20.12.2019
В Беларуси сделан очередной шаг навстречу электронному правительству
Без бумажки ты в формате
Подписан Указ № 460, который придает юридическую силу электронным документам, предоставляемым из Общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС). Это означает следующее: Правительство Беларуси серьезно взялось за полномасштабную интеграцию государственных информационных ресурсов, чтобы обеспечить качественно новый уровень оказания электронных услуг, в том числе административных процедур.
Теперь и граждане, и представители госорганов в режиме реального времени могут получать, а также обмениваться юридически значимой информацией. Собственно, это не что иное, как очередной шаг навстречу электронному правительству, когда создается система госуправления, основанная на автоматизации процессов в масштабах страны. Шаг важный и закономерный, особенно сейчас, когда идет интенсивное развитие и внедрение цифровых технологий. К тому же это способствует развитию комфортного взаимодействия между обществом и Правительством.
Цифровизация уже давно не прихоть, а правило хорошего тона, без которого сложно говорить о какой-либо основательности либо перспективах развития. Во-первых, повышается оперативность принятия управленческих решений. Во-вторых, идет дебюрократизация госаппарата. Сейчас услуги, предоставляемые ОАИС, наделяются юридической силой. Это станет главным стимулом в развитии электронного документооборота. Почему? На сбор необходимых документов и справок много времени не уйдет: теперь все это доступно на официальной платформе. Собственно, отпадает надобность в их бумажном варианте. Уже нет страха что-то где-то потерять и даже забыть привезти. В свою очередь, организации и ведомства также получат финансовую выгоду: сэкономят деньги на бумаге, конвертах и почтовых услугах. К тому же можно проследить продвижение документа на каждом из этапов документооборота, что поспособствует росту исполнительской дисциплины. Согласитесь, удобно всем.
Кстати, ООН каждые два года проводит глобальные исследования и составляет рейтинг стран по степени готовности к электронному правительству. И если в 2012-м из 193 государств Беларусь занимала 61-ю позицию, то уже в прошлом поднялась на 38-ю. Позади Литва, Латвия, Украина, Китай. Россия впереди – на 32-м. Правда, на фоне 2014-го немного сдала – тогда восточная соседка занимала 27-е место.
Белорусскому прогрессу удивляться не стоит: мы решительно идем по пути развития электронного правительства. Статистика это подтверждает. С июня 2014-го выдано 660 686 ключей электронной цифровой подписи. В системе межведомственного электронного документооборота зарегистрированы 12 392 организации и 27 государственных информационных ресурсов. Более ста видов услуг в сфере соцзащиты и налогообложения, земельно-имущественных отношений и госзакупок, судебного производства, финансов и 36 видов административных процедур доступны в электронном формате. Степень востребованности и доступности? Учитывая, что ежемесячно оказывают свыше 500 тысяч услуг, сомнения не имеют под собой оснований.
В Азербайджане, например, совершенно другая ситуация. Во-первых, страна находится на 70-й строчке вышеупомянутого рейтинга ООН. Во-вторых, там существует проблема с доступностью госуслуг, поэтому, помимо стационарных центров, там организовали специализированные мобильные автобусы. А чтобы еще больше увеличить охват населения, решается вопрос о запуске мобильного поезда. Это к тому, что априори в каждой стране есть потенциал для развития электронного правительства. Но не в каждой смогли эффективно задействовать имеющийся ресурс для развития информационно-коммуникационных технологий. Белорусам в этом плане есть чем гордиться.
Светлана Сырицкая, «Рэспубліка», 19 декабря 2019 г.
О стратегии Беларуси в области внедрения искусственного интеллекта рассказал Министр связи и информатизации
Какая у Беларуси стратегия в области внедрения искусственного интеллекта (ИИ), рассказал Министр связи и информатизации Кирилл Залесский на сессии «Искусственный интеллект: от обсуждения к внедрению» во время Петербургского международного экономического форума, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
«Мы в целом придерживаемся такой стратегии: если что-то уже есть, что мы можем использовать, то нет смысла разрабатывать это снова. Мы формируем достаточно много проектов, связанных с межведомственным объединением систем. Данные из инновационных систем разных ведомств могут дополнять друг друга. Здесь нам и нужны решения в области ИИ. Основные информационные системы, которые мы сегодня создаем, открыты для внедрения и внешних продуктов, и продуктов собственной разработки под заказ. Но в целом наша стратегия – не изобретать велосипед. Разрабатывать то, что нам нужно на платформенном уровне, и подключать туда те сервисы, которые сегодня существуют. Благо, для этого у нас сегодня есть возможность. Беларусь в целом обладает достаточно развитым IT-сектором. Системы ИИ у нас внедряются тихо и спокойно в бизнесе, в логистике, в различных отраслях промышленности. Есть конкретные кейсы, когда внедрение ИИ в логистике на 15–0 % по стоимости оптимизирует затраты предприятия, и это дает дополнительный источник для развития», – сказал Кирилл Залесский.
Он отметил, что есть достаточно много белорусских решений в этой области. Также налажено активное взаимодействие с российскими компаниями.
«Беларусь – это тот положительный пример, когда бизнес договаривается с государством. Наша IT-отрасль достигла результатов как раз потому, что регуляторика в этой сфере была сначала предложена бизнесом, а потом одобрена государством, – отметил Министр. – Убежден, что в подходах к регулированию ИИ мы пойдем тем же самым путем. Здесь очень важно найти баланс».
Петербургский международный экономический форум – ведущая площадка для обсуждения существующих вызовов в глобальной экономике и механизмов их преодоления, обеспечивающих устойчивое развитие. Ежегодно он собирает широкий круг деловых кругов и экспертов для налаживания кооперационных связей, обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями. В этом году в нем принимают участие представители 140 стран.
По информации
БЕЛТА
Одобрен проект межправсоглашения Беларуси и ОАЭ о торговле услугами и осуществлении инвестиций
Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 июня подписал Указ № 236, которым одобрил в качестве основы для проведения переговоров проект межправительственного соглашения Беларуси и Объединенных Арабских Эмиратов о торговле услугами и осуществлении инвестиций.
Основными целями этого международного договора являются создание зоны свободной торговли услугами между Беларусью и ОАЭ, обеспечение благоприятных условий для развития двустороннего сотрудничества в сфере содействия инвестициям, расширение и диверсификация взаимной торговли. Заключение соглашения укрепит торгово-экономические связи между странами.
На проведение переговоров по проекту соглашения и его подписание уполномочено Правительство.
Главой государства подписан Указ, позволяющий гражданам приобретать в собственность арендное жилье
Президент Беларуси Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 июня подписал Указ № 235, направленный на расширение социально-правовых гарантий в области жилищных отношений граждан с предоставлением им права приобретения в собственность арендного жилья.
Гражданам наиболее востребованных профессий будет предоставляться право приобретать в собственность арендное жилье в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек (кроме Минского района) при определенных условиях.
Такое приобретение будет возможно, в частности, при наличии оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, стажа работы в организации, предоставившей жилье, и срока проживания в таком жилье не менее 10 лет, а также неиспользовании указанными гражданами и членами их семей государственной поддержки при возведении, реконструкции или приобретении жилья, отсутствии у них иных жилых помещений в собственности в населенном пункте по месту нахождения арендного жилья либо фактов их отчуждения в течение трех лет.
Оплату стоимости арендного жилья можно будет произвести в рассрочку на 15 лет, а также использовать на данные цели именные приватизационные чеки «Жилье» и средства семейного капитала.
Местные исполнительные и распорядительные органы, государственные органы (организации) будут наделены правом передачи в собственность нанимателей расположенных на селе одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах государственного жилого фонда, эксплуатируемых более 10 лет и требующих капремонта. При этом такое жилье, предоставленное на время трудовых отношений, может быть передано в собственность граждан, имеющих стаж работы не менее 5 лет в организации, выделившей жилое помещение.
«Поглощать решения в сфере ИИ одними из первых». Александр Егоров обозначил цифровые задачи для банковского сектора
Банковский сектор – та отрасль, которая должна поглощать решения в области искусственного интеллекта одной из первых. Что может способствовать ускоренному IT-развитию банковской сферы и какие вызовы в связи с этим придется решать, во время выступления на семинаре-презентации «Суверенная платформа искусственного интеллекта» на полях международного ИКТ-форума Digital Expo-2025 разъяснил первый заместитель Председателя Правления Национального банка Александр Егоров, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Быть в авангарде цифрового развития экономики и внедрения методов искусственного интеллекта в банковской сфере, по словам первого замглавы Национального банка, может способствовать большой объем анализируемых данных и значительный удельный вес уже заалгоритмизированных процессов. «Не будем этого скрывать: банковская сфера – одна из сфер-лидеров по внедрению IT-решений. Вместе с тем, мы понимаем, что самостоятельная разработка технологий подобного масштаба – задача чрезвычайно ресурсоемкая», – обратил внимание Александр Егоров и пояснил, почему постановку на службу ИИ можно считать игрой вдолгую.
Позволить ее себе могут лишь крупнейшие государства, в частности, на данный момент очевидно соперничество за первенство в цифровом мире Соединенных Штатов Америки и Китая. В разработку собственных цифровых информационных моделей те, кто могут себе это позволить, вкладывают сотни миллиардов долларов. Большинство стран такой возможности лишены – это, однако, не означает, что небольшие государства, такие как Беларусь, остаются вне игры и не могут применять себе во благо способности ИИ.
«Мы полагаем, что наша ниша – использование ИИ в прикладных целях для масштабирования этих примеров. Мы видим этот вектор перспективой сегодняшнего дня и ближайшего будущего. Нам нужна активность и конкуренция за внедрение IT-решений как в банковской сфере, так и в других отраслях экономики», – ориентировал первый замглавы Нацбанка.
Национальный банк, как было подчеркнуто, думает о завтрашнем дне и имеет ресурсы для обеспечения технологического лидерства, для чего на постоянной основе и планомерно изучаются возможности использования искусственного интеллекта в повышении эффективности и качества работы как Нацбанка, так и коммерческих банков. Представитель центрального банка страны добавил, что уже налажено сотрудничество или ведутся переговоры о таковом с ведущими российскими центрами, связанными с ИИ. Ценно участие при этом команды белорусских коммерческих банков, в той или иной мере внедряющих ИИ-решения.
В Минске с 17 по 20 июня проходит международная выставка Digital Expo, ставшая площадкой для демонстрации инновационных решений и технологий, местом встреч профессионалов цифровой индустрии, локацией для нетворкинга и обмена опытом. В выставке участвуют свыше 90 компаний и организаций, в числе которых лидеры IT-рынка Беларуси, России и Китая. Насыщенная деловая программа включает свыше 20 тематических мероприятий, среди которых круглые столы, семинары, презентации компаний-участников. В широком кругу экспертов обсуждаются такие современные тренды, как цифровизация в промышленности, технологии и решения для развития умных городов, импортонезависимость и технологический суверенитет, защита персональных данных, информационная безопасность, цифровая трансформация строительной отрасли и агросектора, цифровой офис и цифровая логистика.
По информации
БЕЛТА
Что изменится для белорусов в работе с платежными приложениями с 19 июня
В Беларуси вносятся изменения в правила выполнения операций с платежным программным приложением и иными платежными инструментами. Это предусмотрено постановлением Правления Национального банка от 25 февраля 2025 г. № 50. Изменения вступят в силу с 19 июня. Что нового ждет физических и юридических лиц, рассказала начальник управления электронных платежных инструментов главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Ольга Антонович, сообщает
БЕЛТА.
О каких приложениях идет речь
Для начала разберемся, что же такое платежные инструменты. По словам Ольги Антонович, существует три вида. Первый – платежные программные приложения (интернет-банкинг, мобильный банкинг), они требуют открытия и ведения счетов, их создают банки. Второй – платежные мобильные приложения. В отличие от предыдущего вида платежных инструментов их могут создавать не только банки. «На сегодня у нас пока что нет полной информации о том, какие же виды платежных мобильных приложений присутствуют на рынке Беларуси. Мы разработали форму отчетности. Предполагаем, что по итогам первого полугодия 2025 года поставщики платежных услуг нам предоставят соответствующую информацию», – отметила она.
Третий вид – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к электронным деньгам. «Это, например, приложение «Оплати», с использованием которого можно оплатить проезд в общественном транспорте и не только», – уточнила представитель Нацбанка.
К кому обращаться, если думаете, что платеж совершили не вы
Теперь перейдем к тому, что же меняется в работе с платежными приложениями. Так, определен порядок взаимодействия граждан и юридических лиц с банками по не санкционированным клиентами операциям, совершенным с использованием платежных инструментов. Клиентам не понадобится обращаться к разным поставщикам платежных услуг для решения вопросов с такими подозрительными операциями.
«Очень много у нас было запросов от клиентов, которые касались того, к кому же им обращаться, если они думают, что операция, которая проведена по их счету или электронному кошельку, совершена не ими. Мы немножко конкретизировали норму. Прописали, что в таком случае нужно обращаться к эмитенту платежного инструмента, с которым заключен договор на оказание платежных услуг. В частности, если это интернет-банкинг, то клиент должен обратиться в банк. Если это платежное мобильное приложение, когда клиент его скачивает, ему предоставляется соответствующее соглашение. Клиент читает, соглашается, ставит «птичку». И если какая-то операция вызывает подозрение, клиент обращается к своему партнеру, с которым заключил это соглашение. Что касается приложения «Оплати», эмитентом электронных денег является Белинвестбанк», – пояснила Ольга Антонович.
Требование пользователя о признании операции неавторизованной оформляется заявлением в письменной форме в адрес эмитента платежного инструмента, с которым у пользователя заключен договор на оказание платежных услуг.
Подтверждение, что операция совершена
Еще одна новая норма касается подтверждения совершения операции с использованием платежного инструмента. Правилами установлено, что при успешном завершении операции пользователю может быть выдан чек на бумажном носителе или предоставлен чек в электронном виде, в том числе путем направления на электронную почту. Также может быть сформировано и отправлено уведомление об авторизации. «Если чек не воспроизводится на бумажном носителе или воспроизводится только посредством вывода на экран периферийного оборудования, клиент может обратиться в банк, где открыт его счет, для получения информации по платежной операции. Банк эту информацию предоставляет, и в ней должны содержаться все данные, которые обычно фиксируются в чеке», – добавила Ольга Антонович.
Переход из интернет-банкинга на сторонние сайты для покупок
Кроме того, вводится норма о возможности перехода из платежного программного приложения банка (интернет-банкинг, мобильный банкинг) в программно-техническую инфраструктуру партнера банка (сайт, мобильное приложение либо иной электронный ресурс) для выбора и приобретения товаров, работ, услуг. Для этого в банке могут проводить аутентификацию клиентов – партнеров банка при условии достижения соглашения между банком и партнером. «Таким образом, клиенты будут уведомлены, что они находятся не в платежном программном приложении банка, чтобы не было никаких вопросов или претензий к банку. Важно, чтобы клиенты понимали: договор на реализацию товаров, работ и услуг заключается с партнером банка, а не с банком. Банк просто является проводником к соответствующему электронному ресурсу партнера», – обратила внимание начальник управления.
Представитель Нацбанка пояснила причину этого новшества. «Изменение внесено по предложению банков и других юридических лиц. Партнерство – это всегда интерес двух сторон. С одной стороны, это интересно банкам, с другой – иным юрлицам. Предполагается, что партнеры банка будут предлагать клиентам приобрести товары, работы, услуги, а также другие объекты гражданских прав. Изменения вступят в силу с 19 июня. Увидим, насколько эта норма будет работать, как будет развиваться ситуация», – сказала она.
В Нацбанке подчеркнули, что внесенные в правила изменения учитывают предложения граждан, юридических лиц, банков и будут способствовать повышению качества оказания платежных услуг в условиях ускоренного развития цифровизации финансового рынка. «Все новации в первую очередь нацелены на защиту прав потребителей. Мы делаем все, чтобы платежные операции, которые совершает клиент, были для него ясны, понятны и не было никаких вопросов», – подчеркнула Ольга Антонович.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА