Женщину с инвалидностью не пустили в автобус в Минске. Чем поплатился перевозчик?
Гражданку России на инвалидной коляске не пустили в автобус в Минске. Чем поплатился перевозчик за нарушение прав пассажира с инвалидностью, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в пресс-службе Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций.
Инцидент с жительницей г. Луга Ленинградской области произошел на столичном автовокзале «Центральный» еще в конце июня. Водитель отказался впускать женщину в автобус, несмотря на наличие у нее проездного билета. По словам несостоявшейся пассажирки, ей было отказано из-за того, что она «инвалид на коляске». В Транспортной инспекции Минтранса разбирались в случившемся.
Как отметили в ведомстве, перевозчик нарушил права пассажира, предусмотренные п. 223 Правил автомобильных перевозок пассажиров. А именно – бесплатно провозить инвалидную коляску для личного пользования инвалидов. Кроме того, член экипажа транспортного средства (водитель или кондуктор) в соответствии со своими полномочиями обязаны оказывать помощь пассажиру с инвалидностью при его согласии при посадке и высадке из транспортного средства, приобретении проездного документа (п. 230 Правил).
За допущенные нарушения перевозчика привлекли к административной ответственности по ч. 5 ст. 18.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Кроме того, при проверке деятельности компании были выявлены и другие нарушения требований законодательства по перевозке: отсутствие визитной карточки водителя, информации об автоперевозчике и месте нахождения книги замечаний и предложений.
– Транспортная инспекция также проводит проверку, подозревая отсутствие разрешения у перевозчика на выполнение международных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении по определенному маршруту, – отметила пресс-секретарь Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Ирина Яблонская.
Ольга Прищепчик, информационное агентство «Минск-Новости»
В Государственном таможенном комитете рассказали о том, как рассчитываются таможенные пошлины и налоги при ввозе авто для личного пользования, сообщает БЕЛТА.
Размер ставки зависит от года выпуска ввозимого для личного пользования автомобиля. Если с момента выпуска прошло менее трех лет – платежи будут рассчитываться исходя из стоимости и объема двигателя транспортного средства, если от трех лет и выше – от объема двигателя.
Кроме того, в соответствии с положениями Налогового кодекса Республики Беларусь в отношении транспортных средств, ввозимых с целью выпуска в свободное обращение, подлежит уплате утилизационный сбор.
Чтобы предварительно рассчитать платежи за ввозимый автомобиль, можно воспользоваться таможенным калькулятором.
Дополнительно в ГТК напомнили о документах, которые должны быть представлены при ввозе автомобиля на территорию ЕАЭС: документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий право собственности на авто (купчая, договор дарения и др.), документ, в котором содержатся сведения о стоимости авто (договор, спецификация, счет-фактура, счет-проформа и др.), технический паспорт или иные документы, оригинал или нотариально заверенная копия удостоверения многодетной семьи, свидетельство об инвалидности, если декларирование будет осуществляться от имени многодетного родителя или инвалида. Если транспортное средство перемещается не собственником требуется документ, подтверждающий полномочия доверенного лица.
По информации БЕЛТА
Сегодня в Минске зарегистрировано 900 тысяч автомобилей, еще около 200 машин ежедневно въезжают в город. Для нашей столицы это серьезная нагрузка. В связи с этим 27 мая Глава государства подписал указ, который корректирует работу автомобильных стоянок и парковок. Что изменится с вступлением в силу этого документа и как решится насущная проблема, узнала корреспондент «Р».
Основные изменения
Развивает парковочное пространство Минска государственное учреждение «Парковки столицы», его директор Михаил Филиппов рассказывает:
– С вступлением в силу нового указа для взимания платы не обязательно оснащать платные парковки запирающими устройствами или шлагбаумами. В предыдущей версии документа это требование было обязательным, из-за чего городским службам было очень сложно контролировать зоны платной парковки на улицах.
