08.08.2019
Переход через ЕРИП на электронные жировки: проверка удобства нового сервиса
Очень убедительная «цифра»
Недавно минские коммунальщики признались: ежемесячно при печати платежных извещений, которые попадают в наши почтовые ящики, они используют почти 4,5 тонны бумаги. Это целый грузовик! В принципе, ничего плохого в этих листках нет, особо бережливые и рачительные хозяева хранят их кипу у себя в столе: удобно следить, как меняются тарифы на оплату услуг ЖКХ. Но дело в том, что отмечать изменения в суммах можно без стопки жировок. И даже с большими удобствами. Недавно ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «ЕРИП» разработала личный кабинет пользователя, и теперь каждый из нас может отказаться от «аналогового» варианта извещения и перейти на электронный. Корреспондент «Р» решила протестировать новый сервис, чтобы понять, насколько доступным он будет для среднестатистического пользователя.

Чем обновка хороша?
До появления личного кабинета ЕРИП при оплате за ЖКУ белорусы видели лишь общую сумму платежа, а вот разбивку по отдельным услугам можно было посмотреть только в жировках. С появлением нового сервиса ЕРИП уже не составит труда просмотреть детализированную информацию по начислениям, например, за холодное или горячее водоснабжение, за капитальный ремонт или обслуживание домофона. Кроме того, теперь стало возможным сравнить динамику по счету по месяцам.
При первом входе в сервис формируется номер плательщика ЕРИП. Это удобно, если совершать платежи в разных каналах (в мобильном или интернет-банкинге, кассах банков, почтовых отделений и так далее). В этот номер помещается и в нем хранится вся информация о платежах пользователя ЕРИП. Достаточно ввести номер в интернет-банке или мобильном приложении, в сервис подтянется информация о платежах клиента в ЕРИП. Это избавляет от необходимости вносить данные вручную, а значит, экономит время.
Подробная инструкция
Захожу в раздел «Личный кабинет ЕРИП» на сайте www.raschet.by. Первым делом принимаю условия договора оказания услуг с использованием сервиса «Личный кабинет ЕРИП». Потом регистрируюсь. Для авторизации ЕРИП использует так называемую МСИ (межбанковскую систему идентификации).
Изначально история моих платежей пуста. Для поиска услуги (например, коммуналки) выбираем раздел «Все услуги». В нижнем правом углу кликаем на значок с плюсиком, дальше последовательно выбираем разделы «Дерево услуг» – «Коммунальные платежи» – «Жилищно-коммунальные услуги». После этого выбираем свой регион и обслуживающую организацию, указываем лицевой счет. Добавить перечень коммунальных услуг может только владелец лицевого счета ЖКУ. В сервисе происходит сверка пользователя личного кабинета ЕРИП с владельцем лицевого счета ЖКУ. Если добавить услугу в первый раз, дальше она будет отображаться в списке услуг, и оплата по счету станет более комфортной и быстрой.
Дальше вообще все просто. Во вкладке «Настройки и безопасность» можно выбрать актуальный для вас мессенджер для оповещения. Например, Telegram или Viber. Сообщения могут приходить и на адрес электронной почты. Для чего это нужно? Ввести данные. Информация о начислении платежа и о возможности его оплаты будет приходить выбранным способом.
– В личном кабинете ЕРИП есть возможность ввести показания счетчиков воды при условии, что организация, начисляющая плату за ЖКУ, зарегистрирована в системе АИС «Расчет-ЖКУ». В уведомлении может содержаться сумма за услугу, если она уже сформирована. Так, платежи по кредиту, связи, домофону не определяются показаниями счетчика. И от них не зависят. За такие услуги, как электроэнергия, горячее и холодное водоснабжение, сумма считается исходя из показателей и заранее точно известна быть не может. Поэтому в извещении она не отображается, – разъяснили нам в ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «Единое расчетное и информационное пространство».
В принципе, сервис оказался удобным, пусть и несколько сложноватым для освоения его с первого раза. Но тут важна привычка. И главное, помнить: отказ от бумажных жировок облегчит столешницу от бумаги. Кстати, перейти на электронное извещение о коммунальных услугах можно в личном кабинете при условии, что организация, начисляющая плату за ЖКУ, зарегистрирована в единой информационной системе АИС «Расчет-ЖКУ». Отказаться от бумажных жировок можно в настройках личного кабинета.
Компетентно
Алексей Герасимчик, заместитель генерального директора по идеологической работе Минского городского ЖКХ:
– Наш опыт показывает: граждан, которые не просто оплачивают ЖКУ, но и детально интересуются при этом суммами за отдельные позиции в жировках, немало. Личный кабинет ЕРИП теперь даст им такую возможность, причем не прибегая к бумажным счетам за ЖКУ. Получается, предоставление полной информации по услугам ЖКХ в личном кабинете ЕРИП заметно снизит нагрузку расчетно-справочных центров.
Появление личных кабинетов, можно сказать, первая ласточка. В программе «Умный город» оговорен ряд мероприятий по внедрению современных технологий в сферу ЖКУ. Все делается для того, чтобы людям было наиболее комфортно получать сведения о ЖКУ и оплачивать их.
Цифра
Извещения на электронную почту получают уже почти 10 000 минчан.
Наталья Тычко, «Рэспубліка», 7 августа 2019 г.
(фото – «СБ. Беларусь сегодня»)
В Беларуси начато формирование национального технического комитета по стандартизации в сфере искусственного интеллекта
Сегодня технологии искусственного интеллекта как отдельные технические решения начинают активно внедряться в производственной и социальной сферах. Это, в свою очередь, актуализирует вопросы разработки стандартов в данной области.
С этой целью в настоящее время формируется национальная экспертная площадка. Соответствующие работы проводит Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси (ОИПИ НАН Беларуси), который определен «офисом цифровизации» НАН Беларуси.
Технический комитет будет представлять объединение предприятий и организаций, заинтересованных в разработке стандартов сфере искусственного интеллекта.
В число его основных функций входят разработка стандартов, рассмотрение их проектов, включая межгосударственные и международные, обеспечение интересов Республики Беларусь при взаимодействии с аналогичными международными, региональными и национальными техническими комитетами других государств и др.
ОИПИ НАН Беларуси приглашает заинтересованные организации войти в состав технического комитета, участвовать в его работе и тем самым способствовать инновациям и технологиям.
Предложения следует направлять до 25 июля включительно в ОИПИ НАН Беларуси (ул. Сурганова, д. 6, г. Минск, 220012): secretary.tcii@newman.bas-net.by.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
С 15 июля запущен в эксплуатацию обновленный портал социальной защиты Беларуси
Министерство труда и соцзащиты сегодня запускает в эксплуатацию обновленный портал социальной защиты Республики Беларусь – psz.gov.by. Теперь это единый интернет-ресурс со всей информацией об услугах и процедурах соцсферы.
Любой запрос под ваши нужды
Портал социальной защиты работает уже более 10 лет. За это время потребности и запросы граждан расширились, а технологии и уровень сервисов усовершенствовались. Настало время предоставить пользователям информацию в более качественном виде, адаптировав ее под жизненные ситуации или статус гражданина, рассказывает заместитель Министра труда и социальной защиты Юлия Бердникова.
Обновленный портал адаптирован для всех возрастных категорий населения. Здесь содержится актуальная и исчерпывающая информация об административных процедурах, выплатах, пособиях, пенсиях, государственной адресной социальной помощи, порядке рассмотрения вопросов и т.д., координаты и контакты профильных учреждений и организаций. Важно: на главной странице есть интерактивный помощник, с помощью которого можно выбрать свою социальную категорию (юрлицо, госслужащий, человек с инвалидностью, иждивенец, безработный, семья с детьми, человек пенсионного возраста и т.п.) либо жизненную ситуацию (утрата кормильца, рождение и воспитание ребенка, достижение пенсионного возраста, беременность и роды, установление группы инвалидности и др.). Портал автоматически подберет спектр услуг, которыми можно воспользоваться на данном жизненном этапе, в том числе в привязке к месту проживания.
В считаные секунды
Одно из главных изменений, произошедших на портале, – появление новых онлайн-сервисов. О некоторых из них подробнее.
Онлайн-заявки на оказание социальных услуг
Сегодня в республике функционирует 146 территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН), и все они оказывают широкий спектр услуг: например, сиделки, социального работника, няни. Все это можно на договорной основе заказать в ТЦСОН при личном визите, а с середины июля – и в онлайн-режиме, отмечает Юлия Бердникова:
– Нужно войти в личный кабинет, выбрать ТЦСОН в соответствии с местом своего проживания, перечень услуг, оставить контактные данные и отправить заявку. Она будет обработана в течение двух рабочих дней, после чего с гражданином свяжется специалист и приступит к оформлению договора. Еще одно ноу-хау – человек сможет заказать услугу как в отношении себя, так и в отношении третьих лиц – родителей или соседей: мы понимаем, что не каждый владеет современными технологиями и может воспользоваться личным кабинетом.
Запись на прием
В онлайн-режиме можно записаться на прием к профильным специалистам в любом ТЦСОН, управлении либо отделе по труду, занятости и социальной защите, органах Фонда социальной защиты населения, Департамента государственной инспекции труда – словом, во всех учреждениях системы соцзащиты.
Можно выбрать удобные дату и время, а также необходимого специалиста. В министерстве убеждены, что сервис будет очень востребован и расширит зону комфорта по организации коммуникаций с гражданами.
Чат-бот для экстренных сообщений о невыплатах пособий и зарплаты
В Министерстве расширяют каналы информационного взаимодействия для оперативного решения острых проблем. В новой версии портала предусмотрен чат-бот для информирования органов Департамента госинспекции труда либо органов ФСЗН по вопросам несвоевременной выплаты зарплаты и пособий.
– Если работодатель не выполняет свои обязательства по выплате зарплаты или не вовремя выплачивает, допустим, пособие по уходу за ребенком до 3 лет, не оплачивает больничный лист, в чат-боте нужно указать наименование организации, что именно не выплачено, за какой период, а также оставить свои контактные данные. Специалисты, получив сообщение, оперативно свяжутся с гражданином, выяснят необходимые детали и приступят к взаимодействию с субъектом хозяйствования.
ВАЖНО
Вход в личный кабинет на портале социальной защиты осуществляется через межбанковскую систему идентификации (МСИ). Это привычный инструмент для большинства белорусов – тех, кто дистанционно взаимодействует с банковской системой.
Александр Нестеров, «
СБ. Беларусь сегодня», 15 июля 2025 г.
Электронные услуги по дистанционному изданию сертификата ЭЦП доступны на портале «Е-Паслуга»
Электронные услуги по дистанционному изданию сертификата ЭЦП доступны на портале «Е-Паслуга». Об этом
БЕЛТА сообщили в Национальном центре электронных услуг.
В рамках модернизации Единого портала электронных услуг с 14 июля 2025 г. электронные услуги, связанные с продлением сертификата электронной цифровой подписи, перенесены с портала portal.gov.by на обновленный портал e-pasluga.by.
К числу переносимых услуг относятся 6.0.00 «Дистанционное издание сертификата индивидуального предпринимателя (физического лица) с использованием действующего сертификата», 6.1.43 «Издание дополнительного атрибутного сертификата для работы с системами ФСЗН в дополнение к ранее изданному сертификату юридического лица» (для бюджетных организаций) и 6.2.43 «Издание дополнительного атрибутного сертификата для работы с системами ФСЗН в дополнение к ранее изданному сертификату юридического лица» (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
По информации
БЕЛТА
Новые админпроцедуры по получению и изменению лицензий доступны онлайн на портале «Е-Паслуга»
Новые административные процедуры стали доступны на едином портале электронных услуг «Е-Паслуга». Об этом сообщили
БЕЛТА в Национальном центре электронных услуг.
С 11 июля на «Е-Паслуга» доступны к заказу новые административные процедуры в сфере лицензирования: 200.17-1.1 «Получение лицензии на осуществление адвокатской деятельности», 200.17-1.2 «Изменение лицензии на осуществление адвокатской деятельности», 548.10.2.1 «Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности», 548.10.2.2 «Изменение лицензии на осуществление образовательной деятельности», 548.12.2.1 «Получение лицензии на оказание юридических услуг», 548.12.2.2 «Изменение лицензии на оказание юридических услуг», 548.12.2-1.1 «Получение лицензии на осуществление риелторской деятельности», 548.12.2-1.2 «Изменение лицензии на осуществление риелторской деятельности», 548.17.1.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности, связанной со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов», 548.17.1.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности, связанной со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов».
