15.11.2018
Что меняется в государственных социальных стандартах и как они выполняются
Советом Министров скорректирована система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения. Это уже 22-е изменение в нормативный документ Правительства, принятый в 2003 году. Ничего удивительного в этом нет. Жизнь не стоит на месте, одни положения устаревают, их место занимают новые. Неизменным остается требование: там, где достигли минимума, брать планку выше. Что же меняется в соцстандартах и, самое главное, как они выполняются?
Больше всего перемены коснулись здравоохранения. Для врачей общей практики, работающих без педиатрического приема, предусмотрен норматив обслуживания – 1,5 тысячи взрослого населения, или 1,3 тысячи взрослого и детского населения при ведении педиатрического приема (в прежней редакции – 1 врач на 1,3 тысячи жителей). Новый подход позволит обеспечить качественной медпомощью в полном объеме и снизить нагрузку на врачей узких специальностей.
Кроме того, увеличен норматив обеспеченности населения бригадами «скорой медицинской помощи». Раньше было: 1 бригада на 12 тысяч жителей для регионов, 1 бригада на 12,5 тысячи для Минска. Новая редакция: 2 бригады в районах с населением до 15 тысяч, 3 – от 15 до 35 тысяч. Свыше 35 тысяч – 3 бригады на 35 тысяч и еще 1 на каждые 12 тысяч сверх этого числа. Изменения позволят улучшить доступность и качество оказания скорой медицинской помощи, особенно в районах с неравномерной плотностью населения.
А теперь взглянем на реализацию стандартов в медицине. У нас их 6, по информации Минздрава, все выполняются. Но это как средняя температура по больнице. Есть, однако, и проблемные моменты. Например, в Ляховичском районе нагрузка на врачей общей практики в первом полугодии была выше норматива, зато коек в лечебных учреждениях меньше, чем требуется. В Бресте 8,7 койки на жителя при нормативе 9. В Климовичском районе за прошлый год не в полной мере выполнен норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя. Кстати, здесь не в ладу и со стандартом по торговой площади. По итогам 2017-го был 571 квадратный метр на 1 тысячу человек при необходимых 600.
Заглянем на село. Как правило, требования Правительства в этой сфере выдерживаются. Но бывают исключения. Например, в агрогородке Костюшковичи Кричевского района по итогам работы за прошлый год на одного школьника выделено финансирования почти в четыре раза больше нормы. Хорошо. А вот самым маленьким недодали. При нормативе бюджетной обеспеченности расходов на одного воспитанника детского сада не менее 1170 рублей в год реально вышло 968.
Просмотрел много отчетов о выполнении стандартов. Удельный вес освещенных улиц должен быть 80 процентов. Как правило, эта цифра и фигурирует. Но всегда ли она реальна?
В прокуратуру Лунинецкого района поступило обращение о недостаточном освещении улиц в ночное время в одном из населенных пунктов. Проверили. Факты подтвердились: фонари не горели не только на центральной улице деревни, но и у объектов социального и культурно-бытового назначения. В целом удельный вес освещенных улиц был существенно ниже норматива, что могло привести к дорожно-транспортным и иным происшествиям. Только после предписания прокурора проблема решена.
Но вернемся к медицине. Стандарты в среднем выполняются. Это хорошо. Но они ничего не говорят о качестве услуг. Между тем результаты республиканского социологического опроса в этом году показали, что проблема очередей в поликлиниках волнует 46,5 процента граждан. Треть респондентов отметила недостаточную обеспеченность узкими специалистами.
Это говорит о том, что систему соцстандартов во всех сферах надо совершенствовать и дальше. Например, в медицине пора вырабатывать критерии оценки по таким показателям, как разработка и внедрение единой информационно-аналитической системы сбора и обработки статистической медицинской информации, электронной истории болезни, электронного рецепта и паспорта пациента, телемедицинских технологий и многим другим.
Василий Гедройц, «Сельская газета», 15 ноября 2018 г.
(фото – Антонина Хотенко)
Наталья Петкевич рассказала о «хорошей встряске» для ЕАЭС в период председательства Беларуси
На сегодняшний день в повестку предстоящего 27 июня в Минске заседания Высшего евразийского экономического совета включены 14 вопросов. Об этом заявила журналистам вице-премьер Наталья Петкевич, которая также наделена полномочиями представителя от Беларуси в Совете Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Глава государства всегда требует, чтобы, как и любой процесс, а тем более интеграционные объединения, которые склонны быть площадками для рассуждений или клубами по интересам, чтобы они были наполнены предельно конкретным содержанием. Чтобы были рассмотрены в том числе и не очень популярные или не очень приятные вопросы, и они не замалчивались и от них не уходили, если они сегодня стоят на повестке дня в государствах и наших интеграционных объединениях. Очень много вызовов, много современных проблем, и эти вопросы должны выноситься», – сказала Наталья Петкевич.
Она отметила, что для уровня глав государств 14 вопросов в повестке саммита – это достаточно много. Особенно учитывая тот факт, что в рамках ЕАЭС работает такая структура, как ЕЭК со штатом более чем в 1 тыс. человек, включая министров Коллегии ЕЭК.
Глава государства на совещании по подготовке заседания Высшего евразийского экономического совета и Евразийского экономического форума как раз и начал с того, что помимо обеспечения традиционного белорусского гостеприимства самое главное – это содержательная часть. «В этом году Беларусь председательствует (в ЕАЭС. – Прим. БЕЛТА), и, как всегда, это для любого интеграционного объединения очень хорошая встряска. Потому что наш Президент никому не дает ни уснуть, ни отдохнуть. И все, что годами где-то там лежало, Президент всегда поднимает на поверхность, обозначая, актуализируя и обостряя. Именно для того, чтобы это решалось. В этот раз Президент дал точно такие же поручения», – сказала Наталья Петкевич.
Она констатировала, что в ходе реализации стратегических направлений евразийской интеграции до 2025 года остается ряд нерешенных проблем институционального характера. Их также важно обсуждать, чтобы ускорить решение. «Глава государства нацеливает всех, чтобы была выработана позиция и стратегия реализации всех вопросов, которые сегодня являются актуальными», – отметила вице-премьер.
Один из вопросов, который предстоит рассмотреть, касается маркировки, чтобы защитить внутренний рынок ЕАЭС от поступления нелегальной непроверенной продукции. «Это не только про деньги, хотя это тоже важно – собираемость налогов и таможенных платежей, но это и про защиту нашего населения, чтобы не поступала нелегальная продукция, – подчеркнула Наталья Петкевич. – Мы вообще является передовиками здесь. Мы единственная страна их числа ЕАЭС, в которой маркировкой начали заниматься еще в 2005 году. У нас здесь все достаточно прозрачно, системно выстроено. Тем не менее, поскольку у нас есть общее экономическое пространство, общий рынок, нам нужны единые подходы со стороны всех стран-партнеров».
Вице-премьер уверена, что предстоящий саммит ЕАЭС и Евразийский экономический форум придадут серьезный импульс для решения стоящих на повестке дня вопросов, а в чем-то позволят наметить стратегические подходы на будущее.
По информации
БЕЛТА
Постановлением Правительства обновлена национальная таблица распределения радиочастот между радиочастотными службами Республики Беларусь
Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 303 от 6 июня 2025 г., которым утверждена
новая редакция национальной таблицы распределения радиочастот между радиочастотными службами Республики Беларусь (НТРЧ).
Проект документа разработан Министерством связи и информатизации Республики Беларусь при участии государственного предприятия «БелГИЭ» и радиочастотных служб Республики Беларусь.
Обновленная НТРЧ отражает национальное применение положений Регламента радиосвязи МСЭ и учитывает изменения, принятые на Всемирных конференциях радиосвязи 2019 и 2023 гг.
Утверждение новой редакции НТРЧ будет способствовать:
-
дальнейшему развитию подвижной широкополосной связи и связанных с ней услуг на базе современных технологий 4G, 5G и 6G;
-
обеспечению устойчивой и доступной связи для пользователей;
-
надежной работе служб, связанных с обеспечением безопасности;
-
компетентному управлению спектром в интересах государства и общества.
По сообщению
официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Минздрав пояснил, кто может продавать лекарства через интернет
Розничная реализация лекарственных препаратов дистанционным способом в Беларуси возможна только посредством интернет-аптек. Разъяснения даны в связи с поступающими обращениями о том, что граждане все чаще приобретают через интернет-платформы некачественные лекарства, сообщает
БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу Министерства здравоохранения.
Закон № 161-З от 20 июля 2006 г. «Об обращении лекарственных средств» распространяется на всех юридических лиц, которые реализуют лекарства на территории Беларуси и имеют лицензию на фармацевтическую деятельность.
В Минздраве пояснили, что розничная реализация лекарственных препаратов дистанционным способом может осуществляться только посредством интернет-аптек, деятельность которых регулируется Инструкцией о порядке розничной реализации лекарственных препаратов дистанционным способом, утвержденной постановлением профильного Министерства № 69 от 3 мая 2023 г.
Перечень юридических лиц, осуществляющих розничную реализацию лекарств дистанционным способом, размещен на сайте государственного учреждения «Государственный фармацевтический надзор в сфере обращения лекарственных средств «Госфармнадзор».
Сведения о лицах, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, размещаются в Едином реестре лицензий (
https://license.gov.by/).
Реализация лекарственных препаратов дистанционным способом иными лицами через интернет-магазины, веб-сайты, группы в мессенджерах и иных онлайн-площадках на территории Беларуси является незаконной.
Министерство здравоохранения обратило внимание, что все претензии на качество приобретенного в неустановленных местах (за рубежом или на зарубежных интернет-площадках) лекарственного препарата нужно направлять производителю или продавцу. Покупка лекарств посредством интернет-площадок, социальных сетей, веб-сайтов и приложений для мобильных устройств не гарантирует приобретение качественных и не фальсифицированных препаратов.
Поэтому для обеспечения качественной и своевременной медицинской помощи Минздрав рекомендует приобретать лекарственные препараты на территории Беларуси только посредством аптек и интернет-аптек, которые несут ответственность за качество, эффективность и безопасность реализуемых лекарственных препаратов.
По информации
БЕЛТА
Полномочия по управлению Агентством сервисизации и реинжиниринга переданы Минсвязи
Полномочия по управлению Агентством сервисизации и реинжиниринга переданы Министерству связи и информатизации, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Правительства.
Соответствующее постановление подписал Премьер-министр Александр Турчин. Ранее акции агентства находились в собственности Банка развития Республики Беларусь.
По информации
БЕЛТА
Минздрав о применении отдельных положений Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности
В связи с возникновением вопросов у пациентов и их нанимателей Министерство здравоохранения предоставляет пояснения по применению отдельных положений Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1 (в редакции постановления от 3 декабря 2024 г. № 165/96).
Действие подпунктов 4.21 и 4.15 данной инструкции распространяется на лиц, которым пособие по временной нетрудоспособности назначается за счет средств государственного социального страхования. В случаях, когда выплата пособия регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2014 г. № 393, указанные подпункты не применяются.
При оформлении журнала регистрации выданных листков нетрудоспособности в соответствии с пунктом 8 Инструкции, а также при оформлении листков нетрудоспособности в случаях, указанных в подпункте 50.15.1 и пункте 51 (при выдаче дубликата листка нетрудоспособности взамен утерянного или пришедшего в негодность), частях второй и третьей подпункта 50.19 Инструкции (при выдаче нескольких листков нетрудоспособности в течение одного непрерывного случая временной нетрудоспособности), слово «серия» в записи не вносится, но сведения о серии листка нетрудоспособности в виде буквенного обозначения указываются.
Например: «продолжение ЛН АА № 1234567».
Указанные нормы будут детально разъяснены при очередной редакции постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1.
По сообщению
официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь