Корректировка антинаркотической ст.328 позволит лучше дифференцировать наказание – Генеральная прокуратура
Уменьшение нижнего порога ответственности за совершение наркопреступлений позволит более дифференцировано подходить к наказанию. Такое мнение высказал журналистам начальник управления по надзору за исполнением законов в деятельности органов дознания Генеральной прокуратуры Беларуси Салауди Абдул-Рашидович Магамадов.
«В первом чтении принят проект закона о внесении изменений в ряд статей Уголовного кодекса, предусматривающих ответственность за совершение наркопреступлений. По ч.2, 3 ст.328 будет снижен нижний предел наказания, – сказал начальник управления. – Это дает возможность более избирательно, дифференцировано подходить к наказанию в зависимости от тяжести преступления и от личности обвиняемого».
Нижний порог по ч.2 планируется снизить с 5 до 3 лет лишения свободы, по ч.3 – с 8 до 6 лет.
Первый заместитель Председателя Следственного комитета Алексей Волков отметил, что в этом году СК выступал с инициативой о дополнении ст.328 УК примечанием, которое позволяет разграничить сбыт наркотиков и ситуацию совместного потребления. Эту точку зрения поддержал ряд госорганов. Сейчас действия лиц, которые по предварительному сговору совместно приобретают, изготавливают, перерабатывают, хранят, перевозят наркотики для последующего совместного потребления ими же, квалифицируются по ч.1.ст.328 – если нет умысла на сбыт наркотиков третьим лицам. По мнению СК, этот подход является адекватным по отношению к общественной опасности таких людей, отвечает принципам гуманизма.
При расследовании уголовных дел о преступлениях, в результате которых от передозировки наркотиками умер человек, не всегда возможно установить конкретных лиц, свойства и количество наркотиков, которые сбыл обвиняемый, поскольку вещество частично или полностью употребил погибший. «Как правило, в таких ситуациях наркотик как предмет преступлений отсутствует», – сказал первый заместитель Председателя. По словам Алексея Волкова, в этой связи назрела необходимость актуализировать некоторые постановления пленума Верховного суда, разъяснить отдельные следственные ситуации, касающиеся квалификации действий обвиняемых.
Кроме того, определенную сложность в расследовании с точки зрения применения уголовного закона и привлечения к уголовной ответственности сбытчика представляют случаи, когда смерть наступила из-за комбинированного отравления наркотиками и лекарственными препаратами, наркотиками и алкоголем. «Очевидно, что общественная опасность лиц, сбывающих наркотические вещества, в этих случаях крайне высока, а их действия представляют угрозу национальной безопасности, жизни и здоровью граждан», – отметил Алексей Волков. По его словам, в законодательной сфере должны быть устранены любые пробелы, позволяющие таким людям избегать ответственности как на стадии предварительного расследования, так и при рассмотрении дела в суде.
В Минске сегодня проходит научно-практическая конференция «Профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов». Участие в ней принимают представители генпрокуратур Беларуси и России, Национального собрания, Верховного суда, Национального центра законодательства и правовых исследований и др.
Как отметил Салауди Абдул-Рашидович Магамадов, конференция позволит улучшить взаимодействие между субъектами профилактики и проанализировать проблемные вопросы. Немаловажно, что подобные мероприятия находят практический выход.
По сообщению БЕЛТА
10 июня 2025 г. под председательством И.П.Сергеенко состоялось заседание Совета Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Члены Совета приняли к сведению информацию о ходе подготовки законопроектов к рассмотрению на второй сессии Палаты представителей.
Предваряя рассмотрение вопроса, И.П.Сергеенко напомнил, что до завершения сессии остается менее трех недель. «Мы реализовали практически все, что запланировали. За сессионный период принято 58 законопроектов», – сказал он, и призвал депутатов своевременно завершить работу по законопроектам, включенным в график. Особый акцент Председатель Палаты представителей сделал на подготовке проектов законов «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей».
На заседании был рассмотрен проект плана подготовки проектов законодательных актов на 2026 год. В этой связи Совет одобрил предложение Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике о включении в план законопроекта «О волонтерской деятельности», который планируется подготовить в порядке депутатской законодательной инициативы.
Члены Совета также приняли решения о проведении выездных заседаний постоянных комиссий Палаты представителей по аграрной политике, по экологии и природопользованию. На заседаниях планируется рассмотреть актуальные вопросы совершенствования законодательства об идентификации, регистрации, прослеживаемости животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения, а также практику применения законов об особо охраняемых природных территориях.
Кроме того, Совет Палаты представителей рассмотрел блок вопросов международной повестки. В частности, обсужден ход реализации договоренностей, достигнутых во время визита парламентской делегации Беларуси в Лаос в октябре прошлого года, приняты решения о приглашении в нашу страну с визитами парламентских делегаций Турции и Объединенных Арабских Эмиратов и о командировании белорусских депутатов для участия в мероприятиях по линии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Волонтерская деятельность в Беларуси нуждается в нормативном регулировании, заявил журналистам председатель Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Валерий Малашко, передает корреспондент БЕЛТА.
Сегодня состоялось заседание Совета Палаты представителей. В числе вопросов – ход подготовки законопроектов к рассмотрению на сессии Палаты представителей, а также обсуждение проекта плана подготовки проектов законодательных актов на 2026 год. Депутаты инициировали внести в план подготовки проектов законодательных актов на 2026 законопроект «О волонтерской деятельности».
«Наша комиссия выступает с важной законодательной инициативой – речь идет о законе о волонтерской деятельности. Понятно, что новеллы закона будут требовать серьезного обсуждения. Но вместе с тем мы все сегодня понимаем, что волонтерство уже достаточно прочно вошло в нашу жизнь в различных формах. И самое главное отличие волонтерского труда – это добровольность и безвозмездность. И очень важно, что все группы населения: и молодежь, и люди среднего возраста, и пожилые люди достаточно активно включены в эту работу», – сказал Валерий Малашко.
Волонтерская деятельность нуждается в нормативном регулировании, отметил депутат. «Страхование, организация питания лиц, которые занимаются волонтерской деятельностью, обеспечение специальным оборудованием, одеждой и так далее. Все эти вопросы сегодня требуют достаточно серьезного регулирования», – подчеркнул он.
Волонтеры принимают участие в самой разнообразной социально ориентированной деятельности: социально-бытовой (например, помощь сиротам и лицам престарелого возраста), психологической (поддержка лиц, пострадавших в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, жертв преступлений), психиатрической (психосоциальная помощь душевнобольным), медицинской (помощь медицинскому персоналу в уходе за больными), информационной (пропаганда здорового и безопасного образа жизни), экологической (участие в защите и охране окружающей среды), спортивной (помощь в проведении и организации спортивных соревнований, в том числе оказание лингвистических услуг).
Как дополнил депутат, в этой сфере активно работают такие организации, как Белорусский Красный Крест, Белорусский республиканский союз молодежи, Белорусский союз женщин, и другие.
«Применение безвозмездного труда волонтеров снижает нагрузку на работников государственных организаций в социальной сфере, что в итоге приводит к экономии бюджетных средств. Существенную роль волонтерская деятельность играет и в нравственно-патриотическом воспитании молодежи, повышении гуманитарного потенциала общества, развитии благотворительности», – добавил Валерий Малашко.
По его словам, в странах СНГ имеется достаточно разветвленное законодательство, касающееся волонтерства. Модельный закон «О добровольчестве (волонтерстве)» в 2015 году принят Межпарламентской ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств. «В то же время в законодательстве Республики Беларусь отсутствует нормативный правовой акт, комплексно регулирующий волонтерскую деятельность. Несмотря на то, что сам термин «волонтер» юридически закреплен в законах о социальном обслуживании, о физической культуре и спорте, о Белорусском обществе Красного Креста, о донорстве крови и ее компонентов, об ответственном обращении с животными, его применение ограничено исключительно сферой действия указанных документов. В связи с этим остается неурегулированным ряд вопросов, возникающих при осуществлении волонтерской деятельности, – отметил депутат. – Принятие единого нормативного правового акта о волонтерстве позволит сформировать организационно-правовой механизм осуществления волонтерской деятельности и будет способствовать созданию условий для ее широкого распространения, развития, стимулирования и повышения эффективности работы волонтерских организаций, повышения их роли в решении социально значимых задач».
По информации БЕЛТА
9 июня 2025 года состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.
В заседании Постоянной комиссии также приняли участие представители Министерства финансов, секретариатов Совета Республики и Палаты представителей.
Председатель Постоянной комиссии по экономической политике Николайкин В.П. озвучил выводы заключения экспертного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (второе чтение) и акцентировал внимание на необходимости обеспечения пакетного принципа подготовки данного проекта законодательного акта.
Заместитель Министра финансов Республики Беларусь Судник А.А. проинформировал участников заседания о ходе подготовки проектов постановлений Правительства об утверждении Положения о деловой (профессиональной) репутации, также перечня организаций, информация о деятельности которых имеет особую экономическую значимость для Республики Беларусь, при оказании аудиторских услуг которым устанавливаются особенности в части обеспечения дополнительной защиты информации.
В ближайшее время соответствующие проекты документов, учитывающие высказанные участниками заседания предложения, будут представлены в Постоянную комиссию.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
9 июня 2025 г. состоялось очередное заседание Палаты представителей восьмого созыва, на котором парламентарии рассмотрели шесть законопроектов.
В первом чтении депутаты приняли проект Закона «Об изменении законов». С докладом по законопроекту выступил заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Скобялко Д.К., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Райко А.И.
Разработка законопроекта является очередным этапом проводимой Национальным банком системной работы по совершенствованию денежно-кредитной политики, в частности, деятельности субъектов финансового рынка.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О рекламе».
Законопроектом предусмотрено:
- установление запретов на предоставление займов:
- физическим лицам ИП и юрлицами, не осуществляющими микрофинансовую деятельность, за исключением займов собственным работникам;
- в иностранной валюте между физическими лицами, а также в эквиваленте иностранных валют или в условных денежных единицах (за исключением близких родственников);
- под залог единственного жилого дома (квартиры);
- введение ограничений по размерам процентов и неустойки (штрафа, пени), взыскиваемых по договорам займа между физическими лицами;
- установление запрета на использование в рекламе рекламодателей, не являющихся микрофинансовыми организациями, в том числе в их наименованиях, слов «заем», «микрозаем», «микрофинансирование», «деньги в долг» или производных от этих слов.
Принятие норм, установленных законопроектом, будет способствовать усилению борьбы с недобросовестными займодавцами, защите прав и имущественных интересов граждан, а также сократит количество обращений, содержащих жалобы на некачественное оказание услуг.
Во втором чтении принят проект Закона «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения», который представила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Сенько С.В.
Проектом закона предусмотрены следующие основные новации.
Гражданам – плательщикам налога на профессиональный доход предоставляется право (при желании) на ежегодной основе осуществлять доплату обязательных страховых взносов на пенсионное страхование для формирования своих будущих пенсионных прав.
В отношении индивидуальных предпринимателей (ИП) (плательщиков подоходного налога) устанавливается гибкий порядок уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (бюджет фонда). Размер взносов уплачивается из фактического дохода для ИП, у которых в календарном году доход составил менее 12 минимальных заработных плат (МЗП), и из 12 МЗП или иной суммы, превышающей данный порог, – для ИП, у которых доход за календарный год составил 12 МЗП и более. Источником информации о доходах будут являться данные Министерства по налогам и сборам. При этом процесс взаимодействия с органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты будет полностью автоматизирован.
Продлеваются сроки уплаты ИП взносов в бюджет фонда – переносятся с 1 марта на 31 марта года, следующего за отчетным.
Для работодателей, выплачивающих заработную плату «в конвертах», и работников, получающих такие выплаты, закрепляется особый порядок уплаты взносов в бюджет фонда и их учета для будущих пенсионных прав.
Так, в случае установления факта выплаты заработной платы «в конвертах» для работодателей предусмотрена отмена ограничения по максимальному объекту для начисления взносов (пятикратная величина средней заработной платы по республике (СЗП). Уплата взносов будет производиться из фактических выплат, но не ниже 1/30 пятикратной величины СЗП в республике за месяц, предшествующий месяцу установления данного факта, за каждый день работы с выплатой заработной платы «в конвертах».
Для работников, получающих зарплату «в конвертах», в страховой стаж для пенсии будут учитываться выплаты из размера МЗП.
На граждан возлагается обязанность возвратить излишне выплаченные суммы дополнительных профессиональных пенсий, а также профессиональных пенсий вследствие счетных ошибок.
Предусматривается также возможность на основании решений комиссий по назначению пенсий удержать излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсий вследствие счетной ошибки (предельный размер такого удержания по желанию пенсионера может устанавливаться на уровне 5 процентов пенсии).
Изменяются правила выплаты пенсий осужденным к лишению свободы:
- при помещении пенсионера в места лишения свободы назначенную ему пенсию в полном объеме будут перечислять в исправительное учреждение по месту отбывания наказания. Все необходимые удержания из пенсии (в том числе стоимость содержания) будут производиться исправительным учреждением (сегодня пенсионные органы удерживают стоимость содержания и в исправительное учреждение перечисляется 10 % пенсии);
- несовершеннолетнему (пенсия по инвалидности, по случаю потери кормильца), осужденному к лишению свободы, 50 процентов пенсии будет перечисляться на его лицевой счет в исправительное учреждение и 50 процентов пенсии – его законному представителю.
Кроме того, проект Закона предусматривает:
- снижение стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда для назначения трудовой пенсии по возрасту матерям четверых детей (с 10 до 5 лет);
- увеличение сроков обращения за назначением пенсии (за месяц до возникновения права на пенсию и в течение одного месяца после возникновения права на пенсию);
- предоставление права на досрочный выход на пенсию отцам детей-инвалидов (инвалидов с детства) на 5 лет раньше, если мать не реализовала это право;
- установление (фиксация) 30-летнего периода, за который определяется заработок для исчисления пенсии, и возможности исключения из указанного периода времени работы, когда не сохранились документы о заработке;
- установление повышения к получаемой социальной пенсии, трудовой пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II группы, потерявшим кормильца в возрасте до 18 лет;
- отмену ограничения на размер пенсии, выплачиваемой работающим пенсионерам;
- расширение перечня граждан, которые могут получать пенсию через объекты почтовой связи национального оператора почтовой связи.
В ходе заседания были рассмотрены четыре проекта законов о ратификации международных соглашений.
Заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Ледницкая И.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Райко А.И. доложили о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации о сотрудничестве и обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в сфере надзора и (или) контроля за финансовым рынком».
Соглашением определяется порядок обмена информацией между надзорными органами Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере регулирования финансового рынка, что является необходимым элементом общего финансового рынка.
С докладами по проекту Закона «О ратификации Соглашения о единой системе таможенного транзита Евразийского экономического союза и третьей стороны (третьих сторон)» выступили первый заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Валиев А.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Гайдукевич О.С.
Соглашение направлено на упрощение процедур международной торговли, обеспечение благоприятных условий для осуществления перевозок товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и таможенные границы третьих сторон, а также на повышение уровня обеспечения безопасности трансграничных поставок.
Соглашение определяет основные принципы формирования единой системы таможенного транзита Евразийского экономического союза и третьей стороны (третьих сторон) при перевозке (транспортировке) товаров по таможенной территории Евразийского экономического союза и таможенной территории третьей стороны (третьих сторон).
Формирование и функционирование единой системы таможенного транзита Евразийского экономического союза и третьей стороны (третьих сторон) осуществляется в соответствии с международным договором, заключаемым Евразийским экономическим союзом с третьей стороной (третьими сторонами).
Единая система таможенного транзита Евразийского экономического союза и третьей стороны (третьих сторон) функционирует на основе информационного взаимодействия между таможенными органами, организованного в рамках реализации вышеназванного международного договора.
Определяющим условием для формирования единой системы таможенного транзита Евразийского экономического союза и третьей стороны (третьих сторон) является наличие возможности применения третьей стороной (третьими странами) соответствующих порядков и требований, определенных международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Уполномоченными органами государств – членов, ответственными за осуществление взаимодействия в рамках международного договора, являются центральные таможенные органы. Координацию взаимодействия государств – членов и третьей стороны (третьих сторон) в целях реализации этого международного договора осуществляет Евразийская экономическая комиссия.
Проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Исламской Республики Пакистан о международном автомобильном сообщении» представил Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Ляхнович А.А. (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Михно А.М.).
Соглашение направлено на регулирование оперативных и технических аспектов, связанных с осуществлением международными автомобильными перевозчиками Республики Беларусь и Исламской Республики Пакистан перевозки пассажиров и доставки грузов между двумя странами, а также транзитом через их территории.
В частности, документ устанавливает порядок выдачи разрешений и специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок, регулирует вопросы взаимного освобождения от таможенных пошлин, налогов и других сборов.
Реализация этого международного договора будет способствовать развитию сотрудничества между Беларусью и Пакистаном в области автомобильных перевозок, а также увеличению объемов экспорта автотранспортных услуг в направлении Пакистана и сопредельных стран.
Заместитель Министра обороны Республики Беларусь Науменко А.В. выступил с докладом о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 10 декабря 2010 года и Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности в области перевозок воинских и других формирований, их движимого имущества, а также продукции военного назначения от 15 сентября 2015 года». С содокладом выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Лепешко Г.В.
Ратификация протоколов позволит создать механизм сотрудничества компетентных органов юстиции государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности по уголовным и административным делам в отношении лиц, входящих в состав формирований сил и средств системы коллективной безопасности, повысить оперативность перевозок воинских и других формирований, их движимого имущества, продукции военного назначения и личного состава, предназначенного в Командование формированиями, в случае принятия незамедлительных мер при выполнении ими задач по предназначению, а также обеспечить правовое регулирование вопросов, связанных с организацией и обеспечением перевозок, в том числе при участии данных формирований в совместных учениях и внезапных проверках.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения», передает корреспондент БЕЛТА.
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения» был принят Палатой представителей в первом чтении 2 апреля.
Законопроектом предусмотрены следующие основные новации. Гражданам – плательщикам налога на профессиональный доход предоставляется право (при желании) на ежегодной основе осуществлять доплату обязательных страховых взносов на пенсионное страхование для формирования своих будущих пенсионных прав.
В отношении индивидуальных предпринимателей (ИП) (плательщиков подоходного налога) устанавливается гибкий порядок уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (бюджет фонда). Размер взносов уплачивается из фактического дохода для ИП, у которых в календарном году доход составил менее 12 минимальных заработных плат (МЗП), и из 12 МЗП или иной суммы, превышающей данный порог, – для ИП, у которых доход за календарный год составил 12 МЗП и более. Источником информации о доходах будут являться данные Министерства по налогам и сборам. При этом процесс взаимодействия с органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты будет полностью автоматизирован.
Продлеваются сроки уплаты ИП взносов в бюджет фонда – переносятся с 1 марта на 31 марта года, следующего за отчетным. Для работодателей, выплачивающих заработную плату в конвертах, и работников, получающих такие выплаты, закрепляется особый порядок уплаты взносов в бюджет фонда и их учета для будущих пенсионных прав. Так, в случае установления факта выплаты заработной платы в конвертах для работодателей предусмотрена отмена ограничения по максимальному объекту для начисления взносов (пятикратная величина средней заработной платы по республике (СЗП)). Уплата взносов будет производиться из фактических выплат, но не ниже 1/30 пятикратной величины СЗП в республике за месяц, предшествующий месяцу установления данного факта, за каждый день работы с выплатой заработной платы в конвертах.
Для работников, получающих зарплату в конвертах, в страховой стаж для пенсии будут учитываться выплаты из размера МЗП.
На граждан возлагается обязанность возвратить излишне выплаченные суммы дополнительных профессиональных пенсий, а также профессиональных пенсий вследствие счетных ошибок.
Предусматривается также возможность на основании решений комиссий по назначению пенсий удержать излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсий вследствие счетной ошибки (предельный размер такого удержания по желанию пенсионера может устанавливаться на уровне 5 % пенсии).
Изменяются правила выплаты пенсий осужденным к лишению свободы. При помещении пенсионера в места лишения свободы назначенную ему пенсию в полном объеме будут перечислять в исправительное учреждение по месту отбывания наказания. Все необходимые удержания из пенсии (в том числе стоимость содержания) будут производиться исправительным учреждением (сегодня пенсионные органы удерживают стоимость содержания и в исправительное учреждение перечисляется 10 % пенсии). Несовершеннолетнему (пенсия по инвалидности, по случаю потери кормильца), осужденному к лишению свободы, 50 % пенсии будет перечисляться на его лицевой счет в исправительное учреждение и 50 % пенсии – его законному представителю.
В ходе подготовки проекта закона к рассмотрению во втором чтении в него включены положения проекта Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», который подготовлен и внесен Правительством в целях приведения норм Закона «О пенсионном обеспечении» в соответствие с Указом от 29 октября 2024 г. № 402 «О социальной поддержке», действующего с 1 января 2025 г.
В соответствии с нормами Указа № 402 вносимые изменения предусматривают: снижение стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда для назначения трудовой пенсии по возрасту матерям четверых детей (с 10 до 5 лет); увеличение сроков обращения за назначением пенсии (за месяц до возникновения права на пенсию и в течение одного месяца после возникновения права на пенсию); предоставление права на досрочный выход на пенсию отцам детей-инвалидов (инвалидов с детства) на 5 лет раньше, если мать не реализовала это право; установление (фиксация) 30-летнего периода, за который определяется заработок для исчисления пенсии, и возможности исключения из указанного периода времени работы, когда не сохранились документы о заработке; установление повышения к получаемой социальной пенсии, трудовой пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II группы, потерявшим кормильца в возрасте до 18 лет; отмену ограничения на размер пенсии, выплачиваемой работающим пенсионерам; расширение перечня граждан, которые могут получать пенсию через объекты почтовой связи национального оператора почтовой связи.
Также в проекте закона реализовано предложение Совета Министров о наделении органов Фонда социальной защиты населения правом вынесения самостоятельных решений о взыскании задолженности индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.
По информации БЕЛТА