На первое полугодие 2020 года контролирующими и надзорными органами запланированы 3323 выборочные проверки
Комитетом госконтроля сформированы планы выборочных проверок в областях и г. Минске на первое полугодие 2020 года.
В отборе субъектов для включения в планы выборочных проверок приняли участие 28 государственных органов, которые проанализировали 17485 субъектов. По результатам анализа высокая степень риска присвоена 6387 субъектам (36,5 %), из числа которых отобраны субъекты для проведения выборочных проверок.
Всего на первое полугодие 2020 года запланировано 3323 выборочные проверки (с учетом совместных), из них 72 % – надзорные (это проверки вопросов, касающихся обеспечения безопасности жизни, здоровья граждан и окружающей среды).
Наибольшее количество проверок запланировано МЧС – 947 (28,5 %), Минтруда и соцзащиты – 566 (17 %), Минприроды – 330 (9,9 %), Госстандартом – 316 (9,5 %), Минфином – 246 (7,4 %), МНС – 200 (6 %), Минздравом – 188 (5,7 %), Комитетом государственного контроля – 96 (2,9 %), Генеральной прокуратурой – 88 (2,7 %).
В Минской области на первое полугодие 2020 года запланировано 558 выборочных проверок (16,8 %), в Брестской – 544 (16,4 %), в Гомельской – 518 (15,6 %), в Гродненской – 477 (14,3 %), в Могилевской – 452 (13,6 %), в Витебской области – 425 (12,8 %), в Минске – 349 (10,5 %).
Планы выборочных проверок размещены на сайте Комитета государственного контроля.
По информации официального сайта Комитета государственного контроля Республики Беларусь
Первый заместитель Председателя Комитета госконтроля Беларуси Дмитрий Баско принял участие в панельной сессии на тему «Взгляд в будущее государственного аудита: приоритеты в развитии», которая прошла сегодня на полях XXVIII Петербургского международного экономического форума, сообщает БЕЛТА.
Дмитрий Баско рассказал о внедрении современных технологий в контрольную деятельность. По его словам, в условиях стремительного роста информационных потоков важнейшей задачей становится модернизация информационных ресурсов и выработка подходов к осуществлению контрольной деятельности с их эффективным задействованием цифровых технологий.
Комитет госконтроля имеет доступ к самым передовым имеющимся в стране информационным системам и базам данных, аккумулирующим сведения, используемые контролерами при планировании и осуществлении контрольно-аналитической деятельности. «Это и анализ исполнения бюджета, формирование комплексного портрета субъекта хозяйствования, включая его налоговую дисциплину и другие. Интеграция с различными системами позволяет осуществлять целевой контроль в таких областях, как государственные закупки, транспортный и лесохозяйственный комплексы, многие другие», – отметил первый заместитель Председателя КГК.
На протяжении последних лет Комитет госконтроля активно внедряет в работу собственные информационные ресурсы, включая современные инструменты обработки большого массива данных. Это – аналитические дашборды, алгоритмы финансового мониторинга, созданные на базе современных информационных платформ, различные иные системы визуализации, существенно повышающие прозрачность и качество аналитических выводов.
«Это позволяет нам довольно оперативно формировать оценку ситуации в той или иной отрасли экономики, видеть ее уязвимые места, фиксировать скрытые резервы повышения эффективности ее функционирования либо пресекать финансовые правонарушения. К примеру, только в рамках анализа сферы пассажирских перевозок, проведенного с использованием технологии Big Data, нами были зафиксированы миллионы рублей, недополучаемые государством, в том числе из-за несовершенства законодательства», – рассказал Дмитрий Баско.
Перспективное направление – использование нейросетевых технологий, включая как открытые, так и специализированные закрытые модели.
«При грамотном применении нейросетей можно в значительной степени автоматизировать множество процессов и сэкономить время на рутинных задачах. Однако вместе с большими возможностями «нейронок» имеются и определенные риски в этой сфере: потенциальные ошибки в работе моделей, вопросы безопасности данных, зависимость от качества обучающих выборок и необходимость постоянного контроля за корректностью выводов», – подчеркнул Дмитрий Баско.
Также он добавил, что аудиторы будущего должны обладать не только финансовыми и юридическими знаниями, но и компетенциями в области анализа данных и работы с интеллектуальными системами.
Мероприятие организовано Счетной палатой Российской Федерации. В панельной сессии в числе основных спикеров приняли участие представители высших органов финансового контроля (аудита) Беларуси, Египта, России, Саудовской Аравии, представители государственных органов Российской Федерации. XXVIII Петербургский международный экономический форум проходит 19–21 июня. В этом году его посетит более 20 тыс. гостей из 140 стран.
По информации БЕЛТА
Контролеры и проверяемые по нормам Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» находятся в одинаковом правовом статусе. Об этом рассказал журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед, комментируя Указ Президента, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Генпрокурора, ранее проект этого Указа неоднократно вносился на рассмотрение Главы государства. В соответствии с поручением, которое дал Президент, он был доработан. Указ направлен на то, чтобы упростить работу как контролеров, так и проверяемых субъектов.
Без бездумных, необоснованных, ненужных проверок
«Но самое главное, о чем неоднократно говорил Глава государства, – не должно быть бездумных, необоснованных, ненужных проверок. Необходимо снять ненужное давление на экономику, на субъектов хозяйствования, на предпринимателей с тем, чтобы, как люди говорят, их никто не кошмарил и не мешал работать. Это самая главная мысль», – подчеркнул Андрей Швед.
Поэтому была проанализирована практика и обобщены жалобы, заявления предпринимателей, субъектов хозяйствования, бизнес-сообщества по этим вопросам, соответственно, были учтены пожелания.
«Фактически с сегодняшнего дня как контролеры, так и проверяемые находятся в одинаковом правовом статусе и наделяются одинаковыми правами и обязанностями», – отметил Генпрокурор. Он пояснил, что любая проверка может начинаться только с наличия соответствующего документа, в котором четко указаны время, цель проведения проверки и кто это делает. Любая проверка должна заканчиваться итоговым документом.
Как проверяемый, так и проверяющий несут ответственность за нарушение положений указа в равной степени, добавил Андрей Швед. «То есть если проверяющий выходит, например, за предмет проверки, за цель проверки, он несет за это ответственность. С другой стороны, субъект хозяйствования вправе ему отказать предоставить информацию, документы, сказать, что к проверке это не имеет никакого отношения, и он будет прав», – подчеркнул Генпрокурор.
Далее итоговый документ может, а в некоторых случаях должен быть изучен проверяемым субъектом хозяйствования. У него есть широкие права на обжалование в случае несогласия с выводами ревизоров, высказывание своих предложений и т.д.
Запрещено мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования
Андрей Швед заметил, что много жалоб было по поводу так называемых мониторингов, и они учтены. Отдельным положением, которое утверждено Указом, мониторинг прописан очень четко, понятно, как и сама проверка. То есть любые проверочные мероприятия стали прозрачными, четкими и понятными, подчеркнул он.
Руководитель надзорного органа обратил внимание, что так же, как и проверка, мониторинг может начинаться только при наличии определенного документа, с указанием, кто мониторит, по какому вопросу проходит мониторинг, и, соответственно, должен быть итоговый документ. При этом для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономики, субъектов хозяйствования, по результатам мониторинга предусмотрено освобождение от ответственности, если выявленные нарушения в ходе мониторинга оперативно устраняются.
В Указе имеется ряд других новелл, который направлен на то, чтобы без наличия достоверной информации, без необходимости принятия мер по устранению каких-то нарушений в деятельность субъекта хозяйствования никто просто так не вмешивался.
Например, четко регламентирован запрет для проверяющих мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования. «Если субъект добросовестно работает, он должен работать. Люди должны получать зарплату. Экономика должна развиваться», – сказал Генпрокурор.
Одним словом, все новеллы, которые предусмотрены Указом во исполнение поручения Президента, направлены на исключение ненужных проверок. С одной стороны, не должно быть ненужного, излишнего давления на экономику, на бизнес. С другой стороны, процедура фиксации и реагирования на выявленные нарушения прописана очень понятно и четко, подчеркнул Андрей Швед.
Вольницы не будет
Генпрокурор добавил, что принятие этого Указа ни в коем случае не меняет политику работы контролирующих (надзорных) органов. Государство обязано выявлять любые нарушения и реагировать на них. «Это не означает, что должна быть некая вольница – ее не будет, – сказал он. – Конечно, мы понимаем, что проверочных мероприятий – контрольных, надзорных – будет меньше. Но они будут более эффективными – на это направлен Указ».
Проверяемый субъект должен понимать, что в случае нарушений он будет нести ответственность в строгом соответствии с законом, заметил генпрокурор. «Здесь поблажек тоже быть не может», – сказал он. Вместе с тем он добавил, что устанавливаются более четкие, прозрачные, понятные правила, убирается лишнее, например книга учета проверок.
В этой связи руководитель надзорного органа отметил, что та же книга учета проверок для предпринимателей, субъектов хозяйствования была головной болью. Ее нужно было заводить, регистрировать в определенных органах. Теперь этого не потребуется. Цифровизация и другие современные процессы позволили в плане учета контрольных и надзорных мероприятий ввести единую автоматизированную систему, которая обслуживается соответствующим органом. В то же время сами субъекты хозяйствования вправе самостоятельно вести учет того, кто и когда приходит, вести учет мониторингов и других мероприятий при наличии законных оснований их проведения.
Профилактика – во главе угла
Относительно профилактики правонарушений Генпрокурор обратил внимание, что Президент отдельно уделил внимание этому вопросу. Помимо того, что необходимо упростить порядок, облегчить давление со стороны контролирующих органов, красной нитью проходит мысль о важнейшей роли профилактики. «Мы все – контролирующие (надзорные) органы – понимаем, что должны помогать нашим предприятиям не допускать нарушений законодательства, где-то им подсказывать. То есть решается общая задача – повышение эффективности экономики любыми формами и средствами. Но при этом никакого послабления не будет тем, кто нарушает закон», – заключил Генпрокурор.
По информации БЕЛТА
В Указе «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» учтены интересы субъектов хозяйствования и проверяющих органов. Об этом заявил журналистам Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Последние изменения в законодательство о контрольной деятельности вносились 8 лет назад. Конечно, практика показала определенные шероховатости, которые надо было устранить. С 2020 года количество контрольных мероприятий уменьшилось в два раза. Акцент смещен в сторону профилактики. Но при этом есть жесткое требование Главы государства: все, что касается жизни и здоровья граждан, налогов и других серьезных нарушений, – ответственность должна быть та, которая предусмотрена законом», – сказал Василий Герасимов.
По его словам, мониторинги детально урегулированы новым указом. «Для того, чтобы мониторингами не подменяли проверки, – отметил Председатель КГК. – Что касается мероприятий технического характера, то если раньше правила устанавливал каждый орган, то сейчас такого не будет. Будут единые правила. При этом мы должны понимать, что мониторинги и мероприятия технического характера (а это проверки лифтов, оборудования, машин) занимают 96 % всех контрольных мероприятий. То есть этот пласт сейчас будет урегулирован. Есть и другие изменения. Например, сроки для устранения нарушений должны быть адекватные. К сожалению, были случаи, когда давали на устранение нарушений, где объективно требуется несколько недель, к примеру, два дня. Есть масса других технических правок, которые внесены Указом в контрольную деятельность».
«Это сбалансированный документ. Он готовился не только контролирующими (надзорными) органами, но в том числе учитывалось мнение субъектов хозяйствования. Поэтому то, что изменяется в плане мониторингов, мероприятий технического характера, для субъектов, конечно, лучше с точки зрения защиты их интересов. Но есть вещи, которые ужесточают требования. Ранее был мораторий на проверки субъектов в течение двух лет после образования предприятия. Сейчас, например, что касается ценообразования, если мы видим, что субъект систематически нарушает, то такие проверки будут возможны. Поэтому в данном случае учтены интересы всех», – резюмировал Василий Герасимов.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 июня подписал Указ № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности». Соответствующие новации неоднократно рассматривались на уровне Главы государства, в том числе в ходе недавнего совещания с руководством Совета Министров.
Документом корректируется порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности, действовавший на основании Указа от 16 октября 2009 г. № 510, который теперь признается утратившим силу.
В новом Указе прописаны нормы, направленные на снижение уровня бюрократизма, повышение цифровизации процессов. Упраздняется обязанность субъектов хозяйствования вести книгу контрольных (надзорных) мероприятий и журнал производства работ (такие сведения уже вносятся в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности). Упразднено также ведение и использование единой информационной базы данных контролирующих (надзорных) органов.
Указом утверждено Положение о порядке проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, устанавливающее сроки, права, обязанности субъектов и должностных лиц контролирующих (надзорных) органов.
Закреплены нормы, касающиеся мер ответственности таких органов за нарушение порядка проведения проверок, мониторинга, мероприятий технического характера. Усилена профилактическая роль мониторинга за счет изменения подхода к применению мер ответственности (будут применяться только при неустранении добровольно нарушений в установленный срок при каждом факте их выявления).
Введена обязанность для проверяющих определять срок для устранения выявленных нарушений исходя из их специфики. Будет учитываться при этом объективная возможность устранения нарушения в установленный срок.
Кроме того, приведена в соответствие с иным законодательством терминология, употребляемая в законодательстве о контрольной (надзорной) деятельности.
Как сделать экзамены «убедительно справедливыми» и стоит ли уповать на удачу, рассказала в эфире программы «Разговор у Президента» на телеканале «Беларусь 1» вице-премьер Наталья Петкевич, которая также является председателем государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании в 2025 году, сообщает БЕЛТА.
Президент Беларуси Александр Лукашенко, заслушивая 30 мая доклад о вступительной кампании, подробно расспросил ответственных должностных лиц о правилах ее проведения, реализации на практике, а также об организации ЦТ и ЦЭ.
«Мы, конечно, очень заряжены и самой этой темой, и теми поручениями, которые даны госкомиссии главой нашего государства, – отметила Наталья Петкевич, подчеркнув, что вопросы вступительной кампании, проведения централизованного экзамена находятся в центре внимания, потому что речь идет о будущем страны. – Мы все понимаем, что это, наверное, один из самых стрессовых и самых сложных периодов в жизни каждого человека. Поэтому глава государства не просто ставит задачу, а переживает за то, чтобы эта вступительная кампания, как и все кампании в нашей стране, прошла максимально без стрессовой ситуации».
«Обстановка спокойная»
Наталья Петкевич отметила, что государственная комиссия по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании работает слажено. Система выстроена, и краеугольный камень – она должна быть «не просто субъективно справедливой, а убедительно справедливой». Раньше были определенные недочеты.
«Все эти ошибки максимально учтены, чтобы не допустить впредь и обеспечить максимальную прозрачность, – сказала Наталья Петкевич. – Человеческий фактор с точки зрения влияния на оценку исключен. Когда продумывали систему, пошагово прошлись с тем, чтобы невозможно было никак вмешаться, чтобы не могли заподозрить, что как-то можно договориться или могут иметь место злоупотребления».
По словам Натальи Петкевич, рассмотрены все этапы проведения испытаний – начиная от формирования конвертов с заданиями до того момента, как они вскрываются, разносятся по аудиториям. В рамках государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании создана 321 комиссия. «По всей стране каждое место проведения централизованного экзамена, централизованного тестирования и каждое учреждение образования, где имеет место вступительный процесс, охвачены контролем со стороны государственной комиссии», – добавила вице-премьер.
Также работает Комитет госконтроля, чтобы «родители и ребята были спокойны, что все под контролем».
«Моментальная реакция на обращения»
По словам Натальи Петкевич, на сегодняшний день в комиссию поступило 52 обращения, из них 47 рассмотрены. На каждое из них – моментальная реакция. Если речь идет о ходатайстве по вопросу регистрации в резервный день, переноса сдачи экзамена, то вопросы решаются быстро. Когда возникают спорные ситуации, например, с проносом калькуляторов, телефонов, требуется время. «Поэтому пять обращений у нас еще в работе», – рассказала вице-премьер, добавив, что отказано только однократно.
Она напомнила, что в этом году ужесточены правила в части запрета мобильных телефонов. Что касается калькуляторов, то можно использовать только устройства с минимальными расчетными функциями. «У нас было обращение, потому что молодой человек принес с собой более сложный калькулятор. Ему не разрешили его пронести. Посчитали, что эта эмоциональная ситуация якобы могла повлиять на результат», – рассказала Наталья Петкевич.
Отмечалось достаточно много обращений, связанных с состоянием здоровья ребят, сдающих экзамен. «В каждом конкретном случае шли навстречу, решали в индивидуальном порядке. Все максимально сделано для того, чтобы создать комфортные условия», – добавила Наталья Петкевич.
Знания или удача?
По словам вице-премьера, система сдачи экзаменов нацелена на то, чтобы не было субъективизма и оценивалось, как молодой человек работал на протяжении предыдущих школьных лет. Учебные заведения заинтересованы, чтобы приходили «студенты с большой буквы, которые имеют и определенные знания, и желание учиться».
«Везде, где только можно пойти навстречу, госкомиссия (по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании в 2025 году. – Прим. БЕЛТА) навстречу идет, если это не нарушает правило справедливости», – подчеркнула вице-премьер.
Наталья Петкевич добавила, что процесс совершенно прозрачный и уповать на удачу не стоит. Именно на это нацелены все усилия.
По информации БЕЛТА