Что считается перепланировкой квартиры? Делаем ремонт по правилам
Замена газовых плит на электрические, совмещение кухни и жилой комнаты, модернизация отопительных приборов – и всё это без разрешительных документов. Вот далеко не полный перечень самовольных переустройств и перепланировок в жилищном фонде, выявленных во время прошедшего осеннего месячника.
– На любое переустройство или перепланировку необходимо получить разрешение соответствующих организаций, техническое заключение, сделать проект и согласовать его. И всё это за счет средств того, кто пожелал что-то переделать в жилище, – пояснила специалист отдела ПТО ГП ЖРЭТ г. Витебска Лариса Леоненко. – К примеру, если собираетесь объединить кухню с жилой комнатой, то это возможно только после замены газовой плиты на электрическую. А значит, сначала нужно разрешение газовой службы, а затем архитектуры.
– В каждом вопросе есть ряд тонкостей. Например, если положить ламинат на существующий пол, это не будет считаться переустройством, если же поднять настил, сделать стяжку, звуко- и гидроизоляцию, то это уже переустройство, – уточнила Лариса Анатольевна.
Граждане, осуществившие самовольные переустройство и (или) перепланировку, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Во-первых, им грозит штраф: за самовольную переделку жилых и нежилых помещений, если не изменена несущая способность конструкций, а также за использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания, – от 10 до 30 базовых величин.
За действия, которые привели к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также за переоборудование вентиляционных шахт и каналов наказание строже – от 30 до 50 БВ.
Во-вторых, если администрация района откажет в согласовании (разрешении) переделки, придется привести квартиру в прежнее состояние за свой счет.
Положение о порядке и условиях переустройства и перепланировки утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2013 г. № 384.
Справочно
Перепланировка – это изменение площади жилых и нежилых помещений путем разборки и устройства перегородок. К переустройству относятся замена отопительных приборов, газовой плиты на электрическую, перенос или замена полотенцесушителя, гидроизоляция пола в санузле, переустройство лестницы в двухуровневых квартирах и т. п.
Елена Алимова, «Витебские вести», 22 октября 2018 г.
Новые правила государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним вступили в силу на этой неделе. Специалисты поправили примерно половину текста нормативного правового акта, концептуально пересмотрев подходы к операциям с недвижимым имуществом, чтобы сделать их более простыми и понятными. Итак, какие же ключевые новации предусмотрены новым законом?
Во-первых, начал действовать экстерриториальный принцип. Если до внесения изменений в законодательство заявление о регистрации нужно было подавать в организацию по месту нахождения объекта недвижимого имущества, то теперь без дополнительных затрат и усилий это заявление можно подать в любой офис агентства по государственной регистрации и земельному кадастру.
При этом заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Екатерина Лукьянова призвала индивидуальных предпринимателей и юрлиц активнее обращаться за регистрацией в электронном виде, напомнив, что сделать это можно с помощью электронных сервисов, которые доступны на Едином портале электронных услуг с 1 января 2024 г. Авторизация в данном случае происходит при помощи электронной цифровой подписи.
Во-вторых, меняется порядок взаимодействия между нотариусами и регистратором. Теперь гражданин, который обращается к нотариусу для регистрации недвижимого имущества либо внесения исправлений в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, не должен самостоятельно обращаться с заявлениями в организации по государственной регистрации. Ему достаточно посетить нотариуса, который и передаст регистратору все необходимые документы и сведения. Клиент же получит от нотариуса информацию о размере платы, которую необходимо внести за регистрацию либо за внесение исправлений, и по готовности документов сможет их забрать у нотариуса.
В-третьих, усовершенствованы подходы к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Ранее стороны договора для согласования условий и подписания сделки должны были обращаться к одному регистратору вместе в одно и то же время в одном офисе. Отныне стороны договора могут обращаться к регистраторам, например, по месту своего жительства, находясь при этом в разных городах, но в одно время. С помощью средств видеосвязи одномоментно на двух разных площадках будут согласованы все необходимые условия для заключения договора, он будет подписан и передан на регистрацию.
Эксперты Госкомимущества уверены, что данная новелла повысит клиентоориентированность процессов госрегистрации недвижимости, и рассчитывают на востребованность такой услуги у населения.
Наконец, в обновленном законе прописана обязательность государственной регистрации недвижимого имущества. Прежде сроки обращения за регистрацией устанавливались по ограниченному перечню случаев. Теперь установлены общие сроки обращения за любым регистрационным действием – полгода с даты подписания документа, ставшего основанием для регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Есть и другие изменения, пусть и не столь масштабные, но они касаются многих. О них подробнее рассказал заместитель генерального директора Национального кадастрового агентства Сергей Сенчук.
Прежде всего меняется процедура обжалования действий регистраторов. Не всегда человек согласен с решением госорганов, у него есть право это решение обжаловать. Раньше гражданин был вынужден обращаться вначале в территориальную организацию, действиями сотрудника которой остался недоволен, и лишь затем в республиканскую организацию. Теперь он может сразу обратиться в Национальное кадастровое агентство для обжалования действий или бездействия регистратора. Если же вопрос не решится, следующий шаг – обращение в суд.
Важной и современной новеллой стало внедрение принципа обязательного автоматического взаимодействия между государственными информационными ресурсами, содержащими сведения в отношении граждан.
Отныне в случае изменения каких-либо данных в идентификационных сведениях гражданина, юрлица или предпринимателя такие изменения будут попадать в регистр недвижимости в автоматическом режиме. Сергей Сенчук пояснил, что это значит:
– Наиболее распространенная ситуация: девушка вышла замуж и взяла фамилию супруга. Раньше необходимо было обращаться к регистратору для внесения исправления в документ регистра. Теперь эти данные поменяют автоматически. После внесения в профильный регистр сведения синхронизируются с базой Национального кадастрового агентства. Это ускорит решение связанных с регистрацией недвижимости вопросов.
Еще одна важная новелла – предусмотрена возможность для гражданина обратиться в суд, если он считает, что совершаемым регистрационным действием нарушаются его права.
Регистратор обязан внести в регистрационное дело соответствующую отметку. Это наложит определенное ограничение на распоряжение объектом недвижимости. Раньше такие отметки вносились на сайты территориальных организаций по госрегистрации. Сейчас все данные отметки будут централизованно размещаться на сайте Национального кадастрового агентства.
Обновленное законодательство расширило возможности для уведомления о совершении каких-либо регистрационных действий. Теперь это можно сделать в том числе посредством СМС-сообщения.
Инна Горбатенко, « СБ. Беларусь сегодня», 14 июня 2025 г.
С 1 июня вступили в силу подписанные 6 марта главой государства указы №94 и №95, направленные на совершенствование подходов к порядку строительства и кредитования жилья. Изменились ли формы господдержки? Какие категории граждан могут претендовать на помощь государства? Как работает обновленный государственный заказ на возведение жилых квадратных метров и кто может рассчитывать на их получение? Вникнуть в законодательные нюансы помогла заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская.
«После 1 июня строительство жилых домов при долевом участии или в составе жилищно–строительных потребительских кооперативов не прекращается – корректируется порядок финансирования»
Главная цель Указа №95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» заключается в создании общего документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки. Как было подчеркнуто представителем Минстройархитектуры, документ изложен простым и доступным языком, понятным как профессионалам, которые руководствуются им для принятия решений, так и далеким от строительства людям, желающим улучшить свои жилищные условия путем возведения жилья с государственной поддержкой.
Размеры господдержки установлены на действующем уровне, сохраняются и категории, имеющие на нее право, как и порядок и условия предоставления господдержки. Так, указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты, одноразовые субсидии и финансовая помощь государства на возмещение задолженности по льготным кредитам. На льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу, может претендовать 21 категория граждан. Одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья доступны 17 категориям граждан. Финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам выделяется многодетным и молодым семья при рождении детей. Вместе с тем, как было отмечено, отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
«Сохранены и направления использования льготных кредитов и одноразовых субсидий. Очередники, имеющие право на получение господдержки, могут с их использованием возвести или реконструировать индивидуальный жилой дом подрядным или хозяйственным способом, имеют право и на приобретение жилого помещения, построенного по государственному заказу, – добавила Инна Пинковская. – Многодетным семьям при использовании льготных кредитов или одноразовых субсидий позволяется приобрести жилье на первичном или вторичном рынке. Дополнительно предусмотрено: в населенных пунктах до 20 тыс. человек льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном. Эта норма подготовлена для поступательного развития небольших населенных пунктов».
Среди основных новаций указа №95 – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, возведенных по государственному заказу. При этом замначальника главного управления строительства и жилищной политики обратила внимание, что по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку. Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами.
«Подчеркну, что после 1 июня строительство жилых домов при долевом участии или в составе жилищно–строительных потребительских кооперативов ни в коем случае не прекращается. Жилые дома таким способом будут строиться на тех же условиях, но финансировать такое строительство граждане смогут за счет собственных средств либо привлеченных кредитов, которые банки предоставляют на своих условиях, – прокомментировала представитель профильного ведомства. – При этом многоквартирные жилые дома, строительство которых этими способами началось до вступления в силу изменений, то есть до 1 июня 2025 года, будут достраиваться в прежнем порядке, без каких-либо корректировок».
Имеющих право на жилье, построенное по госзаказу, стало больше
В то же время указом №94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 года №215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть госзаказа заключается в том, что возведение жилых домов ведется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации–заказчику под 2% годовых. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли–продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
Вместе с тем было отмечено, что по Указу №94 увеличивается на один месяц максимальный срок, на который предоставляется льготный кредит по госзаказу заказчику. Новшество введено в связи с тем, как пояснила Инна Пинковская, что из–за прежнего срока, равного четырем месяцам, возникали трудности с продажей жилья очередникам и переоформлением задолженности по льготному кредиту. Это обстоятельство в свою очередь вызвано тем, что в стране действуют довольно длительные сроки по принятию решения о досрочном использовании средств семейного капитала на приобретение жилых помещений, построенных по госзаказу, и последующего перечисления средств по принятому решению отделениями Беларусбанка. Чтобы достигнуть оптимального срока, и было решено увеличить срок предоставления льготного кредита заказчику.
«На темпах строительства жилья это никак не скажется, просто многоквартирные жилые дома, какие раньше возводились по долевым договорам или в составе жилищно–строительных потребительских кооперативов, переводятся на строительство по госзаказу, – отметила сотрудник Минстройархитектуры. – Такой способ более приемлем для граждан, так как отныне они не столкнутся с переносами сроков ввода жилья в эксплуатацию или изменением стоимости квартиры в процессе ее строительства, соответственно, отпадет необходимость брать кредит во время стройки. После завершения строительства заказчик получит полностью готовую для проживания квартиру. Никаких проблем не возникнет точно».
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. В числе подготовленных новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, тогда как прежде – только имеющим право на господдержку. Эта категория граждан сможет приобрести такое жилье в случае, если очередники, которые таким правом наделены, отказались от приобретения. В первую очередь такая норма затронет, вероятно, молодые семьи с одним ребенком или без детей, состоящие на учете нуждающихся, но без права на получение господдержки.
Таким образом, данным нормативным актом расширен круг имеющих право на приобретение жилых помещений, построенных по государственному заказу. Такое право с 1 июня, в частности, получили государственные организации и хозяйственные общества, которые в последующем приобретенные или построенные по госзаказу жилые помещения будут передавать своим работникам на условиях договора найма арендного жилья либо договора найма частного жилищного фонда. «Введенные нормы в первую очередь направлены на то, чтобы привлечь на предприятия квалифицированные кадры и закрепить их на месте работы. Я бы сказала, что это еще и возможность для молодежи получить жилье», – добавила замначальника главного управления строительства и жилищной политики.
Все перечисленные изменения в порядке строительства и кредитования жилья заработали с 1 июня 2025 года. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, ведется на прежних условиях.
По данным Министерства архитектуры и строительства, в 2025 году планируется направить на улучшение жилищных условий 6480 многодетных семей, ввести в эксплуатацию 4970 квартир. А за прошлый год жилищные условия в Беларуси улучшили 20 712 семей, из них 7765 многодетных и 5635 молодых семей.
В первом квартале этого года динамика жилищного строительства в стране, как уточнили в профильном ведомстве, сложилась положительная с темпом роста 118 % к уровню предыдущего года. В январе – марте введено в эксплуатацию 929,2 тыс. кв.м общей площади жилья, высокий темп по строительству отмечается в Брестской (23,9% к годовому заданию) и Минской (23,1 %) областях. Ввод в эксплуатацию жилья, строящегося с государственной поддержкой, составил 177,1 тыс. кв.м, или 23,9 % от годового задания. Что касается арендного жилья, то по итогам первого квартала введено в эксплуатацию 49,4 тыс. кв.м такого жилья, или 11,2 % от годового задания, из них для военнослужащих – 23,6 тыс. кв.м, или 11,9 % от задания.
По информации БЕЛТА
В первый день действия обновленного законодательства по государственной регистрации недвижимого имущества агентства по государственной регистрации и земельному кадастру по всей стране приняли 196 нотариальных уведомлений, сообщили БЕЛТА в Государственном комитете по имуществу.
Так, новая норма закона исключает необходимость самостоятельного обращения человека к регистратору после посещения нотариуса. Накануне, 11 июня, также начал действовать экстерриториальный принцип подачи заявления о госрегистрации недвижимости. Первое подобное заявление было подано в Минское областное агентство по госрегистрации и земельному кадастру.
11 июня вступили в силу основные положения Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Среди ключевых глобальных новаций, предусмотренных новым законодательным регулированием, – экстерриториальный принцип регистрации недвижимости, изменение порядка взаимодействия между нотариусом и регистратором, совершенствование подходов к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Существенной новацией закона является закрепленное общее правило об обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, что обеспечит достоверность, актуальность и полноту единого регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Предусмотрены и прочие нововведения.
