Исполком СНГ распространил информацию об антикоррупционных мероприятиях в государствах – членах Межгосударственного совета по противодействию коррупции
В целях реализации практических мероприятий по противодействию коррупции приказом Генерального прокурора Республики Армения № 1 от 22 января 2018 г. утверждено методическое пособие по представлению информации и статистических данных о результатах следствия коррупционных преступлений (далее – Пособие), которым установлен порядок представления органами предварительного следствия Республики Армения информации и статистических данных о результатах расследования преступлений коррупционной направленности, как это предусмотрено ч. 4 ст. 5 Закона Республики Армения «О прокуратуре».
Согласно требованиям пособия, органы предварительного следствия Республики Армения ежегодно составляют таблицы и справки с информацией и статистическими данными о результатах следствия по преступлениям коррупционной направленности.
В справке в текстовом формате отражаются включенные в статистические таблицы данные о результатах расследования преступлений коррупционной направленности в отчетный период.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Республики Армения «О прокуратуре», Генеральная прокуратура Республики Армения ежегодно (до 1 апреля), публикует информацию в Интернете на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Армения о ходе расследования преступлений.
Сообщение включает сведения о результатах расследования преступлений, совершенных за предшествующий год, статистические данные, сравнительный анализ и заключения. Данные о результатах расследования коррупционных преступлений, статистические данные, сравнительный анализ и заключения по таким преступлениям предоставляются отдельно.
Прокуратура Республики Армения принимает активное участие в межведомственных и международных мероприятиях по противодействию коррупции, итоги которых освещаются в СМИ.
Кроме того, на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Армения периодически публикуется информация относительно расследования отдельных преступлений коррупционной направленности.
Принимая во внимание, что развитие экономики в Республике Беларусь неразрывно связано с состоянием экспорта, органами прокуратуры Республики Беларусь осуществляются организационные и практические меры, направленные на повышение дисциплины расчетов и предотвращение коррупционных проявлений при поставках продукции.
Повышению дисциплины расчетов также способствуют меры, принимаемые органами прокуратур Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках решения Объединенной коллегии генеральных прокуратур Республики Беларусь и Российской Федерации от 30 июля 2015 г. «Об организации взаимодействия по пресечению правонарушений законодательства, связанных с неоплатой экспортных поставок товаров (работ, услуг) и уклонением от исполнения судебных постановлений о взыскании задолженности».
Органами прокуратуры Республики Беларусь проводятся проверки предупреждения коррупционных преступлений в подверженных коррупции сферах деятельности (в системах Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и др.).
На сайте Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, а также в СМИ постоянно освещаются мероприятия по противодействию коррупции.
Эффективным превентивным механизмом в противодействии коррупции в Республике Казахстан является анализ и выявление коррупционных рисков, который активно применяется в странах ОЭСР и нашел закрепление в Законе Республики Казахстан «О противодействии коррупции».
При этом, ключевой сферой расширения экономических и гуманитарных связей между государствами-участниками СНГ является сфера таможенного администрирования.
В этой связи в апреле 2017 г. в указанной сфере проведен внешний анализ коррупционных рисков, по итогам которого Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции рекомендовано автоматизировать процессы таможенного администрирования.
Так, с 1 октября 2017 г. в информационной системе «АСТАНА-1» введена в опытную эксплуатацию подсистема «Таможенный транзит», которая позволяет осуществлять таможенные операции, связанные с представлением предварительной информации, перемещением товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и размещением товаров на временное хранение.
По итогам 2017 г. в ИС «АСТАНА-1» обработано 90 тыс. транзитных деклараций. Кроме того, среднее время таможенного оформления сократилось в 4 раза (с 63 до 16,5 минут).
Кроме того, с 1 ноября 2017 г. запущено пилотное тестирование подсистемы «Таможенное декларирование» ИС «АСТАНА-1». В ходе тестирования осуществляется процесс выявления ошибок, для устранения которых Министерством финансов Республики Казахстан совместно с Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (далее – ЮНКТАД ООН) проводится соответствующая доработка функционала.
В свою очередь от регионального координатора ЮНКТАД ООН по Восточной Европе и Центральной Азии поступило письмо, в котором отражено, что эксперты ЮНКТАД ООН рекомендуют продолжить поэтапный подход в развертывании ИС «АСТАНА-1» в целях обеспечения плавного процесса перехода и минимизации рисков для государства и бизнес-сообщества.
С 1 января 2018 г. введена в эксплуатацию подсистема «Таможенное декларирование» в части помещения товаров под таможенную процедуру «ЭКСПОРТ-10».
В настоящее время ЮНКТАД ООН прорабатывается проект допсоглашения, предусматривающий комплексную функциональную и техническую поддержку ИС «АСТАНА-1» до конца 2018 г., а также услуги по адаптации и оптимизации ИС «АСТАНА-1» в соответствии с требованиями международного и национального законодательства Республики Казахстан.
В целях организации освещения деятельности Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции в сферах повышения эффективности государственного управления и противодействия коррупции с начала 2018 г. в СМИ опубликовано 2233 материалов, в том числе: на телевидении – 796, в периодической печати – 825, на новостных лентах информационных агентств – 612. При этом следует отметить, что в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции подготовлен Национальный доклад о противодействии коррупции за 2017 г., который одобрен Главой государства 3 апреля 2018 г.
Данный документ содержит анализ и оценку состояния и тенденции распространения коррупции на международном и национальном уровнях, предложения по формированию, реализации и совершенствованию антикоррупционной политики Казахстана.
Национальный доклад опубликован на официальном сайте Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции (www.lcvzmet.gov.kz).
В 2017 году органами прокуратуры Российской Федерации активно реализовывались предусмотренные федеральными законами от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» полномочия по координации деятельности правоохранительных органов в области противодействия коррупции в целях обеспечения системной работы всех ведомств в данной сфере.
Во всех регионах страны в прошлом году прокурорами организовано проведение около 3 тыс. (2 913, что на 3,1 % больше, чем в 2016 году) заседаний координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, на которых скорректированы задачи и расставлены акценты в работе по выявлению и расследованию преступлений коррупционной направленности, возмещению ущерба от них, привлечению виновных лиц к ответственности.
Помимо того, прокуроры совместно с другими правоохранительными органами, а также при необходимости с привлечением контрольно-надзорных органов, общественных организаций и средств массовой информации провели 1 473 межведомственных совещания, 2 236 целевых мероприятий для выявления и пресечения коррупционных преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению, издали 105 межведомственных организационно-распорядительных документов в области борьбы с коррупцией, 83 информационных бюллетеня, осуществили 200 выездов в регионы, организовали 714 семинаров, конференций и иных мероприятий для повышения квалификации работников правоохранительных органов.
В настоящее время в России функционирует 2,9 тыс. межведомственных рабочих групп, из которых в прошлом году создано 164. В 2017 году проведено более 10 тыс. совещаний межведомственных рабочих групп, что на 2,6 % больше, чем в 2016 году (9 819).
В целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2016 г. № 489-ФЗ, дополнившего часть первую статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пунктом 7.1, не допускающим участия в закупках юридического лица, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности по статье 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 28 августа 2017 г. № 590 «О формировании и ведении реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В рамках реализации проекта «Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности» федеральными органами исполнительной власти разрабатываются карты коррупционных рисков и мер по их минимизации. Такие карты утверждены Федеральной таможенной службой Российской Федерации, Федеральной налоговой службой Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации, Министерством чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, а также Роспотребнадзором, Росздравнадзором, Росприроднадзором, Россельхознадзором, Ростехнадзором, Ространснадзором и Рострудом.
В соответствии с поручениями руководства страны, в том числе содержащимися в Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы, правоохранительными органами особое внимание уделено борьбе с коррупцией при реализации законодательства, регламентирующего вопросы государственного заказа на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По итогам 2017 года правоохранительными органами при координирующей роли прокуроров выявлено 220 преступлений, связанных с «откатами», что почти в два раза больше, чем в 2016 году (121).
Продолжены целенаправленные мероприятия по декриминализации сферы управления негосударственным сектором экономики. Среди коррупционных преступлений, совершенных в частном секторе (глава 23 УК РФ), в сфере строительства зарегистрировано 137 деяний, в сфере финансово-кредитной системы – 132, транспорта – 79, жилищно-коммунального хозяйства – 114, освоения бюджетных средств – 38, потребительского рынка – 61, сельского хозяйства – 70, топливно-энергетического комплекса – 76.
Работа по профилактике коррупционных правонарушений, в том числе по антикоррупционному правовому просвещению, в прошедшем году существенно активизирована Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В 2017 году Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведен конкурс на лучшую антикоррупционную социальную рекламу по теме «Прокуратура против коррупции» по двум номинациям: социальные плакаты и видеоролики. Официальная церемония награждения победителей конкурса состоялась в Генеральной прокуратуре Российской Федерации 8 декабря 2017 года.
Часть конкурсных работ размещалась на международных площадках, в том числе в г. Вене (Австрия) в ноябре 2017 г. в рамках седьмой сессии Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции и в г. Страсбурге (Франция) в декабре 2017 г. в рамках пленарного заседания Группы государств против коррупции.
Учитывая, что подобные мероприятия привлекают внимание общественности к вопросам противодействия коррупции и роли государственных органов в этой сфере, Генеральная прокуратура Российской Федерации инициировала проведение в текущем году в рамках деятельности Межгосударственного совета по противодействию коррупции международного конкурса социальной рекламы «Вместе против коррупции» с участием граждан стран, входящих в данный совет.
Всего органами прокуратуры в 2017 году проведено 44 594 мероприятия правового просвещения в области противодействия коррупции.
На интернет-сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним специализированных прокуратур регулярно публикуются материалы о пресечении конкретных фактов коррупционных действий, возбуждении и направлении в суд уголовных дел о коррупционных преступлениях. Общее число выступлений в средствах массовой информации о принимаемых мерах по противодействию коррупции в 2017 году составило около 126 тыс. (в 2016 году – 118 тыс.).
Секретариат Межгосударственного совета по противодействию коррупции
Справка
Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции (МСПК) подписано 25 октября 2013 г. шестью государствами СНГ (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан) и вступило в силу 17 октября 2014 г. для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, которыми выполнены необходимые внутригосударственные процедуры.
Основными задачами МСПК являются:
- определение приоритетных направлений сотрудничества и принятие совместных эффективных мер противодействия коррупции;
- оценка выполнения антикоррупционных обязательств государств-участников Соглашения;
- содействие сближению и гармонизации национального антикоррупционного законодательства государств-участников;
- разработка предложений по совершенствованию правовой базы сотрудничества государств-участников в сфере противодействия коррупции;
- координация взаимодействия компетентных органов государств-участников, а также заинтересованных органов СНГ по вопросам противодействия коррупции;
- обеспечение реализации принятых в рамках Содружества документов в сфере противодействия коррупции.
МСПК подотчетен в своей деятельности Совету глав государств Содружества Независимых Государств. Заседания МСПК проводятся ежегодно.
По сообщению официального сайта Исполнительного комитета СНГ