25.09.2018
Нюансы разработки нормативной базы для бизнеса
Диалог бизнеса и государства получает новый импульс: в июле Президент подписал Закон «О нормативных правовых актах», который вступит в силу в феврале следующего года. В документ вошли ряд новаций, которые долго ожидал бизнес. В частности, появился такой инструмент, как оценка регулятивного воздействия (ОРВ) законодательных актов на деловую среду. Закон упорядочивает общественные обсуждения проектов нормативно-правовых актов. Как повлияют новые нормы на глубину и качество диалога бизнеса и государства, обсуждали эксперты в рамках заседания «Либерального клуба».
Расширить и углубить
Не быстро и не сразу, но в последнее время диалог между бизнесом и властью выстроился. И количество законопроектов, выставленных на общественное обсуждение, в последние годы выросло в несколько раз. В прошлом году их было 52. И ведомства терпеливо принимали и анализировали все предложения. Другое дело, что далеко не все из них являлись жизнеспособными, актуальными и просто выполнимыми. Но к мнению предпринимателей государство научилось прислушиваться. Все-таки бизнесмены не глупые люди. Хотя иной раз и стараются сыграть в одну корзину. Деловой мир, в принципе, тоже доволен повышением лояльности ведомств. Хотя у каждого министерства своя история взаимодействия с общественностью. Но динамика позитивная. И предпринимателям давно хотелось диалог расширить и углубить. А точнее, перевести с экспертно-опросной на прагматичную, цифровую базу.
В былые времена ведомственные эксперты и предприниматели могли до хрипоты спорить о последствиях тех или иных решений. Теперь, по идее, нужно будет моделировать ситуацию, прогнозировать, исходя из конкретных цифр и фактов. И уже, учитывая результаты этих исследований, обсуждать целесообразность правовых документов.
В принципе, в мире оценка регулирующего воздействия (ОРВ) – давно известный механизм. В Европе он появился еще в 1980-х годах, в России – в начале 2000-х. Конечно, в каждой стране он реализован по-разному. Но инструмент однозначно рабочий. Также в обновленном Законе «О нормативных правовых актах» прописали и такой механизм взаимодействия бизнеса и власти, как общественное обсуждение проектов законодательных актов.
В целом бизнес, вроде бы, доволен нововведениями. Анализируя их, директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования Sympa Наталья Рябова даже немного поспорила сама с собой. Мол, общественное обсуждение не обязанность, а всего лишь право госоргана, который разрабатывал законопроект. А окончательно решение принимает его руководитель. С одной стороны – плохо. С другой – ежегодно в стране принимается множество нормативно-правовых актов. В том числе и специфической, и узкой направленности. Есть ли смысл выносить на суд общественности весь массив нормативно-правовых актов? Логично остановиться на самых важных, чтобы внимание экспертов не рассеивалось. На общественное обсуждение отводится 10 дней. Хотелось бы побольше времени. Хотя бы те же 10 дней, но рабочих. С другой стороны, рассуждает Наталья Рябова, затягивать законотворческий процесс тоже было бы совершенно неправильно.
Корень истины в нюансах
Насколько ОРВ и другие инструменты повысят качество экономического законодательства?.. Покажет практика. Еще предстоит разработать более-менее четкий механизм использования этих норм. И от деталей будет во многом зависеть результат. В этом направлении власти и предпринимателям еще придется выработать общую позицию. Диалог на новом уровне – своеобразный экзамен для обеих сторон.
Чем ОРВ хорош: профильные министерства, фактически, получают экспертизу от бизнеса. С другой стороны, они должны будут привыкнуть аргументированно, на конкретных цифрах и трендах отстаивать свою позицию, а не просто пропихивать собственные идеи «именем революции» или государственных интересов. Бизнес же должен продемонстрировать свою зрелость. Ведь ему придется сформировать экспертное сообщество. И оно должно быть на высоте.
И тут кроется много подводных камешков и скал. Кстати, пару лет назад Департамент по предпринимательству Министерства экономики попытался сформировать экспертные группы по различным направлениям. Дело оказалось нелегким. В том числе и из-за слабости отраслевых ассоциаций. Да, и на Западе, и на Востоке ОРВ действует давно и вполне успешно. Но дискуссионную группу формируют мощные деловые сообщества, которые неплохо финансируются. Поэтому они имеют возможность и исследования проводить, и высококвалифицированных специалистов нанимать, и консолидировать отраслевую информацию… У нас отраслевые ассоциации в большинстве случаев – организации формальные. Да и объединяют далеко не всех представителей рынка.
Владимир ВОЛЧКОВ, «Рэспубліка», 25 сентября 2018 г.
Подписан Указ о деятельности в сфере игорного бизнеса
Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 июня подписал Указ № 226 «О деятельности в сфере игорного бизнеса».
Документ направлен на упорядочение ведения игорного бизнеса, усиление контроля за осуществлением данной деятельности. Принятым Указом, в частности, ужесточен механизм идентификации участников азартных игр. Их регистрация в виртуальных игорных заведениях будет проходить либо при личном посещении реального игорного заведения, или посредством видеосеанса в сети Интернет.
Указом увеличен срок хранения записей камер видеонаблюдения в игорных заведениях с 30 до 60 суток со дня их фиксации. Предоставлена возможность эксплуатировать игровые автоматы, используемые более 10 лет, при подтверждении соответствия их технических характеристик моделям, включенным в государственный реестр моделей, допущенных к использованию в Беларуси (до этого такие автоматы подлежали замене).
Устанавливается запрет для игроков иметь более одного игрового аккаунта, а также принимать участие в азартной игре по указанию третьих лиц. Организаторам игр запрещено предоставлять электронные карты, деньги и другие средства расчета при отсутствии у посетителей необходимой суммы. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации теперь не в праве осуществлять перевод денежных средств физических лиц в пользу иностранных организаторов азартных игр.
Также в Указе закреплены меры по пресечению преступных схем в сфере игорного бизнеса. Так, использовать криптовалюту для приема ставок и выплаты выигрыша можно будет исключительно через резидентов Парка высоких технологий, осуществляющих деятельность оператора криптоплатформы или по обмену криптовалют. Кроме того, документом определен механизм идентификации принадлежности денежных средств физическим лицам для их допуска к участию в азартных играх.
Госрегистрация и ликвидация субъектов хозяйствования. Какие новации ожидаются
В Палате представителей идет работа над проектом Закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. О новациях законопроекта корреспонденту
БЕЛТА рассказал председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Виктор Николайкин.
«Проект Закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» внесен в Палату представителей Советом Министров 19 мая. Он направлен на комплексное регулирование процедур государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», – рассказал Виктор Николайкин.
Постоянная комиссия по экономической политике Палаты представителей определена головной комиссией по подготовке законопроекта в Палате представителей. При его подготовке учтена практика применения действующих нормативных правовых актов в этой сфере, включая Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
Документ предусматривает также ряд новаций. «Устанавливается порядок государственной регистрации юридического лица на основании типового устава, что позволит сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган. В отдельных случаях для создания юридического лица потребуется только заявление о государственной регистрации», – отметил депутат.
Исключается выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица. «В частности, юридическому лицу, действующему на основании собственного устава, по результатам государственной регистрации будет выдаваться устав со штампом, а юридическому лицу, действующему на основании типового устава, – выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», – уточнил Виктор Николайкин.
Расширяются основания включения и актуализации сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. «Это не только документы и сведения, представляемые заявителями для государственной регистрации и ликвидации, государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией, но и полученные посредством информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами», – пояснил парламентарий.
Кроме того, законопроектом предусматриваются снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
По информации
БЕЛТА
Индекс делового оптимизма в Беларуси повысился
В Беларуси повысился индекс делового оптимизма. Об этом журналистам рассказал председатель Высшего координационного совета Союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Андрей Копыток по итогам ежегодного измерения индекса делового оптимизма на ХХII Ассамблее деловых кругов, передает корреспондент
БЕЛТА.
В рамках ассамблеи были продемонстрированы измерения 20-го индекса делового оптимизма о состоянии делового климата в Беларуси. «Индекс делового оптимизма показывает результат умеренного скептицизма, доминирования стратегии плюса. Значение индекса делового оптимизма выросло в плюсовой категории на 0,03 %. Мы видим рост регистрации субъектов хозяйствования, долгосрочные перспективы сотрудничества и продления контрактов. Кроме того, мы видим рекордный рост ВВП малого и среднего бизнеса в 27,4 %. Все это – наша слаженная работа с государством. Мы видим, что это откровенный, честный, конкретный и конструктивный диалог бизнеса и власти», – отметил Андрей Копыток.
Также союз делает упор на усиление регионализации. В рамках ассамблеи в этой части подведут итоги конкурса «Лучший город (район) и область для бизнеса». «Мы выявляем там проблемные вопросы, улучшаем бизнес-среду, бизнес-поле», – подчеркнул он.
Сегодня в регионах бизнес развивает и производственный сектор, и торговлю. «В регионах в основном упор идет на инновационную продукцию. Мы заключили устную договоренность со «Сколково», и те компании, которые к нам будут приходить в союзы и ассоциации, мы будем адаптировать, чтобы предприятия создавались совместно в регионах по программе социально-экономического развития и проекта «Один район – один проект», – рассказал председатель.
ХХII Ассамблея деловых кругов проходит в Минске 5 июня. В ассамблее принимают участие около 150 представителей бизнеса Беларуси, а также руководители высшего звена власти, парламентарии, представители министерств и ведомств, руководители региональных и отраслевых союзов (ассоциаций), представители банков, предпринимательских структур Беларуси и России, а также ученые, научные учреждения, послы, зарубежные гости, представители СМИ.
По информации
БЕЛТА
Евгений Коваленко рассказал о новациях законопроекта о госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования
Министр юстиции Евгений Коваленко рассказал журналистам о новациях законопроекта «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Законопроект подготовлен в соответствии с ранее утвержденным главой государства планом подготовки законодательных актов. Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование отношений в сфере регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их последующей перерегистрации и прекращения ими деятельности, – рассказал Евгений Коваленко. – Документ содержит все те наработки, которые в настоящее время содержатся в Декрете Главы государства, действующем на протяжении почти двух десятков лет, и направлен на дальнейшее развитие правового регулирования. Предусматривается более активное внедрение информационных технологий, электронного взаимодействия между государственными органами. Также предполагается сокращение ряда процедур, сокращение сроков рассмотрения подаваемых субъектами хозяйственных документов, сокращение количества бумаг, которые подаются самими субъектами хозяйствования и в последующем предполагается к получению».
К примеру, исключается выдача свидетельства о госрегистрации юридического лица. Юридическому лицу, действующему на основании собственного устава, по результатам государственной регистрации будет выдаваться устав со штампом, а юридическому лицу, действующему на основании типового устава, – выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Документ также регламентирует порядок госрегистрации юридического лица на основании типового устава.
Расширяются основания включения и актуализации сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Речь о документах и сведениях, не только представляемых заявителями для государственной регистрации и ликвидации государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией, но и полученных посредством информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами.
Сокращаются с 5 до 3 дней сроки постановки на учет субъекта хозяйствования. «Предусмотрено формирование электронного регистрационного дела, в котором будут содержаться все необходимые сведения, отражающие жизненный путь субъекта хозяйствования», – подчеркнул Евгений Коваленко.
«Также одной из прогрессивных новаций законопроекта является включение в качестве обязательного реквизита обязательного сведения о субъекте хозяйствования – его электронной почты. Так, например, сейчас для направления официальных документов используется указанный субъектом хозяйствования почтовый адрес, адрес регистрации юридического лица. Мы же вводим в правовое поле адрес электронной почты, на который также будут направляться необходимые уведомления, и это будет обязательный реквизит, необходимый для каждого субъекта предпринимательской деятельности», – отметил Министр.
Законопроектом предусматриваются также снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
По информации
БЕЛТА
Минфин: бесшовный переход в юрлица позволяет белорусскому бизнесу увеличивать масштабы
Бесшовный переход в юридические лица позволяет белорусскому бизнесу увеличивать масштабы, заявил журналистам Министр финансов Юрий Селиверстов на полях второго республиканского форума женщин-предпринимателей «Энергия и созидание», передает корреспондент
БЕЛТА.
На протяжении двух дней, 29–30 мая, женщины-предприниматели со всей Беларуси обсуждают насущные вопросы, делятся опытом. Сегодня у них состоялась встреча с министрами. «Вопросы поднимались разнообразные: от условий торговли до налогообложения. Жизнь не стоит на месте, вносятся определенные коррективы в налогообложение. И обратную связь, как по факту это влияет на людей, важно слышать. Естественно, есть и другие инструменты работы: рассмотрение обращений, некие письма. Но понятно, что в этих всех документах порой нельзя отразить всех нюансов, которые можно в дискуссии уточнить сразу на месте. Поэтому обратная связь достаточно важна», – рассказал Юрий Селиверстов.
Министр отметил, что для сферы малого бизнеса в Беларуси в последнее время принят ряд различных мер, которые эффективно сказались на его развитии. «Cегодня мы концентрируемся на том, что это предпринимательство в широком смысле слова трансформируется в такой уже более укрупненный бизнес, создание юрлиц. И те режимы для налогообложения, которые применяются для таких юрлиц, бесшовный переход, так называемый, из индивидуального предпринимателя в юридическое лицо – принято много документов, чтобы упростить это, – отметил Министр. – Бизнес, в том числе женский, выходит на большие масштабы, становится более крупным значимым юрлицом. Бизнес трансформируется, виды экономической деятельности приобретают некое новое лицо. Стараемся под это подстраиваться, чтобы, с одной стороны, не упустить тот доход, который должен бизнес вносить в государственную казну, но и с другой стороны, чтобы не было препятствий для ведения этого бизнеса».
По информации
БЕЛТА