13.09.2018
Минжилкомхоз о жилищных субсидиях, лишних суммах в извещениях и тепловой модернизации
Министерство жилищно-коммунального хозяйства подготовило несколько нововведений, интересных с точки зрения обычных граждан – потребителей услуг. О том, как они реализуются на практике, в интервью рассказал заместитель Министра ЖКХ Виталий Смирнов.
– Виталий Алексеевич, жилищные субсидии по выявительному принципу теперь могут получать еще больше граждан. Когда положенные суммы появятся в их извещениях?
– Субсидии для новых категорий граждан уже появились в счет-извещениях в августе за июль. Речь идет о лицах, ухаживающих за детьми до трех лет, инвалидами до 18 лет, инвалидами I группы и людьми, достигшими 80-летнего возраста. Причем им не нужно собирать справки, куда-то ходить – субсидия автоматически начисляется и продлевается. Министерство труда и социальной защиты передало в ЕРИП всю необходимую информацию из своих актуальных баз. Основные условия предоставления безналичных жилищных субсидий остались прежними. Они начисляются, если на оплату ЖКУ без превышения нормативов потребления уходит больше 20 % дохода городской или 15 % дохода сельской семьи.
– С 29 октября начнет действовать административная ответственность за лишние суммы в извещениях. Куда обращаться жильцам при их обнаружении и каким образом будет контролироваться правильность начисления платы?
– Такой контроль со стороны местных исполнительных органов был всегда. Однако до настоящего времени при выявлении счет-извещений неустановленной формы ответственные должностные лица не несли никакого наказания.
Важно знать, что все дополнительные услуги могут оказываться только на основании заключенного с потребителем индивидуального договора, при этом жители вправе отказаться от таких услуг. На практике же бывает, что людей не проинформировали, договор не заключали, но плату начисляют. Это незаконно.
При обнаружении лишних сумм в извещении можно обратиться в местный исполком или администрацию соответствующего района города. Если факт правонарушения подтвердится, то на виновное должностное лицо должен быть составлен административный протокол. Дела о таких правонарушениях будут рассматривать специально созданные комиссии. Нельзя исключать, что злого умысла не было, в расчеты могла закрасться ошибка. В каждом случае необходимо проводить расследование и принимать взвешенное решение. Санкции соответствующей статьи 11.83 КоАП Беларуси предусматривают предупреждение либо штраф в размере 2 базовых величин (1 БВ – Br24,5) при первом случае нарушения, и при повторном в течение года – от 4 до 10 базовых величин.
– А какой механизм действует, если жилищно-коммунальная услуга оказана некачественно, например, из крана льется ржавая вода?
– Подходы по реагированию при некачественном оказании жилищно-коммунальных услуг определены, однако они должны быть четко и понятно прописаны для всех участников процесса. Министерство работает над законодательным актом, который упростит процедуру защиты прав потребителя ЖКУ и усилит ответственность поставщиков за некачественное предоставление услуг. Необходимы поправки и в закон о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, и в принятое в его развитие постановление Совета Министров № 99.
Сегодня предусматривается возможность перерасчета платы за неоказанную услугу либо снижение ее стоимости. Кроме того, законодательством предусмотрены скидки на отдельные виды коммунальных услуг, например, если отсутствует циркуляция горячего водоснабжения в полотенцесушителях в летний период. В этом вины поставщика нет, для решения проблемы в таких домах требуется капитальный ремонт, замена системы горячего водоснабжения.
– Насколько успешно организации ЖКХ работают над снижением затрат на оказание услуг?
– Это постоянная работа. С 2010 по 2017 год экономия затрат по системе ЖКХ составила Br744,85 млн. Основной упор делается на сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов, переход на местные виды топлива, снижение потерь тепловой энергии и воды. С внедрением механизма дифференцированной оплаты населением услуг водо-, электро- и газоснабжения в зависимости от объемов их потребления домашние хозяйства стали намного активнее экономить ресурсы. Только за 2017 год потребление воды, например, снизилось на 8,2 млн куб.м, что равнозначно годовому потреблению такого города, как Мозырь.
– В Минске введены дифференцированные тарифы на вывоз мусора в зависимости от наличия трубопровода. Когда и в каких городах планируется расширить это нововведение?
– Такие тарифы в этом году уже введены решениями всех облисполкомов, за исключением Гомельского. В этом регионе уже на протяжении нескольких лет нет ни одного дома с действующим мусоропроводом.
Для тех, у кого нет мусоропровода, тариф меньше, чем для живущих в домах с мусоропроводом. Так, в Минске субсидируемые тарифы составляют Br6,0055 и Br7,7430 за 1 куб.м соответственно, в регионах – Br7,5483 и Br8,8076 за 1 куб.м.
Опыт показывает, что после того, как в домах заваривают мусоропроводы, хоть не намного, но увеличивается доля извлечения вторичных материальных ресурсов. У человека появляется возможность раздельного сбора мусора. В этом направлении нужно двигаться дальше.
Вообще использование мусоропроводов не приветствуется во всем мире. Это было придумано в Советском Союзе, когда не особо задумывались о раздельном сборе твердых коммунальных отходов, извлечении вторичных материальных ресурсов. Хотя в то время уже была депозитно-залоговая система сбора стеклянной тары. По сути, на свалках такой тары практически не было. Сейчас в этом плане ситуация усложнилась – появилось огромное количество упаковок из различных материалов. Полигоны завалены мусором, который можно запустить во вторичный оборот и улучшить экологическую обстановку.
– На какой стадии сейчас внедрение в Беларуси депозитно-залоговой системы обращения тары?
– Работает межведомственная рабочая группа, экспертный совет специалистов, бизнес-сообщества. Уже подготовлен ряд нормативных документов, разработана концепция, выполнено технико-экономическое обоснование, подтвердившее возможность реализации такого проекта в нашей стране. Планируется внедрять эту систему с привлечением инвестора, который предложит оптимальный вариант. Он будет определен по конкурсу.
Депозитно-залоговая система дополнит существующий раздельный сбор вторичных материальных ресурсов. Предполагается, что на всю тару объемом до трех литров установят залоговую цену. Выпив напиток, потребитель может выбросить пустую тару в контейнер и потерять сумму залога или сдать в таромат, установленный в магазине, и вернуть ее. Таким образом, сумма залога не увеличивает расходы потребителя. Стоит задача – организовать этот процесс так, чтобы человеку с любым уровнем доходов было не зазорно прийти и сдать тару.
Экономическое стимулирование вернуть пустую тару дает новой системе преимущества, главное из которых – ее высокая эффективность. В переработку может возвращаться более 80 % использованной упаковки, что в три раза выше уже достигнутого в Беларуси показателя. Ожидается также снижение затрат в системе сбора твердых коммунальных отходов и вторичных материальных ресурсов на 15-30 %.
– Еще один проект предполагает участие средств граждан – тепловая модернизация многоквартирных домов...
– Соответствующий проект указа в основном одобрен республиканскими органами госуправления. Сейчас дорабатываются отдельные нормы. Предполагается общественное обсуждение.
В Беларуси есть дома, энергопотребление которых может снизиться наполовину после грамотного проведения энергоэффективных мероприятий, и это не только тепловая модернизация. Смысл таких мероприятий заключается в уменьшении потребления всех видов энергии. Речь идет об использовании светодиодных ламп, систем регулирования подачи тепла, приборов учета, утепление кровли, стеновых конструкций, замене окон. При этом собственники жилья должны быть в первую очередь заинтересованными в улучшении его потребительских качеств и финансово участвовать в реализации этих мероприятий. Но поскольку они достаточно затратны, рассматривается возможность господдержки в виде кредитования, предоставления рассрочки платежей и других финансовых механизмов.
Кроме того, сейчас совместно с депутатским корпусом ведется работа над внесением изменений в Жилищный кодекс. Суть изменений в том, чтобы минимизировать необходимость использования других нормативных документов. Жилищный кодекс должен стать своеобразной конституцией для системы жилищно-коммунального хозяйства.
Вера СЕРГЕЕВА, БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)
Роман Головченко – о политике Нацбанка, белорусском рубле и «заржавевшем печатном станке»
Правительство и Нацбанк вместе решают поставленные Президентом задачи по обеспечению устойчивого экономического развития страны: запущен новый инвестиционный цикл, обеспечена устойчивость бюджета, достигнут максимальный уровень зарплаты за всю историю. Об этом и не только беседа с Председателем Правления Национального банка Беларуси Романом Головченко.
Цели и задачи
– Роман Александрович, при назначении вас председателем Правления Нацбанка Президент отметил, что вы всегда хотели «большей вовлеченности банка и банковской системы в экономику». При этом некоторые «аналитики» и «эксперты» восприняли смену руководства Нацбанка как сигнал, что политика регулятора в корне изменится. Это действительно так?
– Конечно же, нет. Смена руководства Национального банка не означает изменения курса проводимой регулятором денежно-кредитной политики. Наша главная цель остается неизменной: обеспечить ценовую и финансовую стабильность и способствовать устойчивому экономическому развитию страны. Стабильные цены и курс валют, надежная работа платежной системы, ресурсная поддержка банками реального сектора экономики – все эти фундаментальные задачи, как и прежде, находятся в центре внимания и ответственности Национального банка как регулятора.
В то же время, как справедливо отметил Глава государства, банковская система должна быть более активно вовлечена в экономику. И здесь наш ключевой приоритет на ближайшие годы – способствовать росту инвестиций.
Инвестиции – это кровь экономики. Это новые технологии, повышение эффективности производств, создание современных рабочих мест и в конечном счете рост заработной платы и качества жизни наших граждан. Поэтому мы ориентируем банки на приоритетное финансирование эффективных инвестиционных проектов, способных дать максимальную отдачу, и на формирование для этого необходимых долгосрочных ресурсов.
При этом мы смотрим шире, полагая, что решать эту задачу должен не только банковский сектор. Планируем активнее подключать к финансированию инвестиционного развития и небанковские кредитно-финансовые организации, создавая для них условия для роста и внедрения новых прогрессивных инструментов поддержки. Более того, нельзя игнорировать и современные источники финансирования, такие как цифровые активы. Наша задача – создать сбалансированную и многоуровневую систему финансирования белорусской экономики.
– А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на финансовом и валютном рынках? Президент недавно с долей юмора сказал, что наш «печатный станок» заржавел.
– Действительно, мировая финансовая система переживает непростые времена, и это, конечно, оказывает влияние на курсы валют.
Однако белорусский рубль демонстрирует устойчивость. С 2015 года Национальный банк придерживается политики плавающего обменного курса: он формируется на основе реального спроса и предложения на валютном рынке, отражая фундаментальные экономические процессы. Мы лишь сглаживаем резкие конъюнктурные колебания, не вмешиваясь в основной тренд.
За последние годы была проделана огромная работа по укреплению доверия к национальной валюте, смело можно говорить, что белорусский рубль стал устойчивой валютой. В рамках реализации совместной с Правительством Стратегии девалютизации экономики мы последовательно «отвязываем» от иностранной валюты налоги, арендную плату, тарифы, сокращаем ее использование во внутренних расчетах. Граждане стабильно продают иностранную валюту, предпочитая хранить средства на рублевых вкладах в банках. Как результат, несмотря на колебания мировых валют, наш внутренний валютный рынок сбалансирован. К слову, за первые пять месяцев 2025‑го белорусский рубль укрепился к доллару США на 13,7 процента, при этом несколько ослаб к российскому рублю – на 12,8.
Что касается меткого замечания Президента о «заржавевшем печатном станке» – это действительно отражает наш подход. Мы не прибегаем к бездумной эмиссии денег для закрытия текущих потребностей и строго контролируем объем денежной массы в экономике, чтобы он соответствовал реальным потребностям и не провоцировал рост цен. Например, прирост средней широкой денежной массы в мае 2025 года составил 16,2 процента в годовом выражении, что является умеренным показателем. Важнейший инструмент в этой работе – наша процентная политика. Привлекательные ставки по рублевым вкладам – например, по долгосрочным безотзывным они достигают более 15 процентов годовых – не только стимулируют граждан сберегать в национальной валюте, но и формируют столь необходимую ресурсную базу для кредитования экономики.
Ставка на ставку
– Многие задаются вопросом: почему Нацбанк не поднимает ставку рефинансирования, раз Центробанк РФ в последнее время держит ключевую ставку на довольно высоком уровне?
– Хочу отметить, что ставка рефинансирования это всего лишь один из инструментов денежно-кредитной политики. Решение об уровне ставки рефинансирования принимается центробанками исходя из текущей экономической ситуации, прежде всего уровня инфляции.
Ключевая ставка российского Центробанка сейчас – на уровне 20 процентов, что объясняется высокими темпами роста потребительских цен – около 10 процентов. Это в два с половиной раза выше цели Банка России в 4 процента. Отрыв от цели наблюдается достаточно давно – с июля 2023 года. Чтобы переломить тенденцию, регулятор вынужден проводить жесткую процентную политику. Так делают все центральные банки, когда инфляция устойчиво превышает свой целевой уровень.
В Беларуси же ситуация иная. Во-первых, у нас инфляция ниже, во-вторых, она ближе к своему целевому значению в 5 процентов. В настоящее время темп прироста потребительских цен выше цели, но не критично. В условиях замедления экономического роста и ускорения инфляционных процессов у наших основных торговых партнеров это вполне допустимо. По сути, это компромисс в пользу поддержки деловой активности и экономического развития нашей страны. Инфляция остается под контролем. Ставка рефинансирования равна 9,5 процента, что выше инфляции и гарантирует положительную реальную стоимость денег.
Надежное плечо
– На встрече с руководителями банков Беларуси вы требовали, чтобы преимущество в работе банковской системы отдавалось финансированию реального сектора экономики – «там создается добавленная стоимость». Как выстраивается эта работа?
– Безусловно, банки – это не только посредники в финансовых операциях, но и драйверы экономического роста, кровеносная система экономики. Банковское кредитование является важнейшим источником ресурсов, необходимых для развития бизнеса.
Динамика 2025 года подтверждает активное участие банков в финансовой поддержке реального сектора. Объем предоставленных за 4 месяца кредитов составил 55 млрд рублей, что на 7,2 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Около 81 процента кредитов предоставлено в белорусских рублях. Задолженность по кредитам юридических лиц выросла на 2,2 млрд рублей. При этом более 70 процентов прироста составили долгосрочные кредиты.
В апреле текущего года Национальный банк определил приоритетные направления поддержки экономики банковским сектором. Акцент смещен в сторону инвестиционного финансирования предприятий, рост которого по итогам года должен составить не менее 16 процентов. При этом банкам предложено ограничить темпы прироста задолженности по потребительским кредитам на уровне 12 процентов, за исключением кредитования товаров отечественного производства, и направить свободные ресурсы на инвестиционное кредитование.
С учетом принятых решений банки уже скорректировали свои планы на текущий год.
Необходимым условием их выполнения, конечно, является наличие стабильной ресурсной базы, в первую очередь долгосрочной.
Следует отметить, что с начала 2025 года остатки долгосрочных вкладов населения на срок один год и более в белорусских рублях увеличились на 12,7 процента и составили 10,1 млрд рублей. При этом их доля в общем объеме вкладов физических лиц в национальной валюте достигла 84,7 процента.
Для закрепления такой положительной тенденции банки ориентированы на поддержание наиболее привлекательных условий по срочным безотзывным банковским депозитам физических лиц в национальной валюте со сроком возврата более одного года.
Полагаем, что в комплексе все принятые решения позволят достичь целей, установленных Главой государства.
Цифра в помощь
– Вопросы доступности финансовых услуг для граждан и предприятий напрямую увязаны с цифровизацией финансового сектора. Какие приоритеты перед банковской системой ставит в этом вопросе Национальный банк?
– Цифровизация – это ключ к доступности финансовых услуг для каждого белоруса. Национальный банк видит своей приоритетной задачей дальнейшее развитие современной технологической среды. Сегодня оплата телефоном, QR-кодом или бесконтактной картой уже привычное дело. Доля безналичных платежей в рознице достигла 64 процентов.
Мы пошли дальше: создана Межбанковская система идентификации, благодаря которой любой гражданин может не выходя из дома стать клиентом любого банка страны и получить необходимые услуги. Мы упростили процедуру заключения юридически значимых сделок: теперь многие из них можно совершать в электронном виде, используя современные программные средства, без необходимости применения электронной цифровой подписи, что раньше могло быть барьером для некоторых граждан. Для повышения удобства и безопасности платежей внедрена возможность использования биометрических данных для подтверждения операций. Активно развивается и система мгновенных платежей, позволяющая переводить деньги родным или друзьям за считаные секунды, зная лишь номер их мобильного телефона, в том числе и за рубеж. Национальный банк продолжит поддерживать внедрение таких инноваций, обеспечивая надежную технологическую и правовую основу.
Что касается цифрового белорусского рубля, то это не просто дань моде, а стратегическая необходимость. Весь мир движется в сторону цифровых национальных валют, и мы не можем оставаться в стороне, иначе придется пользоваться чужими цифровыми деньгами. Национальный банк еще в 2022 году приступил к реализации проекта по созданию цифрового белорусского рубля. Главные цели – это, во-первых, укрепление нашего платежного суверенитета. Во-вторых, это новый технологический уровень для платежной системы, которая будет работать в том числе на технологии блокчейн. И в-третьих, это снижение издержек при расчетах – как для предприятий во внешней торговле, так и для обычных платежей внутри страны.
Мы планируем, что уже к середине 2026 года начнется постепенное внедрение цифрового рубля. Это сделает финансовые операции еще более быстрыми, удобными и безопасными.
– Обратная сторона цифровизации финансовых отношений – рост киберугроз. Что наша банковская система может противопоставить этому вызову современности?
– Вы абсолютно правы, цифровизация несет не только преимущества, но и новые вызовы, главный из которых – обеспечение кибербезопасности. Защита финансовой системы и сбережений наших граждан от преступных посягательств является безусловным приоритетом для Национального банка и всей банковской системы страны. Мы противопоставляем этому вызову комплексную, эшелонированную систему защиты, которая работает на нескольких уровнях: законодательном, технологическом и образовательном.
Во-первых, создана прочная законодательная и организационная основа. Ключевым шагом стало принятие Указа Президента № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Этот документ, подготовленный Национальным банком, позволил нам с 1 марта 2024 года запустить полномасштабный механизм противодействия кибермошенничеству. В его основе – тесное информационное взаимодействие между банками и правоохранительными органами через нашу автоматизированную систему обработки инцидентов (АСОИ). В каждом банке созданы и работают в круглосуточном режиме специализированные подразделения, которые вправе приостанавливать подозрительные операции на срок до двух суток для проверки. В свою очередь правоохранительные органы могут продлить этот срок до десяти суток для проведения необходимых мероприятий. Это дает нам драгоценное время, чтобы остановить хищение средств.
Во-вторых, мы выстроили мощный технологический щит. Все банки внедрили современные антифрод-системы. Это не просто программное обеспечение, а интеллектуальные комплексы, которые в режиме реального времени анализируют миллионы транзакций по заданным признакам и выявляют несанкционированные операции. И эта система уже доказывает свою эффективность. Только за пять месяцев 2025 года благодаря работе антифрод-систем были приостановлены переводы на общую сумму 1,8 миллиона рублей – почти 40 процентов от объема похищенных средств. Это деньги, которые не попали в руки мошенников и остались у наших граждан.
В мае 2025 года мы завершили формирование отраслевой системы кибербезопасности. На базе Белорусского межбанковского расчетного центра создан уникальный «мозговой центр», который осуществляет мониторинг киберугроз в масштабах всей банковской системы страны и координирует действия по их предотвращению.
Но, конечно, самый главный наш союзник в этой борьбе – финансово грамотный и бдительный гражданин. Мы видим, что подавляющее большинство инцидентов – свыше 94 процентов – связано с методами социальной инженерии, когда люди под психологическим давлением сами передают мошенникам свои данные.
Поэтому Национальный банк совместно с заинтересованными государственными органами, банками и другими участниками финансового рынка проводит системную работу по повышению финансовой грамотности населения. Это и прямая работа с клиентами, и социальная реклама, и постоянное освещение темы в средствах массовой информации. Наша задача – вооружить каждого человека знаниями, которые позволят ему вовремя распознать действия мошенников и не поддаться на их уловки.
Владислав Сычевич, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Какие дома в Беларуси попадут под реновацию? Пример привели в МЖКХ
Заместитель начальника управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Севрук в пресс-центре
БЕЛТА рассказала, какие дома попадут под реновацию.
В Беларуси в Концепции государственной жилищной политики до 2030 года вводится такое понятие, как реновация жилья, в рамках которой уже будут несколько иные подходы к модернизации и реконструкции жилых домов. «В стране существуют жилые дома, которые нецелесообразно капитально ремонтировать. Инженерные системы, конструктивные элементы находятся в неудовлетворительном состоянии и сроки эксплуатации жилого дома сильно превышены», – пояснила Надежда Севрук.
Государственные органы совместно с Министерством архитектуры и строительства и Министерством жилищно-коммунального хозяйства вырабатывают критерии и подходы по тому, какие дома будут подлежать реновации, реконструкции, модернизации. Она подчеркнула, что последующие пять лет эта тема будет активно внедряться. «Сегодня уже общество требует более комфортного проживания. Некоторые дома, особенно в удаленных районах, могут не отвечать определенным требованиям», – сказала она.
По словам Надежды Севрук, планирование перечня таких домов уже налажено с учетом пятилетней программы капитального ремонта и текущих графиков на год. «Есть дома 1905 года, двухэтажки, которые не полностью оборудованы какими-то инженерными системами. Для того чтобы капитально отремонтировать этот дом при средней стоимости за 1 кв.м капитального ремонта в Br342, один квадрат капремонта такого дома может обходиться в Br1,3 тыс. При этом не всегда возможно отдельные инженерные системы переоборудовать, установить, потому что просто они не предусмотрены там в целом или износ уже настолько сильный, что провести реновацию этого жилого дома государству будет более экономически выгодно, нежели проводить там капитальный ремонт», – привела пример она.
В случае если дом попал под реновацию, будет предусмотрена программа предоставления или компенсации жилья для граждан, проживающих в этом доме.
По информации
БЕЛТА
Как работают судебные эксперты, рассказал Председатель ГКСЭ
22 апреля в 2013 году был подписан Указ об образовании Государственного комитета судебных экспертиз. Сегодня ГКСЭ успешно выполняет поставленные перед ним практические задачи, развивает науку и делится богатым опытом экспертных исследований со многими зарубежными коллегами, и не только стран СНГ. О новых видах и подвидах экспертиз, взаимодействии с правоохранительными органами и международном сотрудничестве рассказал в интервью
БЕЛТА Председатель ГКСЭ Алексей Волков.
– В медиапространстве часто можно увидеть новости о результатах работы судебных экспертов на местах происшествий. Расскажите подробнее об этой работе.
– Эксперты государственного комитета ежедневно несут службу, выбывая на места происшествий в составе следственно-оперативных групп. Осмотр места происшествия является неотложным и самым важным следственным действием. В ходе осмотра обнаруживаются следы преступления, устанавливается механизм его совершения, добываются улики, изобличающие преступника.
От оперативности и качества осмотра места происшествия напрямую зависят результаты расследования преступления и неотвратимость наказания виновных лиц. Ежегодно специалисты экспертного ведомства принимают участие в десятках тысяч осмотров мест происшествий.
Эксперт при обнаружении отпечатков пальцев и следов рук в ходе осмотра имеет возможность быстро установить лиц, причастных к совершению преступления. Оперативность раскрытия преступлений обеспечивается в том числе благодаря внедрению прогрессивных форм и методов организации и проведения экспертных исследований, достижений науки и техники.
Укрепление материальной базы позволило обеспечить территориальные подразделения смартфонами для фотофиксации и незамедлительной передачи следовой информации для проверки. Независимо от того, в каком районе страны были обнаружены отпечатки, время проверки составляет от 10 минут до 2 часов. Ранее исследование проводилось около 2 суток. С помощью дактилоскопической идентификационной системы устанавливаются тысячи совпадений по следам рук, изъятым в ходе осмотров мест происшествий.
Также оперативно проводятся проверки изъятых следов по трасологическому учету. Наблюдается значительный рост совпадений, установленных с помощью учетов ДНК.
В рамках уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, возбужденного Генеральной прокуратурой, эксперты работают с останками детей и подростков. Так было в Хойникском, Жлобинском, Лельчицком и Светлогорском районах Гомельской области. Исследования костных останков детей и подростков являются одними из самых сложных в практике медиков-криминалистов, поскольку значительная их часть утрачивается ввиду полного разрушения. Эксперты буквально по крупицам восстанавливают картину происшедшего более 80 лет назад. Эта работа очень кропотливая и ответственная. Мы помним об ужасной трагедии белорусского народа и делаем все возможное, чтобы последующие поколения о ней не забыли и не допустили повторения.
– Каждый год в Государственном комитете судебных экспертиз вводятся новые виды и подвиды экспертиз. Поделитесь, что нового в экспертном ведомстве?
– Судебными экспертами ежегодно проводится более 200 тыс. экспертиз и исследований.
Экспертное ведомство идет в ногу со временем, отвечая на вызовы современности и удовлетворяя потребности инициаторов назначения экспертиз в разработке новых методов исследования, внедрении новых видов (подвидов) экспертиз.
В 2024 году внедрен новый вид экспертных исследований – судебная видеотехническая экспертиза (цифровых видеограмм). Она позволяет решать вопросы установления признаков монтажа видеозаписей и улучшения их качества для повышения различимости объектов видеосъемки. Экспертиза проводится для определения фейковых видео, что в настоящее время и ближайшем будущем весьма актуально.
При использовании нового подвида судебной экспертизы металлов, сплавов и изделий из них – исследование воды и почвы на содержание тяжелых металлов – можно определить количественное содержание 29 химических элементов в образцах воды и почвы.
Новый вид экспертизы – ботаническая дендрохронологическая – востребован при решении вопросов о повреждении растительности в ходе хозяйственной деятельности, незаконной вырубки леса, а также задач, связанных с природными и техногенными катастрофами. При наблюдаемом ежегодном изменении состояния окружающей среды во всем мире данное исследование будет актуальным.
Внедрена технология применения 3D-визуализации при проведении судебно-медицинских экспертиз для оценки результатов лучевой диагностики. Экспертиза позволяет более детально исследовать механизм образования телесных повреждений.
– Расскажите о взаимодействии государственного комитета с правоохранительными органами.
– Безопасность граждан и государства, спокойствие и благополучие общества зависит от слаженности работы правоохранительных и иных государственных органов. Эффективность работы правоохранительных органов во многих случаях зависит от качественной работы судебных экспертов, начиная с обнаружения и изъятия следов преступления до проведения экспертных исследований и дачи заключения.
Специалисты государственного комитета включены в состав межведомственной рабочей группы по изучению уголовных дел о преступлениях прошлых лет. Усердная и кропотливая работа экспертов в этом направлении способствовала раскрытию ряда преступлений и привлечению виновных лиц к уголовной ответственности.
Благодаря совместной работе правоохранительных органов и специалистов государственного комитета удалось установить личность преступника, убившего в 2009 году кассира в Минске. Судебные эксперты установили генотип лица, совершившего преступление.
Государственный комитет взаимодействует с правоохранительными органами в ходе расследования уголовного дела по факту геноцида белорусского народа. Экспертами проведено более 300 различных экспертиз, исследованы более 670 тыс. объектов: фрагменты костных останков, пули, гильзы, изъятые с мест захоронений.
К примеру, при проведении медико-криминалистической экспертизы на костных останках пяти человек из захоронения на месте уничтоженной в годы Великой Отечественной войны деревни (одна из партизанских зон на территории Минской области) обнаружены следы огнестрельных повреждений. Среди захороненных находились костные останки несовершеннолетнего ребенка. При этом признаков принадлежности кого-либо из погибших к военнослужащим не установлено. Это позволило следствию сделать вывод о расстреле гражданского населения за связь с партизанами.
Помимо деятельности в рамках процессуального законодательства основное взаимодействие Государственного комитета с правоохранительными и иными государственными органами, судами заключается в оказании им необходимой консультативной помощи в сфере экспертной деятельности, разъяснении возможностей экспертного ведомства. Налаженное межведомственное сотрудничество и постоянный обмен информацией способствуют эффективному применению результатов судебно-экспертной деятельности в досудебном производстве и суде.
– Как обстоят дела с международным сотрудничеством?
– Организация и развитие в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности – одна из основных задач экспертного ведомства.
За прошедший год с официальными визитами наше ведомство посетили 18 делегаций из России, Казахстана, КНР, ОАЭ, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Саудовской Аравии, Индии и Вьетнама.
Большое внимание уделяется экспорту образовательных услуг. Белорусское образование в сфере судебно-экспертной деятельности высоко оценивается специалистами других государств.
Три группы экспертов Департамента судебной экспертизы Полиции Абу-Даби, эксперты Министерства общественной безопасности Социалистической Республики Вьетнам и республиканского государственного казенного предприятия «Центр судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан» прошли обучение в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета судебных экспертиз. В настоящее время во Вьетнаме наши эксперты обучают специалистов этой страны в соответствии с учебной программой по осмотру места происшествия по пожарам и взрывам, в том числе техногенного характера.
По инициативе экспертного ведомства Беларуси создан Координационный совет государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере судебно-экспертной деятельности. На базе Исполкома СНГ 26 сентября 2024 года государственным комитетом проведено первое заседание. Участие в мероприятии приняли представители министерств юстиции Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Судебно-экспертной службы при Министерстве юстиции Кыргызской Республики.
Цель образования Координационного совета – создание единого судебно-экспертного пространства для обмена опытом, систематизации и унификации методик экспертных исследований, рассмотрения вопросов организации подготовки и повышения квалификации кадров, а также проведения совместных научно-практических конференций и научно-исследовательских работ.
В октябре 2024 года в Минске состоялась международная научно-практическая конференция «Роль и значение судебно-экспертной деятельности и судебной экспертологии в обеспечении национальной безопасности», посвященная 95-летию со дня образования Научно-практического центра Государственного комитета судебных экспертиз. В конференции приняли участие представители научного и экспертного сообщества Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Узбекистана.
Международное сотрудничество очень важно. Оно способствует обмену опытом и объединению усилий для обеспечения национальной безопасности каждой из сторон. На фоне складывающейся мировой обстановки судебно-экспертную деятельность необходимо рассматривать как один из важнейших элементов противодействия преступности.
– Судебные эксперты заняты работой практически круглосуточно. Есть ли у них время для занятий спортом?
– Государственный комитет судебных экспертиз входит в систему обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Специалисты экспертного ведомства принимают участие в межведомственных учениях по противодействию терроризму, проходят тактическую подготовку – отработку действий при пресечении групповых нарушений общественного порядка.
В силу своей компетенции эксперты ежедневно участвуют в следственных и других процессуальных действиях, оперативно-разыскных мероприятиях.
Для выполнения указанных задач сотрудник должен быть подготовлен не только интеллектуально, но и физически. Поэтому в нашем ведомстве большое внимание уделяется спорту.
Приведу примеры наших побед. В соревнованиях БФСО «Динамо» по стрельбе из табельного оружия команда Государственного комитета в прошлом году уже второй раз подряд поднялась на вторую ступень пьедестала, подтвердив свой высокий уровень. В соревнованиях по служебному многоборью заняла почетное 3-е место среди силовых структур.
На ежегодном межведомственном шахматном турнире памяти Героя Советского Союза Н.А.Михайлашева команда судебных экспертов заняла 3-е место, а ее капитан Сергей Жук в личном зачете среди 44 участников одержал победу.
Таких результатов не удалось бы достичь принуждением к тренировкам. Эксперты ответственно относятся не только к своей работе, но и к физической подготовке, проявляя инициативу. Смело можно резюмировать, что Государственный комитет судебных экспертиз – это сплоченная команда профессионалов и патриотов своей страны.
По информации
БЕЛТА
Первый замминистра труда и соцзащиты – о тенденциях на рынке труда и современных инструментах профориентации
Какие инструменты и инициативы предлагает государство для трудоустройства молодежи и какая сейчас обстановка на рынке труда, корреспондент «Р» поговорила с первым заместителем Министра труда и соцзащиты Татьяной Астрейко.
Спрос и предложения
– Какие тенденции на рынке труда в Беларуси и какое влияние они оказывают на трудоустройство молодежи?
– Белорусский рынок труда переживает период активных изменений. С одной стороны, мы наблюдаем устойчивый рост спроса на рабочую силу и новые компетенции, а с другой – существенно изменяются требования нового поколения сотрудников.
С начала 2025-го количество заявленных вакансий в Общереспубликанском банке вакансий возросло, что отчасти связано со вступлением в силу новой редакции закона о занятости, которая обязала работодателей в первую очередь публиковать вакансии в единой государственной базе. Теперь у молодежи появился более широкий и прозрачный доступ к актуальным предложениям работодателей, что упрощает поиск первой работы.
При этом 67 процентов вакансий – рабочие профессии (водители, продавцы, грузчики), что открывает возможности для молодых людей без высшего образования. Однако важно отметить, что молодежь сегодня стремится не только к трудоустройству, но и к профессиональному развитию: все чаще выпускники ищут вакансии с перспективой карьерного роста и дополнительного обучения.
Государство активно вовлекает молодежь в трудовую деятельность через программы временной занятости. В прошлом году было трудоустроено свыше 55 тысяч учащихся – это в 1,7 раза больше, чем в 2020-м. Кроме того.
В 2024-м 114 тысяч молодых специалистов впервые вышли на рынок труда – на 11,5 процента больше, чем годом ранее. Это говорит о том, что компании готовы брать на работу новичков.
Несмотря на позитивные тенденции, перед молодежью по-прежнему стоит ряд вызовов. К примеру, конкуренция за престижные вакансии – в IT, финансах, маркетинге спрос остается высоким, но требования к кандидатам растут.
– Какие навыки и компетенции наиболее востребованы у работодателей?
– Современные тенденции показывают, что требования работодателей значительно изменились. Раньше главным критерием были профессиональные знания и узкоспециальные навыки, но сегодня они стали базовым требованием, к которому обязательно добавляются другие важные качества.
Это подтверждает и анализ данных Общереспубликанского банка вакансий: работодатели практически повсеместно включают в свои вакансии следующее требование – способность человека эффективно взаимодействовать с другими (так называемые soft skills). Особенно востребованы умение работать в команде, адаптивность и навыки деловой коммуникации. Даже для таких традиционно технических специальностей, как водитель или оператор станков, все чаще становятся обязательными навыки взаимодействия с клиентами и коллегами.
Компьютерная грамотность из дополнительного навыка превратилась в обязательный минимум. Плюс к этому работодатели все чаще готовы закрывать недостаток опыта у молодых специалистов за счет их гибкости и обучаемости.
– Недавно Минтруда и соцзащиты расширило перечень легких видов работ, которые могут выполнять 14–16-летние, и сократило список запрещенных для несовершеннолетних. Какие именно изменения были внесены и как, по вашим оценкам, это повлияет на возможности трудоустройства молодежи?
– Для возрастной группы 14–16 лет существенно расширен перечень легких видов работ. Теперь ребята могут трудоустраиваться в пунктах проката, заниматься оформлением праздников и флористикой, доставлять товары, а также трудиться в справочно-информационных службах. В сфере общественного питания добавлены такие функции, как сервировка столов и прием заказов, в торговле – контроль сроков годности продукции.
Для всех несовершеннолетних до 18 лет сняты ограничения более чем по 160 профессиям. Благодаря приведению перечня запрещенных работ в соответствие с классификатором занятий молодежь теперь может работать поварами, кондитерами, корректорами, операторами полиграфического производства и на других должностях, которые ранее были недоступны, но при этом являются безопасными.
Подчеркну, что все новые возможности строго соответствуют принципам безопасности: запрещены ночные смены, работа с опасными веществами или тяжелыми механизмами. Для 14–16-летних сохраняется требование о согласии родителей.
Где искать работу?
– Что более эффективно в поиске работы: ярмарки вакансий или поиск в сети?
– Эффективнее всего в поиске работы комбинировать разные подходы: и посещать ярмарки вакансий, и активно пользоваться онлайн-ресурсами. Каждый из этих способов дает свои преимущества.
Ярмарки вакансий – это не просто возможность увидеть открытые позиции, но и личный контакт с работодателями. Здесь можно сразу задать вопросы о компании, требованиях к кандидатам, корпоративной культуре и даже пройти мини-собеседование на месте. Для молодежи, особенно выпускников без большого опыта, это отличный шанс проявить себя, произвести впечатление и получить обратную связь напрямую. Онлайн-поиск удобен своей доступностью и оперативностью.
– Какую роль играют ярмарки вакансий в системе содействия занятости молодежи?
– С каждым годом мы наблюдаем увеличение спроса на республиканские ярмарки среди молодых соискателей. Только в 2024-м участие в таком масштабном мероприятии приняли 46 тысяч молодых людей – это на 18 тысяч больше, чем в 2023 году. Причем каждый четвертый участник в 2024-м смог предварительно договориться о последующем трудоустройстве, что свидетельствует о высокой эффективности этого формата.
Анализ показывает, что для молодежи такие мероприятия становятся важным элементом профессиональной ориентации. Широкий спектр компаний из разных отраслей в одном месте помогает сориентироваться на рынке труда, сравнить условия и требования, а иногда и открыть для себя совершенно новые карьерные возможности.
Важным преимуществом современных ярмарок стало их образовательное наполнение. Мастер-классы по составлению резюме или подготовке к собеседованию помогают молодым людям компенсировать недостаток опыта в поиске работы. Экономия времени – это еще один значимый фактор. Для молодежи, совмещающей поиск работы с учебой, возможность за один день пообщаться с десятками работодателей становится реальным ускорителем трудоустройства.
– Сколько ярмарок планируется провести в этом году и в каких регионах?
– В 2025-м в период с 21 по 25 апреля предусмотрено проведение 273 ярмарок вакансий по всей стране. В областных центрах и крупных городах с населением свыше 50 тысяч человек ярмарки будут работать три дня, а в населенных пунктах с меньшей численностью – два.
Уже сейчас к участию заявились более 2,6 тысячи нанимателей из различных секторов экономики, включая промышленность, торговлю, гостиничный бизнес и сельское хозяйство. Они готовы предложить молодежи 34 тысячи вакансий, причем около 12 тысяч из них предназначены для несовершеннолетних. Это особенно важно, так как позволяет охватить все возрастные группы молодежи – от школьников до выпускников вузов.
Отмечу, что для удобства участников создан тематический раздел «Временная занятость» на Информационном портале государственной службы занятости. Именно там можно заранее ознакомиться с условиями работы и требованиями нанимателей.
«Шаг в профессию»
– Какие современные инструменты профориентации доступны молодежи сегодня, как они помогают сделать осознанный выбор профессии?
– Важно взвешенно подходить к выбору профессии и развитию своих навыков. Государственная служба занятости предлагает современный инструмент для этого – цифровой профориентационный сервис «Шаг в профессию».
Сервис позволяет не только пройти комплексное тестирование профессиональных склонностей, но и получить детальную информацию о более чем 800 профессиях – от требований к образованию до карьерных перспектив.
Особую ценность представляет возможность анализировать актуальные данные по вакансиям, что дает четкое представление о востребованных навыках в конкретных регионах и профессиональных сферах. Такой подход помогает сделать выбор, соответствующий как личным способностям, так и потребностям рынка труда.
Планы по развитию молодежной занятости
– Каковы ближайшие планы министерства по решению вопросов молодежной занятости?
– Это существенное обновление механизмов поддержки молодежной занятости, что особенно актуально в условиях трансформации рынка труда.
Один из ключевых шагов – расширение доступа к государственной финансовой поддержке для организаций, готовых трудоустраивать молодежь. Сейчас на уровне Правительства рассматривается инициатива, которая позволит участвовать в программе не только бюджетным учреждениям, но и более широкому кругу работодателей.
– Какие новые форматы занятости молодежи вы намерены развивать в ближайшее время и какие цели стоят за этими инициативами?
– Уже скоро стартует важный проект «Время добрых дел». Он представляет собой качественно новый подход к организации занятости молодежи, объединяя трудовую практику с социальной миссией. Участники будут работать в территориальных центрах социального обслуживания и социальных пансионатах, получая уникальный опыт взаимодействия с пожилыми гражданами и людьми с инвалидностью.
Это не просто временная занятость, а целый механизм, который помогает молодым людям развивать профессиональные и личностные качества. Проект решает сразу несколько стратегических задач: от профориентации молодежи до улучшения качества жизни социально уязвимых категорий населения.
Для участников 14–16 лет предусмотрены различные виды помощи: от обучения пожилых людей компьютерной грамотности до работы в пунктах проката технических средств реабилитации. Ребята постарше смогут заниматься сопровождением пожилых и людей с инвалидностью, оказывать помощь в быту, организовывать досуг для поддержания активного образа жизни пожилых, а также непосредственно участвовать в работе реабилитационно-трудовых мастерских и кружков.
Подростки получат возможность увидеть изнутри работу социальной сферы, что может стать определяющим фактором при выборе будущей профессии. Мы ожидаем, что «Время добрых дел» не только обеспечит временную занятость, но и сформирует кадровый резерв для системы соцзащиты.
Акцентирую, что все эти инициативы носят комплексный характер: они сочетают экономические, воспитательные и карьерные аспекты.
Поддержка молодых специалистов
– Какие меры поддержки предусмотрены государством для молодых специалистов?
– Государственная политика поддержки молодых специалистов охватывает ключевые аспекты профессионального становления. Так, в рамках реализации Указа Президента № 344 от 29 августа 2024 г. создан новый механизм обеспечения жильем через специальные кредитные линии для организаций с госдолей собственности.
Суть инициативы заключается в предоставлении таким предприятиям доступа к льготным кредитам на строительство и приобретение арендного жилья с обязательным условием выделения не менее 20 процентов жилого фонда молодым специалистам и гражданам до 31 года.
Финансовая поддержка приобрела многоуровневый характер: от стимулирующих выплат в бюджетной сфере и сельском хозяйстве до специальных доплат в регионах радиоактивного загрязнения. Введение налогового вычета, сопоставимого с 13-й зарплатой, создает дополнительную мотивацию для выпускников, распределяющихся на предприятия.
Эти меры синхронизированы с изменениями на рынке труда. Усовершенствованные условия льготного кредитования на домашнее имущество, например, учитывают реальные потребности молодых семей. Такой комплексный подход позволяет привлекать молодые кадры в приоритетные для экономики сферы.
Екатерина Умрихина, «
Рэспубліка», 19 апреля 2025 г.
Как распределяется арендное жилье и у кого преимущество при получении, пояснили в МЖКХ
Граждане могут улучшить свои жилищные условия, получив во владение и пользование арендное жилье, распределение которого регламентировано ст. 111 Жилищного кодекса. Все нюансы во время вебинара в Национальном центре законодательства и правовой информации разъяснила заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Якушова, передает корреспондент
БЕЛТА.
Так, арендное жилье распределяется следующим образом: для граждан, имеющих первоочередное право на его получение в связи с характером трудовых и служебных отношений, отводится не более 40 %, а оставшиеся 60 % – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты принятия их на соответствующий учет, либо не состоящих на таком учете, которые получают арендное жилье в общем порядке. Подобное соотношение действительно во всех регионах республики, кроме Минска.
В столице установлена отдельная квота на предоставление арендного жилья. Здесь не менее 80 % подобного жилья предусмотрено для граждан в связи с характером трудовых отношений и не более 20 % для граждан на общих основаниях. Данную квоту устанавливает Указ Главы государства № 382 от 5 октября 2021 г. «О жилых помещениях г. Минска».
«Предоставление арендного жилья носит заявительный характер, и прежде всего именно гражданин самостоятельно принимает решение о подаче заявления о предоставлении ему жилого помещения, – прокомментировала Надежда Якушова. – Информация о наличии свободного арендного жилья дублируется на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов, то есть ресурсах райисполкомов, администраций районов в городах, сельисполкомов».
В первую очередь предоставляются сведения о месте нахождения, количественном и качественном составе жилого помещения, такая информация также обязательно содержит характеристику и данные об уровне благоустройства жилого помещения.
«Открыв сайт исполкома, мы можем увидеть, что имеется, например, свободная арендная квартира. Нам доступны данные, на каком этаже она расположена, сколько в ней комнат, какова ее площадь, есть и информация по ее благоустройству, оснащенности инженерными системами. Кроме того, в такой информации можно увидеть размер платы за пользование жильем и срок обращения для подачи заявления о предоставлении арендного жилья, который, кстати, не может быть менее 15 календарных дней, – обратила внимание Надежда Якушова. – Можно также почерпнуть сведения о том, кому предназначается та или иная квартира. Например, будет указано «для граждан в связи с характером трудовых отношений на основании индивидуальных ходатайств» либо «для граждан в общем порядке».
Вместе с тем есть нюанс, и касается он арендного жилья для военнослужащих, поскольку информация такого рода не размещается на сайтах исполкомов. Порядок информирования в данном случае устанавливается решениями облисполкомов и Мингорисполкома.
Когда гражданин выбрал для себя подходящий вариант арендного жилья, он, взяв с собой из документов только паспорт, обращается в службу «одно окно» местного исполнительного органа. Адреса и телефоны также можно найти на сайтах. Если же речь идет о предоставлении арендного жилья республиканского жилищного фонда, за предоставление такого жилья граждане обращаются не в службу «одно окно», а непосредственно к наймодателю, то есть в организацию республиканской формы собственности, за которой построенное арендное жилье закрепляется на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
«Теоретически получить во владение и пользование арендное жилье может каждый, так как на общих основаниях арендное жилье предоставляется гражданам, как состоящим на учете нуждающихся, так и не состоящим на подобном учете», – резюмировала представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
По информации
БЕЛТА