Предупредить возможные неясности. Какие новации затронули работу строителей и архитекторов в Беларуси?
Советом Министров 15 мая принято постановление № 266, которым усовершенствованы нюансы архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Беларуси, и закрепленные в нем нормы уже заработали. Какие именно изменения произошли в отрасли и почувствуют ли их не связанные в профессиональном плане со строительством белорусы? Корреспондент
БЕЛТА задала эти вопросы начальнику управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Зое Шлег.
Главная цель – гармонизировать акты законодательства
Разработчики обсуждаемого постановления руководствовались необходимостью приведения ряда постановлений правительства в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, указами Президента от 31 января 2025 г. № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» и от 31 марта 2025 г. № 130 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Представитель Минстройархитектуры заметила: документом под номером 266 внесены изменения в 29 постановлений Правительства, еще 48 постановлений или их структурных элементов признаны утратившими силу. Итак, какие корректировки произошли?
Во-первых, постановлением № 266 определен состав работ, без выполнения которых жилые дома могут приниматься в эксплуатацию после внесения изменений в проектную документацию. В перечень включено восемь наименований работ, среди них оклейка обоями, окраска стен, потолков и полов, облицовка стен, покрытие полов, установка встроенной мебели и электрических плит и не только. При этом начальник управления ведомства добавила, что данное правило не распространяется на жилые дома, которые строятся с государственной поддержкой: с использованием субсидий, льготных кредитов, одноразовых субсидий, кредитов, выдаваемых банками на возведение и реконструкцию жилых помещений.
Во-вторых, документом утверждено положение, которым определен порядок принятия областными и Минским городским исполкомами решений о разрешении размещения на территории области и столицы – в данном случае исключениями являются территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда – объектов строительства с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования.
Для получения разрешения, как прокомментировала специалист, юрлицо или индивидуальный предприниматель должны подать в исполком по территориальной принадлежности документы по перечню, в который входит в том числе архитектурно-планировочная концепция объекта. Для принятия решения концепция выносится на общественное обсуждение. После его завершения архитектурно-градостроительным советом при исполкоме формируется протокол, который направляется комиссии по общественному обсуждению и организатору этого обсуждения, тот в течение трех рабочих дней предоставляет протокол исполкому. Изучив документы, исполком принимает решение о разрешении размещения объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования на предоставленном участке либо об отказе в таком размещении. Уведомление о решении направляется в течение четырех рабочих дней со дня его принятия.
Перечисленные новации – основные, но ими перечень законодательных новелл в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не ограничивается. В частности, было утверждено положение о порядке формирования и комплектования проектной документации в электронном виде, которым определены требования к проектной документации, оформляемой в электронном виде, в том числе к форматам файлов, их содержанию и структуре, установлен и порядок формирования и комплектования проектной документации.
Принята также форма примерного договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора. «Договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной и проектной документации, выполнении изыскательских работ или ведении авторского надзора за строительством, – добавила начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Зоя Шлег. – Установление единой формы договора, по мнению разработчиков, позволит обеспечить единообразный подход к созданию проектной документации, будет способствовать улучшению ее качества и сокращению сроков подготовки».
В новой редакции изложено и положение о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства и условиях привлечения денежных средств при этом. «Совет Министров наделен полномочиями по определению порядка заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, формированию цены такого договора, установлению условий привлечения денежных средств при выполнении долевого строительства и порядка направления граждан на строительство объектов долевого строительства», – прокомментировала представитель профильного ведомства.
Среди основных вводимых в этой связи новаций: закрепление порядка формирования состава дольщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся, обязанность застройщиков привлекать денежные средства дольщиков только на специальные счета, открытые для каждого объекта при долевом строительстве, и совершенствование порядка определения цены договора создания объекта долевого строительства.
В числе новаций, о которых рассказала начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли, также утверждение положения о порядке формирования неизменной договорной, то есть контрактной, цены на подрядные работы. Главные изменения заключаются, например, в расширении предмета регулирования: установлен порядок формирования неизменной цены на подрядные работы по объектам текущего ремонта и объектам пятого класса сложности. Проведена также корректировка методов формирования цены предложения подрядчика, дополнен перечень случаев корректировки неизменной цены. Предусмотрены и прочие новшества.
Постановление № 266 вступило в силу 6 июня и специалисты строительной отрасли убеждены: его принятие поможет сделать функционирование всего стройкомплекса республики продуктивнее и рациональнее.
По информации
БЕЛТА
«Контролеры и проверяемые – в одинаковом правовом статусе». Андрей Швед о новациях в контрольной деятельности
Контролеры и проверяемые по нормам Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» находятся в одинаковом правовом статусе. Об этом рассказал журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед, комментируя Указ Президента, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Генпрокурора, ранее проект этого Указа неоднократно вносился на рассмотрение Главы государства. В соответствии с поручением, которое дал Президент, он был доработан. Указ направлен на то, чтобы упростить работу как контролеров, так и проверяемых субъектов.
