05.08.2019
Спросите у нотариуса. Что такое задаток, каков его размер и как его лучше оформить?
– Подскажите, пожалуйста, как моя дочь сможет наследовать мой дом в Беларуси. Я гражданка России, имею вид на жительство в Беларуси. Купила дом в деревне, прописана в нем и проживаю с 2013 года. На дом имею свидетельство о собственности, а на участок – право на аренду на 99 лет. Дочь – единственный прямой наследник по закону.
На вопросы отвечает нотариус Минского областного нотариального округа Надежда Шупенько.
– Вам не стоит переживать по данному вопросу. По законодательству Республики Беларусь нет особенностей для наследования имущества, принадлежащего иностранному гражданину, постоянно проживающему в нашей стране. В данном случае вашей дочери необходимо будет обратиться в нотариальную контору (нотариальное бюро) для оформления наследственных прав по месту открытия наследства, а именно по месту последнего жительства умершего. Ваша дочь должна подать заявление о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство в шестимесячный срок. По истечении этого срока нотариус выдаст на имя дочери свидетельство о праве на наследство на жилой дом. На основании вышеуказанного свидетельства о праве на наследство право аренды на земельный участок также перейдет дочери.
– Нашел подходящую квартиру и хочу ее купить. Собственник квартиры требует задаток. Что такое задаток, каков его размер и как его лучше оформить?
– Задаток – денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме, а размер определяется соглашением сторон. Однако нужно понимать юридические последствия договора задатка: если вы найдете более подходящую квартиру, то задаток остается у продавца. А если продавец найдет более выгодного покупателя, он обязан выплатить вам двойную сумму задатка. Помимо договора задатка, можно сразу заключить договор купли-продажи квартиры, в котором будет отражен порядок расчета.
– Можно ли продать земельный участок, зарегистрированный в частную собственность в 2013 году в садоводческом товариществе?
– Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», в пригородных зонах города Минска и областных центров запрещается отчуждение (купля‑продажа, мена, дарение) земельных участков, предоставленных в частную собственность для коллективного садоводства, до истечения 5 лет со дня государственной регистрации и возникновения прав на такой участок.
– Какие документы необходимо представить нотариусу для удостоверения доверенности на автомобиль и нужно ли присутствие лица, которому выдается доверенность?
– Для удостоверения доверенности нотариусу необходимо представить документ, удостоверяющий личность того, кто будет выдавать доверенность; данные лица, на имя которого выдается доверенность (Ф.И.О., число, месяц, год рождения, идентификационный номер, данные паспорта и место жительства). Присутствие лица, которому выдается доверенность, при удостоверении доверенности не обязательно. Также необходимо представить оригинал технического паспорта (свидетельство о регистрации) на автотранспортное средство либо копию учетной карточки о постановке транспортного средства на учет в органах Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, так как при удостоверении доверенности на владение, пользование и распоряжение транспортным средством нотариус должен проверить принадлежность транспортного средства собственнику и государственную регистрацию транспортного средства в соответствующих органах Республики Беларусь. Кроме того, необходимы оригиналы документов, подтверждающих родственные отношения между доверителем и лицом, которому будет выдаваться доверенность (свидетельство о рождении для детей, свидетельство о браке для супругов и т. д.); оригиналы документов, подтверждающих право на льготу (пенсионное удостоверение, удостоверение инвалида).
По информации «Народная газета», 2 августа 2019 г.
Агентства по государственной регистрации и земельному кадастру проведут бесплатные консультации
В преддверии Дня Октябрьской революции в Национальном кадастровом агентстве 6 ноября с 9.00 до 12.00 пройдет единый день бесплатного консультирования, сообщили
БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
В указанное время можно обратиться за консультацией как непосредственно в агентство, так и по телефону +375 (17) 311-00-71. Специалисты бесплатно проконсультируют граждан, их представителей, представителей юрлиц и индивидуальных предпринимателей по общим вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Можно будет также задать вопросы о порядке совершения регистрационных действий в отношении предприятия как имущественного комплекса, а именно о порядке обращения с заявлением о госрегистрации, сроках и стоимости осуществления административной процедуры, общих вопросах нормативного регулирования государственной регистрации предприятий как имущественных комплексов Беларуси.
У специалистов Национального кадастрового агентства, кроме того, можно будет узнать о технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества, о независимой оценке (квартир, недвижимости, бизнеса, оборудования и транспорта, нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности) и экспертизе независимости оценки.
