Маркировка товаров в ЕАЭС: что нужно знать белорусам и каких новаций ждать
Механизм маркировки товаров средствами идентификации применяется в Евразийском экономическом союзе с 2016 года. В Беларуси создана и своя национальная система маркировки, определен перечень подлежащих ей товаров. Зачем это нужно? В первую очередь для обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей, чтобы их не вводили в заблуждение, предлагая фальсифицированную продукцию. Как отработан этот процесс в ЕАЭС и что нового ждать белорусам, рассказал корреспонденту
БЕЛТА заместитель начальника главного управления контроля реализации товаров и услуг – начальник управления электронных систем контроля Министерства по налогам и сборам Вячеслав Майковский.
Как в ЕАЭС создавали систему маркировки
С 2016 года в ЕАЭС была введена маркировка контрольными (идентификационными) знаками изделий из меха. В ходе реализации пилотного проекта на уровне Евразийской экономической комиссии была создана информационная система маркировки, отработан механизм обмена информацией и взаимодействия стран союза при трансграничной торговле. Также были выработаны универсальные требования к контрольному (идентификационному) знаку. Определено, что вся необходимая информация накапливается в национальных сегментах информационной системы маркировки, а при трансграничной торговле другим государствам ЕАЭС передаются данные, достаточные для подтверждения легальности перевозимой продукции. Установлено, что каждая страна союза сама определяет состав информации, подлежащей включению в национальную систему, а вместе с тем и нагрузку на бизнес. Стороны пришли к выводу, что информационная система, созданная в результате пилотного проекта, может быть адаптирована при введении маркировки на другие товары.
Положительный опыт нашел отражение в соглашении о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, подписанном в 2018 году в Алматы. «Документом определены основные цели создания механизма маркировки. Это обеспечение законного оборота товаров в рамках ЕАЭС, защита прав потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение», – отметил Вячеслав Майковский.
Нормы соглашения регулируют введение на территории стран ЕАЭС маркировки товаров унифицированными средствами идентификации, а также устанавливают общие требования к участникам оборота. Документ носит рамочный характер и может распространяться на широкую группу товаров, перечень которых постоянно увеличивается. В настоящее время соглашение о маркировке является базовым международным договором в этой сфере, в развитие которого принимаются решения Совета ЕЭК и Коллегии ЕЭК, регламентирующие порядок функционирования системы маркировки, ее распространение на различные категории товаров, порядок информационного взаимодействия при трансграничной торговле, а также определяющие средства идентификации, их характеристики, порядок их генерации.
«Созданный механизм маркировки позволяет обеспечивать легальность оборота товаров на территории стран ЕАЭС. Для беспрепятственного перемещения товаров внутри союза для всех государств необходимы единые правила, требования, нормы, условия работы», – обратил внимание Вячеслав Майковский.
Процесс идет активно. Какие товары маркируются в странах союза
Механизм маркировки средствами идентификации внедряется во всех государствах ЕАЭС. «Безусловный лидер в этом направлении – Россия, на территории которой уже сейчас маркируется 31 товарная группа. И в ближайшее время там ожидается завершение ряда экспериментов по маркировке товаров средствами идентификации», – добавил представитель МНС.
Есть три модели применения механизма. Маркировку определенного товара могут ввести на территории всех пяти государств – членов ЕАЭС. Так произошло с меховыми изделиями. Вторая опция – ввести маркировку на территории лишь нескольких стран по мере технической готовности и заинтересованности с обязательным признанием всеми участниками союза средств идентификации и получением кодов маркировки через своих национальных операторов (администраторов). Это касается обуви и ряда других товаров легкой промышленности, духов и туалетной воды, новых резиновых пневматических шин и покрышек, фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек, молочной продукции, упакованной воды, электронных сигарет, безалкогольных напитков и соков, мобильных телефонов, ноутбуков (планшетов), пивной продукции, биологически активных добавок к пище, ветеринарных препаратов, растительных масел, консервированной продукции, кормов для животных. Третий вариант – маркировка товарной группы в соответствии с национальным законодательством каждого государства ЕАЭС в отдельности (алкогольная, табачная продукция, лекарственные препараты).
По мнению Вячеслава Майковского, правовая база для развития механизма маркировки в ЕАЭС сформирована, страны в достаточной мере погружены в эту сферу, для всех участников союза понятны и ясны правила ее введения на своей территории. «Маркировка средствами идентификации динамично развивается в ЕАЭС. Актуален вопрос обеспечения информационного межоператорского взаимодействия для получения кодов маркировки иностранного образца через национальных операторов при экспорте товаров с территории государства, где маркировка не введена, на территорию государства, где введена. А также для взаимного признания средств идентификации при трансграничной торговле между государствами, где введена маркировка. Кроме того, видится целесообразным и необходимым развивать механизм агрегации кодов маркировки, перехода всех государств – членов ЕАЭС на информационный обмен не в рамках межоператорских соглашений, а посредством интегрированной информационной системы союза. Работы в данном направлении ведутся на площадке ЕЭК с активным участием белорусской стороны», – проинформировал Вячеслав Майковский.
Как обстоят дела с маркировкой в Беларуси
Во всех странах союза созданы национальные системы маркировки и определены национальные операторы (администраторы), которые обеспечивают информационное взаимодействие, в том числе при трансграничном перемещении товаров. В Беларуси это РУП «Издательство «Белбланкавыд», подчиненное Министерству финансов. А органом-регулятором в нашей стране является Министерство по налогам и сборам.
В Беларуси в настоящее время введена маркировка изделий из натурального меха, а также молочной продукции, обуви, отдельных товаров легкой промышленности (пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, постельное и столовое белье, новые резиновые пневматические шины и покрышки). Все эти товарные группы не подлежат перемаркировке в России при трансграничной торговле. Средства идентификации белорусского образца признаются в РФ, равно как и средства идентификации российского образца – в Беларуси. В отношении товаров, по которым маркировка на национальном уровне не введена (духи и туалетная вода, минеральная и питьевая вода, биологически активные добавки к пище, ветеринарные препараты и др., за исключением пивной продукции, в том числе безалкогольного пива), национальный оператор выдает белорусским экспортерам коды маркировки российского образца.
Представитель МНС подчеркнул важность унификации подходов к маркировке товаров, недопущения снижения экспортных поставок. С этой целью проводится работа по поэтапному расширению перечня товаров, подлежащих маркировке в Беларуси, что позволяет обеспечивать взаимное признание средств идентификации и снижение операционных издержек, связанных с администрированием процессов. С 1 октября 2025 года в Беларуси вводится маркировка безалкогольных напитков, мобильных телефонов, ноутбуков. В планах на 2026 год – маркировка кормов для животных, смазочных материалов, масложировой продукции, велосипедов, косметики и бытовой химии.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА
Подписан Указ о деятельности в сфере игорного бизнеса
Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 июня подписал Указ № 226 «О деятельности в сфере игорного бизнеса».
Документ направлен на упорядочение ведения игорного бизнеса, усиление контроля за осуществлением данной деятельности. Принятым Указом, в частности, ужесточен механизм идентификации участников азартных игр. Их регистрация в виртуальных игорных заведениях будет проходить либо при личном посещении реального игорного заведения, или посредством видеосеанса в сети Интернет.
Указом увеличен срок хранения записей камер видеонаблюдения в игорных заведениях с 30 до 60 суток со дня их фиксации. Предоставлена возможность эксплуатировать игровые автоматы, используемые более 10 лет, при подтверждении соответствия их технических характеристик моделям, включенным в государственный реестр моделей, допущенных к использованию в Беларуси (до этого такие автоматы подлежали замене).
Устанавливается запрет для игроков иметь более одного игрового аккаунта, а также принимать участие в азартной игре по указанию третьих лиц. Организаторам игр запрещено предоставлять электронные карты, деньги и другие средства расчета при отсутствии у посетителей необходимой суммы. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации теперь не в праве осуществлять перевод денежных средств физических лиц в пользу иностранных организаторов азартных игр.
Также в Указе закреплены меры по пресечению преступных схем в сфере игорного бизнеса. Так, использовать криптовалюту для приема ставок и выплаты выигрыша можно будет исключительно через резидентов Парка высоких технологий, осуществляющих деятельность оператора криптоплатформы или по обмену криптовалют. Кроме того, документом определен механизм идентификации принадлежности денежных средств физическим лицам для их допуска к участию в азартных играх.
Госрегистрация и ликвидация субъектов хозяйствования. Какие новации ожидаются
В Палате представителей идет работа над проектом Закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. О новациях законопроекта корреспонденту
БЕЛТА рассказал председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Виктор Николайкин.
«Проект Закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» внесен в Палату представителей Советом Министров 19 мая. Он направлен на комплексное регулирование процедур государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», – рассказал Виктор Николайкин.
Постоянная комиссия по экономической политике Палаты представителей определена головной комиссией по подготовке законопроекта в Палате представителей. При его подготовке учтена практика применения действующих нормативных правовых актов в этой сфере, включая Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
Документ предусматривает также ряд новаций. «Устанавливается порядок государственной регистрации юридического лица на основании типового устава, что позволит сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган. В отдельных случаях для создания юридического лица потребуется только заявление о государственной регистрации», – отметил депутат.
Исключается выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица. «В частности, юридическому лицу, действующему на основании собственного устава, по результатам государственной регистрации будет выдаваться устав со штампом, а юридическому лицу, действующему на основании типового устава, – выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», – уточнил Виктор Николайкин.
Расширяются основания включения и актуализации сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. «Это не только документы и сведения, представляемые заявителями для государственной регистрации и ликвидации, государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией, но и полученные посредством информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами», – пояснил парламентарий.
Кроме того, законопроектом предусматриваются снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
По информации
БЕЛТА
Индекс делового оптимизма в Беларуси повысился
В Беларуси повысился индекс делового оптимизма. Об этом журналистам рассказал председатель Высшего координационного совета Союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Андрей Копыток по итогам ежегодного измерения индекса делового оптимизма на ХХII Ассамблее деловых кругов, передает корреспондент
БЕЛТА.
В рамках ассамблеи были продемонстрированы измерения 20-го индекса делового оптимизма о состоянии делового климата в Беларуси. «Индекс делового оптимизма показывает результат умеренного скептицизма, доминирования стратегии плюса. Значение индекса делового оптимизма выросло в плюсовой категории на 0,03 %. Мы видим рост регистрации субъектов хозяйствования, долгосрочные перспективы сотрудничества и продления контрактов. Кроме того, мы видим рекордный рост ВВП малого и среднего бизнеса в 27,4 %. Все это – наша слаженная работа с государством. Мы видим, что это откровенный, честный, конкретный и конструктивный диалог бизнеса и власти», – отметил Андрей Копыток.
Также союз делает упор на усиление регионализации. В рамках ассамблеи в этой части подведут итоги конкурса «Лучший город (район) и область для бизнеса». «Мы выявляем там проблемные вопросы, улучшаем бизнес-среду, бизнес-поле», – подчеркнул он.
Сегодня в регионах бизнес развивает и производственный сектор, и торговлю. «В регионах в основном упор идет на инновационную продукцию. Мы заключили устную договоренность со «Сколково», и те компании, которые к нам будут приходить в союзы и ассоциации, мы будем адаптировать, чтобы предприятия создавались совместно в регионах по программе социально-экономического развития и проекта «Один район – один проект», – рассказал председатель.
ХХII Ассамблея деловых кругов проходит в Минске 5 июня. В ассамблее принимают участие около 150 представителей бизнеса Беларуси, а также руководители высшего звена власти, парламентарии, представители министерств и ведомств, руководители региональных и отраслевых союзов (ассоциаций), представители банков, предпринимательских структур Беларуси и России, а также ученые, научные учреждения, послы, зарубежные гости, представители СМИ.
По информации
БЕЛТА
Евгений Коваленко рассказал о новациях законопроекта о госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования
Министр юстиции Евгений Коваленко рассказал журналистам о новациях законопроекта «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Законопроект подготовлен в соответствии с ранее утвержденным главой государства планом подготовки законодательных актов. Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование отношений в сфере регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их последующей перерегистрации и прекращения ими деятельности, – рассказал Евгений Коваленко. – Документ содержит все те наработки, которые в настоящее время содержатся в Декрете Главы государства, действующем на протяжении почти двух десятков лет, и направлен на дальнейшее развитие правового регулирования. Предусматривается более активное внедрение информационных технологий, электронного взаимодействия между государственными органами. Также предполагается сокращение ряда процедур, сокращение сроков рассмотрения подаваемых субъектами хозяйственных документов, сокращение количества бумаг, которые подаются самими субъектами хозяйствования и в последующем предполагается к получению».
К примеру, исключается выдача свидетельства о госрегистрации юридического лица. Юридическому лицу, действующему на основании собственного устава, по результатам государственной регистрации будет выдаваться устав со штампом, а юридическому лицу, действующему на основании типового устава, – выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Документ также регламентирует порядок госрегистрации юридического лица на основании типового устава.
Расширяются основания включения и актуализации сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Речь о документах и сведениях, не только представляемых заявителями для государственной регистрации и ликвидации государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией, но и полученных посредством информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами.
Сокращаются с 5 до 3 дней сроки постановки на учет субъекта хозяйствования. «Предусмотрено формирование электронного регистрационного дела, в котором будут содержаться все необходимые сведения, отражающие жизненный путь субъекта хозяйствования», – подчеркнул Евгений Коваленко.
«Также одной из прогрессивных новаций законопроекта является включение в качестве обязательного реквизита обязательного сведения о субъекте хозяйствования – его электронной почты. Так, например, сейчас для направления официальных документов используется указанный субъектом хозяйствования почтовый адрес, адрес регистрации юридического лица. Мы же вводим в правовое поле адрес электронной почты, на который также будут направляться необходимые уведомления, и это будет обязательный реквизит, необходимый для каждого субъекта предпринимательской деятельности», – отметил Министр.
Законопроектом предусматриваются также снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
По информации
БЕЛТА