09.10.2018
Право выбора: как определиться с финансовой организацией, предлагающей услуги?
В Нацбанке также напоминают: когда речь идет о финансовых инструментах, необходимо оценивать все возможные риски.
Выбирай, но проверяй
Сегодня множество финансовых учреждений предлагает большое разнообразие своих продуктов и услуг. При выборе необходимо оценить стабильность компании, с которой вы собираетесь иметь дело, сравнить предложения различных учреждений, изучить условия нескольких аналогичных финансовых инструментов и выбрать наиболее оптимальный, соответствующий собственным потребностям вариант. Это очень важное и универсальное правило финансовой грамотности.
«Наша жизнь – это результат собственного выбора. Поэтому решения должны быть всегда осознанными и обдуманными. Особенно, если они касаются финансов. Первым делом подробно изучите организацию, с которой собираетесь сотрудничать. Убедитесь в ее «благонадежности», – пояснила начальник отдела финансовой грамотности Управления информации и общественных связей Национального банка Юлия Сакович. – Поставщик финансовой услуги должен быть включен в реестр Национального банка, если это микрофинансовая или лизинговая организация, и иметь специальное разрешение (лицензию) на осуществление банковских операций, если это банк.
В финансовой сфере все операции производятся на основе письменных соглашений (договоров). Поэтому очень важно приучить себя внимательно читать текст документа до его подписания. Если какие-то условия непонятны, просите разъяснения, уточняйте интересующие вас вопросы. Если не получили необходимого ответа, то лучше пока отложить получение финансовой услуги в этом конкретном учреждении».
Еще один совет касается источников информации. Не спешите принимать решения о выборе той или иной финансовой услуги, продукта или организации по советам знакомых. Лучше изучите сайты поставщиков услуг, читайте специализированную литературу. В качестве первоисточника для получения необходимой информации используйте сайт Нацбанка и Единый интернет-портал финансовой грамотности.
Риски бывают разные
Финансовый риск связан с возможными потерями денежных средств или же недопоступлений планируемых доходов. Он возник так же давно, как появились деньги и различные денежные отношения, к примеру, продавец – покупатель.
Финансовые риски человека можно разделить на 2 основные группы. Первая связана с потерей регулярного заработка. Увы, от этого никто не застрахован. Здесь предусмотрены различные варианты защиты: на случай болезней, несчастных случаев существуют страховые продукты, а также собственные сбережения.
Вторая группа финансовых рисков связана с практикой осуществления сбережений (изменение покупательной способности денег, вложение в какие-либо инструменты, финансовое мошенничество). Здесь специалисты дают два простых совета.
«Вкладывайте только в те инструменты, суть которых вам понятна. Постарайтесь получить как можно больше информации о том, куда собираетесь вложить деньги, – отметила Юлия Сакович. – Определите механизмы, как тот или иной финансовый инструмент работает, за счет чего он приносит доход. Выясните стимулы, которыми руководствуется финансовый посредник. Все это поможет уберечь ваш капитал от заведомо невыгодных вложений и потерь.
Важная задача каждого вкладчика и инвестора – найти баланс между приемлемым уровнем риска и желаемой доходностью. Так как оба понятия взаимосвязаны и пропорциональны, то не стоит класть все яйца в одну корзину. Эта пословица как нельзя лучше описывает принцип диверсификации вложений, т.е. распределения их между различными видами финансовых инструментов, а также страхования инвестиций и отслеживания экономической ситуации».
Финансовые инструменты по риску можно также разделить. К наименее рискованным относятся банковские вклады и государственные облигации. При выборе таких инструментов ваш капитал растет медленно, но верно. Главное требование – они должны защищать денежные средства от инфляции.
Более рискованные – это акции компаний и вложения в драгоценные металлы. Они могут дать более высокий доход в долгосрочном периоде, но временами могут и падать в цене. Здесь не гарантированы сохранность капитала и его доходность.
