30.05.2018
Исполком СНГ распространил информацию об антикоррупционных мероприятиях в государствах – членах Межгосударственного совета по противодействию коррупции
В целях реализации практических мероприятий по противодействию коррупции приказом Генерального прокурора Республики Армения № 1 от 22 января 2018 г. утверждено методическое пособие по представлению информации и статистических данных о результатах следствия коррупционных преступлений (далее – Пособие), которым установлен порядок представления органами предварительного следствия Республики Армения информации и статистических данных о результатах расследования преступлений коррупционной направленности, как это предусмотрено ч. 4 ст. 5 Закона Республики Армения «О прокуратуре».
Согласно требованиям пособия, органы предварительного следствия Республики Армения ежегодно составляют таблицы и справки с информацией и статистическими данными о результатах следствия по преступлениям коррупционной направленности.
В справке в текстовом формате отражаются включенные в статистические таблицы данные о результатах расследования преступлений коррупционной направленности в отчетный период.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Республики Армения «О прокуратуре», Генеральная прокуратура Республики Армения ежегодно (до 1 апреля), публикует информацию в Интернете на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Армения о ходе расследования преступлений.
Сообщение включает сведения о результатах расследования преступлений, совершенных за предшествующий год, статистические данные, сравнительный анализ и заключения. Данные о результатах расследования коррупционных преступлений, статистические данные, сравнительный анализ и заключения по таким преступлениям предоставляются отдельно.
Прокуратура Республики Армения принимает активное участие в межведомственных и международных мероприятиях по противодействию коррупции, итоги которых освещаются в СМИ.
Кроме того, на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Армения периодически публикуется информация относительно расследования отдельных преступлений коррупционной направленности.
Принимая во внимание, что развитие экономики в Республике Беларусь неразрывно связано с состоянием экспорта, органами прокуратуры Республики Беларусь осуществляются организационные и практические меры, направленные на повышение дисциплины расчетов и предотвращение коррупционных проявлений при поставках продукции.
Повышению дисциплины расчетов также способствуют меры, принимаемые органами прокуратур Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках решения Объединенной коллегии генеральных прокуратур Республики Беларусь и Российской Федерации от 30 июля 2015 г. «Об организации взаимодействия по пресечению правонарушений законодательства, связанных с неоплатой экспортных поставок товаров (работ, услуг) и уклонением от исполнения судебных постановлений о взыскании задолженности».
Органами прокуратуры Республики Беларусь проводятся проверки предупреждения коррупционных преступлений в подверженных коррупции сферах деятельности (в системах Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и др.).
На сайте Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, а также в СМИ постоянно освещаются мероприятия по противодействию коррупции.
Эффективным превентивным механизмом в противодействии коррупции в Республике Казахстан является анализ и выявление коррупционных рисков, который активно применяется в странах ОЭСР и нашел закрепление в Законе Республики Казахстан «О противодействии коррупции».
При этом, ключевой сферой расширения экономических и гуманитарных связей между государствами-участниками СНГ является сфера таможенного администрирования.
В этой связи в апреле 2017 г. в указанной сфере проведен внешний анализ коррупционных рисков, по итогам которого Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции рекомендовано автоматизировать процессы таможенного администрирования.
Так, с 1 октября 2017 г. в информационной системе «АСТАНА-1» введена в опытную эксплуатацию подсистема «Таможенный транзит», которая позволяет осуществлять таможенные операции, связанные с представлением предварительной информации, перемещением товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и размещением товаров на временное хранение.
По итогам 2017 г. в ИС «АСТАНА-1» обработано 90 тыс. транзитных деклараций. Кроме того, среднее время таможенного оформления сократилось в 4 раза (с 63 до 16,5 минут).
Кроме того, с 1 ноября 2017 г. запущено пилотное тестирование подсистемы «Таможенное декларирование» ИС «АСТАНА-1». В ходе тестирования осуществляется процесс выявления ошибок, для устранения которых Министерством финансов Республики Казахстан совместно с Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (далее – ЮНКТАД ООН) проводится соответствующая доработка функционала.
В свою очередь от регионального координатора ЮНКТАД ООН по Восточной Европе и Центральной Азии поступило письмо, в котором отражено, что эксперты ЮНКТАД ООН рекомендуют продолжить поэтапный подход в развертывании ИС «АСТАНА-1» в целях обеспечения плавного процесса перехода и минимизации рисков для государства и бизнес-сообщества.
С 1 января 2018 г. введена в эксплуатацию подсистема «Таможенное декларирование» в части помещения товаров под таможенную процедуру «ЭКСПОРТ-10».
В настоящее время ЮНКТАД ООН прорабатывается проект допсоглашения, предусматривающий комплексную функциональную и техническую поддержку ИС «АСТАНА-1» до конца 2018 г., а также услуги по адаптации и оптимизации ИС «АСТАНА-1» в соответствии с требованиями международного и национального законодательства Республики Казахстан.
В целях организации освещения деятельности Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции в сферах повышения эффективности государственного управления и противодействия коррупции с начала 2018 г. в СМИ опубликовано 2233 материалов, в том числе: на телевидении – 796, в периодической печати – 825, на новостных лентах информационных агентств – 612. При этом следует отметить, что в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции подготовлен Национальный доклад о противодействии коррупции за 2017 г., который одобрен Главой государства 3 апреля 2018 г.
Данный документ содержит анализ и оценку состояния и тенденции распространения коррупции на международном и национальном уровнях, предложения по формированию, реализации и совершенствованию антикоррупционной политики Казахстана.
Национальный доклад опубликован на официальном сайте Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции (www.lcvzmet.gov.kz).
В 2017 году органами прокуратуры Российской Федерации активно реализовывались предусмотренные федеральными законами от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» полномочия по координации деятельности правоохранительных органов в области противодействия коррупции в целях обеспечения системной работы всех ведомств в данной сфере.
Во всех регионах страны в прошлом году прокурорами организовано проведение около 3 тыс. (2 913, что на 3,1 % больше, чем в 2016 году) заседаний координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, на которых скорректированы задачи и расставлены акценты в работе по выявлению и расследованию преступлений коррупционной направленности, возмещению ущерба от них, привлечению виновных лиц к ответственности.
Помимо того, прокуроры совместно с другими правоохранительными органами, а также при необходимости с привлечением контрольно-надзорных органов, общественных организаций и средств массовой информации провели 1 473 межведомственных совещания, 2 236 целевых мероприятий для выявления и пресечения коррупционных преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению, издали 105 межведомственных организационно-распорядительных документов в области борьбы с коррупцией, 83 информационных бюллетеня, осуществили 200 выездов в регионы, организовали 714 семинаров, конференций и иных мероприятий для повышения квалификации работников правоохранительных органов.
В настоящее время в России функционирует 2,9 тыс. межведомственных рабочих групп, из которых в прошлом году создано 164. В 2017 году проведено более 10 тыс. совещаний межведомственных рабочих групп, что на 2,6 % больше, чем в 2016 году (9 819).
В целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2016 г. № 489-ФЗ, дополнившего часть первую статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пунктом 7.1, не допускающим участия в закупках юридического лица, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности по статье 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 28 августа 2017 г. № 590 «О формировании и ведении реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В рамках реализации проекта «Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности» федеральными органами исполнительной власти разрабатываются карты коррупционных рисков и мер по их минимизации. Такие карты утверждены Федеральной таможенной службой Российской Федерации, Федеральной налоговой службой Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации, Министерством чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, а также Роспотребнадзором, Росздравнадзором, Росприроднадзором, Россельхознадзором, Ростехнадзором, Ространснадзором и Рострудом.
В соответствии с поручениями руководства страны, в том числе содержащимися в Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы, правоохранительными органами особое внимание уделено борьбе с коррупцией при реализации законодательства, регламентирующего вопросы государственного заказа на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По итогам 2017 года правоохранительными органами при координирующей роли прокуроров выявлено 220 преступлений, связанных с «откатами», что почти в два раза больше, чем в 2016 году (121).
Продолжены целенаправленные мероприятия по декриминализации сферы управления негосударственным сектором экономики. Среди коррупционных преступлений, совершенных в частном секторе (глава 23 УК РФ), в сфере строительства зарегистрировано 137 деяний, в сфере финансово-кредитной системы – 132, транспорта – 79, жилищно-коммунального хозяйства – 114, освоения бюджетных средств – 38, потребительского рынка – 61, сельского хозяйства – 70, топливно-энергетического комплекса – 76.
Работа по профилактике коррупционных правонарушений, в том числе по антикоррупционному правовому просвещению, в прошедшем году существенно активизирована Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В 2017 году Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведен конкурс на лучшую антикоррупционную социальную рекламу по теме «Прокуратура против коррупции» по двум номинациям: социальные плакаты и видеоролики. Официальная церемония награждения победителей конкурса состоялась в Генеральной прокуратуре Российской Федерации 8 декабря 2017 года.
Часть конкурсных работ размещалась на международных площадках, в том числе в г. Вене (Австрия) в ноябре 2017 г. в рамках седьмой сессии Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции и в г. Страсбурге (Франция) в декабре 2017 г. в рамках пленарного заседания Группы государств против коррупции.
Учитывая, что подобные мероприятия привлекают внимание общественности к вопросам противодействия коррупции и роли государственных органов в этой сфере, Генеральная прокуратура Российской Федерации инициировала проведение в текущем году в рамках деятельности Межгосударственного совета по противодействию коррупции международного конкурса социальной рекламы «Вместе против коррупции» с участием граждан стран, входящих в данный совет.
Всего органами прокуратуры в 2017 году проведено 44 594 мероприятия правового просвещения в области противодействия коррупции.
На интернет-сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним специализированных прокуратур регулярно публикуются материалы о пресечении конкретных фактов коррупционных действий, возбуждении и направлении в суд уголовных дел о коррупционных преступлениях. Общее число выступлений в средствах массовой информации о принимаемых мерах по противодействию коррупции в 2017 году составило около 126 тыс. (в 2016 году – 118 тыс.).
Секретариат Межгосударственного совета по противодействию коррупции
Справка
Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции (МСПК) подписано 25 октября 2013 г. шестью государствами СНГ (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан) и вступило в силу 17 октября 2014 г. для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, которыми выполнены необходимые внутригосударственные процедуры.
Основными задачами МСПК являются:
- определение приоритетных направлений сотрудничества и принятие совместных эффективных мер противодействия коррупции;
- оценка выполнения антикоррупционных обязательств государств-участников Соглашения;
- содействие сближению и гармонизации национального антикоррупционного законодательства государств-участников;
- разработка предложений по совершенствованию правовой базы сотрудничества государств-участников в сфере противодействия коррупции;
- координация взаимодействия компетентных органов государств-участников, а также заинтересованных органов СНГ по вопросам противодействия коррупции;
- обеспечение реализации принятых в рамках Содружества документов в сфере противодействия коррупции.
МСПК подотчетен в своей деятельности Совету глав государств Содружества Независимых Государств. Заседания МСПК проводятся ежегодно.
По сообщению официального сайта Исполнительного комитета СНГ
Цифровые технологии, стажировки, двойные дипломы: как будет развиваться академическая мобильность в странах СНГ
31 октября состоялось заседание Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по науке и образованию.
В мероприятии приняли участие представители парламентов Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, а также эксперты из стран Содружества.
Председателем комиссии переизбрали председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания России по науке, образованию и культуре Лилию Гумерову.
«Даже в самых сложных вопросах мы находим точки соприкосновения и не боимся браться за новые задачи и вызовы. Уверена, что и дальше мы будем работать дружной и единой командой. Этот командный дух, без сомнения, станет надежным фундаментом для востребованных и верных законотворческих решений», – отметила сенатор.
Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий поздравил председателя с избранием. «Убежден, что ваши опыт, знания и профессиональный авторитет будут способствовать дальнейшей эффективной работе комиссии», – сказал Генеральный секретарь.
Парламентарии одобрили проект Рекомендаций по нормативному регулированию академической мобильности.
Документ предлагает комплексную, многоуровневую систему поддержки, сочетающую цифровые технологии, гибкие образовательные форматы, финансовые инструменты и социальную адаптацию. Это позволит сделать академическую мобильность доступной, безопасной и эффективной для всех участников.
Рекомендации дают практические примеры того, как может выглядеть академическая мобильность в реальности: от студента, проходящего практику в технопарке, до профессора, читающего лекции в другом государстве, и волонтера, чей опыт засчитывается как учебная практика.
Также на заседании рассмотрели и одобрили проект Рекомендаций по нормативно-правовому регулированию системы развития и поддержки молодых талантов для стран СНГ.
Среди других рассмотренных документов – проекты Рекомендаций по профессиональной ориентации детей и молодежи для государств СНГ и модельного закона «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей».
На заседании подвели итоги конкурса дипломных студенческих проектов, посвященного модельному законотворчеству МПА СНГ.
Участие в интеллектуальном состязании приняли студенты, обучавшиеся юриспруденции и защитившие дипломы в прошлом учебном году.
Как отметил Дмитрий Кобицкий, работы убедительно показали, что тема правотворчества в рамках СНГ остается живой и востребованной среди нового поколения юристов.
«Мы внимательно ознакомились со всеми представленными исследованиями. В них – немало глубоких наблюдений, нестандартных решений и свежих подходов. Такие работы заставляют по-новому взглянуть на привычные вопросы даже тех, кто давно занимается этой темой. За каждой из них чувствуется серьезная подготовка, интерес к праву и стремление понять, как создаются правовые основы взаимодействия между нашими странами», – сказал Генеральный секретарь.
Лауреатами конкурса стали Александра Тараненко, Ислам Шамсиев, Ульяна Яндульская, Залина Дикаева, Полина Яндульская, Анастасия Жильченко, Арина Вавилонская.
Следующее заседание комиссии запланировано провести весной 2026 года.
По сообщению
официального сайта Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств
Постпреды стран СНГ подвели итоги состоявшихся заседаний высших уставных органов и наметили задачи по реализации достигнутых договоренностей
Заседание Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества состоялось 27 октября в Минске.
Члены Совета подвели итоги заседаний Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ, наметили задачи по реализации принятых на встречах документов и достигнутых договоренностей.
Заседание СГП СНГ прошло 29 сентября в Минске. Члены Совета приняли 26 документов, среди которых Стратегия научно-технологического развития Содружества Независимых Государств на 2026–2035 годы, Основные направления сотрудничества в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2035 года, Стратегия цифровизации основных мультимодальных транспортных коридоров, Стратегия сотрудничества в развитии информационного общества и цифровой экономики на период до 2035 года и План действий по ее реализации.
По итогам заседания были также подписаны Соглашение о сотрудничестве по предупреждению развития саранчовых вредителей, Концепция ценообразования в строительной деятельности стран СНГ и План основных мероприятий по ее реализации, План мероприятий по реализации второго этапа (2026–2030 годы) Рамочной программы сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях на период до 2030 года и План мероприятий по реализации второго этапа (2026–2030 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года.
Совет глав правительств СНГ принял решения о Плане мероприятий по подготовке и проведению в 2026 году в Содружестве Независимых Государств Года охраны здоровья, а также ряд документов по взаимодействию в области сельского хозяйства, финансовому обеспечению деятельности органов СНГ.
Заседания Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ состоялись 9–10 октября в Душанбе.
Главы внешнеполитических ведомств подписали План многоуровневых межмидовских консультаций в рамках Содружества Независимых Государств на 2026 год.
Совет глав государств СНГ принял 19 документов. В частности, были подписаны Решение о деятельности Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств в 2023–2025 годах, программы сотрудничества в сфере противодействия терроризму и экстремизму на 2026–2028 годы и в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2026–2030 годы, Концепция военного сотрудничества до 2030 года, Декларация о сотрудничестве в сфере обеспечения региональной энергетической безопасности.
В целях создания и развития устойчивого политического диалога, укрепления экономических, культурно-гуманитарных и других связей Совет глав государств СНГ принял Решение об учреждении формата «Содружество Независимых Государств плюс» как платформы для сотрудничества государств – участников СНГ с другими государствами, их объединениями и международными организациями, заинтересованными в установлении взаимодействия с Содружеством по направлениям, представляющим взаимный интерес.
Принято Решение о придании Шанхайской организации сотрудничества статуса Наблюдателя при Содружестве Независимых Государств.
На саммите были подписаны совместные заявления глав государств о сотрудничестве в борьбе с транснациональной преступностью, в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по случаю 80-й годовщины создания Организации Объединенных Наций и в связи с 40-летием катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Постоянные полномочные представители приняли к сведению информацию о выполнении Дорожной карты по реализации инициатив, высказанных главами делегаций в ходе заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ, в части сотрудничества в политической, гуманитарной и социальной сферах.
В своей информации по данному вопросу директор департамента по сотрудничеству в политической, гуманитарной и социальной сферах Исполнительного комитета СНГ Алексей Сазонов отметил, что в полном объеме реализован целый ряд инициатив, касающихся политического взаимодействия. Среди них он выделил принятие очередной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о сотрудничестве между ООН и СНГ в 2025 году.
«В части гуманитарных инициатив отмечу такие знаковые, как учреждение ежегодного Форума волонтеров Содружества и придание ему статуса постоянной площадки СНГ, успешный запуск Международного проекта «Молодежная столица СНГ», а также начавшаяся реализация идеи выпуска изданий и публикаций о великих личностях народов стран Содружества, туристических альманахов об исторических и красивых местах каждой страны», – рассказал он.
Многие инициативы, по словам Алексея Сазонова, находятся в завершающей стадии реализации. Это, к примеру, предложения относительно учреждения кинофестиваля «Содружество», запуска совместных проектов по лечебно-оздоровительному экотуризму, а также проведения целого ряда новых спортивных мероприятий.
«В центре внимания глав делегаций, кроме актуальных задач данного момента, традиционно находятся также и вопросы, связанные с реализацией ключевых стратегических и программных документов, перспективных и долговременных проектов. Выполнение таких инициатив требует более длительных сроков, а иногда может стать постоянной задачей», – подчеркнул директор департамента.
Он выразил уверенность, что благодаря инициативам руководителей делегаций, высказанным на заседаниях высших органов СНГ, повестка дня взаимодействия на пространстве Содружества регулярно наполняется новыми, перспективными проектами, дающими дополнительный импульс интеграции в рамках СНГ.
Постпреды приняли информацию к сведению и решили продолжить координировать действия по оказанию практического содействия в реализации мероприятий, предусмотренных Дорожной картой, а также осуществлять постоянный мониторинг хода их выполнения.
Кроме того, члены СППП обсудили выполнение Плана мероприятий на 2023–2025 годы по реализации Меморандума об углублении взаимодействия между Исполнительным комитетом СНГ и Евразийской экономической комиссией от 27 ноября 2018 года, рассмотрели ход подготовки Плана мероприятий на 2026–2028 годы. С соответствующей информацией на заседании выступил директор департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Михаил Мыскин.
Он отметил, что действующий План разбит на 5 блоков и содержит 84 мероприятия, в том числе по обмену опытом и информацией по основным направлениям деятельности, взаимодействию по вопросам подготовки проектов нормативных правовых актов, проведению соответствующих консультаций.
Один из акцентов совместной работы сделан на углублении взаимодействия при разработке нормативных правовых актов в целях исключения возможных правовых коллизий и сближения правовых норм в рамках СНГ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Важными совместными задачами являются выявление и устранение существующих барьеров во взаимной торговле, в том числе в области технического регулирования, развитие сотрудничества в сферах транспортно-логистической инфраструктуры, промышленной и научно-технологической кооперации, взаимодействие в реализации высокотехнологических проектов.
Итоги реализации Плана за трехлетний период планируется представить на совместном заседании Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества и Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ в марте 2026 года.
По словам Михаила Мыскина, анализ предварительных итогов реализации Плана подтвердил актуальность углубления сотрудничества между СНГ и ЕАЭС, а также их постоянно действующих органов.
«В современных условиях развитие взаимодействия между различными интеграционными проектами на пространстве Содружества становится объективной реальностью, требующей приложения серьезных усилий как действующих органов международных организаций, в том числе Исполнительного комитета СНГ и ЕЭК, так и государств, входящих в состав этих организаций», – подчеркнул он.
Директор экономического департамента сообщил, что в целях исключения возможных правовых коллизий Исполнительный комитет СНГ при необходимости проводит сопоставительный анализ договорно-правовой базы Содружества и права ЕАЭС.
Исполнительный комитет СНГ продолжает консультации с ЕЭК, а также заинтересованными министерствами и ведомствами государств – участников СНГ по решению проблемных вопросов, касающихся выявленных расхождений в нормативно-правовой базе СНГ и праве ЕАЭС по разрабатываемым проектам нормативных правовых актов и действующим международным договорам, в том числе в сферах устранения технических барьеров во взаимной торговле, аккредитации и транспорта.
Михаил Мыскин также проинформировал, что решение задач по сопряжению правовых норм СНГ и ЕАЭС заложено в проект нового Плана мероприятий на очередной период. Документ сформирован, в настоящее время проходит согласование в ЕЭК. Предполагается принять документ в 2026 году на площадке значимого мероприятия ЕАЭС или СНГ.
«Документ сохраняет преемственность с действующим Планом на 2023–2025 годы, в том числе в части структуры, и нацелен на создание условий для расширения кооперационных связей на евразийском пространстве, повышения конкурентоспособности за счет цифровых преобразований, облегчения процессов свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы», – рассказал он.
По его словам, наиболее емким и насыщенным блоком проекта Плана остаются приоритетные направления сотрудничества, представляющие взаимный интерес. К ним отнесены: промышленная политика; энергетика; таможенное регулирование; техническое регулирование, стандартизация, метрология, оценка соответствия и аккредитация; санитарные, фитосанитарные, ветеринарные меры; защита прав потребителей; конкуренция и государственные закупки; цифровая экономика и «зеленая» трансформация.
В качестве важнейшего приоритетного направления сотрудничества, так же как и в действующем Плане, определено взаимодействие Исполнительного комитета СНГ и ЕЭК по вопросам подготовки проектов нормативных правовых актов.
Члены Совета постоянных полномочных представителей согласовали кандидатуру первого заместителя Генерального секретаря Содружества Независимых Государств Игоря Петришенко в качестве Главы Миссии наблюдателей от СНГ на досрочных выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, которые назначены на 30 ноября 2025 года.
Кроме того, в ходе встречи о перспективах взаимодействия СНГ с африканскими интеграционными объединениями своих коллег проинформировал исполняющий обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при уставных и других органах СНГ Константин Дегтярев.
Следующее заседание Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества состоится 25 ноября в Минске.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Более 300 пунктов. СНГ и ЕЭК разрабатывают новый план сотрудничества
Содружество Независимых Государств и Евразийская экономическая комиссия разрабатывают новый план сотрудничества. Об этом рассказал журналистам первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко перед началом очередного заседания Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества Независимых Государств при уставных и других органах Содружества в Минске, передает корреспондент
БЕЛТА.
На очередном заседании Совета постпредов будет заслушана информация о ходе реализации договоренностей, высказанных главами государств и правительств, министрами иностранных дел, членами экономического совета в рамках их инициатив, которые прозвучали на заседаниях высших уставных органов. «Мы составляем дорожную карту, с ответственными, со сроками. Будет заслушана информация, как идет реализация инициатив, и намечены дальнейшие пути развития, – отметил Игорь Петришенко. – Будут обсуждены итоги реализации плана мероприятий на 2023–2025 годы, в том числе меморандума об углублении взаимодействия между Исполнительным комитетом СНГ и Евразийской экономической комиссией, который был подписан в 2018 году. Более 12 лет мы взаимодействуем с ЕЭК. Вопрос чисто экономической интеграции активно продвигается с учетом делегированных определенных полномочий этой организации. Сейчас действует план 2023 года, который заканчивается в 2025 году. Мы разрабатываем соответствующий план на очередной период. Там более 300 пунктов, направлений – это торгово-экономическая, инвестиционная, промышленная кооперация, продовольственная безопасность, техрегулирование. Спектр широкий, и он позволит товарам на пространстве Содружества передвигаться без барьеров и ограничений».
Еще один вопрос, который будет сегодня рассмотрен, – анализ итогов заседания высших органов интеграционных объединений. «Состоялось заседание Совета глав правительств в Минске 29 сентября, где был принят ключевой документ по интеграции в экономической сфере: план мероприятий по реализации второго этапа стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года. Это документ, где есть конкретные направления по всем сферам экономического взаимодействия, которые мы должны эффективно реализовать», – добавил Игорь Петришенко.
Также ключевым вопросом обсуждения станет заседание Совета глав государств СНГ, которое состоялось 10 октября в Душанбе. «Накануне традиционно был подготовлен пакет документов, которые главы государств рассмотрели, обсудили и приняли. Наша задача – эффективно реализовать все документы. Среди них программа сотрудничества государств – участников СНГ в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2026–2030 годы, программа сотрудничества в сфере противодействия терроризму и экстремизму на 2026–2028 годы, концепция военного сотрудничества до 2030 года. Они требуют конкретных подходов в каждом из государств при координирующей роли отраслевых структур. Задача также максимально синхронизировать выполнение внутригосударственных процедур по вступлению в силу международных договоров и наметить четкий план действий по реализации этих документов», – поделился планами он.
Кроме того, главами государств был принят ряд заявлений: по случаю 80-й годовщины создания Организации Объединенных Наций и в связи с 40-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС. Одним из ключевых решений прошедшего саммита было учреждение формата «Содружество Независимых Государств плюс». «Он позволит нам выйти во взаимодействии за пределы СНГ. Сейчас с соответствующими профильными ведомствами, с Советом постпредов будем нарабатывать конкретные подходы расширения взаимодействия в инвестиционной, торгово-экономической, гуманитарной, правоохранительной сферах», – добавил Игорь Петришенко.
При учреждении нового формата «СНГ плюс» Шанхайская организация сотрудничества наделена статусом наблюдателя при СНГ. «Главы государств определили конкретные направления, которые находятся в сфере ведения и ШОС, и СНГ. Это борьба с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, вопросы торгово-экономического, гуманитарного взаимодействия, борьбы с наркотрафиком – все те сферы, в которых Шанхайская организация активно взаимодействует. Думаю, здесь, объединив усилия, нам удастся по многим направлениям продвинуться», – пояснил первый заместитель Генерального секретаря СНГ.
Кроме того, на заседании будет принято решение о главе миссии наблюдателей от СНГ на досрочных выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, назначенных на 30 ноября 2025 года. «Соответствующие нормативно-правовые документы подготовлены. Это и действующие конвенции, ряд методических указаний», – подытожил первый заместитель Генерального секретаря СНГ.
По информации
БЕЛТА
Необходимость «человеческого участия и заботы». Игорь Петришенко о защите прав жителей труднодоступных местностей
10-е заседание Евразийского альянса омбудсменов состоялось 22 октября в Москве. Представители более 60 государств обменялись успешными практиками по актуальным проблемам защиты прав жителей труднодоступных, отдаленных и сельских местностей. Об этом БЕЛТА
сообщили в Исполнительном комитете СНГ.

Участие в мероприятии принял первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко. В своем выступлении он отметил актуальность выбранной тематики нынешнего заседания. По его словам, в регионах, удаленных от административных центров, живут миллионы сограждан, которые вносят неоценимый вклад в развитие сельского хозяйства, сохранение традиций и культурного наследия. Однако именно они чаще других сталкиваются с ограниченным доступом к основным услугам, информационным ресурсам и механизмам защиты своих прав.
«Именно в отдаленных районах – там, где расстояния велики, а ресурсы ограничены, – права человека особенно уязвимы. Там, где нет постоянного доступа к медицинской помощи, где дорога до школы или магазина измеряется десятками километров, где интернет – редкость, а голос человека не всегда слышен, защита прав требует особого внимания и конкретных решений», – заявил Игорь Петришенко.
Он рассказал, что в государствах СНГ предпринимаются серьезные шаги для улучшения ситуации: развиваются цифровые сервисы для обращения граждан, создаются региональные и мобильные приемные, усиливается работа по правовому просвещению населения. В странах Содружества реализуются различные программы, ориентированные на комплексное оживление сельских и отдаленных территорий через улучшение жилья и коммунальной инфраструктуры, развитие социальных услуг и поддержку мелкого бизнеса на местах. Конкретно в Беларуси реализуется национальная программа социально-экономического развития до 2030 года с упором на интеграцию региональных инструментов и инфраструктурные проекты. В результате выполнения программы возрождения и развития села созданы сотни агрогородков – сельских населенных пунктов с инфраструктурой, близкой к городской. Аналогичные программы есть и в других государствах СНГ.
«Эти примеры показывают, что в центре государственной политики наших стран стоит человек, его права, свободы и достойная жизнь – независимо от места проживания. Именно это объединяет все государства Содружества и делает наше сотрудничество по‑настоящему практическим и ориентированным на результат», – подчеркнул Игорь Петришенко.
При этом он отметил, что институт омбудсмена играет здесь особую, стратегическую роль. Он является не только защитником конкретных прав граждан, но и связующим звеном между обществом и властью, сигнализируя о проблемах, требующих системных решений. «Опыт работы омбудсменов в регионах – это ценнейший источник знаний и идей для органов власти, законодательных структур и международных партнеров», – заявил первый заместитель Генсекретаря СНГ.
При этом, по его мнению, особое значение имеет сотрудничество между институтами гражданского общества, омбудсменами, общественными организациями и, конечно, самими гражданами. Только объединяя усилия, можно сделать так, чтобы каждый человек чувствовал себя защищенным, знал, куда обратиться, и был уверен, что его услышат.
«Важно помнить, что за каждым обращением стоит конкретная судьба. Поэтому наша работа – это не только правовой механизм, но и в первую очередь проявление человеческого участия и заботы» , – подчеркнул Игорь Петришенко.
Первый заместитель генсекретаря выразил уверенность, что результаты нынешнего заседания Евразийского альянса омбудсменов станут весомым вкладом в развитие правозащитной практики и, самое главное, улучшат качество жизни людей, которые живут вдали от административных центров. «В Содружестве Независимых Государств всегда будут поддерживать инициативы, направленные на укрепление правовых гарантий, социальную справедливость и повышение уровня доверия граждан к институту омбудсменов», – резюмировал он.
По информации
БЕЛТА
(фото – официальный портал Исполнительного комитета СНГ)
Андрей Швед на площадке СНГ рассказал о совершенствовании антикриминального законодательства в Беларуси
Генеральный прокурор Беларуси Андрей Швед в ходе 35-го заседания Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ в Душанбе (Таджикистан) рассказал, как совершенствуется система мер уголовной ответственности в Беларуси, сообщили БЕЛТА в управлении взаимодействия со СМИ надзорного ведомства.

Генпрокурор отметил непрерывное и динамичное развитие антикриминального законодательства в стране: за последние пять лет принято 15 законов, направленных на совершенствование норм уголовного и уголовно-процессуального права. Подчеркнул, что в подготовке каждого из них участвовала Генеральная прокуратура Беларуси, в некоторых случаях – в качестве разработчика.
По инициативе Генпрокуратуры, в частности, существенно переработаны нормы об ответственности за преступления экстремистской направленности. Для реализации принципа неотвратимости ответственности в уголовный процесс введен институт специального производства. Это позволяет провести следствие и судебное разбирательство в отношении тех, кто совершил тяжкие преступления против государства и скрылся за границей. Такое производство может быть начато только по решению или с согласия генпрокурора.
«По состоянию на 1 августа 2025 года в порядке специального производства постановлены обвинительные приговоры в отношении 120 лиц, совершивших экстремистские преступления», – сообщил генпрокурор.
По его словам, максимально используются все предусмотренные законом возможности назначения за нетяжкие преступления наказаний, не связанных с лишением свободы, а также освобождения от уголовной ответственности за такие деяния при примирении с потерпевшими и добровольном возмещении причиненного ущерба. Такой подход позволяет сократить общее число осужденных и обеспечивает возмещение вреда от преступлений.
В связи с этим, сообщил генпрокурор, в этом году законодательно закреплена возможность освобождения от уголовной ответственности с привлечением к административной и в связи с деятельным раскаянием тех, кто совершили несколько нетяжких преступлений. Ранее такой институт применялся только к совершившим их впервые.
Важной новацией для обеспечения социализации подростков, вступивших в конфликт с законом, стали нормы о сокращении срока погашения судимости несовершеннолетних: по истечении двух лет – за тяжкое преступление, четырех лет – за особо тяжкое преступление.
Руководитель надзорного ведомства, ссылаясь на поручение главы государства, сообщил о проделанной масштабной работе по корректировке 116 норм Особенной части Уголовного кодекса. Целью этой работы было обеспечить индивидуализацию наказания. При этом по инициативе Генеральной прокуратуры в статьях УК закреплены положения о запрете на назначение лишения свободы за нетяжкое преступление отдельным категориям лиц. Внесены изменения и в нормы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
Существенно пересмотрены нормы о превентивном надзоре и профилактическом наблюдении в отношении тех, кто отбыл наказание. Это было направлено на реализацию госполитики содействия занятости судимых граждан, обеспечения их ресоциализации и предупреждения рецидива. По словам генпрокурора, внесенные изменения уже принесли положительные результаты: за год показатель трудовой занятости поднадзорных лиц увеличился с 30 % до 80 %, а число преступлений, совершенных гражданами с судимостью, сократилось на 15 %, в состоянии алкогольного опьянения – почти на 20 %.
«В настоящее время в стране самый низкий уровень преступности за весь период суверенитета», – отметил Андрей Швед.
В ходе программы мероприятий Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон провел во Дворце Нации встречу с генеральными прокурорами государств – участников СНГ.
В работе заседания приняли участие делегации генеральных прокуратур Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, а также делегация Секретариата КСГП СНГ. Очередное заседание КСГП СНГ определено провести в 2026 году в Москве.
Координационный совет генеральных прокуроров государств – участников СНГ создан совместным решением генеральных прокуроров государств – участников СНГ 7 декабря 1995 года. В 2000 году ему придан статус межгосударственного органа СНГ. В этом году КСГП отмечает 30-летний юбилей.
По информации
БЕЛТА
Фото Генпрокуратуры