08.10.2018
Владимир Макей – о вкладе Беларуси в решение глобальных проблем и перспективах развития цифровой экономики
Интервью Министра иностранных дел Беларуси В.Макея «Радио ООН» (2 октября 2018 г., г.Нью-Йорк).
«Радио ООН»: Владимир Владимирович, мы Вас приветствуем в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН на полях 73-й сессии Генеральной Ассамблеи. Мы очень рады Вас видеть. Вы первым выступали вчера. Мы внимательно слушали Ваше выступление и хотели бы, что бы Вы для наших слушателей немножечко прошлись по основным тезисам Вашего выступления.
Сейчас Организация Объединенных Наций переживает достаточно сложный момент в своей истории. ООН активно критикуют, подвергают сомнению принцип многостороннего подхода к решению наиболее актуальных проблем современности. И не только на словах это происходит. Некоторые страны покидают ряды учреждений системы ООН, выходят из состава отдельных органов, отзывают свои обязательства по важным соглашениям. Что думают в Беларуси по поводу роли ООН в современном мире? Остается ли она по-прежнему востребованной или же пришло время искать новые форматы сотрудничества между государствами?
В.Макей: Вы знаете, то, что ООН критикуют означает, что Организация все-таки действует, работает и живет. Если бы ничего не делалось в рамках ООН, если бы ничего не предпринималось по различным направлениям деятельности этой Организации, то и критиковать было бы не за что.
Понятно, что ситуация в мире меняется, и меняется стремительно. Наверное, такая мощная, огромная организация, как ООН не всегда успевает оперативно адаптироваться к этим меняющимся условиям. Поэтому, наверное, и звучит какая-то критика.
Но мы в Беларуси считаем, что ООН – Организация Объединенных Наций – чрезвычайно необходима сегодня, нужна и именно она должна играть определяющую роль в будущем, в перспективе, в том, что касается строительства справедливого миропорядка. ООН с этой целью создавалась: с целью обеспечения мира, безопасности и стабильности на всей планете. Она сегодня, чтобы кто ни говорил, выполняет эту роль в целом. Но, к сожалению, стремительно появляющиеся новые вызовы и угрозы заставляют искать адекватные ответы на них, и ООН, а это необходимо откровенно признать, не всегда оперативно откликается на эти вызовы и угрозы.
Поэтому наша общая задача состоит в том, чтобы мы оперативно, адекватно реагировали на те проблемы, которые так стремительно возникают у нас в нашей повседневной жизни – это экономические проблемы, конечно же, вопросы, связанные с безопасностью, гуманитарные проблемы и так далее.
Но еще раз повторюсь: мы считаем, что ООН должна оставаться ядром наших усилий по обеспечению мира, безопасности и стабильного развития на планете.
«Радио ООН»: В чем Вы видите сильные и слабые стороны Организации? По каким направлениям могла бы осуществляться реформа ООН, по Вашему мнению?
В.Макей: Я уже сказал, в чем мы видим слабые стороны. Слабые стороны – это то, что, наверное, существует слишком большой бюрократический механизм, который не позволяет нам быстро находить ответы на те проблемы, которые возникают ежедневно и ежечасно. Вот эта медлительность и не разворотливость.
Но сильные стороны в том, что в любом случае, как бы то ни было, ООН видит эти проблемы, старается сфокусировать внимание на решении этих проблем и принимает в конечном итоге те или иные решения, которые позволяют двигаться дальше и преодолевать те препятствия, которые возникают на нашем пути.
Это касается и вопросов безопасности. Например, сегодня по общему признанию актуальной является проблема борьбы с терроризмом, с терроризмом в цифровую эпоху и так далее. ООН видит эти проблемы. Не случайно была введена некоторое время назад должность заместителя Генерального секретаря, который занимается исключительно этими вопросами. То есть ООН шагает в ногу со временем.
Конечно, мы говорим об этом и обсуждаем эти вопросы. Мы видим, что надо двигаться быстрее. Это тоже недостаток сегодня, что в ООН не видно общего стремления со стороны всех государств найти решение вопроса. Очень многие государства зацикливаются только лишь на каких-то взаимных обвинениях в адрес друг друга. Мы видим, что и в Совете Безопасности ООН происходит то же самое. Совет Безопасности ООН сегодня представляет площадку, где стороны просто обвиняют друг друга, не хотят слышать друг друга. Это вредит нашей общей цели – цели достижения всеобщего мира, спокойствия и безопасности на планете. Поэтому нам нужно уходить от этого. Надо быть более ответственными в этом плане. И это задача и всех структур ООН, и, конечно же, отдельных государств.
Но я еще раз хотел бы подчеркнуть, что Организация нам по-прежнему нужна как уникальная площадка, платформа для сотрудничества, как действенный многосторонний механизм, который основан на выработанных в свое время справедливых принципах. И эти принципы отражены в Уставе ООН.
Нам кажется, что очень важно в будущем сделать так, чтобы «команды ООН» на местах, а это масса агентств, большое количество сотрудников в тех или иных странах, работали очень эффективно, результативно и в тесной координации со странами, в которых они находятся. Нам кажется, что, если будет такая нацеленность на результат и готовность конструктивно взаимодействовать с государствами-пребывания, тогда успех будет обеспечен и на местах, и это будет означать успех деятельности Организации в целом.
«Радио ООН»: Говоря о необходимости укрепления многостороннего подхода, скажите, пожалуйста, какой вклад вносит Беларусь в решение глобальных проблем?
В.Макей: Вы знаете, Беларусь старается быть донором безопасности. Мы никогда не были каким-то возмутителем спокойствия. Мы когда с Вами раньше встречались, я говорил, что мы не имеем никаких ни к кому территориальных претензий, не выдвигаем обвинения в адрес других сторон в связи с теми или иными событиями.
Мы хотим мира и спокойствия в нашем регионе, мира и спокойствия в мире в целом. Почему? Потому, что Беларусь как небольшое государство очень зависит от стабильности в мире. Наша экономика открытая. Я говорил на выступлении, что мы 60-70 процентов производимых в стране товаров экспортируем, поэтому наша выживаемость зависит от нашей способности торговать с внешними партнерами и от спокойствия на внешних рынках. Сегодня мы страдаем от той конфронтации, которую мы наблюдаем в нашем регионе: от санкций и контрсанкций, от взаимных обвинений. Мы хотели бы уйти от этого. Поэтому мы стараемся занимать нейтральную позицию по чувствительным вопросам, связанным с вопросами обеспечения мира и безопасности в регионе.
Мы очень привержены идеям устойчивого развития – Повестке дня-2030. Мы предпринимаем огромные усилия по реализации тех задач, которые отражены в глобальной Повестке дня-2030. Почему? Потому, что это связано с устойчивым развитием государства, устойчивым развитием экономики, устойчивым развитием иных сфер жизнедеятельности государства. Очень привержены этой идеи.
В этой связи мы продвигаем идею большей выработки конкретной стратегии в рамках ООН, направленной на развитие стран со средним уровнем дохода. Это большая группа государств. Это 5 миллиардов населения, огромный экономический потенциал. Но, к сожалению, многие сегодня думают, что государства со средним уровнем дохода в состоянии выжить сами и им не нужно помогать как, например, бедным государствам. Это отнюдь не так. В этих государствах тоже проживают три четверти населения за чертой бедности. Нам нужно исходить не только из дохода на душу населения, но выработать какие-то критерии, которые отражали бы реальную ситуацию, связанную с жизнедеятельностью этих государств.
Поэтому мы предложили созвать соответствующую встречу под эгидой руководства Генеральной Ассамблеи ООН. Такая встреча высокого уровня состоится 4 декабря этого года. Мы вчера обсуждали с председателем Генеральной Ассамблеи ООН формат, содержание этой встречи. Мы надеемся, что эта встреча придаст новый импульс, в том числе и в деятельности ООН.
Хочу сказать, что это не означает, что мы намерены выделить эти государства в какую-то отдельную категорию. Нет, мы наоборот хотим, чтобы эти государства были более активно встроены в общую стратегию экономической, гуманитарной, политической деятельности ООН. Мы намерены всецело содействовать тому, чтобы наоборот это привело к большей активности ООН на международной арене.
Что касается политических вопросов, вопросов безопасности, то, как я уже сказал, для нас это очень актуально. Мы видим наш вклад в том, чтобы не повышать конфронтационный уровень в отношениях между государствами, не способствовать дальнейшему нагнетанию напряженности в нашем регионе и в мире в целом, а наоборот способствовать установлению большего мира и безопасности.
Некоторое время назад Президент Республики Беларусь выдвинул идею о необходимости широкого масштабного международного диалога, который учитывал бы новые вызовы и угрозы и привел бы в конечном итоге к выработке взаимоприемлемых решений, направленных на снижение уровня конфронтационной напряженности.
Мы активно работаем сегодня с зарубежными партнерами, аналитическими структурами по реализации этой идеи. Я убежден, что рано или поздно она найдет свой отклик в умах и сердцах и политиков, и руководителей государств. Мы считаем, что это серьезный вклад в наше общее дело по укреплению мира и безопасности на планете под эгидой ООН.
«Радио ООН»: Владимир Владимирович, в своем вчерашнем выступлении Вы говорили о вызовах, которые ставит перед государствами развитие цифровых технологий. Каковы перспективы развития цифровой экономики в Беларуси?
В.Макей: Конечно же, мы видим, что будущее – за новыми технологиями, высокими технологиями, за цифровыми технологиями. Многие говорят о том, что будущая экономика – это экономика цифровизации. В этом есть доля истины. Но параллельно мы должны видеть и какие-то, скажем так, негативные аспекты, которые повлечет за собой, будем говорить в кавычках, тотальная цифровизация нашей жизни. Потому что наверняка исчезнет ряд профессий, наверняка закроется ряд предприятий, которые будут не нужны. И даже некоторые сферы деятельности прекратят свое существование. Поэтому это связано и с человеческим фактором. Нам нужно будет думать, куда трудоустроить ту рабочую силу, которая была высвобождена. Даже эти размышления говорят о том, что будущая цифровизация несет с собой и ряд, скажем так, опасностей. Мы должны думать об этом. Но вместе с тем мы видим, что за цифровой экономикой будущее и здесь, конечно, важно не просто не отставать, но и шагать в ногу со временем и даже опережать его.
У нас идея развития цифровой экономики обсуждалась уже давно. Некоторое время назад, в начале этого года, Президент Беларуси принял соответствующий декрет о развитии цифровой экономики. Мы видим свою задачу в том, чтобы сделать Беларусь ИТ-страной. У нас активно действует Парк высоких технологий. После принятия декрета Президента о развитии цифровой экономики количество резидентов Парка возросло на одну треть буквально за несколько месяцев. Сегодня Парк активно развивается, активно осуществляет экспортную деятельность. Поэтому мы видим свою задачу в том, чтобы уделять огромное внимание развитию цифровой экономики. Декрет Президента очерчивает общие рамки развития цифровой экономики в Беларуси. Сейчас мы работаем над подготовкой конкретных подзаконных актов, которые будут посвящены конкретным сферам деятельности, связанным с развитием цифровых технологий в нашей стране.
Я убежден, что тот опыт, тот потенциал, которым обладает Беларусь, поможет нам действительно оставаться, как минимум, в рядах передовых государств, которые занимаются развитием цифровых технологий. За этим будущее.
По сообщению официального сайта Министерства иностранных дел Республики Беларусь
Роман Головченко – о политике Нацбанка, белорусском рубле и «заржавевшем печатном станке»
Правительство и Нацбанк вместе решают поставленные Президентом задачи по обеспечению устойчивого экономического развития страны: запущен новый инвестиционный цикл, обеспечена устойчивость бюджета, достигнут максимальный уровень зарплаты за всю историю. Об этом и не только беседа с Председателем Правления Национального банка Беларуси Романом Головченко.
Цели и задачи
– Роман Александрович, при назначении вас председателем Правления Нацбанка Президент отметил, что вы всегда хотели «большей вовлеченности банка и банковской системы в экономику». При этом некоторые «аналитики» и «эксперты» восприняли смену руководства Нацбанка как сигнал, что политика регулятора в корне изменится. Это действительно так?
– Конечно же, нет. Смена руководства Национального банка не означает изменения курса проводимой регулятором денежно-кредитной политики. Наша главная цель остается неизменной: обеспечить ценовую и финансовую стабильность и способствовать устойчивому экономическому развитию страны. Стабильные цены и курс валют, надежная работа платежной системы, ресурсная поддержка банками реального сектора экономики – все эти фундаментальные задачи, как и прежде, находятся в центре внимания и ответственности Национального банка как регулятора.
В то же время, как справедливо отметил Глава государства, банковская система должна быть более активно вовлечена в экономику. И здесь наш ключевой приоритет на ближайшие годы – способствовать росту инвестиций.
Инвестиции – это кровь экономики. Это новые технологии, повышение эффективности производств, создание современных рабочих мест и в конечном счете рост заработной платы и качества жизни наших граждан. Поэтому мы ориентируем банки на приоритетное финансирование эффективных инвестиционных проектов, способных дать максимальную отдачу, и на формирование для этого необходимых долгосрочных ресурсов.
При этом мы смотрим шире, полагая, что решать эту задачу должен не только банковский сектор. Планируем активнее подключать к финансированию инвестиционного развития и небанковские кредитно-финансовые организации, создавая для них условия для роста и внедрения новых прогрессивных инструментов поддержки. Более того, нельзя игнорировать и современные источники финансирования, такие как цифровые активы. Наша задача – создать сбалансированную и многоуровневую систему финансирования белорусской экономики.
– А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на финансовом и валютном рынках? Президент недавно с долей юмора сказал, что наш «печатный станок» заржавел.
– Действительно, мировая финансовая система переживает непростые времена, и это, конечно, оказывает влияние на курсы валют.
Однако белорусский рубль демонстрирует устойчивость. С 2015 года Национальный банк придерживается политики плавающего обменного курса: он формируется на основе реального спроса и предложения на валютном рынке, отражая фундаментальные экономические процессы. Мы лишь сглаживаем резкие конъюнктурные колебания, не вмешиваясь в основной тренд.
За последние годы была проделана огромная работа по укреплению доверия к национальной валюте, смело можно говорить, что белорусский рубль стал устойчивой валютой. В рамках реализации совместной с Правительством Стратегии девалютизации экономики мы последовательно «отвязываем» от иностранной валюты налоги, арендную плату, тарифы, сокращаем ее использование во внутренних расчетах. Граждане стабильно продают иностранную валюту, предпочитая хранить средства на рублевых вкладах в банках. Как результат, несмотря на колебания мировых валют, наш внутренний валютный рынок сбалансирован. К слову, за первые пять месяцев 2025‑го белорусский рубль укрепился к доллару США на 13,7 процента, при этом несколько ослаб к российскому рублю – на 12,8.
Что касается меткого замечания Президента о «заржавевшем печатном станке» – это действительно отражает наш подход. Мы не прибегаем к бездумной эмиссии денег для закрытия текущих потребностей и строго контролируем объем денежной массы в экономике, чтобы он соответствовал реальным потребностям и не провоцировал рост цен. Например, прирост средней широкой денежной массы в мае 2025 года составил 16,2 процента в годовом выражении, что является умеренным показателем. Важнейший инструмент в этой работе – наша процентная политика. Привлекательные ставки по рублевым вкладам – например, по долгосрочным безотзывным они достигают более 15 процентов годовых – не только стимулируют граждан сберегать в национальной валюте, но и формируют столь необходимую ресурсную базу для кредитования экономики.
