22.04.2019
Минтруда: бюджетники в зарплате не потеряют
С 1 января 2020 года кардинально изменятся подходы к оплате труда в бюджетной сфере. Эту тему уже обсуждают в коллективах – люди опасаются снижения доходов. В Министерстве труда и социальной защиты, куда мы обратились за комментарием, ответили: «Волноваться не стоит: зарплата не уменьшится, так как это запрещено президентским указом».
Напомним, что отправной точкой в разработке новой системы стал Указ № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», который Глава государства Александр Лукашенко подписал в январе 2019-го. Основная цель изменений – предельно упростить громоздкую схему расчетов, чтобы человек четко понимал, какие деньги и за что получает. В конце февраля Совмин принял постановление
№ 138, определив размер будущей базовой ставки (от нее будут отталкиваться при исчислении оклад работников) на уровне 180 рублей, а также тарифную сетку, где предусмотрено количество тарифных разрядов (их станет 18 вместо 27). На этом цифровая конкретика заканчивается, то есть все расчеты, которыми себя нервируют работники, бесполезны, уверяют в отраслевом министерстве.
– Сейчас нельзя просчитать даже точный размер окладов тех или иных категорий работников, не говоря уже о всей зарплате, – поясняет заместитель начальника управления оплаты труда в бюджетной сфере главного управления труда и заработной платы Минтруда и соцзащиты Татьяна Лукьянчикова. – Однако указом четко определено: при переходе на новые условия не допускается снижение размеров начисленной зарплаты работникам бюджетных организаций. При этом мы рекомендуем брать для расчетов зарплату с усредненным значением премии, принятой в организации. Если на премии расходуется, к примеру, 20 % планового фонда оплаты труда, то на каждого работника также следует брать 20 %. Эта рекомендация дана как раз для того, чтобы люди не потеряли в доходах. Конечно, регулировать зарплату до рубля госорганы не смогут – эта задача возложена на руководство бюджетных организаций. Если средства позволят, то нанимателю дано право даже зарплату повысить, но никак не уменьшить.
– То есть можно сказать, что изменения в оплате труда предполагают некоторое повышение доходов?
– Указ не направлен на то, чтобы увеличить или снизить зарплату. Просто финансирование бюджетной сферы построено по такому принципу, что на каждый следующий год предусматривается выделение средств в большем объеме, чем в предыдущем периоде. Это дает основания полагать, что по некоторым должностям возможен рост заработной платы. Но делать прогнозы, пока бюджет не сформирован, рано. Что касается полномочий нанимателя, то он вправе установить работникам, с которыми заключены контракты, соответствующую надбавку. С начала 2020 года ее размер сможет достигать 50 % от оклада работника.
– Напомните, пожалуйста, как изменится алгоритм расчетов.
– Для начала отмечу: оклад специалиста определенного профиля (допустим, бухгалтера) будет одинаковым независимо от того, в какой организации он работает – в социальной службе, вузе или поликлинике. Размер оклада устанавливается путем умножения базовой ставки на тарифный коэффициент, соответствующий определенному тарифному разряду. Количество разрядов, к слову, мы сократили по причине того, что при нынешней системе межразрядная разница практически отсутствует. При новой системе тарифная разница колеблется в пределах 6 %, соотношение тарифных коэффициентов последнего и первого тарифных разрядов достигнет 3 (сейчас – 1,88), разница в окладах работников составит от 12,6 до 34,2 рубля.
Второй момент: новая система не предусматривает повышений оклада либо повышающих коэффициентов. Это неэффективно, к примеру, работникам иногда устанавливают до 15 разных повышающих выплат, но их размер незначителен. Поэтому надтарифная часть зарплаты будет состоять только из стимулирующих (надбавка и премия) и компенсирующих (доплаты) выплат. В этом плане широкими полномочиями наделяются госорганы: министерства здравоохранения, культуры, спорта и туризма, образования, информации, сельского хозяйства и продовольствия, юстиции будут устанавливать тарификацию, стимулирующие и компенсирующие выплаты для работников, которые относятся к сфере их деятельности, независимо от подчиненности организации, где они трудятся. Скажем, Минобразования определит выплаты всем педагогам, даже если те работают в учреждениях, подчиненных другому госоргану. А вот местные органы власти не наделяются таким правом. Так, размеры выплат работникам школы, которая подчиняется рай- или горисполкому, определит то же Минобразования. Другое дело, что, установив ту или иную стимулирующую либо компенсирующую выплату, министерство может не устанавливать ее размер, а отдать это решение на откуп руководителю бюджетной организации.
– Министерство труда и соцзащиты дает какие-то рекомендации другим министерствам по поводу определения стимулирующих и компенсирующих выплат?
– Да. Прежде всего мы рекомендуем устанавливать выплаты обобщенного характера (желательно не более трех), чтобы вновь не прийти к их большому количеству. И далее, уже в пределах обобщенных выплат, надо прописать, кому и за что выдаются деньги. Например, надбавки могут быть за сложность и характер труда, за специфику работы в отрасли. Не следует выделять, допустим, отдельную надбавку за выполнение функций внештатного главного специалиста или за руководство врачами-интернами. Достаточно назвать ее «за специфику труда», а уже в обозначенных рамках доплатить внештатникам – в одном размере, а кураторам интернов – в другом.
– Честно говоря, не совсем понятно, в чем именно заключается упрощение, ведь выплаты остаются, их просто назовут иначе.
– Я специально привела этот пример, чтобы показать: остаются ситуации, когда специфику убрать нельзя. Особенно в здравоохранении, где есть, например, врач-статистик и врач, выполняющий высокотехнологичные операции. Отразить разницу их труда в одном лишь окладе невозможно. Но в то же время мы уйдем от пустых повышений, которые давались врачу только за то, что он врач. Все отраслевые выплаты еще будут предварительно согласованы с Министерством труда и соцзащиты и Минфином. Предложения от госорганов на официальное согласование еще не поступали. Отраслевые системы оплаты труда предполагается разработать до 1 июня.
Елена ОРЛОВА, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в Минтруда
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.

В ведомстве пояснили, что изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, предложение о заключении контракта с работником, работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, установление или отмена дистанционной работы и другие условия, устанавливаемые в соответствии с Трудовым кодексом (ТК). В то же время изменение последовательности чередования работников по сменам не является изменением существенных условий труда.
В случае существенных изменений условий труда наниматель обязан предупредить работника об этом письменно не позднее чем за один месяц. При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.
В Минтруда также представили алгоритм изменения существенных условий труда работников. Необходимо наличие оснований для изменения этих условий. Кроме того, наниматель обязан письменно предупредить работников об изменении существенных условий труда не позднее чем за один месяц до введения новых условий. Работник продолжает работать по прежней профессии или должности в период уведомления и до введения новых условий, если он не отказывается от продолжения работы.
В случае отказа работников от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда увольнение работников происходит на основании п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК. В то же время работодатель должен выплатить при увольнении выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка. При этом в случае прекращения трудового договора по основанию, указанному в п. 5 ч. 2 ст. 35 (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда) ТК, по причине установления неполного рабочего времени менее половины нормальной продолжительности рабочего времени работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее одного среднемесячного заработка.
По информации
БЕЛТА
В ГТК разъяснили отдельные вопросы статистического декларирования товаров
28 октября 2025 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 584 «Об изменении постановления от 14 сентября 2020 г. № 533», касающееся статистического декларирования товаров. На Национальном правовом Портале постановление опубликовано 30 октября 2025 г.

Постановлением определяется необходимость указания в статистической декларации сведений о регистрационном номере декларации на товары либо о регистрационном номере заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары в отношении отдельных товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в государствах – членах ЕАЭС, страной происхождения которых не являются государства – члены ЕАЭС либо происхождение которых неизвестно (для импортных статистических деклараций).
Речь идет о товарах, указанных в перечне согласно приложению 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14 сентября 2020 г. № 533 (в редакции от 28 октября 2025 г.).
Отсутствие в статистической декларации сведений о вышеуказанных документах будет являться основанием для таможенных органов отказывать в регистрации статистической декларации.
Постановление вступает в силу с 1 января 2026 г.
Следует отметить, что в отношении товаров, отгрузка (поступление) которых состоялась до 31 декабря 2025 г. включительно, представление, заполнение, регистрация статистической декларации, внесение изменений в зарегистрированную статистическую декларацию, ее аннулирование осуществляются в случаях и порядке, определенных актами законодательства по вопросам статистического декларирования, действовавшими на день отгрузки (поступления) таких товаров.
По сообщению
единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
Как работают договоренности по пенсиям между странами ЕАЭС, разъяснили в Минтруда
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту
БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации
БЕЛТА
Какие услуги может оказать социальный работник, рассказали в Минтруда
Какие услуги может оказать социальный работник, рассказали в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
В Минтруда отметили, что перечень оказываемых социальных услуг зависит от индивидуальных потребностей, состояния здоровья – функционального класса по самообслуживанию, указанного в медицинской справке, и наличия близких родственников и их места жительства. Функциональные классы отражают степень выраженности ограничений категории жизнедеятельности человека и способности к самообслуживанию. Определяют класс врачи.
Так, «ФК1» означает ограничение способности к самообслуживанию легкое, незначительное. В таких случаях соцработник, как правило, не требуется. В тоже время «ФК2» – умеренно выраженное нарушение. В таком случае положен минимальный перечень услуг: покупка и доставка на дом продуктов питания, товаров первой необходимости, лекарственных средств, горячего питания, оплата ЖКУ, услуг связи и других платежей. А также оказание помощи в поддержании порядка в жилых помещениях, стирке, сушке, глажке белья, пользовании услугами телефонной и почтовой связи (уточнение и набор номера, написание и отправка отправлений письменной корреспонденции и другое).
Одиноким и одиноко проживающим с ФК2 дополнительно оказываются услуги по доставке воды, топлива из хранилища, помощь в растопке печей, доставке, сдаче вещей в стирку, химчистку, ремонт и их доставка на дом, мытье окон, смене штор и гардин, уборке пыли со стен и потолков.
Категория «ФК3» – выраженное нарушение, а «ФК4» – резко выраженное нарушение, когда человек обездвижен и вообще не в состоянии что-либо делать. Поэтому им, помимо вышеперечисленного, окажут помощь в одевании, снятии одежды, переодевании, в смене (перестилании) постельного белья, приеме пищи, в выполнении ряда санитарно-гигиенических процедур, организации прогулки на свежем воздухе в течение 30 минут.
Одиноким и одиноко проживающим с «ФК3» и «ФК4», помимо вышеперечисленного, положено больше услуг по уборке жилых помещений и придомовых территорий. Это, например, подметание и мытье пола, чистка ванны (умывальника) и унитаза, чистка газовой (электрической) плиты и мытье раковины, холодильника и другие. Кроме того, социальные работники помогают приготовить пищу или готовят ее самостоятельно, но только простые блюда. Также в списке – доставка овощей из хранилища и подготовка к растопке и растопка печей.
Кстати, в среднем часовой тариф услуг социального работника – 80 копеек. Количество его визитов определяется исходя из пожеланий человека, а также перечня оказываемых ему социальных услуг – от одного до пяти раз в неделю.
По информации
БЕЛТА
О достижениях 2025 года в социально-трудовой сфере Беларуси рассказали в Минтруда
Об основных достижениях 2025 года в социально-трудовой сфере Беларуси рассказал заместитель Министра труда и социальной защиты Олег Токун на заседании Консультативного совета по труду, миграции и социальной защите населения государств СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
(фото – БЕЛТА)
Так, замминистра отметил, что среди основных достижений 2025 года – выросшие за 8 месяцев реальные денежные доходы на 10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Покупательная способность всех видов доходов сохранена.
В то же время на рынке труда зафиксирован рекордно низкий уровень безработицы: 2,4 % – среди трудоспособного населения и 4,5 % – среди молодежи. Занятость в самой продуктивной группе (25–49 лет) достигла 96,3 %.
Кроме того, были усилены социальные гарантии. Олег Токун отметил, что в ходе реализации Указа Президента «О социальной поддержке» от 29 октября 2024 г. был принят пакет мер по усилению социальной поддержки наиболее уязвимых категорий. Так, пенсии детям-инвалидам, потерявшим кормильца, увеличены вдвое, многодетные матери с четырьмя детьми получили право на пенсию при сниженном страховом стаже – 5 лет вместо 10. Также одиноким отцам, воспитывающим детей-инвалидов, предоставлено право на досрочный выход на пенсию. Для работающих пенсионеров сняты ограничения по выплате пенсии.
В стране особое внимание уделяется поддержке семей и молодежи. Увеличены пособия по беременности и родам для тех, кто только начинает трудовую деятельность, чтобы улучшить условия для рождения детей.
Кроме того, ведутся работы по цифровой трансформации. В 2025 году внедряется «Форсайт. Аналитическая платформа» для прогнозирования и анализа данных в социально-трудовой сфере. Также был модернизирован портал социальной защиты.
«Все наши усилия направлены на максимальное задействование внутренних ресурсов, обеспечение сбалансированности рынка труда и создание надежной системы социальной защиты для каждого гражданина», – подчеркнул Олег Токун в своем выступлении.
По информации
БЕЛТА