24.05.2018
Владимир Макей дал интервью в рамках открытия международного форума на платформе инициативы «Минский диалог»
Министр иностранных дел Беларуси В.Макей ответил на вопросы журналистов в рамках открытия международного форума на платформе инициативы «Минский диалог» (23 мая 2018 г., г. Минск).
– От Минского диалога ждем как минимум конструктивного обсуждения тех проблем, которые сегодня объективно существуют в нашем регионе и в мире. Которые необходимо решать, и на которые некоторые политические деятели смотрят, скажем так, свысока или не замечают их. Мы ждем от Минского диалога обсуждения путей решения этих проблем и, возможно, даже каких-то конкретных решений.
– Как сделать так, чтобы на такие небольшие страны, как Беларусь и многие другие, обращали внимание и прислушивались к ним? Как помогает таким площадкам Минский диалог?
– Вы знаете, искусственно ничего не сделаешь. Надо занимать, как говорит Глава белорусского государства, искреннюю, честную, принципиальную позицию по всем вопросам, особенно по вопросам межгосударственных отношений. Мы – небольшое государство. Мы, как никто другой, находясь на линии разлома между евразийским и европейским интеграционными процессами, чувствуем конфронтацию, которая сегодня существует в нашем регионе. Здесь нет никакой выдумки. Само наше существование в данной ситуации подталкивает нас к поискам путей решения.
– Скажыце, наколькі рэальна канчатковая адмена санкцый з боку Захаду ў дачыненні да Беларусі на сённяшні дзень?
– Трэба рухацца паступова. Не магу адказаць, калі будуць канчаткова адменены ўсе санкцыі, але, як Вы ведаеце, засталося толькі некалькі рэстрыктыўных мер, якія існуюць у дачыненні да Беларусі. Лічу, што рухаючыся паступова, крок за крокам наперад, мы вырашым усе пытанні, якія звязаны з адменай санкцый. Але, думаю, вынікі нашага ўзаемадзеяння з еўрапейскімі і амерыканскімі партнёрамі пацвярджаюць, што сёння мы знаходзімся ў сітуацыі, калі ўсе бакі імкнуцца да паступовага пашырэння той пазітыўнай атмасферы, якая існуе паміж Беларуссю і нашымі партнёрамі.
– Владимир Владимирович, Вы упомянули про белорусскую инициативу, которая уже достаточно давно обсуждается, – о проведении Хельсинки-2. В этом направлении, в том, чтобы Беларусь стала открытой площадкой для подобного диалога, есть ли какое-то продвижение? Сегодняшний форум, может быть?
– Вы знаете, я уже сказал, что наше предложение не было искусственным. Оно было выстраданным.
Мы не испытываем какой-то эйфории от того, что выдвинули это предложение и что реализуем его буквально завтра. Мы видим, что предложение масштабного диалога, который крайне необходим для снижения той конфликтогенности, конфронтации, которая существует в нашем регионе и в мире в целом, сегодня наталкивается на определенное непонимание в разных уголках мира: на Севере, на Юге, на Западе и на Востоке в силу разных причин. Мы это прекрасно понимаем.
Но я сказал в своем вступительном слове, что если сидеть и ничего не делать и ждать, что на нас снизойдет манна небесная, что большие геополитические игроки, занятые сегодня конфликтами между собой, когда-нибудь снизойдут до интересов малых и средних стран, то ничего не получится. Поэтому надо попытаться хоть что-то сделать в данной ситуации.
Я убежден, что рано или поздно это принесет свои плоды. Придет осознание того, что это предложение разумное, резонное, и надо вплотную заниматься конкретным решением тех проблем, вызовов, угроз, с которыми мы сегодня сталкиваемся.
– Последние четыре года много говорят о нормализации отношений Беларуси с Западом, в частности, с Европейским союзом. Где сейчас проходит «красная черта» в отношениях Беларуси и ЕС? На какие уступки стороны не могут пойти в своем общении? Какие темы сейчас наиболее сложные, и какие препятствия есть на пути полной нормализации отношений?
– Вы знаете, в международных отношениях традиционно все темы сложные: в большей или меньшей степени.
Касательно нашего диалога с Европейским союзом хочу сказать, что здесь идет спокойный, поступательный процесс. Мы обсуждаем все темы, связанные с нашими взаимоотношениями: политические, экономические, гуманитарные, социальные и иные. Высказываем свое видение дальнейшей перспективы отношений. Выслушиваем партнеров и стараемся найти точки соприкосновения.
