Выпас жывёлы – па правілах. Праблема безнагляднага выпасу жывёлы і выхаду яе на чыгуначныя пуці па-ранейшаму актуальная
Сутыкненне цягнікоў са свойскімі жывёламі (каровамі, коньмі і г. д.) цягне за сабой не толькі іх гібель, але і стварае пагрозу бяспецы руху, наносіць эканамічную шкоду чыгунцы, а таксама з'яўляецца прычынай збояў у графіку руху пасажырскіх і грузавых цягнікоў. Акрамя таго, у выніку экстраннага тармажэння або сутыкнення ўзнікае небяспека траўмавання пасажыраў і работнікаў лакаматыўных брыгад.
Паводле інфармацыі прэс-цэнтра магістралі, у 2017 годзе і за чатыры месяцы гэтага адбылося 12 выпадкаў наезду рухомага саставу на жывёл, у выніку чаго іх загінула 46, а за адпаведны папярэдні перыяд зафіксавана дзевяць падобных здарэнняў, загінула 29 галоў жывёлы.
У сувязі з пачаткам сезона масавага выпасу жывёлы на лугах паблізу чыгуначных пуцей Беларуская чыгунка звяртаецца да кіраўнікоў сельскагаспадарчых прадпрыемстваў, старшыняў сельскіх выканаўчых камітэтаў, а таксама ўладальнікаў прыватных падворкаў з просьбай выконваць патрабаванні, якія прад'яўляюцца да выпасу жывёлы паблізу чыгункі і прагону яго цераз чыгуначныя пуці.
Таксама падчас правядзення палявых работ актуальнай з'яўляецца праблема праезду сельскагаспадарчай тэхнікі праз чыгуначныя пераезды на забараняльны сігнал святлафора.
Сяргей РАСОЛЬКА, «Звязда», 25 мая 2018 г.
Национальное кадастровое агентство актуализировало реестр в отношении особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на территорию всей страны. Об этом сообщили БЕЛТА в агентстве.
Работы проведены во взаимодействии с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси и местными исполнительными и распорядительными органами.
В Беларуси заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы относятся к ООПТ и подлежат регистрации в едином реестре административно-территориальных и территориальных единиц страны (реестр АТЕ и ТЕ).
Уточнены наименования, категории, созданы и (или) упразднены ООПТ. Всего осуществлено более 1,6 тыс. изменений. Из них в Минской области – 404, в Витебской – 351, в Могилевской – 237, в Гродненской – 223, в Брестской – 204, в Гомельской – 177, в Минске – 12.
В агентстве отметили, что актуальные данные позволяют повысить эффективность и прозрачность управления природными территориями, а также обеспечивают интеграцию государственных информационных ресурсов. В 2026 году агентство планирует продолжить работы по наполнению реестра АТЕ и ТЕ геоданными (границами) ООПТ и обеспечить к ним доступ государственных органов и организаций, граждан и всех заинтересованных посредством публичной кадастровой карты Беларуси.
По информации БЕЛТА
Напомним, что данная процедура предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 2025 г. № 295 для средств персональной мобильности, приобретенных гражданами и юридическими лицами до 1 сентября 2025 г. Речь идет о средствах с максимальной конструктивной скоростью более 25 км/ч при условии, что их владельцы желают участвовать в движении по дорогам с усовершенствованным покрытием. Оценка соответствия типам «мопед» или мотоцикл» предшествует дальнейшей государственной регистрации таких средств в ГАИ.
Одним из этапов оценки соответствия являются испытания средств на открытой площадке, в ходе которых измеряется максимальная конструктивная скорость, проверяется исправность работы тормозов и спидометра.
Согласно требованиям стандарта, такие испытания проводятся при определенных условиях: температура воздуха должна быть не ниже +5 0С, скорость ветра – не более 8 м/с, относительная влажность воздуха – не более 95 %.
«Установление холодной погоды, характерной для глубокой осени и приближающейся зимы, с частыми осадками будет оказывать все большее влияние на проведение испытаний в лабораториях. Поэтому мы просим граждан с пониманием относиться к возможным переносам ранее назначенных дат испытаний, а также учитывать погодные условия при решении предоставить техническое средство на оценку соответствия», – пояснили в Госстандарте.
Одновременно в комитете отметили, что часть лабораторий имеет возможность проводить указанные испытания на специальных стендах, вне зависимости от состояния погоды.
«В настоящее время гражданам и юридическим лицам выдано более 670 выписок из электронных паспортов на транспортные средства типов «мопед» и «мотоцикл». Это позволяет далее зарегистрировать их в ГАИ. Испытания по заявкам сейчас проводятся, хотя в целом отмечается тенденция к их снижению. В октябре по результатам проведенных испытаний оформлено выписок на 20–25 % меньше, чем в сентябре», – сообщили в комитете.
Здесь также напомнили, что упрощенный порядок регистрации устройств персональной мобильности в ГАИ действует до 1 сентября 2026 г.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Что нового появилось в правилах нахождения в зоне повышенной опасности железнодорожных путей, рассказали БЕЛТА в пресс-службе Генеральной прокуратуры.
Генпрокуратура, исходя из необходимости обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов, потребовала нормативного урегулирования Минтрансом порядка выпаса вблизи железнодорожных путей сельскохозяйственных животных и их прогона через такие пути, а для предупреждения травмирования граждан на объектах ж/д инфраструктуры – дополнительные изменения в правила проезда и перехода через пути и нахождения в зонах повышенной опасности на объектах ж/д инфраструктуры.
Очевидно, что бесконтрольное нахождение животных в зонах повышенной опасности железной дороги приводило к их гибели и срыву с графика движения поездов, причинению вреда. К примеру, КУСХП «Улльский» на расстоянии около 1 км от железнодорожных путей на перегоне Оболь – Глушанино Витебской области в мае 2025 года осуществлялся выпас стада из 178 коров. Отсутствие контроля за животными привело к их выходу на железнодорожные пути, применению экстренного торможения двумя поездами межрегиональных линий и гибели 16 сельскохозяйственных животных.
Итогом рассмотрения этого и других предложений Генпрокуратуры стало издание транспортным ведомством постановления, которым актуализированы правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути. Теперь на законодательном уровне даны определения термина «сельскохозяйственные животные». Установлен запрет на их выпас в полосе отвода железной дороги. На расстоянии ближе 300 м от ж/д путей выпас должен осуществляться на привязи или в загонах, а на расстоянии от 300 м до 2 км – под постоянным надзором лиц, пасущих сельхозживотных. Исключение – места загонной пастьбы с помощью электрического ограждения. Изложены действия и при прогоне этой категории животных через железнодорожные пути.
Кроме того, для предупреждения травмирования граждан на объектах ж/д инфраструктуры определены условия размещения знаков информационной безопасности, ужесточены требования к проезду и переходу через железнодорожные пути. В частности, при переходе через пути по железнодорожным пешеходным переходам следует держать сопровождаемых детей, не достигших 14-летнего возраста, за руку или на руках при перевозке их без использования детской коляски.
Гражданам при пересечении железнодорожных путей запрещено пересекать их при работающем световом сигнале красного цвета устройства автоматической сигнализации о приближении поезда (при наличии такого устройства), а также если к железнодорожному пешеходному переходу в пределах видимости приближается транспортное средство железнодорожного транспорта, передвигаться на мотоблоках, мотоциклах, мопедах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, а также с использованием средств персональной мобильности (за исключением инвалидных колясок), а также пользоваться мобильными телефонами, наушниками (кроме слуховых аппаратов), планшетными компьютерами и иными электронными устройствами.
При нахождении в зонах повышенной опасности нельзя устанавливать на путях железнодорожные тормозные башмаки и устройства принудительного схода железнодорожного подвижного состава, проникать в производственные помещения и на огражденную территорию объектов инфраструктуры, которые не предназначены для обслуживания потребителей, наносить надписи и наклейки, загрязнять транспортные средства железнодорожного транспорта.
Кроме того, запрещено осуществлять самовольный проезд в грузовом поезде, проезд на подножке, автосцепном устройстве, переходной площадке, крыше, ином конструкционном элементе железнодорожного транспорта, в том числе в кабине управления таким транспортом, пользоваться наушниками (кроме слуховых аппаратов) на пассажирской платформе, оставлять без присмотра и контроля сопровождаемых детей, не достигших 14-летнего возраста, прыгать с пассажирской платформы и находиться под ней. Также нельзя использовать пиротехнические изделия, пользоваться лазерными указками, осуществлять движение по полосе отвода с использованием средств передвижения и транспортных средств, не применяемых для обслуживания объектов инфраструктуры.
Вышеперечисленные и иные изменения, направленные на безаварийную работу железной дороги и предупреждение травматических случаев с гражданами, вступили в силу в сентябре 2025 года.
По информации БЕЛТА
Как в Беларуси совершенствуется система обращения с отходами, рассказал заместитель начальника управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Максим Тарасов на пресс-конференции «Государственная политика в сфере обращения с коммунальными отходами: принятие технических и организационных мер» в БЕЛТА.
«Проблема в современном мире становится все более острой. Урбанизация и развитие промышленного производства, потребления приводит к увеличению объемов отходов. Неправильное обращение с ними вызывает загрязнение окружающей среды, ухудшение качества воды, воздуха, почвы, негативно сказывается на здоровье человека. При этом некоторые отходы могут повторно вовлекаться в оборот, переработку», – рассказал Максим Тарасов.
В 2024 году в стране образовалось 4,3 млн т твердых коммунальных отходов, из которых использовались 39,8 %. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с другими ведомствами подготовило стратегию по обращению с отходами производства и потребления до 2040 года, цель которой – использовать не менее 90 % твердых коммунальных отходов. Проект утвержден постановлением правительства в августе текущего года.
План разделен на три этапа: до 2030, до 2035 и до 2040 года. Предусмотрены целевые показатели по основным группам отходов. Уже к 2030 году планируется достигнуть уровня использования ТКО не менее 70 %. В числе мер – определение единого государственного органа для регулирования и контроля системы обращения с отходами, ограничение чрезмерного использования упаковки в производстве, стимулирование использования перерабатываемых материалов и др. Продолжится развитие комплексов по переработке и сортировке отходов, поэтапное закрытие мусоропроводов, создание в средних и крупных городах центров по раздельному сбору ТКО.
Некоторые меры уже реализуются. Подготовлен проект закона, которым вносятся корректировки в сферу обращения с отходами. Он сейчас находится на рассмотрении в правительстве. Предусмотрены и другие законодательные новации, направленные на более широкое использование вторичных материалов в производстве, контроль за эксплуатацией полигонов, предотвращение несанкционированных свалок.
Минприроды усилило контроль в сфере обращения отходов. В ходе проверок выявлены нарушения, проводится работа по их устранению. В результате большинство предписаний выполнены. Предприятия, допускавшие нарушения, были временно лишены лицензий для исправления недоработок.
По информации БЕЛТА
В Палату представителей правительством внесен проект закона «Об изменении законов по вопросам железнодорожного транспорта», сообщили БЕЛТА в пресс-службе Палаты представителей.

Законопроектом, в частности, предусматривается уточнение полномочий Главы государства и Правительства в области железнодорожного транспорта.
Отдельные функции военизированной охраны БЖД предлагается передать Департаменту охраны МВД. Предполагается закрепление полномочий и разграничение функций органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области железнодорожного транспорта.
Предлагается ввести нормы о лицензировании в области железнодорожного транспорта общего пользования, расширить круг субъектов, проходящих медицинские осмотры, освидетельствование (переосвидетельствование), техническое обучение.
Кроме того, уточняются условия предоставления права управления транспортными средствами железнодорожного транспорта.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию.
По информации БЕЛТА
