15 лет тюрьмы за фальшивки. В прошлом году в стране было зафиксировано 810 фактов фальшивомонетничества
Фальшивомонетничество – тяжкое преступление. Согласно ст. 221 Уголовного Кодекса, за изготовление, хранение либо сбыт поддельных денег предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 15 лет с конфискацией имущества. Уголовная ответственность наступает с 16 лет.
В Беларуси фальшивомонетничество, в основном, представлено подделкой иностранной валюты. В 96 % случаев из общего количества зарегистрированных фактов фальшивомонетничества предметом правонарушений стала иностранная валюта (779 фактов), и лишь 4 % – белорусские рубли (31 факт).
В 2018 по сравнению с 2017 годом количество фальшивок уменьшилось на 12,2 % (810 против 922). Подобная тенденция сохраняется на протяжении нескольких лет.
Как показывает практика, поддельная иностранная валюта изготавливается на высококачественном полиграфическом оборудовании, белорусские подделки – это нарисованные или напечатанные на обычных принтерах купюры, изготовленные в домашних условиях.
В большинстве случаев поддельная иностранная валюта привозится в страну так называемыми «добросовестными приобретателями» (туристами, гражданами, выезжающими за рубеж для трудоустройства, в гости к родным и близким, а также предпринимателями, закупающими импортные товары). Фальшивки поступают на внутренний рынок и задействуются при осуществлении незаконных валютных операций, т.е. при обмене между физическими лицами, приобретении товаров вне розничной сети – на рынках, в интернет-магазинах, по частным объявлениям.
Именно поэтому, чтобы не стать жертвой фальшивомонетчиков и мошенников, необходимо совершать обменные операции исключительно в банковских учреждениях.
Маргарита ГОВРОВА, официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь
В рамках подготовки к очередному заседанию Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ состоялось совещание экспертов министерств внутренних дел стран Содружества, которые обсудили проекты документов, вносимых на рассмотрение очередного заседания совета. Об этом БЕЛТА сообщили в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ.
В мероприятии приняли участие делегации министерств внутренних дел Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.
По результатам работы эксперты обсудили и согласовали проекты документов, в частности, о повышении эффективности сотрудничества МВД стран Содружества в сфере экспертно-криминалистической деятельности, о формировании Межгосударственного информационного банка и путях совершенствования информационного взаимодействия, о проекте Концепции развития информационного взаимодействия государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием (в сфере) информационно-коммуникационных технологий, а также о проекте рекомендаций по нормативному регулированию отношений, связанных с использованием участниками дорожного движения средств индивидуальной мобильности.
По информации БЕЛТА
Коррупция – одно из наиболее опасных преступлений, подрывающих доверие к государственным институтам, нарушающих принципы справедливости и препятствующих развитию общества. В Республике Беларусь борьба с коррупцией является приоритетным направлением государственной политики, реализуемым через комплекс превентивных мер и жесткие санкции для нарушителей.
Важность антикоррупционной работы обусловлена не только необходимостью соблюдения законности, но и защитой интересов граждан, бизнеса и государства. Власти предпринимают системные шаги по предотвращению коррупционных проявлений, включая совершенствование законодательства, повышение прозрачности работы государственных органов и формирование антикоррупционной культуры среди населения.
Уголовный кодекс Республики Беларусь содержит ряд статей, направленных на борьбу с коррупцией. В частности:
- Статья 430 – получение взятки. Предусматривает наказание в виде штрафа, ареста, ограничения или лишения свободы на срок до 15 лет с конфискацией имущества.
- Статья 431 – дача взятки. В зависимости от суммы взятки и других обстоятельств виновному может грозить лишение свободы до 10 лет.
- Статья 432 – посредничество во взяточничестве. Наказание варьируется от штрафа до лишения свободы сроком до 10 лет.
- Статья 424 – злоупотребление властью или служебными полномочиями. Может повлечь наказание в виде ограничения или лишения свободы до 10 лет.
- Статья 426 – превышение власти или служебных полномочий. Максимальное наказание – лишение свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности.
Кроме того, существует административная ответственность за правонарушения, связанные с коррупцией, включая незаконное принятие подарков, конфликт интересов и несообщение о коррупционных фактах.
Борьба с коррупцией требует не только наказания виновных, но и эффективных превентивных мер, направленных на снижение уровня коррупционных рисков. В Республике Беларусь реализуются следующие меры профилактики:
- Постоянно обновляются нормативные акты, направленные на повышение прозрачности работы государственных органов и снижение коррупционных рисков.
- Государственные закупки, распределение бюджетных средств и деятельность чиновников контролируются независимыми органами. Внедряются электронные системы отчетности и цифровые платформы, исключающие человеческий фактор.
- Законы и ведомственные акты проходят проверку на наличие коррупциогенных факторов, что позволяет исключить лазейки для злоупотреблений.
- В образовательных учреждениях, на предприятиях и в госструктурах проводятся лекции и тренинги по формированию правосознания и этики. Чиновники обязаны проходить курсы по антикоррупционной безопасности.
- Государство гарантирует конфиденциальность и безопасность лицам, заявившим о коррупционных правонарушениях. Действует программа поощрения добросовестных граждан, предоставляющих сведения о взяточничестве и других коррупционных проявлениях.
- Чиновники обязаны декларировать доходы и расходы, соблюдать нормы служебного поведения и избегать конфликтов интересов.
- Жители страны могут участвовать в общественных антикоррупционных инициативах, обращаться в органы власти с жалобами и предлагать меры по повышению прозрачности управления.
Профилактика коррупции – это комплексная задача, требующая участия государства, общества и каждого гражданина. Только совместными усилиями можно создать эффективную систему противодействия коррупции, основанную на принципах законности, прозрачности и ответственности.
По сообщению официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь
На белорусском рынке появился первый выпуск «золотых облигаций». Об этом сообщил на пресс-конференции председатель правления ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» Андрей Аухименя, передает корреспондент БЕЛТА.
«Сегодня у нас знаковое событие. Впервые в истории Беларуси на нашем рынке появились облигации, которые совмещают в себе и цифровые финансовые активы, и физическое золото, и традиционные инструменты фондового рынка. Это облигации, привязанные к стоимости золота», – сказал Андрей Аухименя. Они допущены к торгам на Белорусской валютно-фондовой бирже.
«Золотые облигации» – это особый вид долговых ценных бумаг, номинальная стоимость и купонный доход которых привязаны к цене золота. Они позволяют инвесторам фактически вкладываться в золото, но при этом получать регулярный доход в виде купонных выплат. Золото традиционно считается защитным активом, позволяющим обезопасить инвестиционный портфель от воздействия инфляции. Допуск к торгам первых «золотых облигаций» является важным шагом для развития финансового рынка Беларуси и предоставляет инвесторам новые возможности для размещения капитала.
«Для инвесторов, которые заинтересованы инвестировать в драгметаллы, до этого было только три варианта – физическое золото, обезличенное золото и цифровые финансовые активы, которые привязаны к стоимости золота. Сегодня появляется четвертый инструмент – традиционные облигации, которые привязаны к стоимости золота. Мы предполагаем, что такие облигации будут востребованы, поскольку наши граждане на сегодняшний момент уже инвестируют в физическое золото, открывают обезличенные металлические счета. Поэтому эмитент, который предлагает сегодня облигацию, привязанную к стоимости золота, надеется привлечь как раз тот круг инвесторов, который раньше занимался сугубо инвестированием в драгметаллы. Вместе с ростом стоимости золота будет расти и стоимость облигаций. Кроме этого, эмитент готов выплачивать и небольшой купонный доход, поэтому инвестор в любом случае некий процент получит по этим облигациям. Ну а стоимость самой облигации будет зависеть от котировок золота», – сказал Андрей Аухименя.
По его словам, «золотые облигации» – это и альтернатива традиционному инвестированию в золото, и дополнительная опция, расширяющая возможности. «Есть физическое золото, но это актив, с которым есть вопросы по хранению, дальнейшей оценке этого слитка или монеты. Обезличенный металлический счет приближен к облигации, которая привязана к золоту. Но у нее есть свои плюсы. Если мы посмотрим на обезличенный металлический счет, там все-таки необходимо давать поручения приобретать это золото на внешнем контуре. А облигация эмитируется резидентом Беларуси, одним из крупнейших брокеров нашей страны. Она привязана к стоимости золота, которую устанавливает Национальный банк. Поэтому это и альтернатива, и конкурент традиционным инструментам», – отметил председатель правления биржи.
Он также обратил внимание, что поставок физического золота по этим облигациям не будет. «До сегодняшней пресс-конференции в средствах массовой информации, в различных чатах обсуждали: «Если что-то произойдет, я вместо облигации заберу золото». Нет, такой опции по облигациям не будет», – добавил Андрей Аухименя.
Облигации номиналом Br313,61 имеют срок обращения до 27 марта 2030 г.
По информации БЕЛТА
В Беларуси вносятся изменения в правила выполнения операций с платежным программным приложением и иными платежными инструментами. Это предусмотрено постановлением Правления Национального банка от 25 февраля 2025 г. № 50. Изменения вступят в силу с 19 июня. Что нового ждет физических и юридических лиц, рассказала начальник управления электронных платежных инструментов главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Ольга Антонович, сообщает БЕЛТА.
О каких приложениях идет речь
Для начала разберемся, что же такое платежные инструменты. По словам Ольги Антонович, существует три вида. Первый – платежные программные приложения (интернет-банкинг, мобильный банкинг), они требуют открытия и ведения счетов, их создают банки. Второй – платежные мобильные приложения. В отличие от предыдущего вида платежных инструментов их могут создавать не только банки. «На сегодня у нас пока что нет полной информации о том, какие же виды платежных мобильных приложений присутствуют на рынке Беларуси. Мы разработали форму отчетности. Предполагаем, что по итогам первого полугодия 2025 года поставщики платежных услуг нам предоставят соответствующую информацию», – отметила она.
Третий вид – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к электронным деньгам. «Это, например, приложение «Оплати», с использованием которого можно оплатить проезд в общественном транспорте и не только», – уточнила представитель Нацбанка.
К кому обращаться, если думаете, что платеж совершили не вы
Теперь перейдем к тому, что же меняется в работе с платежными приложениями. Так, определен порядок взаимодействия граждан и юридических лиц с банками по не санкционированным клиентами операциям, совершенным с использованием платежных инструментов. Клиентам не понадобится обращаться к разным поставщикам платежных услуг для решения вопросов с такими подозрительными операциями.
«Очень много у нас было запросов от клиентов, которые касались того, к кому же им обращаться, если они думают, что операция, которая проведена по их счету или электронному кошельку, совершена не ими. Мы немножко конкретизировали норму. Прописали, что в таком случае нужно обращаться к эмитенту платежного инструмента, с которым заключен договор на оказание платежных услуг. В частности, если это интернет-банкинг, то клиент должен обратиться в банк. Если это платежное мобильное приложение, когда клиент его скачивает, ему предоставляется соответствующее соглашение. Клиент читает, соглашается, ставит «птичку». И если какая-то операция вызывает подозрение, клиент обращается к своему партнеру, с которым заключил это соглашение. Что касается приложения «Оплати», эмитентом электронных денег является Белинвестбанк», – пояснила Ольга Антонович.
Требование пользователя о признании операции неавторизованной оформляется заявлением в письменной форме в адрес эмитента платежного инструмента, с которым у пользователя заключен договор на оказание платежных услуг.
Подтверждение, что операция совершена
Еще одна новая норма касается подтверждения совершения операции с использованием платежного инструмента. Правилами установлено, что при успешном завершении операции пользователю может быть выдан чек на бумажном носителе или предоставлен чек в электронном виде, в том числе путем направления на электронную почту. Также может быть сформировано и отправлено уведомление об авторизации. «Если чек не воспроизводится на бумажном носителе или воспроизводится только посредством вывода на экран периферийного оборудования, клиент может обратиться в банк, где открыт его счет, для получения информации по платежной операции. Банк эту информацию предоставляет, и в ней должны содержаться все данные, которые обычно фиксируются в чеке», – добавила Ольга Антонович.
Переход из интернет-банкинга на сторонние сайты для покупок
Кроме того, вводится норма о возможности перехода из платежного программного приложения банка (интернет-банкинг, мобильный банкинг) в программно-техническую инфраструктуру партнера банка (сайт, мобильное приложение либо иной электронный ресурс) для выбора и приобретения товаров, работ, услуг. Для этого в банке могут проводить аутентификацию клиентов – партнеров банка при условии достижения соглашения между банком и партнером. «Таким образом, клиенты будут уведомлены, что они находятся не в платежном программном приложении банка, чтобы не было никаких вопросов или претензий к банку. Важно, чтобы клиенты понимали: договор на реализацию товаров, работ и услуг заключается с партнером банка, а не с банком. Банк просто является проводником к соответствующему электронному ресурсу партнера», – обратила внимание начальник управления.
Представитель Нацбанка пояснила причину этого новшества. «Изменение внесено по предложению банков и других юридических лиц. Партнерство – это всегда интерес двух сторон. С одной стороны, это интересно банкам, с другой – иным юрлицам. Предполагается, что партнеры банка будут предлагать клиентам приобрести товары, работы, услуги, а также другие объекты гражданских прав. Изменения вступят в силу с 19 июня. Увидим, насколько эта норма будет работать, как будет развиваться ситуация», – сказала она.
В Нацбанке подчеркнули, что внесенные в правила изменения учитывают предложения граждан, юридических лиц, банков и будут способствовать повышению качества оказания платежных услуг в условиях ускоренного развития цифровизации финансового рынка. «Все новации в первую очередь нацелены на защиту прав потребителей. Мы делаем все, чтобы платежные операции, которые совершает клиент, были для него ясны, понятны и не было никаких вопросов», – подчеркнула Ольга Антонович.
Валерия Гаврилова, БЕЛТА
В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент БЕЛТА.
«Еще один шаг, направленный на защиту интересов граждан, – исключение предоплаты за оказание услуг по найму жилья. В этом случае клиентами выступают молодые люди, которые не имеют жилья, студенты, жалобы от которых поступают в Минюст. Оплачивать услугу потребители будут только после того, как для них подобрана квартира», – сказал Николай Старовойтов.
Он обозначил и другие ключевые нормы закона. Например, сохраняется действующий в настоящее время подход о запрете оплаты одной и той же риелторской услуги, оказываемой риелторской организацией в отношении одного и того же объекта недвижимости, обеими сторонами сделки с этим объектом.
«То есть законом четко зафиксировано, что риелторская организация может оказывать риелторские услуги только одной стороне сделки с объектом недвижимого имущества. Цель сохранения такого подхода – решение проблемы понуждения потенциальных покупателей к заключению договоров на оказание им услуг и взимание одной и той же риелторской организацией двойной оплаты как с покупателя, так и с продавца», – пояснил Николай Старовойтов.
По его словам, этот подход позволяет защитить интересы как продавца, поскольку риелторская организация будет стремиться к исполнению уже имеющегося перед ним обязательства по содействию в продаже объекта, так и покупателя, который зачастую не нуждается в услугах риелтора и соответственно не должен их оплачивать, однако не имеет возможности иначе приобрести данный объект недвижимости.
«В случае если другая сторона при такой ситуации все же пожелает воспользоваться услугами риелторской организации, ничто не препятствует ей обратиться в иную организацию, которая и окажет необходимую помощь или содействие», – отметил замминистра.
По информации БЕЛТА