Существует институциональное оформление, в рамках которого мы обсуждаем наше взаимодействие. Есть Координационная группа Беларусь – Европейский союз, в рамках которой обсуждаем всю проблематику, палитру отношений наших стран и народов, вопросов, важных для всех сторон. Конкретно – это и тема торгово-экономического сотрудничества, и вопросы прав человека, совершенствования демократии, и вопросы мобильности, вопросы межличностных контактов и так далее.
– Посол Андреа Викторин в одной из наших программ сказала, что в последние два-три года она замечает особую активность Беларуси в рамках программы «Восточное партнерство». Какие дальнейшие шаги со стороны Беларуси мы можем ожидать в ближайшие два года?
– Мы сделали ряд предложений, направленных на оптимизацию деятельности инициативы «Восточное партнерство». Они находятся на рассмотрении в Европейском союзе. Мы их обсуждали с нашими партнерами в рамках различных встреч.
Мы в целом заинтересованы в том, чтобы инициатива «Восточное партнерство» была более нацелена на конкретную отдачу, прагматичное взаимодействие и конкретные результаты для конкретных людей. Предложили ряд проектов, которые могли бы быть реализованы в рамках этой инициативы. Многие из них уже находятся в проработке. Очень большое внимание уделяем вопросам сотрудничества в сфере развития цифровой экономики, развития среднего и малого бизнеса в наших странах.
– Что Вы думаете по поводу заявления МВД Беларуси в отношении появления флага над Посольством Великобритании 17 мая?
– Обращайтесь в МВД Беларуси.
– Как это отразится на имидже Беларуси? Многие иностранные СМИ прокомментировали данное заявление.
– Я не стану комментировать заявления МВД. Мое мнение состоит только лишь в том, что любой государственный, политический деятель, любая структура, делая те или иные заявления, должны думать о последствиях во всех отношениях, последствиях более широкого масштаба.
– Беларускія дыпламаты маглі б падтрымать гэты дзень – 17 мая, як гэта зрабіла Пасольства Велікабрытаніі?
– Мы считаем, что взаимодействуя с Европейским союзом и другими организациями в сфере прав человека, мы должны учитывать специфику, менталитет того или иного государства, того или иного народа, и решать вопросы всегда нужно очень осторожно.
Есть ряд вещей, которые абсолютно неприемлемы для нашего менталитета, для нашей страны. Это касается не только Беларуси, но и ряда других стран. Мое мнение, что не нужно навязывать те или иные вещи, которые являются устоявшимися в каких-то государствах, а внимательно смотреть, что происходит в данной конкретной стране.
Кстати, тематика традиционной семьи, тематика прав меньшинств очень важна, здесь не все так однозначно. Нам надо учитывать конкретный менталитет народа, традиции, обычаи, устои.
– Как обстоят дела с диалогом с ЕС по вопросу виз? Еврокомиссия планирует поднять стоимость виз до 80 евро.
– Мы планируем работать и дальше по облегчению визового режима для наших партнеров. Надеемся, что мы продвинемся и по тематике, связанной с потенциальным заключением Соглашения об облегчении визового режима между Беларусью и ЕС.
– Может ли опыт переговорной площадки по Украине быть использован в более широком контексте, чтобы на континенте был мир? В частности, многих волнует тема взаимоотношений России и Запада. Может ли белорусский опыт быть использован?
– Любой опыт всегда может быть использован в положительном плане. Те наработки, которые имеются у нас, конечно же, могут быть востребованы в контексте нашего совместного взаимодействия по вопросам урегулирования кризиса в Украине.
По сообщению официального сайта Министерства иностранных дел Республики Беларусь
(фото – МИД)
Роман Головченко – о политике Нацбанка, белорусском рубле и «заржавевшем печатном станке»
Правительство и Нацбанк вместе решают поставленные Президентом задачи по обеспечению устойчивого экономического развития страны: запущен новый инвестиционный цикл, обеспечена устойчивость бюджета, достигнут максимальный уровень зарплаты за всю историю. Об этом и не только беседа с Председателем Правления Национального банка Беларуси Романом Головченко.
Цели и задачи
– Роман Александрович, при назначении вас председателем Правления Нацбанка Президент отметил, что вы всегда хотели «большей вовлеченности банка и банковской системы в экономику». При этом некоторые «аналитики» и «эксперты» восприняли смену руководства Нацбанка как сигнал, что политика регулятора в корне изменится. Это действительно так?
– Конечно же, нет. Смена руководства Национального банка не означает изменения курса проводимой регулятором денежно-кредитной политики. Наша главная цель остается неизменной: обеспечить ценовую и финансовую стабильность и способствовать устойчивому экономическому развитию страны. Стабильные цены и курс валют, надежная работа платежной системы, ресурсная поддержка банками реального сектора экономики – все эти фундаментальные задачи, как и прежде, находятся в центре внимания и ответственности Национального банка как регулятора.
В то же время, как справедливо отметил Глава государства, банковская система должна быть более активно вовлечена в экономику. И здесь наш ключевой приоритет на ближайшие годы – способствовать росту инвестиций.
Инвестиции – это кровь экономики. Это новые технологии, повышение эффективности производств, создание современных рабочих мест и в конечном счете рост заработной платы и качества жизни наших граждан. Поэтому мы ориентируем банки на приоритетное финансирование эффективных инвестиционных проектов, способных дать максимальную отдачу, и на формирование для этого необходимых долгосрочных ресурсов.
При этом мы смотрим шире, полагая, что решать эту задачу должен не только банковский сектор. Планируем активнее подключать к финансированию инвестиционного развития и небанковские кредитно-финансовые организации, создавая для них условия для роста и внедрения новых прогрессивных инструментов поддержки. Более того, нельзя игнорировать и современные источники финансирования, такие как цифровые активы. Наша задача – создать сбалансированную и многоуровневую систему финансирования белорусской экономики.
– А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на финансовом и валютном рынках? Президент недавно с долей юмора сказал, что наш «печатный станок» заржавел.
– Действительно, мировая финансовая система переживает непростые времена, и это, конечно, оказывает влияние на курсы валют.
Однако белорусский рубль демонстрирует устойчивость. С 2015 года Национальный банк придерживается политики плавающего обменного курса: он формируется на основе реального спроса и предложения на валютном рынке, отражая фундаментальные экономические процессы. Мы лишь сглаживаем резкие конъюнктурные колебания, не вмешиваясь в основной тренд.
За последние годы была проделана огромная работа по укреплению доверия к национальной валюте, смело можно говорить, что белорусский рубль стал устойчивой валютой. В рамках реализации совместной с Правительством Стратегии девалютизации экономики мы последовательно «отвязываем» от иностранной валюты налоги, арендную плату, тарифы, сокращаем ее использование во внутренних расчетах. Граждане стабильно продают иностранную валюту, предпочитая хранить средства на рублевых вкладах в банках. Как результат, несмотря на колебания мировых валют, наш внутренний валютный рынок сбалансирован. К слову, за первые пять месяцев 2025‑го белорусский рубль укрепился к доллару США на 13,7 процента, при этом несколько ослаб к российскому рублю – на 12,8.
Что касается меткого замечания Президента о «заржавевшем печатном станке» – это действительно отражает наш подход. Мы не прибегаем к бездумной эмиссии денег для закрытия текущих потребностей и строго контролируем объем денежной массы в экономике, чтобы он соответствовал реальным потребностям и не провоцировал рост цен. Например, прирост средней широкой денежной массы в мае 2025 года составил 16,2 процента в годовом выражении, что является умеренным показателем. Важнейший инструмент в этой работе – наша процентная политика. Привлекательные ставки по рублевым вкладам – например, по долгосрочным безотзывным они достигают более 15 процентов годовых – не только стимулируют граждан сберегать в национальной валюте, но и формируют столь необходимую ресурсную базу для кредитования экономики.
Ставка на ставку
– Многие задаются вопросом: почему Нацбанк не поднимает ставку рефинансирования, раз Центробанк РФ в последнее время держит ключевую ставку на довольно высоком уровне?
– Хочу отметить, что ставка рефинансирования это всего лишь один из инструментов денежно-кредитной политики. Решение об уровне ставки рефинансирования принимается центробанками исходя из текущей экономической ситуации, прежде всего уровня инфляции.
Ключевая ставка российского Центробанка сейчас – на уровне 20 процентов, что объясняется высокими темпами роста потребительских цен – около 10 процентов. Это в два с половиной раза выше цели Банка России в 4 процента. Отрыв от цели наблюдается достаточно давно – с июля 2023 года. Чтобы переломить тенденцию, регулятор вынужден проводить жесткую процентную политику. Так делают все центральные банки, когда инфляция устойчиво превышает свой целевой уровень.
