16.04.2019
Меньше лицензий, больше инициативы. Перечень лицензируемых видов деятельности будет значительно сокращен
Об этом во время недавнего совещания Президента с экономическим блоком Правительства еще раз напомнил Первый заместитель Премьер-министра Александр Турчин. Соответствующий проект указа оперативно подготовят и внесут на рассмотрение Главы государства.
Подходы, предлагаемые Правительством в корректировке перечня лицензируемых видов деятельности и условий выдачи лицензий, Президентом поддержаны. Причем устранят те из них, которые на практике показали, «что являются анахронизмами», заострил внимание Александр Турчин. О каких конкретно пунктах идет речь, Первый заместитель Премьер-министра не пояснил (мол, спектр устаревших норм и правил слишком велик), отдельно упомянув о требованиях к медицинским работникам.
Детализировать те или иные подробности по данному вопросу не удалось: в частности, основной разработчик – Министерство экономики – пока на эту тему молчит. Посему и представители бизнеса на комментарии скупы: неясен предмет обсуждения. Хотя предприниматели не скрывают: они руками и ногами «за», ибо не секрет, что лицензию бывает не так и просто получить, особенно что касается времени. На административные процедуры зачастую уходит не один день или неделя, а то и месяц. И это барьер, в первую очередь для тех, кто присматривается к бизнесу, – дескать, не проще ль заняться таким делом, чтобы заморочек хоть в этом плане было поменьше?
Вопрос об упразднении некоторых лицензий возник не вдруг и сразу. Он вытекает из ключевого документа по либерализации ведения бизнеса – Декрета № 7 «О развитии предпринимательства». Об этом вопросе в законе черным по белому написано в самом первом пункте. Необходимо получать специальное разрешение (лицензию) только для осуществления экономической деятельности, которая потенциально сопряжена с «угрозами причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан». Разве не резонно, если пересматривается буквально вся нормативно-правовая база, так или иначе затрагивающая интересы бизнеса, произвести своеобразную ревизию и в лицензиях?
Как утверждают эксперты Департамента по предпринимательству, очень даже логично. По их оценкам, в случае принятия документа можно будет говорить о сокращении количества действующих лицензий в совокупности на 30 процентов. Это при том, что в соответствии с Декретом № 7 число лицензий уже уменьшилось на 15 тысяч.
К слову, после принятия документа, вопрос о специальных разрешениях всплыл благодаря коллизиям, в которых оказались сами предприниматели. К примеру, тех, кто перевозит пассажиров и багаж автомобильным транспортом не в регулярном сообщении. Суть в том, что этот вид экономической деятельности был отнесен к одному из 19, о начале которых, как записано в Декрете № 7, субъект всего лишь уведомляет местный исполнительный или распорядительный орган. А значит по новому закону не требуется какой бы то ни было лицензии, как заведено было раньше. Условно говоря, ты хочешь заниматься перевозкой мебели, как грузовое такси? Главное – иметь автомобиль, силы грузить этот багаж и водительское удостоверение, чтобы доставить его из пункта «А» в пункт «Б». Один раз в месяц получилось таким образом подкалымить, хорошо, два – еще лучше. Налог заплати и работай, и никто не в праве требовать специального разрешения.
То есть Декрет № 7, содержащий в своем тексте нормы прямого действия, сам указал на проблему. И если не перелопатить законодательство, не установить общие для всех правила игры, процесс развития предпринимательства будет тормозиться. Лицензии как таковые лишь часть пирога.
К слову, сейчас в развитие принципов, заложенных в Декрете № 7, приняты (изданы) 4 закона, 2 указа Главы государства, 22 постановления Правительства. Их нормы регулируют обширный круг интересов – государственную регистрацию недвижимого имущества и обязанность фермерского хозяйства соблюдать требования техрегламентов, корректируют меру уголовной ответственности за совершение экономических преступлений и многое другое.
Татьяна Ускова, «Сельская газета», 16 апреля 2019 г.
Планируемые изменения законодательства в сфере аудиторской деятельности обсудили в Палате представителей
9 июня 2025 года состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.

В заседании Постоянной комиссии также приняли участие представители Министерства финансов, секретариатов Совета Республики и Палаты представителей.
Председатель Постоянной комиссии по экономической политике Николайкин В.П. озвучил выводы заключения экспертного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (второе чтение) и акцентировал внимание на необходимости обеспечения пакетного принципа подготовки данного проекта законодательного акта.
Заместитель Министра финансов Республики Беларусь Судник А.А. проинформировал участников заседания о ходе подготовки проектов постановлений Правительства об утверждении Положения о деловой (профессиональной) репутации, также перечня организаций, информация о деятельности которых имеет особую экономическую значимость для Республики Беларусь, при оказании аудиторских услуг которым устанавливаются особенности в части обеспечения дополнительной защиты информации.
В ближайшее время соответствующие проекты документов, учитывающие высказанные участниками заседания предложения, будут представлены в Постоянную комиссию.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Подписан Указ о деятельности в сфере игорного бизнеса
Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 июня подписал Указ № 226 «О деятельности в сфере игорного бизнеса».
Документ направлен на упорядочение ведения игорного бизнеса, усиление контроля за осуществлением данной деятельности. Принятым Указом, в частности, ужесточен механизм идентификации участников азартных игр. Их регистрация в виртуальных игорных заведениях будет проходить либо при личном посещении реального игорного заведения, или посредством видеосеанса в сети Интернет.
Указом увеличен срок хранения записей камер видеонаблюдения в игорных заведениях с 30 до 60 суток со дня их фиксации. Предоставлена возможность эксплуатировать игровые автоматы, используемые более 10 лет, при подтверждении соответствия их технических характеристик моделям, включенным в государственный реестр моделей, допущенных к использованию в Беларуси (до этого такие автоматы подлежали замене).
Устанавливается запрет для игроков иметь более одного игрового аккаунта, а также принимать участие в азартной игре по указанию третьих лиц. Организаторам игр запрещено предоставлять электронные карты, деньги и другие средства расчета при отсутствии у посетителей необходимой суммы. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации теперь не в праве осуществлять перевод денежных средств физических лиц в пользу иностранных организаторов азартных игр.
Также в Указе закреплены меры по пресечению преступных схем в сфере игорного бизнеса. Так, использовать криптовалюту для приема ставок и выплаты выигрыша можно будет исключительно через резидентов Парка высоких технологий, осуществляющих деятельность оператора криптоплатформы или по обмену криптовалют. Кроме того, документом определен механизм идентификации принадлежности денежных средств физическим лицам для их допуска к участию в азартных играх.
Госрегистрация и ликвидация субъектов хозяйствования. Какие новации ожидаются
В Палате представителей идет работа над проектом Закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. О новациях законопроекта корреспонденту
БЕЛТА рассказал председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Виктор Николайкин.
«Проект Закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» внесен в Палату представителей Советом Министров 19 мая. Он направлен на комплексное регулирование процедур государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», – рассказал Виктор Николайкин.
Постоянная комиссия по экономической политике Палаты представителей определена головной комиссией по подготовке законопроекта в Палате представителей. При его подготовке учтена практика применения действующих нормативных правовых актов в этой сфере, включая Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
Документ предусматривает также ряд новаций. «Устанавливается порядок государственной регистрации юридического лица на основании типового устава, что позволит сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган. В отдельных случаях для создания юридического лица потребуется только заявление о государственной регистрации», – отметил депутат.
Исключается выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица. «В частности, юридическому лицу, действующему на основании собственного устава, по результатам государственной регистрации будет выдаваться устав со штампом, а юридическому лицу, действующему на основании типового устава, – выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», – уточнил Виктор Николайкин.
Расширяются основания включения и актуализации сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. «Это не только документы и сведения, представляемые заявителями для государственной регистрации и ликвидации, государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией, но и полученные посредством информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами», – пояснил парламентарий.
Кроме того, законопроектом предусматриваются снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
По информации
БЕЛТА
Индекс делового оптимизма в Беларуси повысился
В Беларуси повысился индекс делового оптимизма. Об этом журналистам рассказал председатель Высшего координационного совета Союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Андрей Копыток по итогам ежегодного измерения индекса делового оптимизма на ХХII Ассамблее деловых кругов, передает корреспондент
БЕЛТА.
В рамках ассамблеи были продемонстрированы измерения 20-го индекса делового оптимизма о состоянии делового климата в Беларуси. «Индекс делового оптимизма показывает результат умеренного скептицизма, доминирования стратегии плюса. Значение индекса делового оптимизма выросло в плюсовой категории на 0,03 %. Мы видим рост регистрации субъектов хозяйствования, долгосрочные перспективы сотрудничества и продления контрактов. Кроме того, мы видим рекордный рост ВВП малого и среднего бизнеса в 27,4 %. Все это – наша слаженная работа с государством. Мы видим, что это откровенный, честный, конкретный и конструктивный диалог бизнеса и власти», – отметил Андрей Копыток.
Также союз делает упор на усиление регионализации. В рамках ассамблеи в этой части подведут итоги конкурса «Лучший город (район) и область для бизнеса». «Мы выявляем там проблемные вопросы, улучшаем бизнес-среду, бизнес-поле», – подчеркнул он.
Сегодня в регионах бизнес развивает и производственный сектор, и торговлю. «В регионах в основном упор идет на инновационную продукцию. Мы заключили устную договоренность со «Сколково», и те компании, которые к нам будут приходить в союзы и ассоциации, мы будем адаптировать, чтобы предприятия создавались совместно в регионах по программе социально-экономического развития и проекта «Один район – один проект», – рассказал председатель.
ХХII Ассамблея деловых кругов проходит в Минске 5 июня. В ассамблее принимают участие около 150 представителей бизнеса Беларуси, а также руководители высшего звена власти, парламентарии, представители министерств и ведомств, руководители региональных и отраслевых союзов (ассоциаций), представители банков, предпринимательских структур Беларуси и России, а также ученые, научные учреждения, послы, зарубежные гости, представители СМИ.
По информации
БЕЛТА
Евгений Коваленко рассказал о новациях законопроекта о госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования
Министр юстиции Евгений Коваленко рассказал журналистам о новациях законопроекта «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Законопроект подготовлен в соответствии с ранее утвержденным главой государства планом подготовки законодательных актов. Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование отношений в сфере регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их последующей перерегистрации и прекращения ими деятельности, – рассказал Евгений Коваленко. – Документ содержит все те наработки, которые в настоящее время содержатся в Декрете Главы государства, действующем на протяжении почти двух десятков лет, и направлен на дальнейшее развитие правового регулирования. Предусматривается более активное внедрение информационных технологий, электронного взаимодействия между государственными органами. Также предполагается сокращение ряда процедур, сокращение сроков рассмотрения подаваемых субъектами хозяйственных документов, сокращение количества бумаг, которые подаются самими субъектами хозяйствования и в последующем предполагается к получению».
К примеру, исключается выдача свидетельства о госрегистрации юридического лица. Юридическому лицу, действующему на основании собственного устава, по результатам государственной регистрации будет выдаваться устав со штампом, а юридическому лицу, действующему на основании типового устава, – выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Документ также регламентирует порядок госрегистрации юридического лица на основании типового устава.
Расширяются основания включения и актуализации сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Речь о документах и сведениях, не только представляемых заявителями для государственной регистрации и ликвидации государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией, но и полученных посредством информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами.
Сокращаются с 5 до 3 дней сроки постановки на учет субъекта хозяйствования. «Предусмотрено формирование электронного регистрационного дела, в котором будут содержаться все необходимые сведения, отражающие жизненный путь субъекта хозяйствования», – подчеркнул Евгений Коваленко.
«Также одной из прогрессивных новаций законопроекта является включение в качестве обязательного реквизита обязательного сведения о субъекте хозяйствования – его электронной почты. Так, например, сейчас для направления официальных документов используется указанный субъектом хозяйствования почтовый адрес, адрес регистрации юридического лица. Мы же вводим в правовое поле адрес электронной почты, на который также будут направляться необходимые уведомления, и это будет обязательный реквизит, необходимый для каждого субъекта предпринимательской деятельности», – отметил Министр.
Законопроектом предусматриваются также снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
По информации
БЕЛТА