08.08.2019
Переход через ЕРИП на электронные жировки: проверка удобства нового сервиса
Очень убедительная «цифра»
Недавно минские коммунальщики признались: ежемесячно при печати платежных извещений, которые попадают в наши почтовые ящики, они используют почти 4,5 тонны бумаги. Это целый грузовик! В принципе, ничего плохого в этих листках нет, особо бережливые и рачительные хозяева хранят их кипу у себя в столе: удобно следить, как меняются тарифы на оплату услуг ЖКХ. Но дело в том, что отмечать изменения в суммах можно без стопки жировок. И даже с большими удобствами. Недавно ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «ЕРИП» разработала личный кабинет пользователя, и теперь каждый из нас может отказаться от «аналогового» варианта извещения и перейти на электронный. Корреспондент «Р» решила протестировать новый сервис, чтобы понять, насколько доступным он будет для среднестатистического пользователя.

Чем обновка хороша?
До появления личного кабинета ЕРИП при оплате за ЖКУ белорусы видели лишь общую сумму платежа, а вот разбивку по отдельным услугам можно было посмотреть только в жировках. С появлением нового сервиса ЕРИП уже не составит труда просмотреть детализированную информацию по начислениям, например, за холодное или горячее водоснабжение, за капитальный ремонт или обслуживание домофона. Кроме того, теперь стало возможным сравнить динамику по счету по месяцам.
При первом входе в сервис формируется номер плательщика ЕРИП. Это удобно, если совершать платежи в разных каналах (в мобильном или интернет-банкинге, кассах банков, почтовых отделений и так далее). В этот номер помещается и в нем хранится вся информация о платежах пользователя ЕРИП. Достаточно ввести номер в интернет-банке или мобильном приложении, в сервис подтянется информация о платежах клиента в ЕРИП. Это избавляет от необходимости вносить данные вручную, а значит, экономит время.
Подробная инструкция
Захожу в раздел «Личный кабинет ЕРИП» на сайте www.raschet.by. Первым делом принимаю условия договора оказания услуг с использованием сервиса «Личный кабинет ЕРИП». Потом регистрируюсь. Для авторизации ЕРИП использует так называемую МСИ (межбанковскую систему идентификации).
Изначально история моих платежей пуста. Для поиска услуги (например, коммуналки) выбираем раздел «Все услуги». В нижнем правом углу кликаем на значок с плюсиком, дальше последовательно выбираем разделы «Дерево услуг» – «Коммунальные платежи» – «Жилищно-коммунальные услуги». После этого выбираем свой регион и обслуживающую организацию, указываем лицевой счет. Добавить перечень коммунальных услуг может только владелец лицевого счета ЖКУ. В сервисе происходит сверка пользователя личного кабинета ЕРИП с владельцем лицевого счета ЖКУ. Если добавить услугу в первый раз, дальше она будет отображаться в списке услуг, и оплата по счету станет более комфортной и быстрой.
Дальше вообще все просто. Во вкладке «Настройки и безопасность» можно выбрать актуальный для вас мессенджер для оповещения. Например, Telegram или Viber. Сообщения могут приходить и на адрес электронной почты. Для чего это нужно? Ввести данные. Информация о начислении платежа и о возможности его оплаты будет приходить выбранным способом.
– В личном кабинете ЕРИП есть возможность ввести показания счетчиков воды при условии, что организация, начисляющая плату за ЖКУ, зарегистрирована в системе АИС «Расчет-ЖКУ». В уведомлении может содержаться сумма за услугу, если она уже сформирована. Так, платежи по кредиту, связи, домофону не определяются показаниями счетчика. И от них не зависят. За такие услуги, как электроэнергия, горячее и холодное водоснабжение, сумма считается исходя из показателей и заранее точно известна быть не может. Поэтому в извещении она не отображается, – разъяснили нам в ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «Единое расчетное и информационное пространство».
В принципе, сервис оказался удобным, пусть и несколько сложноватым для освоения его с первого раза. Но тут важна привычка. И главное, помнить: отказ от бумажных жировок облегчит столешницу от бумаги. Кстати, перейти на электронное извещение о коммунальных услугах можно в личном кабинете при условии, что организация, начисляющая плату за ЖКУ, зарегистрирована в единой информационной системе АИС «Расчет-ЖКУ». Отказаться от бумажных жировок можно в настройках личного кабинета.
Компетентно
Алексей Герасимчик, заместитель генерального директора по идеологической работе Минского городского ЖКХ:
– Наш опыт показывает: граждан, которые не просто оплачивают ЖКУ, но и детально интересуются при этом суммами за отдельные позиции в жировках, немало. Личный кабинет ЕРИП теперь даст им такую возможность, причем не прибегая к бумажным счетам за ЖКУ. Получается, предоставление полной информации по услугам ЖКХ в личном кабинете ЕРИП заметно снизит нагрузку расчетно-справочных центров.
Появление личных кабинетов, можно сказать, первая ласточка. В программе «Умный город» оговорен ряд мероприятий по внедрению современных технологий в сферу ЖКУ. Все делается для того, чтобы людям было наиболее комфортно получать сведения о ЖКУ и оплачивать их.
Цифра
Извещения на электронную почту получают уже почти 10 000 минчан.
Наталья Тычко, «Рэспубліка», 7 августа 2019 г.
(фото – «СБ. Беларусь сегодня»)
Стандарты в области искусственного интеллекта разработают в Беларуси
Стандарты в области искусственного интеллекта разработают в Беларуси. Об этом сообщила корреспонденту
БЕЛТА Председатель Государственного комитета по стандартизации Елена Моргунова на полях республиканской научно-практической конференции «Качество-2025».

(фото – БЕЛТА)
«2024-й был Годом качества, он придал новый импульс развитию инфраструктуры. В пятилетку качества эта работа продолжается. В приоритете опережающая стандартизация. Именно в стандарты закладываются те основные постулаты, те основные требования, по которым в дальнейшем развиваются отрасли. Сегодня, в век инноваций, как никогда необходимы новые требования, которые мы и закладываем в опережающие стандарты. Это вопросы искусственного интеллекта, безбарьерной среды, цифровая трансформация, в том числе инновационное развитие агропромышленного комплекса, промышленности. Все эти моменты необходимо стандартизировать для того, чтобы отрасли гармонично развивались и продукция шла без барьеров на внешние рынки», – сказала Елена Моргунова.
Стандарты разрабатываются в рамках технических комитетов. «По инициативе Министерства связи и информатизации формируется национальный технический комитет, который будет заниматься вопросами цифровизации и искусственного интеллекта. Планируется разработка порядка восьми стандартов, которые будут в том числе включать термины и определения для того, чтобы четко понимать, с чем и как мы работаем, каким образом искусственный интеллект может нам помочь в дальнейшем развитии», – отметила Председатель Госстандарта.
Среди задач Госстандарта – защита внутреннего рынка от несоответствующей, небезопасной продукции и одновременно помощь отечественным предприятиям в выходе на рынки других стран, причем без барьеров и ограничений. Беларусь состоит в интеграционных объединениях – Союзное государство, Евразийский экономический союз, СНГ. «Нам бы хотелось, чтобы вопросы технического регулирования были гармонизированы для того, чтобы не создавать барьеров при обращении нашей продукции. Поэтому техническое регулирование, вопросы стандартизации, аккредитации должны развиваться в одной плоскости с другими странами. Для этого необходима опять-таки цифровизация этих процессов, чтобы была четкая прослеживаемость, чтобы можно было в любой момент получить достоверную информацию», – подчеркнула Елена Моргунова.
Каждый второй четверг ноября отмечается Всемирный день качества. «Беларусь присоединилась к этой глобальной инициативе, и сегодня мы проводим международную конференцию, посвященную вопросам качества. Почему это важно? Хотелось бы, чтобы все то, что нас окружает в жизни, все, с чем мы сталкиваемся, было качественным. Качественные дороги, образование, медицина, товары. Мы все время говорим о качестве, потому что от него зависит конкурентоспособность продукции, возможность завоевывать новые рынки. Беларусь всегда славилась качеством своей продукции. На конференции мы затронули все вопросы, которые касаются инфраструктуры качества. Это вопросы стандартизации, метрологического обеспечения, аккредитации, проведения испытаний, государственного контроля и надзора за качеством продукции на рынке», – заключила Председатель Госстандарта.
Участие в конференции приняли ведущие эксперты, руководители предприятий, ученые и специалисты в области стандартизации и менеджмента качества. Они обсудили актуальные вызовы, поделились опытом внедрения инновационных решений и определили перспективные направления развития национальной инфраструктуры качества. Пленарное заседание конференции было посвящено развитию инфраструктуры качества и системы технического регулирования как надежной основы устойчивого развития национальной экономики. А тематика секционного заседания – «Технологические лидеры. Оперативные цели и гибкие планы» – имела сугубо практическую направленность. Своим успешным опытом в области управления качеством поделились представители белорусской промышленности.
Конференция стала одним из ключевых мероприятий в рамках Недели качества, объявленной в Беларуси с 10 по 16 ноября и приуроченной ко Всемирному дню качества, отмечаемому в текущем году 13 ноября. Неделя качества призвана стать демонстрацией того, как традиции, умноженные на трудолюбие и передовые технологии, создают прочный фундамент белорусского качества.
По информации
БЕЛТА
Цифровая инфраструктура в Беларуси растет
Министерство связи и информатизации как орган регулятор обеспечивает полноценное и всестороннее развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры для удовлетворения возрастающих потребностей государства бизнеса и граждан в получении современных и качественных услуг электросвязи.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день лицензию в области электросвязи имеют 154 оператора электросвязи.
Основным направлением развития сети электросвязи РУП «Белтелеком» является завершение процесса переключения абонентов на программно-аппаратную IMS-платформу, что позволяет предоставлять абонентам весь спектр современных телекоммуникационных услуг по одной абонентской линии. На конец отчетного квартала к IMS-платформе подключено более 3,8 млн. абонентов (домохозяйств). Строительство мультисервисных сетей позволяет не только улучшить качество и расширить перечень предоставляемых услуг, но и оптимизировать затраты на эксплуатацию сетей электросвязи.
С учетом развития услуг сети передачи данных растет число подключений к услугам широкополосного доступа, что оказывает влияние и на ширину внешнего канала доступа в сеть Интернет. Внешний шлюз для доступа в сеть Интернет постоянно расширяется также для повышения качества оказываемых услуг по доступу в сеть Интернет, резервирования и уменьшения нагрузки на отдельные направления. За январь-сентябрь 2025 года ширина внешнего канала для доступа в сеть Интернет была увеличена на 870 Гбит/с и составила на 1 октября 2025 г. 5 090 Гбит/с.
С целью модернизации существующих сетей передачи данных для улучшения качества и объема предоставляемых услуг продолжались работы по подключению абонентов с применением технологии пассивных оптических сетей (GPON), позволяющей обеспечить скорость передачи данных до 100 Мбит/с и выше.
По состоянию на 1 октября 2025 г. количество абонентов (домохозяйств), подключенных по данной технологии, составило порядка 3 132,3 тыс. и увеличилось с начала года на 79,4 тысячи.
Всего количество абонентов стационарного широкополосного доступа к сети Интернет составило 3 367,8 тыс. с приростом к началу года в 83,6 тыс., при этом уровень проникновения стационарного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 жителей составил 37,0 ед.
Обеспечено дальнейшее развитие услуг сотовой подвижной электросвязи. По состоянию на 1 октября 2025 года общее количество абонентов сотовой подвижной электросвязи в республике составило 11 970 тыс. Уровень проникновения сотовой подвижной электросвязи в республике составил 131,4 абонента на 100 жителей. Сотовой подвижной электросвязью второго и третьего поколения охвачено 99,3 процентов и 98,6 процентов территории республики соответственно, на которой проживает 99,9 процентов населения.
Активно развивалась сеть сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE и услуги на ее основе.
За январь-сентябрь 2025 года охват населения услугами сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE составил 99,6 процентов.
Развитие сетей сотовой подвижной электросвязи третьего и четвертого поколения обеспечивает стабильный рост абонентов беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет: количество абонентов беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет по итогам прошедшего квартала 2025 года составило 9 605,2 тыс. с проникновением услуг в 105,4 ед. на 100 жителей.
По сообщению
официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Новые цифровые инициативы: что одобрил Совет при Минсвязи
6 ноября состоялось очередное заседание Совета по проектам в сфере цифрового развития при Минсвязи, на котором «дан зеленый свет» к реализации новых цифровых проектов.
Что вошло в пул мероприятий?
-
развитие централизованной системы здравоохранения (ЦИСЗ) – появятся новые функциональные модули:
-
учета медпрепаратов и медтехники;
-
поддержки работы скорой медицинской помощи;
-
поддержки функционирования службы донорской крови и др.;
-
создание системы поддержки в экстренных ситуациях медицинских учреждений – распределение пациентов, быстрая связь с медперсоналом и непрерывный мониторинг состояния больных (апробирование будет в Бресте, решение подлежит интеграции с ЦИСЗ и масштабированию);
-
развитие системы оценки состояния окружающей среды – дополнится прикладными цифровыми решениями для оценки индикаторов уровня радиации, состояния поверхностных вод и почвы (спойлер: сведения будут доступны не только специалистам, но и гражданам на платформе «Умный город (регион)», чтобы следить за экологической ситуацией в своем регионе);
-
развитие цифровой платформы лесного хозяйства – появятся блоки:
-
«Лесоустройство»;
-
«Воспроизводство лесов»;
-
«Лесопользование»;
-
«Охотоустройство» и др.;
-
внедрение ИИ-ассистентов для специалистов, обеспечивающих защиту прав и интересов граждан.
Все одобренные мероприятия направлены на создание современных цифровых инструментов для эффективной работы в отраслях экономики и повышения качества обслуживания населения.
По сообщению
официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Началась опытная эксплуатация Централизованной информационной системы здравоохранения
В Беларуси началась опытная эксплуатация Централизованной информационной системы здравоохранения, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Минздрава.

Испытания будут проходить в течение ноября. Результаты должны подтвердить проектные показатели информационной системы, ее надежность и выполнение заявленных функциональных характеристик. Во время опытной эксплуатации будут проведены мероприятия по проверке работоспособности системы в аварийном режиме.
Опытная эксплуатация распространяется на 60 объектов по всей стране, включая всю вертикаль госсистемы от Минздрава до РНПЦ, больниц и поликлиник.
В Минздраве напомнили, что Централизованная информационная система здравоохранения создается по распоряжению Главы государства. В стране будет единое информационное пространство, автоматизированы процессы, связанные с процедурами регистрации, сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации о состоянии здоровья граждан.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси зарегистрировать декларацию о соответствии продукции национальным техническим регламентам теперь можно онлайн
Такая возможность реализована Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС), который является в стране уполномоченным органом по регистрации деклараций в электронном виде.

В перечень технических регламентов Республики Беларусь, на соответствие которым можно зарегистрировать декларацию в электронном виде, вошли:
-
ТР 2025/013/BY «О безопасности строительных материалов и изделий»;
-
TP 2010/014/BY «Минеральные удобрения. Безопасность»;
-
ТР 2018/024/BY «Средства электросвязи. Безопасность» (продукция, для которой установлены схемы декларирования соответствия 1д, 2д);
-
ТР 2010/025/BY «Корма и кормовые добавки. Безопасность».
Такая возможность также обеспечена для продукции, подлежащей декларированию соответствия в рамках постановления Совета Министров Республики Беларусь 21 октября 2016 г. № 849 «О некоторых вопросах подтверждения соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь».
Напомним, что ранее данная услуга была доступна только для технических регламентов Евразийского экономического (Таможенного) союза (далее – ТР ЕАЭС (ТС)). Она появилась в 2016 г., когда БелГИСС разработал и успешно внедрил в эксплуатацию информационную систему «Уведомительное декларирование соответствия» (УДС). Данный сервис позволяет изготовителям, импортерам (продавцам), не покидая своего рабочего места, зарегистрировать декларации о соответствии продукции в электронном виде.
Скачать приложение можно по
адресу. Перед началом работы в нем пользователю необходимо получить электронную цифровую подпись в
Республиканском удостоверяющем центре (РУЦ), если ее нет.
Более подробную информацию об услуге и видеоуроки можно найти на сайте.
Дополнительные консультации можно получить по телефону +37517 269 68 68, +375 29 103 94 61.
Декларирование соответствия – это одна из форм оценки соответствия продукции требованиям, установленным на нее в технических регламентах Республики Беларусь либо Евразийского экономического (Таможенного) союза. Принятая декларация о соответствииподлежит регистрации – либо в органе по сертификации конкретной продукции, либо в уполномоченном органе по регистрации деклараций о соответствии в электронном виде через информационную систему «Уведомительное декларирование соответствия» (УДС).
Интерес белорусских организаций к регистрации деклараций о соответствии в электронном виде остается стабильным. В этом году таким способом зарегистрировано около 9 000 деклараций, что составило 15 % от их общего количества.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь