12.10.2018
Функции пограничников и эксперименты на железной дороге: что изменится с 2019 года в таможенных процедурах
Электронные технологии и принципы «таможни будущего» – это одни из китов, на которых выстроен Таможенный кодекс ЕАЭС. Тот факт, что в документе учли 70 процентов предложений и инициатив от евразийского бизнеса, говорит сам за себя: деловые круги давно ожидали упрощения многих процедур при экспорте, импорте и транзите. Сегодня все таможни в странах союза постепенно уходят в цифру. В этом плане белорусской «мытне» есть чем похвастаться: по некоторым процедурам мы на шаг впереди своих партнеров. Корреспондент «Р» изучил внедренные технологии, завершенные эксперименты и пилотные проекты, которые еще больше сократят время оформления и количество бумажных документов.
Работа без инспектора
Товаропоток через белорусскую границу ежегодно увеличивается, а потому особенно важно оцифровывать таможенные процедуры. На прошедшей Белорусской транспортной неделе первый заместитель Председателя ГТК Владимир Орловский привел такой факт: сейчас в стране более 99 процентов всех деклараций представляются в электронном виде, бумажные документы используются в исключительных случаях. Кроме того, с июля 2018-го в электронном виде можно предоставлять заявления о выпуске товаров до подачи декларации. Все это позволило существенно сократить время таможенных операций: так, сейчас 64 процента импортных товаров оформляются менее двух часов, а 82 процента экспортных товаров – менее 10 минут.
Развитие технологий приводит к внедрению специальных программных средств, которые могут замещать таможенных инспекторов. ГТК еще до вступления в силу кодекса ЕАЭС реализовывал пилотные проекты по автоматическому выпуску экспорта и импорта. В этом году такая технология применяется и для процедуры транзита.
– Это сложнее, – признается Владимир Орловский, – поскольку мы работаем не только с белорусскими резидентами, но и с иностранными перевозчиками. В любом случае считаем: за этим будущее. За 8 месяцев мы автоматически без участия инспекторов оформили 5 тысяч партий товаров, это 6 процентов от всего объема ввозимых в страну товаров.
Зеленый коридор железной дороге
Ускорить перемещение товаров по железной дороге – еще одна важная задача. Сейчас белорусские таможенники активно работают с российскими коллегами над экспериментом по автоматическому транзиту товаров, следующих российским получателям. То есть те товары, которые наша таможня выпускает автоматически, без проблем принимают и оформляют российские коллеги. Другой пилотный проект продолжается с апреля 2017-го: речь идет о перевозке загруженных вагонов с использованием транспортных (перевозочных) документов в форме электронных документов в сообщении Беларусь–Литва.
Интересен и аналогичный российско-белорусский таможенный проект, который сейчас готовится при участии железных дорог двух стран. Его цель – сократить время контроля и создать зеленый коридор по стратегическому направлению Китай – Беларусь – Европа. Речь идет о транзите товаров контейнерными поездами по маршруту Наушки (Россия) – Брест.
Кстати, Владимир Орловский напомнил о том, что с 1 января 2019 года сотрудники таможни будут проверять паспорта у обслуживающего персонала машинистов грузовых поездов в пунктах пропуска «Гудогай» на железнодорожной станции Молодечно и «Бигосово» на станции Полоцк. Кроме этого, с нового года паспортный контроль на таможне заработает и в самом крупном «грузовом» пункте «Козловичи». Эксперимент с проверкой паспортов сотрудниками таможни признан успешным: среднее время в пунктах пропуска на въезде сократилось с 318 минут до 199, на выезде – со 169 до 103 минут.
Умная логистика
Новое законодательство позволяет создавать условия для перемещения товаров от границы до места хранения без помещения под процедуру таможенного транзита, а бизнес, в свою очередь, предлагает и дальше развивать эту процедуру. Уже сегодня успешно работают логистические центры в пунктах пропуска «Козловичи» и «Брузги». До конца года, прогнозирует Владимир Орловский, появится приграничный транспортно-логистический центр рядом с «Каменным Логом», а в 2019-м начнется строительство такого центра на белорусско-польской границе возле «Берестовицы».
– После окончания строительства наши основные и самые загруженные направления будут «перекрыты» такими центрами. Мы предполагаем большую часть оформления товаров, которые следуют в страну, производить именно там. Сейчас общий цикл на оформление с заходом в пункт пропуска до полного оформление непосредственно в логистическом центре занимает около 2–2,5 часа. Дальше груз идет очищенный в таможенном отношении.
Однако никакое упрощение и ускорение процедур не будет эффективным без «единого окна» и обмена информацией с госорганами внутри страны. Когда у таможенников будет возможность получать многие необходимые документы в электронном виде в режиме реального времени, пользу почувствуют все. И бизнес в первую очередь.
Полина Конога, «Рэспубліка», 11 октября 2018 г.
Опыт Беларуси по работе перед пунктами пропуска зон ожидания представлен таможенным службам стран СНГ
Белорусская таможня представила обобщенный опыт таможенных служб по функционированию перед пунктами пропуска зон ожидания, предназначенных для регулирования очередности въезда транспортных средств, на 80-м заседании Совета руководителей таможенных служб государств – участников СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе ГТК.
Дальнейшее развитие технологии, способствующей ритмичности работы в условиях критических нагрузок и уменьшению социальной напряженности в пунктах пропуска, всеми сторонами – участниками заседания поддержано.
«Особенно актуальными вопросы таможенного администрирования на пространстве СНГ становятся в наше непростое время. Сегодня мы максимально ощущаем необходимость совместных усилий в преодолении кризисных явлений и искусственно созданных препятствий в осуществлении торгово-экономической деятельности между нашими государствами», – отметил Председатель ГТК Владимир Орловский.
На площадке Совета, которую в этот раз предоставила Кыргызская Республика, рассмотрено 13 вопросов, касающихся администрирования товаропотоков на внешних границах Содружества, совершенствования методов противодействия правонарушениям в сфере внешнеэкономической деятельности, обеспечения требуемых стандартов при применении системы управления рисками, развития цифровых технологий.
По всем предложениям сторон приняты согласованные решения.
В честь юбилейного, 80-го заседания Совета руководители таможенных администраций высадили тянь-шаньские ели.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси вносят изменения в закон о таможенном регулировании. Какие вопросы поступают от бизнеса
Доработанные изменения в закон о таможенном регулировании с учетом поступивших после публичного обсуждения предложений проанализировали представители бизнеса и таможенники на заседании общественно-консультативного совета в Государственном таможенном комитете. Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе ГТК.
Участниками встречи стали около 30 представителей бизнес-сообщества и научных кругов, руководство, сотрудники таможенных органов, РУП «Белтаможсервис».
На первичном публичном обсуждении проекта закона поступило почти 100 предложений. Большинство из них касалось предъявляемых требований к лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей и условий включения в такой реестр. Предложения учтены и уже вчера проект документа стал повторно доступен для общественного изучения.
На мероприятии также обсуждались актуальные вопросы статистического декларирования товаров, подтверждения мер технического регулирования при ввозе товаров через границу, применения упрощений для уполномоченных экономических операторов, функционирования зон ожидания в автодорожных пунктах пропуска, порядка регистрации транспортных средств в системе электронной очереди.
Председатель ГТК Владимир Орловский подчеркнул важность подобных заседаний, особенно когда у всех заинтересованных есть рациональные инициативы, которые могут быть реализованы и содействовать внешнеэкономической деятельности.
Как сообщалось, новые изменения в Закон о таможенном регулировании вынесены на общественное обсуждение. Замечания и предложения можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси по 8 июня.
Проектом закона предусматривается реализация положений протокола о внесении изменений в договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года по вопросам электронной торговли. В отношении товаров электронной торговли устанавливаются порядок исполнения обязанности по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций, особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, применения мер по взысканию пеней, процентов в отношении таких товаров.
Также определены условия, при которых субъект хозяйствования может получить статус оператора электронной торговли, основания приостановления деятельности оператора и его исключения из соответствующего реестра.
Сокращается количество документов, представляемых при осуществлении административных процедур в сфере таможенного дела. Предъявляются дополнительные требования к юридическому лицу, претендующему на включение в реестр таможенных представителей, специалисту по таможенному декларированию, лицам, совершающим таможенные операции.
По информации
БЕЛТА
Какие товары можно провозить через белорусскую границу без уплаты пошлин, рассказали в ГТК
Какие товары для личного пользования можно провозить автомобильным транспортом на таможенную территорию ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, рассказали
БЕЛТА в ГТК.
Нормы беспошлинного ввоза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже (стоимость не превышает сумму, эквивалентную 500 евро, а вес не превышает 25 кг) определяются без учета товаров, бывших в употреблении и необходимых в пути следования и месте назначения.
В качестве критериев применяется общепринятая практика, в том числе с учетом сезонности, цели поездки, вида транспорта, частоты пересечения таможенной границы. Также оценивается наличие признаков износа (в том числе царапин, вмятин, иных механических повреждений), стирки, иного использования.
Обращается внимание на отсутствие бирок, ярлыков, этикеток, первичной упаковки.
Еще один критерий – ввоз в единичном или ином количестве, необходимом для общепринятой практики использования такого товара с учетом сезонности, цели поездки, вида транспорта, объективной необходимости в пути следования и месте назначения.
По информации
БЕЛТА
Отпускникам на заметку. В ГТК рассказали, какие суммы наличных нужно декларировать
Какие суммы наличных нужно декларировать, отправляясь за рубеж или приезжая в Беларусь, рассказали
БЕЛТА в Государственном таможенном комитете (ГТК).
В ведомстве обратили внимание, что недекларирование денежных средств – одно из частых нарушений таможенного законодательства, хотя порядок декларирования достаточно прост.
«В преддверии отпускного сезона напоминаем, что перемещаемые через границу наличные денежные средства на сумму свыше $10 тыс. в эквиваленте одним физическим лицом подлежат письменному декларированию. Необходимо проследовать по красному коридору пункта пропуска и в установленном порядке заполнить основной и дополнительный формуляры декларации на бумаге или в электронном виде», – сообщили в ГТК.
Правило действует как на ввоз наличных, так и на их вывоз за пределы ЕАЭС. В декларации нужно заявлять всю сумму, если денежные средства в разной валюте – указывать каждую валюту. Перерасчет суммы в доллары США производится на день пересечения таможенной границы по курсу Национального банка.
«Если общая сумма при единовременном перемещении превышает сумму, эквивалентную $100 тыс., тогда декларация сопровождается представлением документов, подтверждающих происхождение денежных средств», – добавили в ведомстве, отметив, что с примерами документов можно ознакомиться на сайте таможенных органов.
Нарушение законодательства влечет административную ответственность: предусмотрен штраф от 5 до 30 базовых величин с конфискацией денежных средств или без конфискации.
При незаконном перемещении незадекларированных денежных средств в размере, превышающем в эквиваленте $30 тыс., в соответствии с ч. 2 ст. 228 УК предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы сроком на пять лет.
По информации
БЕЛТА
ГТК о вступлении в силу соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и его государствами-членами и Исламской Республикой Иран
C 15 мая 2025 г. вступает в силу Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, подписанное 25 декабря 2023 года,
Решение Коллегии ЕЭК от 11 марта 2025 г. № 27 «Об установлении на 2025 год объемов тарифных квот в отношении отдельных видов товаров, происходящих из Исламской Республики Иран и ввозимых на территории государств – членов Евразийского экономического союза», а также
Решение Коллегии ЕЭК от 14 января 2025 г. № 1 «О применении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из Исламской Республики Иран и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, и о признании утратившими силу некоторых решений Коллегии Евразийской экономической комиссии».
В отношении товаров, происходящих из Исламской Республики Иран и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в соответствии с Соглашением, применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 % от таможенной стоимости, за исключением товаров, включенных в перечень отдельных товаров, утвержденный Решением Коллегии ЕЭК от 14 января 2025 г. № 1.
Решением Коллегии ЕЭК от 11 марта 2025 г. № 27 установлены на 2025 год объемы тарифных квот на отдельные виды товаров, происходящих из Ирана и ввозимых на территории государств – членов ЕАЭС по Соглашению о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном.
Решением № 27 также определено, что в отношении товаров, ввозимых в рамках объемов тарифных квот, при соблюдении условий предоставления режима свободной торговли, применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 % от таможенной стоимости.
При ввозе товаров в количестве, превышающем объемы тарифных квот, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК от 14 января 2025 г. № 1.
При заявлении тарифной преференции в рамках полноформатного Соглашения в декларации на товары подлежат указанию:
в элементе 2 графы 36 «Преференция» – ИЕ;
в графе 44 под кодом вида документов:
«06019» – сертификат о происхождении товара формы СТ-3 либо
«06016» – декларация о происхождении товара, если таможенная стоимость партии товаров не превышает 5000 евро);
«01011» – лицензия, выданная МАРТ, в рамках установленных объемов тарифных квот.
По сообщению
единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь