«Белнефтехим» рассказал о дальнейшей стратегии изменения цен на топливо
Нынешние цены на топливо на АЗС пока не позволяют компенсировать возросшие затраты на покупку нефти, сообщил заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов.
По словам Владимира Сизова, в третьем квартале 2018 года результаты финансово-хозяйственной деятельности НПЗ улучшились. Однако стоимость нефти в текущем году выросла больше, чем цена автомобильного топлива в Беларуси. Совокупность роста цен на сырье на мировых рынках и изменение курса национальной валюты привели к росту финансовой нагрузки на нефтепереработку.
«Понимая, что моторное топливо – продукт, который несет и социальную составляющую, мы не можем действовать так же резко, как изменяется рынок, стараемся демпфировать эти процессы и эволюционно, постепенно, проводим повышение. Вы видите стратегию – плавное повышение на 1 копейку. Некоторые критикуют концерн «Белнефтехим» за рост цен на АЗС. Хочу обратить внимание, что в данном случае концерн действует на стороне потребителя, ограничивая рост цен значительно более низким уровнем, чем это необходимо НПЗ для ведения рентабельной производственной деятельности и модернизации», – отметил зампред «Белнефтехима».
«Мы будем придерживаться эволюционной стратегии по изменению цен на топливо, не делая резких шагов и не перекладывая полностью все проблемы на потребителя. Вместе с тем должно быть понимание: производитель сейчас не может сам покрывать все убытки от поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. Потребитель тоже должен чувствовать изменившиеся условия поставок сырья, иначе рано или поздно ухудшение финансового состояния заводов может привести к тому, что они не смогут, поддерживая необходимый объем производства нефтепродуктов и их качество, реализовывать свою программу развития», – сказал Владимир Сизов.
Что касается перспектив дальнейшего повышения цен, то ситуация будет взвешиваться в зависимости от положения на НПЗ, которые накопили финансовые потери в период высоких цен на сырье и не соответствующих им цен на внутреннем рынке. «Пока мы не видим, что достигли того уровня цены, который позволяет компенсировать возросшие затраты на покупку нефти. Более того, надо понимать, что анонсированный налоговый маневр будет еще больше усугублять ситуацию», – резюмировал зампред «Белнефтехима».
По сообщению БЕЛТА
Правительство взяло на особый контроль ценообразование на мясо-молочную продукцию и кондитерские изделия, что укрепит стабильность на рынке, поскольку производители каждое инициируемое повышение цен должны будут согласовать. Чем вызваны принимаемые меры и каким механизмам подчиняются, журналистам прокомментировал первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец, передает корреспондент БЕЛТА.
В апреле 2025 года Правительство предоставило производителям право самостоятельно повышать отпускные цены. Многие, у кого была необходимость улучшить свое финансовое положение, этим правом воспользовались. С сегодняшнего дня, 20 июня, для недопущения спекулятивного и необоснованного роста цен правительством взят на контроль процесс повышения производителями цен на мясо-молочную группу товаров и кондитерские изделия. Как отметил представитель МАРТ, эти позиции можно назвать наиболее инфлятогенными за последние годы.
Так, последующее повышение цен на эти товары свыше 0,3 % в месяц необходимо обосновать Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров. При этом на контроль взяты цены по всей цепочке: от сельскохозяйственного производителя до розницы, то есть аргументировать комиссии теперь необходимо также повышение цен на молоко-сырье, свиней, крупный рогатый скот, поставляемые для переработки. В рознице продолжают действовать предельные надбавки.
Принимаемые меры, как считает первый замминистра, упрочат стабильность на продовольственном рынке, поскольку производители указанных групп товаров обязаны будут инициируемое повышение цен сверх норматива согласовать, иными словами, динамика цен будет контролироваться государством. Вместе с тем, по оценке специалиста, и до принятых мер массового роста цен на белорусском продовольственном рынке регуляторы не наблюдали. Глобальных скачков цен не допустила конкуренция за потребителя с зарубежными, в основном российскими, изготовителями.
«Как показывает практика, с 2022 года, когда было принято постановление Совета Министров № 713 «О системе регулирования цен», мы с периодичностью вносим изменения в порядок ценообразования. На данный момент появилась необходимость корректировки подходов к ценообразованию по мясо-молочной группе и кондитерской продукции, – объяснил Иван Вежновец. – Если предпосылки будут складываться по иным товарным группам, решения будут приниматься».
Необходимость этого подскажет анализ на основе ряда факторов, в первую очередь рассмотрение официальных статистических данных уровня инфляции и темпов роста цен на соответствующие товарные позиции. Кроме того, сотрудники МАРТ ежедневно взаимодействуют с торговыми сетями и производителями и в случае обозначения негативных тенденций – реагируют.
В целом ситуацию на белорусском потребительском рынке Иван Вежновец охарактеризовал как стабильную. На полках присутствует достаточный ассортимент товаров, при этом уровень цен находится в заданных пределах. Об отдельных фактах нарушений становится известно во время контрольно-аналитических мероприятий, но несоответствия не массовые.
По информации БЕЛТА
Правительством взято на особый контроль ценообразование на мясо-молочную продукцию и кондитерские изделия, соответствующее постановление № 341 подписал Премьер-министр Беларуси Александр Турчин, сообщает БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу Правительства.
В апреле 2025 года Правительство предоставило производителям право самостоятельно повышать отпускные цены. Производители, у которых была необходимость улучшить свое финансовое положение, этим правом воспользовались. С 20 июня 2025 г. в целях недопущения спекулятивного и необоснованного роста цен правительством будет взят на контроль процесс повышения производителями цен на мясо-молочную группу товаров и кондитерские изделия.
В сообщении отмечается, что дальнейшее повышение цен на данные товары свыше 0,3 % в месяц необходимо обосновать Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 2025 г. № 341).
При этом на контроль взяты цены по всей цепочке: от сельскохозяйственного производителя до розницы. Обосновать указанной Комиссии теперь необходимо также повышение цен на молоко-сырье, свиней, крупный рогатый скот, поставляемые для переработки. В рознице продолжают действовать предельные надбавки.
По информации БЕЛТА
26–27 июня Минск станет центром притяжения евразийской интеграции. В эти дни в белорусской столице пройдет IV Евразийский экономический форум на площадке Минского международного выставочного центра, который приурочен к Высшему Евразийскому экономическому совету. В деловую программу включено пленарное заседание с участием глав государств ЕАЭС, а также более 30 тематических мероприятий: пленарных сессий, круглых столов, бизнес-диалогов. Главная тема – «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». Архитектура форума включает шесть крупных тематических блоков. Один из них посвящен актуальным вопросам технического регулирования. О роли этого сегмента в интеграционном объединении, а также о цифровизации технического регулирования наш разговор с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Совместные усилия
– Елена Михайловна, Беларусь на пороге очень важного экономического события. Страна готовится принять Евразийский экономический форум. Насколько важно это мероприятие для Госстандарта и какие темы будут подниматься?
– Для начала отмечу, что техническое регулирование – одно из ключевых направлений евразийской интеграции. Поэтому вопросы данной сферы включены в повестку Евразийского экономического форума. Госстандарт будет активным участником запланированных тематических мероприятий. Например, панельной сессии «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030».
Напомню, в этом году завершаются работы по выполнению Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Основные направления последующей экономической интеграции в рамках союза заложены в Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Она имеет всеобъемлющий характер и ее мероприятия базируются на результатах, которые будут достигнуты к завершению пятилетки реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
В рамках данной сессии планируем затронуть аспекты технического регулирования в стратегических документах Республики Беларусь, сделать акцент на значимости технического регулирования для функционирования промышленности страны и отражении положений законодательства ЕАЭС в сфере технического регулирования в национальном законодательстве, в том числе стратегических документах развития.
Также в рамках панельной сессии «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты» коснемся темы повышения безопасности и качества пищевой продукции путем внедрения инструментов бережливого менеджмента. Данное направление является новым и активно развивающимся в нашей республике. Полагаем, что опыт нашей страны будет полезен коллегам по «пятерке» и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума пройдут очередные заседания Советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран «пятерки». Мы подведем итоги проведенной работы и обсудим подходы к решению новых актуальных задач.
По нашей инициативе в рамках Совета руководителей по стандартизации будет рассмотрен вопрос о разработке приоритетных направлений работ по стандартизации в рамках ЕАЭС. Например, включение таких направлений, как низкоуглеродная повестка, органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для «пятерки» и должны иметь поддержку стандартами.
Кроме того, рассмотрим план работы на 2025–2027 годы. В нем в том числе предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в рамках интеграционных образований.
В сфере аккредитации наши совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий, а также необоснованной выдачи сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. Будут обсуждены меры, которые принимаются в странах для обеспечения прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий, чтобы выработать оптимальные общие подходы. Непосредственно Госстандарт инициирует проведение ряда круглых столов. Например, по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Их предлагается организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС, а также СНГ.
– С какими инициативами по углублению сотрудничества с партнерами по ЕАЭС выступает Госстандарт?
– Технические регламенты устанавливают требования безопасности, которые можно измерить: безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, термическую, химическую, электрическую, радиационную безопасность.
Но в продукции для детей и подростков, игрушках есть не технические аспекты (например, внешний вид, изображения), которые могут навредить психике и развитию детей, негативно повлиять на их эмоциональное состояние. Поэтому актуальная сейчас задача – уберечь детей от пагубного влияния.
В этой работе участвуют депутатский корпус, профильные госорганы и организации, в том числе стран ЕАЭС.
Например, сейчас в рамках «пятерки» проводятся научные исследования по данной тематике. Мы в эту работу также вовлечены. Ее итогом будет внесение изменений в технический регламент ЕАЭС на игрушки. Кроме того, Госстандарт тесно взаимодействует с заинтересованными структурами Российской Федерации по выработке критериев классификации игрушек и компьютерных игр по допустимому возрасту ребенка. Опыт, накопленный в процессе разработки соответствующего российского стандарта, может быть интегрирован в наше законодательство в области защиты детства.
Интеграция помогает получить доступ на рынки стран дальней дуги, что очень актуально для нашей нынешней экспортной политики. Например, ЕАЭС вырабатывает особые механизмы сотрудничества со странами-наблюдателями. Показательные примеры – Узбекистан и Иран. Рынки этих стран представляют интерес для Беларуси.
Сейчас ЕЭК подготовлен проект дорожной карты по сближению систем технического регулирования ЕАЭС и Узбекистана. Он направлен на гармонизацию обязательных требований к продукции, систем аккредитации, процедур оценки соответствия и обеспечения единства измерений. Реализация дорожной карты позволит создать условия для дальнейшего устранения технических барьеров в торговле между странами союза и Республикой Узбекистан. Документ практически готов к подписанию.
Буквально в мае вступило в силу Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном. Есть договоренность о подготовке дорожной карты по его реализации. В нее также будут включены вопросы взаимодействия с иранскими партнерами в области технического регулирования. Предусматривается создание рабочей группы по техническим барьерам в торговле. Она будет рассматривать конкретные экспортные случаи, связанные с техническими требованиями или процедурами оценки соответствия.
Таким образом, интеграционная площадка позволяет находить пути сближения по условиям доступа продукции на другие рынки.
По общим правилам
– В целом какую роль сегодня играет стандартизация в ЕАЭС?
В ЕАЭС основное взаимодействие осуществляется по установлению единых обязательных требований к продукции и правилам ее допуска на единый рынок. Они устанавливаются в технических регламентах союза.
Их выполнение может обеспечиваться субъектами хозяйствования путем непосредственного выполнения требований технических регламентов или путем добровольного применения стандартов, взаимосвязанных с соответствующими техническими регламентами союза.
Данная модель технического регулирования является оптимальной с точки зрения рациональной организации производства и устранения технических барьеров в торговле. Стандарты содержат комплексный пакет требований к продукции, методам ее испытаний, взаимосвязанным процессам производства. Таким образом, обеспечение соблюдения обязательных технических требований сопровождается в том числе системным пакетом качественных показателей. Поэтому стандартизация играет ключевую роль в союзе.
Страны взяли курс на использование межгосударственных стандартов, известных нам как ГОСТ, а не национальных.
Превосходящая роль ГОСТа для целей ЕАЭС говорит о готовности и направленности «пятерки» на реализацию политики устранения технических барьеров. ГОСТ обеспечивает безбарьерную торговлю и в рамках ЕАЭС, и в СНГ.
С другой стороны, можно отметить, что «пятерка» существенно активизировала разработку ГОСТ и обновление этого фонда документов.
Сегодня для выполнения принятых технических регламентов союза применяется более 5880 ГОСТов, содержащих готовые технические решения по обеспечению безопасности продукции и методы испытаний.
– Насколько гармонизированы подходы к стандартизации в странах ЕАЭС?
– Отмечу, что принципы и подходы к разработке и применению стандартов во всех странах ЕАЭС абсолютно одинаковые. Разработка стандартов базируется на открытости, прозрачности, гласности и консенсусе.
Чтобы стандарт был востребован «потребителем», то есть его применяли для изготовления продукции, в его разработке должны участвовать все заинтересованные стороны. Такая возможность предоставлена всем желающим и реализуется посредством работы в технических комитетах по стандартизации, вырабатывающих техническую политику в той или иной области.
Применение стандартов по общему правилу во всех странах ЕАЭС является добровольным.
– Каких успехов удалось достичь странам ЕАЭС в вопросах технического регулирования за время существования интеграционного объединения?
– Созданная единая система технического регулирования ЕАЭС сегодня позволяет государствам-членам решать вопросы снятия технических барьеров в торговле, обеспечивать защиту внутреннего рынка от небезопасной продукции и создавать условия для повышения конкурентоспособности союзной продукции.
Установление на основе консенсуса всех стран единых обязательных требований к продукции и применение единых процедур оценки ее соответствия позволяет выдавать единые разрешительные документы. Если товар соответствует этим требованиям, он получает маркировку знаком «ЕАС» и может беспрепятственно обращаться на рынках стран «пятерки».
Применяя единые технические регламенты, мы имеем возможность размещать продукцию, прошедшую оценку соответствия в Республике Беларусь или другом государстве-члене, на рынке всего союза без дополнительных требований и процедур.
В настоящее время принято 52 технических регламента союза, 48 из которых вступили в силу. Они охватывают, по общей оценке, около 85 процентов продукции.
В 2023 году утвержден Порядок проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов союза и перечней стандартов к ним.
Оценка будет проводиться не реже одного раза в пять лет. План таких работ предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе 5 закреплены за Республикой Беларусь (тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитная совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировка пищевой продукции).
Процесс разработки технических регламентов союза очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет.
Вопрос выносился на заседание Совета комиссии 21 января 2025 года как проблемный, и достигнутый под председательством Республики Беларусь консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности организации процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, сокращение сроков и оптимизацию процедур разработки и принятия технических регламентов союза и внесения в них изменений.
Нет предела совершенству
– В продолжение темы хотел бы уточнить, над какими техническими регламентами сейчас ведется работа в ЕАЭС и какой практический эффект ожидается от их принятия?
– Сегодня осуществляется разработка целого ряда технических регламентов ЕАЭС. Они касаются безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, материалов, контактирующих с пищевой продукцией, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта, трамваев. Еще в разработке технический регламент на никотинсодержащую продукцию и ряд других.
Из 43 изменений в технические регламенты 13 изменений закреплены за Республикой Беларусь. Из них уже принято 7 изменений. Пять проектов находятся на внутригосударственном согласовании. По одному проекту ведется подготовка первой редакции.
Это изменения к техническим регламентам на упаковку (запрещается использование поливинилхлоридных этикеток на упаковке из полиэтилентерефталата, вводятся понятие «биоразлагаемая упаковка», дополнения относительно информации об упаковке в части способов утилизации, переработки и др.), парфюмерно-косметическую продукцию (вводятся запреты и ограничения на применение отдельных компонентов, которые по результатам исследований признаны токсичными), смазочные масла (требования к паспорту качества, классификации и показателям), маркировку пищевой продукции, ограничение применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники (корректируются требования к содержанию в них свинца, кадмия и хрома), требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств (дополняется новыми требованиями к показателям энергоэффективности духовых шкафов и варочных поверхностей).
Всего в ЕАЭС принято 16 изменений, 27 находятся на разной стадии готовности.
– Насколько известно, в ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Расскажите подробнее о нем.
– Основной целью проекта «Цифровое техническое регулирование» является цифровизация процессов разработки технических регламентов союза, перечней стандартов к ним и программ разработки стандартов, осуществления оценки соответствия.
Предполагается создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет реализован ряд сервисов. Они будут предназначены как для специалистов, непосредственно занятых в процессе технического регулирования (это сервисы формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования; разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения их требований), так и для тех, кто является пользователем результатов этой деятельности, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом ведется с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран «пятерки». Уже разработан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время разработки технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, а также будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования государств-членов.
Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 19 июня 2025 г.
В Государственном таможенном комитете рассказали о том, как рассчитываются таможенные пошлины и налоги при ввозе авто для личного пользования, сообщает БЕЛТА.
Размер ставки зависит от года выпуска ввозимого для личного пользования автомобиля. Если с момента выпуска прошло менее трех лет – платежи будут рассчитываться исходя из стоимости и объема двигателя транспортного средства, если от трех лет и выше – от объема двигателя.
Кроме того, в соответствии с положениями Налогового кодекса Республики Беларусь в отношении транспортных средств, ввозимых с целью выпуска в свободное обращение, подлежит уплате утилизационный сбор.
Чтобы предварительно рассчитать платежи за ввозимый автомобиль, можно воспользоваться таможенным калькулятором.
Дополнительно в ГТК напомнили о документах, которые должны быть представлены при ввозе автомобиля на территорию ЕАЭС: документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий право собственности на авто (купчая, договор дарения и др.), документ, в котором содержатся сведения о стоимости авто (договор, спецификация, счет-фактура, счет-проформа и др.), технический паспорт или иные документы, оригинал или нотариально заверенная копия удостоверения многодетной семьи, свидетельство об инвалидности, если декларирование будет осуществляться от имени многодетного родителя или инвалида. Если транспортное средство перемещается не собственником требуется документ, подтверждающий полномочия доверенного лица.
По информации БЕЛТА
Сегодня в Минске зарегистрировано 900 тысяч автомобилей, еще около 200 машин ежедневно въезжают в город. Для нашей столицы это серьезная нагрузка. В связи с этим 27 мая Глава государства подписал указ, который корректирует работу автомобильных стоянок и парковок. Что изменится с вступлением в силу этого документа и как решится насущная проблема, узнала корреспондент «Р».
Основные изменения
Развивает парковочное пространство Минска государственное учреждение «Парковки столицы», его директор Михаил Филиппов рассказывает:
– С вступлением в силу нового указа для взимания платы не обязательно оснащать платные парковки запирающими устройствами или шлагбаумами. В предыдущей версии документа это требование было обязательным, из-за чего городским службам было очень сложно контролировать зоны платной парковки на улицах.
Основная проблема с принятием новой нормы указа уже решена: убрали оборудование с запирающими устройствами. Думаю, что теперь процентов 90 пользователей парковки будут ее оплачивать. А делать этого не будут только те, кто по невнимательности попал на платную парковку. Решение готовилось в течение года.
Сегодня считается парковкой любая территория, если она оборудована стендами с информацией о названии и местоположении оператора, указаны телефон диспетчерской службы, режим работы, размер оплаты, способы платежей и последствия неоплаты.
– Поправки в указ также определяют категории транспорта, который освобождается от платы за парковку. Это автомобили оперативных служб, МЧС, медицинской помощи, «Белпочты», ЖКХ, операторы парковок и другие, – поясняет Михаил Филиппов. – Парковки возле рынков, торговых центров и объектов социально-культурного назначения останутся бесплатными. Точный порядок работы парковок и стоянок, а также взимания платы за них в ближайшее время установит Совет Министров.
Предложения разработаны и переданы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Полномочия на определение мест и размещение платных автомобильных парковок будут переданы местным органам власти.
– Указ также направлен на уменьшение транспортной и экологической нагрузки на центральные части города, повышение эффективности функционирования парковочного пространства и платежной дисциплины автовладельцев в части пользования парковками, – добавляет Михаил Филиппов.
Нормы документа по введению нового порядка работы автопарковок и стоянок вступят в силу уже через три месяца.
Формула парковки
Сегодня в Минске насчитывается около 6 тысяч парковочных мест. Задача на этот год – увеличить число до 10 тысяч.
– Когда указ вступит в силу, количество машин в центре уменьшится на 30 процентов точно. И, соответственно, заработает нормальная формула парковки. А это 80 на 20. 80 процентов – заполненность, 20 – свободные места, – отмечает директор ГУ «Парковки столицы».
Уже запущены платные закрытые парковки по улице Дружной, следующими на 303 машино-места станут – по улице Краснозвездной, Смолячкова, Берестянской. Они заработают ориентировочно в начале августа.
– Столица должна дышать. Чем меньше автомобильный поток, тем меньше аварий и лучше экология, – считает собеседник. – Многие пользователи парковочных мест обращаются с просьбой дать возможность пользоваться на закрытых парковках абонементами. На данный момент этого нет, но мы работаем над тем, чтобы они появились уже в скором времени. Будет предусмотрено гибкое решение по тарифам. За три месяца до вступления в силу документа подготовим постановление и соответствующее решение Мингорисполкома.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок. Запланировано введение дифференцированных тарифов в зависимости от спроса на парковку. Возможно, появятся тарифы по времени суток, будет предлагаться ночной тариф для жителей близлежащих домов.
– Пример: закрытые парковки по улице Кирова, 8, Гикало и Толбухина в дневное время заполнены, а в ночное – свободны. Будет предложен невысокий тариф для жителей возле этих парковок, – поясняет собеседник. – Вы можете видеть, что в некоторых местах города на дорогах появилась синяя разметка, которая означает платную парковку. С такой инициативой вышла ГАИ – выделить платные парковки синим цветом. На мой взгляд, это очень правильное решение. После вступления в силу указа на многих улицах города, особенно центральных, станет в разы свободнее.
Согласно статистике, сейчас парковку оплачивают лишь около 50 процентов автовладельцев:
– Будет вводиться повышенная оплата за несвоевременно оплаченную парковку. Причем взыскание средств планируется осуществлять в судебном порядке. Претензию будем направлять собственнику, а в случае отсутствия реагирования будет подготовлено исковое заявление в суд о взыскании.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок.
Кроме того, ГУ «Парковки столицы» сейчас разрабатывается информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством». Она будет включать четыре блока. Например, цифровую информационную инфраструктуру парковочных мест. Пользователь благодаря этой системе будет видеть все парковки Минска. Там же будут обозначены и автомобильные стоянки. Третий блок – эвакуация неэксплуатируемых транспортных средств, а также транспортных средств, нарушающих правила дорожного движения.
К концу 2027 года информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством» заработает.
– Этот большой программный продукт предназначен для удобства автолюбителей. В приложении можно будет найти все платные парковки города, свободные места на них, получить возможность забронировать и сразу оплатить место, а также использовать навигацию, – подытоживает Михаил Филиппов.
Татьяна Семенкова, « Рэспубліка», 12 июня 2025 г.