняли участие почти 900 нанимателей, которые предложили соискателям серебряного возраста более 8,4 тыс. вакансий. И что самое важное – каждый четвертый пришедший на ярмарку человек уже договорился о дальнейшем трудоустройстве. Это наглядное подтверждение того, что спрос на опыт и надежность старшего поколения есть, и он растет.
К тому же политика активного долголетия сама по себе создает новые рынки и рабочие места. Развитие системы социальных услуг, долговременного ухода, университетов третьего возраста и гериатрической помощи формирует спрос на целый спектр профессий – от социальных работников и сиделок до IT-специалистов для цифровизации отрасли, тренеров по скандинавской ходьбе и организаторов досуга. Это уже полноценный драйвер роста сферы услуг, которая становится значимым сектором экономики.
Но, пожалуй, самый стратегический и экономический эффект – это профилактика. Поддержание здоровья и социальной включенности пожилых людей – это прямая инвестиция в сокращение будущих затрат.
Человек, который занимается в школе активного долголетия, участвует в марафонах и волонтерских проектах, с гораздо меньшей вероятностью будет нуждаться в стационарном лечении или постоянном уходе. Например, 31 % пожилых людей сегодня занимается физкультурой или спортом. Каждый процент роста этой цифры – это потенциальная экономия средств системы здравоохранения и социальной защиты в будущем. Каждый рубль, вложенный сегодня в профилактику, – это инвестиция, которая многократно окупается завтра.
Политика активного долголетия – это стратегия экономической рациональности. Она позволяет как адаптироваться к демографическим изменениям, так и активно использовать потенциал старшего поколения для обеспечения устойчивого развития страны.
По информации
БЕЛТА