02.10.2018
Тонкая настройка отрасли: об обязательном страховании проектных и подрядных организаций и реалиях рынка труда
Нынешней осенью строительная отрасль – в центре особого внимания. В ноябре Правительство на семинаре-совещании с участием Президента будет держать отчет о повышении эффективности стройкомплекса.
Так подробно ситуация рассматривалась пять лет назад, с тех пор драйверы роста изменились, нужны новые. Их обозначит стратегия развития строительной отрасли до 2025 года, проект которой недавно был рассмотрен Правительством. На середину октября запланирована совместная коллегия Минстройархитектуры и Минобразования, предметом обсуждения которой станут кадры. О том, какие инновации ожидают стройкомплекс страны, в интервью рассказал заместитель Министра архитектуры и строительства Дмитрий Семенкевич.
Сегодня кадры нужно готовить иначе
– Дмитрий Игоревич! Хочу привести любопытные цифры: всего четыре года назад в отрасли было занято более 105 тысяч человек, сегодня – 54 тысячи. Разница – почти вдвое. Опять директора трестов поговаривают о дефиците каменщиков, сварщиков. Что происходит?
– Происходит то же, что и в странах Восточной Европы, у которых после присоединения к Евросоюзу оголился строительный рынок. Польша и Литва обратили свои взоры на Беларусь. Хотя не факт, что с учетом налогов и других издержек заработки для наших специалистов там выше.
Но я убежден, директора лукавят, когда говорят: нет каменщиков, потому что все уехали. Недавно я вернулся из Калужской области. В Обнинске частная компания построила Белорусский квартал. Прекрасная работа, и каменщики есть, и сварщики. Надо работать с людьми, создавать условия и грамотно строить бизнес-процессы. Уменьшение количества занятых в отрасли – также нормальный объективный процесс: механизация, оптимизация. Другое дело, что сегодня кадры нужно готовить иначе. 17 октября планируем совместную коллегию с Министерством образования. Уже сейчас в каждой области формируется по одному-два ресурсных центра. Это практико-ориентированные учебные заведения. Там создаются выставочная база с инновационными материалами, институт наставничества, тренажеры по обучению отдельным технологическим процессам, макеты оборудования, стенды, на которых можно даже проводить научные исследования, например, как правильно сконструировать систему жизнеобеспечения дома. В общем, все для закрепления теоретических знаний и навыков у учащихся иных учебных заведений среднего специального образования.
С Минобразования будем говорить о создании универсальных профессий. Давно пора уходить от узкой специализации – не плиточник и штукатур, а специалист по отделке помещений под ключ. Причем эта тема актуальна не только для рабочих специальностей, но и для проектных организаций. Будущее за проектировщиками и инженерами-универсалами.
Важная тема – подготовка стандартов расходов ресурсов на образование. Условно говоря, я на симуляторе попробовал впервые в жизни сделать сварной шов. Получилось на четверку. Но если бы проделал эту манипуляцию второй, третий раз, то была бы двойка или единица, потому что навыки появляются только после определенного количества часов тренировки. Объемы ресурсов для подготовки грамотного специалиста должны быть стандартизированы. Тогда можно планировать материальную помощь промышленных и строительных предприятий (песок, цемент, известь, плитка).
– А что нужно изменить в высшей школе?
– Для высшего образования приоритет – создание филиалов кафедр университетов на крупных строй- и проектных предприятиях. В Белгоспроекте мы хотим открыть кафедры всех основных проектных профессий, чтобы проводить стажировки и обучение студентов, в том числе и за рубежом. Китайские акционеры Белгоспроекта предлагают BIM-платформу для дистанционного проектирования. Мы привыкли, что работник должен быть привязан к какой-то организации, где лежит его трудовая книжка. Но технологии меняются – сегодня можно нанять по интернету проектировщика даже в другой стране. Но при этом он должен нести ответственность за принимаемые решения. Как и заказчик – за правильность процессов, рациональное использование средств. Подрядчик – за качество выполненных работ.
Дорога преобразований
– Какие преобразования в отрасли, на ваш взгляд, еще назрели?
