07.02.2019
Мероприятия Комитета госконтроля, направленные на предупреждение нарушений, позволили в 2018 году сэкономить для бюджета 260 млн. рублей
6 февраля 2019 года коллегия Комитета государственного контроля подвела итоги работы за 2018 год и определила основные задачи на 2019 год. Заседание прошло под председательством руководителя Комитета Леонида Анфимова, в работе коллегии приняли участие Государственный секретарь Совета Безопасности Станислав Зась, Первый заместитель Премьер-министра Александр Турчин, заместитель Генерального прокурора Александр Лашин, заместитель Председателя Следственного комитета Андрей Смаль.
В ходе заседания коллегии было отмечено, что в рамках поставленных Главой государства задач Комитетом государственного контроля в 2018 году проведена масштабная работа по обеспечению смещения акцентов деятельности контролирующих и надзорных органов на профилактическую работу.
В новых условиях Комитет сделал акцент на выявлении негативных тенденций в экономике, уделив основное внимание тем сферам, где используются значительные бюджетные средства.
Это позволило добиться большей результативности.
Сократив за год более чем в 2 раза число проверок (с 1025 до 490), в 2018 году Комитетом взыскано, восстановлено в бюджет и обращено в доход государства 177 млн. рублей – на 16,3 % больше, чем годом ранее.
Значительно возросло число мероприятий упреждающего и профилактического характера. В 2018 году проведено 756 мониторингов и 119 аудитов эффективности. По результатам этих мероприятий Комитетом сэкономлено и предотвращено выплат государственных средств на сумму 260 млн. рублей – почти в 4 раза больше чем в 2017 году.
Комитетом в 2018 году проведен целый ряд масштабных мероприятий во многих отраслях экономики и социальной сферы.
Так, по поручению Президента Комитетом проводится системная работа по исключению необоснованного посредничества. После вмешательства Комитета удалось избавиться от необоснованного посредничества при организации питания учащихся школ, в студенческом и больничном общепите, в кожевенной отрасли. В настоящее время Комитет работает над корректировкой законодательства, чтобы не допускать недобросовестное посредничество.
Значительная работа проведена по выявлению резервов в энергетике. По расчетам Комитета сократить затраты в этой сфере возможно на 120 млн. дол. США. В первую очередь это потери в сетях, низкие темпы модернизации тепловых сетей, применение устаревших методик, закапывание средств в нереализованные разработки, а также наболевший вопрос работы с посредниками. В настоящее время Министерство энергетики реализует выработанные Комитетом предложения.
Проведены проверки организации питания в детских садах, школах, высших и средних учебных заведениях, больницах. Были выявлены многочисленные упущения, вскрыты резервы удешевления питания и повышения его качества. Работа по наведению порядка в сфере общепита привела к положительным результатам. К примеру, во всех регионах для учреждений образования установлены единые предельные торговые надбавки и наценки, пересмотрены подходы к составлению меню, расторгнуты договоры с посредниками.
Одно из приоритетных направлений деятельности Комитета – контроль за выполнением поручений Главы государства.
Особое внимание в 2018 году уделено выполнению поручений по обеспечению комплексного развития Оршанского района. С непосредственным участием Комитета разработаны бизнес-планы перспективного развития каждого предприятия. На предприятиях ведется работа по наведению порядка и обеспечению соблюдения трудовой дисциплины.
Под особым контролем находится поручение Главы государства по окончанию строительства в первом полугодии текущего года всех проблемных многоквартирных жилых домов. По каждому из таких домов-долгостроев определены графики завершения работ, ответственные за их выполнение должностные лица.
Значимая роль в обеспечении профилактики нарушений и надлежащего исполнения чиновниками своих полномочий отводится работе с обращениями граждан. За прошлый год Комитетом рассмотрено свыше 8 тыс. письменных обращений, на личных приемах принято более 3 тыс. граждан, проведено почти 600 телефонных прямых линий.
Комитет активно участвует в работе международных аудиторских организаций, а также развивает многовекторное сотрудничество с зарубежными коллегами. В 2018 году совместно с контрольными органами стран ЕАЭС проведена проверка исполнения бюджета ЕАЭС, а также соблюдение порядка распределения и перечисления ввозных таможенных пошлин между государствами – членами ЕАЭС, совместно со Счетной палатой России проверено исполнение бюджета Союзного государства, совместно с высшим органом финансового контроля Словацкой Республики проведен параллельный аудит эффективности системы государственных закупок.
Благодаря работе Департамента финансовых расследований Комитета в последние годы значительно улучшилась криминальная обстановка, связанная с лжепредпринимательством, также снизилось количество сопутствующих ему преступлений, таких как уклонение от уплаты налогов. Это позволило сосредоточить усилия финансовой милиции на контроле за использованием предприятиями и организациями бюджетных средств. В 2018 году ДФР осуществлен контроль за реализацией около 30 государственных программ и инвестиционных проектов, проведены проверки более 200 субъектов, в ходе которых выявлено почти 100 преступлений. Возбужден ряд резонансных уголовных дел, в том числе по фактам взяточничества в отношении трех директоров районных ЖКХ г. Минска, двое из которых задержаны при непосредственном получении денег.
Всего ДФР выявлено 834 преступления (402 из них относятся к категории тяжких). Основная часть преступлений приходится на уклонение от уплаты сумм налогов, сборов (223), незаконную предпринимательскую деятельность (87), лжепредпринимательство (33). Выявлено 202 коррупционных преступления.
При выявлении преступлений, в том числе получивших громкий резонанс, всеми правоохранительными органами активно использовались возможности еще одного подразделения Комитета – Департамента финансового мониторинга. В 2018 году с использованием информации Департамента правоохранительными и контролирующими органами страны применено санкций и доначислено налогов на сумму почти 128 млн. руб. – в 4 раза больше, чем в 2017 году, выявлено 488 преступлений.
Комитет уделяет особое внимание вопросам борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. В этом году проходит международная оценка национальной «антиотмывочной» системы. Заглавная роль в этой работе отводится Департаменту финансового мониторинга, который координирует работу всех задействованных в оценке государственных, правоохранительных органов, а также частного сектора. Обеспечение успешного прохождения международной оценки – одна из главнейших задач на текущий год. Положительные результаты будут способствовать повышению кредитных и иных рейтингов страны, снижению стоимости кредитных ресурсов.
По информации официального сайта Комитета государственного контроля Республики Беларусь
Цифровизация, информационные ресурсы. КГК о внедрении современных технологий в контрольную деятельность
Первый заместитель Председателя Комитета госконтроля Беларуси Дмитрий Баско принял участие в панельной сессии на тему «Взгляд в будущее государственного аудита: приоритеты в развитии», которая прошла сегодня на полях XXVIII Петербургского международного экономического форума, сообщает
БЕЛТА.
Дмитрий Баско рассказал о внедрении современных технологий в контрольную деятельность. По его словам, в условиях стремительного роста информационных потоков важнейшей задачей становится модернизация информационных ресурсов и выработка подходов к осуществлению контрольной деятельности с их эффективным задействованием цифровых технологий.
Комитет госконтроля имеет доступ к самым передовым имеющимся в стране информационным системам и базам данных, аккумулирующим сведения, используемые контролерами при планировании и осуществлении контрольно-аналитической деятельности. «Это и анализ исполнения бюджета, формирование комплексного портрета субъекта хозяйствования, включая его налоговую дисциплину и другие. Интеграция с различными системами позволяет осуществлять целевой контроль в таких областях, как государственные закупки, транспортный и лесохозяйственный комплексы, многие другие», – отметил первый заместитель Председателя КГК.
На протяжении последних лет Комитет госконтроля активно внедряет в работу собственные информационные ресурсы, включая современные инструменты обработки большого массива данных. Это – аналитические дашборды, алгоритмы финансового мониторинга, созданные на базе современных информационных платформ, различные иные системы визуализации, существенно повышающие прозрачность и качество аналитических выводов.
«Это позволяет нам довольно оперативно формировать оценку ситуации в той или иной отрасли экономики, видеть ее уязвимые места, фиксировать скрытые резервы повышения эффективности ее функционирования либо пресекать финансовые правонарушения. К примеру, только в рамках анализа сферы пассажирских перевозок, проведенного с использованием технологии Big Data, нами были зафиксированы миллионы рублей, недополучаемые государством, в том числе из-за несовершенства законодательства», – рассказал Дмитрий Баско.
Перспективное направление – использование нейросетевых технологий, включая как открытые, так и специализированные закрытые модели.
«При грамотном применении нейросетей можно в значительной степени автоматизировать множество процессов и сэкономить время на рутинных задачах. Однако вместе с большими возможностями «нейронок» имеются и определенные риски в этой сфере: потенциальные ошибки в работе моделей, вопросы безопасности данных, зависимость от качества обучающих выборок и необходимость постоянного контроля за корректностью выводов», – подчеркнул Дмитрий Баско.
Также он добавил, что аудиторы будущего должны обладать не только финансовыми и юридическими знаниями, но и компетенциями в области анализа данных и работы с интеллектуальными системами.
Мероприятие организовано Счетной палатой Российской Федерации. В панельной сессии в числе основных спикеров приняли участие представители высших органов финансового контроля (аудита) Беларуси, Египта, России, Саудовской Аравии, представители государственных органов Российской Федерации. XXVIII Петербургский международный экономический форум проходит 19–21 июня. В этом году его посетит более 20 тыс. гостей из 140 стран.
По информации
БЕЛТА
«Контролеры и проверяемые – в одинаковом правовом статусе». Андрей Швед о новациях в контрольной деятельности
Контролеры и проверяемые по нормам Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» находятся в одинаковом правовом статусе. Об этом рассказал журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед, комментируя Указ Президента, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Генпрокурора, ранее проект этого Указа неоднократно вносился на рассмотрение Главы государства. В соответствии с поручением, которое дал Президент, он был доработан. Указ направлен на то, чтобы упростить работу как контролеров, так и проверяемых субъектов.
Без бездумных, необоснованных, ненужных проверок
«Но самое главное, о чем неоднократно говорил Глава государства, – не должно быть бездумных, необоснованных, ненужных проверок. Необходимо снять ненужное давление на экономику, на субъектов хозяйствования, на предпринимателей с тем, чтобы, как люди говорят, их никто не кошмарил и не мешал работать. Это самая главная мысль», – подчеркнул Андрей Швед.
Поэтому была проанализирована практика и обобщены жалобы, заявления предпринимателей, субъектов хозяйствования, бизнес-сообщества по этим вопросам, соответственно, были учтены пожелания.
«Фактически с сегодняшнего дня как контролеры, так и проверяемые находятся в одинаковом правовом статусе и наделяются одинаковыми правами и обязанностями», – отметил Генпрокурор. Он пояснил, что любая проверка может начинаться только с наличия соответствующего документа, в котором четко указаны время, цель проведения проверки и кто это делает. Любая проверка должна заканчиваться итоговым документом.
Как проверяемый, так и проверяющий несут ответственность за нарушение положений указа в равной степени, добавил Андрей Швед. «То есть если проверяющий выходит, например, за предмет проверки, за цель проверки, он несет за это ответственность. С другой стороны, субъект хозяйствования вправе ему отказать предоставить информацию, документы, сказать, что к проверке это не имеет никакого отношения, и он будет прав», – подчеркнул Генпрокурор.
