Замминистра экономики: более 10 лет Беларусь удерживает позицию страны с очень высоким уровнем развития
Более 10 лет Беларусь удерживает позицию страны с очень высоким уровнем развития. Об этом заместитель Министра экономики Беларуси Елена Болигатова сообщила в ходе заседания Совета по устойчивому развитию, которое состоялось сегодня, 12 июня, в Минске.
По словам Елены Болигатовой, в нашей стране эффективно функционирует система достижений Целей устойчивого развития, что подтверждается высокими международными оценками и результатами работы экономики:
– Более 10 лет Беларусь удерживает позицию как страна с очень высоким уровнем развития, занимая 69-е место среди 193 стран в Глобальном индексе человеческого развития. Интегративные показатели ВВП на душу населения и паритету покупательной способности выросли более чем в 5 раз. В Беларуси установлена высокая динамика промышленного производства. Рост производственных способностей нашего промышленного комплекса подтверждает 58-я позиция среди 153 стран в мировом рейтинге. В Беларуси произведен самый большой карьерный самосвал в мире грузоподъемностью 450 тонн. Новым вектором стало развитие электротранспорта – освоен выпуск электромобилей, электробусов и различной техники. Особый упор в этом векторе мы делаем на инвестиции. Сохраняется положительная динамика по инвестициям в основной капитал.
Юлия Демешко, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
В СНГ создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров
В столице Таджикистана – Душанбе завершилось 82-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Об этом
БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполкома СНГ.
На заседании традиционно подводятся итоги за прошедший год и определяются задачи на предстоящий период.
Особое внимание было уделено росту товаро- и пассажирооборота. Так, в 2024 году рост перевозок грузов в государствах – членах совета составил 15 %, а пассажирские перевозки выросли на 13,4 %.
По итогам аудита исполнительного и рабочих органов совета получены высокие оценки их работы и определены точки роста. Это позволило на заседании совета утвердить план по совершенствованию работы.
В рамках совета создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров в целях разработки механизмов управления коридорами, согласования тарифных условий, внедрения цифровизации и совершенствования логистики.
В ходе заседания одобрен отчет о деятельности Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества за период с 2020 по 2024 год, который будет представлен в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения высшими органами СНГ в установленном порядке.
Следующее заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества пройдет в ноябре 2025 года в Баку (Азербайджан).
По информации
БЕЛТА
Игорь Петришенко: международно-правовая культура в СНГ на высоком уровне, государства выполняют обязательства
Международно-правовая культура в СНГ на высоком уровне, государства добросовестно выполняют взятые на себя обязательства, отметил в комментарии журналистам первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко на полях заседания Пленума Экономического суда СНГ, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Экономический суд СНГ был создан в 1992 году, когда возникали вопросы, связанные с расчетами между государствами. Базируется он на территории Беларуси – республика создала все необходимые условия для беспристрастного и эффективного функционирования этого института.
«За этот период рассмотрено 130 дел. Много это или мало – сложно сказать. Но вопрос в том, что обращаются в суд только в случае, когда не удается договориться путем переговоров, консультаций», – сказал Игорь Петришенко. Вместе с тем существующая система в виде нормативной правовой базы СНГ, институциональных структур Содружества (Совет министров иностранных дел, Совет постпредов, Комиссия по экономическим вопросам при Экономическом совете, Совет глав правительств, высший орган – Совет глав государств) позволяет разрешать вопросы и обеспечивать единообразное применение норм.
В этой связи первый заместитель Генерального секретаря СНГ отметил качественную проработку проектов документов и добросовестное выполнение государствами принятых на себя обязательств. «Нет двоякости толкования, поэтому нет необходимости по каким-то частным вопросам правоприменительной практики обращаться в суд. Все идет путем переговоров и качественного выполнения принятых на себя обязательств. Это свидетельствует о том, что международно-правовая культура государств СНГ находится на высоком уровне и государства, если договариваются, они добросовестно исполняют все принятые на себя обязательства», – сказал он.
Вместе с тем суд выполняет свою роль, отметил Игорь Петришенко. Если не удается договориться по каким-то вопросам, каждое государство имеет право обратиться в Экономический суд СНГ.
Первый заместитель Генерального секретаря СНГ обратил внимание на созданную нормативную правовую базу. В частности, упомянул Договор между Республикой Беларусь и Экономическим судом Содружества Независимых Государств об условиях пребывания Экономического суда СНГ на территории Республики Беларусь от 1996 года.
Ввиду того, что правовая база в СНГ была сформирована, она устойчиво функционирует, развивается, а также с учетом того, что государства находят решения и достойно выполняют принятые на себя обязательства, главами государств несколько лет назад было принято решение перевести работу Экономического суда СНГ в формат ad hoc (постоянный формат работы по месту пребывания суда сохранен лишь для его председателя и аппарата).
Игорь Петришенко отметил важность того, что суд активно участвует в развитии права СНГ и это позволяет эффективно развиваться экономикам стран, налаживать новые сферы взаимодействия.
Говоря о компетенции суда, первый заместитель Генерального секретаря СНГ напомнил о подписанном в 2023 году Соглашении о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций. По его словам, наверняка сторонам потребуется толкование и по этому вопросу, что также является сферой деятельности Экономического суда СНГ.
«Мы надеемся, что право СНГ, наряду с классической институциональной структурой, неотъемлемой частью, уставным органом которого является Экономический суд Содружества Независимых Государств, позволит и дальше эффективно развивать нашу организацию, повышать благосостояние наших людей. А суд, как ему и предписано, всегда будет стоять на защите интересов каждого из государств», – отметил Игорь Петришенко.
По информации
БЕЛТА
Толкование соглашений. Андрей Плотников рассказал о востребованной компетенции Экономического суда СНГ
Наиболее востребованной у государств – участников Содружества компетенцией Экономического суда СНГ является толкование заключенных соглашений, отметил в комментарии журналистам Андрей Плотников, который до недавнего времени возглавлял Экономический суд СНГ, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Андрея Плотникова, Экономический суд СНГ – это прежде всего уставный орган Содружества, деятельность которого призвана обеспечивать соблюдение экономических интересов государств – участников Содружества на основе принципа суверенитета и учета национальных интересов. Это предопределяющее в деятельности суда как органа, обеспечивающего единство правового пространства на всей территории стран Содружества.
Продолжая тему компетенции Экономического суда СНГ, Андрей Плотников пояснил, что речь идет, в частности, о рассмотрении запросов о толковании заключенных конвенций и соглашений, а также споров между государствами.
Впрочем, в последнее время государства научились решать свои вопросы иными средствами мирного разрешения споров, отметил он. Прежде всего это консультации, переговоры. «Именно споров (в рамках. – Прим. БЕЛТА) искового производства между государствами сегодня не было. По большей части востребованным и актуальным является рассмотрение дел по толкованию заключенных соглашений», – отметил Андрей Плотников.
Он напомнил, что с 2016 года проводилась реформа Экономического суда СНГ. Суд перешел на новый формат деятельности ad hoc (постоянный формат работы по месту пребывания суда сохранен лишь для его председателя и аппарата). В основном это дистанционная форма работы. В существующих условиях это более оперативное рассмотрение дел, экономичное, рачительное использование денежных средств для содержания суда.
«На территории государств-участников уже является обыденным рассмотрение дел дистанционно. Но межгосударственное рассмотрение споров, когда судьи находятся на территории разных государств и проводят судебные заседания дистанционно, на территории СНГ впервые», – обратил внимание Андрей Плотников.
По его словам, в последнее время работа суда была основана на рассмотрении запросов, касающихся действия заключенных соглашений. Что касается рассмотрения споров между субъектами хозяйствами, это не входит в компетенцию Экономического суда СНГ. Субъекты хозяйствования могут обратиться в суд опосредованно, через структуры и институты СНГ.
«Мы больше рассматриваем вопросы публичного права, но они в дальнейшем влияют непосредственно на деятельность каждого субъекта именно через заключенные в рамках Содружества соглашения», – сказал Андрей Плотников.
В Минске сегодня состоялось заседание Пленума Экономического суда СНГ. Пленум – это высший коллегиальный орган Экономического суда СНГ, состоящий из судей суда (по одному от каждого государства) и председателей высших национальных судов, обладающих компетенцией по рассмотрению экономических споров в государствах – участниках соглашения о статусе Экономического суда СНГ (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан).
«Данный состав пленума и определяет уникальность этого органа, – сказал Андрей Плотников. – Состав пленума предопределяет его взаимодействие с высшими национальными судами, поскольку позволяет вырабатывать общие подходы при регулировании права на территории стран Содружества».
Очередное заседание пленума призвано было рассмотреть вопросы, связанные с внесением изменений в регламент пленума и регламент Экономического суда СНГ по итогам работы в новом формате ad hoc. Процедуры требуют в некоторой части унификации и упрощения. Также требуется адаптация к новым судебным практикам, уже существующим на территории стран Содружества.
По информации
БЕЛТА
Планируемые изменения законодательства в сфере аудиторской деятельности обсудили в Палате представителей
9 июня 2025 года состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.

В заседании Постоянной комиссии также приняли участие представители Министерства финансов, секретариатов Совета Республики и Палаты представителей.
Председатель Постоянной комиссии по экономической политике Николайкин В.П. озвучил выводы заключения экспертного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (второе чтение) и акцентировал внимание на необходимости обеспечения пакетного принципа подготовки данного проекта законодательного акта.
Заместитель Министра финансов Республики Беларусь Судник А.А. проинформировал участников заседания о ходе подготовки проектов постановлений Правительства об утверждении Положения о деловой (профессиональной) репутации, также перечня организаций, информация о деятельности которых имеет особую экономическую значимость для Республики Беларусь, при оказании аудиторских услуг которым устанавливаются особенности в части обеспечения дополнительной защиты информации.
В ближайшее время соответствующие проекты документов, учитывающие высказанные участниками заседания предложения, будут представлены в Постоянную комиссию.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)