– В новом строительном кодексе, который будет внесен в Парламент в 2020 году, планируем ввести систему обязательного страхования проектных, подрядных организаций. У нас немало проблем из-за ошибок проектировщиков. И потом собственными средствами они не могут покрыть затраты на устранение недостатков на стройплощадке – нет достаточных активов. Как выход ищут повод, как бы ничего не делать и уговорить нас, что все хорошо. Поэтому в стройкомплексе должны появиться страховые деньги и рейтинговая система. Если с ошибками работаешь, то страховые компании, учитывая эти риски, будут выставлять высокий процент и тем самым снижать конкурентоспособность таких проектных организаций. Сейчас страхование есть, но оно добровольное. И, к сожалению, не работает.
Также считаю, что нам нужно повышать роль архитектора-управленца. Комитеты и отделы архитектуры и строительства должны возглавлять именно архитекторы, а сейчас это не всегда так. Вместе с другими подразделениями они должны заниматься развитием территорий. В Декрете Президента № 7 о развитии предпринимательской инициативы мы заложили для этого основу. В ближайшее время должно быть принято постановление, которое закрепит пакетный принцип выдачи разрешений на строительство.
– То есть инвесторы больше не будут месяцами бегать по инстанциям за согласованиями?
– Да. Заказчик, инвестор обращается в исполком, заявляет свои намерения: хочу построить многофункциональный комплекс такой-то вместимости с такими-то потребностями в ресурсах, подтвержденными предпроектной документацией. И в течение месяца получает весь пакет необходимых документов. Площадка должна быть готова и обеспечена всеми системами жизнеобеспечения.
– Где исполкомы возьмут деньги на строительство сетей и коммуникаций?
– За счет денег от продажи участков и возвратных средств за подключение к инфраструктуре будут формироваться целевые бюджетные фонды на развитие территорий. Это должно быть закреплено нормативно в начале 2019 года. И снос старой застройки также должен происходить не силами инвестора. «Минск-Мир» – отличный в этом смысле пример. Минск сам создает городские магистрали, инфраструктуру, сносит гаражи и частные дома. Инвестор не входит в имущественные вопросы. Это мы планируем внедрить повсеместно.
Поверх барьеров
– Скажите, когда при проектировании мы будем учитывать интересы эксплуатационных организаций и будущих жильцов. Почему по сей день строятся дома с 5–7 ступеньками до лифта, а потом администрации городов тратят сумасшедшие деньги, чтобы создать безбарьерную среду в таких постройках. И подобных примеров проектирования без оглядки на эксплуатационные расходы масса.
– На предпроектной стадии необходимо выполнять расчеты не только объемов капиталовложений, но и эксплутационных затрат. Например, в Обнинске внедрены наши многие инновационные решения. Это, допустим, система диспетчеризации. Информация о потреблении тепла, электроэнергии и воды в доме и квартирах автоматически считывается и передается в единый центр. Абоненту не надо тратить время на съем и передачу показаний счетчика поставщикам. И лифт в новых проектах приходит на нулевую отметку. Гомельский ДСК и другие комбинаты уже выпускают такие серии домов. Мы это и в нормативные документы внесли – лифт обязательно до нулевой отметки.
– Как в целом чувствует себя отрасль в нынешнем году?
– Годовой план по вводу жилья в январе–августе выполнен на 50,6 процента, в сельской местности и малых городах – на 71,9 процента. Инвестиции в основной капитал составили более 14 млрд рублей, увеличились на 10,4 процента к аналогичному периоду прошлого года. Объем подрядных работ с учетом малого предпринимательства вырос на 106,1 процента.
Аэлита Сюльжина, «Рэспублiка», 2 октября 2018 г.
Указом Главы государства облисполкомам и Мингорисполкому предоставлены дополнительные полномочия в сфере строительства
Президент Беларуси Александр Лукашенко 2 июля подписал Указ № 266 «О предоставлении полномочий в сфере строительства».
Документом предоставляется право облисполкомам и Минскому горисполкому по согласованию с Советом Министров принимать решения об определении особенностей возведения и реконструкции объектов, требующих первоочередного строительства для развития соответствующего региона.
Это могут быть решения о возможности параллельной разработки проектной документации и строительства, одновременного проведения проектных, изыскательских работ и оформления предварительного согласования места размещения земельного участка, проектирования и строительства с разработкой предпроектной документации в сокращенном объеме. Возможно также освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесного производства при изъятии сельхозземель и лесных земель, согласование удаления растительности без компенсации при строительстве объектов, предоставление права на госзакупки из одного источника проектов, товаров (работ, услуг), связанных со строительством объектов.
