20.11.2018
Аэросъемка и IT-технологии – как в Беларуси будут массово оценивать недвижимость
Систему кадастровой оценки недвижимости в Беларуси планируется реформировать. Ожидается, что в 2019 году начнут массово оценивать не только земли и земельные участки, но и расположенные на них строения. Разработан соответствующий проект указа.
Генеральный директор Национального кадастрового агентства Госкомимущества Андрей Филипенко рассказал, для чего это нужно и какие технологии позволят кадастровой стоимости недвижимости быть точной и актуальной.
– Андрей Александрович, с чем связана необходимость проведения массовой оценки зданий?
– Начнем с того, что информация о стоимости недвижимости может понадобиться человеку для различных целей: для ее покупки либо продажи, оформления кредита, начала коммерческой деятельности. Получить эту информацию сегодня несложно, существуют услуги по индивидуальной оценке и данные о тенденциях рынка. Но задача усложняется, если речь идет о предприятии с множеством объектов в собственности, коллективом работников. Если поднимемся на уровень государства, то оперативная и максимально точная информация о стоимости активов становится чрезвычайно важной для принятия управленческих решений при реализации инвестиционной, социальной политики, выдачи льготных кредитов, субсидировании.
Поэтому было принято решение о реформе системы кадастровой оценки. Сейчас массовая оценка проводится только в отношении земель и земельных участков. По результатам успешного пилотного проекта, который прошел в 2015-2016 годах, планируется провести массовую оценку всех объектов недвижимости, в том числе капитальных строений и изолированных помещений. Полученную информацию можно будет использовать по более чем 10 направлениям. Реформа предоставит дополнительные возможности дальнейшего совершенствования управления недвижимым имуществом всей страны для стимулирования инвестиционной деятельности в регионах, при приватизации, налогообложении, планировании развития территорий.
– Важность реформы понятна, а как раньше определялась стоимость единых объектов недвижимости?
– Использовалась достаточно разрозненная информация юридических лиц о балансовой стоимости имущества. Она зависит от учетной политики конкретного юридического лица, порядка начисления амортизации, проведения переоценки имущества. Планируем сделать так, чтобы стоимость объектов недвижимости была определена на один момент времени по единым методикам и была максимально приближенной к рыночной.
– Массовая оценка недвижимости – колоссальная работа, облегчат ли ее современные технологии?
– Именно за счет применения информационных технологий мы можем без повышения затратной части повысить скорость и точность определения кадастровой стоимости и ее последующего обновления. В едином государственном регистре недвижимости содержится информация примерно о 80 % объектах. Нужно собрать данные по остальным объектам, актуализировать и дополнить по существующим. Активно применяем геоинформационные технологии для определения обеспеченности объектов элементами инфраструктуры. Этой информации в цифровом виде сейчас в большинстве случаев нет. Мы привяжем ее к цифровой карте и увидим, в каких оценочных зонах какие факторы влияют на стоимость объектов. Собранные данные будут использованы в математических моделях, применение которых позволит в полуавтоматическом режиме рассчитать кадастровую стоимость объектов.
При проведении кадастровой оценки планируем использовать данные аэрофотосъемки с беспилотных летательных аппаратов и пилотируемых самолетов. Возможно использование камер, установленных на автомобилях.
– Оцениваться будут абсолютно все строения?
– Будет определена кадастровая стоимость единых объектов недвижимости – земельных участков с расположенными на них строениями, изолированных помещений. Всего предстоит оценить около 10 млн объектов недвижимости. Хозяйственные постройки не являются самостоятельными объектами недвижимости, но их наличие влияет на стоимость объектов. Соответственно информация о них тоже нужна. Также не планируется производить оценку линейных объектов и объектов, относящихся к исключительной собственности государства.
– Сможет ли узнать кадастровую стоимость объектов недвижимости любой человек?
– Эта информация будет в открытом доступе на специально созданном информационном ресурсе Национального кадастрового агентства Госкомуимущества.
– Когда ожидается принятие указа о кадастровой оценке недвижимого имущества?
– Проект указа в настоящее время находится в Государственном комитете по имуществу. Документ дорабатывается с учетом замечаний Национального центра законодательства и правовых исследований и Администрации Президента. Поставлена задача после внесения предложений согласовать его с заинтересованными министерствами. Речь идет о непринципиальных изменениях.
Кадастровую оценку недвижимого имущества планируется провести в течение шести лет с момента принятия указа. Информация о кадастровой стоимости в отношении многоквартирных домов и квартир появится не ранее чем через три года после подписания указа. Проект указа определяет, как будет собираться информация, куда вноситься и как предоставляться заинтересованным. После первого цикла оценки кадастровую стоимость планируется актуализировать с периодичностью раз в три года по группам недвижимости.
– Минск на прошлой неделе принимал международную конференцию о цифровой трансформации массовой оценки недвижимости. Чем она оказалась полезной для белорусских специалистов?
– В мероприятии приняли участие эксперты из более чем 10 стран, представители Всемирного банка. Нам был интересен их опыт в развитии системы кадастровой оценки и использования ее результатов. Запланированная реформа – сложная задача. Важно понять, какие методики лучше всего проявили себя на практике, определить последовательность проведения оценки недвижимости, соотнести показатели точности и полезности информации с затратами государства.
Наиболее успешно систему массовой оценки, на наш взгляд, используют Швеция, Голландия, Литва и Латвия. Германия, как и Беларусь, стоит на пороге реформы. Каким-то удивительным образом сроки ее проведения в двух странах полностью совпадают. Соответствуют также направления, тенденции и задачи массовой оценки недвижимости. Это очень хорошо, потому что при налаживании качественного сотрудничества мы можем совместно с оценщиками и специалистами из Германии обсуждать сложные вопросы, решать общие задачи как в методологии, так и в сфере информационных технологий. На основе этого взаимодействия будут проще приниматься решения.
По сообщению БЕЛТА
Главой государства подписан Указ, позволяющий гражданам приобретать в собственность арендное жилье
Президент Беларуси Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 июня подписал Указ № 235, направленный на расширение социально-правовых гарантий в области жилищных отношений граждан с предоставлением им права приобретения в собственность арендного жилья.
Гражданам наиболее востребованных профессий будет предоставляться право приобретать в собственность арендное жилье в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек (кроме Минского района) при определенных условиях.
Такое приобретение будет возможно, в частности, при наличии оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, стажа работы в организации, предоставившей жилье, и срока проживания в таком жилье не менее 10 лет, а также неиспользовании указанными гражданами и членами их семей государственной поддержки при возведении, реконструкции или приобретении жилья, отсутствии у них иных жилых помещений в собственности в населенном пункте по месту нахождения арендного жилья либо фактов их отчуждения в течение трех лет.
Оплату стоимости арендного жилья можно будет произвести в рассрочку на 15 лет, а также использовать на данные цели именные приватизационные чеки «Жилье» и средства семейного капитала.
Местные исполнительные и распорядительные органы, государственные органы (организации) будут наделены правом передачи в собственность нанимателей расположенных на селе одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах государственного жилого фонда, эксплуатируемых более 10 лет и требующих капремонта. При этом такое жилье, предоставленное на время трудовых отношений, может быть передано в собственность граждан, имеющих стаж работы не менее 5 лет в организации, выделившей жилое помещение.
Плюсы клиентоориентированного подхода в госрегистрации недвижимости назвали в кадастровом агентстве
Надежность, безопасность и удобство для заявителей можно считать главными проявлениями клиентоориентированного подхода в удостоверении сделок с недвижимостью регистраторами организаций по госрегистрации. Об этом сообщили
БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
Регистраторы организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним удостоверяют документы, являющиеся основанием для государственной регистрации сделок с недвижимостью, и оказывают услуги по составлению проектов договоров, заявлений и других необходимых документов по просьбе любой из сторон сделки. «Если вы покупаете, продаете или иным образом распоряжаетесь недвижимым имуществом, важно правильно оформить все документы для удостоверения сделки и ее последующей государственной регистрации», – напомнили в кадастровом агентстве.
