Нацбанк рассчитывает на принятие закона о платежных услугах не позднее 2019 года
Национальный банк рассчитывает на принятие Закона «О платежных системах и платежных услугах в Республике Беларусь» не позднее 2019 года. Об этом сообщила заместитель начальника главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Татьяна Рускевич сегодня на международном форуме по банковским информационным технологиям «БанкИТ'2018».
По словам Татьяны Рускевич, в целом проект закона согласован с заинтересованными госорганами, осталось проработать некоторые нюансы с Министерством юстиции. После рассмотрения в Совете Министров законопроект может быть внесен в Палату представителей до конца нынешнего года. «Хотелось бы, конечно, на этой сессии в первом чтении рассмотреть закон, но в любом случае весной следующего года это будет реально», – отметила Татьяна Рускевич.
Представитель Нацбанка напомнила, что закон усовершенствует систему оказания платежных услуг. Одна из наиболее ожидаемых новаций – возможность принимать платежи в пользу третьих лиц организациями, которые не относятся к банковскому сектору. При этом к таким организациям будут предъявляться определенные требования, чтобы обеспечить защиту интересов тех, кто будет пользоваться этими услугами. При разработке проекта закона учитывался опыт европейских стран.
«Цель закона – привлечь на платежный рынок большее количество субъектов, сделать платежные услуги более удобными, предоставить возможность их осуществления более быстрыми и дешевыми способами», – пояснила Татьяна Рускевич.
Проще и безопаснее должно стать проведение интернет-платежей. Нацбанк также рассчитывает на увеличение доли безналичных расчетов.
В Нацбанке считают, что закон позволит обеспечить высокую конкурентоспособность национального платежного рынка, формирование благоприятного инвестиционного климата, привлечь на платежный рынок небанковских поставщиков платежных услуг, формировать благоприятную бизнес-среду и создать новые рабочие места. Принятие закона позволит модернизировать финансовый рынок и устранить технологические и правовые препятствия для его развития.
По сообщению БЕЛТА
(фото - БЕЛТА)
Поиск оптимального баланса в экономике является ключевой задачей для финансового блока. Об этом заявил в интервью телеканалу «Первый информационный» Председатель Правления Национального банка Беларуси Роман Головченко по итогам дискуссии, состоявшейся 20 июня на деловом завтраке Сбербанка России на полях Петербургского международного экономического форума, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В российском экспертном сообществе, правительственных и деловых кругах уделяется особое внимание поиску оптимального баланса между экономическим ростом и денежно-кредитной политикой. «Это сложнейшая управленческая задача в первую очередь для государственных органов финансово-экономического блока. Поэтому сегодня была напряженная дискуссия, из которой можно было почерпнуть достаточное количество новой информации, позволяющей более четко видеть, каких острых углов нам целесообразно избегать в проведении нашей собственной денежно-кредитной политики», – отметил Роман Головченко.
Обсуждались ключевые факторы риска для роста российской экономики. В их числе – нехватка трудовых ресурсов, недостаточно свободный доступ к современным технологиям и недостаточная производительность труда, а также факторы, связанные с ключевой ставкой Банка России, которая определяет условия кредитования экономики. Среди них есть и актуальные для Беларуси. «Мы часто обращаем на эти факторы внимание в контексте того, что надо находить и вырабатывать решения, чтобы нивелировать их влияние. Конечно, какого-то готового рецепта найдено не было, но доводы и аргументы, которые сегодня звучали, крайне полезны для нас в выработке наших собственных шагов. Структура экономики у нас с Россией достаточно схожая, за исключением горнодобывающей и энергетической сферы», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
Петербургский международный экономический форум – ведущая площадка для обсуждения существующих вызовов в глобальной экономике и механизмов их преодоления, обеспечивающих устойчивое развитие. Ежегодно он собирает широкий круг деловых кругов и экспертов для налаживания кооперационных связей, обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями. В этом году в нем принимают участие представители 140 стран.
По информации БЕЛТА
Банковский сектор – та отрасль, которая должна поглощать решения в области искусственного интеллекта одной из первых. Что может способствовать ускоренному IT-развитию банковской сферы и какие вызовы в связи с этим придется решать, во время выступления на семинаре-презентации «Суверенная платформа искусственного интеллекта» на полях международного ИКТ-форума Digital Expo-2025 разъяснил первый заместитель Председателя Правления Национального банка Александр Егоров, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Быть в авангарде цифрового развития экономики и внедрения методов искусственного интеллекта в банковской сфере, по словам первого замглавы Национального банка, может способствовать большой объем анализируемых данных и значительный удельный вес уже заалгоритмизированных процессов. «Не будем этого скрывать: банковская сфера – одна из сфер-лидеров по внедрению IT-решений. Вместе с тем, мы понимаем, что самостоятельная разработка технологий подобного масштаба – задача чрезвычайно ресурсоемкая», – обратил внимание Александр Егоров и пояснил, почему постановку на службу ИИ можно считать игрой вдолгую.
Позволить ее себе могут лишь крупнейшие государства, в частности, на данный момент очевидно соперничество за первенство в цифровом мире Соединенных Штатов Америки и Китая. В разработку собственных цифровых информационных моделей те, кто могут себе это позволить, вкладывают сотни миллиардов долларов. Большинство стран такой возможности лишены – это, однако, не означает, что небольшие государства, такие как Беларусь, остаются вне игры и не могут применять себе во благо способности ИИ.
«Мы полагаем, что наша ниша – использование ИИ в прикладных целях для масштабирования этих примеров. Мы видим этот вектор перспективой сегодняшнего дня и ближайшего будущего. Нам нужна активность и конкуренция за внедрение IT-решений как в банковской сфере, так и в других отраслях экономики», – ориентировал первый замглавы Нацбанка.
Национальный банк, как было подчеркнуто, думает о завтрашнем дне и имеет ресурсы для обеспечения технологического лидерства, для чего на постоянной основе и планомерно изучаются возможности использования искусственного интеллекта в повышении эффективности и качества работы как Нацбанка, так и коммерческих банков. Представитель центрального банка страны добавил, что уже налажено сотрудничество или ведутся переговоры о таковом с ведущими российскими центрами, связанными с ИИ. Ценно участие при этом команды белорусских коммерческих банков, в той или иной мере внедряющих ИИ-решения.
В Минске с 17 по 20 июня проходит международная выставка Digital Expo, ставшая площадкой для демонстрации инновационных решений и технологий, местом встреч профессионалов цифровой индустрии, локацией для нетворкинга и обмена опытом. В выставке участвуют свыше 90 компаний и организаций, в числе которых лидеры IT-рынка Беларуси, России и Китая. Насыщенная деловая программа включает свыше 20 тематических мероприятий, среди которых круглые столы, семинары, презентации компаний-участников. В широком кругу экспертов обсуждаются такие современные тренды, как цифровизация в промышленности, технологии и решения для развития умных городов, импортонезависимость и технологический суверенитет, защита персональных данных, информационная безопасность, цифровая трансформация строительной отрасли и агросектора, цифровой офис и цифровая логистика.
По информации БЕЛТА
В Беларуси вносятся изменения в правила выполнения операций с платежным программным приложением и иными платежными инструментами. Это предусмотрено постановлением Правления Национального банка от 25 февраля 2025 г. № 50. Изменения вступят в силу с 19 июня. Что нового ждет физических и юридических лиц, рассказала начальник управления электронных платежных инструментов главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Ольга Антонович, сообщает БЕЛТА.
О каких приложениях идет речь
Для начала разберемся, что же такое платежные инструменты. По словам Ольги Антонович, существует три вида. Первый – платежные программные приложения (интернет-банкинг, мобильный банкинг), они требуют открытия и ведения счетов, их создают банки. Второй – платежные мобильные приложения. В отличие от предыдущего вида платежных инструментов их могут создавать не только банки. «На сегодня у нас пока что нет полной информации о том, какие же виды платежных мобильных приложений присутствуют на рынке Беларуси. Мы разработали форму отчетности. Предполагаем, что по итогам первого полугодия 2025 года поставщики платежных услуг нам предоставят соответствующую информацию», – отметила она.
Третий вид – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к электронным деньгам. «Это, например, приложение «Оплати», с использованием которого можно оплатить проезд в общественном транспорте и не только», – уточнила представитель Нацбанка.
К кому обращаться, если думаете, что платеж совершили не вы
Теперь перейдем к тому, что же меняется в работе с платежными приложениями. Так, определен порядок взаимодействия граждан и юридических лиц с банками по не санкционированным клиентами операциям, совершенным с использованием платежных инструментов. Клиентам не понадобится обращаться к разным поставщикам платежных услуг для решения вопросов с такими подозрительными операциями.
«Очень много у нас было запросов от клиентов, которые касались того, к кому же им обращаться, если они думают, что операция, которая проведена по их счету или электронному кошельку, совершена не ими. Мы немножко конкретизировали норму. Прописали, что в таком случае нужно обращаться к эмитенту платежного инструмента, с которым заключен договор на оказание платежных услуг. В частности, если это интернет-банкинг, то клиент должен обратиться в банк. Если это платежное мобильное приложение, когда клиент его скачивает, ему предоставляется соответствующее соглашение. Клиент читает, соглашается, ставит «птичку». И если какая-то операция вызывает подозрение, клиент обращается к своему партнеру, с которым заключил это соглашение. Что касается приложения «Оплати», эмитентом электронных денег является Белинвестбанк», – пояснила Ольга Антонович.
Требование пользователя о признании операции неавторизованной оформляется заявлением в письменной форме в адрес эмитента платежного инструмента, с которым у пользователя заключен договор на оказание платежных услуг.
Подтверждение, что операция совершена
Еще одна новая норма касается подтверждения совершения операции с использованием платежного инструмента. Правилами установлено, что при успешном завершении операции пользователю может быть выдан чек на бумажном носителе или предоставлен чек в электронном виде, в том числе путем направления на электронную почту. Также может быть сформировано и отправлено уведомление об авторизации. «Если чек не воспроизводится на бумажном носителе или воспроизводится только посредством вывода на экран периферийного оборудования, клиент может обратиться в банк, где открыт его счет, для получения информации по платежной операции. Банк эту информацию предоставляет, и в ней должны содержаться все данные, которые обычно фиксируются в чеке», – добавила Ольга Антонович.
Переход из интернет-банкинга на сторонние сайты для покупок
Кроме того, вводится норма о возможности перехода из платежного программного приложения банка (интернет-банкинг, мобильный банкинг) в программно-техническую инфраструктуру партнера банка (сайт, мобильное приложение либо иной электронный ресурс) для выбора и приобретения товаров, работ, услуг. Для этого в банке могут проводить аутентификацию клиентов – партнеров банка при условии достижения соглашения между банком и партнером. «Таким образом, клиенты будут уведомлены, что они находятся не в платежном программном приложении банка, чтобы не было никаких вопросов или претензий к банку. Важно, чтобы клиенты понимали: договор на реализацию товаров, работ и услуг заключается с партнером банка, а не с банком. Банк просто является проводником к соответствующему электронному ресурсу партнера», – обратила внимание начальник управления.
Представитель Нацбанка пояснила причину этого новшества. «Изменение внесено по предложению банков и других юридических лиц. Партнерство – это всегда интерес двух сторон. С одной стороны, это интересно банкам, с другой – иным юрлицам. Предполагается, что партнеры банка будут предлагать клиентам приобрести товары, работы, услуги, а также другие объекты гражданских прав. Изменения вступят в силу с 19 июня. Увидим, насколько эта норма будет работать, как будет развиваться ситуация», – сказала она.
В Нацбанке подчеркнули, что внесенные в правила изменения учитывают предложения граждан, юридических лиц, банков и будут способствовать повышению качества оказания платежных услуг в условиях ускоренного развития цифровизации финансового рынка. «Все новации в первую очередь нацелены на защиту прав потребителей. Мы делаем все, чтобы платежные операции, которые совершает клиент, были для него ясны, понятны и не было никаких вопросов», – подчеркнула Ольга Антонович.
Валерия Гаврилова, БЕЛТА
Законопроект «Об изменении кодексов по вопросам административной и уголовной ответственности» в первом чтении может быть рассмотрен депутатами до конца текущей сессии, сообщил журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Андрей Лис, передает корреспондент БЕЛТА.
Проект закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам административной и уголовной ответственности» внесен в Палату представителей Советом Министров 30 апреля.
Цель подготовки законопроекта – обеспечение национальной, общественной безопасности и безопасности полетов при использовании воздушного пространства Республики Беларусь для запуска гражданских беспилотных летательных аппаратов, а также реализация норм указа Президента от 25 сентября 2023 г. №297 «О государственном учете и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов».
Проектом предлагается внести изменения в Уголовный кодекс, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально–исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Указом №297 предусмотрен ряд запретов и ограничений в отношении действий с гражданскими беспилотными летательными аппаратами и авиамоделями. За нарушение данных требований предлагается установить административную ответственность. При этом проектом определено, что нарушение запрета на ввоз, хранение, оборот, эксплуатацию и изготовление гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей, установленного указом №297 для граждан, может повлечь не только административную, но и уголовную ответственность, если эти действия были совершены в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Кроме того, определяются органы, к полномочиям которых относится ведение административного процесса по предлагаемым проектом статьям Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
«Все эти нововведения направлены на обеспечение национальной безопасности нашей страны. Данный законопроект готовится к рассмотрению в первом чтении. Планируется на 30 июня 2025 года рассмотрение данного законопроекта», – отметил Андрей Лис.
По информации БЕЛТА
13 июня 2025 г. под председательством И.П.Сергеенко состоялось очередное заседание второй сессии Палаты представителей восьмого созыва.
Открывая заседание, Председатель Палаты представителей сформулировал ряд вопросов, которые предстоит учитывать депутатскому корпусу в своей деятельности.
«Вчера Глава государства провел совещание с руководством Администрации Президента Республики Беларусь. Был обсужден ряд значимых вопросов, которые касаются деятельности всех государственных органов. Среди них – работа с обращениями граждан», – сказал И.П.Сергеенко. Он акцентировал внимание депутатов, что в этой работе должен быть реализован системный подход. «При рассмотрении каждого обращения следует глубоко погружаться в проблематику поднимаемых вопросов, решать их на местах, изучать во взаимодействии со своими коллегами из профильных комиссий, исключив необоснованную переписку и формализм».
Председатель Палаты представителей также напомнил, что 11 июня 2025 г. на заседании Президиума Совета Министров был рассмотрен вопрос о реализации государственных программ (подпрограмм), в том числе об оценке эффективности их реализации в 2021–2024 годах. «Итоги обсуждения свидетельствуют, что не все программы обеспечили ожидаемые результаты. Зачастую отсутствует значимый социально-экономический эффект от них даже при том, что ход их реализации в целом оценивается положительно», – отметил И.П.Сергеенко.
Он проинформировал депутатов, что в настоящее время ведется работа по формированию государственных программ на 2026 – 2030 годы, нацеленных на реализацию задач следующей пятилетки. В этой связи он поручил Постоянным комиссиям проанализировать совместно с профильными министерствами текущие программы, которые уже завершаются, чтобы при формировании новых избежать допущенных ошибок и недостаточно эффективных мероприятий, на которые затрачиваются государственные средства. «Эти документы не должны существовать сами по себе, а быть действенным инструментом достижения конкретных поставленных целей по качественному улучшению жизни в регионах», – акцентировал Председатель Палаты представителей.
С 16 по 20 июня депутаты Палаты представителей будут работать в избирательных округах. В числе задач, которые им необходимо будет решать в этот период, И.П.Сергеенко выделил продолжение работы по реализации мероприятий в рамках Года благоустройства, наведению порядка на земле, озеленению, поддержанию в чистоте территорий и населенных пунктов. «Особое внимание прошу уделить тем позициям, которые были обозначены в письме Комитета государственного контроля по данному вопросу», – подчеркнул Председатель Палаты представителей.
Далее в ходе заседания были рассмотрены законодательные вопросы.
В одном чтении депутатский корпус принял проекты законов «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2024 год» и «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2024 год».
Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Павлюченко Н.В., заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Лобович А.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Бартош С.В. выступили с докладами по законопроекту «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2024 год».
Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2024 год утвержден Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2023 г. №317-3 «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2024 год» по доходам в сумме 28 225,8 млн. рублей, по расходам – 27 768,7 млн. рублей, с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 457,1 млн. рублей.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2024 г. № 476 «Об уточнении отдельных показателей бюджета государственного внебюджетного фонда» доходы бюджета фонда увеличены на 2 472,8 млн. рублей, расходы – на 632,8 млн. рублей, превышение доходов над расходами увеличено на 1 840,0 млн. рублей.
С учетом изменений, внесенных Указом, уточненные показатели бюджета фонда составили по доходам – 30 698,6 млн. рублей, расходам – 28 401,5 млн. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 2297,1 млн. рублей за счет средств:
государственного социального страхования в сумме 1 819,8 млн. рублей;
профессионального пенсионного страхования в сумме 477,3 млн. рублей.
Доходы бюджета фонда за 2024 год сложились в сумме 30 638,0 млн. рублей, что составляет 108,5 процента к утвержденному Законом плану и 99,8 % к уточненному плану, и увеличились по сравнению с 2023 годом на 20,9 процента.
Основной источник доходов бюджета фонда (92,5 %) – взносы на государственное социальное страхование, в том числе 28 094 млн. рублей составляют обязательные страховые взносы и 242,0 млн. рублей – взносы на профессиональное пенсионное страхование.
Неналоговые доходы бюджета фонда составили 493,6 млн. рублей.
Поступления из республиканского бюджета составили 1 808,4 млн. рублей.
Расходы бюджета фонда в 2024 году составили 28 281,0 млн. рублей.
Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда составляют расходы на выплату пенсий (79,8 %) и пособий (19 %).
В 2024 году перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике производился дважды:
с 1 февраля – на 10 % в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2023 г. № 413 «О повышении пенсий», с 1 октября – на 5 % в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 сентября 2024 г. № 357 «О повышении пенсий».
Кроме того, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения четырежды (в феврале, мае, августе и ноябре) повышались минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет.
Финансирование всех определенных законодательством расходов за счет средств государственного социального страхования в 2024 году обеспечено своевременно и в полном объеме.
Таким образом, бюджет фонда в 2024 году сбалансирован и исполнен с профицитом в сумме 2 357 млн. рублей, в том числе:
профицит по средствам государственного социального страхования составил в сумме 1 877,9 млн. рублей;
профицит по средствам профессионального пенсионного страхования – 479,1 млн. рублей.
Проект Закона «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2024 год» представили Министр финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М., заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Лобович А.В. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Панасюк В.В.
Исполнение республиканского бюджета в 2024 году осуществлялось в условиях нестабильной внешнеэкономической конъюнктуры, закрытия ряда традиционных рынков сбыта, блокировки товарных потоков.
Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2024 год» по расходам республиканский бюджет был утвержден в сумме 44 657,4 млн. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 39 906,4 млн. рублей с дефицитом в размере 4 751,1 млн. рублей.
С учетом внесенных в 2024 году изменений уточненные показатели республиканского бюджета составили: по расходам – 45 122,6 млн. рублей, доходам – 43 950,0 млн. рублей, дефицит бюджета – 1 172,7 млн. рублей.
За 2024 год в республиканский бюджет поступило доходов на сумму 44 634,4 млн. рублей, или 101,6 процента уточненного годового плана.
Доходы республиканского бюджета в 2024 году формировались за счет налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Наибольший удельный вес в общей сумме фактически поступивших доходов занимают налоговые доходы. В разрезе основных источников доходов бюджета налоговые доходы исполнены следующим образом: налог на прибыль составил 2388,0 млн. рублей, или 100,4 % уточненного годового плана; налог на добавленную стоимость – 17 290,0 млн. рублей, или 99,8 процента уточненного годового плана; доходы от внешнеэкономической деятельности – 8027,8 млн. рублей, или 104,5 % уточненного годового плана.
Всего расходы республиканского бюджета за 2024 год составили 43 916,2 млн. рублей, или 97,3 % уточненного годового плана.
Основными задачами в области политики расходов в 2024 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг и гарантий, повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами.
Расходы республиканского бюджета на финансирование общегосударственной деятельности составили 19829,8 млн. рублей, или 96,2 % уточненного годового плана.
В 2024 году Республикой Беларусь обеспечено перечисление долевого взноса в бюджет Союзного государства, что позволило реализовывать союзные программы и мероприятия.
Расходы на национальную оборону профинансированы в сумме 3135,1 млн. рублей, или на 98,9 % от уточненных годовых назначений.
Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности профинансированы в сумме 4689,3 млн. рублей, или 99,2 % уточненных плановых назначений.
Фактическое финансирование по разделу «Национальная экономика» в 2024 году составило 8318, млн. рублей, или 98,8 % уточненного годового плана.
На развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности направлено 2413,0 млн. рублей, или 99,5 % уточненного годового плана.
Фактическое финансирование по подразделу «Промышленность, строительство и архитектура» в 2024 году составило 2615,5 млн. рублей, или 98,9 % уточненного годового плана.
На финансирование мероприятий дорожного хозяйства за счет средств республиканского бюджета использовано 2021,0 млн. рублей, или 100,0 % уточненного годового плана. Расходы направлены на содержание, текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог, их строительство и реконструкцию.
По республиканскому бюджету в 2024 году на финансирование здравоохранения направлено 2465,8 млн. рублей, или 99,5 % уточненного годового плана.
Финансирование расходов на здравоохранение осуществлялось по следующим направлениям: медицинская помощь населению – 962,1 млн. рублей, государственный санитарный надзор – 12,1 млн. рублей, прочие мероприятия по здравоохранению – 1458,0 млн. рублей.
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации в 2024 году профинансированы в сумме 731,2 млн. рублей, или 85,2 % уточненного годового плана.
В 2024 году республиканским бюджетом на содержание учреждений культуры и проведение мероприятий в области культуры профинансировано 212,8 млн. рублей, или 98,7 % уточненного годового плана.
В 2024 году по подразделу «Средства массовой информации» профинансировано 227,1 млн. рублей, или 67,2 % к уточненным плановым назначениям.
Расходы на финансирование учреждений и мероприятий по образованию в республиканском бюджете в 2024 году составили 822,5 млн. рублей, или 97,8 процента уточненного годового плана.
Данный уровень расходов позволил обеспечить выполнение всех обязательных социальных стандартов в области образования, реализовать ряд мероприятий по государственным программам.
Расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» профинансированы в сумме 2741,3 млн. рублей, или 98,4 % уточненного годового плана.
Сформирован «семейный капитал» в сумме 292,4 млн. рублей. Обеспечены оплата труда, выплата пенсий, стипендий, пособий, средства на выполнение государственных социальных стандартов.
Расходы государственных целевых бюджетных фондов в 2024 году профинансированы в сумме 2921,6 млн. рублей, или 96,3 % уточненного годового плана.
Таким образом, уточненный план по доходам республиканского бюджета за 2024 год выполнен на 101,6 процента, по расходам – на 97,3 %. Профицит составил 718,3 млн. рублей, или 0,3 % от ВВП.
Во втором чтении депутаты приняли проект Закона «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства», о котором доложила член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Курчак А.Е.
Законопроектом, в частности, предлагается:
расширить перечень исполнительных документов (в него будут включены исполнительные документы, признанные таковыми на основании международных договоров Республики Беларусь и международно-правовых актов, которые содержат обязательства Республики Беларусь, предусматривающие исполнение на территории нашей страны исполнительных документов иных государств и наднациональных органов (например, решения Коллегии Евразийской экономической комиссии о наложении штрафов; исполнительные надписи нотариусов иностранных государств), а также постановления прокуроров о взыскании процессуальных издержек);
закрепить возможность ведения исполнительного производства в упрощенном порядке (это позволит исполнять исполнительные документы с суммой требования до двадцати базовых величин без проверки имущественного положения должника и применения к нему принудительных мер ограничительного характера (например, арест имущества, ограничение определенных прав), а также будет стимулировать должника к погашению задолженности в полном объеме в течение двух месяцев после возбуждения исполнительного производства);
усовершенствовать подходы по обеспечению исполнения исполнительного документа в части принятия мер в виде временного ограничения некоторых прав должника (предусматривается отнесение к компетенции судебного исполнителя полномочия по временному ограничению должника – гражданина в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх (в настоящее время такая мера принимается судом), а также закрепление возможности принятия меры в виде временного ограничения права на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами в отношении должностных лиц должника – юридического лица (в настоящее время такая мера принимается только в отношении должника – физического лица);
закрепить новые основания для возвращения исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства (например, в случае, когда в отношении взыскателя по исполнительному документу о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей возбуждено исполнительное производство о взыскании с него расходов, затраченных государством на содержание данных детей, находящихся на государственном обеспечении);
более широко использовать информационные технологии в исполнительном производстве (например, закрепляется возможность выдачи уполномоченными органами (лицами) исполнительного документа в виде электронного документа, предусматривается направление участникам исполнительного производства актуальной информации с помощью различных средств связи и способов доставки – почтовая и факсимильная связь, электронная почта, СМС-сообщения и т.п.).
Кроме того, законопроект предусматривает:
возможность изменить сведения о должнике или взыскателе одновременно с возбуждением исполнительного производства. Тем самым взыскатель освобождается от необходимости повторно обращаться в суд, к иному органу (должностному лицу), выдавшему исполнительный документ, для его замены;
сокращение перечня оснований, при наличии которых судебный исполнитель обязан приостановить исполнительное производство. Так, в случае истребования материалов исполнительного производства прокурором или объявления должника в розыск судебный исполнитель будет вправе производить необходимые исполнительные действия, что положительно повлияет на эффективность исполнения (внесенным законопроектом предусматривалось, что в указанных случаях судебный исполнитель обязан приостановить исполнительное производство);
уточнение сведений, которые могут направляться участникам исполнительного производства посредством различных средств связи. С учетом требований законодательства о защите информации судебный исполнитель сможет направить извещение о дате, времени и месте совершения исполнительного действия, о вызове к судебному исполнителю, например, посредством электронной почты, в виде СМС-сообщения.
Кроме того, на заседании были рассмотрены три законопроекта о ратификации международных договоров.
С докладами по проекту Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о порядке формирования и исполнения бюджета Шанхайской организации сотрудничества от 1 декабря 2017 года» выступили Министр финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Хальцова Н.А.
Республика Беларусь 4 июля 2024 года стала полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества, приняв на себя финансовые обязательства по уплате долевого взноса в Организацию.
Меморандумом об обязательствах Республики Беларусь долевой взнос Республики Беларусь в бюджет ШОС определен в размере 5,8 %. В этой связи возникла необходимость внести изменения в Приложение к Соглашению о порядке формирования и исполнения бюджета Шанхайской организации сотрудничества, определив взнос Республики Беларусь в размере 5,8 процента и соответствующее снижение долевых взносов других государств-членов ШОС.
Ю.М. Селиверстов также выступил с докладом о проекте Закона «О ратификации Соглашения о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в государствах – членах Евразийского экономического союза», с содокладом выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Плескач В.С.
Соглашение направлено на создание надлежащих условий для функционирования в рамках Евразийского экономического союза общего финансово рынка, обеспечение свободы осуществления торговых операций с ценными бумагами, оптимизацию и упрощение процесса размещения и (или) обращения ценных бумаг национальных субъектов хозяйствования в государствах – членах ЕАЭС.
Первый заместитель Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь Теребов С.Е. выступил с докладом о проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Республикой Союз Мьянма о взаимной защите секретной информации» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Крупенькин А.К.).
Соглашение разработано в целях создания правовой основы для взаимного обеспечения защиты секретной информации. Его практическая реализация позволит урегулировать вопросы защиты государственных секретов Республики Беларусь и Республики Союз Мьянма при осуществлении двустороннего международного сотрудничества в политической, военной, экономической, научно-технической и иных сферах.
Стороны в соответствии с Соглашением и своим законодательством обязуются: применять в отношении секретной информации и ее носителей меры защиты, осуществляемые ими в отношении собственной секретной информации соответствующей степени секретности; не изменять степень секретности секретной информации и соответствующий гриф секретности на ее носителях без предварительного письменного согласия уполномоченного органа стороны, передавшей такую секретную информацию; определять или изменять степень секретности совместно созданной в ходе сотрудничества секретной информации, а также осуществлять ее рассекречивание по согласованию с уполномоченными органами, участвовавшими в ее создании; использовать секретную информацию исключительно в предусмотренных при ее передаче целях; не передавать полученную секретную информацию третьей стороне, а также не предоставлять доступ ее представителям к такой информации без предварительного письменного согласия уполномоченного органа стороны, передавшей секретную информацию.
Компетентными органами, ответственными за реализацию Соглашения, являются: в Республике Беларусь – Комитет государственной безопасности, в Республике Союз Мьянма – Министерство внутренних дел.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)