Без бездумных, необоснованных, ненужных проверок
«Но самое главное, о чем неоднократно говорил Глава государства, – не должно быть бездумных, необоснованных, ненужных проверок. Необходимо снять ненужное давление на экономику, на субъектов хозяйствования, на предпринимателей с тем, чтобы, как люди говорят, их никто не кошмарил и не мешал работать. Это самая главная мысль», – подчеркнул Андрей Швед.
Поэтому была проанализирована практика и обобщены жалобы, заявления предпринимателей, субъектов хозяйствования, бизнес-сообщества по этим вопросам, соответственно, были учтены пожелания.
«Фактически с сегодняшнего дня как контролеры, так и проверяемые находятся в одинаковом правовом статусе и наделяются одинаковыми правами и обязанностями», – отметил Генпрокурор. Он пояснил, что любая проверка может начинаться только с наличия соответствующего документа, в котором четко указаны время, цель проведения проверки и кто это делает. Любая проверка должна заканчиваться итоговым документом.
Как проверяемый, так и проверяющий несут ответственность за нарушение положений указа в равной степени, добавил Андрей Швед. «То есть если проверяющий выходит, например, за предмет проверки, за цель проверки, он несет за это ответственность. С другой стороны, субъект хозяйствования вправе ему отказать предоставить информацию, документы, сказать, что к проверке это не имеет никакого отношения, и он будет прав», – подчеркнул Генпрокурор.
Далее итоговый документ может, а в некоторых случаях должен быть изучен проверяемым субъектом хозяйствования. У него есть широкие права на обжалование в случае несогласия с выводами ревизоров, высказывание своих предложений и т.д.
Запрещено мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования
Андрей Швед заметил, что много жалоб было по поводу так называемых мониторингов, и они учтены. Отдельным положением, которое утверждено Указом, мониторинг прописан очень четко, понятно, как и сама проверка. То есть любые проверочные мероприятия стали прозрачными, четкими и понятными, подчеркнул он.
Руководитель надзорного органа обратил внимание, что так же, как и проверка, мониторинг может начинаться только при наличии определенного документа, с указанием, кто мониторит, по какому вопросу проходит мониторинг, и, соответственно, должен быть итоговый документ. При этом для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономики, субъектов хозяйствования, по результатам мониторинга предусмотрено освобождение от ответственности, если выявленные нарушения в ходе мониторинга оперативно устраняются.
В Указе имеется ряд других новелл, который направлен на то, чтобы без наличия достоверной информации, без необходимости принятия мер по устранению каких-то нарушений в деятельность субъекта хозяйствования никто просто так не вмешивался.
Например, четко регламентирован запрет для проверяющих мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования. «Если субъект добросовестно работает, он должен работать. Люди должны получать зарплату. Экономика должна развиваться», – сказал Генпрокурор.
Одним словом, все новеллы, которые предусмотрены Указом во исполнение поручения Президента, направлены на исключение ненужных проверок. С одной стороны, не должно быть ненужного, излишнего давления на экономику, на бизнес. С другой стороны, процедура фиксации и реагирования на выявленные нарушения прописана очень понятно и четко, подчеркнул Андрей Швед.
Вольницы не будет
Генпрокурор добавил, что принятие этого Указа ни в коем случае не меняет политику работы контролирующих (надзорных) органов. Государство обязано выявлять любые нарушения и реагировать на них. «Это не означает, что должна быть некая вольница – ее не будет, – сказал он. – Конечно, мы понимаем, что проверочных мероприятий – контрольных, надзорных – будет меньше. Но они будут более эффективными – на это направлен Указ».
Проверяемый субъект должен понимать, что в случае нарушений он будет нести ответственность в строгом соответствии с законом, заметил генпрокурор. «Здесь поблажек тоже быть не может», – сказал он. Вместе с тем он добавил, что устанавливаются более четкие, прозрачные, понятные правила, убирается лишнее, например книга учета проверок.
В этой связи руководитель надзорного органа отметил, что та же книга учета проверок для предпринимателей, субъектов хозяйствования была головной болью. Ее нужно было заводить, регистрировать в определенных органах. Теперь этого не потребуется. Цифровизация и другие современные процессы позволили в плане учета контрольных и надзорных мероприятий ввести единую автоматизированную систему, которая обслуживается соответствующим органом. В то же время сами субъекты хозяйствования вправе самостоятельно вести учет того, кто и когда приходит, вести учет мониторингов и других мероприятий при наличии законных оснований их проведения.
Профилактика – во главе угла
Относительно профилактики правонарушений Генпрокурор обратил внимание, что Президент отдельно уделил внимание этому вопросу. Помимо того, что необходимо упростить порядок, облегчить давление со стороны контролирующих органов, красной нитью проходит мысль о важнейшей роли профилактики. «Мы все – контролирующие (надзорные) органы – понимаем, что должны помогать нашим предприятиям не допускать нарушений законодательства, где-то им подсказывать. То есть решается общая задача – повышение эффективности экономики любыми формами и средствами. Но при этом никакого послабления не будет тем, кто нарушает закон», – заключил Генпрокурор.
По информации
БЕЛТА
«Учтены интересы субъектов и проверяющих». Василий Герасимов об Указе о контрольной (надзорной) деятельности
В Указе «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» учтены интересы субъектов хозяйствования и проверяющих органов. Об этом заявил журналистам Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Последние изменения в законодательство о контрольной деятельности вносились 8 лет назад. Конечно, практика показала определенные шероховатости, которые надо было устранить. С 2020 года количество контрольных мероприятий уменьшилось в два раза. Акцент смещен в сторону профилактики. Но при этом есть жесткое требование Главы государства: все, что касается жизни и здоровья граждан, налогов и других серьезных нарушений, – ответственность должна быть та, которая предусмотрена законом», – сказал Василий Герасимов.
По его словам, мониторинги детально урегулированы новым указом. «Для того, чтобы мониторингами не подменяли проверки, – отметил Председатель КГК. – Что касается мероприятий технического характера, то если раньше правила устанавливал каждый орган, то сейчас такого не будет. Будут единые правила. При этом мы должны понимать, что мониторинги и мероприятия технического характера (а это проверки лифтов, оборудования, машин) занимают 96 % всех контрольных мероприятий. То есть этот пласт сейчас будет урегулирован. Есть и другие изменения. Например, сроки для устранения нарушений должны быть адекватные. К сожалению, были случаи, когда давали на устранение нарушений, где объективно требуется несколько недель, к примеру, два дня. Есть масса других технических правок, которые внесены Указом в контрольную деятельность».
«Это сбалансированный документ. Он готовился не только контролирующими (надзорными) органами, но в том числе учитывалось мнение субъектов хозяйствования. Поэтому то, что изменяется в плане мониторингов, мероприятий технического характера, для субъектов, конечно, лучше с точки зрения защиты их интересов. Но есть вещи, которые ужесточают требования. Ранее был мораторий на проверки субъектов в течение двух лет после образования предприятия. Сейчас, например, что касается ценообразования, если мы видим, что субъект систематически нарушает, то такие проверки будут возможны. Поэтому в данном случае учтены интересы всех», – резюмировал Василий Герасимов.
По информации
БЕЛТА
Госрегистрация и ликвидация субъектов хозяйствования. Какие новации ожидаются
В Палате представителей идет работа над проектом Закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. О новациях законопроекта корреспонденту
БЕЛТА рассказал председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Виктор Николайкин.
«Проект Закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» внесен в Палату представителей Советом Министров 19 мая. Он направлен на комплексное регулирование процедур государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», – рассказал Виктор Николайкин.
Постоянная комиссия по экономической политике Палаты представителей определена головной комиссией по подготовке законопроекта в Палате представителей. При его подготовке учтена практика применения действующих нормативных правовых актов в этой сфере, включая Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
Документ предусматривает также ряд новаций. «Устанавливается порядок государственной регистрации юридического лица на основании типового устава, что позволит сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган. В отдельных случаях для создания юридического лица потребуется только заявление о государственной регистрации», – отметил депутат.
Исключается выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица. «В частности, юридическому лицу, действующему на основании собственного устава, по результатам государственной регистрации будет выдаваться устав со штампом, а юридическому лицу, действующему на основании типового устава, – выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», – уточнил Виктор Николайкин.
Расширяются основания включения и актуализации сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. «Это не только документы и сведения, представляемые заявителями для государственной регистрации и ликвидации, государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией, но и полученные посредством информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами», – пояснил парламентарий.
Кроме того, законопроектом предусматриваются снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
По информации
БЕЛТА
Долгостроев станет меньше. Какой механизм урегулирования спорных вопросов предусмотрели законодатели?
С 17 мая вступило в силу постановление Министерства архитектуры и строительства от 30 апреля 2025 г. № 55, которым специалисты определили порядок работы с объектами сверхнормативного незавершенного строительства и долгостроями. Изменились ли критерии оценки «проблемных объектов»? Станет ли проще принимать решения об их судьбе на региональном уровне? И какой механизм урегулирования спорных вопросов предусмотрели законодатели? Эти вопросы корреспондент
БЕЛТА задала начальнику главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Татьяне Василючек.
Своя «судьба» для каждого долгостроя
Постановлением № 55 отменяется прежде действовавшая инструкция о порядке работы с объектами сверхнормативного незавершенного строительства (ОСНС) и определяется новый алгоритм в отношении таких объектов с учетом совершенствования норм законодательства в сфере строительства.
Так, для детальной проработки состояния каждого ОСНС и долгостроя формируются отраслевые и региональные мероприятия по сокращению их количества, которыми для каждого такого объекта будет заготовлен свой сценарий: завершение строительства с последующей приемкой в эксплуатацию, принятие в эксплуатацию самовольной постройки, реконструкция законсервированного объекта, направленная на его использование по новому назначению с завершением строительства и последующей приемкой в эксплуатацию. Возможны и такие варианты, как продажа или отчуждение, снос.
«Необходимость принятия документа назревала. Во-первых, навести порядок с долгостроями поручил глава государства. Во-вторых, вступил в действие Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, которым введен термин «объект-долгострой», – перечислила Татьяна Василючек. – Наконец, был отменен технический кодекс практики «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов», а вместе с ним и понятие «объект сверхнормативного незавершенного строительства» для вновь начинаемых объектов».
На законодательном уровне предусмотрено, что органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком для работы с проблемными объектами должны взаимодействовать с уполномоченной организацией по ведению республиканской базы данных объектов незавершенного строительства и перечня объектов-долгостроев. Соответствующие функции возложены на республиканское унитарное предприятие «Институт жилища – НИПТИС им. Атаева С.С.». Таким образом будет вестись учет и формирование региональных и отраслевых мероприятий по сокращению числа затянувшихся строек.
Чтобы определить вид мероприятий, которые их ждут, застройщик обязан разработать декларацию о намерениях. Подменить его в этом деле при некоторых обстоятельствах может структурное подразделение районных исполнительных комитетов или администраций районов в городе, которые наделены государственно-властными полномочиями в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы.
«Декларация о намерениях не является формой ведомственной отчетности и носит информационно-справочный характер, который отражает текущее состояние объекта строительства, – заметила начальник главного управления строительства и жилищной политики. – Указывается в том числе наименование заказчика, как и самого объекта, его местоположение, ключевые технико-экономические показатели по проектной документации, уровень строительной готовности в процентах, информация о консервации, период нахождения в статусе незавершенного. Декларация также содержит сведения о необходимости завершения объекта строительством, указывается там и факт наличия проектной и исполнительной документации, и источников финансирования. При повторном рассмотрении в документе должно быть указано ранее утвержденное в отношении объекта строительства региональное или отраслевое мероприятие. Эта справочная информация позволит облисполкомам или Мингорисполкому более точно и компетентно принимать решения по судьбе долгостроя».
А если спорный момент?
Может случиться и так, что у облисполкома (формирующего региональные мероприятия) и органа госуправления (формирующего отраслевые мероприятия с направлением на согласование в облисполком) окажется разное представление о будущем объекта сверхнормативного незавершенного строительства или долгостроя. Как разрешить конфликт? Для этих случаев готов алгоритм. Арбитром выступит Министерство архитектуры и строительства: в профильное ведомство будут переданы документы с вынесенными на рассмотрение видами мероприятий и сроками их реализации в отношении «проблемных объектов» для рассмотрения на заседании коллегии. Решение принимается в течение десяти рабочих дней с момента поступления документов от облисполкомов или Минского горисполкома.
И все же, как специалисты оценивают своевременность и необходимость принятия подобного документа, установившего порядок решения судьбы «вечных строек»? Татьяна Василючек видит три главных положительных аспекта. Во-первых, теперь установлен единый порядок и критерии принятия решений как в целом по республике, так и по каждому региону и отраслевому ведомству в отдельности, что, несомненно, является плюсом. Во-вторых, решения по прежде не урегулированным проблемным вопросам выполнения региональных и отраслевых задач, касающихся долгостроев, будут приниматься значительно оперативнее, что станет заслугой предлагаемой застройщиками более точной и конкретной информации о них. Наконец, третье преимущество недавно принятого документа – алгоритм действий по урегулированию спорных нюансов, затрагивающих сроки и виды реализации отраслевых мероприятий по объектам сверхнормативного незавершенного строительства или долгостроям.
Судьба «вечных строек» волнует и органы госуправления, и бизнес, и общество – этот болезненный вопрос постоянно на виду. Законодательные новеллы видят своей целью сделать проблему менее острой, и, как показывает статистика, инициативы дают результат – улучшения налицо. Согласно данным Комитета государственного контроля, число долгостроев в Беларуси с 2021 года снизилось более чем в 4 раза – с 4465 до 1045. Теперь главное – положительную тенденцию сохранить.
По информации
БЕЛТА