Правда ли, что, если до страхового стажа не хватает пару дней, пенсию могут не начислить?
В редакцию «СГ» обратилась Жанна Ольшаускис из Полоцкого района. Женщина работала в местном хозяйстве, в последнее время досматривала сына с инвалидностью. Подходит время пенсионного возраста, у сельчанки не хватает пару недель до обязательного страхового стажа. Как ей быть?
В комитете по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома пояснили: есть два понятия – общий трудовой стаж и страховой. В расчет при начислении пенсии берется именно страховой – это период официального трудоустройства или индивидуальной предпринимательской деятельности, когда производились выплаты в фонд соцзащиты. В него не входят декретный отпуск; уход за инвалидами I группы либо престарелыми людьми; служба в армии; получение среднего специального и высшего образования. Однако эти категории включаются в общий стаж и учитываются при расчете пенсии при условии, что соблюдена норма по страховому стажу.
Начальник управления пенсионного обеспечения населения Ирина Голодюк поясняет, что на данный момент обязательный страховой стаж составляет 17 лет. Если к этому периоду не хватает даже пару дней, чтобы получить заслуженную пенсию, – их нужно доработать. В ином случае гражданин может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60.
Как же быть нашей читательнице? Ирина Викторовна советует ей доработать недостающий период. Для больного сына можно воспользоваться услугами сиделки или няни, которые предлагает территориальный центр.
Елена Басикирская, «Сельская газета», 3 декабря 2019 г.
Профсоюзы предлагают дополнительные меры по развитию системы наставничества. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Федерации профсоюзов Беларуси.
Каждая организация заинтересована в том, чтобы сохранить свой кадровый потенциал, закрепить молодых специалистов на рабочих местах. Но сегодня недостаточно просто принять на работу специалиста. Важно создать такие условия, при которых у молодого человека будет желание не только остаться на работе, но и работать на результат. К работе они приступают практически без опыта, но, как правило, с желанием показать и реализовать себя. Помочь раскрыть им свой потенциал помогают именно наставники. И их роль в повышении профессионального уровня молодежи сложно переоценить.
На сегодняшний день организация наставничества обеспечивается на основании принятых на предприятиях локальных правовых актов. Меры поддержки наставников различные. Они включают в себя как моральное, так и материальное стимулирование. Например, все больше проводится конкурсов профмастерства, в рамках которых отдельно отмечаются лучшие наставники. Также локальные документы содержат немало положений по материальной поддержке – это премирование, установление надбавок и т.д.
Для дальнейшего развития такой практики, для более эффективной защиты интересов всех участников Федерация профсоюзов Беларуси работает над внесением изменений и дополнений в Трудовой кодекс.
Как отметили в пресс-службе ФПБ, это своевременный и необходимый шаг. Без четкого законодательного определения роль наставника остается размытой. Кроме того, представители профсоюзов в своей работе уже сталкивались с примерами, когда наниматели не выполняли свои договоренности по поддержке наставников. Например, профсоюзный специалист проводил мониторинг оплаты труда в организациях здравоохранения Витебщины и в отдельных учреждениях выявил факты невыполнения приказов отраслевого министерства в части материального стимулирования наставников молодежи. На основании рекомендации, составленной профсоюзом, работникам было выплачено свыше Br4,5 тыс.
По информации БЕЛТА
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения», передает корреспондент БЕЛТА.
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения» был принят Палатой представителей в первом чтении 2 апреля.
Законопроектом предусмотрены следующие основные новации. Гражданам – плательщикам налога на профессиональный доход предоставляется право (при желании) на ежегодной основе осуществлять доплату обязательных страховых взносов на пенсионное страхование для формирования своих будущих пенсионных прав.
В отношении индивидуальных предпринимателей (ИП) (плательщиков подоходного налога) устанавливается гибкий порядок уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (бюджет фонда). Размер взносов уплачивается из фактического дохода для ИП, у которых в календарном году доход составил менее 12 минимальных заработных плат (МЗП), и из 12 МЗП или иной суммы, превышающей данный порог, – для ИП, у которых доход за календарный год составил 12 МЗП и более. Источником информации о доходах будут являться данные Министерства по налогам и сборам. При этом процесс взаимодействия с органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты будет полностью автоматизирован.
Продлеваются сроки уплаты ИП взносов в бюджет фонда – переносятся с 1 марта на 31 марта года, следующего за отчетным. Для работодателей, выплачивающих заработную плату в конвертах, и работников, получающих такие выплаты, закрепляется особый порядок уплаты взносов в бюджет фонда и их учета для будущих пенсионных прав. Так, в случае установления факта выплаты заработной платы в конвертах для работодателей предусмотрена отмена ограничения по максимальному объекту для начисления взносов (пятикратная величина средней заработной платы по республике (СЗП)). Уплата взносов будет производиться из фактических выплат, но не ниже 1/30 пятикратной величины СЗП в республике за месяц, предшествующий месяцу установления данного факта, за каждый день работы с выплатой заработной платы в конвертах.
Для работников, получающих зарплату в конвертах, в страховой стаж для пенсии будут учитываться выплаты из размера МЗП.
На граждан возлагается обязанность возвратить излишне выплаченные суммы дополнительных профессиональных пенсий, а также профессиональных пенсий вследствие счетных ошибок.
Предусматривается также возможность на основании решений комиссий по назначению пенсий удержать излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсий вследствие счетной ошибки (предельный размер такого удержания по желанию пенсионера может устанавливаться на уровне 5 % пенсии).
Изменяются правила выплаты пенсий осужденным к лишению свободы. При помещении пенсионера в места лишения свободы назначенную ему пенсию в полном объеме будут перечислять в исправительное учреждение по месту отбывания наказания. Все необходимые удержания из пенсии (в том числе стоимость содержания) будут производиться исправительным учреждением (сегодня пенсионные органы удерживают стоимость содержания и в исправительное учреждение перечисляется 10 % пенсии). Несовершеннолетнему (пенсия по инвалидности, по случаю потери кормильца), осужденному к лишению свободы, 50 % пенсии будет перечисляться на его лицевой счет в исправительное учреждение и 50 % пенсии – его законному представителю.
В ходе подготовки проекта закона к рассмотрению во втором чтении в него включены положения проекта Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», который подготовлен и внесен Правительством в целях приведения норм Закона «О пенсионном обеспечении» в соответствие с Указом от 29 октября 2024 г. № 402 «О социальной поддержке», действующего с 1 января 2025 г.
В соответствии с нормами Указа № 402 вносимые изменения предусматривают: снижение стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда для назначения трудовой пенсии по возрасту матерям четверых детей (с 10 до 5 лет); увеличение сроков обращения за назначением пенсии (за месяц до возникновения права на пенсию и в течение одного месяца после возникновения права на пенсию); предоставление права на досрочный выход на пенсию отцам детей-инвалидов (инвалидов с детства) на 5 лет раньше, если мать не реализовала это право; установление (фиксация) 30-летнего периода, за который определяется заработок для исчисления пенсии, и возможности исключения из указанного периода времени работы, когда не сохранились документы о заработке; установление повышения к получаемой социальной пенсии, трудовой пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II группы, потерявшим кормильца в возрасте до 18 лет; отмену ограничения на размер пенсии, выплачиваемой работающим пенсионерам; расширение перечня граждан, которые могут получать пенсию через объекты почтовой связи национального оператора почтовой связи.
Также в проекте закона реализовано предложение Совета Министров о наделении органов Фонда социальной защиты населения правом вынесения самостоятельных решений о взыскании задолженности индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.
По информации БЕЛТА
В связи с возникновением вопросов у пациентов и их нанимателей Министерство здравоохранения предоставляет пояснения по применению отдельных положений Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1 (в редакции постановления от 3 декабря 2024 г. № 165/96).
Действие подпунктов 4.21 и 4.15 данной инструкции распространяется на лиц, которым пособие по временной нетрудоспособности назначается за счет средств государственного социального страхования. В случаях, когда выплата пособия регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2014 г. № 393, указанные подпункты не применяются.
При оформлении журнала регистрации выданных листков нетрудоспособности в соответствии с пунктом 8 Инструкции, а также при оформлении листков нетрудоспособности в случаях, указанных в подпункте 50.15.1 и пункте 51 (при выдаче дубликата листка нетрудоспособности взамен утерянного или пришедшего в негодность), частях второй и третьей подпункта 50.19 Инструкции (при выдаче нескольких листков нетрудоспособности в течение одного непрерывного случая временной нетрудоспособности), слово «серия» в записи не вносится, но сведения о серии листка нетрудоспособности в виде буквенного обозначения указываются.
Например: «продолжение ЛН АА № 1234567».
Указанные нормы будут детально разъяснены при очередной редакции постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1.
По сообщению официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Кому положены сезонные преференции?
В летнее или другое удобное время отпуск предоставляется лицам моложе 18 лет, ветеранам Великой Отечественной и боевых действий на территории других государств, матерям (мачехам), воспитывающим двоих и более детей в возрасте до 14 лет, родителям ребенка-инвалида до 18 лет, тем, кто пострадал от аварии на ЧАЭС, почетным донорам крови, Героям Беларуси, Советского Союза или Соцтруда, полным кавалерам орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы.
Можно ли подвинуть график?
Очередность предоставления отпусков устанавливается в соответствии с графиком – он утверждается в организации каждый год не позднее 5 января. При его составлении, как правило, мнение работника учитывается. Но есть случаи, когда трудовой отпуск может быть перенесен или продлен. Это временная нетрудоспособность работника, наступление срока отпуска по беременности и родам, привлечение работника к выполнению государственных обязанностей с правом на освобождение от работы, совпадение трудового отпуска с отпуском для получения образования, невыплата отпускных. А также – внимание! – при согласии сторон.
Сроки и переносы: что следует знать?
Трудовой отпуск исчисляют в календарных днях – включая субботы и воскресенья. Праздники, имеющие статус нерабочих дней, в этот период не включаются и, соответственно, не оплачиваются. Важный момент: когда перенесенный из-за праздников рабочий день приходится на отпуск, то и дни отрабатывать не нужно. К слову, нынешним летом один такой перенос будет: будний день 4 июля (пятница) сразу после Дня Независимости переносится на субботу, 12 июля. И еще: оформлять трудовой отпуск с праздничного нерабочего дня нельзя.
Деньги – только вперед?
Наниматель обязан выплачивать средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за два дня до начала отпуска, если он предоставляется в соответствии с графиком. Если же человек уходит на отдых «экспромтом», но по договоренности с нанимателем, то отпускные могут быть выплачены не позднее двух дней после ухода при условии письменного согласия работника.
Разделение на две части – не предел?
Хороший вариант урвать кусочек отпуска в летний период – его разделение на две и более части. С января прошлого года такое возможно не только при наличии соответствующей нормы в коллективном договоре, но и в случае, если это оговорено в ином локальном правовом акте организации (правилах внутреннего трудового распорядка, положении об отпусках и др.). И не важно, за какой рабочий год предоставляется такой отпуск или его части. Важно другое: одна из частей отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
Что делать заболевшему?
Если во время отпуска вы захворали, не беда. Вынужденно проведенное в постели время можно компенсировать. Нужно только оформить листок временной нетрудоспособности. Тогда отпуск продлевается на соответствующее число календарных дней либо, по желанию работника, неиспользованная часть переносится на другой срок текущего рабочего года – это нужно согласовать с нанимателем.
НА ЗАМЕТКУ
За прогул без уважительной причины наниматель может уменьшить работнику продолжительность трудового отпуска на количество дней прогула, но при этом период отдыха в итоге не может быть короче минимальных 24 календарных дней.
Если вам положена ежегодная единовременная выплата на оздоровление (это может быть предусмотрено законодательством, колдоговором, другими локальными правовыми актами либо трудовым договором), то деньги начисляются, как правило, при предоставлении трудового отпуска либо его части. Наниматель обязан производить такую выплату только один раз в календарном году.
Наниматель имеет право досрочно предоставить трудовой отпуск всем или отдельным категориям работников в случае неожиданной приостановки деятельности в связи с аварией, стихийным бедствием, необеспеченностью энергоресурсами, сырьем и по другим исключительным и заранее непредвиденным обстоятельствам.
Если отпуск предоставлен по всем правилам, но работник отказывается использовать его в положенный срок без законных оснований, наниматель вправе отказать в переносе и не выплачивать денежную компенсацию за неиспользованный отпуск. Но ее все же выплатят, если человек увольняется.
Пять типичных ошибок при оформлении трудового отпуска
Самая распространенная – график отпусков в организации отсутствует вовсе. Вторая – работника не уведомили о времени начала отдыха за 15 дней. Третья – работник не отдыхает ежегодно, но как минимум 14 дней отпуска обязательны каждый год. Четвертая ошибка – не выдерживаются сроки выплаты отпускных. Пятая – работодатели порой злоупотребляют правом отзыва работника. Он разрешается по инициативе нанимателя, но только с согласия сотрудника.
Александр Нестеров, « СБ. Беларусь сегодня», 31 мая 2025 г.
Усовершенствованы подходы участия профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве. Об этом шла речь 30 мая на заседании президиума Федерации профсоюзов Беларуси, сообщили БЕЛТА в пресс-службе ФПБ.
В целом полномочия представителей профсоюзов закреплены на законодательном уровне. Основные изменения, внесенные на этом этапе, касаются алгоритма и сроков сообщения о несчастном случае. Определено, что профсоюзы могут участвовать в расследовании даже там, где нет первичной профсоюзной организации. Также выстроена работа в случаях, если травму получил работник, не являющийся членом профсоюза. Направление представителя для участия в расследовании в таких случаях определяют отраслевой профсоюз или областное (Минское городское) объединение профсоюзов.
Новые правила будут способствовать объективному и своевременному расследованию, оформлению и учету несчастных случаев и профессиональных заболеваний, что позволит не допустить ущемления прав травмированных работников. Кроме того, в ходе расследования несчастных случаев в организациях, где нет профсоюзной организации, техническая инспекция вправе провести общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда.
«Задача профсоюзов – проконтролировать, чтобы при установлении причин трагедии не были нарушены права работника. Участие профсоюзов при расследовании несчастных случаев позволяет видеть картину целиком, учесть все обстоятельства и максимально защитить людей, которые получили травму на производстве. У профсоюзов есть право выразить особое мнение, если не согласны с итогами или ходом расследования. Например, в прошлом году в столице на одном из предприятий промышленности работник получил тяжелую травму. Технический инспектор труда отраслевого профсоюза не согласился с выводами расследования, которые указывали на личную неосторожность потерпевшего. По мнению техинспектора труда, несчастный случай произошел в результате несовершенства оборудования и несоответствия технологического процесса. Особое мнение было учтено. В итоге работник получил компенсацию, – рассказал главный технический инспектор труда ФРБ Павел Манько. – В нашей практике есть случаи обращения, которые касаются фактов скрытия несчастных случаев и нежелание отдельных нанимателей признавать производственную травму или вовсе переложить вину на работника. Согласившись на такие условия, работник многое теряет, в первую очередь право на компенсацию. К слову, в прошлом году 21 наниматель был привлечен к ответственности за попытку сокрытия несчастного случая».
На сегодняшний день государством гарантированы обязательные страховые выплаты человеку при получении производственной травмы. Кроме того, профсоюзы продолжают работу над тем, чтобы каждый коллективный договор организации содержал норму, согласно которой работник может рассчитывать на дополнительные выплаты в случае травмы – в размере одного среднего заработка за каждый процент потери трудоспособности и 10 среднегодовых заработков семье в случае гибели работника на производстве по вине нанимателя.
«Нередки случаи, когда работники сами не знают, на какую компенсацию они могут рассчитывать при получении травмы. Например, при проведении общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в одной из организаций Брестчины профсоюзный специалист выявил, что работнику в связи с производственной травмой выплатили только страховые выплаты, а норму коллективного договора наниматель проигнорировал. Представитель профсоюза указал на нарушение – работнику недоплатили около Br60 тыс. Сегодня наниматель уже начал производить положенные работнику выплаты – достигнуто соглашение о рассрочке невыплаченной суммы равными долями в течение 30 месяцев. В целом в 2024 году в случае гибели работника наниматели по требованию профсоюзов выплатили семьям пострадавших более Br3 млн», – добавил Павел Манько.
Несмотря на большую профилактическую работу, которая проводится на постоянной основе, проведение мониторингов и проверок, усиление ответственности за соблюдением законодательства об охране труда, проблема производственного травматизма по-прежнему остается актуальной практически для всех отраслей. Только за прошлый год на рабочих местах в результате несчастных случаев погибли 105 человек (в 2023 году – 117), 1849 работников получили производственные травмы.
Сообщить о фактах нарушений охраны труда, несоответствующих условиях работы или спорной ситуации с нанимателем можно в Межотраслевой мониторинговый центр ФПБ по единому бесплатному номеру 8-801-100-1111.
По информации БЕЛТА