Какие нормы закрепляет проект постановления о репетиторстве, рассказали в Минобразования
Директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Ольга Рыбаключева во время круглого стола
БЕЛТА на тему «Общественное обсуждение проекта постановления «О порядке осуществления самостоятельной профдеятельности по обучению» рассказала о нормах, которые закрепляет этот проект постановления.
Ольга Рыбаключева подчеркнула, что документ направлен не только на тех, кто осуществляет самостоятельную профессиональную деятельность, но и на тех, кто ею пользуется. «Самое главное, о чем говорит постановление, – такая деятельность не подлежит обязательному сертифицированию, то есть эти услуги не подлежат обязательному подтверждению соответствия. О чем мы говорим? Если родители ведут ребенка заниматься к репетитору или к учителю-дефектологу, то место, где он будет работать с учащимся (в полноценной аудитории, оснащенной в соответствии с необходимыми требованиями, или у себя дома на кухне), выбирает репетитор и учитель-дефектолог, это их право. Родители должны быть готовы к тому, что в этой части нельзя предъявлять повышенные требования, например, просить заключения санстанции, чтобы свет был определенный и так далее. Второе – проект постановления определяет условия, формы и методы, которые при оказании обучения в виде самостоятельно профессиональной деятельности могут самостоятельно выбирать репетиторы и лица, которые осуществляют эту деятельность. То есть мы не регламентируем, как работать, с помощью каких форм и методов», – рассказала директор департамента.
По ее словам, наибольшее общественное обсуждение вызвали три нормы. «Первая – при оказании услуг с применением ИКТ нужно использовать только информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента интернета, размещенные на территории Беларуси и зарегистрированные в установленном порядке. Пошли разговоры, что под запретом окажется Zoom. Во-первых, этим положением платформу никто не запрещает, мы предлагаем рассмотреть возможность использовать именно национальный сегмент сети Интернет. Хочу обратить внимание на то, что эта норма в настоящий момент в нашей стране является обязательной для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Она введена указом главы государства с 2010 года. Кроме того, Zoom – это не панацея, у нас есть, например, система видео-конференц-связи IVA, которая предоставляет в том числе возможность пользоваться ею физическим лицам. Мы включили такой вариант в проект, чтобы понять, готовы ли самозанятые работать по этой системе и сможем ли мы предоставить большому количеству физических лиц возможность работать в рамках национального сегмента сети Интернет», – проинформировала Ольга Рыбаключева.
Следующее, что вызвало наибольшее обсуждение, касалось того, что репетиторы обязаны пользоваться только программами, утвержденным Минобразования. «Якобы ведомство запрещает проявлять творчество. Не этот проект постановления это запрещает, а постановление № 457 от 28 июня 2024 г. Там прописано, что репетиторство – это оказание услуг лицам, которые получают основное образование. В этом же проекте мы только процедурно уточняем, как все реализовать. То есть раз человек получает основное образование и репетитор – это консультационная услуга, а не образовательная, то соответственно и консультацию репетитор должен осуществлять в рамках той программы, которую ученик изучает на уровне основного образования – школьного, вузовского или в колледже. Этот пункт не новый, он лишь процедурно определяет подходы, как работать в этом направлении», – отметила представитель Министерства образования.
Основной же вопрос, по которому поступило наибольшее количество предложений, касался обучения без реализации содержания образовательных программ на персональном компьютере, ноутбуке, планшетном компьютере изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, танцам, хореографии, вокалу, ораторскому искусству. «Такое обучение осуществляется только в отношении совершеннолетних потребителей услуги. Сегодня Кодекс об образовании четко определяет, кто у нас имеет право работать с детьми. Индивидуальные предприниматели с детьми работать не могут, то есть права реализации образовательной программы в отношении детей им не предоставлено. А поскольку самостоятельная профессиональная деятельность это вид предпринимательской деятельности физического лица, то мы полагаем, что и обучать изобразительному искусству и так далее самозанятые могут только взрослых людей. Тем же, кто хочет работать с детьми, нужно заходить в законодательное поле Кодекса об образовании», – констатировала директор департамента.
По информации
БЕЛТА
Минэкономики инициирует мероприятия по совершенствованию Закона «Об урегулировании неплатежеспособности»
С 8 по 30 апреля 2025 г. Минэкономики организовало правовой мониторинг Закона Республики Беларусь от 13 декабря 2022 г. «Об урегулировании неплатежеспособности».
За это время через Правовой форум Беларуси поступило 28 предложений и актуальных вопросов, которые затрагивали вопросы:
-
финансирования вознаграждения управляющего,
-
уточнения компетенции, механизма избрания, созыва и работы собрания и комитета кредиторов,
-
учета требований залогового кредитора и распределения выручки от реализации залогового имущества,
-
объема и порядка публикации сведений по делам о несостоятельности и банкротстве,
-
порядка передачи нереализованного имущества и получения документов управляющими.
Также правовой мониторинг Закона позволил выявить отдельные направления развития Единого государственного реестра сведений о банкротстве.
В целях повышения качества правового регулирования поднятых вопросов Минэкономики инициировало включение в план подготовки проектов НПА на 2026-й год мероприятия о совершенствовании Закона.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Андрей Мательский: общественное обсуждение нормативных правовых актов – уникальный опыт Беларуси
Общественное обсуждение нормативных правовых актов – уникальный опыт Беларуси, заявил директор Национального центра правовой информации Андрей Мательский, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В нашем законодательстве вопросы проведения общественного обсуждения наиболее важных и значимых проектов закреплены достаточно давно. И у нас уже несколько лет такая практика проводится. В частности, за 2021 год и истекший период текущего года на Правовом форуме Беларуси (а этот сайт закреплен законом в качестве единой основной площадки для обсуждения проектов нормативных правовых актов) мы провели обсуждение 288 проектов нормативных правовых актов. Это не только законопроекты и акты главы государства, это и постановления правительства, министерств. Они могут носить характер, затрагивающий интересы граждан, могут быть посвящены техническим вопросам. Но, тем не менее, орган принимает решение о проведении такого обсуждения и присылает нам такой документ для размещения на Правовом форуме Беларуси», – сказал Андрей Мательский.
