30.04.2019
Спросите у нотариуса. Как правильно принять наследство?
На вопросы отвечает нотариус Витебского нотариального округа Марина Дайлиденок.
Часто, если речь идет о наследстве, слышу словосочетание «выморочное наследство». Что это такое?
Сергей, Полоцк
Если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать, либо все они отказались от наследства, наследство признается выморочным. Такое определение содержится в статье 1039 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Говоря проще, выморочное наследство – это наследство, на которое по различным причинам нет наследников. Например, наследодатель был одиноким (не имел родственников) и при жизни не составил завещания; наследники не приняли мер по принятию наследства в отведенный законом срок; все имеющиеся наследники отказались от наследства без указания в чью пользу; все имеющиеся наследники признаны судом недостойными наследниками и отстранены от наследования. К выморочному наследству может быть отнесено как все имущество умершего, так и его часть.
Выморочным наследство может быть признано только судом. Для этого орган местного управления и самоуправления по месту открытия наследства по истечении одного года со дня открытия наследства (с даты смерти наследодателя или даты вступления в законную силу решения суда о признании гражданина умершим) должен подать в суд соответствующее заявление. Случается, что расходы, связанные с охраной наследства и управлением им, превышают стоимость самого наследства. В таком случае оно может быть признано выморочным и до истечения вышеуказанного срока.
В конечном итоге выморочное наследство переходит в собственность административно-территориальной единицы по месту нахождения соответствующего имущества, входящего в состав наследства. Например, жилой дом в городе Полоцке перейдет в коммунальную собственность Полоцкого района.
Как правильно принять наследство?
Ирина Николаевна, Витебский район
Принятие наследства осуществляется подачей нотариусу по месту открытия наследства заявления наследника о принятии наследства либо его заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство. В большинстве случаев местом открытия наследства считается место последней регистрации наследодателя по месту жительства.
От имени малолетних граждан (возраст до 14 лет) заявление подает его законный представить (один из родителей, опекун), несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет заявления подают лично, но с согласия законного представителя (родителя, попечителя). От имени недееспособных граждан заявление о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство подает опекун.
Подать нотариусу вышеуказанные заявления наследник может как лично, так и через представителя по доверенности, в которой предусмотрено полномочие на его принятие.
Признается также, если не доказано иное, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение или управление наследственным имуществом, в частности, когда наследник:
- принял меры к сохранению имущества, к защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
- произвел за свой счет расходы на содержание имущества;
- оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся ему суммы.
Фактическое вступление во владение или управление наследственным имуществом наследник должен подтвердить нотариусу документально.
«Народная газета», 26 апреля 2019 г.
Академия нотариата: в Минске стартовал масштабный образовательный проект для нотариусов СНГ
7 июля в Минске начала работу Академия нотариата – уникальная образовательная площадка, объединившая нотариусов из стран СНГ. Проект призван укрепить профессиональные связи, обсудить актуальные тенденции в нотариальной деятельности и повысить уровень правовой грамотности граждан.
Проект проходит на базе Института переподготовки и повышения квалификации (ИППК) судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ – ведущего учебного заведения Беларуси, занимающегося подготовкой юридических кадров высшей квалификации.
Участников проекта приветствовали Наталья Борисенко, председатель БНП, и Оксана Здрок, директор ИППК БГУ.
Наталья Борисенко также вручила Ирине Целиковец, ответственному секретарю Совета министров юстиции СНГ, нагрудный знак Белорусской нотариальной палаты за вклад в развитие нотариата II степени: «Несколько лет назад именно Ирина Александровна стала инициатором создания Базовой организации СНГ в сфере нотариальной деятельности на базе Белорусской нотариальной палаты. Этот статус позволил нам аккумулировать лучшие практики и знания для обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц путем совершения нотариальных действий, вносить соответствующие предложения по гармонизации и унификации нормативной базы в сфере нотариальной деятельности на пространстве СНГ, а также проводить такие масштабные программы по повышению квалификации нотариусов стран Содружества».
Сотрудничество в сфере нотариата: цели и перспективы
Образовательную программу Академии нотариата открыло выступление Ирины Целиковец, которая рассказала участникам проекта об истории создания Совета министров юстиции СНГ, ключевых задачах и приоритетах правового сотрудничества между странами – участниками Содружества.