«Что касается очень рискованных, то широко обсуждаемым в последнее время стал такой финансовый инструмент, как криптовалюта или виртуальные деньги. Этот рынок подвержен сильным колебаниям курса, которые предсказать достаточно сложно, – подчеркнула представитель Нацбанка. – В конце лета 2017 года один биткойн стоил примерно 3 400 долларов, в декабре 2017 года – около 20 000, а в сентябре 2018-го курс биткойна уже не дотягивал до 7 000 долларов.
Очень рискованным вложением средств также является рынок Форекс. Помните, это очень сложный инструмент, подходящий в основном крупным игрокам и профессионалам. Ситуация весьма труднопредсказуема. Участие ваших сбережений на Форекс – большой риск без каких-либо гарантий. Шансы все потерять выше, чем заработать».
В любом случае нужно понимать, что не стоит вкладывать все деньги в очень рискованные финансовые инструменты. Но уж если непременно хочется попробовать, то лучше ограничиться той суммой, которую вы морально готовы потерять.
Остерегайтесь мошенников!
Информация о финансовых мошенничествах появляется в СМИ почти каждый день. И все равно люди становятся жертвами обманщиков и лишаются своих денег.
Все аферы связаны с обманом и злоупотреблением доверием. Преступники спекулируют на ваших чувствах, обещают золотые горы, маскируются под сотрудников банков, чтобы выманить деньги.
«Существуют разные виды финансового мошенничества: фальшивые деньги, махинации с заимствованием или обманные предложения по вложению с получением невероятно большого дохода, махинации с платежными картами, в сети интернет, с мобильными телефонами и т.д. Периодически новые мошеннические технологии, схемы, финансовые пирамиды появляются под разными ракурсами и в разных формах. Чтобы не стать жертвой злоумышленников, надо быть осторожным в денежных делах, внимательно читать документы, которые собираетесь подписать, не поддаваться эмоциям и обещаниям о получении баснословного дохода. Помните, что без каких-либо усилий заработать большие деньги нельзя», – заключила Юлия Сакович.
По сообщению официального сайта Федерации профсоюзов Беларуси
Что изменится для белорусов в работе с платежными приложениями с 19 июня
В Беларуси вносятся изменения в правила выполнения операций с платежным программным приложением и иными платежными инструментами. Это предусмотрено постановлением Правления Национального банка от 25 февраля 2025 г. № 50. Изменения вступят в силу с 19 июня. Что нового ждет физических и юридических лиц, рассказала начальник управления электронных платежных инструментов главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Ольга Антонович, сообщает
БЕЛТА.
О каких приложениях идет речь
Для начала разберемся, что же такое платежные инструменты. По словам Ольги Антонович, существует три вида. Первый – платежные программные приложения (интернет-банкинг, мобильный банкинг), они требуют открытия и ведения счетов, их создают банки. Второй – платежные мобильные приложения. В отличие от предыдущего вида платежных инструментов их могут создавать не только банки. «На сегодня у нас пока что нет полной информации о том, какие же виды платежных мобильных приложений присутствуют на рынке Беларуси. Мы разработали форму отчетности. Предполагаем, что по итогам первого полугодия 2025 года поставщики платежных услуг нам предоставят соответствующую информацию», – отметила она.
Третий вид – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к электронным деньгам. «Это, например, приложение «Оплати», с использованием которого можно оплатить проезд в общественном транспорте и не только», – уточнила представитель Нацбанка.
К кому обращаться, если думаете, что платеж совершили не вы
Теперь перейдем к тому, что же меняется в работе с платежными приложениями. Так, определен порядок взаимодействия граждан и юридических лиц с банками по не санкционированным клиентами операциям, совершенным с использованием платежных инструментов. Клиентам не понадобится обращаться к разным поставщикам платежных услуг для решения вопросов с такими подозрительными операциями.
«Очень много у нас было запросов от клиентов, которые касались того, к кому же им обращаться, если они думают, что операция, которая проведена по их счету или электронному кошельку, совершена не ими. Мы немножко конкретизировали норму. Прописали, что в таком случае нужно обращаться к эмитенту платежного инструмента, с которым заключен договор на оказание платежных услуг. В частности, если это интернет-банкинг, то клиент должен обратиться в банк. Если это платежное мобильное приложение, когда клиент его скачивает, ему предоставляется соответствующее соглашение. Клиент читает, соглашается, ставит «птичку». И если какая-то операция вызывает подозрение, клиент обращается к своему партнеру, с которым заключил это соглашение. Что касается приложения «Оплати», эмитентом электронных денег является Белинвестбанк», – пояснила Ольга Антонович.
Требование пользователя о признании операции неавторизованной оформляется заявлением в письменной форме в адрес эмитента платежного инструмента, с которым у пользователя заключен договор на оказание платежных услуг.
Подтверждение, что операция совершена
Еще одна новая норма касается подтверждения совершения операции с использованием платежного инструмента. Правилами установлено, что при успешном завершении операции пользователю может быть выдан чек на бумажном носителе или предоставлен чек в электронном виде, в том числе путем направления на электронную почту. Также может быть сформировано и отправлено уведомление об авторизации. «Если чек не воспроизводится на бумажном носителе или воспроизводится только посредством вывода на экран периферийного оборудования, клиент может обратиться в банк, где открыт его счет, для получения информации по платежной операции. Банк эту информацию предоставляет, и в ней должны содержаться все данные, которые обычно фиксируются в чеке», – добавила Ольга Антонович.
Переход из интернет-банкинга на сторонние сайты для покупок
Кроме того, вводится норма о возможности перехода из платежного программного приложения банка (интернет-банкинг, мобильный банкинг) в программно-техническую инфраструктуру партнера банка (сайт, мобильное приложение либо иной электронный ресурс) для выбора и приобретения товаров, работ, услуг. Для этого в банке могут проводить аутентификацию клиентов – партнеров банка при условии достижения соглашения между банком и партнером. «Таким образом, клиенты будут уведомлены, что они находятся не в платежном программном приложении банка, чтобы не было никаких вопросов или претензий к банку. Важно, чтобы клиенты понимали: договор на реализацию товаров, работ и услуг заключается с партнером банка, а не с банком. Банк просто является проводником к соответствующему электронному ресурсу партнера», – обратила внимание начальник управления.
Представитель Нацбанка пояснила причину этого новшества. «Изменение внесено по предложению банков и других юридических лиц. Партнерство – это всегда интерес двух сторон. С одной стороны, это интересно банкам, с другой – иным юрлицам. Предполагается, что партнеры банка будут предлагать клиентам приобрести товары, работы, услуги, а также другие объекты гражданских прав. Изменения вступят в силу с 19 июня. Увидим, насколько эта норма будет работать, как будет развиваться ситуация», – сказала она.
В Нацбанке подчеркнули, что внесенные в правила изменения учитывают предложения граждан, юридических лиц, банков и будут способствовать повышению качества оказания платежных услуг в условиях ускоренного развития цифровизации финансового рынка. «Все новации в первую очередь нацелены на защиту прав потребителей. Мы делаем все, чтобы платежные операции, которые совершает клиент, были для него ясны, понятны и не было никаких вопросов», – подчеркнула Ольга Антонович.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА
Только по факту. В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья
В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Еще один шаг, направленный на защиту интересов граждан, – исключение предоплаты за оказание услуг по найму жилья. В этом случае клиентами выступают молодые люди, которые не имеют жилья, студенты, жалобы от которых поступают в Минюст. Оплачивать услугу потребители будут только после того, как для них подобрана квартира», – сказал Николай Старовойтов.
Он обозначил и другие ключевые нормы закона. Например, сохраняется действующий в настоящее время подход о запрете оплаты одной и той же риелторской услуги, оказываемой риелторской организацией в отношении одного и того же объекта недвижимости, обеими сторонами сделки с этим объектом.
«То есть законом четко зафиксировано, что риелторская организация может оказывать риелторские услуги только одной стороне сделки с объектом недвижимого имущества. Цель сохранения такого подхода – решение проблемы понуждения потенциальных покупателей к заключению договоров на оказание им услуг и взимание одной и той же риелторской организацией двойной оплаты как с покупателя, так и с продавца», – пояснил Николай Старовойтов.
По его словам, этот подход позволяет защитить интересы как продавца, поскольку риелторская организация будет стремиться к исполнению уже имеющегося перед ним обязательства по содействию в продаже объекта, так и покупателя, который зачастую не нуждается в услугах риелтора и соответственно не должен их оплачивать, однако не имеет возможности иначе приобрести данный объект недвижимости.
«В случае если другая сторона при такой ситуации все же пожелает воспользоваться услугами риелторской организации, ничто не препятствует ей обратиться в иную организацию, которая и окажет необходимую помощь или содействие», – отметил замминистра.
По информации
БЕЛТА
Госатомнадзор готовит новый перечень населенных пунктов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения
Департаментом по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси (Госатомнадзором) проводится плановая работа по актуализации перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, сообщили
БЕЛТА в департаменте.
Согласно законодательству, перечень пересматривается один раз в пять лет и корректируется в зависимости от изменения радиационной обстановки, в том числе с учетом данных уточняющего радиологического обследования территории населенных пунктов. Действующий перечень утвержден в 2021 году.
Работы по уточнению радиационной обстановки включают экспедиционные выезды с отбором проб почвы и последующим определением содержания радионуклидов цезия-137, стронция-90 и изотопов плутония. Уполномоченной организацией на проведение таких работ является Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды Минприроды (Белгидромет).
Госатомнадзором была сформирована рабочая группа из представителей Белгидромета, Гомельского облисполкома, Гомельского горисполкома, Института радиобиологии НАН и иных заинтересованных с целью дополнительного обследования Гомеля. Разработана поэтапная программа обследования, включающая определение уровней радиоактивного загрязнения отдельных участков населенного пункта, включенных в 2000–2016 годах в городскую черту. Состоялся экспедиционный выезд представителей Госатомнадзора и Белгидромета в Гомель, где на месте с участием членов рабочей группы проведен отбор проб почвы в 14 точках города. В соответствии с принятыми методиками пробы отбирались в местах массового пребывания людей – в непосредственной близости от детских садов, школ, больниц, других общественных мест.
Проведение измерений и интерпретация полученных результатов будут выполнены аккредитованными лабораториями Белгидромета и Института радиобиологии НАН Беларуси. Обоснованное решение об отнесении территории Гомеля к зоне проживания с периодическим радиационным контролем будет принято с учетом анализа банка данных Белгидромета, содержащего информацию о более чем 750 пробах по всем зонирующим радионуклидам.
Госатомнадзор и далее будет информировать о проводимых работах по уточнению радиационной обстановки с целью мониторинга и оценки динамики радиоактивного загрязнения, а также для принятия мер по защите населения.
По информации
БЕЛТА
Депутаты приняли в первом чтении законопроект по совершенствованию денежно-кредитной политики
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «Об изменении законов», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Проект Закона «Об изменении законов» внесен на рассмотрение Палаты представителей Советом Министров. Его разработка является очередным этапом проводимой Национальным банком системной работы по совершенствованию денежно-кредитной политики, в частности деятельности субъектов финансового рынка. Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Гражданский кодекс, законы «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О рекламе».
Законопроектом предусмотрено установление запретов на предоставление займов: физическим лицам ИП и юрлицами, не осуществляющими микрофинансовую деятельность, за исключением займов собственным работникам; в иностранной валюте между физическими лицами, а также в эквиваленте иностранных валют или в условных денежных единицах (за исключением близких родственников); под залог единственного жилого дома (квартиры).
Предусмотрено введение ограничений по размерам процентов и неустойки (штрафа, пени), взыскиваемых по договорам займа между физическими лицами, а также установление запрета на использование в рекламе рекламодателей, не являющихся микрофинансовыми организациями, в том числе в их наименованиях, слов «заем», «микрозаем», «микрофинансирование», «деньги в долг» или производных от этих слов.
Принятие норм, установленных законопроектом, будет способствовать усилению борьбы с недобросовестными займодавцами, защите прав и имущественных интересов граждан, а также сократит количество обращений, содержащих жалобы на некачественное оказание услуг.
По информации
БЕЛТА
Совет командующих погранвойсками СНГ принял 14 решений по итогам заседания в Москве
28 мая в Москве прошло 90-е заседание Совета командующих пограничными войсками (СКПВ) стран СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в Госпогранкомитете.
На заседании присутствовали руководители пограничных ведомств всех государств Содружества, а также представители Секретариата ОДКБ и Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС. Белорусскую делегацию возглавил председатель Государственного пограничного комитета Беларуси Константин Молостов.
В начале мероприятия с приветственным словом к участникам обратились директор Федеральной службы безопасности России Александр Бортников и заместитель Генерального секретаря СНГ Нурлан Сейтимов.
Члены совета обсудили обстановку на внешних границах стран СНГ и тенденции ее развития, заслушали проекты основ информационной политики в пограничной сфере и решений по ним. Стороны подвели итоги деятельности организации, а также оценили результаты проведения в 2025 году совместных специальных пограничных операций и определили задачи по их планированию на будущий год. В центре внимания также были результаты выполнения плана основных мероприятий СКПВ по подготовке и празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, вопросы гуманитарного сотрудничества. Решением СКПВ были поощрены военнослужащие, наиболее отличившиеся в защите и охране внешних границ государств – участников СНГ.
По итогам заседания приняты 14 решений, направленных на дальнейшее укрепление пограничной безопасности на внешних границах Содружества и расширение многостороннего пограничного сотрудничества.
Как дополнили в пресс-службе Исполнительного комитета СНГ, в заседании участвовала делегация во главе с заместителем генерального секретаря СНГ Нурланом Сейтимовым. В своем приветствии участникам встречи он отметил символичность проведения заседания в городе-герое Москве в год, который объявлен в СНГ Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне – Годом мира и единства в борьбе с нацизмом. «9 Мая. Граждане стран СНГ широко отметили эту важную дату, имеющую огромное историческое значение. День Победы, без преувеличения, остается священным праздником для народов стран Содружества, а память о нем является сегодня важнейшим объединяющим и сплачивающим фактором на просторах Содружества Независимых Государств», – подчеркнул он.
По словам Нурлана Сейтимова, в странах СНГ продолжается проведение множества приуроченных к этой дате мероприятий, направленных на увековечение подвига героев Великой Отечественной войны. Одним из примеров стало завершение международной военно-патриотической акции – «Эстафеты Победы» вдоль внешних границ государств – участников СНГ, организованной под эгидой совета. Он поблагодарил командующих пограничными войсками за вклад в укрепление единства и исторически сложившейся дружбы народов Содружества, сохранение памяти о героической борьбе наших народов против фашизма.
«Беспрецедентность событий, происходящих в современном мире, динамичность трансформации рисков и вызовов в реальные угрозы безопасности как отдельных государств, так и целых регионов, а также реальная практика обеспечения пограничной безопасности в сложившихся условиях указывают на необходимость согласования общих усилий в области охраны внешних границ Содружества», – уверен заместитель Генерального секретаря СНГ.
Координирующая роль в выработке и принятии совместных мер, направленных на укрепление стабильности и противодействие существующим вызовам и угрозам, по его словам, отведена Совету командующих пограничными войсками СНГ. С этой целью эффективно реализуется широкий комплекс мер, предусмотренных программой сотрудничества в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021–2025 годы. «На заседании Совета глав государств СНГ 10 октября 2025 года предполагается утвердить программу на 2026–2030 годы, которая разработана советом в целях дальнейшего надежного функционирования элементов системы обеспечения пограничной безопасности на внешних границах и поддержания стабильного положения на них в условиях динамичной трансформации геополитической ситуации на глобальном и региональном уровнях», – проинформировал Нурлан Сейтимов.
Он также выразил уверенность, что решения, принятые на заседании совета, станут достойным вкладом в поддержание стабильного положения на внешних границах СНГ и укрепление пограничного братства.
По информации
БЕЛТА