Что изменится для белорусов в работе с платежными приложениями с 19 июня
В Беларуси вносятся изменения в правила выполнения операций с платежным программным приложением и иными платежными инструментами. Это предусмотрено постановлением Правления Национального банка от 25 февраля 2025 г. № 50. Изменения вступят в силу с 19 июня. Что нового ждет физических и юридических лиц, рассказала начальник управления электронных платежных инструментов главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Ольга Антонович, сообщает
БЕЛТА.
О каких приложениях идет речь
Для начала разберемся, что же такое платежные инструменты. По словам Ольги Антонович, существует три вида. Первый – платежные программные приложения (интернет-банкинг, мобильный банкинг), они требуют открытия и ведения счетов, их создают банки. Второй – платежные мобильные приложения. В отличие от предыдущего вида платежных инструментов их могут создавать не только банки. «На сегодня у нас пока что нет полной информации о том, какие же виды платежных мобильных приложений присутствуют на рынке Беларуси. Мы разработали форму отчетности. Предполагаем, что по итогам первого полугодия 2025 года поставщики платежных услуг нам предоставят соответствующую информацию», – отметила она.
Третий вид – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к электронным деньгам. «Это, например, приложение «Оплати», с использованием которого можно оплатить проезд в общественном транспорте и не только», – уточнила представитель Нацбанка.
К кому обращаться, если думаете, что платеж совершили не вы
Теперь перейдем к тому, что же меняется в работе с платежными приложениями. Так, определен порядок взаимодействия граждан и юридических лиц с банками по не санкционированным клиентами операциям, совершенным с использованием платежных инструментов. Клиентам не понадобится обращаться к разным поставщикам платежных услуг для решения вопросов с такими подозрительными операциями.
«Очень много у нас было запросов от клиентов, которые касались того, к кому же им обращаться, если они думают, что операция, которая проведена по их счету или электронному кошельку, совершена не ими. Мы немножко конкретизировали норму. Прописали, что в таком случае нужно обращаться к эмитенту платежного инструмента, с которым заключен договор на оказание платежных услуг. В частности, если это интернет-банкинг, то клиент должен обратиться в банк. Если это платежное мобильное приложение, когда клиент его скачивает, ему предоставляется соответствующее соглашение. Клиент читает, соглашается, ставит «птичку». И если какая-то операция вызывает подозрение, клиент обращается к своему партнеру, с которым заключил это соглашение. Что касается приложения «Оплати», эмитентом электронных денег является Белинвестбанк», – пояснила Ольга Антонович.
Требование пользователя о признании операции неавторизованной оформляется заявлением в письменной форме в адрес эмитента платежного инструмента, с которым у пользователя заключен договор на оказание платежных услуг.
Подтверждение, что операция совершена
Еще одна новая норма касается подтверждения совершения операции с использованием платежного инструмента. Правилами установлено, что при успешном завершении операции пользователю может быть выдан чек на бумажном носителе или предоставлен чек в электронном виде, в том числе путем направления на электронную почту. Также может быть сформировано и отправлено уведомление об авторизации. «Если чек не воспроизводится на бумажном носителе или воспроизводится только посредством вывода на экран периферийного оборудования, клиент может обратиться в банк, где открыт его счет, для получения информации по платежной операции. Банк эту информацию предоставляет, и в ней должны содержаться все данные, которые обычно фиксируются в чеке», – добавила Ольга Антонович.
Переход из интернет-банкинга на сторонние сайты для покупок
Кроме того, вводится норма о возможности перехода из платежного программного приложения банка (интернет-банкинг, мобильный банкинг) в программно-техническую инфраструктуру партнера банка (сайт, мобильное приложение либо иной электронный ресурс) для выбора и приобретения товаров, работ, услуг. Для этого в банке могут проводить аутентификацию клиентов – партнеров банка при условии достижения соглашения между банком и партнером. «Таким образом, клиенты будут уведомлены, что они находятся не в платежном программном приложении банка, чтобы не было никаких вопросов или претензий к банку. Важно, чтобы клиенты понимали: договор на реализацию товаров, работ и услуг заключается с партнером банка, а не с банком. Банк просто является проводником к соответствующему электронному ресурсу партнера», – обратила внимание начальник управления.
Представитель Нацбанка пояснила причину этого новшества. «Изменение внесено по предложению банков и других юридических лиц. Партнерство – это всегда интерес двух сторон. С одной стороны, это интересно банкам, с другой – иным юрлицам. Предполагается, что партнеры банка будут предлагать клиентам приобрести товары, работы, услуги, а также другие объекты гражданских прав. Изменения вступят в силу с 19 июня. Увидим, насколько эта норма будет работать, как будет развиваться ситуация», – сказала она.
В Нацбанке подчеркнули, что внесенные в правила изменения учитывают предложения граждан, юридических лиц, банков и будут способствовать повышению качества оказания платежных услуг в условиях ускоренного развития цифровизации финансового рынка. «Все новации в первую очередь нацелены на защиту прав потребителей. Мы делаем все, чтобы платежные операции, которые совершает клиент, были для него ясны, понятны и не было никаких вопросов», – подчеркнула Ольга Антонович.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА
Только по факту. В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья
В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Еще один шаг, направленный на защиту интересов граждан, – исключение предоплаты за оказание услуг по найму жилья. В этом случае клиентами выступают молодые люди, которые не имеют жилья, студенты, жалобы от которых поступают в Минюст. Оплачивать услугу потребители будут только после того, как для них подобрана квартира», – сказал Николай Старовойтов.
Он обозначил и другие ключевые нормы закона. Например, сохраняется действующий в настоящее время подход о запрете оплаты одной и той же риелторской услуги, оказываемой риелторской организацией в отношении одного и того же объекта недвижимости, обеими сторонами сделки с этим объектом.
«То есть законом четко зафиксировано, что риелторская организация может оказывать риелторские услуги только одной стороне сделки с объектом недвижимого имущества. Цель сохранения такого подхода – решение проблемы понуждения потенциальных покупателей к заключению договоров на оказание им услуг и взимание одной и той же риелторской организацией двойной оплаты как с покупателя, так и с продавца», – пояснил Николай Старовойтов.
По его словам, этот подход позволяет защитить интересы как продавца, поскольку риелторская организация будет стремиться к исполнению уже имеющегося перед ним обязательства по содействию в продаже объекта, так и покупателя, который зачастую не нуждается в услугах риелтора и соответственно не должен их оплачивать, однако не имеет возможности иначе приобрести данный объект недвижимости.
«В случае если другая сторона при такой ситуации все же пожелает воспользоваться услугами риелторской организации, ничто не препятствует ей обратиться в иную организацию, которая и окажет необходимую помощь или содействие», – отметил замминистра.
По информации
БЕЛТА
Депутаты приняли в первом чтении законопроект по совершенствованию денежно-кредитной политики
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «Об изменении законов», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Проект Закона «Об изменении законов» внесен на рассмотрение Палаты представителей Советом Министров. Его разработка является очередным этапом проводимой Национальным банком системной работы по совершенствованию денежно-кредитной политики, в частности деятельности субъектов финансового рынка. Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Гражданский кодекс, законы «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О рекламе».
Законопроектом предусмотрено установление запретов на предоставление займов: физическим лицам ИП и юрлицами, не осуществляющими микрофинансовую деятельность, за исключением займов собственным работникам; в иностранной валюте между физическими лицами, а также в эквиваленте иностранных валют или в условных денежных единицах (за исключением близких родственников); под залог единственного жилого дома (квартиры).
Предусмотрено введение ограничений по размерам процентов и неустойки (штрафа, пени), взыскиваемых по договорам займа между физическими лицами, а также установление запрета на использование в рекламе рекламодателей, не являющихся микрофинансовыми организациями, в том числе в их наименованиях, слов «заем», «микрозаем», «микрофинансирование», «деньги в долг» или производных от этих слов.
Принятие норм, установленных законопроектом, будет способствовать усилению борьбы с недобросовестными займодавцами, защите прав и имущественных интересов граждан, а также сократит количество обращений, содержащих жалобы на некачественное оказание услуг.
По информации
БЕЛТА
Игорь Карпенко рассказал, планируется ли корректировка избирательного законодательства
Центральная избирательная комиссия (ЦИК) совместно с заинтересованными проанализирует практику применения избирательного законодательства и разработает возможные его дополнения, сообщил корреспонденту
БЕЛТА Председатель ЦИК Игорь Карпенко.
(фото Яна Горбанюка, БЕЛТА)
«Понятно, что ЦИК не обладает правом законодательной инициативы. Но мы создадим рабочую группу от всех заинтересованных и в течение 2025–2026 годов сформулируем конкретные правки, которые необходимы. А в 2027-м войдем в план законопроектной деятельности», – рассказал Игорь Карпенко.
После того, как все предложения будут саккумулированы, будет проведен их тщательный анализ. «Например, с мест предложили продлить немного работу районных комиссий, потому что заканчиваются выборы и сразу после подведения итогов, когда ЦИК принимает постановление, их деятельность прекращается. Но еще после этого поступают какие-то обращения граждан, требуется уточнение некоторых вопросов, а комиссия уже не работает, потому что завершились ее полномочия», – уточнил глава ЦИК.
Председатель ЦИК сегодня встретился с коллективом БЕЛТА и вручил представителям информационного агентства благодарственные письма.
По информации
БЕЛТА
Отпускникам на заметку. В ГТК рассказали, какие суммы наличных нужно декларировать
Какие суммы наличных нужно декларировать, отправляясь за рубеж или приезжая в Беларусь, рассказали
БЕЛТА в Государственном таможенном комитете (ГТК).
В ведомстве обратили внимание, что недекларирование денежных средств – одно из частых нарушений таможенного законодательства, хотя порядок декларирования достаточно прост.
«В преддверии отпускного сезона напоминаем, что перемещаемые через границу наличные денежные средства на сумму свыше $10 тыс. в эквиваленте одним физическим лицом подлежат письменному декларированию. Необходимо проследовать по красному коридору пункта пропуска и в установленном порядке заполнить основной и дополнительный формуляры декларации на бумаге или в электронном виде», – сообщили в ГТК.
Правило действует как на ввоз наличных, так и на их вывоз за пределы ЕАЭС. В декларации нужно заявлять всю сумму, если денежные средства в разной валюте – указывать каждую валюту. Перерасчет суммы в доллары США производится на день пересечения таможенной границы по курсу Национального банка.
«Если общая сумма при единовременном перемещении превышает сумму, эквивалентную $100 тыс., тогда декларация сопровождается представлением документов, подтверждающих происхождение денежных средств», – добавили в ведомстве, отметив, что с примерами документов можно ознакомиться на сайте таможенных органов.
Нарушение законодательства влечет административную ответственность: предусмотрен штраф от 5 до 30 базовых величин с конфискацией денежных средств или без конфискации.
При незаконном перемещении незадекларированных денежных средств в размере, превышающем в эквиваленте $30 тыс., в соответствии с ч. 2 ст. 228 УК предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы сроком на пять лет.
По информации
БЕЛТА