Беларусь и Россия будут сотрудничать в антимонопольной сфере
Беларусь и Россия заключили межправительственное соглашение о сотрудничестве в области защиты конкуренции. Документ подписали сегодня в Москве Министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси Владимир Колтович и руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев, сообщили в пресс-службе российского ведомства.
Цель соглашения – создание правовой базы для развития практического взаимодействия между антимонопольными органами двух стран при выявлении и пресечении нарушений антимонопольного законодательства, в том числе со стороны хозяйствующих субъектов третьих стран.
«Соглашение является первым двусторонним белорусско-российским международным договором, закрепляющим инструменты практического взаимодействия при правоприменении: координацию правоприменительной деятельности, проведение проверок, в том числе совместных, одновременное вынесение решений по делам и др.», – отметили в пресс-службе.
По сообщению БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)
13 ноября 2025 г. в Москве на площадке Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы состоялось заседание Рабочей группы Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ по доработке проекта Программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств на период 2027–2035 годов.
В мероприятии приняли участие представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, а также сотрудники Исполнительного комитета СНГ и Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.
Участники встречи обсудили предложения государств и Исполнительного комитета СНГ к проекту Программы и по итогам рассмотрения согласовали проект документа.
Решено направить материалы заседания Рабочей группы членам Совета по сотрудничеству в области образования, в Министерство просвещения Российской Федерации и Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ.
Напомним, что разработка проекта Программы осуществляется в соответствии с Решением Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ от 15 ноября 2023 г. Это Решение было принято по итогам инвентаризации договорно-правовой базы СНГ в сфере образования и связано с истечением срока действия ранее принятой Программы.
Проект новой Программы предусматривает мероприятия, направленные на совершенствование механизмов развития гармонизированных моделей правового регулирования взаимодействия стран СНГ в сфере образования, а также на реализацию научно-технического и образовательного потенциала национальных систем образования. Особое внимание уделяется согласованию подходов к подготовке и аттестации научных и педагогических кадров.
Кроме того, в рамках Программы запланированы мероприятия по сотрудничеству в области инклюзивного образования, совершенствованию систем мониторинга и контроля качества профессионального образования, а также по расширению совместных проектов в сфере дистанционного обучения с использованием цифровых технологий и аналитики данных, включая искусственный интеллект. Особое значение придается созданию мультимедийных образовательных программ.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
Об этом рассказала в ходе пресс-конференции Председатель Госстандарта Елена Моргунова.
«На сегодняшний день с рядом стран, например, Российской Федерацией, Китаем, Вьетнамом, Азербайджаном, Узбекистаном нами установлена договоренность об обмене текстами стандартов. В целом существующая договорно-правовая база сотрудничества позволяет получать необходимый стандарт страны поставки по отдельному запросу. Такая практика уже была реализована нами с Египтом, Ираном», – отметила спикер.
В рамках соглашения с органом по стандартизации Китайской Народной Республики (КНР) национальный институт по стандартизации Республики Беларусь (БелГИСС) имеет доступ к фонду национальных стандартов КНР в количестве свыше 55 тыс. стандартов. Это дает возможность оперативно по запросам обеспечивать предприятия стандартами КНР, необходимыми для выполнения требований при поставке продукции на рынок этой страны. Наиболее востребованы сегодня стандарты КНР в области пищевой, легкой, нефтехимической промышленности, металлургии, машиностроении.
Госстандартом также проводится активная работа по освоению рынка халяльной продукции государств Персидского залива, Индонезии, Пакистана и обеспечению условий, необходимых не только для производства халяльной продукции, отвечающей зарубежным требованиям, но и ее оценки соответствия данным требованиям непосредственно в Беларуси.
Созданы условия для получения сертификата «халяль» в Беларуси для поставки продукции в Объединенные Арабские Эмираты, Королевство Саудовская Аравия, Оман, Катар, Королевство Бахрейн, Кувейт, Йемен, государства – участники СНГ.
«В этой связи уместно обратить внимание нашей промышленности на активное участие в работе международных технических комитетов по стандартизации. При необходимости и активном продвижении в проект международного стандарта могут быть погружены требования наших производителей, а это, в свою очередь, будет служить беспрепятственной торговле», – отметила Елена Моргунова.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
План сотрудничества между Государственным секретариатом Совета Безопасности Беларуси и аппаратом Совета безопасности России на 2026–2027 годы подписан 5 ноября в Москве на встрече Госсекретаря Совбеза Беларуси Александра Вольфовича и секретаря Совбеза РФ Сергея Шойгу. Она состоялась на полях ежегодного совещания секретарей советов безопасности стран СНГ, сообщает корреспондент БЕЛТА.
«Такой формат востребован, нужен, наши партнеры по СНГ проявляют большой интерес к обсуждению актуальных, трансформированных вызовов и угроз», – отметил, комментируя встречу коллег из СНГ, Александр Вольфович.
«Мы постоянно находимся в контакте. Вопросы, которые обсуждают наши руководители, требуют нашего постоянного внимания», – сказал Сергей Шойгу о двустороннем белорусско-российском взаимодействии.
По информации Государственного секретариата Совета Безопасности Беларуси, на совещании секретарей совбезов стран СНГ состоялся обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам международной и региональной безопасности. Обсуждались вызовы и угрозы на пространстве СНГ и возможные совместные меры реагирования, развитие гуманитарного и образовательного сотрудничества государств – участников Содружества.
Белорусской стороной были отмечены негативные тенденции развития военно-политической обстановки в Восточно-Европейском регионе, в том числе касающиеся обострения ситуации на западных границах. Подчеркнуты инициативы Беларуси по снижению международной напряженности и обеспечению стратегической стабильности.
Александр Вольфович акцентировал внимание на инициативах Президента Республики Беларусь, выдвинутых в ходе III Минской международной конференции по евразийской безопасности, в частности о запрете санкций в отношении продовольствия и медикаментов, защите международной критической инфраструктуры, дальнейшем продвижении Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Максимально сблизить правила работы стационарного и онлайн-ретейла – на это направлен разрабатываемый Министерством антимонопольного регулирования и торговли проект Указа с предварительным названием «О совершенствовании регулирования потребительского рынка». Работа над документом ведется на протяжении последнего полугода. Недавно регулятор выносил его на общественное обсуждение – поступило 15 сообщений, включающих в себя 54 предложения. Ряд предложений взяли на карандаш. Впрочем, уже сейчас прорисовывается каркас подходов, призванных упорядочить ситуацию в онлайн-торговле с учетом современных реалий. Об основных предлагаемых новшествах узнавала корреспондент «Р».
К теме маркетплейсов – комплексно
Заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич рассказала, что в документе постарались обозначить основные тенденции, которые возникают при работе отрасли в современных условиях, в том числе и в онлайн-сегменте. Он, к слову, активно развивается: по итогам 2024-го доля интернет-торговли в розничном товарообороте составила чуть меньше 12 процентов – практически двукратный рост за два года, к 2022-му.
При этом заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак обращает внимание, что на сегодня в Беларуси нет специального законодательного акта, который бы комплексно регулировал работу маркетплейсов. Из недавнего – в июле 2024-го вступили в силу изменения в Правила дистанционной торговли. В частности, появилось определение, что такое интернет-площадка: это когда продаются товары двух и более продавцов. Введены требования к маркетплейсам, которые касаются в большей степени доведения информации до потребителя. С июля нынешнего года интернет-площадки, как и интернет-магазины, обязаны обеспечить возможность подачи жалоб, обращений потребителей в электронной форме непосредственно на сайте маркетплейса и получение ответа на них в таком же формате. Кроме того, урегулированы определенные вопросы информирования владельцами интернет-площадок об условиях изменения договора как с потребителями, так и с продавцами. Ряд обязанностей появился и у владельцев пунктов выдачи заказов в части информирования клиентов о контактах для связи и указания партнеров из виртуального ретейла.
– Но время не стоит на месте и добавляет новые вызовы, к которым должна быть готова отрасль. Потому и был разработан проект указа, – подчеркнула Ирина Шпак.
Одно из ключевых требований проекта указа говорит о том, что владелец интернет-площадки вправе оказывать услуги в нашей стране со дня включения сведений о маркетплейсе в Торговый реестр. Аналогичные требования уже установлены для владельцев интернет-магазинов, объектов торговли и общепита, торговых центров и рынков. Логично, что эта норма должна распространяться и на виртуальные площадки, которые, по сути, выступают аналогом ТЦ, только в онлайн-режиме.
Второй немаловажный нюанс: если владелец интернет-площадки – иностранное юрлицо или гражданин, то он обязан создать в Беларуси организацию или филиал иностранной организации, сведения которой будут включаться в Торговый реестр. Плюс эта же организация будет отвечать за соблюдение требований национального законодательства, в том числе принимать и рассматривать обращения, представлять интересы иностранного лица в госорганах, судах, обеспечивать работу маркетплейса. Местом оказания его услуг будет признаваться территория Беларуси, если информация на сайте размещается на одном из двух государственных языков, счет для оплаты товаров открыт в нашем банке, а доставка заказанных через маркетплейс товаров происходит в адрес жителей страны.
К исполнению – обязательно
У владельцев маркетплейсов появится и ряд обязанностей, которых сейчас нет в Правилах дистанционной торговли. Например, предоставлять на равных условиях доступ юрлицам и физлицам ко всем услугам интернет-площадки.
– Подразумевается, что у отечественных производителей и торговых организаций будут такие же возможности доступа к услугам, как, например, у продавцов и производителей других государств, – прокомментировала Ирина Шпак.
В списке других обязанностей – предоставление контролирующим и надзорным органам необходимых сведений. Совмин установит требования к показу информации о товарах, в том числе к результатам выдачи товаров через поиск в соответствии с запросом потребителя. В Правила дистанционной торговли также внесут корректировки – пропишут требования к результатам «выпадения» вариантов при поисковом запросе. Требования эти, к слову, в том числе будут направлены на продвижение отечественных товаров.
На виду будут и условия предоставления услуг, в том числе критерии формирования рейтинга товаров и продавцов, их значимость для создания такого списка и основания для изменения, принципы ранжирования товаров и продавцов в поисковой выдаче.
– У производителей, продавцов и потребителей будет четкое понимание, на основании каких критериев и принципов формируются рейтинги. Ведь это, наверное, ключевой показатель, который способствует продвижению товаров на интернет-площадках и увеличению их продаж, – акцентировала представитель МАРТ.
В проекте указа предусмотрен ряд запретов для владельцев интернет-площадок. Во-первых, будет введен запрет на совершение действий, которые ограничивают или устраняют конкуренцию на соответствующих рынках, причиняют вред правам, свободам и законным интересам игроков рынка и потребителей. Появится и запрет на создание дискриминационных условий, определенных в соответствии с Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
– Надо отметить, что в указанном законе такой запрет установлен только для субъектов, занимающих доминирующее положение. Но владельцу интернет-площадки, независимо от того, занимает он доминирующее положение или нет, будет запрещено совершать оговоренные действия. В первую очередь – ограничивать доступ на рынок, – подчеркнула Ирина Шпак.
Кроме того, если товар на интернет-площадке продал нерезидент Беларуси, владелец маркетплейса будет исполнять предусмотренные законодательством о защите прав потребителей обязанности продавца – например, принимать товар ненадлежащего качества, проводить экспертизу и делать возврат. А также – отвечать за причиненные потребителю убытки из-за размещенной продавцом недостоверной информации и убытки в случае реализации товаров ненадлежащего качества.
– МАРТ наделяется компетенцией выносить решение об ограничении доступа к интернет-площадкам при выявлении нашими специалистами или поступлении к нам письменных обращений госорганов или организаций, которые выявили факты неисполнения владельцами интернет-площадок предусмотренных указом требований. Порядок приостановки и возобновления работы будет определен Правительством, – ввела в курс дела представитель Министерства.
Добавить в ассортимент белорусское
Следующий блок касается организаций торговли – владельцев интернет-магазинов. Они будут должны и обеспечить постоянное или сезонное размещение на сайте предложений. Регулятор позже подскажет, какие товары должны быть в наличии. Исключение сделают для фирменных магазинов, секонд-хендов, продавцов на интернет-площадках.
– Важно, чтобы продавец предоставил возможность заключить договор о доставке такого товара, как, например, в магазинах, которые продают продукцию по образцам, в частности, бытовую технику, и уже потом доставляют покупку в оговоренные сроки. Так что добавлять склады не придется, чтобы обеспечить хранение в указанном на сайте количестве, – пояснила Ирина Шпак. – Эта норма сделана по аналогии с требованием к стационарным магазинам и павильонам, которые должны разрабатывать обязательные перечни отечественных товаров и обеспечивать их постоянное наличие. Мера направлена в первую очередь на защиту внутреннего рынка, увеличение продаж белорусских производителей, постоянное наличие их товаров в предложении.
Свой рынок должен быть в приоритете
Еще одно предлагаемое нововведение касается установления правил формирования цен на товары, поставляемые на экспорт. Так, возможно, появится требование о том, что реализация произведенных в Беларуси товаров по перечню, который определит Совмин, на экспорт будет идти по отпускной цене не ниже стоимости таких товаров, поставляемых на внутренний рынок. В случае необходимости продажи за рубеж продукции по отпускным ценам ниже, чем внутри страны, такой шаг предстоит согласовать с местными органами власти. Ожидается, что в перечень войдут наиболее инфлятогенные товары, рассказали в МАРТ.
Мария Друк, « Рэспубліка», 4 ноября 2025 г.
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал законы о ратификации шести международных договоров, которые направлены на расширение сотрудничества со странами Африки, Азии и Латинской Америки.
Ратифицированы межправительственные соглашения об отмене виз для владельцев дипломатических, официальных и служебных паспортов с Зимбабве, Угандой и Гвинеей-Бисау. В соответствии с ними владельцы таких паспортов освобождаются от необходимости получения виз для въезда, выезда и транзита по территории принимающей стороны. Реализация этих международных договоров позволит упростить взаимные поездки официальных должностных лиц.
Межправительственные соглашения с Колумбией о взаимной отмене виз для краткосрочного пребывания и с Лаосом об отмене виз для владельцев обычных паспортов освобождают граждан, имеющих действительные национальные паспорта, от необходимости получения виз для въезда, транзитного проезда и пребывания на территории государств.
Кроме того, ратифицирован протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение с Турцией о взаимной отмене виз от 29 марта 2013 года. Документ предусматривает освобождение водителей и членов экипажей транспортных средств – граждан Беларуси и Турции, выполняющих международные перевозки грузов и пассажиров, от визовых требований при въезде, выезде, транзите и временном пребывании на территории государств в течение 90 дней в любом из периодов в 180 дней (до подписания протокола – до 30 дней, но не более 90 дней в году).