По его словам, анализ обсуждения этих 288 проектов показал, что в среднем по ним получено по шесть откликов граждан. «Если разделить все отклики на 288, то их получается 6. То есть относительно немного. Но мы впервые в последней истории увидели такую активность, когда собирали предложения по Конституции. Эта работа выходила за рамки общественного обсуждения, мы собирали предложения любыми способами и каналами, не только на сайте. Была достаточно высокая активность мнений граждан по содержанию Кодекса об административных правонарушениях. И сегодня мы видим тоже высокую активность. Встречи, диалоговые площадки, общение с трудовыми коллективами. На мой взгляд, хорошо отработали СМИ. Когда, действительно, все вопросы, связанные с содержанием этих документов, очень хорошо обсуждались людьми, очень доступно и понятно эта информация отражалась. Поэтому мы и увидели активность», – отметил директор НЦПИ.
Общественное обсуждение нормативных правовых актов уникально. «Когда у людей имеется возможность прийти, обсудить, послушать, задать вопросы и вместе выработать какие-либо общие подходы, это действительно уникальный опыт, который заслуживает внимания. И такого на постсоветском пространстве мы на сегодняшний день не видим. И мы со своей стороны в центре уже думаем о технической компоненте совершенствования этого ресурса. Чтобы сделать его еще более наглядным и доступным, еще более удобным для наших граждан», – подчеркнул Андрей Мательский.
«В практике применения норм права часто встречается ситуация, когда от нормы до ее практического воплощения – длинный шаг, – дополнил директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов. – Так вот, здесь как раз шаг у нас очень короткий. И это самое главное. Есть правовое регулирование порядка, целей и задач публичного обсуждения нормативного правового акта. И шаг к его внедрению, с включением всех возможных элементов этого публичного обсуждения, у нас короткий. И это плюс».
Законопроекты «О Всебелорусском народном собрании» и «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь» были вынесены на общественное обсуждение с 24 октября и размещены в специальных темах на Правовом форуме Беларуси. Свои замечания и предложения по двум законопроектам можно было высказать по 2 ноября.
По информации
БЕЛТА
(фото – Pravo.by)

Сегодня завершается общественное обсуждение законопроектов о ВНС и об изменении Избирательного кодекса
Сегодня завершается общественное обсуждение проектов законов «О Всебелорусском народном собрании» и «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь», сообщает корреспондент
БЕЛТА.
Законопроекты вынесены на общественное обсуждение с 24 октября и размещены в специальных темах на Правовом форуме Беларуси. Свои замечания и предложения по двум законопроектам можно высказать еще сегодня.
«Все предложения в обобщенном виде уже завтра, 3 ноября, будут переданы организаторам публичного обсуждения – Палату представителей и Национальный центр законодательства и правовых исследований – для экспертной отработки, – отметил директор Национального центра правовой информации Андрей Мательский. – Мы видим высокую активность проводимой работы по обсуждению этих законопроектов на диалоговых площадках. Точно так же на Правовой форум продолжают поступать предложения граждан. И пусть их относительно немного – на вчерашний день их более 150, но это предложения по конкретным нормам, редакциям. Можно сказать, что это юридическая работа наших граждан и это достаточно высокая активность для такой работы».
По информации
БЕЛТА

Андрей Мательский: по законопроектам о ВНС и Избирательном кодексе уже поступило более 130 предложений
В ходе общественного обсуждения законопроектов о Всебелорусском народном собрании и об изменении Избирательного кодекса на Правовой форум Беларуси уже поступило более 130 предложений, сообщил корреспонденту
БЕЛТА директор Национального центра правовой информации Андрей Мательский.
(фото – БЕЛТА)
Законопроекты «О Всебелорусском народном собрании» и «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь» вынесены на общественное обсуждение с 24 октября и размещены в специальных темах на Правовом форуме Беларуси. Свои замечания и предложения по двум законопроектам можно высказать по 2 ноября включительно.
«За семь календарных дней на утро сегодняшнего дня к нам поступило более 130 предложений на Правовой форум Беларуси по этим двум законопроектам. Это достаточно высокая активность людей по юридической работе над содержанием проектных норм. Однако основное обсуждение законопроектов проходит на диалоговых площадках и встречах с трудовыми коллективами и гражданами. Мы поддерживаем постоянный контакт с парламентариями, БРСМ, представителями ОО «Белая Русь» по проведению обсуждения этих законопроектов, просим направлять в наш адрес замечания и предложения», – рассказал Андрей Мательский.
В целом видно, что в обществе сложилось четкое понимание, что собой представляет Всебелорусское народное собрание, на решение каких вопросов будет направлена его деятельность, отметил директор НЦПИ.
«В ходе диалога чаще звучат практические вопросы: как стать делегатом? Будут ли делегаты работать с отрывом от производства или нет и тому подобные. На эти вопросы люди получают ответы непосредственно в ходе встреч. Предложений по доработке законопроектов, как правило, не выносится, – дополнил он. – Что касается тех предложений, которые поступают на Правовой форум, то они носят достаточно узкий, предметный характер. Например, предлагается в статье 3 законопроекта расширить принципы деятельности ВНС, конкретизировать в законопроекте субъектов гражданского общества, от которых будут выдвигаться делегаты, расширить компетенцию ВНС, предусмотрев его полномочия по ратификации международных договоров, и другое».
По информации
БЕЛТА