Далее итоговый документ может, а в некоторых случаях должен быть изучен проверяемым субъектом хозяйствования. У него есть широкие права на обжалование в случае несогласия с выводами ревизоров, высказывание своих предложений и т.д.
Запрещено мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования
Андрей Швед заметил, что много жалоб было по поводу так называемых мониторингов, и они учтены. Отдельным положением, которое утверждено Указом, мониторинг прописан очень четко, понятно, как и сама проверка. То есть любые проверочные мероприятия стали прозрачными, четкими и понятными, подчеркнул он.
Руководитель надзорного органа обратил внимание, что так же, как и проверка, мониторинг может начинаться только при наличии определенного документа, с указанием, кто мониторит, по какому вопросу проходит мониторинг, и, соответственно, должен быть итоговый документ. При этом для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономики, субъектов хозяйствования, по результатам мониторинга предусмотрено освобождение от ответственности, если выявленные нарушения в ходе мониторинга оперативно устраняются.
В Указе имеется ряд других новелл, который направлен на то, чтобы без наличия достоверной информации, без необходимости принятия мер по устранению каких-то нарушений в деятельность субъекта хозяйствования никто просто так не вмешивался.
Например, четко регламентирован запрет для проверяющих мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования. «Если субъект добросовестно работает, он должен работать. Люди должны получать зарплату. Экономика должна развиваться», – сказал Генпрокурор.
Одним словом, все новеллы, которые предусмотрены Указом во исполнение поручения Президента, направлены на исключение ненужных проверок. С одной стороны, не должно быть ненужного, излишнего давления на экономику, на бизнес. С другой стороны, процедура фиксации и реагирования на выявленные нарушения прописана очень понятно и четко, подчеркнул Андрей Швед.
Вольницы не будет
Генпрокурор добавил, что принятие этого Указа ни в коем случае не меняет политику работы контролирующих (надзорных) органов. Государство обязано выявлять любые нарушения и реагировать на них. «Это не означает, что должна быть некая вольница – ее не будет, – сказал он. – Конечно, мы понимаем, что проверочных мероприятий – контрольных, надзорных – будет меньше. Но они будут более эффективными – на это направлен Указ».
Проверяемый субъект должен понимать, что в случае нарушений он будет нести ответственность в строгом соответствии с законом, заметил генпрокурор. «Здесь поблажек тоже быть не может», – сказал он. Вместе с тем он добавил, что устанавливаются более четкие, прозрачные, понятные правила, убирается лишнее, например книга учета проверок.
В этой связи руководитель надзорного органа отметил, что та же книга учета проверок для предпринимателей, субъектов хозяйствования была головной болью. Ее нужно было заводить, регистрировать в определенных органах. Теперь этого не потребуется. Цифровизация и другие современные процессы позволили в плане учета контрольных и надзорных мероприятий ввести единую автоматизированную систему, которая обслуживается соответствующим органом. В то же время сами субъекты хозяйствования вправе самостоятельно вести учет того, кто и когда приходит, вести учет мониторингов и других мероприятий при наличии законных оснований их проведения.
Профилактика – во главе угла
Относительно профилактики правонарушений Генпрокурор обратил внимание, что Президент отдельно уделил внимание этому вопросу. Помимо того, что необходимо упростить порядок, облегчить давление со стороны контролирующих органов, красной нитью проходит мысль о важнейшей роли профилактики. «Мы все – контролирующие (надзорные) органы – понимаем, что должны помогать нашим предприятиям не допускать нарушений законодательства, где-то им подсказывать. То есть решается общая задача – повышение эффективности экономики любыми формами и средствами. Но при этом никакого послабления не будет тем, кто нарушает закон», – заключил Генпрокурор.
По информации
БЕЛТА
«Учтены интересы субъектов и проверяющих». Василий Герасимов об Указе о контрольной (надзорной) деятельности
В Указе «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» учтены интересы субъектов хозяйствования и проверяющих органов. Об этом заявил журналистам Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Последние изменения в законодательство о контрольной деятельности вносились 8 лет назад. Конечно, практика показала определенные шероховатости, которые надо было устранить. С 2020 года количество контрольных мероприятий уменьшилось в два раза. Акцент смещен в сторону профилактики. Но при этом есть жесткое требование Главы государства: все, что касается жизни и здоровья граждан, налогов и других серьезных нарушений, – ответственность должна быть та, которая предусмотрена законом», – сказал Василий Герасимов.
По его словам, мониторинги детально урегулированы новым указом. «Для того, чтобы мониторингами не подменяли проверки, – отметил Председатель КГК. – Что касается мероприятий технического характера, то если раньше правила устанавливал каждый орган, то сейчас такого не будет. Будут единые правила. При этом мы должны понимать, что мониторинги и мероприятия технического характера (а это проверки лифтов, оборудования, машин) занимают 96 % всех контрольных мероприятий. То есть этот пласт сейчас будет урегулирован. Есть и другие изменения. Например, сроки для устранения нарушений должны быть адекватные. К сожалению, были случаи, когда давали на устранение нарушений, где объективно требуется несколько недель, к примеру, два дня. Есть масса других технических правок, которые внесены Указом в контрольную деятельность».
«Это сбалансированный документ. Он готовился не только контролирующими (надзорными) органами, но в том числе учитывалось мнение субъектов хозяйствования. Поэтому то, что изменяется в плане мониторингов, мероприятий технического характера, для субъектов, конечно, лучше с точки зрения защиты их интересов. Но есть вещи, которые ужесточают требования. Ранее был мораторий на проверки субъектов в течение двух лет после образования предприятия. Сейчас, например, что касается ценообразования, если мы видим, что субъект систематически нарушает, то такие проверки будут возможны. Поэтому в данном случае учтены интересы всех», – резюмировал Василий Герасимов.
По информации
БЕЛТА
Главой государства подписан Указ о повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности
Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 июня подписал Указ № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности». Соответствующие новации неоднократно рассматривались на уровне Главы государства, в том числе в ходе недавнего совещания с руководством Совета Министров.
Документом корректируется порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности, действовавший на основании Указа от 16 октября 2009 г. № 510, который теперь признается утратившим силу.
В новом Указе прописаны нормы, направленные на снижение уровня бюрократизма, повышение цифровизации процессов. Упраздняется обязанность субъектов хозяйствования вести книгу контрольных (надзорных) мероприятий и журнал производства работ (такие сведения уже вносятся в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности). Упразднено также ведение и использование единой информационной базы данных контролирующих (надзорных) органов.
Указом утверждено Положение о порядке проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, устанавливающее сроки, права, обязанности субъектов и должностных лиц контролирующих (надзорных) органов.
Закреплены нормы, касающиеся мер ответственности таких органов за нарушение порядка проведения проверок, мониторинга, мероприятий технического характера. Усилена профилактическая роль мониторинга за счет изменения подхода к применению мер ответственности (будут применяться только при неустранении добровольно нарушений в установленный срок при каждом факте их выявления).
Введена обязанность для проверяющих определять срок для устранения выявленных нарушений исходя из их специфики. Будет учитываться при этом объективная возможность устранения нарушения в установленный срок.
Кроме того, приведена в соответствие с иным законодательством терминология, употребляемая в законодательстве о контрольной (надзорной) деятельности.
Как сделать экзамены «убедительно справедливыми» и стоит ли уповать на удачу. Наталья Петкевич о вступительной кампании
Как сделать экзамены «убедительно справедливыми» и стоит ли уповать на удачу, рассказала в эфире программы «Разговор у Президента» на телеканале
«Беларусь 1» вице-премьер Наталья Петкевич, которая также является председателем государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании в 2025 году, сообщает
БЕЛТА.
Президент Беларуси Александр Лукашенко, заслушивая 30 мая доклад о вступительной кампании, подробно расспросил ответственных должностных лиц о правилах ее проведения, реализации на практике, а также об организации ЦТ и ЦЭ.
«Мы, конечно, очень заряжены и самой этой темой, и теми поручениями, которые даны госкомиссии главой нашего государства, – отметила Наталья Петкевич, подчеркнув, что вопросы вступительной кампании, проведения централизованного экзамена находятся в центре внимания, потому что речь идет о будущем страны. – Мы все понимаем, что это, наверное, один из самых стрессовых и самых сложных периодов в жизни каждого человека. Поэтому глава государства не просто ставит задачу, а переживает за то, чтобы эта вступительная кампания, как и все кампании в нашей стране, прошла максимально без стрессовой ситуации».
«Обстановка спокойная»
Наталья Петкевич отметила, что государственная комиссия по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании работает слажено. Система выстроена, и краеугольный камень – она должна быть «не просто субъективно справедливой, а убедительно справедливой». Раньше были определенные недочеты.
«Все эти ошибки максимально учтены, чтобы не допустить впредь и обеспечить максимальную прозрачность, – сказала Наталья Петкевич. – Человеческий фактор с точки зрения влияния на оценку исключен. Когда продумывали систему, пошагово прошлись с тем, чтобы невозможно было никак вмешаться, чтобы не могли заподозрить, что как-то можно договориться или могут иметь место злоупотребления».
По словам Натальи Петкевич, рассмотрены все этапы проведения испытаний – начиная от формирования конвертов с заданиями до того момента, как они вскрываются, разносятся по аудиториям. В рамках государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании создана 321 комиссия. «По всей стране каждое место проведения централизованного экзамена, централизованного тестирования и каждое учреждение образования, где имеет место вступительный процесс, охвачены контролем со стороны государственной комиссии», – добавила вице-премьер.
Также работает Комитет госконтроля, чтобы «родители и ребята были спокойны, что все под контролем».
«Моментальная реакция на обращения»
По словам Натальи Петкевич, на сегодняшний день в комиссию поступило 52 обращения, из них 47 рассмотрены. На каждое из них – моментальная реакция. Если речь идет о ходатайстве по вопросу регистрации в резервный день, переноса сдачи экзамена, то вопросы решаются быстро. Когда возникают спорные ситуации, например, с проносом калькуляторов, телефонов, требуется время. «Поэтому пять обращений у нас еще в работе», – рассказала вице-премьер, добавив, что отказано только однократно.
Она напомнила, что в этом году ужесточены правила в части запрета мобильных телефонов. Что касается калькуляторов, то можно использовать только устройства с минимальными расчетными функциями. «У нас было обращение, потому что молодой человек принес с собой более сложный калькулятор. Ему не разрешили его пронести. Посчитали, что эта эмоциональная ситуация якобы могла повлиять на результат», – рассказала Наталья Петкевич.
Отмечалось достаточно много обращений, связанных с состоянием здоровья ребят, сдающих экзамен. «В каждом конкретном случае шли навстречу, решали в индивидуальном порядке. Все максимально сделано для того, чтобы создать комфортные условия», – добавила Наталья Петкевич.
Знания или удача?
По словам вице-премьера, система сдачи экзаменов нацелена на то, чтобы не было субъективизма и оценивалось, как молодой человек работал на протяжении предыдущих школьных лет. Учебные заведения заинтересованы, чтобы приходили «студенты с большой буквы, которые имеют и определенные знания, и желание учиться».
«Везде, где только можно пойти навстречу, госкомиссия (по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании в 2025 году. – Прим. БЕЛТА) навстречу идет, если это не нарушает правило справедливости», – подчеркнула вице-премьер.
Наталья Петкевич добавила, что процесс совершенно прозрачный и уповать на удачу не стоит. Именно на это нацелены все усилия.
По информации
БЕЛТА