Основная проблема с принятием новой нормы указа уже решена: убрали оборудование с запирающими устройствами. Думаю, что теперь процентов 90 пользователей парковки будут ее оплачивать. А делать этого не будут только те, кто по невнимательности попал на платную парковку. Решение готовилось в течение года.
Сегодня считается парковкой любая территория, если она оборудована стендами с информацией о названии и местоположении оператора, указаны телефон диспетчерской службы, режим работы, размер оплаты, способы платежей и последствия неоплаты.
– Поправки в указ также определяют категории транспорта, который освобождается от платы за парковку. Это автомобили оперативных служб, МЧС, медицинской помощи, «Белпочты», ЖКХ, операторы парковок и другие, – поясняет Михаил Филиппов. – Парковки возле рынков, торговых центров и объектов социально-культурного назначения останутся бесплатными. Точный порядок работы парковок и стоянок, а также взимания платы за них в ближайшее время установит Совет Министров.
Предложения разработаны и переданы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Полномочия на определение мест и размещение платных автомобильных парковок будут переданы местным органам власти.
– Указ также направлен на уменьшение транспортной и экологической нагрузки на центральные части города, повышение эффективности функционирования парковочного пространства и платежной дисциплины автовладельцев в части пользования парковками, – добавляет Михаил Филиппов.
Нормы документа по введению нового порядка работы автопарковок и стоянок вступят в силу уже через три месяца.
Формула парковки
Сегодня в Минске насчитывается около 6 тысяч парковочных мест. Задача на этот год – увеличить число до 10 тысяч.
– Когда указ вступит в силу, количество машин в центре уменьшится на 30 процентов точно. И, соответственно, заработает нормальная формула парковки. А это 80 на 20. 80 процентов – заполненность, 20 – свободные места, – отмечает директор ГУ «Парковки столицы».
Уже запущены платные закрытые парковки по улице Дружной, следующими на 303 машино-места станут – по улице Краснозвездной, Смолячкова, Берестянской. Они заработают ориентировочно в начале августа.
– Столица должна дышать. Чем меньше автомобильный поток, тем меньше аварий и лучше экология, – считает собеседник. – Многие пользователи парковочных мест обращаются с просьбой дать возможность пользоваться на закрытых парковках абонементами. На данный момент этого нет, но мы работаем над тем, чтобы они появились уже в скором времени. Будет предусмотрено гибкое решение по тарифам. За три месяца до вступления в силу документа подготовим постановление и соответствующее решение Мингорисполкома.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок. Запланировано введение дифференцированных тарифов в зависимости от спроса на парковку. Возможно, появятся тарифы по времени суток, будет предлагаться ночной тариф для жителей близлежащих домов.
– Пример: закрытые парковки по улице Кирова, 8, Гикало и Толбухина в дневное время заполнены, а в ночное – свободны. Будет предложен невысокий тариф для жителей возле этих парковок, – поясняет собеседник. – Вы можете видеть, что в некоторых местах города на дорогах появилась синяя разметка, которая означает платную парковку. С такой инициативой вышла ГАИ – выделить платные парковки синим цветом. На мой взгляд, это очень правильное решение. После вступления в силу указа на многих улицах города, особенно центральных, станет в разы свободнее.
Согласно статистике, сейчас парковку оплачивают лишь около 50 процентов автовладельцев:
– Будет вводиться повышенная оплата за несвоевременно оплаченную парковку. Причем взыскание средств планируется осуществлять в судебном порядке. Претензию будем направлять собственнику, а в случае отсутствия реагирования будет подготовлено исковое заявление в суд о взыскании.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок.
Кроме того, ГУ «Парковки столицы» сейчас разрабатывается информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством». Она будет включать четыре блока. Например, цифровую информационную инфраструктуру парковочных мест. Пользователь благодаря этой системе будет видеть все парковки Минска. Там же будут обозначены и автомобильные стоянки. Третий блок – эвакуация неэксплуатируемых транспортных средств, а также транспортных средств, нарушающих правила дорожного движения.
К концу 2027 года информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством» заработает.
– Этот большой программный продукт предназначен для удобства автолюбителей. В приложении можно будет найти все платные парковки города, свободные места на них, получить возможность забронировать и сразу оплатить место, а также использовать навигацию, – подытоживает Михаил Филиппов.
Татьяна Семенкова, « Рэспубліка», 12 июня 2025 г.
В столице Таджикистана – Душанбе завершилось 82-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Об этом БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполкома СНГ.
На заседании традиционно подводятся итоги за прошедший год и определяются задачи на предстоящий период.
Особое внимание было уделено росту товаро- и пассажирооборота. Так, в 2024 году рост перевозок грузов в государствах – членах совета составил 15 %, а пассажирские перевозки выросли на 13,4 %.
По итогам аудита исполнительного и рабочих органов совета получены высокие оценки их работы и определены точки роста. Это позволило на заседании совета утвердить план по совершенствованию работы.
В рамках совета создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров в целях разработки механизмов управления коридорами, согласования тарифных условий, внедрения цифровизации и совершенствования логистики.
В ходе заседания одобрен отчет о деятельности Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества за период с 2020 по 2024 год, который будет представлен в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения высшими органами СНГ в установленном порядке.
Следующее заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества пройдет в ноябре 2025 года в Баку (Азербайджан).
По информации БЕЛТА
Основные положения Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам образования» вступают в силу с 1 сентября. Принципиально новые нормы не вводятся. По сути, это дошлифовка Кодекса об образовании, носящая технический, практический и оперативный характер. При корректировке в первую очередь учитывалась правоприменительная практика. В целом изменения направлены на совершенствование государственной образовательной политики, повышение качества образования, дальнейшее укрепление престижа белорусской системы образования. О положениях закона корреспонденту БЕЛТА рассказал член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Сергей Клишевич.
Какие изменения затронут непосредственно школы
«Исходя из практики правоприменения расширяются возможности организации бесплатного подвоза детей. Например, ранее существовали небольшие формальные проблемы, когда, скажем, подвоз не мог производиться в рамках одного населенного пункта (а это чувствительный вопрос для больших агрогородков). Также подвоз теперь может быть организован в шестой школьный день, причем не только в школу, но и, например, на экскурсии и другие культмассовые мероприятия», – рассказал Сергей Клишевич.
Родителям нужно знать, что теперь законодательно исключается возможность дистанционного обучения в других странах при получении общего среднего образования на территории Республики Беларусь. «В нашей школе совместно с освоением содержания учебных программ проводится воспитательная работа, в основу которой заложена идеологическая и патриотическая составляющая, традиции и культура белорусского государства. Поэтому для обучающихся на территории Беларуси обязательны для изучения такие учебные предметы, как «История Беларуси», «Белорусский язык», «Белорусская литература», раздел «География. Беларусь» – дистанционные школы в других государствах не преподают такие предметы, – отметил депутат. – В кодексе закреплено также требование о ношении учащимися школ одежды делового стиля, хотя, заметим, это не новация, а закрепление уже сложившейся практики».
Ряд новых позиций касается также централизованного экзамена. «По обращениям родителей введена норма для освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Это дети с серьезными заболеваниями, которые обучаются на дому и которые, возможно, не планируют получение высшего образования – для них это право, а не обязанность. Сейчас такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов, – пояснил парламентарий. – Еще одно изменение касается тех, кто получил на ЦЭ ноль баллов. Они смогут пересдать экзамен в августе, потому что сегодня школьники с нулевым результатом не получают сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдается только справка об обучении, а для получения аттестата приходится ждать год и сдавать аттестацию в порядке экстерната. Такая же норма о пересдаче в резервные дни или иные сроки коснется тех, кто не явился на ЦЭ по уважительным причинам».
Кто может получить статус «бизнес-школа»
«В Кодекс об образовании были включены нормы, направленные на совершенствование системы бизнес-образования. Теперь Министерство экономики по согласованию с Министерством образования сможет предоставлять статус бизнес-школ учреждениям высшего образования (ранее такой статус могли получать только коммерческие организации). Норма касается учреждений высшего и дополнительного образования взрослых и их структурных подразделений в том случае, если они реализуют программы, направленные на формирование знаний и навыков, необходимых для управления в коммерческих организациях. Это и есть ключевой критерий отнесения к категории бизнес-школ. На практике такие структуры занимаются корпоративным обучением и бизнес-консалтингом, помогают решать бизнес-задачи и развивать бизнес. Таким образом государственные учреждения входят в ту нишу рынка консалтинга, где ранее был представлен в основном частник, что увеличит конкуренцию и повысит качество услуги в этой сфере», – уточнил Сергей Клишевич.
Как планируется реализовать программу подготовки водителей в сельских школах
«Норма существовала и ранее. Новшество изменений кодекса заключается в том, что теперь ее действие распространяется на учреждения общего среднего и специального образования всех поселков городского типа республики. В данных населенных пунктах особенно актуальна для молодых людей возможность и умение управлять сельскохозяйственной техникой и в целом механическими транспортными средствами. Эта норма будет расширять возможности для развития молодых людей, а также способствовать обеспечению их полезной занятости, – рассказал депутат. – С этой целью в кодекс внесены дополнения по предоставлению возможности освоения учащимися 10–11-х классов специализированных лицеев, суворовских военных училищ, кадетских училищ, иных учреждений общего среднего и специального образования, расположенных в городском поселке, сельском населенном пункте, образовательной программы подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин».
По его словам, учреждение общего среднего образования, расположенное в городском поселке, сельском населенном пункте, специализированный лицей, суворовское военное училище и кадетское училище наряду с программами общего среднего образования могут также реализовывать образовательную программу подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин. «Данная норма обусловлена принципом равенства в образовании независимо от типа учреждения общего среднего образования. Эта программа может быть реализована в республиканском государственно-общественном объединении «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь, – пояснил парламентарий. – При реализации образовательных программ общего среднего образования по запросам законных представителей учащихся учреждения образования сверх учебных часов, предусмотренных учебным планом учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, могут проводить стимулирующие занятия на платной основе на основании договора о возмездном оказании услуг».
Распределение и перераспределение выпускников. Новации, социальные гарантии для молодых специалистов
«Кодексом предусматривается обязательность согласования учреждениями образования распределения, перераспределения выпускников с организациями – заказчиками кадров, исполнительными комитетами, отдельными отраслевыми министерствами, что направлено на совершенствование подходов к трудоустройству выпускников, закрепление молодых специалистов на рабочих местах. Для этого Правительству предоставляются полномочия на определение иных, помимо предусмотренных в кодексе, случаев, осуществление перераспределения, перенаправления выпускников, молодых специалистов и рабочих. Например, перераспределение на службу в силовые структуры, – подчеркнул Сергей Клишевич. – Также меняются условия, при которых определенные периоды засчитываются в срок обязательной работы по распределению (перераспределению). Так, периоды военной, альтернативной службы, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет могут быть засчитаны в срок обязательной работы по распределению, если они будут приходиться на время отдыха, предоставляемого выпускникам, или обязательной работы по распределению».
Также предусматривается, что при трудоустройстве выпускник в течение срока обязательной работы обязан предъявить, а наниматель обязан потребовать свидетельство о направлении на работу, или справку о самостоятельном трудоустройстве, или вступившее в законную силу решение суда о взыскании средств, затраченных государством на подготовку специалиста. «Норма вводится в связи с тем, что законодательством выдача справки предусмотрена, а обязанность или право нанимателя ее потребовать не закреплена соответствующими нормами, что в ряде случаев приводит к тому, что выпускники не прибывают к месту распределения», – отметил депутат.
«Среди новаций – норма о том, что молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, теперь предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение десяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата (ранее срок был 5 дней). Если призывник заболеет или воинские части будут укомплектованы, молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили, – рассказал Сергей Клишевич. – Что касается территориальных вопросов, то, как и ранее, действует норма о том, что если первое рабочее место, куда направлен по распределению молодой специалист, расположено в населенном пункте, который не является местом жительства выпускника вуза и предполагает переезд в другой город, то молодому специалисту положено единовременное пособие в размере месячной тарифной ставки. Расходы за аренду жилья не являются обязательными к возмещению. Если наниматель принимает такое решение, то самостоятельно определяет их размер, а также порядок и условия компенсации».
В кодексе устраняется пробел в регулировании вопросов, связанных с трудоустройством лиц, направленных на работу в соответствии с договором о целевой подготовке в случае ликвидации организации – заказчика кадров. Предусматривается, что от возмещения затраченных государством средств в этом случае выпускники освобождаются при невозможности предоставления им нового места работы путем перенаправления на работу.
Закон также уточняет ответственность заказчиков кадров. «В целях усиления ответственности заказчиков целевой подготовки предусматривается обязанность организации – заказчика кадров возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста, рабочего, служащего, в случае необоснованного расторжения или невыполнения условий договора о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием. В настоящее время такая обязанность предусмотрена только соответствующим договором целевой подготовки», – пояснил парламентарий.
Появилась возможность предоставления грантов иностранным гражданам. «Кодексом предусматривается грант на обучение иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим за рубежом, по образовательной программе подготовки лиц к поступлению в учреждения высшего и среднего специального образования, что направлено на продвижение интересов Республики Беларусь, – отметил депутат. – Ранее проблема была в том, что одним из основных условий предоставления грантов на обучение является знание русского языка. Что практически невозможно обеспечить в перспективных с точки зрения политического и торгово-экономического сотрудничества странах Африки, Латинской Америки и Азии. Небольшая распространенность русского языка в указанных регионах является сдерживающим фактором и существенно снижает привлекательность нашего образования. При этом само изменение не повлечет увеличения бюджетных расходов, поскольку будет осуществляться в рамках 100 ежегодно выделяемых грантов, предусмотренных Указом Главы государства от 12 июня 2018 г. № 232 «О грантах на обучение».
Приемные родители и родители-воспитатели теперь приравниваются к педагогическим работникам. Почему им дан такой статус
«Действительно, с 1 сентября приемные родители и родители-воспитатели официально получат статус педагогических работников. Это означает повышение уровня социальных гарантий для данных категорий, получение оплаты за свой труд и признание государством значимости их деятельности. В каждой области республики таких родителей несколько сотен. Это решение станет стимулом для других граждан принять в семью детей, оставшихся без опеки», – дополнил Сергей Клишевич.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 27 мая подписал Указ № 218, которым вносятся изменения в Указ от 3 октября 2006 года № 589 «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок».
Документом, в частности, уточняются условия организации и содержания автопарковок, за пользование которыми будет взиматься плата, исключается обязательное условие по оснащению платных парковок устройствами по учету времени и расчету платы, а также техническими средствами, препятствующими выезду транспортного средства (ТС) с парковки в случае невнесения платы.
Указом определяются категории транспортных средств, плата за парковку которых не взимается. К ним отнесены ТС оперативного назначения, а также используемые в целях обеспечения обороноспособности, правопорядка, ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказания медицинской помощи (в том числе скорой медпомощи), национального оператора почтовой связи и другие.
Автомобильные парковки, расположенные на рынках, возле торговых объектов и объектов социально-культурного назначения, остаются бесплатными.
Указ направлен на уменьшение транспортной и экологической нагрузки на центральные части городов, повышение эффективности функционирования парковочного пространства и платежной дисциплины автовладельцев в части пользования парковками.
Порядок работы автомобильных парковок и стоянок, а также взимания платы за них будет определен Советом Министров.
Нормы Указа в части введения нового порядка работы автопарковок и стоянок вступают в силу через три месяца после его официального опубликования.