Генеральная прокуратура скоординировала деятельность по расследованию налоговых преступлений
В Генеральной прокуратуре под председательством заместителя Генерального прокурора Геннадия Дыско состоялось межведомственное совещание о формировании единой практики проведения проверок и расследования уголовных дел об уклонении от уплаты сумм налогов, сборов.
В работе заседания приняли участие первый заместитель Председателя Следственного комитета Алексей Волков, директор Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Василий Марчук, заместитель начальника главного управления по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции МВД Денис Степанков, начальник главного управления организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам Андрей Сидорчук, заместитель директора Департамента финансовых расследований КГК Виктор Франскевич, заместитель начальника отдела следственного управления КГБ Алексей Волков и иные.
Открывая мероприятие, Геннадий Дыско отметил: «Актуальность темы обусловлена динамичным развитием законодательства, пристальным вниманием государства к преступлениям экономического блока. При этом сложившаяся в республике правоприменительная практика требует значительной корректировки. В таких условиях только совместная работа компетентных органов будет способствовать выработке общих подходов к применению уголовно-правовых норм в этой сфере».
Участники совещания в частности обсудили различные подходы к определению времени окончания преступления, предусмотренного ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов), вопросы квалификации противоправных деяний в налоговой сфере. На межведомственном уровне согласовали позиции по исчислению ущерба, в том числе механизмы определения суммы ущерба, если преступление совершалось в течение нескольких налоговых и отчетных периодов.
По итогам работы принято совместное решение, направленное на единообразное применение органами уголовного преследования законодательства в сфере уклонения от уплаты сумм налогов, сборов.
По сообщению официального сайта Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
Глава государства Александр Лукашенко 12 июня провел совещание с руководством Администрации Президента.
Александр Лукашенко напомнил, что в свое время было принято решение такие встречи проводить регулярно. Подобные совещания, на которых можно сверить часы, обсудить существующие проблемы и актуализировать задачи, Президент при необходимости также проводит и с экономическим блоком страны.
«У нас установилась хорошая практика работы с Правительством, когда мы обсуждаем злободневные вопросы, выносящиеся на уровень Президента. Естественно, уже проработанные не только в Правительстве, но и в последней инстанции – у вас в Администрации Президента. Обсуждаем и принимаем решение по этим вопросам. Хотелось бы, чтобы подобная практика навсегда осталась и в нашей работе», – сказал Александр Лукашенко. – В ближайшее время такое же совещание на уровне Президента мы проведем с сотрудниками, руководством Национального банка. Затем нам предстоит организовать и провести съезд ученых. За науку надо браться серьезно. Эта сфера в Администрации Президента практически исключена, и я ее не вижу в работе по организации процесса научной деятельности, особенно получения результатов».
Глава государства пояснил, что необходимость проведения совещания в НАН обусловлена в том числе недавними кадровыми изменениями. Как известно, Председателем Президиума Национальной академии наук Беларуси 22 мая был назначен Владимир Караник, до этого работавший Заместителем Премьер-министра. Президент дал понять, что это не единственное кадровое изменение и последуют другие. «В связи с изменениями, которые произошли и произойдут в руководстве Академии наук (необходимо провести тематическое совещание. – Прим.). Произойдут – это тоже тема, которая касается не только меня, но и вас прежде всего», – сказал он.
В ближайшее время Александр Лукашенко также намерен изучить ситуацию в Витебской области. «Практическое мероприятие – это совещание по развитию Витебской области. Надо посмотреть, что мы там создали хорошего и какой результат от той реформы (о создании интеграционных структур в сельском хозяйстве. – Прим.), которая была предложена еще во времена Николая Николаевича Шерстнева», – пояснил белорусский лидер.
Возвращаясь к деятельности Администрации Президента, Глава государства напомнил, что в стране давно завершилась избирательная кампания. Обещания людям даны, определена стратегия политического, экономического, социального развития страны на следующие пять лет. «По отдельным направлениям на Всебелорусском народном собрании мы еще раз коснемся этой проблемы (очень серьезно нужно готовить ВНС) и обсудим не то что ближайшие наши планы, а планы на среднесрочную перспективу. По крайней мере на пятилетку», – отметил Президент.
«Вы являетесь политическим штабом Президента и контролирующим органом. И барьером соответствующим от других структур перед Президентом. Наделены рядом функций, возлагающих на вас немалую ответственность за результат, к которому стремится вся страна», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства констатировал, что через экспертизу Администрации Президента проходят практически все ключевые назначения и решения, принимаемые на самом высоком уровне.
«И я не преувеличиваю, когда говорю, что работа в Администрации Президента, Главы Администрации, руководства – это «горячая сковородка». Цель предстоящей работы – обозначить «узкие места», откорректировать подходы к решению тех задач, которые были поставлены перед страной», – подчеркнул Президент.
Работу с кадрами Александр Лукашенко назвал главным направлением деятельности Администрации Президента. «Как в советские времена говорили, «конек партии – кадры», – сказал он.
«Формируем каждый год, обновляем кадровые резервы, а кандидатов на должность, как только открывается вакансия, ищем долго и находим не сразу. Даже в кадровый реестр Главы государства», – заметил Александр Лукашенко.
По его словам, допускаются факты внесения Президенту недостаточно проработанных кадровых предложений. «Администрация Президента должна принципиально, жестко подходить к отбору предлагаемых кандидатов. Кадровые ошибки недопустимы, – подчеркнул белорусский лидер. – Вы своими щупальцами должны видеть кадры в целом, начиная от колхозов, совхозов и заканчивая самым высоким уровнем. Но обсуждать предложения для внесения Президенту вы должны коллективно. Я вас просто предупреждаю, что ответственность будет повышаться за кадровые назначения. Есть хороший руководитель – есть результат. Нет руководителя – результата нет».
Глава государства также потребовал выстроить четкую идеологическую работу в стране.
«Когда-то все прятались от этого термина, но мною было жестко введено понятие «идеология». Как видите, сегодня все заговорили об идеологии, даже американцы. От этого уходить не надо: никто ничего лучше не придумал, как обозначить процесс всяких преобразований, целей и так далее, положенных на бумагу, в голове человека. Но земных. Не так, как это было в советские времена: все стремились построить коммунизм, но никто не знал, что это такое», – отметил Александр Лукашенко.
«Дай бог, чтобы мы, наконец, народу четко сказали не только что такое идеология, а как мы всегда говорим: вот выработать нам бы такую национальную идею, которая бы могла захватить души и сердца, разум людей, – сказал Глава государства. – Может, она и есть. Некоторые говорят «патриотизм», еще что-то. Но я не чувствую, что есть такая идея. Если мы ее выработаем (а это должно быть очень важной для нас целью, которая захватит все – от сердца до разума человека) – это вершина».
Результаты деятельности идеологической вертикали Президентом не единожды подвергались критике: «Мы принимали разные решения, но у нас здесь очень много формализма».
Он потребовал уходить от формальных подходов и не проводить встречи и собрания ради галочки. Важно, по словам Главы государства, не сколько собрано слушателей в зале, а какая часть людей вынесла для себя что-то полезное во время организованного мероприятия.
«Надо выстроить четкую идеологическую работу в стране. Не надо стремиться проводить побольше каких-то совещаний, заседаний, форумов. Принимая то или иное решение, подумайте, во что это обойдется. Это дорого», – подчеркнул Александр Лукашенко.
В этом плане Президент также поручил обратить серьезнейшее внимание на командирование должностных лиц. По его мнению, не все командировки могут быть оправданы с финансовой точки зрения, поэтому здесь необходимо навести порядок. «Я подписал (командировку. – Прим.) министру, допустим. А за министром целый же хвост едет. Поэтому железно возьмите на жесткий контроль и предупредите Премьер-министра, который вносит предложения, и других. Это огромные деньги, – обратил внимание белорусский лидер. – У нас и за Президентом целая кавалькада. Давайте с небес будем опускаться на землю. Поэтому приводите все в порядок, не глядя ни на личности, ни на ранги».
В апреле Глава государства подписал Директиву № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства». Документ призван вывести идеологическую работу на качественно новый уровень. Однако Александр Лукашенко считает, что работу руководства Администрации Президента в этом направлении захлестнула текучка.
«Не пытайтесь формально подходить к тем или иным вопросам. Принципиальнейшим образом прорабатывайте их, – поручил Президент. – Нам надо укреплять кадровый состав идеологической вертикали, переформатировать информационно-разъяснительную работу с населением, освободить идеологов от несвойственных функций».
«Телевизор – это хорошо, интернет мы начали завоевывать. Но всегда – с первого дня говорю – надо общаться с людьми. Надо с ними с глазу на глаз разговаривать. Люди это уважают, ценят», – добавил белорусский лидер.
По словам Президента, по-прежнему актуальными остаются и вопросы избыточности законодательного массива и дублирования норм.
«Это огромный пласт работы. Я знаю, что такое законотворчество. А тут надо организовать, надо посмотреть на все, что мы «натворили» за последние 10, 20, а может, 30 лет, и «отрубить» то, что нам сегодня не нужно, оставить только то, что нужно», – сказал Глава государства.
Работу в этом направлении Администрация Президента начала давно, и определенные результаты уже достигнуты.
«Это надо не забывать, – подчеркнул Президент. – Обратить надо внимание на качество экспертной проработки правовых инициатив. Нам нужны более точные прогнозы правового воздействия внесенных Правительством и доработанных вами проектов законодательных актов на среднесрочную перспективу».
Александр Лукашенко напомнил о еще одной наиважнейшей функции Администрации Президента – контроле за выполнением поручений Главы государства и письменных, и устных.
«Если этого контроля не будет, если вы не добьетесь реализации поручений Президента, Президенту в стране делать нечего. Авторитет его будет падать, и в конце концов можем довести до того, что народ подумает: да зачем этот Президент нам нужен вообще? А в наше время он нужен. Буду я или какой-то другой человек, ответственный, идущий во главе, он нужен. Но если он принимает решения – железобетонно эти решения должны быть исполнены», – потребовал белорусский лидер.
«Система упреждающего контроля за выполнением поручений Главы государства в целом выстроена. Но вопросы к обеспечению качества и своевременности выполнения поручений периодически возникают», – обратил внимание Александр Лукашенко.
Президент отметил, что многие вопросы он держит на личном контроле. «И если только я увижу, что со стороны Администрации это не получило контроля и развития, это не внедрено в жизнь – пеняйте сами на себя. И никаких отписок не принимайте, – предупредил Глава государства. – Система упреждающего контроля за выполнением поручений Главы государства вроде бы выстроена, как вы считаете, но нужен результат. Не отписки. Вопросы к обеспечению качества, своевременности выполнения поручений периодически возникают».
Одной из тем, которых коснулся Президент во время мероприятия, стала и работа с обращениями граждан.
«В идеале их (таких обращений. – Прим.) быть не должно. Как минимум обращения не должны доходить до уровня Администрации Президента. Они должны решаться на местах, – сказал Глава государства. – Но если дошли, то в процессе разбирательства следует особое внимание уделить анализу компетентности тех инстанций, где люди так и не получили помощь в решении своего вопроса».
Александр Лукашенко отметил, что часто видит, как высокие должностные лица, бывая на местах по поводу того или иного обращения, потом заявляют, что это, как оказалось, не их компетенция и надо было эти вопросы решать ранее на местах. «Зачем ты туда поехал тогда, если такое заявление делаешь? Если ты приехал и решаешь этот вопрос, значит, это и твой вопрос. Ты принял такое решение. Но для себя ты подумай: а кто же не решил этот вопрос, кто этот забор не отремонтировал или не покрасил его, к примеру говоря, вопросы разные бывают. Кто там природный газ пообещал и вовремя не подвел?» – критически заметил Глава государства.
Президент сделал акцент на том, что власть должна видеть и знать, что люди говорят о ней внутри страны и за рубежом, по каким поводам делают замечания. И по ключевым таким поводам Администрация Президента должна информировать Главу государства. «Собирайте эту информацию, выводите на уровень Президента для того, чтобы я познакомился и, приняв эту информацию, принимал решения», – ориентировал Александр Лукашенко.
В числе задач, которые обозначил на мероприятии Глава государства, была доработка функциональных обязанностей и усиление нагрузки на помощников Президента.
Александр Лукашенко напомнил: их функционал предполагает абсолютное погружение в жизнь региона. «Дмитрий Николаевич, Ваша задача, чтобы региональные помощники Президента, они же инспекторы, работали так, как надо», – поставил задачу Президент, обращаясь к Главе Администрации Президента Дмитрию Крутому.
Глава государства поручил доработать функциональные обязанности помощников с тем, чтобы усилить на них нагрузку. Ведь, по его словам, часто бывает так, что человек вроде бы работает, а на самом деле отсиживается, ждет назначения на новую должность. «Этого быть не должно, – потребовал Александр Лукашенко. – Это позор».
Президент обратил внимание, что в Беларуси должностные лица из центральных органов власти как-то не особо стремятся попробовать проявить себя на местах, в регионах, где надо решать реальные, земные задачи, а не только теоретизировать. «Никто из Администрации Президента, из центрального аппарата Правительства особо не рванул вниз», – сказал по этому поводу Александр Лукашенко. Хотя, например, в советские времена такая практика существовала, и для инструктора ЦК Компартии было наградой, если его направляли поработать председателем исполкома. «Сколько у нас из центра поехали и показали свою прыть?» – риторически спросил Глава государства.
В качестве примера он привел Китайскую Народную Республику, где отчасти переняли практику, подобную той, что была в советские времена. «И дисциплина – дай бог», – заметил белорусский лидер.
«Вы должны быть погружены в жизнь региона. Вы должны знать каждый уголок региона и требовать, требовать, требовать», – подчеркнул Александр Лукашенко, говоря про обязанности помощников.
От них Президент ожидает объективной подробной информации о состоянии дел в том или ином регионе. «Я должен не просто знать, что, где, когда и почему происходит, а видеть все вашими глазами – что там на месте и как живут наши люди на местах», – заявил Глава государства.
Если, например, в стране на республиканском уровне объявлен Год благоустройства, то одна из задач помощников Президента – сделать так, чтобы каждый житель Беларуси на местах это прочувствовал, ощутил какие-то изменения. В этой связи Глава государства напомнил о действующих нормах по содержанию территорий, прилегающих к жилым домам, и потребовал, чтобы на местах активнее работали с населением, доводя до людей, что порядок вокруг своих домов нужно наводить обязательно. Если кто-то не может этого сделать самостоятельно, например, одинокие пожилые люди, местные власти должны оказать помощь. «А если кто-то пьет и бродяжничает и не может вокруг убрать, так заставьте любыми судьбами, вместе с милицией, но так, чтобы он привел в порядок свой участок и благоустроил его», – потребовал Президент.
Александр Лукашенко, опираясь на собственные воспоминания, привел в пример то, как была выстроена работа инспекторов по областям в советские времена. Если приезжало такое должностное лицо, то «все на ушах ходили» и «район был на особом положении». Но и был результат. И теперь Глава государства ориентирует своих помощников в регионах действовать более принципиально.
«Поэтому я от вас и требую – дайте результат. Действуйте там. Но не сдуру: вот пришел и «я тут, я». Там есть губернатор, да. Но ты своими методами должен пройтись так, чтобы губернатор вспотел после вашего посещения того или иного места», – подчеркнул белорусский лидер.
Не только помощников, но и должностных лиц в целом, особенно Администрацию Президента, Глава государства настраивает на оперативные и, главное, более самостоятельные действия. «У нас что не проблема – быстрее к Президенту. Что вы ко мне бегаете? Вы знаете мою позицию. Не надо обижать людей, кто бы они ни были, если они законно работают, – сказал он. – Если мы видим, что что-то не так, – надо закон поправить. Если нарушают – пусть отвечают. Поэтому все должно быть контролируемо».
Александр Лукашенко привел пример с заморозками, которые существенно повлияли на будущий урожай садовых культур. Соответственно, надо заранее подумать над тем, как заготовить необходимые объемы продукции: «Для этого мы и есть – выработать систему, завезти это яблоко, которого будет недостача в этом году. А она будет. Я вот недавно по своему саду походил, у меня там для эксперимента есть, вижу, что процентов 10–15 живые остались (завязи. – Прим.). А остальное попало под мороз. Но даже если мы это соберем и положим, как надо, на хранение, мы не будем иметь проблем».
Присутствовавший на совещании Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой в этой связи отметил, что как раз накануне Глава государства подписал Указ об особенностях поставки плодоовощной продукции для республиканских государственных нужд, который касается формирования стабфондов.
«Я решений много подписал. Но вы проконтролируйте. Чтобы было реализовано. Нет – хотя бы мне скажите, что кто-то не выполнил. Надо уже выгонять на улицу таких руководителей: «Мы не можем…», – отреагировал белорусский лидер.
Он напомнил, что в стране построили много хороших хранилищ, но есть факты, когда они пустуют или их содержат в ненадлежащем виде. Подобное Глава государства назвал не иначе, как преступлением.
«И это дело прежде всего помощника Президента. Он там глаза и уши Президента. Куда смотрим?» – акцентировал внимание Александр Лукашенко.
Резюмируя вышесказанное, Александр Лукашенко подчеркнул, что Администрация Президента – это политический штаб, последняя инстанция перед принятием окончательного решения. «Вы ни в коем случае не должны «входить в положение» и играть на чьем-то поле. Вы должны быть абсолютно независимыми, насколько это возможно, и объективными. Задача – формировать независимое от остальных институтов власти мнение по всем направлениям реализации государственной политики. Вы формируете мое мнение, – обратил внимание белорусский лидер. – Чем больше точек зрения, тем быстрее мы найдем оптимальное решение любых вопросов. Поэтому принцип «я начальник, ты дурак» вам абсолютно не подходит».
Глава государства убежден, что актуальные вопросы необходимо обсуждать коллективно и, возможно, решения принимать так же. По итогам проработки на столе у Президента должен лежать аналитический доклад с четким определением главного вектора действий.
Александр Лукашенко также напомнил про Директиву № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины». «Повышение качества управления в целом, обеспечение исполнительской дисциплины – одни из основных целей нашей с вами работы, – заявил Александр Лукашенко. – Нет дисциплины – не будет никакого результата в работе».
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин провел заседание Президиума Совета Министров «О реализации государственных программ, в том числе об оценке эффективности их реализации в 2021–2024 годах», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
В текущей пятилетке реализуется 29 государственных программ, подлежащих оценке. За четыре года на мероприятия этих программ направлено около Br560 млрд. Треть из них – бюджетные средства. «Несомненно, достигнуты определенные результаты. В рамках выполнения госпрограмм построено более 17 млн кв.м жилья, в том числе более 1 млн кв.м арендного жилья. Введено в эксплуатацию 119 объектов здравоохранения, 48 детских садов и 21 школа. Построено и отремонтировано более 13 тыс. км дорог. Согласно отчету межведомственной комиссии при Минэкономики две трети госпрограмм признаны высокоэффективными и эффективными. Результаты значительные и в общем положительно характеризуют ход реализации госпрограмм», – отметил Александр Турчин.
Он предложил рассмотреть вопрос реализации госпрограмм прежде всего сквозь призму подготовки к программному циклу следующей пятилетки. «Сегодня становится очевидным, что действующие подходы к госпрограммированию нужно корректировать, – сказал Премьер-министр. – Госпрограммы должны демонстрировать тренд того, как правительство планирует достичь приоритетов пятилетки. Важно определить индикаторы, которые будут комплексно характеризовать выполнение приоритетов. Упор на качественную составляющую и эффективность вложенных средств. Например, реализация приоритета «арендное жилье» не должна свестись к доведению квадратных метров. Цель – закрепление кадров в регионах».
«Реализуя госпрограммы, мы должны видеть, как меняется жизнь в регионах. Обращаю внимание, что это задача не только отраслевых регуляторов. Местные органы должны активно включиться в этот процесс, обеспечив необходимую работу с населением», – заключил глава белорусского Правительства.
По информации БЕЛТА
Контролеры и проверяемые по нормам Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» находятся в одинаковом правовом статусе. Об этом рассказал журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед, комментируя Указ Президента, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Генпрокурора, ранее проект этого Указа неоднократно вносился на рассмотрение Главы государства. В соответствии с поручением, которое дал Президент, он был доработан. Указ направлен на то, чтобы упростить работу как контролеров, так и проверяемых субъектов.
Без бездумных, необоснованных, ненужных проверок
«Но самое главное, о чем неоднократно говорил Глава государства, – не должно быть бездумных, необоснованных, ненужных проверок. Необходимо снять ненужное давление на экономику, на субъектов хозяйствования, на предпринимателей с тем, чтобы, как люди говорят, их никто не кошмарил и не мешал работать. Это самая главная мысль», – подчеркнул Андрей Швед.
Поэтому была проанализирована практика и обобщены жалобы, заявления предпринимателей, субъектов хозяйствования, бизнес-сообщества по этим вопросам, соответственно, были учтены пожелания.
«Фактически с сегодняшнего дня как контролеры, так и проверяемые находятся в одинаковом правовом статусе и наделяются одинаковыми правами и обязанностями», – отметил Генпрокурор. Он пояснил, что любая проверка может начинаться только с наличия соответствующего документа, в котором четко указаны время, цель проведения проверки и кто это делает. Любая проверка должна заканчиваться итоговым документом.
Как проверяемый, так и проверяющий несут ответственность за нарушение положений указа в равной степени, добавил Андрей Швед. «То есть если проверяющий выходит, например, за предмет проверки, за цель проверки, он несет за это ответственность. С другой стороны, субъект хозяйствования вправе ему отказать предоставить информацию, документы, сказать, что к проверке это не имеет никакого отношения, и он будет прав», – подчеркнул Генпрокурор.
Далее итоговый документ может, а в некоторых случаях должен быть изучен проверяемым субъектом хозяйствования. У него есть широкие права на обжалование в случае несогласия с выводами ревизоров, высказывание своих предложений и т.д.
Запрещено мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования
Андрей Швед заметил, что много жалоб было по поводу так называемых мониторингов, и они учтены. Отдельным положением, которое утверждено Указом, мониторинг прописан очень четко, понятно, как и сама проверка. То есть любые проверочные мероприятия стали прозрачными, четкими и понятными, подчеркнул он.
Руководитель надзорного органа обратил внимание, что так же, как и проверка, мониторинг может начинаться только при наличии определенного документа, с указанием, кто мониторит, по какому вопросу проходит мониторинг, и, соответственно, должен быть итоговый документ. При этом для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономики, субъектов хозяйствования, по результатам мониторинга предусмотрено освобождение от ответственности, если выявленные нарушения в ходе мониторинга оперативно устраняются.
В Указе имеется ряд других новелл, который направлен на то, чтобы без наличия достоверной информации, без необходимости принятия мер по устранению каких-то нарушений в деятельность субъекта хозяйствования никто просто так не вмешивался.
Например, четко регламентирован запрет для проверяющих мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования. «Если субъект добросовестно работает, он должен работать. Люди должны получать зарплату. Экономика должна развиваться», – сказал Генпрокурор.
Одним словом, все новеллы, которые предусмотрены Указом во исполнение поручения Президента, направлены на исключение ненужных проверок. С одной стороны, не должно быть ненужного, излишнего давления на экономику, на бизнес. С другой стороны, процедура фиксации и реагирования на выявленные нарушения прописана очень понятно и четко, подчеркнул Андрей Швед.
Вольницы не будет
Генпрокурор добавил, что принятие этого Указа ни в коем случае не меняет политику работы контролирующих (надзорных) органов. Государство обязано выявлять любые нарушения и реагировать на них. «Это не означает, что должна быть некая вольница – ее не будет, – сказал он. – Конечно, мы понимаем, что проверочных мероприятий – контрольных, надзорных – будет меньше. Но они будут более эффективными – на это направлен Указ».
Проверяемый субъект должен понимать, что в случае нарушений он будет нести ответственность в строгом соответствии с законом, заметил генпрокурор. «Здесь поблажек тоже быть не может», – сказал он. Вместе с тем он добавил, что устанавливаются более четкие, прозрачные, понятные правила, убирается лишнее, например книга учета проверок.
В этой связи руководитель надзорного органа отметил, что та же книга учета проверок для предпринимателей, субъектов хозяйствования была головной болью. Ее нужно было заводить, регистрировать в определенных органах. Теперь этого не потребуется. Цифровизация и другие современные процессы позволили в плане учета контрольных и надзорных мероприятий ввести единую автоматизированную систему, которая обслуживается соответствующим органом. В то же время сами субъекты хозяйствования вправе самостоятельно вести учет того, кто и когда приходит, вести учет мониторингов и других мероприятий при наличии законных оснований их проведения.
Профилактика – во главе угла
Относительно профилактики правонарушений Генпрокурор обратил внимание, что Президент отдельно уделил внимание этому вопросу. Помимо того, что необходимо упростить порядок, облегчить давление со стороны контролирующих органов, красной нитью проходит мысль о важнейшей роли профилактики. «Мы все – контролирующие (надзорные) органы – понимаем, что должны помогать нашим предприятиям не допускать нарушений законодательства, где-то им подсказывать. То есть решается общая задача – повышение эффективности экономики любыми формами и средствами. Но при этом никакого послабления не будет тем, кто нарушает закон», – заключил Генпрокурор.
По информации БЕЛТА
Право выкупа арендного жилья в Беларуси предлагается ввести в населенных пунктах до 20 тыс. человек. Это предусмотрено проектом нормативного правового акта, представленного Президенту Беларуси Александру Лукашенко. О деталях предлагаемых новаций на совещании у Главы государства рассказал Премьер-министр Александр Турчин, передает корреспондент БЕЛТА.
По словам руководителя Правительства, предлагается ввести возможность передачи в собственность граждан наиболее востребованных профессий занимаемого ими арендного жилья в населенных пунктах численностью до 20 тыс. человек, за исключением Минского района.
«Предлагается предоставить таким специалистам право приобретать занимаемое ими арендное жилье при условии работы не менее 10 лет в организации, предоставившей арендное жилье, и проживании в нем не менее 10 лет. Кроме того, граждане ранее не должны были получать государственную поддержку и не должны иметь жилья в собственности. Арендное жилье предлагается передавать из расчета 20 кв.м общей площади на приобретателя и на каждого члена его семьи», – сказал Премьер-министр.
По его словам, остальную площадь, которая превышает 20 кв.м на человека, придется выкупать уже не по льготной оценочной, а по рыночной цене. «Оплату всей рассчитанной стоимости предлагается проводить в рассрочку на 15 лет ежемесячно равными долями без индексации платежей при условии внесения первоначального взноса не менее 10 %», – заявил Александр Турчин.
Предполагается, что воспользоваться возможностью выкупа арендного жилья граждане смогут только один раз. При этом после приобретения жилья граждане и члены их семей будут сниматься с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от площади жилья и количества комнат. Повторно стать на такой учет можно будет только через 5 лет.
Денежные средства от продажи арендного жилья предлагается зачислять на специальные счета облисполкомов и других государственных органов или уполномоченных ими организаций с дальнейшим использованием этих средств по целевому назначению – строительство и ремонт помещений государственного жилищного фонда.
В Правительстве рассчитывают, что эти меры позволят закреплять кадры в небольших населенных пунктах, включая небольшие районные центры.
По информации БЕЛТА
В случае подписания Главой государства доработанного проекта Указа по вопросам контрольной (надзорной) деятельности, проверок и мониторингов субъектов хозяйствования станет меньше. Об этом сообщил журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед по итогам совещания Президента Беларуси Александра Лукашенко с руководством Совета Министров, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Контрольных мероприятий будет меньше. Мы ужесточили в проекте (указа. – Прим. БЕЛТА) требования к обоснованию начала проверочных мероприятий. То есть очень четко прописано, что те, кто приходит проверять, должны обосновать, почему приходят. Если они это не обосновывают, тогда отвечают уже контролеры по всей строгости закона. Поэтому проверок будет меньше, но они должны быть более эффективными. Потому что контролеры в соответствии с указом, если он будет подписан, будут приходить только туда, где есть достоверная информация о нарушениях», – пояснил Генпрокурор.
То же самое, по его словам, касается и проведения мониторингов. «Если раньше были замечания со стороны субъектов хозяйствования, предпринимателей по поводу того, что под видом мониторинга, как они говорят, «кошмарили нас» – этого уже не будет. Процедура примерно такая же, как и проверка: очень жесткие требования и по срокам, и по обоснованию, по результатам. Если пришел (проверяющий. – Прим. БЕЛТА), просто так уже оттуда не уйдешь. Ты должен оставить документ: что делал, с какой целью, почему туда пришел. С этим документом будет работать руководитель субъекта хозяйствования, предприниматель и тогда давать оценку уже действиям контролеров», – сказал Андрей Швед.
Как сообщалось, на совещании 29 мая Главе государства был повторно представлен доработанный проект Указа по вопросам контрольной (надзорной) деятельности. Данный документ ранее уже обсуждался на уровне Президента – совещание по этой тематике состоялось 28 марта. Тогда Главе государства представили проект Указа о повышении эффективности контрольно-надзорной деятельности, доработанный с учетом замечаний и предложений, высказанных на совещании в мае прошлого года. Александр Лукашенко отправил документ на доработку. Одно из главных его требований касалось удобства использования норм документа, изменения стиля и методов работы контролирующих органов с акцентом на повышение эффективности работы. Заинтересованным госорганам ставилась задача найти компромисс, пересмотреть подходы и выдать документ надлежащего качества. Ведь принятый в 2009 году Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», который пока продолжает действовать, уже все-таки устарел, да и сама сфера нуждается в определенных корректировках, причем не только в технических.
По информации БЕЛТА