Сотрудники Национального кадастрового агентства также проконсультируют обратившихся о порядке предоставления сведений из информационных ресурсов, оператором которых является агентство: Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, реестра характеристик недвижимого имущества, реестра адресов, регистра стоимости земель, земельных участков, единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц, реестра цен на земельные участки.
В этот же день в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, их филиалах и бюро будет вестись бесплатное консультирование по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, технической инвентаризации и оценки, установления границ земельных участков и другим вопросам, связанным с оформлением прав на недвижимость. Более подробная информация о проведении акции в каждом регионе размещена на официальных сайтах территориальных организаций.
По информации
БЕЛТА
Главой государства подписан Указ о совершенствовании порядка заселения арендного жилья
Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 388 «О совершенствовании порядка заселения арендного жилья».
Документ направлен на сокращение сроков заселения граждан в построенные государственные арендные квартиры до 30 рабочих дней от даты утверждения акта приемки жилого дома в эксплуатацию. В настоящее время такое заселение допустимо осуществлять в срок до 200 дней.
Указом сокращена продолжительность действующих процедур, необходимых для заселения граждан.
В частности, работы по технической инвентаризации строящегося жилого дома будут начинаться не позднее чем за 45 календарных дней до приемки его в эксплуатацию (сейчас – после утверждения акта ввода).
Сроки обращения за предоставлением арендного жилья, составления технических паспортов, регистрации объектов недвижимости и другие сокращаются до 1–5 дней (ранее – не менее одного месяца).
Указ вступает в силу с 1 января 2026 года.
До указанного срока местным Советам депутатов поручено принять решения по заселению арендных квартир, находящихся в коммунальной собственности, также в 30-дневный срок.
Евгений Коваленко о развитии системы нотариата: оптимизация должна произойти максимально плавно
В многофункциональном центре Белорусской нотариальной палаты прошло расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Проект готовится к рассмотрению во втором чтении. «Проект закона о внесении изменений в закон о нотариате направлен на улучшение уже существующей и эффективной системы, – отметил Министр юстиции Евгений Коваленко. – Прошло уже более 10 лет с момента реформы нотариата, когда была внедрена система самоуправления и самофинансирования. За это время изменились общественные отношения и технологии, и государство, в частности Министерство юстиции, не может игнорировать эти изменения. Мы стремимся интегрировать новые подходы в работу нотариата. Мы хотим тщательно рассмотреть каждое ключевое новшество законопроекта, чтобы оптимизировать внутренние процессы как в белорусской нотариальной палате, так и в территориальных палатах».
Министр подчеркнул, что встреча на площадке Белорусской нотариальной палаты – это разговор между Министерством юстиции, депутатами парламента и нотариусами. «Внедряемые новации, а это большая цифровизация нотариата, возможность удаленного совершения нотариальных действий, переход нотариусов из упраздняемых бюро в нотариальные конторы, должны быть реализованы на практике максимально плавно, выражаясь современным языком, бесшовно. Главной целью законопроекта является обеспечение доступности услуг для граждан и повышение качества работы нотариусов. Это включает в себя уменьшение очередей, равномерное распределение нагрузки и внедрение новых услуг, таких как удаленное совершение нотариусом исполнительных надписей. Эти изменения оптимизируют временные, организационные и кадровые затраты для заявителей. Например, новые процедуры, связанные с подтверждением достоверности электронных копий документов, позволят гражданам формировать пакеты электронных документов с такой же юридической силой, как у бумажных. Таким образом, они смогут осуществлять административные процедуры, не выходя из дома. Мы движемся в будущее с учетом современных тенденций и потребностей общества», – констатировал он.
Председатель постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Марина Ленчевская напомнила, что 15 октября законопроект был принят в первом чтении. «Все новеллы концептуально были поддержаны, но у депутатов возникли вопросы, в нюансы которых они хотели бы погрузиться более детально. Депутаты также хотят понимать, насколько переход в новые условия будет плавным, насколько нотариальное сообщество готово к таким новациям, и не повлияют ли эти изменения на две очень важные вещи – на качество и на доступность оказания нотариальных услуг. Мы понимаем, что эти структурные изменения приведут в систематизации нотариата, к упорядочиванию действий и самое главное – к равномерному распределению нагрузки среди нотариусов. Уверена, что этот процесс пройдет очень мягко, хотя сроки определены достаточно короткие. Мы к этому готовы, предварительная работа уже проведена, поэтому я думаю, что все пройдет плавно и комфортно. На качестве и доступности услуг это не отразится», – подчеркнула она.
По информации
БЕЛТА
Удостоверение сделки двумя нотариусами. Какие еще новации предложены новым законопроектом
В Палату представителей Национального собрания в начале октября поступил проект Закона «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности», который находится в подготовительной стадии к рассмотрению в первом чтении. О новациях законопроекта
БЕЛТА рассказал депутат Палаты представителей Николай Маратаев.
При подготовке проекта закона, по его словам, решалось несколько задач. В числе основных – трансформация нотариальных бюро за счет перевода нотариусов бюро в нотариальные конторы, что позволяет оптимизировать их нагрузку и улучшить качество оказываемых услуг. Предлагается расширить удаленное совершение операций с использованием цифровых технологий, прежде всего в целях удобства для населения, разнообразия спектра и оперативности нотариальных действий. В законопроекте устанавливаются четкие механизмы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Белорусской нотариальной палаты и территориальных нотариальных палат. Министерству юстиции делегируется часть функций главных управлений юстиции облисполкомов, Мингорисполкома в сфере нотариата, что обусловлено стремлением исключить возможности двойного влияния и др.
«Безусловно, в наибольшей степени планируется откорректировать профильный нормативный акт – закон Республики Беларусь № 305-З от 18 июля 2004 г. «О нотариате и нотариальной деятельности», к чему наблюдается повышенный интерес», – отметил Николай Маратаев.
В частности, по проекту предлагается исключить из сведений, составляющих нотариальную тайну, определенную информацию об исполнительной надписи нотариуса, размещенную на сайте Белорусской нотариальной палаты, что направлено на защиту прав должника, в том числе касательно возможности ознакомиться с документами по обозначенной тематике. При этом такие сведения не будут открытыми и не повлекут разглашение персональных данных физического лица.
Для усиления роли заведующего нотариальной конторой как руководителя упомянутый выше нормативный акт дополняется статьей, закрепляющей полномочия этого должностного лица по распределению нагрузки по совершению нотариальных действий, организации приема, изданию обязательных для исполнения нотариусами и работниками распоряжений, связанных с организацией нотариального обслуживания.
Касательно усиления роли Министерства юстиции по согласованию решений территориальных нотариальных палат относительно образования либо упразднения таковых, назначения (освобождения от функций) заведующего нотариальной конторой, установления норм времени на совершение нотариусами нотариальных действий и оказания ими услуг правового и технического характера депутат пояснил, что такое требование объясняется формированием дифференцированного и взвешенного подхода к проверке деятельности территориальных нотариальных палат со стороны вышестоящей инстанции.
Кроме того, проектом предусматривается дополнение закона положениями о предоставлении уполномоченным работникам Министерства юстиции полномочий запрашивать и получать посредством удаленного доступа к единой электронной системе нотариальных действий и наследственных дел соответствующих сведений.
Кроме прежних, удаленно с использованием цифровых информационных технологий предложено совершать и иные нотариальные действия. В частности, удостоверение доверенностей на получение гражданами выплат в банках или небанковских кредитно-финансовых организациях, а также на распоряжение денежными средствами граждан, находящимися на их банковских счетах или размещенными в депозиты, получение указанных сведений, закрытие банковских счетов и банковских вкладов, распоряжение имуществом, находящимся на хранении в банках или небанковских кредитно-финансовых организациях; удостоверение согласий, за исключением согласий на совершение сделки.
Проверить информацию об оформлении доверенности, совершенной удаленно, а также о ее отмене, можно будет через сервис на сайте Белорусской нотариальной палаты.
Одновременно предусматривается переход исключительно на удаленное совершение исполнительных надписей по заявлениям взыскателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленным в виде электронного документа с использованием обозначенных информационных ресурсов.
Также предлагается ввести достаточно перспективный порядок нотариального удостоверения сделок – двумя и более нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в разных нотариальных конторах, если участниками сделки выступают два и более лица. Это позволит каждой из сторон, если невозможно приехать из разных регионов к одному нотариусу, обратиться к разным нотариусам по своему выбору. При этом подписание сделки сторонами будет осуществляться с использованием электронной цифровой подписи.
Таким образом, резюмировал Николай Маратаев, предложенные новации соответствуют социально-экономическим потребностям общества и государства, причем в качестве предмета правового регулирования выступает прежде всего повышение доступности нотариального обслуживания населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
По информации
БЕЛТА