20.12.2019
Наталья Кочанова: «Законы должны отвечать интересам общества»
19 декабря 2019 года состоялось заключительное заседание первой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва. Избраны заместители председателей постоянных комиссий Совета Республики.
Итоги работы сессии и задачи на предстоящую работу озвучила в своем выступлении Председатель Совета Республики Наталья Кочанова.
Уважаемые члены Совета Республики!
Сегодня завершает работу первая сессия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва. Решены организационные вопросы, избраны председатели постоянных комиссий, их заместители. Думаю, что сформированный состав позволит успешно решать, стоящие перед нами задачи. Формируются планы работы Совета Республики на 2020 год, а также планы работы каждой комиссии.
5 декабря нынешнего года Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко на встрече с членами Совета Республики и депутатами Палаты представителей Национального собрания четко обозначил конкретные задачи для парламентариев. Безусловными приоритетами являются укрепление независимости и суверенитета нашей страны, сохранение преемственности экономического курса, обеспечивающего устойчивое социально-экономическое развитие и рост благосостояния людей.
Главное требование Президента – принимаемые законы и поправки в них должны отвечать интересам общества, учитывать реальные потребности наших граждан, работать на решение конкретных задач и на перспективу. Первоочередными являются вопросы занятости, повышения производительности труда за счет развития деловой инициативы, улучшения инвестиционного климата, диверсификации экспорта, демография, молодежная политика.
Работа в регионах – один из важнейших приоритетов деятельности Совета Республики как палаты территориального представительства. Этой работе необходимо придать новый импульс. Высокое звание сенатора должно подтверждаться конкретными делами. Членам Совета Республики следует чаще встречаться с людьми, быть не только проводниками государственной политики на местах, но и брать на себя ответственность за решение тех проблем, с которыми к вам обращаются. Живое общение всегда точнее любых отчетов и докладов. Поэтому все замечания, предложения, инициативы, поступающие во время личных приемов граждан, прямых телефонных линий, встреч в трудовых коллективах, не должны оставаться без внимания, а наиболее острые проблемы следует брать на личный контроль. При этом важно взаимодействовать с Правительством, иными государственными органами, местными органами власти. Активнее следует подключать к решению локальных проблем местные Советы депутатов. Пока их потенциал задействован не в полной мере.
Хочу напомнить, парламентарии – люди публичные. Вас должны слышать, понимать, чем вы занимаетесь, какие задачи перед собой ставите. Все это формирует доверие к власти. Поэтому прошу каждого члена Совета Республики активно работать со средствами массовой информации, информировать о своей деятельности и гражданской позиции через социальные сети.
Уважаемые коллеги!
В межсессионный период деятельность постоянных комиссий Совета Республики должна быть не менее активной, чем во время сессий. Впереди у нас – серьезная работа по дальнейшему совершенствованию национального законодательства, подготовке законопроектов, направленных на реализацию Программы социально-экономического развития страны на текущую пятилетку, а также создание необходимого задела на следующий период. Впереди у нас огромная работа по формированию планов на следующую пятилетку.
Проектом плана подготовки законопроектов на 2020 год предусмотрена разработка ряда новых для страны законов – «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», «О саморегулируемых организациях», «О лицензировании», «О волонтерской деятельности». Актуальной остается подготовка закона «О государственных организациях и хозяйственных обществах с участием государства».
Особое внимание следует уделить законопроектам, направленным на решение социальных, демографических, экологических проблем. Соответствующие задачи поставлены Главой государства. Семья должна быть ориентиром всей социально-экономической политики, а работа с молодежью – стать более содержательной и эффективной.
Мы должны активнее привлекать к своей работе молодежь, ведь это – важный кадровый ресурс, наше будущее. В связи с этим следует ускорить формирование Молодежного совета при Национальном собрании Республики Беларусь. Он должен объединить наиболее активных и талантливых ребят, которые заинтересованы участвовать в общественной жизни страны, быть полезными обществу. Сегодня в Беларуси работает более 40 молодежных парламентских структур – областных, районных и городских. Важно, чтобы их деятельность была эффективной, чтобы вся молодежь видела работу этих организаций.
Нам предстоит продолжить работу по повышению качества нормотворчества. Инициативы и предложения предыдущего, шестого, созыва Совета Республики учтены при подготовке Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», который вступил в силу с 1 февраля 2019 года. С его принятием начал действовать институт прогнозирования последствий принятия законов, включая оценку их регулирующего воздействия на условия осуществления предпринимательской деятельности. Введен пакетный принцип подготовки проектов нормативных правовых актов и усовершенствован порядок их публичного обсуждения. Определена процедура проведения правового мониторинга. Все возможности принятых мер должны быть использованы в нашей работе.
Полагаю, следует продолжить практику открытого обсуждения законодательных инициатив с привлечением представителей государственных органов, руководителей предприятий, экспертов, ученых в формате расширенных заседаний, круглых столов, научно-практических конференций. И если еще возникнут какие-то предложения по формам и методам нашей работы, не предусмотренных регламентом, мы рассмотрим их, чтобы наша деятельность была эффективней и заметней. Об этом говорил Президент, об этом говорю я. Мы должны много и сильно работать с народом нашей страны. Это нам под силу, мы это можем. Наша работа должна быть видна и направлена на благо нашего народа и нашей страны.
Уважаемые члены Совета Республики!
Важная составляющая нашей деятельности – международное сотрудничество. Советом Республики наработана широкая база контактов с зарубежными коллегами. Нельзя допустить, чтобы эти связи ослабли или прервались. Наши международные парламентские встречи должны быть результативными: направленными на увеличение товарооборота с зарубежными странами, расширение белорусского экспорта, реализацию новых инвестиционных проектов. Особое внимание следует уделить сотрудничеству с партнерами по Союзному государству, Евразийскому экономическому союзу, СНГ.
Ключевым международным мероприятием, который Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь проводит совместно с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, является Форум регионов Беларуси и России. Очередной форум, седьмой по счету, примет Беларусь. Необходимо провести его на высоком уровне. Мы уже переговорили с Валентиной Ивановной Матвиенко и сейчас готовим письмо c предложениями по повестке дня форума и предлагаем дату проведения. Мы направим все предложения нашим российским коллегам. Еще раз напоминаю: это важное мероприятие, и мы должны активно поработать, чтобы оно было интересным, результативным, запоминающимся.
В этом году мы отмечаем 20-летие Договора о создании Союзного государства. В диалоге с российской стороной Республика Беларусь нацелена на конструктивное взаимодействие и, главное, – на равноправных началах. На этом постоянно акцентирует внимание Президент Республики Беларусь, уважаемый Александр Григорьевич Лукашенко. Как вам известно, запланированы переговоры президентов Беларуси и России. Позиция белорусской стороны остается неизменной: развитие интеграции должно осуществляться с учетом национальных интересов и строго на основе принципов, заложенных в Договоре. Главное – это равные условия для субъектов хозяйствования, равный доступ к рынкам, без изъятий и ограничений.
Председательство Беларуси в органах Евразийского экономического союза в 2020 году будет направлено на реализацию четырех основных свобод объединения: передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Уважаемые коллеги!
Предыдущим, шестым, созывом Совета Республики накоплен значительный опыт законотворческой, региональной, международной деятельности. Мы должны эффективно использовать его в своей работе, сохранить преемственность, приумножить то лучшее, что было сделано нашими коллегами.
Поздравляю вас с наступающим Новым Годом и Рождеством. Желаю всем здоровья, счастья, благополучия. Желаю, чтобы в вашей работе был результат.
Спасибо за внимание.
По сообщению официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
(фото – БЕЛТА)
От Лаоса до Колумбии: Совет Республики одобрил шесть международных документов
На очередном заседании сессии Совета Республики, которое состоялось 29 октября под руководством Председателя Натальи Кочановой, сенаторы ратифицировали пять соглашений и один протокол к соглашению, которые позволят укрепить сотрудничество с такими странами, как Гвинея-Бисау, Зимбабве, Колумбия, Лаос, Уганда и Турция.
На заседании члены Совета Республики ратифицировали соглашения с Гвинеей-Бисау, Угандой и Зимбабве об отмене виз для владельцев дипломатических, официальных и служебных паспортов, с Колумбией – о взаимной отмене виз для краткосрочного пребывания, с Лаосом – об отмене виз для владельцев обычных паспортов.
Теперь владельцы дипломатических, официальных и служебных паспортов Беларуси могут пребывать в Гвинее-Бисау и Зимбабве без визы до 90 дней в год с даты первого въезда. В Уганде также до 90 дней в течение календарного года. Владельцы национальных паспортов Беларуси освобождаются от необходимости получения виз для въезда, выезда, пребывания и транзита по территории Колумбии на срок не более 90 дней в календарном году с даты первого въезда. В Лаосе белорусы смогут находиться без визы в течение 30 дней с даты въезда. При этом общая продолжительность пребывания не должна превышать 90 дней в календарном году.
Протокол о внесении изменений в соглашение между Беларусью и Турцией по большей части затронет международных перевозчиков. Так, водители и члены экипажей грузовых автотранспортных средств, автобусов, поездов, воздушных судов гражданской авиации и морских судов освобождаются от визовых требований при въезде, выезде, транзите и временном пребывании на территории государства другой стороны в течение периода, не превышающего 90 дней в любом из периодов в 180 дней.
Председатель Совета Республики Наталья Кочанова, говоря об одобренных законопроектах, отметила, что это хорошие решения, которые позволят более эффективно выполнять поручения Президента по торгово-экономическому и гуманитарному сотрудничеству с другими странами.
Юлия Демешко, «
Рэспубліка», 30 октября 2025 г.
В Палате представителей состоялось совместное заседание палат Национального собрания
29 октября 2025 г. в соответствии со статьей 103 Конституции Республики Беларусь в Палате представителей состоялось совместное заседание палат Национального собрания для заслушивания вопросов парламентариев и ответов Правительства.
Открывая заседание, со вступительным словом выступил Председатель Палаты представителей Сергеенко И.П.
Сегодняшнее заседание палат Национального собрания посвящено вопросам обеспечения устойчивой работы промышленного комплекса в текущем году.
Глобальное геополитическое противостояние четко демонстрирует, что наличие собственной развитой индустриальной базы – один из значимых факторов обеспечения безопасности и независимости государства, социально-экономической стабильности.
Промышленность Беларуси является ключевой отраслью экономики, формируя почти третью часть валового внутреннего продукта, три четверти экспорта.
Поэтому функционирование промышленного сектора находится на особом контроле у Президента нашей страны.
В ходе недавних совещаний и кадровых назначений руководителей ряда министерств, промышленных предприятий Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко обозначил ряд проблемных вопросов развития экономики в завершающий пятилетку год.
Сегодня важно не только услышать о результатах деятельности промышленности, но и совместно обсудить возможные пути решения имеющихся проблем.
Может, есть необходимость дополнительной подготовки и оперативного принятия законопроектов, нацеленных на развитие данной сферы?
В этом плане отмечу, что только на прошлой сессии мы приняли целый ряд соответствующих законов.
Так, ратифицированы белорусско-российские соглашения:
-
о разработке и организации серийного производства двухдвигательного легкого многоцелевого самолета «Освей»;
-
о порядке признания электронной подписи в электронном документе при трансграничном электронном взаимодействии;
-
по вопросам урегулирования торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов;
-
рассмотрено соглашение с Азербайджаном о взаимном применении электронных систем сертификации происхождения товаров.
Приняты законы об аккредитации в Национальной системе аккредитации, об обеспечении единства измерений, об аудиторской деятельности.
Сейчас ко второму чтению подготавливаются законопроекты «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», об энергосбережении, к первому чтению – о лизинговой деятельности.
На ближайших сессионных заседаниях будет ратифицирован ряд международных договоров, среди которых белорусско-российский договор о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства. Это важный шаг по созданию единого энергетического пространства двух стран, который ждут наши субъекты хозяйствования.
Ожидается внесение в Палату представителей законопроектов о промышленной безопасности, о перевозке опасных грузов, о товарных биржах, о лицензировании. Все они должны обеспечить повышение качества и конкурентоспособности белорусских товаров и услуг, содействовать наращиванию промышленного потенциала нашей страны.
Но промышленность – это не только товары. Это, прежде всего, люди. Предприятия промсектора предоставляют рабочие места четверти экономически активного населения республики и во многих случаях являются градообразующими организациями в регионах. Поэтому за цифрами нужно видеть проблемы работников: уровень зарплат, квалификацию кадров, причины нежелания трудиться на тех или иных производствах, наличие стимулов для закрепления молодых специалистов на местах и так далее. Все вопросы промышленной сферы следует рассматривать обязательно через призму решения проблем людей.
Далее И.П.Сергеенко передал слово для доклада Заместителю Премьер-министра Каранкевичу В.М., который проинформировал парламентариев об обеспечении устойчивой работы промышленного комплекса в 2025 году.
По данным за 8 месяцев прибыль от реализации продукции, товаров, работ и услуг в промышленности выросла в сравнении с аналогичным 2024 года на 6,4 процента, чистая прибыль – на 11,1 процента и достигла почти 7,1 млрд. рублей, рентабельность продаж в промышленности составила 9 процентов.
Вице-премьер отметил, что основная задача в сегодняшних условиях – повышение эффективности работы промышленности и обеспечение ее сбалансированного роста. Для этого определены несколько направлений деятельности, по которым организована системная работа.
Первое – обеспечение роста объемов промышленного производства и выпуск новой востребованной продукции. В реализации 80 проектов по замещению импорта продукции отечественными товарами, интеграционные проекты с Российской Федерацией на общую сумму более 150 млрд. российских рублей. С участием китайских партнеров реализуется порядка 60 проектов на общую сумму заявленных инвестиций около 1,6 млрд. долларов США. Правительством сформирован также перечень критических технологий (товаров), имеющих системное значение для функционирования экономики и решения социально-экономических задач. Большинство разработок перечня уже находятся в стадии реализации.
Второе – создание условий по увеличению поставок промышленной продукции на внутренний рынок. В рамках существующих механизмов поддержки организована работа по обновлению парка техники отечественных предприятий, прежде всего нашим аграрием. Всего в этом году будет поставлено более 9 тысяч единиц техники на общую сумму 2,3 млрд. рублей. Дополнительно Правительством принято решение о поддержке реализации крупногабаритной современной техники, произведенной на территории Республики Беларусь. На эти цели в 2025–2026 годах планируется направить порядка 200 млн. рублей. Продолжается программа кредитования «На родныя тавары». За 9 месяцев Беларусбанком выдано кредитов населению на сумму более 370 млн. рублей для покупки отечественных товаров.
Третье – развитие экспортных поставок. Организована работа по максимальному использованию потенциала стран СНГ. Планируется до конца года нарастить положительную динамику экспортных поставок товаров в страны СНГ за счет выполнения новых контрактов по поставкам в Казахстан, Узбекистан, Азербайджан сельскохозяйственной и грузовой техники производства МТЗ, Гомсельмаш, МАЗ.
Продолжаем наращивать свое присутствие в странах дальней дуги. Неплохие результаты приносит реализация Программ действий по развитию сотрудничества Республики Беларусь со странами Африки и Латинской Америки на 2024–2026 годы. Так, поставки в Африку растут второй год подряд. Экспорт продукции машиностроения на этот континент вырос на 6,6 процента, в частности в 11,3 раза выросли отгрузки тракторов, в 4,7 раза – грузовых автомобилей. В страны Центральной и Южной Америки приросли в 1,5 раза, Юго-Восточной Азии – в 1,6 раза.
Для выстраивания долгосрочного сотрудничества создаем совместные сборочные производства. В этом году открыты сборочные производства тракторов в Узбекистане и лифтового оборудования в Азербайджане. Прорабатываем вопрос организации сборочных производств техники на территории Алжира, Монголии, Мьянмы, Вьетнама, Ирана.
В Российской Федерации продолжаем развивать мультибрендовые центры. В этом году такие центры открыты в Рязанской и Орловской областях, в Республике Башкортостан и Приморском крае. До конца текущего года планируется открытие еще двух центров в Краснодарском крае и Ростовской области. Всего на конец года в России будет функционировать 11 мультибрендовых центров.
В совокупности перечисленные системные меры в большей степени позволили снивелировать внешние негативные факторы и обеспечить работу промышленных организаций в штатном режиме.
Вице-премьер проинформировал также о важнейших задачах, стоящих перед легкой промышленностью, деревообработкой, нефтехимией и энергетикой и принимаемых мерах по их решению.
По окончании доклада В.М.Каранкевича парламентарии задавали вопросы Заместителю Премьер-министра.
Так, депутат Вегера Р.Н. спросил о том, насколько инфраструктура белорусской энергосистемы готова к увеличению объемов вырабатываемой и потребляемой электроэнергии?
Потом на вопросы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики отвечали присутствующие руководители министерств и других государственных органов.
Министру лесного хозяйства Кулику А.А. вопрос задал депутат Ушацкий Д.И. Он поинтересовался, как учитываются интересы граждан при реализации ветровальной низкокачественной древесины в период отопительного сезона?
Депутат Жук О.Н. поинтересовалась у первого заместителя Министра промышленности Конюшко А.В., какова доля белорусских составляющих в отечественном машиностроении и какие перспективы снижения импортных компонентов на предстоящую пятилетку?
Депутат Михеенко А.Н. попросила А.В.Конюшко обратить внимание на необходимость пересмотра ряда решений Правительства, касающихся предоставления преференций отечественным производителям в части ускорения процедуры подтверждения производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь.
Депутат Карась Д.Н. спросил у заместителя Министра энергетики Долгого В.А., что поменяется для населения после внедрения единой информационной платформы Министерства энергетики? И какой экономический эффект прогнозируется?
Депутат Михно А.М. попросил председателя концерна «Беллегпром» Лазаревич Н.А. поделиться своим видением дальнейшего развития легкой промышленности.
Депутат Хлебович Г.Е. обратил внимание Н.А.Лазаревич на несовременный дизайн продукции, выпускаемой АО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», и отметил необходимость привлечения молодых художников и дизайнеров для актуализации дизайна продукции.
Обращаясь к председателю концерна «Беллегпром», депутат Гайдукевич О.С. отметил важность повышения качества обслуживания в магазинах, реализующих товары отечественной легкой промышленности.
Всего депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики задали в ходе заседания 13 вопросов.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики прошло в Минске
Совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики прошло в Минске, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Это первое в рамках нынешней сессии совместное заседание палат Национального собрания для заслушивания вопросов парламентариев и ответов правительства. Заседание посвящено вопросам обеспечения устойчивой работы промышленного комплекса в текущем году.
Как было отмечено на заседании, глобальное геополитическое противостояние четко демонстрирует, что наличие собственной развитой индустриальной базы – один из значимых факторов обеспечения безопасности и независимости государства, социальной экономической стабильности. Промышленность Беларуси является ключевой отраслью экономики, формируя почти третью часть валового внутреннего продукта, три четверти экспорта. Поэтому функционирование промышленного сектора находится на особом контроле Президента.
В ходе недавних совещаний и кадровых назначений руководителей ряда министерств и промышленных предприятий Президент Беларуси Александр Лукашенко обозначил ряд проблемных вопросов развития экономики в завершающий пятилетку год. Парламентариям важно не только услышать о результатах деятельности промышленности, но и совместно обсудить возможные пути решения имеющихся вопросов. Возможно, есть необходимость дополнительной подготовки и оперативного принятия законопроектов, нацеленных на развитие данной сферы.
Обращалось внимание, что сейчас ко второму чтению готовятся законопроекты «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», по вопросам энергосбережения, к первому – «О лизинговой деятельности». В ближайшее сессионное заседание будет ратифицирован ряд международных договоров, среди которых белорусско-российский договор о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства, что станет важным шагом по созданию единого энергетического пространства двух стран, чего ждут субъекты хозяйствования.
Ожидается внесение и других важных законопроектов, которые должны обеспечить повышение качества и конкурентоспособности белорусских товаров и услуг, содействовать наращиваю промышленного потенциала страны.
По информации
БЕЛТА
Совещание с руководством Совета Министров
Президент Беларуси Александр Лукашенко 23 октября собрал совещание с руководством Совета Министров.
Формат мероприятия традиционный – подобные встречи с Правительством Глава государства проводит регулярно.
«Перед тем как принимать важнейшие решения или решения, которые вызывают особое звучание в нашем обществе, мы встречаемся с вами для того, чтобы посоветоваться. И для меня важно, принимая решения, получить дополнительную информацию от инициаторов тех или иных вопросов», – отметил Президент.
Одной из тем совещания у Главы государства стало дальнейшее развитие Белорусской железной дороги.
«Бесспорно, железная дорога – важнейшее предприятие не только транспортной отрасли, но и всей нашей страны. Железнодорожным транспортом ежегодно перевозятся десятки миллионов тонн грузов. Это и сырье, импорт, экспортные поставки нашей продукции. Для людей – самый дешевый и безопасный способ передвижения. И хотя пассажирские перевозки – скорее социальное, а не коммерческое направление работы, развивать нужно оба», – сказал Глава государства.
Он констатировал, что из-за санкций, а также ситуации в Украине, где несколько белорусских товарных составов буквально по-пиратски были захвачены и удерживаются, грузопотоки пришлось кардинально трансформировать, искать новую логистику и в целом мобилизоваться. Хоть доходы и просели, но в целом перевозочная деятельность БЖД остается прибыльной.
«Как мне докладывают, финансовое положение предприятия сейчас отягощают высокие расходы по обслуживанию кредитов, привлеченных под инфраструктурные проекты и закупку нового подвижного состава», – отметил Глава государства.
Чтобы стабилизировать ситуацию, подготовлен проект распоряжения о государственной поддержке Белорусской железной дороги.
«На первый взгляд, надо, наверное, помочь. Но давайте разберемся, в какой части мы будем оказывать (если будем) эту помощь. Вообще, в очередной раз публично вас предупреждаю: прекратите ходить сюда за деньгами. Прекратите. Есть трудовые коллективы, есть компетенции. В данном случае есть поезда, автомобили, самолеты, вертолеты и прочее. Летайте и передвигайтесь», – сказал Александр Лукашенко.
«Так давайте разберемся, проблемы действительно обусловлены внешними факторами (которых сегодня нет и быть не может – я вас предупреждал много лет тому назад) или это недоработки и халатное отношение к своим обязанностям руководства отрасли и БЖД? Может, это самые бедные наши люди? Беднее, чем в сельском хозяйстве или в Витебской области? Все говорят: «Нет». Тогда чего вы ко мне пришли?» – спросил Глава государства.
Он отметил, что также нужно понимать, какие меры по решению проблем уже приняты Правительством и какой от этих мер эффект.
«Я, когда говорю о том, что надо железную дорогу поддерживать, я вспоминаю недавние доклады правоохранительных органов. Мы там, по-моему, немало должностных лиц отправили на «посиделки». И они пришли просить деньги из бюджета или какой-то помощи (отсрочки, рассрочки), – заметил Глава государства. – И еще: достаточно ли затянули пояса? Не можете – затягивайте пояса. Начнете «умирать» – тогда приходите, будем думать, что с вами делать».
Александр Лукашенко попросил доложить, все ли просчитано, обеспечат ли предлагаемые меры финансовую стабилизацию и не получится ли так, что через какое – то время вновь придут «с протянутой рукой».
Во время совещания Президент также поставил вопрос о функционировании магистратуры. Он поинтересовался, как обстоят дела с учетом ранее принятых решений.
«Несколько лет тому назад мы на эту тему с вами крупно поговорили и определились: никакого Болонского процесса, у нас нормальное образование», – сказал белорусский лидер.
Глава государства напомнил, что ранее в какое – то время с подачи отдельных деятелей была популярна тема Болонского процесса, чтобы подготовить «специалистов на все руки», на которых будет спрос за пределами страны. «Я помню этот разговор. Вы что, в белорусских университетах будете готовить для зарубежья людей?» – спросил он.
Вместе с тем Александр Лукашенко обратил внимание на то, что в Беларуси учится много иностранцев, которые хотели бы закончить магистратуру. «Хорошо, давайте так и поступим. Они платят деньги за все, за магистратуру. Приходите, обучайтесь в магистратуре в том числе. Сколько хотите лет. Ваши деньги, мы вас обучаем. Поезжайте куда угодно работать», – сказал Президент.
Что касается подготовки в магистратуре отечественных специалистов, напомнил Александр Лукашенко, приняли решение, что магистрантами будут те, кто впоследствии будет заниматься наукой и преподаванием.
«Как обстоят дела сейчас? Хотел бы, чтобы Министр образования здесь четко и однозначно доложил», – сказал Президент.
Еще один из вопросов на совещании Главы государства заключался в том, как выстроена система питания детей в школах с учетом ранее данных поручений.
Александр Лукашенко напомнил, что вопрос наведения порядка в организации питания в учреждениях образования находится на его постоянном контроле. «Я вас неоднократно предупреждал: обворовывать детей, травить их некачественной едой – преступно! И поручил тогда выработать нормальную систему», – сказал он.
«Хотелось бы услышать, что сделано в этом плане», – поставил вопрос Глава государства.
Александр Лукашенко отметил, что порой трудно представить, что, как и кто готовит в школах, хотя чиновники докладывают, что все под контролем. «Да невозможно это проконтролировать», – заметил Президент. Именно поэтому и нужно было выстроить четкую систему в этом вопросе.
Другой важный вопрос в этой сфере – насколько востребовано предлагаемое питание со стороны самих детей. «Отходов половина, – обозначил проблему Глава государства. – Это нормально? Что сделали для того, чтобы этого не было? Как будем кормить детей, чтобы было вкусно, полезно, чтобы пища была не остывшей?»
Александр Лукашенко подчеркнул, что на питание детей в учреждениях образования государство тратит колоссальные деньги. И в свое время он принимал принципиальное решение в этом плане, чтобы сохранить такую возможность.
На обсуждение у Президента были также вынесены предлагаемые меры о поддержке молодежи. Правительство внесло соответствующий проект Указа.
Документ направлен на формирование условий для привлечения и сохранения молодых кадров на предприятиях.
Александр Лукашенко призвал подходить к этому вопросу взвешенно. Он отметил, что помощь молодежи не должна переходить в чрезмерную опеку, ведь средства государству нужны и на другие направления, включая развитие производственной сферы и экономики. Кроме того, в молодом возрасте люди и сами вполне способны работать и зарабатывать, в отличие, например, от людей пожилого возраста, которым в силу объективных причин может быть сложнее.
«Я не к тому, чтобы не помогать молодежи. Молодежь – наше будущее, и ей надо помочь. Давайте конкретно скажем, в чем мы должны помочь молодежи. И поставим на этом точку, – отметил Глава государства. – Мы должны создать условия, чтобы молодежь заработала».
Президент подчеркнул, что любые обещания со стороны государства по поводу поддержки, каких – либо льгот должны быть предварительно просчитаны и обоснованы, подкреплены уверенностью, что имеющихся средств достаточно, чтобы в будущем выполнять взятые на себя обязательства. «Давайте будем исходить из реалий, а не забрасывать сюда: давай льготы, льготы, льготы», – сказал Александр Лукашенко.
Глава государства не раз обращал внимание, что в стране «лишних» денег нет. «И если мы какой – то категории нашего общества оказываем помощь и поддержку, мы должны понимать, что это – за счет тех, кто трудиться, за счет тех, кто работает, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Я хочу, чтобы вы эту философию понимали, внося предложения на мой уровень. Я вам откровенно это сказал. И пусть люди, услышав меня, оценивают это, как считают нужным».
Ситуация сейчас в стране такова, что число работающих составляет около 4 млн человек, и нужно объективно оценивать возможности по обеспечению льгот кому бы то ни было. Иначе есть риски негативных последствий для тех, кто работает. «Скоро эти 4 млн работающих согнутся, на четвереньки станут и будут телепаться. Мы им не сможем зарплату нормальную платить. Кто будет работать? Откуда возьмем деньги?» – обозначил Президент возможный негативный сценарий.
«У нас эти льготы нечем льготировать. А те, кто сегодня работает, вы что, готовы из своей зарплаты половину взять и отдать на льготы кому – то? Не готовы, – добавил Александр Лукашенко. – Давайте возвращаться к реалиям сегодняшнего дня и понимать, чего это (обеспечение льгот и господдержки. – Прим.) стоит».
Президент обратил внимание, что строительство жилья для военнослужащих и многодетных семей входит в число приоритетов для государства и будет в дальнейшем оставаться вопросом номер один. И для поддержки многодетных семей сейчас уже делается немало, включая помощь при строительстве жилья и выплату семейного капитала.
Однако в части строительства жилья Глава государства критически отозвался о местах размещения домов для многодетных. «Мы начали строить жилье в Минске, в удобных местах, стягивая рабочую силу в города. Что мы делаем? – сказал он. – Мы
зачем многодетные семьи стягиваем к Минску? Они должны, как все, жить по всей стране. Равномерное распределение рабочих рук, рабочей силы, как это было в советские времена».
Кроме того, за пределами крупных городов есть возможность строительства не только квартир, а домов с приусадебными участками, где можно что – то выращивать. «Надо копошиться в земле и что – то делать своими руками. Мы про это забыли, начали в Минске, областных центрах строить жилье для многодетных», – заметил Александр Лукашенко.
Президент также подчеркнул, что при оказании помощи подход должен быть адресным, нельзя действовать общим чохом. «Прежде чем обеспечить человека, дом дать или квартиру, вы разберитесь, кому мы с господдержкой даем жилье, что это за многодетные семьи. Разбираться надо в деталях», – обратил внимание Глава государства.
Что характеризует эффективную работу кадров на местах? Наталья Кочанова о подробностях доклада Президенту
Региональное развитие страны во многом зависит от эффективной работы кадров на местах. Об этом журналистам заявила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова по итогам доклада главе государства, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
Один из вопросов, о которых Председатель Совета Республики доложила Президенту, касался кадров. В этой связи журналисты спросили Наталью Кочанову, какие задачи в общей кадровой политике глава государства ставит перед Советом Республики.
По словам Натальи Кочановой, она подробно доложила Президенту о том, как складывается ситуация с кадрами по разным направлениям: «Как осуществляется подбор кадров, как закрепляются молодые специалисты, которые приезжают работать в регионы, как работают руководители, которые занимают ответственные должности – такие как председатель горисполкома, районного исполкома, наши коллеги-депутаты», – подчеркнула Председатель Совета Республики.
Наталья Кочанова отметила, что от работы кадров на местах во многом зависит региональное развитие, которому Президент уделяет большое внимание. «Законы одинаковые и экономические условия одинаковые, ситуация складывается по-разному. Президент подробно расспросил, как работают кадры на местах, какие вопросы в кадровой политике видят члены Совета Республики, насколько эффективно решаются обращения, которые поступают к нам. Это характеризует эффективную работу кадров на местах», – считает Председатель Совета Республики.
Говоря про региональное развитие, Наталья Кочанова отметила: от того, как люди живут в отдельном населенном пункте, зависит дальнейшее благополучие и развитие всей страны. «Александр Григорьевич всегда очень трепетно относится к вопросам регионального развития нашей страны. Эта задача была поставлена и сформулирована Всебелорусским народным собранием, и сейчас, когда мы работаем над программой-2026-2030, мы четко понимаем, что равномерное развитие регионов, региональная политика – это прежде всего», – сказала Председатель Совета Республики.
По информации
БЕЛТА