Правовое просвещение – социальная миссия нотариата
Ирина Радуцкая, начальник организационного отдела БНП, выступила с докладом о роли нотариусов в повышении юридической грамотности населения: «Белорусские нотариусы активно работают в рамках правового просвещения населения: проводят дни бесплатных консультаций, публикуют статьи в СМИ, отвечают на вопросы граждан на сайте БНП. Одним из самых успешных проектов стал портал «Нотариус для вас», где в доступной форме собрана информация о нотариальных действиях».
Зарубежных гостей особо интересовали традиционные, но не менее эффективные форматы подачи правовой информации, такие как информационные буклеты, билборды в городах, социальная реклама на ТВ и радио.
Развитие нотариата в странах СНГ: правовые аспекты
Ирена Кирвель, доцент Гродненского государственного университета им. Я.Купалы, представила анализ эволюции законодательства о нотариате в странах СНГ. В рамках лекции спикер рассказывала об истории формирования правовых основ для работы нотариусов, переходе к нотариату на принципах самофинансирования, требованиях к приобретению статуса нотариуса и т.д.
Особое внимание спикер уделила внедрению цифровых технологий. С участниками Академии нотариата она обсудила создание национальных информационных систем, электронное взаимодействие с госорганами, а также возможность удаленного совершения нотариальных действий.
По сообщению
официального сайта Белорусской нотариальной палаты
(фото – официальный сайт БНП)
Почти 200 нотариальных уведомлений подано в первый день действия нового порядка регистрации недвижимости
В первый день действия обновленного законодательства по государственной регистрации недвижимого имущества агентства по государственной регистрации и земельному кадастру по всей стране приняли 196 нотариальных уведомлений, сообщили
БЕЛТА в Государственном комитете по имуществу.
Так, новая норма закона исключает необходимость самостоятельного обращения человека к регистратору после посещения нотариуса. Накануне, 11 июня, также начал действовать экстерриториальный принцип подачи заявления о госрегистрации недвижимости. Первое подобное заявление было подано в Минское областное агентство по госрегистрации и земельному кадастру.
11 июня вступили в силу основные положения Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Среди ключевых глобальных новаций, предусмотренных новым законодательным регулированием, – экстерриториальный принцип регистрации недвижимости, изменение порядка взаимодействия между нотариусом и регистратором, совершенствование подходов к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Существенной новацией закона является закрепленное общее правило об обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, что обеспечит достоверность, актуальность и полноту единого регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Предусмотрены и прочие нововведения.
По информации
БЕЛТА
Преимущества нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом
С 11 июня 2025 г. при обращении к нотариусу клиенты могут получить комплексную юридическую помощь, включающую не только консультирование по вопросам удостоверения сделки с недвижимостью, составление проектов документов, истребование сведений (или) документов, необходимых для совершения нотариальных действий, но и направление нотариально удостоверенных договоров (соглашений) на государственную регистрацию, получение от регистраторов свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации договоров (соглашений) и основанных на них прав, ограничений (обременений) прав.
Удостоверить сделку с недвижимым имуществом может любой нотариус, без привязки к месту нахождения объекта недвижимости.
Законодательством предусмотрен механизм взаимодействия между нотариусами и регистраторами, который позволяет осуществить государственную регистрацию нотариально удостоверенных сделок и основанных на них прав в отношении недвижимого имущества без личного обращения сторон сделки в организацию по государственной регистрации, обращаясь только к нотариусу:
-
при обращении клиентов за удостоверением сделки нотариус направляет в государственную информационную систему «Единый реестр имущества» сообщение о начале удостоверения сделки, что препятствует совершению в отношении одного объекта недвижимости одновременно нескольких сделок;
-
после нотариального удостоверения сделки нотариус в тот же день направляет в ГИС «Единый реестр имущества» электронную копию удостоверенного им договора на бумажном носителе, а также составленное в виде электронного документа уведомление о его направлении;
-
регистратор в течение часа после принятия документов в ГИС «Единый реестр имущества» направляет нотариусу сведения о размере платы за государственную регистрацию и реквизитах для ее внесения, который не позднее следующего рабочего дня сообщает эти сведения клиентам;
-
государственная регистрация недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня подтверждения факта уплаты государственной пошлины, внесения платы за осуществление государственной регистрации. За дополнительную плату государственная регистрация может осуществляться в ускоренном (в течение двух рабочих дней) или срочном (в день подтверждения факта уплаты государственной пошлины и платы за государственную регистрацию) порядке;
-
регистратор в день осуществления государственной регистрации направляет нотариусу в виде электронного документа свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации для передачи (направления) правообладателю (его представителю), кандидату в правообладатели (его представителю);
-
нотариус, не позднее следующего рабочего дня после получения от регистратора свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации, сообщает приобретателю о возможности получения у нотариуса соответствующего свидетельства (удостоверения) в виде электронного документа, которое выдается на представленный клиентами USB-флеш-накопитель.
При выборе клиентами нотариальной формы сделки с недвижимым имуществом процесс ее совершения от волеизъявления участников сделки до получения ими свидетельства о государственной регистрации происходит под контролем нотариуса.
Нотариус разъясняет гражданам и юридическим лицам, обратившимся за совершением нотариального действия, их права и обязанности, а также предупреждает о возможных последствиях. При этом у нотариусов есть возможность проверить посредством ЕИС актуальность представленных нотариально удостоверенных доверенностей, согласий на совершение сделки, в которых лица, дающие согласия, оставили за собой право его отмены до совершения, проверить, заключались ли отчуждателем брачный договор или иной договор, изменяющий режим имущества, нажитого супругами в период брака.
Обращение к нотариусу за удостоверением сделки с недвижимостью позволяет гражданам и юридическим лицам не только получить квалифицированную помощь на стадии согласования ее условий и проекта документа, но и в дальнейшем иметь гарантию защиты своих прав и имущества.
Внимание!
За более подробными разъяснениями по предложенной Вам информации обратитесь к нотариусу.
График работы и адреса нотариальных контор и нотариальных бюро можно уточнить на
сайте Белорусской нотариальной палаты.
По сообщению
официального сайта Белорусской нотариальной палаты
Совершение исполнительных надписей в виде электронного документа и предъявление их в органы принудительного исполнения
11 июля 2024 г. вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности», в соответствии с которыми нотариусы наделены компетенцией совершать исполнительные надписи в виде электронного документа.
Для совершения исполнительной надписи в виде электронного документа взыскателю необходимо создать личный кабинет на сайте Белорусской нотариальной палаты, через который будут подаваться заявление и документы для ее совершения, а также в дальнейшем будет получена электронная исполнительная надпись.
Алгоритм создания личного кабинета размещен
на сайте Белорусской нотариальной палаты.
Министерством юстиции для субъектов хозяйствования реализована возможность предъявления к исполнению в органы принудительного исполнения исполнительных надписей в виде электронного документа посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС), а также системы межведомственного электронного документооборота (СМДО).
Для информационного взаимодействия организован доступ к услугам 3.11.02 – 3.11.05 ОАИС, обеспечивающим направление исполнительных надписей в виде электронного документа в органы принудительного исполнения, а также получение взыскателем информации о ходе исполнения исполнительного производства из автоматизированной информационной системы органов принудительного исполнения. Такой способ предъявления к исполнению исполнительного документа позволяет в дальнейшем значительно сократить бумажный документооборот между взыскателем и органом принудительного исполнения.
Для предъявления к исполнению в органы принудительного исполнения исполнительных надписей в виде электронного документа посредством ОАИС необходимо заключить трехстороннее соглашение с Министерством юстиции, республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг», а также доработать свою информационную систему в соответствии с техническими условиями оказания электронных услуг ОАИС.
Исполнительная надпись в виде электронного документа может быть направлена в орган принудительного исполнения посредством СМДО вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства и иными документами, предусмотренными статьей 43 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве».
Обращаем внимание, что при предъявлении к исполнению в органы принудительного исполнения исполнительной надписи в виде электронного документа все документы должны быть подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП), а исполнительная надпись в виде электронного документа должна содержать ЭЦП совершившего ее нотариуса.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь