Перечислять деньги в избирательные фонды кандидатов в депутаты можно будет через интернет-банкинг
Перечислять деньги в избирательные фонды кандидатов в депутаты можно будет с помощью интернет-банкинга. Речь об этом шла сегодня на заседании ЦИК.
Специальные избирательные счета претенденты на места в Парламенте открывают после того, как их зарегистрируют кандидатами в депутаты в подразделениях Беларусбанка. Новшество нынешней избирательной кампании в том, что перечислять средства в фонд можно через систему интернет-банкинга.
Избирательные фонды создаются добровольно для финансирования предвыборной агитации. Он может быть сформирован за счет собственных средств кандидата в депутаты (не более 1000 базовых величин, сейчас базовая величина составляет Br25,5 тыс.). Граждане также имеют право вносить пожертвования. Размер взноса одного человека в совокупности не может превышать 5 базовых величин, это Br127,5. Юрлицо может перечислить не более 10 БВ (Br255). Общая сумма расходов не должна превышать 1000 базовых.
На заседании обсуждался также порядок декларирования доходов и имущества претендентов на место в Парламенте.
Кроме того, ЦИК утвердила положения о порядке использования СМИ кандидатами в депутаты, рассмотрела вопрос о Наблюдательном совете по контролю за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации.
Как сообщалось, выступления будут проходить по рабочим дням с 20 октября в рейтинговое время: по радио с 7.00 до 8.00, по ТВ – с 19.00 до 20.00. Для кандидатов, которые будут баллотироваться по Минску, планируется выделить эфирное время на канале «Беларусь 3», по Минской области – на СТВ. Тем, кто будет выдвигаться по областям, время предоставят областные телерадиокомпании. Новшество этого года – выступления будут сопровождаться субтитрами и сурдопереводом.
Радиовыступления кандидатов в депутаты пройдут только на областных государственных радиостанциях. В частности, для Минской области это «Минская волна», для Минска – «Радио-Минск».
Что касается печатных изданий, то публиковать программы кандидатов в депутаты планируется в двух центральных газетах («Звязда» и «Рэспубліка»). Предлагается использовать возможности областных газет – государственных или с участием государственного капитала, а также районных или городских.
По сообщению БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 386, которым утверждены целевые показатели денежно-кредитной политики на 2026 год. Документ принят в целях создания условий для устойчивого роста экономики.
Перечень показателей соответствует требованиям, предъявляемым к работе Национального банка и банковской системы в целом, – содействие экономическому росту наряду с поддержанием ценовой и финансовой стабильности.
Указом установлены следующие показатели:
- прирост потребительских цен – не более 7 %;
- международные резервные активы – не менее $9,2 млрд (важнейший индикатор экономической безопасности страны и ее финансовой устойчивости);
- доля необслуживаемых активов банков в активах, подверженных кредитному риску, – не более 10 % (удержание такого уровня обеспечит стабильность всей банковской системы);
- коэффициент доступности автоматизированных систем участников платежного рынка Республики Беларусь, посредством которых обеспечивается проведение расчетных операций, – не ниже 99,8 %;
- прирост объема инвестиционного финансирования – не менее 13 % (для обеспечения поддержки инвестиционного кредитования).
Какие суммы наличных нужно декларировать, отправляясь за рубеж или приезжая в Беларусь, рассказали БЕЛТА в Государственном таможенном комитете.
Таможенному декларированию подлежат наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, если общая сумма таковых при их ввозе на территорию ЕАЭС или вывозе с такой территории превышает сумму, эквивалентную $10 тыс. При этом необходимо учитывать все перемещаемые наличные денежные средства, включая различные валюты, монеты, купюры.
«Напоминаем, что для декларирования необходимо следовать по красному коридору пункта пропуска. Также обращаем внимание, что при перемещении суммы, превышающей $100 тыс. в эквиваленте, пассажирская декларация сопровождается представлением документов для подтверждения происхождения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов», – добавили в ГТК.
По информации БЕЛТА
Обеспечение суверенитета и независимости страны, безопасности общества и государства в целом зависит в том числе от уровня правовой культуры избирателей. Это отметил заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Вадим Ипатов на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса» II Международного электорального форума, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Кристины Аксеновой, БЕЛТА)
«Практика подтверждает: обеспечение суверенитета и независимости страны, безопасности общества и государства в целом зависит в том числе от уровня правовой культуры избирателей», – сказал Вадим Ипатов.
По его словам, абсолютно закономерно, что в Концепции национальной безопасности – важнейшем стратегическом документе Республики Беларусь, утвержденном Всебелорусским народным собранием, – закреплено, что повышение правовой культуры является одной из форм участия граждан в обеспечении национальной безопасности.
Утвержденная Главой государства концепция правовой политики относит правовую культуру к составляющим правовой системы. «Это наглядно демонстрирует не только научно-правовую сущность понятия «правовая культура», но и его сугубо практическое значение для нас», – отметил Вадим Ипатов.
Беларусь за 30-летнюю новую историю прошла несколько важных этапов становления и развития избирательного законодательства. При этом формирование электоральной культуры в стране осуществлялось параллельно с этими процессами.
«С каждым новым этапом совершенствования норм происходила трансформация электоральной культуры наших граждан, что обеспечивалось благодаря совместной работе Центральной избирательной комиссии, государственных органов, депутатского корпуса, а также средств массовой информации и иных участников информационно-просветительской работы», – сказал зампредседателя Палаты представителей.
Вадим Ипатов обратил внимание, что 1990-е годы характеризовались наличием в республике трех отдельных законов, регламентировавших проведение выборов Президента Республики Беларусь, местных советов депутатов, статус Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.
«Очередным шагом стала не разработка закона, определяющего порядок выборов в парламент, а принятие единого законодательного акта, который соответствовал бы Основному закону страны, учитывал сложившуюся электоральную практику и комплексно регулировал ключевые аспекты непосредственной реализации гражданами избирательных прав. Таким документом стал принятый в 2000 году Избирательный кодекс», – сказал он, отметив, что именно этот кодифицированный акт реализует конституционные принципы белорусского избирательного права, в том числе вытекающие из международных документов.
Зампредседателя Палаты представителей отметил, что избирательное законодательство Беларуси по мере необходимости совершенствуется, реагирует на изменяющуюся жизнь, отражает реалии времени, учитывает мировые тенденции. Внесению каждого изменения в кодекс предшествуют тщательная работа, анализ прошедших избирательных кампаний.
Вадим Ипатов указал, что принятие обновленной Конституции и реализация ее норм в законодательстве стали важнейшим этапом укрепления в Беларуси институтов демократии и народовластия, совершенствования избирательного законодательства.
Ключевое место в системе власти приобрело Всебелорусское народное собрание – высший представительный орган народовластия. Принятой им Концепцией национальной безопасности в отечественную правовую систему введено понятие «электоральный суверенитет», который рассматривается как один из основных национальных интересов в политической сфере.
Практическая реализация обновленных норм Конституции и решений Всебелорусского народного собрания, в том числе и на законодательном уровне, позволила обеспечить электоральный суверенитет при проведении электоральных кампаний, подчеркнул Вадим Ипатов, отметив, что об этом ярко свидетельствуют итоги состоявшихся в 2024 и 2025 годах выборов.
По его словам, высокий интерес избирателей, активность на выборах, спокойная и соответствующая законодательству процедура их проведения, оценки национальных и международных наблюдателей свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры белорусских избирателей.
По информации БЕЛТА
Как развитие системы международного наблюдения за выборами влияет на развитие правовой культуры общества, рассказал первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса» II Международного электорального форума, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Кристины Аксеновой БЕЛТА)
«Правовая культура общества играет весьма значимую, если не определяющую роль в проведении честных и справедливых выборов. Не затрагивая все факторы, влияющие на уровень правовой культуры избирателей, сосредоточу внимание на тех, которые напрямую воздействуют на безусловное принятие обществом результатов выборов, что в конечном итоге способствует стабильности политической системы и государства в целом. В этом плане одним из важных факторов формирования правовой культуры избирателей является соблюдение принципа открытого и гласного характера выборов. Он подразумевает всестороннее информирование граждан обо всех составляющих избирательного процесса, включая деятельность организаторов выборов, сведения о кандидатах, возможность ознакомления с их программами и так далее, вплоть до порядка голосования и подведения итогов выборов. Предоставление такой информации позволяет избирателям всесторонне оценить ход электоральной кампании и сделать осознанный вывод о справедливости состоявшихся выборов», – рассказал он.
Первый заместитель Генерального секретаря СНГ добавил, что еще одним подтверждением честности выборов является общественное и международное наблюдение за их проведением. «Независимая оценка избирательной кампании, которую дают международные наблюдатели, воспринимается избирателями как вердикт, подтверждающий соблюдение закона на всех этапах электорального процесса», – сказал Игорь Петришенко.
Он напомнил, что Совет глав государств 1 июня 2001 г. по инициативе Александра Лукашенко принял решение о направлении наблюдателей от СНГ на выборы Президента Республики Беларусь. «Это был первый опыт работы миссии, который показал, что созданный Институт Наблюдателей в Содружестве в состоянии проводить профессиональный мониторинг избирательного процесса, непредвзято и максимально объективно оценивать результаты выборов. Президенты стран Содружества, оценив важность и своевременность этой работы, признали необходимость продолжить направление наблюдателей от СНГ на выборы. На сегодняшний день в странах СНГ была организована работа 131 миссии наблюдения, в которой приняли участие более 23,5 тыс. человек. А сам процесс наблюдения за подготовкой и проведением выборов стал одним из наиболее востребованных элементов сотрудничества государств – участников СНГ», – рассказал первый заместитель Генсекретаря.
Для объективного проведения мониторинга выборов в Содружестве создана прочная правовая база. «Наличие столь всеобъемлющей нормативной базы позволяет на высоком профессиональном уровне проводить мониторинг выборов и, самое главное, сделать объективное заключение о результатах наблюдения», – сказал Игорь Петришенко.
В современных условиях, когда наблюдение за выборами и оценка их итогов зачастую становятся инструментами политического давления на конкретные страны, особенно важно проведение честных миссий от СНГ. «Это позволяет выступать в единой позиции при оценке проведения избирательных кампаний у государств – участников СНГ и противодействовать попыткам предвзятого отношения со стороны иных наблюдателей», – добавил Игорь Петришенко.
Большую роль в развитии электоральных процессов на пространстве сотрудничества играет образованный в октябре 2022 года Консультативный совет руководителей избирательных органов. «Это особенно актуально сегодня, когда во многом меняется сама процедура выборов. Цифровизация и интернет-технологии, проникающие практически во все сферы жизни и деятельности общества, не обошли стороной и выборную сферу. Вместе с тем, внедряя новые технологии, необходимо укреплять правовую культуру, социальную ответственность избирателей и принимать меры, направленные на обеспечение максимального доверия к результатам голосования со стороны гражданского общества. Здесь большое значение имеет практика проведения круглых столов, семинаров», – отметил первый заместитель Генсекретаря.
Международный электоральный форум проходит в Беларуси уже во второй раз. В этом году пройдет Международная научно-практическая конференция «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса». Для участия в конференции приглашены представители избирательных органов ближнего и дальнего зарубежья, представители международных организаций, депутатского корпуса, научной и педагогической общественности, ученые и эксперты.
По информации БЕЛТА
Семь важных аспектов деятельности для обеспечения электорального суверенитета назвал Председатель Центральной избирательной комиссии Беларуси Игорь Карпенко на открытии пленарного заседания международной научно-практической конференции «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса» II Международного электорального форума, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Кристины Аксеновой,– БЕЛТА)
Тематика конференции, как и мероприятий форума в целом, обусловлена поиском ответов на современные вызовы и проблемы в области обеспечения электорального суверенитета. Здесь председатель ЦИК выделил несколько важных аспектов деятельности.
Говоря о первом аспекте – устойчивом социально-экономическом развитии государства, Игорь Карпенко отметил, что в условиях жесткой борьбы за рынки сбыта и доступ к ресурсам смогут выстоять те государства, экономическая модель которых будет устойчивой к современным вызовам. При этом устойчивость – такое состояние системы, при котором возможно противостояние не только агрессивным воздействиям внешней среды, но и внутренним неблагоприятным факторам развития.
«К сожалению, экономические проблемы, создаваемые всевозможными санкциями и торговыми войнами, оказывают воздействие в том числе на электоральный суверенитет, используются в качестве механизма достижения геополитических целей отдельными государствами. Значит, в основе укрепления государственного суверенитета, поддержания стабильности в обществе, обеспечения безопасности и общественного согласия лежит сильная экономика и сильная социальная политика, направленная на повышение благосостояния народа», – сказал Председатель ЦИК.
Второй аспект – реализация государственной молодежной политики, которая нацелена на передачу опыта предыдущих поколений, создание условий для самореализации и раскрытия потенциала молодежи в интересах общества и государства. «Крайне важно показывать молодым людям значимость их участия в управлении государством, объяснять, с какой целью проводятся выборы и почему каждый гражданин должен реализовывать свои избирательные права, – уверен глава ЦИК. – Преодоление абсентеистских взглядов среди молодежи, проявлений нигилизма требуют разработки комплексных мер, направленных на формирование позитивного мировоззрения молодежи и ее активного гражданского участия».
По словам Игоря Карпенко, не случайно в программе электорального форума и конференции красной нитью проходит молодежная тематика. Дискуссии, встречи, диалоговые площадки, клубы молодых избирателей, деятельность молодежных общественных объединений и формирований – все это направлено на развитие методов работы в молодежной среде, в основе которых заложен принцип «равный обучает равного».
Третий аспект – информационные технологии. Так, при подготовке и проведении выборов значительную роль играют информационные стратегии. Создание эффективных каналов коммуникации и улучшение медийной грамотности населения позволит формировать осознанное общественно-политическое мнение, способность населения критически относиться к внешним информационным воздействиям.
Председатель ЦИК указал, что современные информационные технологии достигли такого уровня, что по заданным человеком критериям автоматические системы способны генерировать и размещать в сети не только текст, но и аудиовизуальные материалы, неотличимые от реальных. При этом скорость такого распространения делает практически невозможным борьбу с фейками традиционными средствами. Не случайно Президент Беларуси неоднократно высказывал обеспокоенность по поводу перспектив неконтролируемого использования возможностей искусственного интеллекта.
Мировые державы синхронно пересмотрели стратегии развития искусственного интеллекта. Россия, Китай, США и Европа сходятся во мнении, что искусственный интеллект в ближайшем будущем станет базовой технологией, определяющей положение государства на мировой арене. «Поэтому промедление в этой гонке недопустимо как в целом, так и в электоральной сфере в частности. В этой связи изучение ИИ и внедрение информационных технологий в контексте обеспечения электорального суверенитета видится актуальной задачей для организаторов выборов», – считает Игорь Карпенко.
Продолжая тему, в качестве четвертого аспекта Председатель ЦИК назвал консолидацию политических партий и общественных объединений. В этой связи, полагает он, конструктивное общественное движение может и должно участвовать в распространении знаний об избирательной системе и основных этапах избирательного процесса. Такое сотрудничество с организаторами выборов позволит разрабатывать совместные образовательные программы, реализовывать социально значимые проекты и мероприятия, которые помогут людям осознать значимость их участия в выборах.
«Таким образом, объединение практического опыта и знаний, ресурсов и усилий при эффективной координации действий приведет участников общественного движения к усилению своего политического влияния, повышению электоральной культуры населения. А значит, поспособствует укреплению электорального суверенитета», – сказал Игорь Карпенко.
Кроме того, важнейшими аспектами являются обучение и подготовка субъектов избирательного процесса, активизация экспертного сообщества, международное сотрудничество, добавил Председатель ЦИК.
По информации БЕЛТА