По информации БЕЛТА
Агентов по операциям с недвижимостью не будет – оказывать услуги смогут только риелторы. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент БЕЛТА.
Законом скорректирован субъектный состав лиц, оказывающих риелторские услуги от имени риелторской организации. Упраздняется институт агентов по операциям с недвижимостью и закрепляется, что оказывать такие услуги вправе исключительно риелторы.
Замминистра отметил, что этот вопрос очень горячо обсуждался, дискутировался. «Мы считаем, что позиция, которая была предложена Министерством юстиции, регулятором, является обоснованной и правильной. Данные изменения вызваны тем, что действующая система оказания услуг требует коренной перестройки», – отметил он.
Причиной этого видится формальное закрепление риелторов за договорами оказания риелторских услуг и самоустранение этих специалистов от выполнения своих обязанностей. Об этом говорят результаты рассмотрения письменных и устных обращений граждан, заметил Николай Старовойтов. «Вместо риелтора, к сожалению, потребителя на всех этапах сделки сопровождали агенты, игнорируя законодательство, причем превышая свои полномочия. Многие агенты не владеют знаниями в полной мере и предоставляют некомпетентные разъяснения, используют в работе практику понуждения к оплате риелторских услуг и т.п.», – пояснил он.
В Минюсте уверены, что это существенно влияет на имидж агентств, снижает уровень доверия населения. В связи с этим нормы закона, закрепляющие полномочия по оказанию риелторских услуг, можно оценить как обоснованную необходимость, направленную на повышение качества риелторских услуг. Уже сейчас агенты по операциям с недвижимостью активно и успешно сдают экзамены в Министерстве юстиции, пополняя ряды аттестованных специалистов. Впереди еще год переходного периода, в течение которого агенты, желающие стать или приобрести статус риелтора, имеют право это сделать.
Для повышения персональной ответственности риелторов за качество выполняемой работы предусматривается обязанность прохождения аттестации для подтверждения своей квалификации. Процедура аттестации не предполагает собой сдачу экзамена, а будет проводиться в форме собеседования, отметил замминистра. Для лиц, которые добросовестно выполняют свои обязанности, это не станет препятствием для дальнейшей работы. С тех риелторов, которые нарушают закон, конечно же, на аттестации будет серьезный спрос.
Кроме того, расширены полномочия риелторской организации по получению необходимой для оказания услуг информации, что позволит повысить уровень защищенности имущественных интересов потребителей.
По информации БЕЛТА
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Инна Гаврильчик рассказала на пресс-конференции о том, какие новации законодательства призваны защищать потребителей риелторских услуг, сообщает корреспондент БЕЛТА.
В компетенции МАРТ есть два вопроса, имеющих непосредственное отношение к риелторской деятельности, – это реклама и защита прав потребителей риелторских услуг. «Что касается последнего, то в Законе «О защите прав потребителей» содержатся общие нормы, которые развиваются Законом «О риелторской деятельности», который был принят в этом году. В случаях решения вопроса о том, есть ли нарушение прав потребителей, мы будем руководствоваться не только Законом «О риелторской деятельности», но и Законом «О защите прав потребителей». Здесь риелторским организациям важно понимать, что, например, в статье 7 Закона «О защите прав потребителей» говорится о том, что исполнитель услуги, в том числе риелторской, обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о предлагаемых услугах. И благодаря Закону «О риелторской деятельности» четко понятно, какая эта информация должна быть», – пояснила Инна Гаврильчик.
В Законе «О риелторской деятельности» есть соотносящееся с Законом «О защите прав потребителей» требование о том, что должно быть указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги. «Здесь спасибо Закону «О риелторской деятельности», который четко это регламентирует, и направлен на исключение случаев, когда фактически услугу оказывал не риелтор, значащийся в документах, а агент. Не каждый агент обладает специальными знаниями, достаточными для оказания качественной риелторской услуги», – обратила внимание она.
Почему важно доведение достоверной информации до потребителя? Потому что в Законе «О защите прав потребителей» есть статья 16, которая говорит, что если не была доведена вся необходимая и достоверная информация, то потребитель имеет право на расторжение договора без всяких других условий. «Достаточно вот этой причины. Думаю, риелторские организации могут оценить последствия при расторжении договора таким образом – все денежные средства необходимо будет вернуть», – привела пример Инна Гаврильчик.
Закон «О риелторской деятельности» принят в Беларуси в этом году. Он направлен на дальнейшее развитие сферы риелторской деятельности, решение существующих в этой сфере проблем. По мнению Министерства юстиции, реализация норм закона поможет повысить качество оказания риелторских услуг, престиж профессии риелтора и доверие населения к риелторским организациям.
По информации БЕЛТА