14.02.2019
В Беларуси набирает обороты новый вид киберпреступлений
На днях в столичную милицию обратились мужчина и женщина. Оба не знакомы, но рассказали одну историю: накануне им позвонили представители одного из белорусских банков и под различными предлогами просили сообщить паспортные данные и реквизиты банковских карт.
Мужчина отказал в сомнительной просьбе и сам обратился в финансовое учреждение. Оказалось, оттуда никто не звонил. А вот женщина поверила на слово и в итоге с карт-счета незаконно «списали» 2,5 тыс. рублей.
Сейчас милиция проводит проверку по заявлению минчанки. Уже установлено, что потерпевшей звонили дважды. Сначала она не поверила абоненту, который просил сообщить персональные данные якобы для усовершенствования системы безопасности. Однако затем злоумышленник позвонил с номера, принадлежащего службе безопасности банка (женщина нашла контакт на сайте учреждения). Такой аргумент клиентка сочла убедительным и назвала нужные сведения.
– Это один из способов хищения денег, когда используются сервисы или программы подмены телефонных номеров в сочетании с методами, так называемой социальной инженерии. Преступники под различным предлогом входят в доверие к людям и получают от них конфиденциальные сведения, посредством которых воруют деньги. В качестве такой информации выступают банковские реквизиты, логины и пароли системы «интернет-банкинга», а также коды, поступающие на телефон в виде смс-сообщения, – рассказал заместитель начальника управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий МВД Владимир Зайцев.
Злоумышленники в считанные минуты переводят виртуальные деньги на различные электронные кошельки подставных лиц с последующим обналичиванием за рубежом или использованием при электронных расчетах.
Киберборцы констатируют, что такой способ хищения – лишь одна из многочисленных разновидностей обмана.
Александр Марченко, официальный представитель МВД
Чтобы не стать жертвой мошенников, правоохранители рекомендуют:
- ни под каким предлогом никому не передавать, не размещать и не сообщать платежные реквизиты и иную персональную информацию (часто встречаются также способы завладения банковскими реквизитами через социальную сеть «ВКонтакте»);
- использовать все доступные способы защиты, предлагаемые банками (двухфакторная авторизация, смс-оповещение о расходных операциях, лимит снятия денежных средств и др.);
- использовать сложные пароли доступа к учетным записям электронной почты, к системам «интернет-банкинг», социальным сетям и другим интернет-ресурсам;
- не открывать электронные почтовые сообщения, полученные от неизвестных отправителей и не запускать их содержимое;
- не переходить по неизвестным ссылкам и не посещать интернет-сайты сомнительного содержания;
- при посещении интернет-ресурсов обращать внимание на веб-адрес;
- не соглашаться на установку предложенных неизвестными сайтами программ;
- не устанавливать программы, загруженные из неизвестных источников;
- не использовать неизвестные мобильные приложения, в которых требуется ввод платежных реквизитов, учетных данных аккаунтов электронной почты, интернет-банкинга, социальных сетей или иных интернет-ресурсов;
- не передавать банковскую платежную карточку посторонним лицам и не сообщать ее реквизиты.
По сообщению официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Как изменится профилактическая работа с подростками? О новациях в законодательстве рассказали депутаты
На базе Могилевского института МВД сегодня прошло выездное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по законодательству. Основная тема обсуждения – «Административная ответственность несовершеннолетних: профилактические меры воздействия и практика их применения», передает корреспондент
БЕЛТА.
Как отметила председатель Постоянной комиссии по законодательству Марина Ленчевская, сейчас ко второму чтению готовится проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности».
«Этим проектом предусмотрено внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. Действующие редакции вступили в силу с 1 марта 2021 года. Они были подготовлены во исполнение поручения Главы государства о реформировании законодательства об административной ответственности. Одна из установок – профилактическая направленность законодательства в этой сфере», – сказала она.
Сейчас стоит задача внести в кодексы комплексные изменения, которые позволят сохранить их общую концепцию, актуализировать нормы и привести их в соответствие современным реалиям. «Эти изменения направлены в том числе на совершенствование такого профилактического института, как меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, – добавила Марина Ленчевская. – Проектом предлагается дополнить ПИКоАП новым специальным разделом – применение мер воспитательного воздействия, закрепляющим общие и особенные аспекты применения таких мер».
Во время заседания провели анализ таких мер, практику их применения в отношении несовершеннолетних.
По словам заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Александра Омельянюка, в течение нескольких лет проводились только отдельные корректировки кодексов. «За это время накопился определенный опыт, изменились иные законы и наше административное законодательство нужно привести в соответствие, – заявил он. – Один из новых разделов касается применения мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Это относительно новый институт в нашем законодательстве, он появился в 2021 году. И это продолжение того курса, который мы выбрали, – это курс на профилактику совершения правонарушений. И особенно это касается несовершеннолетних. Они еще дети, их поведение еще не сформировалось. Мы это прекрасно понимаем».
За эти годы в данном направлении была проведена большая работа, в том числе практическая. Жизнь показала, что направление было выбрано верно. «Сейчас нужно определить, как такие меры профилактики будут применяться: кто их должен применять, в каких случаях, какой порядок взаимодействия между органами, которые работают с подростками, – подчеркнул Александр Омельянюк. – Сегодня мы хотим услышать тех, кто применяет это законодательство на практике, кто непосредственно работает с детьми. Закон будет хорошо работать только в случае, если он основан на достижениях, которые у нас есть. А те проблемы, которые возникли, нужно разрешить в законодательстве, что позволит эффективно применять эти меры».
Среди участников выездного заседания – начальник кафедры административной деятельности факультета милиции Могилевского института МВД Александр Лубенков. «Белорусов всегда волнуют вопросы наших детей, то, как они растут. В 2021 году вносились изменения в Кодекс об административных правонарушениях и были введены определенные институты, регламентирующие применение в отношении несовершеннолетних профилактических мер воздействия. Прошло определенное время, мы посмотрели, что из этого работает, а что нужно подправить, – сказал он. – Такие встречи, как сегодня проходит на базе нашего вуза, очень важны. Здесь собрались не только парламентарии, но и практические работники из УВД, прокуратуры, КДН, представители научного сообщества. Мы с различных сторон можем обсудить этот проект, прислушаться к мнению каждого».
По информации
БЕЛТА
Александр Лукашенко заслушал доклады Председателя ГПК, Министра внутренних дел и Министра иностранных дел
Президент Беларуси Александр Лукашенко 12 ноября заслушал доклады Председателя Государственного пограничного комитета Константина Молостова, Министра внутренних дел Ивана Кубракова и Министра иностранных дел Максима Рыженкова.
Председатель Госпогранкомитета Константин Молостов доложил о положении дел, складывающихся на государственной границе в целом, отдельно остановившись на ситуации на белорусско-литовском участке. Представлена информация об оперативной обстановке, действиях органов пограничной службы во взаимодействии с другими ведомствами, реализации поручений Президента.
Речь также шла о развитии и совершенствовании работы ведомства в целом, направлениях, которым необходимо уделить особое внимание с учетом нынешних непростых условий. Это в том числе укрепление пограничной безопасности за счет обновления и модернизации пограничной инфраструктуры и технических средств.
Министр внутренних дел Иван Кубраков проинформировал Главу государства о ситуации в приграничье, где из-за закрытия Литвой пунктов пропуска скопилось более 1 тыс. грузовых автомобилей, в том числе брошенных вдоль проезжей части. А также о выполнении ранее данных поручений по перемещению автомобилей на охраняемые стоянки. Эти задачи в настоящее время выполняются. Предпринимаемые правоохранительными органами меры направлены на обеспечение безопасности дорожного движения. В соответствии с поручением Президента, водителям, оказавшимся в сложной ситуации, оказывается необходимая помощь. Иван Кубраков доложил и о том, что обстановка на приграничной территории контролируется органами внутренних дел, обеспечивается усиленная охрана общественного порядка.
Главная тема сегодняшнего доклада Министра иностранных дел Беларуси Максима Рыженкова Главе государства – взаимодействие с Литвой. И в частности, проводимая белорусской стороной работа, направленная на урегулирование в максимально сжатые сроки сложившейся кризисной ситуации на границе. Президентом даны необходимые поручения в отношении дальнейших действий и переговорной позиции белорусской стороны с целью возвращения к нормальному режиму функционирования пунктов пропуска.
Цифровая инфраструктура в Беларуси растет
Министерство связи и информатизации как орган регулятор обеспечивает полноценное и всестороннее развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры для удовлетворения возрастающих потребностей государства бизнеса и граждан в получении современных и качественных услуг электросвязи.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день лицензию в области электросвязи имеют 154 оператора электросвязи.
Основным направлением развития сети электросвязи РУП «Белтелеком» является завершение процесса переключения абонентов на программно-аппаратную IMS-платформу, что позволяет предоставлять абонентам весь спектр современных телекоммуникационных услуг по одной абонентской линии. На конец отчетного квартала к IMS-платформе подключено более 3,8 млн. абонентов (домохозяйств). Строительство мультисервисных сетей позволяет не только улучшить качество и расширить перечень предоставляемых услуг, но и оптимизировать затраты на эксплуатацию сетей электросвязи.
С учетом развития услуг сети передачи данных растет число подключений к услугам широкополосного доступа, что оказывает влияние и на ширину внешнего канала доступа в сеть Интернет. Внешний шлюз для доступа в сеть Интернет постоянно расширяется также для повышения качества оказываемых услуг по доступу в сеть Интернет, резервирования и уменьшения нагрузки на отдельные направления. За январь-сентябрь 2025 года ширина внешнего канала для доступа в сеть Интернет была увеличена на 870 Гбит/с и составила на 1 октября 2025 г. 5 090 Гбит/с.
С целью модернизации существующих сетей передачи данных для улучшения качества и объема предоставляемых услуг продолжались работы по подключению абонентов с применением технологии пассивных оптических сетей (GPON), позволяющей обеспечить скорость передачи данных до 100 Мбит/с и выше.
По состоянию на 1 октября 2025 г. количество абонентов (домохозяйств), подключенных по данной технологии, составило порядка 3 132,3 тыс. и увеличилось с начала года на 79,4 тысячи.
Всего количество абонентов стационарного широкополосного доступа к сети Интернет составило 3 367,8 тыс. с приростом к началу года в 83,6 тыс., при этом уровень проникновения стационарного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 жителей составил 37,0 ед.
Обеспечено дальнейшее развитие услуг сотовой подвижной электросвязи. По состоянию на 1 октября 2025 года общее количество абонентов сотовой подвижной электросвязи в республике составило 11 970 тыс. Уровень проникновения сотовой подвижной электросвязи в республике составил 131,4 абонента на 100 жителей. Сотовой подвижной электросвязью второго и третьего поколения охвачено 99,3 процентов и 98,6 процентов территории республики соответственно, на которой проживает 99,9 процентов населения.
Активно развивалась сеть сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE и услуги на ее основе.
За январь-сентябрь 2025 года охват населения услугами сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE составил 99,6 процентов.
Развитие сетей сотовой подвижной электросвязи третьего и четвертого поколения обеспечивает стабильный рост абонентов беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет: количество абонентов беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет по итогам прошедшего квартала 2025 года составило 9 605,2 тыс. с проникновением услуг в 105,4 ед. на 100 жителей.
По сообщению
официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Новые цифровые инициативы: что одобрил Совет при Минсвязи
6 ноября состоялось очередное заседание Совета по проектам в сфере цифрового развития при Минсвязи, на котором «дан зеленый свет» к реализации новых цифровых проектов.
Что вошло в пул мероприятий?
-
развитие централизованной системы здравоохранения (ЦИСЗ) – появятся новые функциональные модули:
-
учета медпрепаратов и медтехники;
-
поддержки работы скорой медицинской помощи;
-
поддержки функционирования службы донорской крови и др.;
-
создание системы поддержки в экстренных ситуациях медицинских учреждений – распределение пациентов, быстрая связь с медперсоналом и непрерывный мониторинг состояния больных (апробирование будет в Бресте, решение подлежит интеграции с ЦИСЗ и масштабированию);
-
развитие системы оценки состояния окружающей среды – дополнится прикладными цифровыми решениями для оценки индикаторов уровня радиации, состояния поверхностных вод и почвы (спойлер: сведения будут доступны не только специалистам, но и гражданам на платформе «Умный город (регион)», чтобы следить за экологической ситуацией в своем регионе);
-
развитие цифровой платформы лесного хозяйства – появятся блоки:
-
«Лесоустройство»;
-
«Воспроизводство лесов»;
-
«Лесопользование»;
-
«Охотоустройство» и др.;
-
внедрение ИИ-ассистентов для специалистов, обеспечивающих защиту прав и интересов граждан.
Все одобренные мероприятия направлены на создание современных цифровых инструментов для эффективной работы в отраслях экономики и повышения качества обслуживания населения.
По сообщению
официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Началась опытная эксплуатация Централизованной информационной системы здравоохранения
В Беларуси началась опытная эксплуатация Централизованной информационной системы здравоохранения, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Минздрава.

Испытания будут проходить в течение ноября. Результаты должны подтвердить проектные показатели информационной системы, ее надежность и выполнение заявленных функциональных характеристик. Во время опытной эксплуатации будут проведены мероприятия по проверке работоспособности системы в аварийном режиме.
Опытная эксплуатация распространяется на 60 объектов по всей стране, включая всю вертикаль госсистемы от Минздрава до РНПЦ, больниц и поликлиник.
В Минздраве напомнили, что Централизованная информационная система здравоохранения создается по распоряжению Главы государства. В стране будет единое информационное пространство, автоматизированы процессы, связанные с процедурами регистрации, сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации о состоянии здоровья граждан.
По информации
БЕЛТА