Областные и Минский городской советы депутатов получили право своими решениями определять необходимость проведения общественных обсуждений по объектам со спецификой проектирования и строительства.
Указом также устанавливается персональная ответственность руководителей органов власти за ненадлежащее исполнение принимаемых решений.
В Беларуси новые условия господдержки при строительстве и покупке жилья. Изучили новации
С 1 июня вступили в силу подписанные 6 марта главой государства указы №94 и №95, направленные на совершенствование подходов к порядку строительства и кредитования жилья. Изменились ли формы господдержки? Какие категории граждан могут претендовать на помощь государства? Как работает обновленный государственный заказ на возведение жилых квадратных метров и кто может рассчитывать на их получение? Вникнуть в законодательные нюансы помогла заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская.

«После 1 июня строительство жилых домов при долевом участии или в составе жилищно–строительных потребительских кооперативов не прекращается – корректируется порядок финансирования»
Главная цель Указа №95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» заключается в создании общего документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки. Как было подчеркнуто представителем Минстройархитектуры, документ изложен простым и доступным языком, понятным как профессионалам, которые руководствуются им для принятия решений, так и далеким от строительства людям, желающим улучшить свои жилищные условия путем возведения жилья с государственной поддержкой.
Размеры господдержки установлены на действующем уровне, сохраняются и категории, имеющие на нее право, как и порядок и условия предоставления господдержки. Так, указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты, одноразовые субсидии и финансовая помощь государства на возмещение задолженности по льготным кредитам. На льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу, может претендовать 21 категория граждан. Одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья доступны 17 категориям граждан. Финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам выделяется многодетным и молодым семья при рождении детей. Вместе с тем, как было отмечено, отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
«Сохранены и направления использования льготных кредитов и одноразовых субсидий. Очередники, имеющие право на получение господдержки, могут с их использованием возвести или реконструировать индивидуальный жилой дом подрядным или хозяйственным способом, имеют право и на приобретение жилого помещения, построенного по государственному заказу, – добавила Инна Пинковская. – Многодетным семьям при использовании льготных кредитов или одноразовых субсидий позволяется приобрести жилье на первичном или вторичном рынке. Дополнительно предусмотрено: в населенных пунктах до 20 тыс. человек льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном. Эта норма подготовлена для поступательного развития небольших населенных пунктов».
Среди основных новаций указа №95 – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, возведенных по государственному заказу. При этом замначальника главного управления строительства и жилищной политики обратила внимание, что по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку. Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами.
«Подчеркну, что после 1 июня строительство жилых домов при долевом участии или в составе жилищно–строительных потребительских кооперативов ни в коем случае не прекращается. Жилые дома таким способом будут строиться на тех же условиях, но финансировать такое строительство граждане смогут за счет собственных средств либо привлеченных кредитов, которые банки предоставляют на своих условиях, – прокомментировала представитель профильного ведомства. – При этом многоквартирные жилые дома, строительство которых этими способами началось до вступления в силу изменений, то есть до 1 июня 2025 года, будут достраиваться в прежнем порядке, без каких-либо корректировок».
Имеющих право на жилье, построенное по госзаказу, стало больше
В то же время указом №94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 года №215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть госзаказа заключается в том, что возведение жилых домов ведется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации–заказчику под 2% годовых. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли–продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
Вместе с тем было отмечено, что по Указу №94 увеличивается на один месяц максимальный срок, на который предоставляется льготный кредит по госзаказу заказчику. Новшество введено в связи с тем, как пояснила Инна Пинковская, что из–за прежнего срока, равного четырем месяцам, возникали трудности с продажей жилья очередникам и переоформлением задолженности по льготному кредиту. Это обстоятельство в свою очередь вызвано тем, что в стране действуют довольно длительные сроки по принятию решения о досрочном использовании средств семейного капитала на приобретение жилых помещений, построенных по госзаказу, и последующего перечисления средств по принятому решению отделениями Беларусбанка. Чтобы достигнуть оптимального срока, и было решено увеличить срок предоставления льготного кредита заказчику.
«На темпах строительства жилья это никак не скажется, просто многоквартирные жилые дома, какие раньше возводились по долевым договорам или в составе жилищно–строительных потребительских кооперативов, переводятся на строительство по госзаказу, – отметила сотрудник Минстройархитектуры. – Такой способ более приемлем для граждан, так как отныне они не столкнутся с переносами сроков ввода жилья в эксплуатацию или изменением стоимости квартиры в процессе ее строительства, соответственно, отпадет необходимость брать кредит во время стройки. После завершения строительства заказчик получит полностью готовую для проживания квартиру. Никаких проблем не возникнет точно».
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. В числе подготовленных новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, тогда как прежде – только имеющим право на господдержку. Эта категория граждан сможет приобрести такое жилье в случае, если очередники, которые таким правом наделены, отказались от приобретения. В первую очередь такая норма затронет, вероятно, молодые семьи с одним ребенком или без детей, состоящие на учете нуждающихся, но без права на получение господдержки.
Таким образом, данным нормативным актом расширен круг имеющих право на приобретение жилых помещений, построенных по государственному заказу. Такое право с 1 июня, в частности, получили государственные организации и хозяйственные общества, которые в последующем приобретенные или построенные по госзаказу жилые помещения будут передавать своим работникам на условиях договора найма арендного жилья либо договора найма частного жилищного фонда. «Введенные нормы в первую очередь направлены на то, чтобы привлечь на предприятия квалифицированные кадры и закрепить их на месте работы. Я бы сказала, что это еще и возможность для молодежи получить жилье», – добавила замначальника главного управления строительства и жилищной политики.
Все перечисленные изменения в порядке строительства и кредитования жилья заработали с 1 июня 2025 года. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, ведется на прежних условиях.
По данным Министерства архитектуры и строительства, в 2025 году планируется направить на улучшение жилищных условий 6480 многодетных семей, ввести в эксплуатацию 4970 квартир. А за прошлый год жилищные условия в Беларуси улучшили 20 712 семей, из них 7765 многодетных и 5635 молодых семей.
В первом квартале этого года динамика жилищного строительства в стране, как уточнили в профильном ведомстве, сложилась положительная с темпом роста 118 % к уровню предыдущего года. В январе – марте введено в эксплуатацию 929,2 тыс. кв.м общей площади жилья, высокий темп по строительству отмечается в Брестской (23,9% к годовому заданию) и Минской (23,1 %) областях. Ввод в эксплуатацию жилья, строящегося с государственной поддержкой, составил 177,1 тыс. кв.м, или 23,9 % от годового задания. Что касается арендного жилья, то по итогам первого квартала введено в эксплуатацию 49,4 тыс. кв.м такого жилья, или 11,2 % от годового задания, из них для военнослужащих – 23,6 тыс. кв.м, или 11,9 % от задания.
По информации
БЕЛТА
Предупредить возможные неясности. Какие новации затронули работу строителей и архитекторов в Беларуси?
Советом Министров 15 мая принято постановление № 266, которым усовершенствованы нюансы архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Беларуси, и закрепленные в нем нормы уже заработали. Какие именно изменения произошли в отрасли и почувствуют ли их не связанные в профессиональном плане со строительством белорусы? Корреспондент
БЕЛТА задала эти вопросы начальнику управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Зое Шлег.
Главная цель – гармонизировать акты законодательства
Разработчики обсуждаемого постановления руководствовались необходимостью приведения ряда постановлений правительства в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, указами Президента от 31 января 2025 г. № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» и от 31 марта 2025 г. № 130 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Представитель Минстройархитектуры заметила: документом под номером 266 внесены изменения в 29 постановлений Правительства, еще 48 постановлений или их структурных элементов признаны утратившими силу. Итак, какие корректировки произошли?
Во-первых, постановлением № 266 определен состав работ, без выполнения которых жилые дома могут приниматься в эксплуатацию после внесения изменений в проектную документацию. В перечень включено восемь наименований работ, среди них оклейка обоями, окраска стен, потолков и полов, облицовка стен, покрытие полов, установка встроенной мебели и электрических плит и не только. При этом начальник управления ведомства добавила, что данное правило не распространяется на жилые дома, которые строятся с государственной поддержкой: с использованием субсидий, льготных кредитов, одноразовых субсидий, кредитов, выдаваемых банками на возведение и реконструкцию жилых помещений.
Во-вторых, документом утверждено положение, которым определен порядок принятия областными и Минским городским исполкомами решений о разрешении размещения на территории области и столицы – в данном случае исключениями являются территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда – объектов строительства с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования.
Для получения разрешения, как прокомментировала специалист, юрлицо или индивидуальный предприниматель должны подать в исполком по территориальной принадлежности документы по перечню, в который входит в том числе архитектурно-планировочная концепция объекта. Для принятия решения концепция выносится на общественное обсуждение. После его завершения архитектурно-градостроительным советом при исполкоме формируется протокол, который направляется комиссии по общественному обсуждению и организатору этого обсуждения, тот в течение трех рабочих дней предоставляет протокол исполкому. Изучив документы, исполком принимает решение о разрешении размещения объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования на предоставленном участке либо об отказе в таком размещении. Уведомление о решении направляется в течение четырех рабочих дней со дня его принятия.
Перечисленные новации – основные, но ими перечень законодательных новелл в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не ограничивается. В частности, было утверждено положение о порядке формирования и комплектования проектной документации в электронном виде, которым определены требования к проектной документации, оформляемой в электронном виде, в том числе к форматам файлов, их содержанию и структуре, установлен и порядок формирования и комплектования проектной документации.
Принята также форма примерного договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора. «Договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной и проектной документации, выполнении изыскательских работ или ведении авторского надзора за строительством, – добавила начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Зоя Шлег. – Установление единой формы договора, по мнению разработчиков, позволит обеспечить единообразный подход к созданию проектной документации, будет способствовать улучшению ее качества и сокращению сроков подготовки».
В новой редакции изложено и положение о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства и условиях привлечения денежных средств при этом. «Совет Министров наделен полномочиями по определению порядка заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, формированию цены такого договора, установлению условий привлечения денежных средств при выполнении долевого строительства и порядка направления граждан на строительство объектов долевого строительства», – прокомментировала представитель профильного ведомства.
Среди основных вводимых в этой связи новаций: закрепление порядка формирования состава дольщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся, обязанность застройщиков привлекать денежные средства дольщиков только на специальные счета, открытые для каждого объекта при долевом строительстве, и совершенствование порядка определения цены договора создания объекта долевого строительства.
В числе новаций, о которых рассказала начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли, также утверждение положения о порядке формирования неизменной договорной, то есть контрактной, цены на подрядные работы. Главные изменения заключаются, например, в расширении предмета регулирования: установлен порядок формирования неизменной цены на подрядные работы по объектам текущего ремонта и объектам пятого класса сложности. Проведена также корректировка методов формирования цены предложения подрядчика, дополнен перечень случаев корректировки неизменной цены. Предусмотрены и прочие новшества.
Постановление № 266 вступило в силу 6 июня и специалисты строительной отрасли убеждены: его принятие поможет сделать функционирование всего стройкомплекса республики продуктивнее и рациональнее.
По информации
БЕЛТА
Минстройархитектуры установило статиндексы стоимости строительно-монтажных работ за май
Министерство архитектуры и строительства определило статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ за май. Это предусмотрено постановлением ведомства от 2 июня 2025 г. № 68, сообщает
БЕЛТА.
Документом установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ, в том числе эксплуатации машин и механизмов (средний по стране – 100.7784), строительных материалов, изделий и конструкций (средний по стране – 100.6386). Индексы рассчитаны за май 2025 года к апрелю 2025 года.
Также постановлением установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия, указанные за май 2025 года к маю 2024-го. Средний индекс по стране составил 114.7011.
Документ вступает в силу после официального опубликования.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси изменили условия господдержки при строительстве и кредитовании жилья
Подходы к порядку строительства и кредитования жилья усовершенствованы в стране. Это предусмотрено указами Президента № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» и № 94 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» от 6 марта 2025 г., сообщает
БЕЛТА.
Указ № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» принят для создания единого нормативного документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки. Размеры государственной поддержки установлены на действующем уровне. Категории, имеющие право на нее (все гражданские и военные), порядок и условия ее предоставления сохраняются.
Указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу (21 категория граждан), одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья (17 категорий граждан), финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам (для многодетных и молодых семей, при рождении детей). Отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
Среди основных новаций Указа – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, построенных по государственному заказу (при этом по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку). Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами. В населенных пунктах с численностью до 20 тыс. льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном.
Указом № 94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть госзаказа заключается в том, что возводятся жилые дома госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации-заказчику. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли-продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. В числе новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (прежде – только имеющим право на господдержку).
Все изменения вступили в силу с 1 июня 2025 г. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, будет вестись на прежних условиях.
По информации
БЕЛТА