Ставка на ставку
– Многие задаются вопросом: почему Нацбанк не поднимает ставку рефинансирования, раз Центробанк РФ в последнее время держит ключевую ставку на довольно высоком уровне?
– Хочу отметить, что ставка рефинансирования это всего лишь один из инструментов денежно-кредитной политики. Решение об уровне ставки рефинансирования принимается центробанками исходя из текущей экономической ситуации, прежде всего уровня инфляции.
Ключевая ставка российского Центробанка сейчас – на уровне 20 процентов, что объясняется высокими темпами роста потребительских цен – около 10 процентов. Это в два с половиной раза выше цели Банка России в 4 процента. Отрыв от цели наблюдается достаточно давно – с июля 2023 года. Чтобы переломить тенденцию, регулятор вынужден проводить жесткую процентную политику. Так делают все центральные банки, когда инфляция устойчиво превышает свой целевой уровень.
В Беларуси же ситуация иная. Во-первых, у нас инфляция ниже, во-вторых, она ближе к своему целевому значению в 5 процентов. В настоящее время темп прироста потребительских цен выше цели, но не критично. В условиях замедления экономического роста и ускорения инфляционных процессов у наших основных торговых партнеров это вполне допустимо. По сути, это компромисс в пользу поддержки деловой активности и экономического развития нашей страны. Инфляция остается под контролем. Ставка рефинансирования равна 9,5 процента, что выше инфляции и гарантирует положительную реальную стоимость денег.
Надежное плечо
– На встрече с руководителями банков Беларуси вы требовали, чтобы преимущество в работе банковской системы отдавалось финансированию реального сектора экономики – «там создается добавленная стоимость». Как выстраивается эта работа?
– Безусловно, банки – это не только посредники в финансовых операциях, но и драйверы экономического роста, кровеносная система экономики. Банковское кредитование является важнейшим источником ресурсов, необходимых для развития бизнеса.
Динамика 2025 года подтверждает активное участие банков в финансовой поддержке реального сектора. Объем предоставленных за 4 месяца кредитов составил 55 млрд рублей, что на 7,2 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Около 81 процента кредитов предоставлено в белорусских рублях. Задолженность по кредитам юридических лиц выросла на 2,2 млрд рублей. При этом более 70 процентов прироста составили долгосрочные кредиты.
В апреле текущего года Национальный банк определил приоритетные направления поддержки экономики банковским сектором. Акцент смещен в сторону инвестиционного финансирования предприятий, рост которого по итогам года должен составить не менее 16 процентов. При этом банкам предложено ограничить темпы прироста задолженности по потребительским кредитам на уровне 12 процентов, за исключением кредитования товаров отечественного производства, и направить свободные ресурсы на инвестиционное кредитование.
С учетом принятых решений банки уже скорректировали свои планы на текущий год.
Необходимым условием их выполнения, конечно, является наличие стабильной ресурсной базы, в первую очередь долгосрочной.
Следует отметить, что с начала 2025 года остатки долгосрочных вкладов населения на срок один год и более в белорусских рублях увеличились на 12,7 процента и составили 10,1 млрд рублей. При этом их доля в общем объеме вкладов физических лиц в национальной валюте достигла 84,7 процента.
Для закрепления такой положительной тенденции банки ориентированы на поддержание наиболее привлекательных условий по срочным безотзывным банковским депозитам физических лиц в национальной валюте со сроком возврата более одного года.
Полагаем, что в комплексе все принятые решения позволят достичь целей, установленных Главой государства.
Цифра в помощь
– Вопросы доступности финансовых услуг для граждан и предприятий напрямую увязаны с цифровизацией финансового сектора. Какие приоритеты перед банковской системой ставит в этом вопросе Национальный банк?
– Цифровизация – это ключ к доступности финансовых услуг для каждого белоруса. Национальный банк видит своей приоритетной задачей дальнейшее развитие современной технологической среды. Сегодня оплата телефоном, QR-кодом или бесконтактной картой уже привычное дело. Доля безналичных платежей в рознице достигла 64 процентов.
Мы пошли дальше: создана Межбанковская система идентификации, благодаря которой любой гражданин может не выходя из дома стать клиентом любого банка страны и получить необходимые услуги. Мы упростили процедуру заключения юридически значимых сделок: теперь многие из них можно совершать в электронном виде, используя современные программные средства, без необходимости применения электронной цифровой подписи, что раньше могло быть барьером для некоторых граждан. Для повышения удобства и безопасности платежей внедрена возможность использования биометрических данных для подтверждения операций. Активно развивается и система мгновенных платежей, позволяющая переводить деньги родным или друзьям за считаные секунды, зная лишь номер их мобильного телефона, в том числе и за рубеж. Национальный банк продолжит поддерживать внедрение таких инноваций, обеспечивая надежную технологическую и правовую основу.
Что касается цифрового белорусского рубля, то это не просто дань моде, а стратегическая необходимость. Весь мир движется в сторону цифровых национальных валют, и мы не можем оставаться в стороне, иначе придется пользоваться чужими цифровыми деньгами. Национальный банк еще в 2022 году приступил к реализации проекта по созданию цифрового белорусского рубля. Главные цели – это, во-первых, укрепление нашего платежного суверенитета. Во-вторых, это новый технологический уровень для платежной системы, которая будет работать в том числе на технологии блокчейн. И в-третьих, это снижение издержек при расчетах – как для предприятий во внешней торговле, так и для обычных платежей внутри страны.
Мы планируем, что уже к середине 2026 года начнется постепенное внедрение цифрового рубля. Это сделает финансовые операции еще более быстрыми, удобными и безопасными.
– Обратная сторона цифровизации финансовых отношений – рост киберугроз. Что наша банковская система может противопоставить этому вызову современности?
– Вы абсолютно правы, цифровизация несет не только преимущества, но и новые вызовы, главный из которых – обеспечение кибербезопасности. Защита финансовой системы и сбережений наших граждан от преступных посягательств является безусловным приоритетом для Национального банка и всей банковской системы страны. Мы противопоставляем этому вызову комплексную, эшелонированную систему защиты, которая работает на нескольких уровнях: законодательном, технологическом и образовательном.
Во-первых, создана прочная законодательная и организационная основа. Ключевым шагом стало принятие Указа Президента № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Этот документ, подготовленный Национальным банком, позволил нам с 1 марта 2024 года запустить полномасштабный механизм противодействия кибермошенничеству. В его основе – тесное информационное взаимодействие между банками и правоохранительными органами через нашу автоматизированную систему обработки инцидентов (АСОИ). В каждом банке созданы и работают в круглосуточном режиме специализированные подразделения, которые вправе приостанавливать подозрительные операции на срок до двух суток для проверки. В свою очередь правоохранительные органы могут продлить этот срок до десяти суток для проведения необходимых мероприятий. Это дает нам драгоценное время, чтобы остановить хищение средств.
Во-вторых, мы выстроили мощный технологический щит. Все банки внедрили современные антифрод-системы. Это не просто программное обеспечение, а интеллектуальные комплексы, которые в режиме реального времени анализируют миллионы транзакций по заданным признакам и выявляют несанкционированные операции. И эта система уже доказывает свою эффективность. Только за пять месяцев 2025 года благодаря работе антифрод-систем были приостановлены переводы на общую сумму 1,8 миллиона рублей – почти 40 процентов от объема похищенных средств. Это деньги, которые не попали в руки мошенников и остались у наших граждан.
В мае 2025 года мы завершили формирование отраслевой системы кибербезопасности. На базе Белорусского межбанковского расчетного центра создан уникальный «мозговой центр», который осуществляет мониторинг киберугроз в масштабах всей банковской системы страны и координирует действия по их предотвращению.
Но, конечно, самый главный наш союзник в этой борьбе – финансово грамотный и бдительный гражданин. Мы видим, что подавляющее большинство инцидентов – свыше 94 процентов – связано с методами социальной инженерии, когда люди под психологическим давлением сами передают мошенникам свои данные.
Поэтому Национальный банк совместно с заинтересованными государственными органами, банками и другими участниками финансового рынка проводит системную работу по повышению финансовой грамотности населения. Это и прямая работа с клиентами, и социальная реклама, и постоянное освещение темы в средствах массовой информации. Наша задача – вооружить каждого человека знаниями, которые позволят ему вовремя распознать действия мошенников и не поддаться на их уловки.
Владислав Сычевич, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Максим Рыженков: белорусско-российская повестка является неизменно интенсивной и насыщенной на всех уровнях
Белорусско-российская повестка является неизменно интенсивной и насыщенной на всех уровнях. Об этом заявил журналистам Министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков по итогам переговоров с главой МИД России Сергеем Лавровым на совместной пресс-конференции, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
Максим Рыженков поблагодарил принимающую сторону и лично Сергея Лаврова за прекрасную организацию первого официального визита в Россию, который прошел в атмосфере полного взаимопонимания, стратегического доверия и союзнической солидарности.
Министр подчеркнул: «Особое внимание я хотел бы придать возложению белорусской делегацией венка к Могиле Неизвестного Солдата в год 80-летия Великой Победы, который не только глубокий символ исторической общности, но и показатель братства и преемственности, которые были в основе отношений между нашими народами и 80 лет назад, и сегодня и которые являются надежной основой для и дальнейшей поддержки и содействия друг другу при решении любых вопросов, стоящих перед нами на сегодняшнем этапе».
«Мы за два дня переговоров в узком и расширенном формате обсудили весь спектр вопросов двустороннего взаимодействия, включая реализацию решений в рамках Союзного государства, а также международную повестку практически до мелочей разобрали. Также сегодня мы обсуждали вопросы разрешения украинского кризиса, возможного участия Республики Беларусь в достижении мирного урегулирования, перспективы прочного и справедливого мира в Европе в целом и построения новой архитектуры системы безопасности на общеевразийском пространстве», – сказал глава белорусского внешнеполитического ведомства.
«Благодарим российских коллег за оперативное и исчерпывающее информирование о контактах с украинской стороной и США, с партнерами в ЕС, за стремление услышать и учесть мнение Минска относительно происходящих сегодня процессов и учета наших интересов в этом переговорном процессе. Такой уважительный подход в полной мере отвечает высокому уровню и духу взаимодействия в рамках Союзного государства», – резюмировал Максим Рыженков.
По информации
БЕЛТА
Встреча Президента Беларуси с губернатором Калининградской области России
Президент Беларуси Александр Лукашенко 9 июня встретился с губернатором Калининградской области России Алексеем Беспрозванных.
Приветствуя руководителя региона, Глава государства заметил, что с ним встречается впервые, хотя это уже второй визит Алексея Беспрозванных в Беларусь, он уже более-менее знаком со страной и ее возможностями.
Президент напомнил, что в советские времена, образно говоря, Беларусь была ответственной за Калининградскую область и с тех времен в стране сохранилось особое отношение к этому региону. «Мы готовы всегда подставить вам плечо, – заверил Александр Лукашенко. – Мы живем в суверенных независимых государствах, но у меня всегда это чувство, когда я давным-давно бывал в Калининградской области и когда ко мне приезжают люди из Калининградской области… Я, поверьте, чувствую свою ответственность, как и белорусы, за этот уголок нашего общего отечества. Поэтому вы можете на нас надеяться в том, на что мы способны в Беларуси».
В продолжение разговора Глава государства подчеркнул: «Калининградцы – люди наши. Мы всегда об этом знаем. Если бы можно было посчитать, сколько там белорусов среди россиян и других (но это невозможно, я никогда в своей практике этого не делал), то там подавляющее большинство, наверное, было бы белорусов».
Говоря о торгово-экономическом сотрудничестве с Калининградской областью, Александр Лукашенко отметил некоторое снижение во взаимной торговле, в том числе по экспортным поставкам из Беларуси. В этом, по его словам, значительная доля ответственности белорусской стороны. «Вы как хороший промышленник, насколько я знаю (Алексей Беспрозванных долгое время работал в промышленном секторе, в том числе являлся заместителем Министра промышленности и торговли России. – Прим.), понимаете, о чем идет речь, и приложите все усилия, поможете, подскажете для того, чтобы мы, Беларусь и Калининградская область, все-таки не падали в нашем товарообороте, а показывали пример другим по росту товарооборота. Мы также будем стараться, чтобы достичь как минимум того, что было у нас», – сказал Президент.
Глава государства констатировал наличие некоторых сложностей с логистикой поставок в этот российский регион, из-за чего белорусские товары и продукция следуют длинными маршрутами: сначала на север, а потом на юго-запад. «Но это не оправдание того, что мы немножко свалились в последнее время», – выразил уверенность Александр Лукашенко и предложил ряд направлений, где стороны могут усилить сотрудничество.
Алексей Беспрозванных в этом плане заметил, что стороны ставят перед собой амбициозную цель – восстановить досанкционный уровень товарооборота. «Вы говорите, что это по причине Беларуси (упали объемы торговли. – Прим.). Абсолютно не так. Мы видим прекрасно, что сегодня те ограничения, которые наши недружественные соседи создают, – ровно та причина, которая не позволяет нам в полной мере реализовывать имеющийся потенциал, – подчеркнул глава региона. – Нас ограничивают со стороны железнодорожного, автомобильного транспорта. Мы видим снижение этого потока, что связано исключительно с искусственным созданием барьеров со стороны недружественных соседей. Но бизнес уже подстроился, адаптировался. Не этими каналами – значит, другими будем возить продукцию. Мы сегодня переключились на морское сообщение».
Одной из сфер, где стоит усилить взаимодействие, было названо строительство. Беларусь готова предложить свои возможности и специалистов в области проектирования и возведения различных объектов, в том числе масштабных и сложных. В качестве примера Президент привел совместную работу, проведенную в свое время по строительству ТЭЦ. «Я часто привожу в пример это: даже Анатолий Борисович Чубайс удивился, что белорусы могут построить серьезное сооружение, типа ТЭЦ, которую мы вместе с вами тогда строили», – сказал он.
Традиционно перспективное направление сотрудничества – поставки пассажирского транспорта различных классов: автобусов, электробусов, трамваев, троллейбусов. «Мы это умеем делать. Мы сохранили компетенции, которые были присущи в советские времена», – заметил Александр Лукашенко.
Президент обратил внимание, что Алексей Беспрозванных, работавший на протяжении ряда лет заместителем Министра промышленности и торговли России, хорошо знает этот сектор экономики и его значение для развития страны.
Особый акцент Глава государства сделал на возможностях совместной работы в сфере станкостроения. «Без станков в промышленности ничего не бывает. Мы также сохранили с советских времен наш уровень производства станков. Станкостроительная отрасль у нас приличная. Мы добавили прилично в этом плане. Мы производим, как вы знаете, токарные, фрезерные, шлифовальные, прочие станки», – обозначил Президент возможности отечественной промышленности. Он обратил внимание, что для России и Беларуси вопрос производства собственных станков довольно остро встал в последнее время, поэтому была разработана и реализуется профильная совместная программа для развития станкостроения.
Широко известны возможности Беларуси в производстве лифтов, и это направление стороны также могут успешно развивать. Тем более что в Калининградской области, как и в других регионах России и ряде постсоветских стран, есть необходимость в замене старого лифтового оборудования.
«Многие из лифтов, которые мы устанавливали в советские времена, сроки свои уже исчерпали, поэтому очень большие очереди в постсоветских республиках на закупки лифтов, их постоянно не хватало. Но будьте уверены, что для Калининградской области, если это нужно будет, мы изготовим нужное количество лифтов», – сказал Глава государства.
Александр Лукашенко подчеркнул значительные возможности Беларуси по экспорту широкой линейки продовольственных товаров в российский регион. Тем более подобный опыт уже имеется. В прежние годы белорусское сельское хозяйство было ориентировано в том числе на Калининградскую область.
«Будьте уверены, что, несмотря на определенные проблемы с логистикой, мы нужное количество поставим продуктов питания. Всяких. В том числе и картошки несчастной. Мне уже сегодня Правительство доложило, что свежая молодая картошка белорусская на прилавки пошла», – сказал Президент.
Глава государства на встрече с губернатором затронул не только вопросы двусторонней повестки, но и акцентировал внимание на общих экономических вопросах. В частности, на необходимости увеличивать производительность труда и повышать конкурентоспособность на внешних рынках.
«У нас есть у кого учиться. Давайте будем откровенны: европейцы в этом плане молодцы», – заявил Президент.
Он отметил, что с учетом дефицита трудовых ресурсов в Беларусь начали приезжать люди из других регионов мира, что вызвало определенную реакцию в обществе. «Я говорю: хорошо, мы никого сюда (звать не будем. – Прим.), у нас жестко это контролируется, но тогда производительность труда надо как в Евросоюзе – в три-пять раз выше. Потому что, если мы не будем конкурентными с Европейским союзом, нам нечего там делать (в плане торговли товарами. – Прим.), особенно Калининграду и Беларуси. Потому что у нас та экономика, которая присуща всему Европейскому союзу. И с ними надо конкурировать. А значит, это прежде всего рабочий человек», – сказал Александр Лукашенко.
«Мы решаем эти проблемы. И я уверен, что решим. Главное – не создавать дополнительных трудностей. Чтобы ключевая ставка была нормальная, чтобы промышленники прежде всего могли взять кредиты и использовать их – произвести нужный товар, продать. На огромном пространстве нашего отечества надо все. Не назовешь ни одного товара, который бы нашим людям не нужен был. На это надо ориентироваться. А то, что продадим за рубежом, это в плюс», – добавил Президент.
В СНГ утверждены три новые концепции – в области легкой промышленности, воздушного движения и охраны здоровья
В Содружестве Независимых Государств утверждены новые концепции развития сотрудничества в области легкой промышленности, гармонизации национальных систем организации воздушного движения и в области охраны здоровья населения. Соответствующие решения были приняты на заседании Совета глав правительств СНГ, которое состоялось 5 июня в Душанбе. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Исполкома СНГ.
В частности, члены СГП утвердили Концепцию развития сотрудничества стран Содружества в области легкой промышленности и план мероприятий по ее реализации. Необходимость данных документов обусловлена научно-техническими достижениями в названной сфере и развитием экономической и технологической базы государств.
Практически все страны СНГ обладают достаточным сырьем, ресурсами и потенциалом для дальнейшего развития легкой промышленности, что создает условия и стимулирует углубление сотрудничества как для удовлетворения собственных нужд, так и расширения экспортного потенциала. Концепция предполагает развитие различных форм кооперации в эффективной переработке сырья животного и растительного происхождения, взаимодействия с химической и нефтехимической отраслями промышленности для сырьевого обеспечения растущего производства смесовых тканей из химических и искусственных волокон и нитей, координацию межгосударственных и межотраслевых связей для обеспечения кооперации с технологически сопряженными с легкой промышленностью смежными отраслями экономики. Также запланированы инновационное развитие технологий и модернизация оборудования, техническое перевооружение, модернизация действующих и создание новых экономически эффективных, ресурсо- и энергосберегающих и экологически безопасных производств легкой промышленности и переработки отходов производства и потребления продукции.
В рамках концепции предлагается сотрудничать по вопросам унификации требований безопасности продукции легкой промышленности, создания центров компетенций по обмену знаниями, проведению обучения по испытаниям продукции легкой промышленности по требованиям безопасности и качества в рамках межгосударственных стандартов и нормативных правовых актов государств – участников СНГ, совершенствования нормативных правовых актов. Реализация концепции и плана позволит странам Содружества выйти на более высокие уровни коммуникации по развитию и углублению межгосударственного сотрудничества в области производства товаров народного и промышленного потребления и объединит усилия в технологическом обновлении, расширении ассортимента, увеличении объемов производства и экспорта конкурентоспособной, инновационной и безопасной продукции.
Второй документ – Концепция гармонизации национальных систем организации воздушного движения – разработан на основе предложений заинтересованных государств – участников СНГ. Действующая до этого аналогичная Концепция подлежит признанию утратившей силу, так как за прошедший 21 год с момента ее принятия авиационная отрасль претерпела значительные изменения.
В современных условиях гармонизация национальных систем организации воздушного движения должна быть ориентирована на обеспечение однородности регулирующих правил, стандартов, процедур и операционных характеристик с целью упрощения процесса взаимодействия национальных аэронавигационных систем. Для качественного решения задач и реализации планов гармонизации национальных систем организации воздушного движения необходимо новое видение процесса, основу которого составляют современные технологии и процедуры, обеспечивающие преемственность в развитии безопасности полетов и модернизацию. Взаимодействие предусматривает программный и гибкий системный технический подход, позволяющий всем государствам совершенствовать национальные планы развития систем организации воздушного движения, исходя из эксплуатационных требований.
Мероприятия концепции направлены на дальнейшую гармонизацию национальных аэронавигационных систем с целью повышения безопасности полетов гражданской авиации и экономической эффективности использования воздушного пространства государств – участников СНГ, ориентированную на обеспечение однородности регулирующих правил, стандартов, процедур и операционных характеристик с целью упрощения процесса их взаимодействия.
Необходимость соответствовать современным тенденциям в развитии медицины стала основной причиной актуализации еще одной концепции – по сотрудничеству в области охраны здоровья населения. В рамках Содружества Независимых Государств действует концепция, которая была утверждена главами правительств более 20 лет назад. За этот период в медицине произошли новые научные открытия, активно используются современные информационные технологии и IT-системы, развиваются персонализированная медицина и другие явления, которые будут определять развитие медицины в ближайшие годы.
В некоторых странах Содружества сформирована смешанная модель здравоохранения, в ряде стран внедрена система обязательного медицинского страхования, расширена экономическая самостоятельность медицинских учреждений, сформирован рынок медицинских услуг. Неизменным остается желание в развитии сотрудничества и обмена опытом лучших практик в здравоохранении. Учитывая все эти факторы, Совет по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ предложил внести ряд изменений и дополнений в документ.
В первую очередь уточнена формулировка понятия «охрана здоровья», прописаны новые принципы сотрудничества: содействие социальному и экономическому развитию государств – участников Содружества, открытость к взаимодействию с международными организациями, пациентскими сообществами, бизнес-структурами. Концепция дополнена новыми задачами, направленными на сохранение и укрепление общественного здоровья, формирование здорового образа жизни населения. При этом особое внимание предлагается уделить обеспечению организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий и развитию информационных технологий в здравоохранении. Планируется проведение совместных прикладных и фундаментальных исследований, а также научных инновационных разработок в области медицины и фармацевтики.
Особое внимание планируется уделить вопросам развития сотрудничества в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, разработки и реализации совместных образовательных программ для специалистов в сфере охраны здоровья. Выработка правовых основ дистанционного взаимодействия медицинских работников государств – участников СНГ при организации и оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, защиты персональных данных, в том числе сведений, составляющих врачебную тайну, является сложным, но важным направлением сотрудничества для стран Содружества.
По информации
БЕЛТА
Сергей Рачков: Беларусь заинтересована в налаживании связей со странами – членами БРИКС
Беларусь готова стать полноправным членом БРИКС, заявил председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Сергей Рачков на 1-й рабочей сессии председателей комитетов по международным делам парламентов стран БРИКС на тему «Укрепление торговли стран БРИКС в текущей международной обстановке» на полях XI Парламентского форума БРИКС в г. Бразилиа, сообщает
БЕЛТА.
«Взаимодействие Беларуси с БРИКС на текущем этапе осуществляется с учетом возможностей, предоставляемых статусом государства-партнера, при сохранении конечной задачи получения полноправного членства нашей страны в объединении, – сказал Сергей Рачков. – Беларусь всегда демонстрировала свою открытость к партнерству и парламентской дипломатии, а в условиях санкционного давления и экономических потрясений совместное противостояние вызовам приобрело особое значение. Являясь одним из ведущих мировых экспортеров калийных удобрений и ряда категорий продовольственных товаров, а также машин и технологий в области сельского хозяйства, Беларусь заинтересована в налаживании связей со странами – членами БРИКС».
Евразийский экономический союз (ЕАЭС), членом которого является Республика Беларусь, активно развивает и углубляет торгово-экономическое сотрудничество со странами БРИКС либо в рамках заключенных соглашений и меморандумов, либо в рамках переговорных процессов по достижению соответствующих договоренностей, отметил депутат.
В 2025 году Беларусь председательствует в ЕАЭС. «Китайская Народная Республика – ключевой торговый партнер союза, товарооборот с которым занимает существенную долю в торговле ЕАЭС с третьими странами и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Развитие взаимодействия ЕАЭС с Китаем эффективно выстраивается на базе заключенного в 2018 году соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, а также углубления взаимодействия по наиболее перспективным направлениям отраслевого взаимодействия, включая цифровизацию транспортных коридоров, развитие транспортной инфраструктуры и связанности, таможенное сотрудничество, промышленную кооперацию, устранение торговых барьеров, электронную торговлю», – сказал парламентарий.
«Сотрудничество ЕАЭС с Ираном находится на продвинутой стадии. Так, совсем недавно, 15 мая 2025 года, вступило в силу соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном, предусматривающее преференциальные условия торговли. До этой даты с Ираном действовало временное соглашение с ограниченным товарным охватом. Иран имеет также статус государства-наблюдателя при союзе. В настоящее время мы работаем над имплементацией достигнутых с партнером договоренностей с акцентом на активизацию развития кооперации в промышленном, сельскохозяйственном и высокотехнологическом секторах экономик. Отдельного внимания заслуживают вопросы инфраструктурного развития, цифровизации и повышения привлекательности перевозок грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг», обеспечивающему связанность союза с Ираном и странами Персидского залива и Южной Азией. В последнее время значительно активизировалось развитие договорной базы союза с другими странами БРИКС», – подчеркнул Сергей Рачков.
«Вне зависимости от процессов, происходящих в мире, выгоды от взаимного партнерства стран БРИКС очевидны, и Беларусь готова стать полноправным членом этой организации», – констатировал парламентарий.
По информации
БЕЛТА