Кроме того, онлайн стали доступны процедуры 548.22.2.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов», 548.22.2.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов», 548.12.3.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности по проведению судебных экспертиз», 548.4.4.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности в области связи», 548.4.4.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности в области связи», 548.6.4.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду», 548.6.4.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду», 548.8.10.1 «Получение лицензии на оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами», 548.8.10.2 «Изменение лицензии на оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами», 548.7.11.1 «Получение лицензии на осуществление ветеринарной деятельности» и 548.7.11.2 «Изменение лицензии на осуществление ветеринарной деятельности».
Административные процедуры доступны для заказа со строгой аутентификацией (с использованием личной электронной цифровой подписи или ID-карты).
По информации
БЕЛТА
Информация в доступе и ответы на обращения. Что меняется в интернет-торговле с 11 июля
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре
БЕЛТА рассказала, что меняется в интернет-торговле с 11 июля.
С 11 июля вступает в силу следующее требование: владелец интернет-площадки или интернет-магазина обязан обеспечить функционирование инфраструктуры, в том числе и техническую возможность заполнения покупателем электронной формы заказа на приобретение товара либо выполнение иных действий, необходимых для заключения договора, в том числе проверки заказа и исправление ошибок до завершения оформления заказа. «Были такие проблемы у потребителей, когда невозможно было внести исправления в заказ. Потом в результате человек получал не то, что ему было нужно. Такая возможность должна быть обеспечена», – рассказала Инна Гаврильчик.
Кроме этого, появляется требование об обязательном принятии обращений покупателей в электронной форме. «Думаю, некоторые удивятся этой норме, ведь учитывая, как отлажена в Беларуси система работы с обращениями граждан и юридических лиц, все уже привыкли, что на все обращения отвечают в установленные законодательством сроки. Тем не менее обязанностей для негосударственных организаций принимать электронные обращения в законодательстве не было. Сейчас она появилась для интернет-площадок и интернет-магазинов, – пояснила она. – Сейчас обязаны обеспечить прием таких обращений. Более того, обязаны в соответствии с законодательством о защите прав потребителей и законодательством об обращениях граждан направлять ответы в установленные законодательством сроки».
Ранее на сайтах интернет-площадок и интернет-магазинов появилась информация о лице, ответственном за рассмотрение обращений граждан. «Было очень много жалоб потребителей в чат-боты и так далее, где потребитель или через личный кабинет пишет претензию, но понимает, что ее не читают, либо бот отвечает красиво, вежливо, но ни одного слова по существу, кроме радостной новости о том, что обращение рассматривается. И так могло длиться на протяжении не одного месяца, что, наверное, больше раздражало потребителя. Наверное, с возможностями искусственного интеллекта это все-таки превратится в более или менее адекватное общение, потому рассмотрение обращений – это большие трудозатраты. Тем не менее площадки и магазины обязательно должны будут отвечать по существу и в установленные законодательством сроки», – пояснила начальник управления.
Владелец пункта выдачи заказов также обязан довести до сведения покупателя в доступном для обзора месте и удобной для покупателя форме полное наименование и местонахождение владельца, то есть юридический адрес, а если индивидуальный предприниматель, то место жительства, фамилию, имя, отчество. Он также должен предоставить сведения о государственной регистрации, номера контактных телефонов, адрес электронной почты, режим работы и название интернет-ресурсов, продавца и интернет-площадок, с которыми работает пункт выдачи заказов. Владелец также обязан оказывать содействие покупателям в защите их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
«Тоже были жалобы потребителей на то, что невозможно найти информацию о том, кому принадлежит эта точка и вообще с кем решать проблему. А сотрудники часто говорили, что они не в курсе, они не знают и так далее», – привела пример Инна Гаврильчик.
По информации
БЕЛТА