01.11.2018
Алла Ломакина: «Судебная процедура банкротства – только в самых крайних случаях»
Новые механизмы финансового оздоровления проблемных сельхозпредприятий прописаны в президентском Указе № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций». На какие самые важные его моменты нужно обратить внимание? Какие новшества для сторон – хозяйство, райисполком и кредитор – в процедуре санации и есть ли бонусы?
Об этом и не только – в интервью с заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия по экономике Аллой Ломакиной.
– Алла Леоновна, «бизнес-планирование», «антикризисное управление», «процедура санации» – термины из большой экономики давно вошли в повседневный, если можно так выразиться, агрословарь. Их немало и в новом документе, направленном на оздоровление сельхозпредприятий, – Указе № 399. Одни уже назвали его революционным, другие – эволюционным, но многие утверждают, что нельзя недооценивать эффективность Указа № 253, по которому многие хозяйства поправили свои финансы и вышли на платежеспособность. Ваша точка зрения как экономиста?
– Безусловно, Указ № 253 дал ощутимый глоток свежего воздуха. Как результат, половина, или более 48 процентов, из 425 сельхозорганизаций, которые начинали финансовое оздоровление, восстановили или улучшили платежеспособность. Причем не только по коэффициентам, а реально вышли в плюс и в сельхозпроизводстве, и по финансовым показателям. Считаю, это хороший результат, и эффективность указа очевидна.
– Чем тогда вызвана необходимость принятия нового документа?
– У Главы государства, в Правительстве проблема финансового оздоровления сельхозорганизаций обсуждается постоянно. Что еще необходимо предпринять, какие механизмы подключить, чтобы как можно большее количество сельхозпредприятий восстановили платежеспособность и получили дальнейшее развитие, – это постоянные вопросы повестки дня. Мы проанализировали сегодняшнюю ситуацию в АПК, практику и реализацию 253-го Указа. И, что самое главное, учли социальную направленность сельского хозяйства в нашей стране. В результате принято решение: для сельхозпроизводства наиболее приемлем режим досудебного оздоровления. Надо максимально уйти и практически исключить режим судебного исполнения, то есть банкротства. В Указе № 399 разработан и предлагается специальный режим и набор инструментов досудебного оздоровления.
– Почему именно социальная направленность сельского хозяйства, по сути, превалирует в принятии решений и выходит на первый план?
– Сельское хозяйство для Беларуси – принципиально важная отрасль. Прежде всего, она обеспечивает продовольственную безопасность страны, пополняет госбюджет валютной выручкой. А для нас это очень важно. Беларусь не обладает ресурсами, которые имеют соседние страны или партнеры по ЕАЭС. Наш ресурс – это люди и земля. Мы должны его беречь и эффективно использовать, чтобы получать максимальный результат. Акцент – на крупнотоварное сельхозпроизводство и прежде всего развитие молочного и мясного направлений, которые и обеспечивают экспортный потенциал АПК. Понятно, что финансово «нездоровая» сельхозорганизация вряд ли может обеспечить выполнение этих условий.
– В чем суть Указа № 399 и его отличие от предыдущего?
– Новый документ аккумулирует все положительные моменты и наработки Указа № 253 в процедуре досудебного оздоровления. Предлагается широкий набор максимально возможных инструментов, которые могут применяться для снятия финансового обременения сельхозорганизаций. В том числе и те, которые мы из режима судебного исполнения перенесли в практику досудебного оздоровления. Почему? Нельзя допустить усугубления ситуации. Важно направить усилия именно на финансовое оздоровление и дальнейшую перспективу развития и максимально исключить возможность попадания сельхозорганизаций в судебные процедуры. Теперь же у кредиторов, обл- и райисполкомов действительно широкий выбор инструментов для принятия оптимальных решений в этом плане.
В чем еще особенность нового указа? Это системный документ, который будет работать на постоянной основе. Он, скажем так, бессрочного действия. Сельхозпредприятия, которые попали в проблемную ситуацию, смогут оперативно применять оздоравливающие инструменты, которые дают возможность двигаться вперед. Словом, Указ № 399 – живой и рабочий.
– Какова судьба сельхозпредприятий, которые сейчас находятся в процедуре банкротства?
– Сегодня 73 сельхозорганизации в процедуре санации, 16 – в ликвидационном производстве. Банкроты будут завершать свою процедуру. А под действие нового указа попадут только те сельхозпредприятия, которые имеют и приобретают устойчивый характер неплатежеспособности. То есть те хозяйства, которые подпадали под действие Указа № 253.
– Алла Леоновна, на какие самые важные моменты в документе нужно обратить внимание? Что принципиально новое для сторон – хозяйство, райисполком и кредитор – в процедуре санации и какие, возможно, предусмотрены бонусы?
– Первое: реструктуризации подлежит вся кредиторская задолженность. В том числе просроченная, штрафы, пени, санкции – все, что накопилось и превратилось в неподъемный клубок финансовых обязательств. Причем независимо от кредитора, будь то банки, бюджет, налоговая система, индивидуальный предприниматель. То есть все они попадают под возможность применения реструктуризации задолженности. Есть и особенность: кредитор имеет право выбора – что для него предпочтительнее. Не секрет, перспективы возврата долгов у организаций, имеющих или приобретающих устойчивый характер неплатежеспособности, туманны. Поэтому кредитор должен понимать ситуацию: либо в перспективе вернуть долги, либо, породив банкрота, собрать крохи или вообще ничего не получить. И кому от этого будет легче или лучше? Поэтому предусмотрена такая особенность, как убеждение кредитора, работа с ним районных властей. Местная вертикаль, имея набор реальных инструментов, должна понимать, что сами по себе никакие меры не будут работать. Если не будет импульса со стороны райисполкомов, высокой результативности ожидать не приходится. С кредиторами надо реально работать, в том числе и с внутрисистемными.
Обращаю внимание и на такой момент. Нельзя в одностороннем порядке рассматривать указ как сугубо финансовую реструктуризацию долгов. В нем есть замечательная вторая часть, привлекательная для инвестора.
– Но ведь понятно, что никакой инвестор не купит хозяйство, обремененное огромными долгами…
– Документом максимально облегчается и снимается финансовое обременение сельхозпредприятий. Так вот, вторая часть указа предусматривает, что именно в таком состоянии, без долгов, хозяйство и предлагается инвесторам. Причем на любых условиях – аренды, внешнего управления, продажи на льготных условиях и других. При положительном результате работы сельхозпредприятия у них также появляется право его последующего выкупа. Понятно, восстановить платежеспособность по коэффициентам можно достаточно просто и быстро. Математически. Но даже в этом случае за инвестором сохраняются преференции на период реализации бизнес-плана, то есть минимум на восемь лет. А по договоренности с кредиторами инструментарий позволяет расширить этот период.
Кроме того, есть бонусы и для руководителей сельхозпредприятий, которые работают по трудовому договору и которые в этих условиях вывели хозяйство на платежеспособность и новый уровень развития. Им предлагается в собственность безвозмездная передача 25 процентов акций плюс одна акция (долей в уставном фонде) в собственность.
– Основные кредиторы сельхозпредприятий – банки?
– Нет. Они занимают около 25 процентов всех финансовых обязательств. В ряде регионов внутрисистемная задолженность – перерабатывающим организациям – занимает наибольшую долю. Как правило, перед молокоперерабатывающими предприятиями. И вот здесь принципиально важно, чтобы местные органы власти рационально подошли к этому вопросу. В указе заложены разные инструменты, например, конвертация задолженности в акции. На первый взгляд, возникает вопрос, кому нужны акции проблемных организаций? Но, с другой стороны, если это внутрисистемная задолженность, то почему не дать глоток воздуха хозяйству, которое будет получать деньги за свою продукцию, которую реализует тем же переработчикам? И дальше развиваться. Это не значит, что все долги нужно однозначно конвертировать в акции, парализовав работу переработчика. Главное – найти рациональный подход. Возможна частичная конвертация и реструктуризация. Это работа и право выбора местных органов власти. Но дать один рецепт или алгоритм для всех невозможно.
– Именно поэтому в центре процедуры санации определены председатели райисполкомов?
– Собственно говоря, и Глава государства на этом сделал акцент. Сегодня председатели райисполкомов наиболее компетентно понимают потенциальные возможности своего региона. В том числе его инвестиционной привлекательности. Кстати, хотелось бы напомнить и о такой категории потенциальных инвесторов, как крестьянские (фермерские) хозяйства. У нас много успешных фермеров, которые имеют практический опыт в управлении сельхозпроизводством и нуждаются в расширении земельных участков. Местным органам власти в первую очередь надо привлекать инвесторов, которые находятся на своей же территории.
– Не первый год фермеры говорят о желании купить то или иное хозяйство, но без груза долгов.
– При общении с членами консультативного совета при Минсельхозпроде, эта озабоченность звучала не раз. Прежде всего останавливала обремененность хозяйств. Теперь, как уже говорилось, ситуация изменилась. И второй важный момент – партнерские отношения с местными органами власти. Это, не секрет, сегодня иногда может останавливать фермеров. Очень важно, чтобы райисполкомы понимали их менталитет. Он совершенно другой, потому что собственники самостоятельно выстроили свое понимание об управлении производственным процессом. Надо прислушиваться к их мнению, понимать и находить компромисс. Должен быть равноправный диалог. Уверена, если наладить диалог между потенциальными инвесторами и местной властью, плюс инструментарий Указа № 399, положительный результат будет обязательно. Не могу сказать, что все произойдет одномоментно и быстро. Это процесс: надо понять и постоянно работать.
– Алла Леоновна, благодарю за интересный разговор. Конечно, в интервью невозможно учесть и проговорить все положения и важные нюансы указа. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
Ирина Германович, «
Сельская газета», 1 ноября 2018 г.
(фото - БЕЛТА)
Совещание по развитию районов Припятского Полесья
Развитие районов Припятского Полесья и реализация соответствующей программы стали темами совещания у Президента Беларуси Александра Лукашенко.
«Повестка нашего совещания определена давно – вопрос развития Полесья до 2030 года, – сказал Глава государства. – Напомню, что данная программа – одно из ключевых предвыборных обещаний Президента полешукам. Выборы состоялись давно. Это не значит, что мы там ничего не делали. Очень много сделано».
Президент отметил, что в этом году в работе на Полесье чувствуются результаты. «Но это только маленькие первые шаги. Работы море», – предупредил белорусский лидер.
Глава государства рассказал, что недавно осмотрел все районы Полесья и имеет полное представление, как полешуки хозяйствуют на земле.
Программа до 2030 года охватывает девять районов, где живут 350 тыс. человек.
«Касаясь программы, мы должны знать и понимать, какие надо провести мероприятия в рамках программы и вне ее, чтобы полешуки заметили, да и вся Беларусь, что мы серьезно занимаемся Полесьем. С одной стороны. С другой – мы всегда должны помнить, а есть ли у нас на это деньги для того, чтобы эти мероприятия осуществить», – заметил белорусский лидер.
В этой связи он попросил в докладах уйти от «излишней советскости», чтобы в итоге не получилось так, что деньги выделили под какие-то задумки и планы, а результатов в итоге не заметили. «Как раз для этого нужны конкретные мероприятия, предприятия, которые будут способствовать появлению новых рабочих мест (хотя это сегодня не самое главное), развитию Полесья на века, навсегда», – подчеркнул Александр Лукашенко.
«Все должно быть точно просчитано, выверено и главное – в перспективе приносить экономическую отдачу. Особенно когда речь идет о бюджетных средствах. Лишних денег в стране нет, – сказал Президент. – Мероприятия программы должны быть конкретными, укладываться в простой алгоритм: мы должны видеть цель, поставить перед собой определенные задачи и действовать на результат. Об этом я вас предупреждал. Как мне докладывают, в целом вы их оптимизировали. Однако по-прежнему они не обеспечены в полном объеме деньгами. И финансовый разрыв приличный».
Глава государства обратил внимание, что не хватает порядка Br400 млн, или 6 % общего объема средств, выделенных на программу (около Br6,5 млрд). В связи с этим Президент попросил дать конкретный ответ на главный вопрос: за счет каких финансовых источников планируется реализовать соответствующие мероприятия и что это будут за мероприятия.
Александр Лукашенко отметил, что курировать работу по выполнению программы будет истинный полешук Михаил Русый – уполномоченный представитель Главы государства в Брестской области и председатель Постоянной комиссии по законодательству и государственному строительству Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Президент коснулся ряда конкретных аспектов в развитии Полесья. Один из них – природные вызовы, которые требуют комплексных, системных решений и, возможно, крупных инвестиционных проектов. Сегодня Брестчина и Гомельщина – яркий пример того, что происходит с климатом. В этом плане стало принято ссылаться на постоянные засухи, обмеление рек и мелиоративных каналов, чего три-четыре десятка лет назад не наблюдалось в принципе. «Это как раз и есть эта «советскость» – вот по-старому мы все: «Обмелело, то плохо, это плохо…» – заметил Глава государства.
Александр Лукашенко обратил внимание на возможности и имеющиеся водные ресурсы, главный из которых – Припять: «Куда уходят эти воды? Ладно бы Украина пользовалась сполна днепровскими водами… В море уходят эти воды. Так почему же мы сегодня не думаем о том, что эту воду надо «повернуть вспять» тогда, когда нужно, и туда, куда нужно?»
В связи с этим Глава государства упомянул, что руководство Гомельской области предлагало ему вернуться к теме Днепро-Бугских каналов. Александр Лукашенко поручал председателю облисполкома Ивану Крупко внести предложение. «Он мне как внес предложение – у меня в глазах потемнело. Потому что таких огромных денег у нас просто нет», – сказал Президент.
Александр Лукашенко тем не менее отметил, что по поводу этой идеи надо еще посоветоваться со знающими и понимающими людьми, которые прониклись данной темой: «Если надо этим путем идти и это окупится и принесет результат Гомельской области – перекрестимся и начнем делать. Поэтому надо довести все до ума. Не то что где-то идею услышали хорошую и «бабахнули»: «Давайте деньги!». Надо понимать. Есть у нас деньги или нет, будут или нет, даст результат или нет. Если даст – будем искать деньги».
«Мы этот задел – системы Днепро-Бугских каналов – не загубили. И сегодня, когда нужна влага на полях, он может сильно пригодиться. Но мы не должны идти вслепую. Надо серьезнейшим образом этот вопрос проработать. Подумайте над формулой цены вопроса», – добавил Глава государства.
Александр Лукашенко напомнил и о задачах по мелиорации, которая в нынешних условиях должна быть ориентирована не только на осушение, но и в том числе на обводнение территорий: «У нас часто засушит в Гомеле (почвы мы знаем гомельские), и нам нужна была бы водичка. Но об этом надо сегодня думать. Не осушать, а мелиорация – обводнение должно быть. Кстати, мы же и строили так эти мелиоративные системы. Просто надо восстановить это и работать. Это направление наших действий. От земли надо идти».
Президент ориентирует с учетом всех этих факторов выстраивать стратегию и тактику развития районов, включенных в программу развития районов Припятского Полесья, не забывая в то же время про обустройство территорий, прилегающих к Припяти, сохранение экологии реки и уникальнейшей природы.
«Природа уникальная, своеобразная. В мире нигде природы такой нет. И почвы весьма своеобразные. И я бы не сказал, если в целом взять, что они богатые. Песчаные почвы в основном. Но если по уму, то и на них можно получать соответствующие урожаи», – уверен Глава государства.
Президент также обратил внимание на туристический потенциал региона, который вообще не раскрыт, – от нацпарка до агроусадеб. «А это хорошие деньги, – заметил Александр Лукашенко. – Нам надо самим этим заниматься. Где-то что-то строить. Ведь для туристов сегодня важны не дворцовые эти интерьеры. Им хочется что-то из дерева, приехать отдохнуть с детишками. А это мы умеем делать. У нас для этого есть все. И делать это надо не то что быстро, а мгновенно. Потому что эта золотая жила уходит. Поэтому надо делать мгновенно, чтобы окупить недорогой проект и заработать на этом деньги».
Реализация Указа № 232. МАРТ – о формировании стабфондов на межсезонье-2025/26
Чтобы традиционных витаминов хватило до лета – закладка картофеля, овощей и яблок в стабфонды завершена. Полная готовность – к 15 ноября. Какова ожидаемая потребность в продукции с середины осени и практически до конца весны? В чем нюансы ее распределения? Какими будут цены на шесть регулируемых позиций в межсезонье? Об этом и многом другом «Р» рассказали в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.
Под полную потребность
Министр антимонопольного регулирования и торговли Артур Карпович отметил, что для гарантированного обеспечения населения свежей плодоовощной продукцией в межсезонье с учетом возникающих определенных проблем в прошлые годы был подписан Указ Президента № 232 «Об особенностях поставки плодоовощной продукции для республиканских государственных нужд». Согласно документу, формирование стабфондов переведено в систему госзаказа, где сельхозпроизводители – поставщики, сети или госорганизация – заготовители. Появилась норма о предварительном кредитовании аграриев в размере не более 30 процентов от стоимости поставки продукции, указанной в договоре с сетями. Ретейл может это делать как из своих средств, так и с помощью привлечения кредитов Беларусбанка и Белагропромбанка под 3 процента годовых. Кроме того, закреплены обязанности поставщика обеспечить выполнение условий договора, заготовителя – наличие полученной продукции в межсезонье, предусмотрена ответственность для сторон.
– Правила игры определены. Теперь ни фермер, ни торговля не могут сказать, что государство не создало приемлемых условий для их совместной работы в этом направлении, – акцентировал Министр.
Принятое в развитие Указа постановление Совмина № 399 «О порядке и условиях поставки плодоовощной продукции из стабилизационных фондов товаров для республиканских государственных нужд» также скорректировало подходы по формированию стабфондов исходя из анализа ситуации за прошлые годы. Напомним, в последние пару лет впервые за долгое время стали закладывать в хранилища объем, равный полной потребности торговли и государственных социальных организаций, в частности школ, детсадов, больниц. И хотя в прошлом году были случаи перебоя в поставках продукции в ряд магазинов – сказались резко выросший спрос и непорядочность отдельных поставщиков, по своим причинам отказывавших в выполнении договоренностей, – вектор в целом оказался верным. Потому его решили сохранить, увеличив объемы. Так, на межсезонный период 2025/26 года потребность в борщевом наборе составляет 158,72 тысячи тонн. В том числе 121,77 тысячи тонн – для торговых сетей, 36,95 тысячи тонн – для учреждений соцсферы. Картофель должен быть заложен в общем в объеме 61,66 тысячи тонн, капуста – 26,26, свекла – 9,72, морковь – 15,23, репчатый лук – 17,27, яблоки – 28,58 тысячи тонн. Все объемы посчитаны с учетом возможностей сельхозорганизаций и согласованы регулятором – Минсельхозпродом.
По факту по ряду позиций имеем даже чуть больше потребности. Не пропадет, уверяют в МАРТ. Потому как сформированы графики поставок между производителями и организациями, за выполнением которых будут тщательно следить в ведомстве. По картофелю, моркови и свекле – по 31 мая включительно, по капусте, луку и яблокам – по 30 апреля.
– При этом в случае возникновения каких-либо дополнительных факторов, влияющих на объемы закладки, касающихся, например, сроков хранения, повышения либо снижения спроса, изменения условий на внешних рынках и других, у нас есть возможность оперативно внести корректировки в действующее постановление Совмина, – обратил внимание Артур Карпович.
Задача – сработать ритмично
Руководитель МАРТ подчеркнул:
– В целом мы постарались создать такую систему, где все участники заинтересованы в ритмичной партнерской работе. Потому как, например, сети уже внесли аванс в адрес производителей в размере 10 процентов от стоимости продукции, указанной в договорах поставки, – такой пункт есть в постановлении Правительства № 399. В последующем предоплата – по сути, кредит от торговли на срок до одного года в адрес сельхозпроизводителя – будет не более 30 процентов. Эта норма не распространяется на бюджетные организации и госзакупки.
Более того, как уже сейчас предусмотрено, если у производителя появятся излишки, когда, например, спрос будет меньше запланированного, он сможет их продать по согласованию с МАРТ, облисполкомами и Мингорисполкомом на иные цели. При этом доля кредитных средств, приходящихся на такую продукцию, будет считаться используемой по назначению. Если спрос будет выше ожидаемого, сельхозорганизации должны оперативно сообщить об этом в облисполкомы и Мингорисполком, которые вправе инициировать увеличение объемов госзаказа.
Юлить себе дороже: за то, что подвел партнеров, ответственных перед своим потребителем и страной, предусмотрена ответственность. Согласно изменениям в КоАП, вступившим в силу с 12 июля, предусмотрена административная ответственность за поставку (недопоставку) по заключенному договору продукции из стабфондов для республиканских нужд для поставщика и заготовителя, а также за ее отсутствие в торговом объекте в межсезонный период. Это чревато штрафом в размере от 5 до 12 базовых величин на должностное лицо, на юридическое лицо – от 20 до 200 базовых.
– Настроены реагировать жестко при умышленных нарушениях. Опыт прошлого межсезонного периода это показал. Напомню, тогда впервые в истории МАРТ при разбирательстве ситуации с нехваткой в торговле ряда товаров так называемого борщевого набора при достаточном наличии остатков в стабфондах были применены нормы торгового законодательства в антимонопольных расследованиях. Так, согласно статье 24 Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания», поставщикам запрещается совершать действия, которые ограничивают или могут ограничить конкуренцию, причиняют вред правам, свободам и законным интересам лиц, создают дискриминационные условия, навязывают контрагенту отдельные условия договора. В результате установили пять фактов нарушения поставщиками этой нормы. Приняты необходимые меры реагирования, в том числе проинформированы о подобных фактах местные органы власти и Минсельхозпрод как кураторы производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения поставок ее в торговлю. Надеемся, что недобросовестные поставщики сделали необходимые выводы и подобных нарушений больше не повторится. Потребитель не должен страдать от умышленного недобросовестного поведения производителей, – озвучил позицию Артур Карпович.
Цена и качество в приоритете
Примечательно, что стоимость продукции из стабфондов постоянно регулируется, чтобы избежать ценовых всплесков и обеспечить доступность широким слоям населения. Так, установлены предельные максимальные розничные цены: на картофель – 1,07 рубля за килограмм, на свеклу – 1,17, на морковь – 1,35, на капусту – 1,62, на лук – 1,68, на яблоки – 4,8 рубля.
Качество картофеля, овощей и яблок тоже в приоритете. Потому теперь допустимый размер картофеля при реализации составляет 45–80 миллиметров – в ГОСТ внесли изменения, увеличив минимальный размер на 10 миллиметров. На это пошли, чтобы упредить недовольство покупателей, повысить качество поставляемой продукции: непорядок, когда в стране, славящейся на весь мир бульбой, внешний вид этой продукции на прилавках иногда оставлял желать лучшего.
Мария Друк, «
Рэспубліка», 18 ноября 2025 г.
Встреча Президента Беларуси с губернатором Ростовской области России Юрием Слюсарем
Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 ноября встретился с губернатором Ростовской области России Юрием Слюсарем.
Глава государства заметил, что это его первая встреча с Юрием Слюсарем в должности руководителя региона, но прежде они уже встречались – во время визита Президента Беларуси в Иркутскую область в июне 2024 года, когда Александр Лукашенко посещал Иркутский авиационный завод (ИАЗ), а Юрий Слюсарь занимал пост руководителя ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
«Буквально короткий разговор с Вами, даже не по конкретной теме… Вы тогда подняли очень важную тему, связанную с промышленностью, машиностроением. Вы крылатую фразу сказали: если нет станков, так о каком машиностроении, самолетостроении можно говорить?» – напомнил Александр Лукашенко, отметив, что абсолютно согласен с такой точкой зрения.
Президент обратил внимание, что еще во время Советского Союза в Беларуси активно развивалось производство станков. «Все предприятия, которые тогда были в Союзе, мы сохранили. И даже продвинулись вперед, насколько это возможно», – констатировал Глава государства. И сейчас в стране производится качественная продукция станкостроения, которая наиболее востребована и необходима на рынках. «В средствах массовой информации все чаще говорят: ах, вот станки с ЧПУ, ах там вот какие-то «космические» станки, которые мы только видели и производить не умеем, а производят полторы-две страны. Возможно. Но таких-то ведь станков немного надо. Все остальное мы умеем делать. И в России, и особенно у нас. Я знаю точно», – подчеркнул Александр Лукашенко. Это направление необходимо развивать, уверен Президент, и Беларусь к этому готова.
Еще одно направление совместной деятельности, которое обозначил Александр Лукашенко, это промышленный блок, который включает и совместные проекты, и поставки продукции. Сотрудничество в этой отрасли представляет взаимный интерес, особенно с учетом географического положения Ростовской области и близости новых регионов России, которые в дальнейшем понадобится восстанавливать. «Никуда не денется Россия и руководство России от того, чтобы развивать этот регион. С учетом того, что придется очень много после войны вкладываться в эти восточные регионы», – заметил белорусский лидер.
«Мы приняли однозначное решение, что мы там должны присутствовать, всей своей продукцией, в которой вы и соседи (ближайшие к Ростовской области регионы. – Прим.) нуждаться будут и нуждаются», – сказал Александр Лукашенко.
Он напомнил о решении построить в этом российском регионе мультибрендовый центр отечественной техники. «Нам надо подумать, чтобы все было в одном центре и поближе, насколько это возможно. Чтобы мы могли продавать свою технику, свои запасные части по выгодной конкурентной цене», – отметил Глава государства.
«Мы готовы туда идти и предложить условия лучше, чем иностранцы. Но это зависит от вас, даже не от нас. У нас принято решение, и мы в этом направлении будем действовать», – подчеркнул Президент.
Положительно он оценил и ход реализации совместных проектов, в том числе в сфере самолетостроения, энергетики, промышленной кооперации. И такое тесное сотрудничество дает свои результаты. Так, например, товарооборот за последние пять лет вырос вдвое. «Те технологии, которые мы сохранили и приумножили, собрав со всего мира, мы без проблем передаем вам, будем вместе там работать. И это же не благотворительность, мы не бесплатно работаем», – отметил Александр Лукашенко.
Аналогичным образом Беларусь готова действовать и в развитии сотрудничества в агропромышленном секторе, тем более что отечественные продукты питания уже имеют хорошую репутацию на российском рынке благодаря своему отличному качеству. «Не накормив, не одев людей (а даже в теплой Ростовской области иногда зимой бывает и холодно), разговаривать о какой-то политике нечего. Мы готовы подключиться к этому (обеспечению населения продовольственными продуктами. – Прим.), если у вас будет такое желание, – заверил Глава государства. – Все, что мы можем (производить в этой сфере. – Прим.), может и Россия, но Россия огромная, а Ростов рядом (на сравнительно небольшом расстоянии от Беларуси. – Прим.). Мы готовы с вами сотрудничать по всем направлениям. Главное – договориться».
Для Беларуси как страны с экспортно ориентированной экономикой, безусловно, важное значение имеют поставки продукции, прежде всего на традиционные рынки, к которым относится и российский. «Это вопрос номер один – экономика. Она везде играет наиважнейшую роль, – заявил Глава государства. – Если будет ваша поддержка, мы готовы предоставить комплекс услуг и товаров, которые очень нужны будут и вам, и вашим соседям».
Президент подчеркнул важность сохранения и развития взаимоотношений двух стран, особенно в нынешних непростых условиях. «Давление извне колоссальное. Не называю адреса, пароли, явки. Вы это хорошо знаете. Поэтому нам надо удержать свое. Беларусь и Россия были вместе и будут. Никто не сможет разорвать наше единство, как бы кому-то ни хотелось. Этого не позволят люди, народы. Это надо выдержать, это надо удержать. Это главное», – сказал белорусский лидер.
В основе такого сотрудничества – множество факторов, включая культурную, историческую общность, межличностные контакты, но прежде всего, по мнению Президента, должна быть экономика. Она играет наиважнейшую роль, это главное, что должно объединять два государства. «А не ходить тут с «Россотрудничеством» и агитировать за Россию. Не надо. Белорусов за Россию агитировать не надо. Надо экономически связывать наши государства и народы», – заявил Александр Лукашенко.
В качестве примера эффективных решений, которые содействуют развитию сотрудничества, Президент привел увеличение числа рейсов очень востребованных поездов «Ласточка» по маршруту между Москвой и Минском. «Эти обезумевшие закрыли границу на запад. Ну, хорошо. Наши ездили в Питер, в Москву… В Казань поехали люди из Минска (в том числе поболеть за минское «Динамо» на хоккейном матче с «Ак Барсом» 16 ноября в Казани. – Прим.) – к себе домой. Никто их не сдерживает. Самолеты, вертолеты, поезда, автобусные маршруты – они очень у нас востребованы. А у россиян востребована Беларусь», – сказал Глава государства. Например, россияне – на первом месте среди посетителей туристических объектов в Беларуси. Большим спросом пользуются и белорусские гостиницы, востребованы медицинские услуги.
«Литовцы визжат, верещат сейчас: откройте границу. Мы ее не закрывали. И мы никогда плохо ни к полякам, ни к литовцам, ни к латышам не относились. Это наши соседи, куда деваться? Да, они сегодня управляются извне, – заметил Александр Лукашенко. – Знаете, жизнь заставит... Придут к власти другие люди, которые будут видеть интересы в Беларуси и России, как это было раньше. Зачем (было. – Прим.) терять эти рынки, терять такие добрые отношения?»
Говоря о решениях, которые навредили Литве, Глава государства привел пример закрытия Игналинской АЭС. «Когда они угробили Игналинскую атомную станцию под видом зеленой экономики, мы их предупреждали: не делайте это, она вам нужна будет. Нет, закрыли, угробили, разворовали. И мешали нам строить эту станцию (речь о Белорусской АЭС. – Прим.)», – подчеркнул Президент.
При этом, отметил белорусский лидер, во время строительства атомной станции в Беларуси он приглашал в страну литовских специалистов в этой области, которые оказались невостребованными в своей стране. «Мы ее строили, и я пригласил специалистов литовских (с ними была проблема в Литве): приезжайте на нашу станцию, будем работать. Тем более, мы нуждались в кадрах. Они думали, мы без них не обойдемся. Мы вместе с россиянами решили эту проблему. На нашей станции тысячи три работает, и еще тысяча нужна будет для третьего энергоблока», – заключил Президент.
Глава государства отметил, что с российским партнером «Росатомом» обсуждалось строительство новой атомной станции. «Решили, что третий блок построим и будем вести диалог по строительству второй атомной станции – опять же, на востоке (Беларуси. – Прим.)», – сказал Александр Лукашенко.
«Если мы построим на юго-востоке Беларуси вторую атомную станцию... Может, это надо будет и юго-западу России. Всякое может быть», – добавил Глава государства.
Белорусский лидер заявил, что также обсуждал этот вопрос с Президентом России Владимиром Путиным во время телефонного разговора 15 ноября: «Мы с Владимиром Владимировичем обсуждали позавчера этот вопрос, договорились, что продолжим обсуждение».
По словам Александра Лукашенко, Владимир Путин поддержал идею строительства третьего энергоблока Белорусской АЭС. «Мы готовы построить третий блок. Отторжения у Президента нет абсолютно – чувствую, знаю его поддержку. У руководителя «Росатома» абсолютная поддержка. Конечно, они в этом заинтересованы, – отметил Глава государства. – Тем более что мы готовы сами процентов на 85–90 построить эту станцию. Ну а инжиниринги, реактор – это россияне. Основные эти элементы мы возьмем у России, все остальное мы умеем делать. Нас россияне научили при строительстве этой первой станции».
Говоря о компетенциях белорусских специалистов, Александр Лукашенко обратил внимание, что они помогают россиянам в строительстве станций за рубежом. В частности, отечественные специалисты трудятся на строительстве АЭС в Венгрии и Египте. «В России сегодня дефицит кадров, как и у нас. Но у нас есть эти специалисты, и вот 3 тыс. работают с вашими ребятами на объектах. Это вы нам технологии передали и научили нас этому», – подчеркнул он.
В свою очередь Юрий Слюсарь отметил, что для него и членов делегации Ростовской области большая радость оказаться в Беларуси. «Я в новом качестве. Наверное, у меня первый такой международный визит», – сказал он.
Руководитель региона пояснил, что много бывал в Беларуси в прежних должностях. Он высказал слова уважения и благодарности за тот период сотрудничества с партнерами из Беларуси, в том числе по линии предприятий и министерств. «Всегда действительно высокая и производственная культура, и дисциплина, и ответственность – то, что отличало наших белорусских партнеров. Я очень благодарен за возможность в тот период поработать, посотрудничать», – отметил губернатор.
Говоря о своей работе на предыдущем посту президента ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», Юрий Слюсарь выразил уверенность, что коллеги продолжат реализацию начатых проектов, в том числе по линии сотрудничества с предприятиями Беларуси: «Это касается и ремонта, номенклатуры. Авиация будет успешно развиваться. И в военном, и в гражданском (направлениях. – Прим.). У нас нет другого варианта. Мы никогда уже в России на «Боинги» и «Эйрбасы», надеюсь (и уверен), не пересядем».
Юрий Слюсарь подчеркнул, что чем больше будет в этом плане проектов в сфере авиации, тем более будут в том числе востребованы те заводы, возможности и компетенции, которые есть в Беларуси.
«В том числе мы с Вами говорили, что касается станкостроения. На самом деле мы немножко упустили (это направление. – Прим.). Хорошие станки немецкие, японские и швейцарские, которые покупали. Но, не освоив их у себя, говорить о том, что машиностроение стоит крепко на ногах, конечно, не приходится», – подчеркнул губернатор.
Александр Лукашенко одобрил проект изменений в соглашение о бюджете Шанхайской организации сотрудничества
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 ноября подписал Указ № 398, которым одобрил в качестве основы для проведения переговоров проект Протокола о внесении изменений в Соглашение о порядке формирования и исполнения бюджета Шанхайской организации сотрудничества от 1 декабря 2017 года.
Проектом протокола закрепляется возможность уплаты ежегодных взносов в бюджет ШОС не только в долларах США, но и в иных валютах.
На подписание данного международного договора уполномочено Правительство. Планируется, что это произойдет в ходе заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств – членов ШОС в Москве, намеченного на 17–18 ноября этого года.
Состоялся телефонный разговор Президента Беларуси с Президентом России Владимиром Путиным
Телефонный разговор Президента Беларуси Александра Лукашенко с Президентом России Владимиром Путиным состоялся 15 ноября.
Главы государств обсудили развитие двусторонних отношений, в том числе рассмотрев новые перспективные проекты. В частности, Президенты затронули вопрос строительства нового энергоблока на Белорусской АЭС в Островце.
Александр Лукашенко и Владимир Путин также обсудили вопросы обороны и безопасности.
Отдельно в разговоре главы государств остановились на ситуации, которая складывается на границе Союзного государства.
Более подробно обсудить вопросы и темы, представляющие взаимный интерес, Президенты договорились в ближайшее время – прежде всего в ходе предстоящего в конце ноября в Бишкеке саммита Организации Договора о коллективной безопасности.