31.10.2018
Конституционный Суд принял решение «О правовом регулировании в гражданском законодательстве использования и охраны изображения гражданина»
Конституционный Суд Республики Беларусь 30 октября 2018 г. принял решение «О правовом регулировании в гражданском законодательстве использования и охраны изображения гражданина» (судья-докладчик Подгруша В.В.).
В целях обеспечения конституционного принципа верховенства права, защиты каждого гражданско-правовыми средствами от незаконного вмешательства в личную жизнь, устранения правовой неопределенности в правовом регулировании использования и охраны изображения гражданина в гражданском законодательстве признано необходимым внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь.
Производство по делу возбуждено Конституционным Судом в соответствии с частями первой и четвертой статьи 158 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» на основании поступивших обращений Белорусской республиканской коллегии адвокатов и общественного совета при Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, в которых поставлен вопрос о наличии правовой неопределенности в нормах Гражданского кодекса Республики Беларусь, связанной с обеспечением гарантий права гражданина на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь.
В обращении Белорусской республиканской коллегии адвокатов указывается, что в настоящее время распространение изображений граждан, изготовленных посредством фото- и видеосъемки, в средствах массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет в ряде случаев сопряжено с нарушением их прав и законных интересов. Использование изображения гражданина без согласия изображаемого является вторжением в его частную жизнь, а также нарушением права на личную тайну.
Общественный совет при Министерстве внутренних дел считает необходимым обеспечить право граждан на защиту от незаконного вмешательства в их личную жизнь, в том числе сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД, находящихся при исполнении служебных обязанностей, устранив неопределенность в правовом регулировании соответствующих отношений.
При рассмотрении дела Конституционный Суд исходил из следующего.
Согласно Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется защита его личных неимущественных прав, таких как свобода, неприкосновенность и достоинство личности, личная жизнь, честь и достоинство (часть первая статьи 25, статья 28).
К охраняемым Конституцией нематериальным благам относится и внешний облик человека, принадлежащий ему от рождения, не отчуждаемый и не передаваемый иным способом, а также основанное на нем право на изображение гражданина. Как самодостаточное личное нематериальное благо, изображение гражданина представляет собой его внешний (индивидуальный) облик в объективной форме, например, в произведении изобразительного искусства, на фотографии или в видеозаписи в конкретный момент времени.
В соответствии с Гражданским кодексом отношения, связанные с осуществлением и защитой неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ (личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными), регулируются гражданским законодательством, поскольку иное не вытекает из существа этих отношений (пункт 2 статьи 1). Следовательно, именно гражданское законодательство определяет, в каких случаях и каким способом осуществляется использование и защита нематериальных благ, в том числе внешнего облика гражданина и основанного на нем права на изображение гражданина.
Согласно пункту 2 статьи 151 Гражданского кодекса нематериальные блага защищаются в соответствии с гражданским законодательством в случаях и порядке, предусмотренных этим законодательством, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 11 ГК) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
По мнению Конституционного Суда, нормы гражданского законодательства должны не только устанавливать способы охраны конкретного изображения гражданина, зафиксированного на материальном носителе, но и определять режим использования изображения гражданина другими лицами.
Исходя из изложенного, Конституционный Суд считает, что в действующем законодательном регулировании имеется правовой дефект, обусловленный отсутствием в гражданском законодательстве надлежащего правового механизма обеспечения каждому охраны его изображения, вследствие чего в процессе правоприменения это может привести к нарушению конституционных прав, свобод и законных интересов граждан.
В целях обеспечения конституционного принципа верховенства права, защиты каждого гражданско-правовыми средствами от незаконного вмешательства в личную жизнь, устранения правовой неопределенности в правовом регулировании использования и охраны изображения гражданина в гражданском законодательстве Конституционный Суд признал необходимым внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь.
Совету Министров Республики Беларусь предложено подготовить проект закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
По сообщению официального сайта Конституционного Суда Республики Беларусь
Соглашение об электронной торговле товарами в ЕАЭС может быть подписано до конца 2025 года
17 и 18 июля на площадке Евразийской экономической комиссии под председательством заместителя директора Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Аската Бекова состоялись очные экспертные консультации с участием органов исполнительной власти и бизнеса стран Евразийского экономического союза, в ходе которых были рассмотрены итоги внутригосударственного согласования проекта Соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС.
Участники обсудили остававшиеся разногласия в части особенностей общесоюзного регулирования взаимной электронной торговли товарами, принципов обеспечения прав потребителей и их защиты, подходов по применению электронного документооборота, основ единого понятийного аппарата, условий оборота цифровых товаров.
«Основная задача соглашения – установление общих прозрачных правил осуществления электронной торговли на внутреннем рынке Союза. Это позволит обеспечить свободу передвижения товаров и сопутствующих услуг, что в свете стремительной цифровизации даст значительный импульс для роста экономик всех наших стран», – отметил Аскат Беков.
С учетом результатов состоявшихся консультаций подписание Соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС может состояться до конца 2025 года.
Соглашение разработано в рамках реализации Плана мероприятий по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли в рамках Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Евразийского межправительственного совета в 2021 году.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
В Беларуси начато формирование национального технического комитета по стандартизации в сфере искусственного интеллекта
Сегодня технологии искусственного интеллекта как отдельные технические решения начинают активно внедряться в производственной и социальной сферах. Это, в свою очередь, актуализирует вопросы разработки стандартов в данной области.
С этой целью в настоящее время формируется национальная экспертная площадка. Соответствующие работы проводит Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси (ОИПИ НАН Беларуси), который определен «офисом цифровизации» НАН Беларуси.
Технический комитет будет представлять объединение предприятий и организаций, заинтересованных в разработке стандартов сфере искусственного интеллекта.
В число его основных функций входят разработка стандартов, рассмотрение их проектов, включая межгосударственные и международные, обеспечение интересов Республики Беларусь при взаимодействии с аналогичными международными, региональными и национальными техническими комитетами других государств и др.
ОИПИ НАН Беларуси приглашает заинтересованные организации войти в состав технического комитета, участвовать в его работе и тем самым способствовать инновациям и технологиям.
Предложения следует направлять до 25 июля включительно в ОИПИ НАН Беларуси (ул. Сурганова, д. 6, г. Минск, 220012): secretary.tcii@newman.bas-net.by.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
С 15 июля запущен в эксплуатацию обновленный портал социальной защиты Беларуси
Министерство труда и соцзащиты сегодня запускает в эксплуатацию обновленный портал социальной защиты Республики Беларусь – psz.gov.by. Теперь это единый интернет-ресурс со всей информацией об услугах и процедурах соцсферы.
Любой запрос под ваши нужды
Портал социальной защиты работает уже более 10 лет. За это время потребности и запросы граждан расширились, а технологии и уровень сервисов усовершенствовались. Настало время предоставить пользователям информацию в более качественном виде, адаптировав ее под жизненные ситуации или статус гражданина, рассказывает заместитель Министра труда и социальной защиты Юлия Бердникова.
Обновленный портал адаптирован для всех возрастных категорий населения. Здесь содержится актуальная и исчерпывающая информация об административных процедурах, выплатах, пособиях, пенсиях, государственной адресной социальной помощи, порядке рассмотрения вопросов и т.д., координаты и контакты профильных учреждений и организаций. Важно: на главной странице есть интерактивный помощник, с помощью которого можно выбрать свою социальную категорию (юрлицо, госслужащий, человек с инвалидностью, иждивенец, безработный, семья с детьми, человек пенсионного возраста и т.п.) либо жизненную ситуацию (утрата кормильца, рождение и воспитание ребенка, достижение пенсионного возраста, беременность и роды, установление группы инвалидности и др.). Портал автоматически подберет спектр услуг, которыми можно воспользоваться на данном жизненном этапе, в том числе в привязке к месту проживания.
В считаные секунды
Одно из главных изменений, произошедших на портале, – появление новых онлайн-сервисов. О некоторых из них подробнее.
Онлайн-заявки на оказание социальных услуг
Сегодня в республике функционирует 146 территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН), и все они оказывают широкий спектр услуг: например, сиделки, социального работника, няни. Все это можно на договорной основе заказать в ТЦСОН при личном визите, а с середины июля – и в онлайн-режиме, отмечает Юлия Бердникова:
– Нужно войти в личный кабинет, выбрать ТЦСОН в соответствии с местом своего проживания, перечень услуг, оставить контактные данные и отправить заявку. Она будет обработана в течение двух рабочих дней, после чего с гражданином свяжется специалист и приступит к оформлению договора. Еще одно ноу-хау – человек сможет заказать услугу как в отношении себя, так и в отношении третьих лиц – родителей или соседей: мы понимаем, что не каждый владеет современными технологиями и может воспользоваться личным кабинетом.
Запись на прием
В онлайн-режиме можно записаться на прием к профильным специалистам в любом ТЦСОН, управлении либо отделе по труду, занятости и социальной защите, органах Фонда социальной защиты населения, Департамента государственной инспекции труда – словом, во всех учреждениях системы соцзащиты.
Можно выбрать удобные дату и время, а также необходимого специалиста. В министерстве убеждены, что сервис будет очень востребован и расширит зону комфорта по организации коммуникаций с гражданами.
Чат-бот для экстренных сообщений о невыплатах пособий и зарплаты
В Министерстве расширяют каналы информационного взаимодействия для оперативного решения острых проблем. В новой версии портала предусмотрен чат-бот для информирования органов Департамента госинспекции труда либо органов ФСЗН по вопросам несвоевременной выплаты зарплаты и пособий.
– Если работодатель не выполняет свои обязательства по выплате зарплаты или не вовремя выплачивает, допустим, пособие по уходу за ребенком до 3 лет, не оплачивает больничный лист, в чат-боте нужно указать наименование организации, что именно не выплачено, за какой период, а также оставить свои контактные данные. Специалисты, получив сообщение, оперативно свяжутся с гражданином, выяснят необходимые детали и приступят к взаимодействию с субъектом хозяйствования.
ВАЖНО
Вход в личный кабинет на портале социальной защиты осуществляется через межбанковскую систему идентификации (МСИ). Это привычный инструмент для большинства белорусов – тех, кто дистанционно взаимодействует с банковской системой.
Александр Нестеров, «
СБ. Беларусь сегодня», 15 июля 2025 г.
Электронные услуги по дистанционному изданию сертификата ЭЦП доступны на портале «Е-Паслуга»
Электронные услуги по дистанционному изданию сертификата ЭЦП доступны на портале «Е-Паслуга». Об этом
БЕЛТА сообщили в Национальном центре электронных услуг.
В рамках модернизации Единого портала электронных услуг с 14 июля 2025 г. электронные услуги, связанные с продлением сертификата электронной цифровой подписи, перенесены с портала portal.gov.by на обновленный портал e-pasluga.by.
К числу переносимых услуг относятся 6.0.00 «Дистанционное издание сертификата индивидуального предпринимателя (физического лица) с использованием действующего сертификата», 6.1.43 «Издание дополнительного атрибутного сертификата для работы с системами ФСЗН в дополнение к ранее изданному сертификату юридического лица» (для бюджетных организаций) и 6.2.43 «Издание дополнительного атрибутного сертификата для работы с системами ФСЗН в дополнение к ранее изданному сертификату юридического лица» (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
По информации
БЕЛТА
Новые админпроцедуры по получению и изменению лицензий доступны онлайн на портале «Е-Паслуга»
Новые административные процедуры стали доступны на едином портале электронных услуг «Е-Паслуга». Об этом сообщили
БЕЛТА в Национальном центре электронных услуг.
С 11 июля на «Е-Паслуга» доступны к заказу новые административные процедуры в сфере лицензирования: 200.17-1.1 «Получение лицензии на осуществление адвокатской деятельности», 200.17-1.2 «Изменение лицензии на осуществление адвокатской деятельности», 548.10.2.1 «Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности», 548.10.2.2 «Изменение лицензии на осуществление образовательной деятельности», 548.12.2.1 «Получение лицензии на оказание юридических услуг», 548.12.2.2 «Изменение лицензии на оказание юридических услуг», 548.12.2-1.1 «Получение лицензии на осуществление риелторской деятельности», 548.12.2-1.2 «Изменение лицензии на осуществление риелторской деятельности», 548.17.1.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности, связанной со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов», 548.17.1.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности, связанной со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов».
Кроме того, онлайн стали доступны процедуры 548.22.2.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов», 548.22.2.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов», 548.12.3.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности по проведению судебных экспертиз», 548.4.4.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности в области связи», 548.4.4.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности в области связи», 548.6.4.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду», 548.6.4.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду», 548.8.10.1 «Получение лицензии на оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами», 548.8.10.2 «Изменение лицензии на оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами», 548.7.11.1 «Получение лицензии на осуществление ветеринарной деятельности» и 548.7.11.2 «Изменение лицензии на осуществление ветеринарной деятельности».
Административные процедуры доступны для заказа со строгой аутентификацией (с использованием личной электронной цифровой подписи или ID-карты).
По информации
БЕЛТА