Так, регистратор – это работник республиканской организации или территориальной организации по государственной регистрации, который обладает исключительными правами в сфере государственной регистрации недвижимости, определенными законом. В частности, он имеет право удостоверять документы, свидетельствовать верность копии, удостоверять форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, принимать документы для государственной регистрации. По словам специалистов, обращение к регистратору позволяет удостоверить сделку быстро, безопасно и с минимальными рисками для заявителей.
Чем помогает регистратор? Он анализирует все представленные документы и, во-первых, убеждается, что сделка соответствует законодательству, во-вторых, сверяет информацию с данными единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, в-третьих, проверяет наличие сведений об ограничениях прав на недвижимое имущество и сведений о перепланировках и неузаконенных постройках в отношении конкретного объекта недвижимости. Регистратор также предоставляет квалифицированную помощь при составлении проектов документов и согласовании условий сделки и гарантирует безопасность ее совершения.
Почему удостоверение сделки регистратором – это удобно? Речь идет об экономии времени, поскольку заявителям не нужно отдельно проверять юридическую чистоту сделки с недвижимостью, кроме того, сразу после процедуры удостоверения сделки стороны имеют возможность подать заявление о ее государственной регистрации. Участие регистратора гарантирует надежность сделки, так как он имеет доступ к актуальным сведениям государственных информационных ресурсов в отношении конкретного объекта недвижимости, и высокий уровень правовой защищенности.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси ведется планомерная работа по наращиванию темпов возведения арендного жилья
Строительство арендного жилья является одним из основных вопросов для развития экономики страны. С одной стороны, благодаря арендным метрам востребованные специалисты могут свободно перемещаться и гибко работать в разных регионах, а с другой – закрепляться, если им предоставляют право выкупа такого жилья. Также возведение арендного жилья обеспечивает крышу над головой гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Плюсов немало, и именно поэтому в стране долгое время ведется планомерная работа по наращиванию темпов его строительства. Еще более серьезно сфокусируются на данном вопросе уже в будущей пятилетке.
С правом выкупа
Вопрос предоставления арендного жилья должен стать одним из приоритетов на пятилетку. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 29 мая на совещании с руководством Совета Министров.
– Принцип несложный: проработал определенное количество лет, допустим 10 или 15, без перерыва в организации, которая тебе предоставила жилье в аренду, тогда получаешь право выкупить его в собственность. Это принципиальный вопрос, по которому очень много дискуссий. И люди ставят перед нами этот вопрос, – отметил Президент.
В свою очередь во время совещания Премьер-министр Александр Турчин сообщил, что около 5 млн кв. метров арендного жилья предлагается построить в Беларуси в следующей пятилетке.
– Главная цель – это закрепление кадров и развитие наших регионов. Инструментом для решения данной задачи является развитие фонда арендного жилья. В том числе за счет ежегодного наращивания его строительства для предоставления целевым образом нашим гражданам, – пояснил Премьер-министр.
Кадровая мобильность
Как отметила начальник главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Татьяна Василючек, в последние годы в стране прослеживается тенденция к наращиванию объемов возведения арендного жилья для удовлетворения спроса среди граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По словам специалиста, арендное жилье позволяет гражданам в том числе передвигаться по стране, не привязываться к какому-то одному месту. Благодаря этому обеспечивается мобильность кадров в зависимости от потребности экономики.
Помощь бюджета
Финансирование строительства арендного жилья осуществляется за счет различных источников, но преимущественно – из республиканского и местного бюджетов.
– Например, в 2024 году инвестиции на строительство арендного жилья составили 795,2 млн рублей. Из них 87 процентов – это средства республиканского бюджета. Как правило, оно строится в виде квартир в многоквартирных жилых домах. Самыми востребованными арендными квартирами являются однокомнатные и двухкомнатные площадью 45–60 квадратных метров, – подчеркнула Татьяна Василючек.
Акцент сегодня делается на улучшении жилищных условий граждан, относящихся к наиболее востребованным специальностям.
– Регионам предоставлено право определять категории наиболее востребованных профессий граждан, которым будут выданы квартиры, чтобы их закрепить на местах, – отметила специалист.
Необходимость составления таких перечней предусмотрена Указом Президента от 27 января 2025 г. № 38 «Об особенностях предоставления и использования арендного жилья». Ранее Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило отмечал, что данный документ направлен на расширение полномочий местных органов власти.
– Подписанный указ является, по сути, дополнительным стимулом по привлечению кадров наиболее востребованных профессий в регионы, в том числе в сельскую местность, где в них нуждаются. Решение жилищного вопроса для большинства граждан имеет довольно важное значение, зачастую первостепенное.
Профессиональное закрепление
Елена Хиля, член Постоянной комиссии по жилищной политике, торговле и строительству Палаты представителей Беларуси:
– Возведение арендного жилья – это достаточно планомерный процесс в нашем государстве, которым мы занимаемся многие годы. Ранее право выкупа такого жилья уже предоставлялось военнослужащим, представителям правоохранительных органов. То, что сегодня такая мера распространяется и на другие категории граждан – учителей, медиков, иных востребованных специалистов, очень важно как для экономики страны, так и для благосостояния граждан.
Строительство арендного жилья – это практика, применяемая не только в Беларуси, но и в других странах. Наш Президент смотрит всегда наперед, в том числе и в вопросе по созданию единых условий для жизни как в столице, так и в регионах. Это очень важный аспект в закреплении кадров. Также стоит обратить внимание, что у нас сегодня уже есть Концепция государственной жилищной политики до 2030 года, в рамках которой арендное жилье – одно из главных направлений развития.
Илья Крыжевич, «
СБ. Беларусь сегодня», 19 июня 2025 г.
Законопроект об ответственности за использование БПЛА готовится к рассмотрению в первом чтении
Законопроект «Об изменении кодексов по вопросам административной и уголовной ответственности» в первом чтении может быть рассмотрен депутатами до конца текущей сессии, сообщил журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Андрей Лис, передает корреспондент БЕЛТА.

Проект закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам административной и уголовной ответственности» внесен в Палату представителей Советом Министров 30 апреля.
Цель подготовки законопроекта – обеспечение национальной, общественной безопасности и безопасности полетов при использовании воздушного пространства Республики Беларусь для запуска гражданских беспилотных летательных аппаратов, а также реализация норм указа Президента от 25 сентября 2023 г. №297 «О государственном учете и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов».
Проектом предлагается внести изменения в Уголовный кодекс, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально–исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Указом №297 предусмотрен ряд запретов и ограничений в отношении действий с гражданскими беспилотными летательными аппаратами и авиамоделями. За нарушение данных требований предлагается установить административную ответственность. При этом проектом определено, что нарушение запрета на ввоз, хранение, оборот, эксплуатацию и изготовление гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей, установленного указом №297 для граждан, может повлечь не только административную, но и уголовную ответственность, если эти действия были совершены в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Кроме того, определяются органы, к полномочиям которых относится ведение административного процесса по предлагаемым проектом статьям Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
«Все эти нововведения направлены на обеспечение национальной безопасности нашей страны. Данный законопроект готовится к рассмотрению в первом чтении. Планируется на 30 июня 2025 года рассмотрение данного законопроекта», – отметил Андрей Лис.
По информации
БЕЛТА
Регистрация недвижимости стала удобнее: рассказываем, что изменилось
Новые правила государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним вступили в силу на этой неделе. Специалисты поправили примерно половину текста нормативного правового акта, концептуально пересмотрев подходы к операциям с недвижимым имуществом, чтобы сделать их более простыми и понятными. Итак, какие же ключевые новации предусмотрены новым законом?
Во-первых, начал действовать экстерриториальный принцип. Если до внесения изменений в законодательство заявление о регистрации нужно было подавать в организацию по месту нахождения объекта недвижимого имущества, то теперь без дополнительных затрат и усилий это заявление можно подать в любой офис агентства по государственной регистрации и земельному кадастру.
При этом заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Екатерина Лукьянова призвала индивидуальных предпринимателей и юрлиц активнее обращаться за регистрацией в электронном виде, напомнив, что сделать это можно с помощью электронных сервисов, которые доступны на Едином портале электронных услуг с 1 января 2024 г. Авторизация в данном случае происходит при помощи электронной цифровой подписи.
Во-вторых, меняется порядок взаимодействия между нотариусами и регистратором. Теперь гражданин, который обращается к нотариусу для регистрации недвижимого имущества либо внесения исправлений в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, не должен самостоятельно обращаться с заявлениями в организации по государственной регистрации. Ему достаточно посетить нотариуса, который и передаст регистратору все необходимые документы и сведения. Клиент же получит от нотариуса информацию о размере платы, которую необходимо внести за регистрацию либо за внесение исправлений, и по готовности документов сможет их забрать у нотариуса.
В-третьих, усовершенствованы подходы к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Ранее стороны договора для согласования условий и подписания сделки должны были обращаться к одному регистратору вместе в одно и то же время в одном офисе. Отныне стороны договора могут обращаться к регистраторам, например, по месту своего жительства, находясь при этом в разных городах, но в одно время. С помощью средств видеосвязи одномоментно на двух разных площадках будут согласованы все необходимые условия для заключения договора, он будет подписан и передан на регистрацию.
Эксперты Госкомимущества уверены, что данная новелла повысит клиентоориентированность процессов госрегистрации недвижимости, и рассчитывают на востребованность такой услуги у населения.
Наконец, в обновленном законе прописана обязательность государственной регистрации недвижимого имущества. Прежде сроки обращения за регистрацией устанавливались по ограниченному перечню случаев. Теперь установлены общие сроки обращения за любым регистрационным действием – полгода с даты подписания документа, ставшего основанием для регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Есть и другие изменения, пусть и не столь масштабные, но они касаются многих. О них подробнее рассказал заместитель генерального директора Национального кадастрового агентства Сергей Сенчук.
Прежде всего меняется процедура обжалования действий регистраторов. Не всегда человек согласен с решением госорганов, у него есть право это решение обжаловать. Раньше гражданин был вынужден обращаться вначале в территориальную организацию, действиями сотрудника которой остался недоволен, и лишь затем в республиканскую организацию. Теперь он может сразу обратиться в Национальное кадастровое агентство для обжалования действий или бездействия регистратора. Если же вопрос не решится, следующий шаг – обращение в суд.
Важной и современной новеллой стало внедрение принципа обязательного автоматического взаимодействия между государственными информационными ресурсами, содержащими сведения в отношении граждан.
Отныне в случае изменения каких-либо данных в идентификационных сведениях гражданина, юрлица или предпринимателя такие изменения будут попадать в регистр недвижимости в автоматическом режиме. Сергей Сенчук пояснил, что это значит:
– Наиболее распространенная ситуация: девушка вышла замуж и взяла фамилию супруга. Раньше необходимо было обращаться к регистратору для внесения исправления в документ регистра. Теперь эти данные поменяют автоматически. После внесения в профильный регистр сведения синхронизируются с базой Национального кадастрового агентства. Это ускорит решение связанных с регистрацией недвижимости вопросов.
Еще одна важная новелла – предусмотрена возможность для гражданина обратиться в суд, если он считает, что совершаемым регистрационным действием нарушаются его права.
Регистратор обязан внести в регистрационное дело соответствующую отметку. Это наложит определенное ограничение на распоряжение объектом недвижимости. Раньше такие отметки вносились на сайты территориальных организаций по госрегистрации. Сейчас все данные отметки будут централизованно размещаться на сайте Национального кадастрового агентства.
Обновленное законодательство расширило возможности для уведомления о совершении каких-либо регистрационных действий. Теперь это можно сделать в том числе посредством СМС-сообщения.
Инна Горбатенко, «
СБ. Беларусь сегодня», 14 июня 2025 г.