В Беларуси же ситуация иная. Во-первых, у нас инфляция ниже, во-вторых, она ближе к своему целевому значению в 5 процентов. В настоящее время темп прироста потребительских цен выше цели, но не критично. В условиях замедления экономического роста и ускорения инфляционных процессов у наших основных торговых партнеров это вполне допустимо. По сути, это компромисс в пользу поддержки деловой активности и экономического развития нашей страны. Инфляция остается под контролем. Ставка рефинансирования равна 9,5 процента, что выше инфляции и гарантирует положительную реальную стоимость денег.
Надежное плечо
– На встрече с руководителями банков Беларуси вы требовали, чтобы преимущество в работе банковской системы отдавалось финансированию реального сектора экономики – «там создается добавленная стоимость». Как выстраивается эта работа?
– Безусловно, банки – это не только посредники в финансовых операциях, но и драйверы экономического роста, кровеносная система экономики. Банковское кредитование является важнейшим источником ресурсов, необходимых для развития бизнеса.
Динамика 2025 года подтверждает активное участие банков в финансовой поддержке реального сектора. Объем предоставленных за 4 месяца кредитов составил 55 млрд рублей, что на 7,2 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Около 81 процента кредитов предоставлено в белорусских рублях. Задолженность по кредитам юридических лиц выросла на 2,2 млрд рублей. При этом более 70 процентов прироста составили долгосрочные кредиты.
В апреле текущего года Национальный банк определил приоритетные направления поддержки экономики банковским сектором. Акцент смещен в сторону инвестиционного финансирования предприятий, рост которого по итогам года должен составить не менее 16 процентов. При этом банкам предложено ограничить темпы прироста задолженности по потребительским кредитам на уровне 12 процентов, за исключением кредитования товаров отечественного производства, и направить свободные ресурсы на инвестиционное кредитование.
С учетом принятых решений банки уже скорректировали свои планы на текущий год.
Необходимым условием их выполнения, конечно, является наличие стабильной ресурсной базы, в первую очередь долгосрочной.
Следует отметить, что с начала 2025 года остатки долгосрочных вкладов населения на срок один год и более в белорусских рублях увеличились на 12,7 процента и составили 10,1 млрд рублей. При этом их доля в общем объеме вкладов физических лиц в национальной валюте достигла 84,7 процента.
Для закрепления такой положительной тенденции банки ориентированы на поддержание наиболее привлекательных условий по срочным безотзывным банковским депозитам физических лиц в национальной валюте со сроком возврата более одного года.
Полагаем, что в комплексе все принятые решения позволят достичь целей, установленных Главой государства.
Цифра в помощь
– Вопросы доступности финансовых услуг для граждан и предприятий напрямую увязаны с цифровизацией финансового сектора. Какие приоритеты перед банковской системой ставит в этом вопросе Национальный банк?
– Цифровизация – это ключ к доступности финансовых услуг для каждого белоруса. Национальный банк видит своей приоритетной задачей дальнейшее развитие современной технологической среды. Сегодня оплата телефоном, QR-кодом или бесконтактной картой уже привычное дело. Доля безналичных платежей в рознице достигла 64 процентов.
Мы пошли дальше: создана Межбанковская система идентификации, благодаря которой любой гражданин может не выходя из дома стать клиентом любого банка страны и получить необходимые услуги. Мы упростили процедуру заключения юридически значимых сделок: теперь многие из них можно совершать в электронном виде, используя современные программные средства, без необходимости применения электронной цифровой подписи, что раньше могло быть барьером для некоторых граждан. Для повышения удобства и безопасности платежей внедрена возможность использования биометрических данных для подтверждения операций. Активно развивается и система мгновенных платежей, позволяющая переводить деньги родным или друзьям за считаные секунды, зная лишь номер их мобильного телефона, в том числе и за рубеж. Национальный банк продолжит поддерживать внедрение таких инноваций, обеспечивая надежную технологическую и правовую основу.
Что касается цифрового белорусского рубля, то это не просто дань моде, а стратегическая необходимость. Весь мир движется в сторону цифровых национальных валют, и мы не можем оставаться в стороне, иначе придется пользоваться чужими цифровыми деньгами. Национальный банк еще в 2022 году приступил к реализации проекта по созданию цифрового белорусского рубля. Главные цели – это, во-первых, укрепление нашего платежного суверенитета. Во-вторых, это новый технологический уровень для платежной системы, которая будет работать в том числе на технологии блокчейн. И в-третьих, это снижение издержек при расчетах – как для предприятий во внешней торговле, так и для обычных платежей внутри страны.
Мы планируем, что уже к середине 2026 года начнется постепенное внедрение цифрового рубля. Это сделает финансовые операции еще более быстрыми, удобными и безопасными.
– Обратная сторона цифровизации финансовых отношений – рост киберугроз. Что наша банковская система может противопоставить этому вызову современности?
– Вы абсолютно правы, цифровизация несет не только преимущества, но и новые вызовы, главный из которых – обеспечение кибербезопасности. Защита финансовой системы и сбережений наших граждан от преступных посягательств является безусловным приоритетом для Национального банка и всей банковской системы страны. Мы противопоставляем этому вызову комплексную, эшелонированную систему защиты, которая работает на нескольких уровнях: законодательном, технологическом и образовательном.
Во-первых, создана прочная законодательная и организационная основа. Ключевым шагом стало принятие Указа Президента № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Этот документ, подготовленный Национальным банком, позволил нам с 1 марта 2024 года запустить полномасштабный механизм противодействия кибермошенничеству. В его основе – тесное информационное взаимодействие между банками и правоохранительными органами через нашу автоматизированную систему обработки инцидентов (АСОИ). В каждом банке созданы и работают в круглосуточном режиме специализированные подразделения, которые вправе приостанавливать подозрительные операции на срок до двух суток для проверки. В свою очередь правоохранительные органы могут продлить этот срок до десяти суток для проведения необходимых мероприятий. Это дает нам драгоценное время, чтобы остановить хищение средств.
Во-вторых, мы выстроили мощный технологический щит. Все банки внедрили современные антифрод-системы. Это не просто программное обеспечение, а интеллектуальные комплексы, которые в режиме реального времени анализируют миллионы транзакций по заданным признакам и выявляют несанкционированные операции. И эта система уже доказывает свою эффективность. Только за пять месяцев 2025 года благодаря работе антифрод-систем были приостановлены переводы на общую сумму 1,8 миллиона рублей – почти 40 процентов от объема похищенных средств. Это деньги, которые не попали в руки мошенников и остались у наших граждан.
В мае 2025 года мы завершили формирование отраслевой системы кибербезопасности. На базе Белорусского межбанковского расчетного центра создан уникальный «мозговой центр», который осуществляет мониторинг киберугроз в масштабах всей банковской системы страны и координирует действия по их предотвращению.
Но, конечно, самый главный наш союзник в этой борьбе – финансово грамотный и бдительный гражданин. Мы видим, что подавляющее большинство инцидентов – свыше 94 процентов – связано с методами социальной инженерии, когда люди под психологическим давлением сами передают мошенникам свои данные.
Поэтому Национальный банк совместно с заинтересованными государственными органами, банками и другими участниками финансового рынка проводит системную работу по повышению финансовой грамотности населения. Это и прямая работа с клиентами, и социальная реклама, и постоянное освещение темы в средствах массовой информации. Наша задача – вооружить каждого человека знаниями, которые позволят ему вовремя распознать действия мошенников и не поддаться на их уловки.
Владислав Сычевич, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Максим Рыженков: белорусско-российская повестка является неизменно интенсивной и насыщенной на всех уровнях
Белорусско-российская повестка является неизменно интенсивной и насыщенной на всех уровнях. Об этом заявил журналистам Министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков по итогам переговоров с главой МИД России Сергеем Лавровым на совместной пресс-конференции, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
Максим Рыженков поблагодарил принимающую сторону и лично Сергея Лаврова за прекрасную организацию первого официального визита в Россию, который прошел в атмосфере полного взаимопонимания, стратегического доверия и союзнической солидарности.
Министр подчеркнул: «Особое внимание я хотел бы придать возложению белорусской делегацией венка к Могиле Неизвестного Солдата в год 80-летия Великой Победы, который не только глубокий символ исторической общности, но и показатель братства и преемственности, которые были в основе отношений между нашими народами и 80 лет назад, и сегодня и которые являются надежной основой для и дальнейшей поддержки и содействия друг другу при решении любых вопросов, стоящих перед нами на сегодняшнем этапе».
«Мы за два дня переговоров в узком и расширенном формате обсудили весь спектр вопросов двустороннего взаимодействия, включая реализацию решений в рамках Союзного государства, а также международную повестку практически до мелочей разобрали. Также сегодня мы обсуждали вопросы разрешения украинского кризиса, возможного участия Республики Беларусь в достижении мирного урегулирования, перспективы прочного и справедливого мира в Европе в целом и построения новой архитектуры системы безопасности на общеевразийском пространстве», – сказал глава белорусского внешнеполитического ведомства.
«Благодарим российских коллег за оперативное и исчерпывающее информирование о контактах с украинской стороной и США, с партнерами в ЕС, за стремление услышать и учесть мнение Минска относительно происходящих сегодня процессов и учета наших интересов в этом переговорном процессе. Такой уважительный подход в полной мере отвечает высокому уровню и духу взаимодействия в рамках Союзного государства», – резюмировал Максим Рыженков.
По информации
БЕЛТА
Игорь Секрета: в Беларуси на уровне государства уделяется много внимания сохранению традиционных семейных ценностей
В Беларуси на уровне государства уделяется много внимания сохранению и сбережению традиционных семейных ценностей. Это отметил заместитель Министра иностранных дел Беларуси Игорь Секрета корреспонденту
БЕЛТА 3 июня во время мероприятия «Оберегая детство: площадка для сотрудничества», посвященного Международному дню защиты детей.
Встреча была организована в Национальном детском технопарке, где вместе со своими детьми приняли участие представители белорусских министерств и ведомств, дипломатического корпуса, агентств системы ООН, бизнеса и негосударственных организаций.
Замминистра выразил признательность администрации Национального детского технопарка за предоставленную возможность провести данное мероприятие совместно с давним партнером Беларуси – ЮНИСЕФ. Он сказал, что маленьким гостям сегодняшнее мероприятие в таком месте придется по душе и, может, для некоторых повлияет на выбор будущей профессии.
«Мы собрались по случаю Международного дня защиты детей, который все вместе отмечали 1 июня. Этот год для праздника юбилейный, он отмечается в 75-й раз и является одним из старейших международных праздников ООН, – подчеркнул Игорь Секрета. – Тогда, в 1950 году, государства – члены ООН, среди которых была и Беларусь, объявили защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений деятельности ООН, а в календаре ООН появился Международный день защиты детей».
По информации
БЕЛТА
Беларусь подписала конвенцию об учреждении Международной организации по медиации
Торжественное подписание Конвенции об учреждении Международной организации по медиации состоялось 30 мая в Гонконге (Специальный административный район Китайской Народной Республики). Документ подписали 33 государства, включая Китай и Беларусь, которые стали основателями Международной организации по медиации со штаб-квартирой в Гонконге. От имени Беларуси международный договор подписала генеральный консул нашей страны в САР Гонконг Татьяна Харлап, сообщает
БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу МИД.
От Китайской Народной Республики конвенцию подписал член Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая, министр иностранных дел КНР Ван И. В своей приветственной речи он особо подчеркнул, что Международная организация по медиации учреждается в 80-ю годовщину Победы над фашизмом и основания Организации Объединенных Наций, напомнив об Уставе ООН, согласно которому страны должны жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединяться для поддержания международного мира и безопасности.
«Создаваемая Международная организация по медиации является новаторским шагом в области международного права, основывается на выполнении целей и принципов Устава ООН и гармонично дополнит существующие механизмы разрешения международных споров, такие как судебные разбирательства и арбитраж», – отметили в МИД. В фокусе внимания новой международной структуры – предоставление услуг медиации для разрешения споров, как межгосударственных, так и частно-правовых. Ключевой принцип медиации – взаимоприемлемое решение для обеих сторон разногласия на условиях экономической эффективности и быстрого осуществления процедур.
Церемонию подписания засвидетельствовали около 400 представителей высокого уровня из 85 стран и 20 международных организаций, в том числе ООН.
По информации
БЕЛТА
Как работают судебные эксперты, рассказал Председатель ГКСЭ
22 апреля в 2013 году был подписан Указ об образовании Государственного комитета судебных экспертиз. Сегодня ГКСЭ успешно выполняет поставленные перед ним практические задачи, развивает науку и делится богатым опытом экспертных исследований со многими зарубежными коллегами, и не только стран СНГ. О новых видах и подвидах экспертиз, взаимодействии с правоохранительными органами и международном сотрудничестве рассказал в интервью
БЕЛТА Председатель ГКСЭ Алексей Волков.
– В медиапространстве часто можно увидеть новости о результатах работы судебных экспертов на местах происшествий. Расскажите подробнее об этой работе.
– Эксперты государственного комитета ежедневно несут службу, выбывая на места происшествий в составе следственно-оперативных групп. Осмотр места происшествия является неотложным и самым важным следственным действием. В ходе осмотра обнаруживаются следы преступления, устанавливается механизм его совершения, добываются улики, изобличающие преступника.
От оперативности и качества осмотра места происшествия напрямую зависят результаты расследования преступления и неотвратимость наказания виновных лиц. Ежегодно специалисты экспертного ведомства принимают участие в десятках тысяч осмотров мест происшествий.
Эксперт при обнаружении отпечатков пальцев и следов рук в ходе осмотра имеет возможность быстро установить лиц, причастных к совершению преступления. Оперативность раскрытия преступлений обеспечивается в том числе благодаря внедрению прогрессивных форм и методов организации и проведения экспертных исследований, достижений науки и техники.
Укрепление материальной базы позволило обеспечить территориальные подразделения смартфонами для фотофиксации и незамедлительной передачи следовой информации для проверки. Независимо от того, в каком районе страны были обнаружены отпечатки, время проверки составляет от 10 минут до 2 часов. Ранее исследование проводилось около 2 суток. С помощью дактилоскопической идентификационной системы устанавливаются тысячи совпадений по следам рук, изъятым в ходе осмотров мест происшествий.
Также оперативно проводятся проверки изъятых следов по трасологическому учету. Наблюдается значительный рост совпадений, установленных с помощью учетов ДНК.
В рамках уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, возбужденного Генеральной прокуратурой, эксперты работают с останками детей и подростков. Так было в Хойникском, Жлобинском, Лельчицком и Светлогорском районах Гомельской области. Исследования костных останков детей и подростков являются одними из самых сложных в практике медиков-криминалистов, поскольку значительная их часть утрачивается ввиду полного разрушения. Эксперты буквально по крупицам восстанавливают картину происшедшего более 80 лет назад. Эта работа очень кропотливая и ответственная. Мы помним об ужасной трагедии белорусского народа и делаем все возможное, чтобы последующие поколения о ней не забыли и не допустили повторения.
– Каждый год в Государственном комитете судебных экспертиз вводятся новые виды и подвиды экспертиз. Поделитесь, что нового в экспертном ведомстве?
– Судебными экспертами ежегодно проводится более 200 тыс. экспертиз и исследований.
Экспертное ведомство идет в ногу со временем, отвечая на вызовы современности и удовлетворяя потребности инициаторов назначения экспертиз в разработке новых методов исследования, внедрении новых видов (подвидов) экспертиз.
В 2024 году внедрен новый вид экспертных исследований – судебная видеотехническая экспертиза (цифровых видеограмм). Она позволяет решать вопросы установления признаков монтажа видеозаписей и улучшения их качества для повышения различимости объектов видеосъемки. Экспертиза проводится для определения фейковых видео, что в настоящее время и ближайшем будущем весьма актуально.
При использовании нового подвида судебной экспертизы металлов, сплавов и изделий из них – исследование воды и почвы на содержание тяжелых металлов – можно определить количественное содержание 29 химических элементов в образцах воды и почвы.
Новый вид экспертизы – ботаническая дендрохронологическая – востребован при решении вопросов о повреждении растительности в ходе хозяйственной деятельности, незаконной вырубки леса, а также задач, связанных с природными и техногенными катастрофами. При наблюдаемом ежегодном изменении состояния окружающей среды во всем мире данное исследование будет актуальным.
Внедрена технология применения 3D-визуализации при проведении судебно-медицинских экспертиз для оценки результатов лучевой диагностики. Экспертиза позволяет более детально исследовать механизм образования телесных повреждений.
– Расскажите о взаимодействии государственного комитета с правоохранительными органами.
– Безопасность граждан и государства, спокойствие и благополучие общества зависит от слаженности работы правоохранительных и иных государственных органов. Эффективность работы правоохранительных органов во многих случаях зависит от качественной работы судебных экспертов, начиная с обнаружения и изъятия следов преступления до проведения экспертных исследований и дачи заключения.
Специалисты государственного комитета включены в состав межведомственной рабочей группы по изучению уголовных дел о преступлениях прошлых лет. Усердная и кропотливая работа экспертов в этом направлении способствовала раскрытию ряда преступлений и привлечению виновных лиц к уголовной ответственности.
Благодаря совместной работе правоохранительных органов и специалистов государственного комитета удалось установить личность преступника, убившего в 2009 году кассира в Минске. Судебные эксперты установили генотип лица, совершившего преступление.
Государственный комитет взаимодействует с правоохранительными органами в ходе расследования уголовного дела по факту геноцида белорусского народа. Экспертами проведено более 300 различных экспертиз, исследованы более 670 тыс. объектов: фрагменты костных останков, пули, гильзы, изъятые с мест захоронений.
К примеру, при проведении медико-криминалистической экспертизы на костных останках пяти человек из захоронения на месте уничтоженной в годы Великой Отечественной войны деревни (одна из партизанских зон на территории Минской области) обнаружены следы огнестрельных повреждений. Среди захороненных находились костные останки несовершеннолетнего ребенка. При этом признаков принадлежности кого-либо из погибших к военнослужащим не установлено. Это позволило следствию сделать вывод о расстреле гражданского населения за связь с партизанами.
Помимо деятельности в рамках процессуального законодательства основное взаимодействие Государственного комитета с правоохранительными и иными государственными органами, судами заключается в оказании им необходимой консультативной помощи в сфере экспертной деятельности, разъяснении возможностей экспертного ведомства. Налаженное межведомственное сотрудничество и постоянный обмен информацией способствуют эффективному применению результатов судебно-экспертной деятельности в досудебном производстве и суде.
– Как обстоят дела с международным сотрудничеством?
– Организация и развитие в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности – одна из основных задач экспертного ведомства.
За прошедший год с официальными визитами наше ведомство посетили 18 делегаций из России, Казахстана, КНР, ОАЭ, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Саудовской Аравии, Индии и Вьетнама.
Большое внимание уделяется экспорту образовательных услуг. Белорусское образование в сфере судебно-экспертной деятельности высоко оценивается специалистами других государств.
Три группы экспертов Департамента судебной экспертизы Полиции Абу-Даби, эксперты Министерства общественной безопасности Социалистической Республики Вьетнам и республиканского государственного казенного предприятия «Центр судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан» прошли обучение в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета судебных экспертиз. В настоящее время во Вьетнаме наши эксперты обучают специалистов этой страны в соответствии с учебной программой по осмотру места происшествия по пожарам и взрывам, в том числе техногенного характера.
По инициативе экспертного ведомства Беларуси создан Координационный совет государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере судебно-экспертной деятельности. На базе Исполкома СНГ 26 сентября 2024 года государственным комитетом проведено первое заседание. Участие в мероприятии приняли представители министерств юстиции Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Судебно-экспертной службы при Министерстве юстиции Кыргызской Республики.
Цель образования Координационного совета – создание единого судебно-экспертного пространства для обмена опытом, систематизации и унификации методик экспертных исследований, рассмотрения вопросов организации подготовки и повышения квалификации кадров, а также проведения совместных научно-практических конференций и научно-исследовательских работ.
В октябре 2024 года в Минске состоялась международная научно-практическая конференция «Роль и значение судебно-экспертной деятельности и судебной экспертологии в обеспечении национальной безопасности», посвященная 95-летию со дня образования Научно-практического центра Государственного комитета судебных экспертиз. В конференции приняли участие представители научного и экспертного сообщества Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Узбекистана.
Международное сотрудничество очень важно. Оно способствует обмену опытом и объединению усилий для обеспечения национальной безопасности каждой из сторон. На фоне складывающейся мировой обстановки судебно-экспертную деятельность необходимо рассматривать как один из важнейших элементов противодействия преступности.
– Судебные эксперты заняты работой практически круглосуточно. Есть ли у них время для занятий спортом?
– Государственный комитет судебных экспертиз входит в систему обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Специалисты экспертного ведомства принимают участие в межведомственных учениях по противодействию терроризму, проходят тактическую подготовку – отработку действий при пресечении групповых нарушений общественного порядка.
В силу своей компетенции эксперты ежедневно участвуют в следственных и других процессуальных действиях, оперативно-разыскных мероприятиях.
Для выполнения указанных задач сотрудник должен быть подготовлен не только интеллектуально, но и физически. Поэтому в нашем ведомстве большое внимание уделяется спорту.
Приведу примеры наших побед. В соревнованиях БФСО «Динамо» по стрельбе из табельного оружия команда Государственного комитета в прошлом году уже второй раз подряд поднялась на вторую ступень пьедестала, подтвердив свой высокий уровень. В соревнованиях по служебному многоборью заняла почетное 3-е место среди силовых структур.
На ежегодном межведомственном шахматном турнире памяти Героя Советского Союза Н.А.Михайлашева команда судебных экспертов заняла 3-е место, а ее капитан Сергей Жук в личном зачете среди 44 участников одержал победу.
Таких результатов не удалось бы достичь принуждением к тренировкам. Эксперты ответственно относятся не только к своей работе, но и к физической подготовке, проявляя инициативу. Смело можно резюмировать, что Государственный комитет судебных экспертиз – это сплоченная команда профессионалов и патриотов своей страны.
По информации
БЕЛТА