14.08.2019
МАРТ: бизнес должен быть социально ответственным при установлении цен
Министерство антимонопольного регулирования и торговли вместе с облисполкомами и Федерацией профсоюзов проведет мониторинг изменения торговых надбавок и цен на социально значимые товары – по итогам будет принято решение о возможном введении ценового регулирования на такие товары. Об этом заявил Министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович сегодня на встрече в МАРТ.
Анализ МАРТ показывает: цены на продовольственные товары, и особенно социально значимые, растут. Если в октябре прошлого года прирост цен на социально значимые товары составил 5,9 % в годовом выражении, то в январе 2019-го – уже 9,8 %, феврале – 11 %, июне – 9,7 %. Прирост цен только по социально значимым товарам обусловил около 0,7 процентного пункта инфляции, или 24 % общего прироста потребительских цен за первое полугодие. Например, фрукты подорожали на 14,4 %, молоко и молочные продукты – на 4,6 %, картофель – на 5,1 %, хлеб и хлебобулочные изделия – на 3,3 %.
По информации МАРТ, темп роста на социально значимые товары выше, чем на все остальное, и если темпы роста цен производителей и переработчиков не вызывают нареканий, то к розничной торговле есть вопросы. Так, в некоторых случаях надбавка на отдельные группы социально значимых товаров могла составлять свыше 60 %.
«Мы проанализировали работу торговли. Рентабельность там действительно невысокая – в среднем 1 % и выше, но рентабельность продаж продовольственных товаров увеличилась с 1,4 % до 3,5 % за январь-май 2019 года. Если говорить просто – торговля увеличила свои аппетиты», – констатировал Владимир Колтович.
Министр напомнил – есть рекомендуемые предельные максимальные торговые надбавки, они обеспечивают рентабельную работу торговли. «Это рекомендации, но будем настоятельно просить торговлю их придерживаться», – подчеркнул он.
В ближайшее время в регионах пройдут коллегии с участием главных управлений МАРТ по регионам, где торговлю еще раз проинформируют о рекомендациях по уровню надбавок на социально значимые товары. В регионах также проведут мониторинги изменения цен и надбавок на такие товары, соответствующие запросы уже начали направлять в торговые сети и производителям. Содействие в сборе информации окажет и Федерация профсоюзов.
Таким образом в МАРТ к середине сентября хотят аккумулировать информацию о соблюдении рекомендованных надбавок и, соответственно, динамике цен. По итогам мониторинга могут быть скорректированы рекомендации по уровню торговых надбавок. «Если ситуация не изменится, то будем рассматривать введение ценового регулирования. Причем по всей цепочке: производитель – переработчик – торговля», – сказал Владимир Колтович.
Вместе с тем в МАРТ признают, что ценовое регулирование – это очень серьезный шаг, после которого могут возникнуть другие проблемные моменты, в частности, с ассортиментом товаров. Например, при регулировании надбавок на молоко с 1 % жирности были случаи, когда магазины отказывались от поставок этой позиции, вместо этого ставили на полки товар с более высокой регулируемой торговой надбавкой. «Когда убрали регулирование, все стало на свои места. Поэтому или регулируем все, или не регулируем ничего. Если не регулируем ничего, значит, должен быть цивилизованный рынок и бизнес не должен забывать о социальной ответственности перед обществом, прежде всего это касается цен на социально значимые товары», – подчеркнул Министр.
По сообщению БЕЛТА
Какие новации законодательства призваны защищать потребителей риелторских услуг, рассказали в МАРТ
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Инна Гаврильчик рассказала на пресс-конференции о том, какие новации законодательства призваны защищать потребителей риелторских услуг, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
В компетенции МАРТ есть два вопроса, имеющих непосредственное отношение к риелторской деятельности, – это реклама и защита прав потребителей риелторских услуг. «Что касается последнего, то в Законе «О защите прав потребителей» содержатся общие нормы, которые развиваются Законом «О риелторской деятельности», который был принят в этом году. В случаях решения вопроса о том, есть ли нарушение прав потребителей, мы будем руководствоваться не только Законом «О риелторской деятельности», но и Законом «О защите прав потребителей». Здесь риелторским организациям важно понимать, что, например, в статье 7 Закона «О защите прав потребителей» говорится о том, что исполнитель услуги, в том числе риелторской, обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о предлагаемых услугах. И благодаря Закону «О риелторской деятельности» четко понятно, какая эта информация должна быть», – пояснила Инна Гаврильчик.
В Законе «О риелторской деятельности» есть соотносящееся с Законом «О защите прав потребителей» требование о том, что должно быть указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги. «Здесь спасибо Закону «О риелторской деятельности», который четко это регламентирует, и направлен на исключение случаев, когда фактически услугу оказывал не риелтор, значащийся в документах, а агент. Не каждый агент обладает специальными знаниями, достаточными для оказания качественной риелторской услуги», – обратила внимание она.
Почему важно доведение достоверной информации до потребителя? Потому что в Законе «О защите прав потребителей» есть статья 16, которая говорит, что если не была доведена вся необходимая и достоверная информация, то потребитель имеет право на расторжение договора без всяких других условий. «Достаточно вот этой причины. Думаю, риелторские организации могут оценить последствия при расторжении договора таким образом – все денежные средства необходимо будет вернуть», – привела пример Инна Гаврильчик.
Закон «О риелторской деятельности» принят в Беларуси в этом году. Он направлен на дальнейшее развитие сферы риелторской деятельности, решение существующих в этой сфере проблем. По мнению Министерства юстиции, реализация норм закона поможет повысить качество оказания риелторских услуг, престиж профессии риелтора и доверие населения к риелторским организациям.
По информации
БЕЛТА
Торговые сети и поставщиков обязали обеспечивать наличие в магазинах овощей в межсезонье
Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 июня подписал Указ № 232 «Об особенностях поставки плодоовощной продукции для республиканских государственных нужд».
Документ направлен на то, чтобы обеспечить стабильность на потребительском рынке и наличие в торговых объектах плодоовощной продукции, особенно в межсезонный период.
Указом, в частности, определен механизм предоставления торговым сетям кредитов на льготных условиях для внесения аванса за 30 % плодоовощной продукции, которая закладывается по госзаказу под потребности сетей. Кредиты можно будет взять в белорусских рублях с уплатой процентов за пользование ими в размере 3 % годовых.
Кроме того, устанавливается обязанность поставщиков обеспечить для торговых сетей поставку плодоовощной продукции. В свою очередь торговые сети должны обеспечить ее наличие в магазинах в межсезонный период. За невыполнение этих обязанностей предусмотрено привлечение к административной ответственности.
Общий биржевой рынок ЕАЭС может заработать к 2030 году
Общий биржевой рынок ЕАЭС может заработать к 2030 году. Об этом заявил журналистам член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Максим Ермолович на Международном биржевом форуме, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Евразийский экономический союз начинает формировать общий биржевой рынок. Принята концепция, которая устанавливает этапы формирования общего биржевого рынка в странах ЕАЭС. Для реализации этой концепции разработана программа. Она уже прошла все необходимые согласования и ожидает своего рассмотрения на уровне глав правительств. Надеемся, что на ближайшем заседании Евразийского межправсовета программа будет утверждена и это даст старт разработке правовых основ для формирования общего биржевого рынка. То есть мы начнем формировать законодательство, создавать правовые механизмы для эффективного взаимодействия бирж между собой, в том числе по формированию ценовых индикаторов. Практика, наработанная биржами на двусторонней и многосторонней основе, опыт их взаимодействия даст возможность сформировать право союза таким образом, чтобы оно работало и применялось», – сказал Максим Ермолович.
По его словам, общее биржевое пространство – один из самых эффективных рыночных инструментов, открывающий возможности для конкуренции. «Работа общего биржевого рынка на пространстве Евразийского экономического союза даст много преимуществ: сотрет препятствия, барьеры, которые, возможно, остались в взаимной торговле, установит понятные правила взаимодействия между поставщиками и покупателями, будет способствовать формированию справедливых цен. Это важный инструмент движения товаров. Общий рынок позволит расширять использование наших собственных валют для расчетов. Словом, можно бесконечно перечислять преимущества от создания общего биржевого рынка. Для нас самым важным здесь является развитие конкуренции. Конкуренция будет повышать эффективность национальных экономик и отдельных производителей. Чем больше товаров будет представлено на общем рынке, тем большей эффективности в торговле мы сможем достичь», – отметил министр ЕЭК.
Он также ответил на вопрос о сроках, когда может заработать общий биржевой рынок ЕАЭС. «Этап формирования законодательства мы завершаем в 2027 году, то есть фактически нормы права смогут применяться уже с 1 января 2028 г. Полноценный общий биржевой рынок должен заработать к 2030 году. То есть у нас остается пять лет на то, чтобы реализовать все этапы нашей программы. В принципе, этого времени достаточно, если мы найдем необходимый консенсус всех стран для того, чтобы пойти на максимальное открытие рынков друг для друга в рамках общего биржевого пространства. К моему большому сожалению, энергетические товары исключены на данном этапе из общего биржевого рынка ЕАЭС. Но думаю, что в перспективе мы придем к тому, что у нас возникнет биржевая торговля энергетическими товарами. Поэтому охват рынка будет постепенно расширяться. Главное начать с чего-то, и впоследствии рынок сам отрегулирует, какие товары будут на нем торговаться. Насколько эффективно торговля будет осуществляться, настолько будут расти и расширяться биржевые торги», – обозначил Максим Ермолович.
По информации
БЕЛТА
Минздрав пояснил, кто может продавать лекарства через интернет
Розничная реализация лекарственных препаратов дистанционным способом в Беларуси возможна только посредством интернет-аптек. Разъяснения даны в связи с поступающими обращениями о том, что граждане все чаще приобретают через интернет-платформы некачественные лекарства, сообщает
БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу Министерства здравоохранения.
Закон № 161-З от 20 июля 2006 г. «Об обращении лекарственных средств» распространяется на всех юридических лиц, которые реализуют лекарства на территории Беларуси и имеют лицензию на фармацевтическую деятельность.
В Минздраве пояснили, что розничная реализация лекарственных препаратов дистанционным способом может осуществляться только посредством интернет-аптек, деятельность которых регулируется Инструкцией о порядке розничной реализации лекарственных препаратов дистанционным способом, утвержденной постановлением профильного Министерства № 69 от 3 мая 2023 г.
Перечень юридических лиц, осуществляющих розничную реализацию лекарств дистанционным способом, размещен на сайте государственного учреждения «Государственный фармацевтический надзор в сфере обращения лекарственных средств «Госфармнадзор».
Сведения о лицах, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, размещаются в Едином реестре лицензий (
https://license.gov.by/).
Реализация лекарственных препаратов дистанционным способом иными лицами через интернет-магазины, веб-сайты, группы в мессенджерах и иных онлайн-площадках на территории Беларуси является незаконной.
Министерство здравоохранения обратило внимание, что все претензии на качество приобретенного в неустановленных местах (за рубежом или на зарубежных интернет-площадках) лекарственного препарата нужно направлять производителю или продавцу. Покупка лекарств посредством интернет-площадок, социальных сетей, веб-сайтов и приложений для мобильных устройств не гарантирует приобретение качественных и не фальсифицированных препаратов.
Поэтому для обеспечения качественной и своевременной медицинской помощи Минздрав рекомендует приобретать лекарственные препараты на территории Беларуси только посредством аптек и интернет-аптек, которые несут ответственность за качество, эффективность и безопасность реализуемых лекарственных препаратов.
По информации
БЕЛТА