Хто не працуе, той будзе плаціць за «камуналку» цалкам
Спецыялісты ЖКГ паведамілі, як будуць у наступным годзе аплачваць жыллёва-камунальныя паслугі тыя працаздольныя грамадзяне, якія не працуюць.
У Беларусі з 1 студзеня наступнага года тым, хто будзе ў спісах не занятых у эканоміцы, прыйдзецца аплачваць гарачае водазабеспячэнне па эканамічна абгрунтаваных тарыфах, а з 1 кастрычніка 2019 года – цеплазабеспячэнне жылых памяшканняў. Гэта датычыцца і цэнтралізаванага цеплазабеспячэння, і падачы цяпла з дапамогай індывідуальных газавых катлоў.
«Налічэнне платы за жыллёва-камунальныя паслугі робіцца ў адносінах да плацельшчыкаў. Гэта могуць быць уласнікі жылых памяшканняў, наймальнікі камерцыйнага, сацыяльнага жылля, грамадзяне, якія заключылі дагавор найму жылога памяшкання прыватнага жыллёвага фонду. Калі не заняты ў эканоміцы жыве адзін, то за названыя паслугі заплаціць у поўным аб'ёме; калі ён пражывае з членамі сям'і, то будзе плаціць прапарцыйна той колькасці паслуг, якія былі аказаны менавіта яму», – растлумачылі ў Міністэрстве ЖКГ.
Калі ў кватэры жывуць два не занятыя ў эканоміцы чалавекі, то яны абодва будуць плаціць па поўных тарыфах. Калі ж плацельшчыкам ЖКП з'яўляецца заняты ў эканоміцы ці пенсіянер, а з ім жывуць працаздольныя людзі, не занятыя ў эканоміцы, то налічваць плату за жыллёва-камунальныя паслугі будуць у агульнапрынятым парадку.
Інфармацыя пра спажытыя паслугі гарачага водазабеспячэння і ацяплення па тарыфах, якія субсідуюцца, і эканамічна абгрунтаваных тарыфах будзе размешчана ў паведамленнях на аплату жыллёва-камунальных паслуг.
У той жа час раней у Міністэрстве працы і сацыяльнай абароны вызначылі, у якіх выпадках не занятыя ў эканоміцы грамадзяне не будуць аплачваць 100 % за ЖКП. Выключэнне будуць складаць грамадзяне, якія маюць пытанні са здароўем, даглядаюць дзяцей старэйшых за 7 гадоў або недзеяздольных грамадзян, а таксама тыя, хто не можа знайсці працу.
Сяргей КУРКАЧ, «Звязда», 14 лістапада 2018 г.
В Министерстве жилищно-коммунального хозяйства разъяснили изменения в расчете платы за отдельные ЖКУ (теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение). Об этом сообщили БЕЛТА в пресс-службе ведомства.
Министерство ЖКХ в связи с многочисленными обращениями граждан по поводу изменений в порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги сообщает следующее: постановлением Совета Министров от 27 августа № 465 в целях определения дополнительных мер по вовлечению граждан, не занятых в экономике, в трудовую деятельность изменены подходы по начислению платы за отдельные ЖКУ (теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение) в отношении принадлежащих им или занимаемых ими жилых помещений.
До 1 октября 2025 г. если не занятый в экономике гражданин был зарегистрирован в своей квартире и проживал там не один, повышенные тарифы применялись только к его доле в общем объеме услуг.
С 1 октября 2025 г. если гражданин включен в список не занятых в экономике и является собственником жилья, то экономически обоснованные тарифы применяются ко всей площади всех принадлежащих ему квартир и на весь объем потребляемых услуг. Льготная часть, которая ранее распределялась между проживающими, теперь исключена.
Основная цель нововведений корректировки – создание более справедливой системы распределения нагрузки в жилищно-коммунальной сфере.
Государственные субсидии на коммунальные услуги призваны поддерживать в первую очередь тех граждан, которые своим трудом участвуют в развитии экономики страны.
По информации БЕЛТА
Изменений тарифов на жилищно-коммунальные услуги в этом году не будет. Об этом рассказал начальник управления коммунального хозяйства и энергетики Министерства жилищно-коммунального хозяйства Алексей Филанович в проекте БЕЛТА «Страна говорит».
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом в согласовании с Министерством антимонопольного регулирования и торговли. Эксплуатирующие организации работают строго по установленным тарифам.
«В этом календарном году изменений тарифов не планируется, что позволяет сохранять стабильность в оплате услуг для населения», – отметил Алексей Филанович.
Кроме того, органы власти и контролирующие структуры следят за соблюдением тарифной политики, чтобы обеспечить прозрачность и доступность жилищно-коммунальных услуг для всех граждан.
По информации БЕЛТА
11 сентября 2025 г. под руководством председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Наркевича Ю.И. состоялось заседание рабочей группы по проекту Закона Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)».
В мероприятии приняли участие депутаты Палаты представителей, представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь, Государственного производственного объединения «Белводоканал», а также Секретариата Палаты представителей.
В ходе заседания рабочей группы участники обсудили замечания и предложения главного правового управления Секретариата Палаты представителей и Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь. Наиболее острые дискуссии вызвали вопросы, касающиеся названия законопроекта, определений его основных терминов, государственного регулирования в области питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации), информирования в этой сфере, гарантий обеспечения питьевой водой и надежности приема сточных вод, пользования централизованными системами питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации).
Работа над документом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Правительство приняло постановление № 465 от 27 августа 2025 г. о расчетах в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Документ касается целого ряда тем – платы за ЖКУ для не занятых в экономике, разделения лицевых счетов, оформления льгот и перерасчета платы, получения извещений. Об основных нововведениях рассказала на пресс-конференции заместитель начальника управления экономики Министерства жилищно-коммунального хозяйства Анастасия Малиновская, сообщает БЕЛТА.
Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и о порядке перерасчета действуют и сегодня. Новое постановление излагает их в обновленной редакции с определенными изменениями и дополнениями.
«Постановление подготовлено с учетом анализа многолетней практики применения расчетов за ЖКУ и с учетом обращений от населения, организаций и государственных органов. Документ направлен на устранение неясностей, пробелов, неточностей. Нормы в нем изложены более лаконично, понятно и доступно», – отметила представитель МЖКХ.
Как будут начислять плату за ЖКУ не занятым в экономике
Именно этой категории граждан коснулись самые существенные изменения. «Сегодня и до 1 октября 2025 г. начисление платы в отношении таких жилых помещений зависит от того, зарегистрированы ли такие граждане в принадлежащих им квартирах, и осуществляется пропорционально количеству проживающих граждан. Например, квартира площадью 60 кв.м принадлежит гражданину, не занятому в экономике, и он в этой квартире зарегистрирован по месту жительства. И вместе с ним проживают еще два гражданина. Соответственно, например, услуга теплоснабжения начисляется пропорционально количеству проживающих, то есть 60 кв.м делим на троих, получается, в отношении 20 кв.м применяются повышенные тарифы. Соответственно остальные 40 кв.м – по субсидируемым тарифам», – рассказала о текущих нормах Анастасия Малиновская.
С 1 октября 2025 года эту категорию граждан ждут изменения. «В случае если гражданин попал в список не занятых в экономике и он является собственником квартир (причем вне зависимости от их количества – одна, две или более), в отношении всех квартир и в отношении всего объема потребляемых услуг (теплоснабжение, горячее водоснабжение, подогрев воды и газоснабжение) будут применены экономически обоснованные тарифы», – проинформировала представитель МЖКХ.
Льготы и перерасчет ЖКУ
Ряд изменений касается административных процедур для получения льгот, перерасчетов некоторых ЖКУ и освобождения от оплаты технического обслуживания лифта и электроэнергии на работу лифта. «Сегодня за осуществлением этих админпроцедур может обращаться непосредственно тот гражданин, который претендует на льготы либо выезжал из постоянного места жительства и претендует на перерасчет платы. С 1 октября 2025 г. за оформлением этих льгот и перерасчетов может обращаться в том числе и собственник, наниматель жилья, то есть тот, кто непосредственно обязан вносить плату за жилищно-коммунальные услуги, с теми документами, которые сегодня предусмотрены законодательством», – отметила Анастасия Малиновская.
Также увеличен срок обращения за перерасчетом платы за некоторые коммунальные услуги. Сегодня он составляет семь дней. То есть в течение семи дней после возвращения к постоянному месту жительства гражданин с соответствующими подтверждающими документами должен был обратиться в начисляющую организацию. А с вступлением в силу нового постановления такой срок увеличен до 30 дней. «Это сделано для того, чтобы упростить порядок выполнения админпроцедуры и чтобы в комфортных условиях гражданин мог обратиться в начисляющую организацию», – пояснила представитель МЖКХ.
В интересах потребителей, чтобы снять с них ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей исполнителями услуг, претерпели изменения периоды, в рамках которых осуществляется расчет или перерасчет платы. В случае несвоевременного предоставления исполнителями необходимых сведений – не более трех месяцев при доборе платы, не более трех лет при возврате платы. В случае безучетного потребления услуг, выявленного исполнителем, – максимальный период перерасчета уменьшается с трех лет до одного года, если иное не предусмотрено законодательством.
Уточнен порядок начисления пени за несвоевременное внесение платы за услуги. Постановлением расширен перечень платежей в период открытого наследственного дела, по которым не начисляется пеня, услугой по управлению общим имуществом совместного домовладения и возмещаемыми расходами на электроэнергию.
Получение извещений
Меняется также порядок предоставления извещений о размере платы за жилищно-коммунальные услуги. «Сегодня предусмотрена возможность предоставления извещений как на бумажном носителе, так и в электронном виде. В том числе можно получить извещение двумя способами. А с 1 октября 2025 г. такие извещения могут быть получены только одним из способов», – уточнила Анастасия Малиновская. Если выбрали электронные уведомления, бумажные приходить не будут.
Разделение лицевых счетов
Законодателями предусмотрено упрощение процедуры. «Если жилое помещение находится в долевой собственности, лицевые счета разделяются в любом случае на основании документов, подтверждающих право собственности. Однако раньше, если в этом жилом помещении проживал не только собственники долей, но и другие граждане, то для того, чтобы разделить лицевые счета, необходимо было согласие всех совершеннолетних членов семьи собственника одной из долей. А с 1 октября 2025 г. этот процесс упрощается. Теперь для того, чтобы разделить лицевые счета, отнести конкретных граждан в лицевой счет одного из собственников доли, необходимо будет согласие только собственника доли и человека, сведения о котором относятся в тот или иной лицевой счет. Следовательно, исключается необходимость получения согласия всех совершеннолетних членов семьи этого гражданина, проживающего совместно с ним. Будут исключены те спорные, проблемные ситуации, с которыми могли сталкиваться граждане на практике», – обозначила представитель МЖКХ.
Порядок расчетов отдельных ЖКУ
В отношении водоснабжения и водоотведения определен порядок расчетов за потребление воды из водоразборной колонки. «То есть это дворовые и уличные колонки. Раньше этот порядок не был прямо прописан в положении. Применялись расчеты по аналогии с жилыми помещениями. Теперь появится прямой порядок», – рассказала Анастасия Малиновская.
В отношении услуги теплоснабжения уточнен порядок расчетов за потребленную тепловую энергию на цели отопления и горячего водоснабжения (подогрев воды) в отношении одноквартирных и блокированных жилых домов, а также нежилых помещений в многоквартирном жилом доме. Раньше такой порядок тоже не был прямо изложен.
Что касается услуги технического обслуживания лифта, уточнен порядок определения доли граждан, которые по состоянию здоровья не пользуются лифтом, в пределах которой не начисляется плата, включая период ее неначисления. Также уточнен перечень конструктивных особенностей многоквартирных жилых домов, влияющих на порядок расчетов.
Отдельные изменения коснулись услуги санитарного содержания вспомогательных помещений. Уточнен порядок начисления платы в отношении жилых и (или) нежилых помещений, которые имеют вход непосредственно с придомовой территории (при отсутствии входа из вспомогательных помещений).
Некоторые нормы скорректированы в части возмещения расходов на электроэнергию на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, включая лифты. Так, уточнен порядок возмещения расходов в случае безучетного потребления электроэнергии.
Изменения в подходах по начислению и перерасчету платы за ЖКУ вступят в силу с 1 октября 2025 г.
Валерия Гаврилова, БЕЛТА
В Палату представителей правительством внесен проект закона «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)». Законопроект подготовлен в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в области питьевого водоснабжения и водоотведения и направлен на удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в питьевой воде и приеме сточных вод. О новациях законопроекта корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель председателя Постоянной комиссии по жилищной политике, торговле и строительству Палаты представителей Сергей Казачок.

«Законопроект предусматривает актуализацию положений действующей редакции закона с учетом практики его применения, а также дополнение сферой регулирования в области водоотведения (канализации)», – рассказал Сергей Казачок.
В частности, предусматривается четкое разграничение сфер регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации). «Уточняются полномочия Президента, Совета Министров, ряда министерств, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации). Предусматривается разработка программ производственного контроля безопасности питьевой воды соответствующими субъектами хозяйствования. Определяется состав систем питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации), их развитие и размещение. Регламентирован порядок эксплуатации систем питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации), систем дождевой канализации», – отметил депутат.
«Кроме того, в целях оперативного решения вопросов бесперебойного водоснабжения населенных пунктов в случаях прекращения или ограничения подачи питьевой воды законопроектом определена возможность бурения временных скважин. Также уточнен порядок эксплуатации (обслуживания) систем питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации), в том числе построенных за счет собственных средств юридических и физических лиц. Уточнен порядок платы услуг водоснабжения, водоотведения (канализации) и услуги по вывозу сточных вод ассенизационным транспортом. Конкретизированы подходы, регулирующие договорные отношения (уточнены права и обязанности) в области питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации)», – подчеркнул Сергей Казачок.
Проектом закона уточняется компетенция Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства здравоохранения в области питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации). «Местным исполнительным и распорядительным органам на территории соответствующей административно–территориальной единицы предоставляется право принимать решения по определению организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение (канализацию), – уточнил парламентарий. – В настоящее время услуга водоснабжения из централизованных систем питьевого водоснабжения населению оказывается организациями жилищно-коммунального хозяйства, входящими в систему Министерства жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственными организациями, а также в ряде населенных пунктов (города, городские поселки, сельские населенные пункты) услугу водоснабжения одновременно оказывают как организации жилищно-коммунального хозяйства, так и иные организации (промышленности, транспорта и коммуникации и др.)».
Законопроектом также предусматривается введение государственного реестра, обеспечивающего формирование единого свода данных о системах питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации) в республике (количестве, местоположении, состоянии систем питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации), объемах питьевой воды, соответствии питьевой воды нормативам безопасности питьевой воды, количественному и качественному составу сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения (канализации) и окружающую среду).
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по жилищной политике, торговле и строительству Палаты представителей. Законопроект готовится к первому чтению.
По информации БЕЛТА
