Минфин анонсировал появление в Беларуси стрип-облигаций
Министерство финансов в 2019 году займется подготовкой к внедрению в Беларуси механизма стрип-облигаций. Об этом говорится в статье заместителя начальника управления регулирования рынка ценных бумаг департамента по ценным бумагам Минфина Андрея Аксенова в журнале «Финансы. Учет. Аудит».
Минфин предлагает создать законодательные и регулятивные условия для появления стрип-облигаций (STRIPS) – финансового инструмента, позволяющего раздельно обращаться на рынке купонам и номиналу ценных бумаг.
STRIPS позволяет, не увеличивая реального объема облигационного долга и не укорачивая для эмитента сроков его обслуживания, производить долгосрочные заимствования, одновременно с этим предлагая участникам рынка пользующиеся повышенным спросом краткосрочные и среднесрочные долговые инструменты. Популярность предлагаемой схемы также объясняется тем, что она дает возможность оценивать будущие ставки (forward rates), которые становятся более предсказуемыми.
Один из первых рынков стрипования облигаций начал формироваться в Канаде. Среди стран, где он есть сегодня, – США, Франция, Германия, Италия.
«Представляется, что для белорусского рынка облигаций назрела необходимость и целесообразность внедрения данного механизма. Стрипование может оказаться полезным как для Министерства финансов (выступающего эмитентом государственных ценных бумаг), так и крупных и средних корпоративных заемщиков, включая банки», – отмечает Андрей Аксенов.
В Минфине полагают, что инвесторы с оптимизмом воспримут появление новых, простых и понятных по структуре долговых инструментов, имеющих широкую номенклатуру сроков обращения и номиналов. Внедрение программы стрипования позволит крупным заемщикам, не изменяя кардинально свою политику и объемы заимствования, предложить рынку востребованные инструменты. При этом функциональным и технологическим центром внедрения механизма, исходя из мировой практики, мог бы стать Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг.
Министерство финансов планирует в 2019 году начать разработку нормативных правовых актов, создающих условия для внедрения механизма STRIPS.
По сообщению БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 июня собрал выездной семинар–совещание по сельскому хозяйству в Минском районе.
Мероприятие проходит на базе одного из молочно–товарных комплексов филиала «Острошицкий Городок» ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский».
В числе участников семинара–совещания – председатели облисполкомов и их первые заместители, уполномоченные представители Главы государства в регионах, помощники Президента – инспекторы по областям.
Президент рассказал об основном замысле очередного мероприятия в подобном формате – речь об условиях содержания крупного рогатого скота (КРС).
«От этого мы никуда не уйдем», – подчеркнул белорусский лидер. Александр Лукашенко напомнил, что ранее предлагал поставить в Беларуси памятник корове в знак заслуг этого животного в жизни людей, и особенно в годы Великой Отечественной войны. «Люди уходили в леса и с собой брали скотину, чтобы выжить. Корова и сегодня кормит народ. Это не только молоко, но и мясо, – сказал Александр Лукашенко. – Если мы хотим быть здоровыми, надо дышать нормальным воздухом и питаться нормальными продуктами, исходя из этого, корова, образно говоря, должна стоять во дворце».
Президент отметил, что за последние годы нащупали, каким путем развиваться в животноводстве. Приняли решение, что животноводческие фермы необходимо преобразовать в животноводческие молочно-товарные комплексы (МТК), где в целом по всей цепи соблюдаются технологии.
«Жим в этом отношении будет очень серьезный. Я решил вас пригласить, показать, рассказать. Здесь специалисты, которые могут и покритиковать, и высказать свою позицию. Для вас, для журналистов небольшой часовой урок. Чтобы вы понимали, что это за технология, в каком «дворце» должны содержать коров», – сказал Александр Лукашенко о замысле мероприятия.
Это важно еще и в преддверии двух больших совещаний по сохранности молодняка КРС и по работе аграрно–промышленного комплекса в Витебской области, где накопилось много проблем.
Президент подчеркнул, что производить молоко высокого качества – это очень прибыльно. Из него потом можно произвести целый спектр разнообразной продукции, которая широко востребована и за рубежом.
«У вас сегодня есть все для того, чтобы организовать процесс производства и переработки. Шутки в сторону. Повторяю еще раз: не хотите в окопах сидеть, в грязи вшей плодить – давайте работать, – подчеркнул Глава государства. – Соблюдение технологий и военная дисциплина. Вам даны все права. Если не хотим войны, значит, надо работать правильно. Надо получать продукцию и продавать. Надо, чтобы честно подходили к этой работе».
Говоря о семинаре–совещании, Александр Лукашенко рассказал, что попросил экс–руководителя Минской области, а ныне Премьер-министра Александра Турчина и других специалистов, чтобы они определили типичный комплекс, на примере которого можно представить имеющийся передовой опыт. МТК «Селище–2» в агрокомбинате «Дзержинский» даже с запасом соответствует этим критериям. «Это будущий век», – констатировал Президент. Тем не менее и здесь все сделано хоть и весьма добротно, но экономно. Многие строительные работы выполнялись хозспособом. «А что тут сложного? Если ты хороший руководитель, ты обязан иметь свою строительную бригаду», – заметил белорусский лидер.
Это один из хороших примеров, которому надо следовать и в других организациях, где это еще не сделали. В целом в стране не более трети сельхозпредприятий, на которые надо обратить пристальное внимание. Остальные работают либо в целом неплохо, либо на высоком уровне.
«Нам надо приспособить (опыт передовых хозяйств. – Прим.), где–то модернизировав старые фермы, превратить их в молочно–товарные комплексы. Нужно современное содержание скота. И продавать молоко сортом «экстра». Это сегодня хорошие деньги и сегодня молоко прибыльно», – ставит задачу белорусский лидер.
Он обратил внимание на то, что происходит в мире, – войны и конфликты. Наживаться на них – это не политика Беларуси, но и без этого продовольствие в мире всегда будет востребовано, уверен Президент: «И без войн людей надо накормить. Значит, спрос на продукты питания и одежду будет (а одежда тоже из земли) только возрастать. Поэтому нам надо обязательно идти этим путем – создавать МТК и решать эти проблемы».
Александр Лукашенко обратил особо внимание на условиях содержания КРС, и особенно молодняка, чтобы не допускать падежа, что для многих хозяйств пока является проблемой. А для этого нужны не только хорошие помещения, но и качественные корма. «Нет молодняка – нет ни молока, ни мяса», – констатировал белорусский лидер.
Глава государства напомнил о двух поручениях, которые давались еще ранее, – сделать отечественные прессы для заготовки сенажа и роботы для доения, которые были бы по качеству не хуже иностранных.
«Пресс надо сделать. Это вопрос жизни и смерти», – требует Глава государства. Он подчеркнул, что качество техники влияет на качество кормов, а это – здоровье скота.
Что касается роботов для доения, Александр Лукашенко видит в этом перспективу в том числе с учетом дефицита кадров на селе. Но это также и вопрос эффективности производства.
Президент обратил внимание, что среди нынешнего состава председателей облисполкомов уже половина – не аграрии. С другой стороны, эти люди прошли через центр, занимали высокие должности, в том числе в энергетике и даже силовых структурах.
Александр Лукашенко рассчитывает, что эти руководители в том числе поспособствуют поднятию уровня дисциплины, а конкретно специалистов аграрного профиля в регионах достаточно. «Специалистов у нас много. Пока хромает организация. Посмотрим, что из этого кадрового эксперимента получится. Но не хватает дисциплины. Все делаем правильно. Но иногда делаем медленно, а иногда не делаем вообще. Исполнительская дисциплина – вопрос номер один», – подчеркнул белорусский лидер.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Более 10 лет Беларусь удерживает позицию страны с очень высоким уровнем развития. Об этом заместитель Министра экономики Беларуси Елена Болигатова сообщила в ходе заседания Совета по устойчивому развитию, которое состоялось сегодня, 12 июня, в Минске.
По словам Елены Болигатовой, в нашей стране эффективно функционирует система достижений Целей устойчивого развития, что подтверждается высокими международными оценками и результатами работы экономики:
– Более 10 лет Беларусь удерживает позицию как страна с очень высоким уровнем развития, занимая 69-е место среди 193 стран в Глобальном индексе человеческого развития. Интегративные показатели ВВП на душу населения и паритету покупательной способности выросли более чем в 5 раз. В Беларуси установлена высокая динамика промышленного производства. Рост производственных способностей нашего промышленного комплекса подтверждает 58-я позиция среди 153 стран в мировом рейтинге. В Беларуси произведен самый большой карьерный самосвал в мире грузоподъемностью 450 тонн. Новым вектором стало развитие электротранспорта – освоен выпуск электромобилей, электробусов и различной техники. Особый упор в этом векторе мы делаем на инвестиции. Сохраняется положительная динамика по инвестициям в основной капитал.
Юлия Демешко, « СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Наиболее востребованной у государств – участников Содружества компетенцией Экономического суда СНГ является толкование заключенных соглашений, отметил в комментарии журналистам Андрей Плотников, который до недавнего времени возглавлял Экономический суд СНГ, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Андрея Плотникова, Экономический суд СНГ – это прежде всего уставный орган Содружества, деятельность которого призвана обеспечивать соблюдение экономических интересов государств – участников Содружества на основе принципа суверенитета и учета национальных интересов. Это предопределяющее в деятельности суда как органа, обеспечивающего единство правового пространства на всей территории стран Содружества.
Продолжая тему компетенции Экономического суда СНГ, Андрей Плотников пояснил, что речь идет, в частности, о рассмотрении запросов о толковании заключенных конвенций и соглашений, а также споров между государствами.
Впрочем, в последнее время государства научились решать свои вопросы иными средствами мирного разрешения споров, отметил он. Прежде всего это консультации, переговоры. «Именно споров (в рамках. – Прим. БЕЛТА) искового производства между государствами сегодня не было. По большей части востребованным и актуальным является рассмотрение дел по толкованию заключенных соглашений», – отметил Андрей Плотников.
Он напомнил, что с 2016 года проводилась реформа Экономического суда СНГ. Суд перешел на новый формат деятельности ad hoc (постоянный формат работы по месту пребывания суда сохранен лишь для его председателя и аппарата). В основном это дистанционная форма работы. В существующих условиях это более оперативное рассмотрение дел, экономичное, рачительное использование денежных средств для содержания суда.
«На территории государств-участников уже является обыденным рассмотрение дел дистанционно. Но межгосударственное рассмотрение споров, когда судьи находятся на территории разных государств и проводят судебные заседания дистанционно, на территории СНГ впервые», – обратил внимание Андрей Плотников.
По его словам, в последнее время работа суда была основана на рассмотрении запросов, касающихся действия заключенных соглашений. Что касается рассмотрения споров между субъектами хозяйствами, это не входит в компетенцию Экономического суда СНГ. Субъекты хозяйствования могут обратиться в суд опосредованно, через структуры и институты СНГ.
«Мы больше рассматриваем вопросы публичного права, но они в дальнейшем влияют непосредственно на деятельность каждого субъекта именно через заключенные в рамках Содружества соглашения», – сказал Андрей Плотников.
В Минске сегодня состоялось заседание Пленума Экономического суда СНГ. Пленум – это высший коллегиальный орган Экономического суда СНГ, состоящий из судей суда (по одному от каждого государства) и председателей высших национальных судов, обладающих компетенцией по рассмотрению экономических споров в государствах – участниках соглашения о статусе Экономического суда СНГ (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан).
«Данный состав пленума и определяет уникальность этого органа, – сказал Андрей Плотников. – Состав пленума предопределяет его взаимодействие с высшими национальными судами, поскольку позволяет вырабатывать общие подходы при регулировании права на территории стран Содружества».
Очередное заседание пленума призвано было рассмотреть вопросы, связанные с внесением изменений в регламент пленума и регламент Экономического суда СНГ по итогам работы в новом формате ad hoc. Процедуры требуют в некоторой части унификации и упрощения. Также требуется адаптация к новым судебным практикам, уже существующим на территории стран Содружества.
По информации БЕЛТА
9 июня 2025 года состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.
В заседании Постоянной комиссии также приняли участие представители Министерства финансов, секретариатов Совета Республики и Палаты представителей.
Председатель Постоянной комиссии по экономической политике Николайкин В.П. озвучил выводы заключения экспертного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (второе чтение) и акцентировал внимание на необходимости обеспечения пакетного принципа подготовки данного проекта законодательного акта.
Заместитель Министра финансов Республики Беларусь Судник А.А. проинформировал участников заседания о ходе подготовки проектов постановлений Правительства об утверждении Положения о деловой (профессиональной) репутации, также перечня организаций, информация о деятельности которых имеет особую экономическую значимость для Республики Беларусь, при оказании аудиторских услуг которым устанавливаются особенности в части обеспечения дополнительной защиты информации.
В ближайшее время соответствующие проекты документов, учитывающие высказанные участниками заседания предложения, будут представлены в Постоянную комиссию.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Экономический рост наблюдается во всех странах СНГ. Об этом заявил Премьер-министр Беларуси Александр Турчин во время заседания Совета глав правительств СНГ, сообщает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Во всех странах Содружества наблюдается экономический рост. Второй год подряд темпы роста ВВП в государствах СНГ превышают среднемировые. Такая тенденция наглядно подтверждает получение конкретных выгод каждым государством-участником от экономической интеграции в рамках Содружества. Однако нельзя останавливаться на достигнутом. Мы не можем игнорировать турбулентность на мировом рынке в силу различных обстоятельств», – сказал Александр Турчин.
Премьер обозначил приоритетные направления экономического взаимодействия для развития Содружества. «Использование механизмов свободной торговли товарами и услугами, а также устранение барьеров во взаимной торговле позволят нам выйти на новый уровень торгово-экономических взаимоотношений в Содружестве. Необходимо активнее задействовать потенциал рабочей группы высокого уровня для проведения анализа поступающих претензий и устранения препятствий во взаимной торговле между странами СНГ. Важным является вступление в силу соглашения о свободной торговле услугами для всех стран, подписавших документ», – отметил Премьер-министр.
Еще одно приоритетное направление – формирование научно-технологического пространства СНГ для достижения технологического суверенитета. «Предлагаю Исполкому СНГ подумать, где в сфере технологий мы можем использовать наш потенциал, чтобы развивать совместные производства с высокой добавленной стоимостью. Также мы хотим сосредоточить усилия на расширении промышленной кооперации и повышении уровня локализации выпускаемой продукции. Подписываемое сегодня соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в развитии отраслей тяжелого машиностроения должно способствовать этой цели», – подчеркнул глава белорусского Правительства.
Следующий приоритет – цифровизация. «Широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий способствует экономическому росту, повышению качества услуг, предоставляемых населению. Реализация в этой области совместных проектов, представляющих интерес для всех стран СНГ, придаст дополнительный импульс многоплановому сотрудничеству в Содружестве. Полагаем, что от создания единого цифрового пространства в рамках СНГ выиграет как организация в целом, так и каждое государство-участник», – заявил Александр Турчин.
Также в числе приоритетов он назвал укрепление международного статуса СНГ, налаживание практического сотрудничества отраслевых советов и базовых организаций. «Накопленный опыт взаимодействия стран СНГ во всех сферах, развитая нормативная правовая база позволяют Содружеству активно позиционировать себя на международной арене, весомо звучать в международном информационном пространстве», – заключил Премьер-министр.
По информации БЕЛТА