06.09.2018
Гонки по правовой обочине. Появятся ли отдельные правила для «водителей» сигвеев и гироскутеров
Какие средства передвижения всего десяток лет можно было встретить в городских парках? Детские коляски и педальные машинки, ролики, скейтборды, велосипеды... – вот и все, пожалуй. Машинки тихоходны, на роликах тоже сильно не разгонишься, велосипедист в крайнем случае просигналит звонком... Все изменилось. Сейчас вас бесшумно и стремительно может обогнать ездок на сигвее, электросамокате, гироскутере, моноколесе – только успевай уворачиваться. На наших глазах происходит электрификация колесного транспорта, которая заметно добавляет скорости тем, кто желает передвигаться быстрее пешехода. Но со скоростью увеличиваются и риски. Особенно если ездок неопытен или бесшабашен.
На пешеходном участке проспекта Победителей от станции метро «Немига» до Дворца спорта всегда многолюдно: минчане спешат по делам, приезжие неспешно прогуливаются. Среди них лавируют и гироскутеры (два колеса, соединенные поперечной платформой), и сигвеи (то же, но с рулевой колонкой). А вот юный ездок уверенно «рассекает» на электросамокате: защитный шлем на голове, байкерская посадка. Транспортное средство на широкопрофильных колесах – практически мотоцикл: приличная скорость, масса и цена – 900 у.е. Притормозить и сказать пару слов ездок отказался, отправив к родителям. Но тут случился инцидент, почти ДТП: вблизи фонтана мальчик не справился с управлением, выехал на газон и наткнулся на деревце в центре. Упал. Сдавать агрегат в прокатный пункт повел уже пешком, с помощью матери. Она тоже от комментария отказалась. Строго говоря, обоих не в чем упрекнуть: они не нарушали правил, которых, в сущности, и нет.
Хотя обошлось без травмы и столкновения с другими людьми, инцидент вполне иллюстрирует возможные риски. Сигвей и гироскутер при всей их компактности – сложнейшие технические устройства, начиненные электроникой и механикой. В прошлом году, к примеру, в США из-за опасности самовозгорания аккумуляторов (два десятка воспламенились) были отозваны из продажи полмиллиона гироскутеров. Техника есть техника: может отказать. Даже опытный ездок способен не справиться с управлением. Некоторые модели моноколеса, самого компактного из подобных устройств, разгоняются до 40 км/час. Между прочим, рекорд средней скорости на «Тур де Франс» лишь немногим больше, составляет 41,654 км/час и принадлежит Лэнсу Армстронгу.
Но чемпиону хотя бы дорогу не перебегают, а гироскутерист – как правило! – едет среди пешеходов. Ясно, что потеря управления – по вине человека или техники – на такой или даже меньшей скорости никому не сулит ничего хорошего. Понятно, что проблема той или иной классификации электроскутеров (по мощности, весу, скорости...) и определения для них некоторых правил встает со всей неизбежностью. Если читатель заподозрит автора в желании ограничить граждан в их праве на передвижение и удовольствия, то уместно сослаться на практику соседей.
«Литовские ведомства решают вопрос электросамокатов, чтобы избежать серьезных инцидентов», – сообщает информационный ресурс Delfi. Дискуссии проходят уже во второй раз за лето. Межведомственная рабочая группа готовит закон, который будет регламентировать движения этих транспортных средств. Поправки готовятся к следующему летнему сезону, но борьба с электросамокатами, как ожидается, займет несколько лет. Слово «борьба» уже само по себе показательно: электроскутеры стали на курортах насущной проблемой. Так, 5 августа в Неринге две несовершеннолетние девушки на электросамокате сбили женщину с 4-летним ребенком.
При этом литовская дорожная полиция уже сейчас разделяет скутеры на две категории. Если скорость не больше 25 км/ч, а мощность – не больше 1 кВт – это электровелосипед. Управляющий им должен выполнять те же ПДД, что и велосипедист. Он должен быть в шлеме, может ездить по велодорожкам, тротуарам и проезжей части. Если скорость превышает 25 – 45 км/ч — это уже мопед. Владелец должен иметь права, ездить в шлеме и только по проезжей части, а транспортное средство – быть зарегистрированным, проходить техосмотр, иметь обязательную страховку.
Российские законодатели только приступают к решению назревшей проблемы. Депутат Госдумы Александр Васильев для начала предлагает ограничить скорость электроскутеров и определить их статус. Все, что едут быстрее 20 км/час, считает он, должны называться транспортным средством, владельцы обязаны его регистрировать, проходить техосмотр и сдавать экзамен на знание ПДД. Но пока даже лихач, который на скорости под 80 км/час обгоняет по шоссе автомобили (такие прецеденты есть!), считается... пешеходом: понятий «электросамокат» или «гироскутер» в российских правилах нет.
А как у нас? Начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности УГАИ МВД Александр Занимон ответил кратко: «Проблему видим. Ведется работа с целью градации, отнесения электрических средств передвижения либо к транспортным средствам, с учетом их характеристик, либо к иной категории устройств». Ответ обнадеживает. С другой стороны, из него следует, что четкой классификации пока нет даже у профессионалов. Тем более в среде владельцев электроскутеров нет ясного понимания, что они могут себе позволить и что нет. В этом смысле мы ближе скорее к России, чем к более продвинутой Литве.
...Прогресс не остановить. Гироскутеры, сигвеи и прочие электродевайсы выпускаются по всему миру миллионами штук, становятся разнообразнее, мощнее, быстрее и... доступнее. Нашу страну мировой тренд также не обойдет. Строительство БелАЭС, производство электробусов и разработка электромобилей, начало выпуска суперконденсаторов в парке «Великий камень» (об этом газета сообщала на днях) – все это тенденции и события одного порядка. Электрических средств передвижения, больших и малых, в стране будет все больше. Хотя нормы права обычно не опережают реалии жизни, а следуют за ними, далеко отставать они тоже не должны.
Виктор Пономарев, «СБ. Беларусь сегодня», 6 сентября 2018 г.
(фото – Виталий Пивоварчик)
Что изменится с вступлением в силу указа, корректирующего работу автомобильных стоянок и парковок
Сегодня в Минске зарегистрировано 900 тысяч автомобилей, еще около 200 машин ежедневно въезжают в город. Для нашей столицы это серьезная нагрузка. В связи с этим 27 мая Глава государства подписал указ, который корректирует работу автомобильных стоянок и парковок. Что изменится с вступлением в силу этого документа и как решится насущная проблема, узнала корреспондент «Р».
Основные изменения
Развивает парковочное пространство Минска государственное учреждение «Парковки столицы», его директор Михаил Филиппов рассказывает:
– С вступлением в силу нового указа для взимания платы не обязательно оснащать платные парковки запирающими устройствами или шлагбаумами. В предыдущей версии документа это требование было обязательным, из-за чего городским службам было очень сложно контролировать зоны платной парковки на улицах.
Основная проблема с принятием новой нормы указа уже решена: убрали оборудование с запирающими устройствами. Думаю, что теперь процентов 90 пользователей парковки будут ее оплачивать. А делать этого не будут только те, кто по невнимательности попал на платную парковку. Решение готовилось в течение года.
Сегодня считается парковкой любая территория, если она оборудована стендами с информацией о названии и местоположении оператора, указаны телефон диспетчерской службы, режим работы, размер оплаты, способы платежей и последствия неоплаты.
– Поправки в указ также определяют категории транспорта, который освобождается от платы за парковку. Это автомобили оперативных служб, МЧС, медицинской помощи, «Белпочты», ЖКХ, операторы парковок и другие, – поясняет Михаил Филиппов. – Парковки возле рынков, торговых центров и объектов социально-культурного назначения останутся бесплатными. Точный порядок работы парковок и стоянок, а также взимания платы за них в ближайшее время установит Совет Министров.
Предложения разработаны и переданы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Полномочия на определение мест и размещение платных автомобильных парковок будут переданы местным органам власти.
– Указ также направлен на уменьшение транспортной и экологической нагрузки на центральные части города, повышение эффективности функционирования парковочного пространства и платежной дисциплины автовладельцев в части пользования парковками, – добавляет Михаил Филиппов.
Нормы документа по введению нового порядка работы автопарковок и стоянок вступят в силу уже через три месяца.
Формула парковки
Сегодня в Минске насчитывается около 6 тысяч парковочных мест. Задача на этот год – увеличить число до 10 тысяч.
– Когда указ вступит в силу, количество машин в центре уменьшится на 30 процентов точно. И, соответственно, заработает нормальная формула парковки. А это 80 на 20. 80 процентов – заполненность, 20 – свободные места, – отмечает директор ГУ «Парковки столицы».
Уже запущены платные закрытые парковки по улице Дружной, следующими на 303 машино-места станут – по улице Краснозвездной, Смолячкова, Берестянской. Они заработают ориентировочно в начале августа.
– Столица должна дышать. Чем меньше автомобильный поток, тем меньше аварий и лучше экология, – считает собеседник. – Многие пользователи парковочных мест обращаются с просьбой дать возможность пользоваться на закрытых парковках абонементами. На данный момент этого нет, но мы работаем над тем, чтобы они появились уже в скором времени. Будет предусмотрено гибкое решение по тарифам. За три месяца до вступления в силу документа подготовим постановление и соответствующее решение Мингорисполкома.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок. Запланировано введение дифференцированных тарифов в зависимости от спроса на парковку. Возможно, появятся тарифы по времени суток, будет предлагаться ночной тариф для жителей близлежащих домов.
– Пример: закрытые парковки по улице Кирова, 8, Гикало и Толбухина в дневное время заполнены, а в ночное – свободны. Будет предложен невысокий тариф для жителей возле этих парковок, – поясняет собеседник. – Вы можете видеть, что в некоторых местах города на дорогах появилась синяя разметка, которая означает платную парковку. С такой инициативой вышла ГАИ – выделить платные парковки синим цветом. На мой взгляд, это очень правильное решение. После вступления в силу указа на многих улицах города, особенно центральных, станет в разы свободнее.
Согласно статистике, сейчас парковку оплачивают лишь около 50 процентов автовладельцев:
– Будет вводиться повышенная оплата за несвоевременно оплаченную парковку. Причем взыскание средств планируется осуществлять в судебном порядке. Претензию будем направлять собственнику, а в случае отсутствия реагирования будет подготовлено исковое заявление в суд о взыскании.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок.
Кроме того, ГУ «Парковки столицы» сейчас разрабатывается информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством». Она будет включать четыре блока. Например, цифровую информационную инфраструктуру парковочных мест. Пользователь благодаря этой системе будет видеть все парковки Минска. Там же будут обозначены и автомобильные стоянки. Третий блок – эвакуация неэксплуатируемых транспортных средств, а также транспортных средств, нарушающих правила дорожного движения.
К концу 2027 года информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством» заработает.
– Этот большой программный продукт предназначен для удобства автолюбителей. В приложении можно будет найти все платные парковки города, свободные места на них, получить возможность забронировать и сразу оплатить место, а также использовать навигацию, – подытоживает Михаил Филиппов.
Татьяна Семенкова, «
Рэспубліка», 12 июня 2025 г.
В СНГ создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров
В столице Таджикистана – Душанбе завершилось 82-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Об этом
БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполкома СНГ.
На заседании традиционно подводятся итоги за прошедший год и определяются задачи на предстоящий период.
Особое внимание было уделено росту товаро- и пассажирооборота. Так, в 2024 году рост перевозок грузов в государствах – членах совета составил 15 %, а пассажирские перевозки выросли на 13,4 %.
По итогам аудита исполнительного и рабочих органов совета получены высокие оценки их работы и определены точки роста. Это позволило на заседании совета утвердить план по совершенствованию работы.
В рамках совета создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров в целях разработки механизмов управления коридорами, согласования тарифных условий, внедрения цифровизации и совершенствования логистики.
В ходе заседания одобрен отчет о деятельности Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества за период с 2020 по 2024 год, который будет представлен в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения высшими органами СНГ в установленном порядке.
Следующее заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества пройдет в ноябре 2025 года в Баку (Азербайджан).
По информации
БЕЛТА
Указом Главы государства скорректирован порядок работы автостоянок и парковок
Президент Беларуси Александр Лукашенко 27 мая подписал Указ № 218, которым вносятся изменения в Указ от 3 октября 2006 года № 589 «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок».
Документом, в частности, уточняются условия организации и содержания автопарковок, за пользование которыми будет взиматься плата, исключается обязательное условие по оснащению платных парковок устройствами по учету времени и расчету платы, а также техническими средствами, препятствующими выезду транспортного средства (ТС) с парковки в случае невнесения платы.
Указом определяются категории транспортных средств, плата за парковку которых не взимается. К ним отнесены ТС оперативного назначения, а также используемые в целях обеспечения обороноспособности, правопорядка, ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказания медицинской помощи (в том числе скорой медпомощи), национального оператора почтовой связи и другие.
Автомобильные парковки, расположенные на рынках, возле торговых объектов и объектов социально-культурного назначения, остаются бесплатными.
Указ направлен на уменьшение транспортной и экологической нагрузки на центральные части городов, повышение эффективности функционирования парковочного пространства и платежной дисциплины автовладельцев в части пользования парковками.
Порядок работы автомобильных парковок и стоянок, а также взимания платы за них будет определен Советом Министров.
Нормы Указа в части введения нового порядка работы автопарковок и стоянок вступают в силу через три месяца после его официального опубликования.
Дополнены основания для исключения из единого реестра уполномоченных органов стран ЕАЭС и организаций-изготовителей транспортных средств, оформляющих электронные автопаспорта
Коллегия Евразийской экономической комиссии внесла изменения в решение от 1 сентября 2015 г. об утверждении Порядка формирования и ведения единого реестра уполномоченных органов (организаций) стран Евразийского экономического союза и организаций-изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление электронных автопаспортов.
В частности, установлена возможность исключения национальным органом из единого реестра уполномоченного органа, организации-изготовителя на основании его (её) обращения, а также в случае выявления нарушений Порядка функционирования систем электронных автопаспортов и (или) законодательства соответствующего государства ЕАЭС.
Кроме того, определен срок возможности повторного включения уполномоченного органа или организации-изготовителя в единый реестр не ранее чем через полгода со дня принятия решения об исключении.
«Необходимость установления возможности исключения национальным органом из единого реестра уполномоченного органа, организации-изготовителя на основании его (ее) обращения продиктована опытом применения установленного порядка, – подчеркнул министр по техническому регулированию ЕЭК Валентин Татарицкий. – При этом дополнительное установление срока возможности повторного включения в единый реестр не ранее чем через полгода со дня принятия решения об исключении направлено на исключение фактов преднамеренного искажения сведений уполномоченными органами или организациями-изготовителями».
Срок принятия решения об исключении (отказе в исключении) уполномоченного органа или организации-изготовителя из единого реестра принимается национальным органом в срок, не превышающий 30 рабочих дней.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
Меняется ли что-то в соцстандартах в области транспорта? Поинтересовались в Минтрансе
Социальные стандарты в области транспорта в Беларуси установили еще в 2003 году. Министерство транспорта и коммуникаций постановлением от 31 января 2025 г. № 5 утвердило инструкцию о порядке оценки минимальных социальных стандартов в области транспортного обслуживания населения. Изменилось ли что-то в самих стандартах, корреспондент
БЕЛТА поинтересовалась у начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрея Гладкого.
Когда речь заходит о социальных стандартах транспортного обслуживания, подразумевается наличие пассажирских терминалов на автобусных маршрутах, охват транспортным обслуживанием, обслуживание населения в рамках городских перевозок и междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении.
«Социальные стандарты были первоначально установлены на уровне постановления Правительства № 724 в 2003 году, – напомнил начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта. – Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций мы только уточняем отдельные моменты и методику определения факторов выполнения этих социальных стандартов. Чего-то нового в систему социальных стандартов не привносится».
Так, норматив наличия пассажирских терминалов – один-два на район. Предусмотрен 100 % охват транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного и внутреннего водного транспорта в навигационный период) административных центров сельсоветов при обязательном выполнении не менее 16 рейсов, с 2026 года – не менее 20 рейсов в неделю. Для агрогородков с численностью населения более 1 тыс. – при обязательном выполнении не менее 28 рейсов в неделю.
Зона охвата населенных пунктов с численностью населения от 20 человек транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период) определена до 3 км.
Отмечено, что вопросы транспортного обслуживания часто привлекают внимание общественности, особенно если касаются малых населенных пунктов. «Социальный стандарт предусматривается в том числе для населенных пунктов с численностью от 20 человек. Зачастую пустить туда автобус возможности нет в принципе, поскольку это не позволяют параметры дороги, – обратил внимание представитель Минтранса. – Для этого вводится такая оценка, как зона охвата транспортным обслуживанием, чтобы до определенного остановочного пункта можно было организовать сообщение или построить остановочный пункт и оттуда пустить автобусы. Одинаковое понимание механизмов действия стандартов должно быть как у местных исполнительных и распорядительных органов, так и у населения. С этой целью и введена методика их оценки».
Норматив обслуживания населения в рамках городских перевозок для городов и городских поселков с численностью 10–30 тыс. – один автобус на 8 тыс. пассажиров. Если там проживает от 30 тыс. до 50 тыс. – один автобус на 4 тыс. человек. Для городов с населением от 50 тыс. до 250 тыс. предусматривается один автобус (троллейбус, трамвай) на 2 тыс. человек, для городов с населением от 250 тыс. до 1 млн – один автобус (троллейбус, трамвай) на 1,5 тыс. человек. Для Минска норматив – один автобус (троллейбус, трамвай, вагон метрополитена) на 2 тыс. человек.
Акцент был сделан на том, что обязанность по обеспечению перевозки пассажиров возложена на местные исполнительные и распорядительные органы. В каждой области создана специальная структура – операторы автомобильных перевозок, задача которых – реагировать на обращения граждан, касающиеся транспортного обслуживания. «Допустим, возникает потребность в дополнительном рейсе или изменении расписания движения. Операторы проводят мониторинг и при необходимости вносят изменения в те или иные параметры, – пояснил Андрей Гладкий. – Замечу, что порядка 25 % обращений граждан решаются положительно, то есть имеются объективные основания для изменения маршрута или расписания движения».
Что касается маршрутов междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период), то предусмотрен ежедневно один оборот (два рейса) между районным и областным центрами.
Государственные социальные стандарты по обслуживанию населения республики являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности. Для вынесения заключения о выполнении социального стандарта на территориальном уровне необходимо сравнить фактически достигнутый его уровень, определенный по инструкции, с уровнем установленного социального стандарта или с более высоким уровнем, утвержденным решениями вышестоящего местного исполнительного и распорядительного органа для каждой административно-территориальной единицы с учетом ее специфики и развития инфраструктуры.
«Социальные стандарты определяют общие подходы государства к тому или иному вопросу. В нашем случае подразумевается транспортное обслуживание не только малых населенных пунктов, но также городов, областных центров. Установлены параметры, – уточнил Андрей Гладкий. – На данный момент мы занимаемся в том числе решением проблемы населенных пунктов с незначительным пассажиропотоком. Прорабатывается возможность реализации пилотного проекта, под которым понимается возможность организации перевозки или заказа транспортного средства в удобное для пассажира время, например, по звонку или через мобильное приложение. Выполнить проект мы планируем в ближайшее время, возможно, в 2025 году, в одном из районов».
Согласно документу, социальные стандарты устанавливают гарантированный уровень транспортных услуг, позволяющий удовлетворить основные потребности населения в перемещении. Оценка их выполнения позволит ввести единообразный подход при анализе работы по обслуживанию населения в соответствии с нормативами социальных стандартов.
Для урегулирования вопросов транспортного обеспечения гражданам следует обращаться в местный исполнительный или распорядительный орган, в частности, в районный, городской или областной исполнительный комитет. Министерство транспорта и коммуникаций выступает своего рода методологом и готово помогать исполкомам в решении задач транспортного обслуживания населения.
По информации
БЕЛТА