16.05.2018
«Ознакомлен, но не согласен»: правовой инспектор расскажет, как отстоять свои права
Может ли учитель пойти в трудовой отпуск зимой и что влечет за собой отказ писать объяснительную?
На эти и другие вопросы ответила главный правовой инспектор труда Гомельской областной организацией профсоюза работников образования и науки Наталья Филипенко.
– Наниматель требует написать объяснительную записку по ситуации, в создании которой нет моей вины. Я отказываюсь. Меня могут наказать? (Светлана, педагог-организатор)
– В соответствии с ч.1 ст.199 Трудового кодекса (ТК) наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника до применения дисциплинарного взыскания. Ч. 2 этой же статьи предусмотрено, что отказ работника от написания таких объяснений не является препятствием для привлечения его к дисциплинарной ответственности. Отказ, согласно законодательству, просто будет оформлен соответствующим актом. Однако следует знать, что написание объяснительной дает возможность работнику изложить свое видение ситуации, пояснить те или иные свои действия, акцентировать внимание нанимателя на имеющихся нюансах. В случае несогласия с действиями нанимателя можно написать, к примеру: «Ознакомлен 15.04.2018 г., но не согласен».
Решение о применении или неприменении дисциплинарного взыскания принимает наниматель или уполномоченное лицо. Издается приказ, но он должен быть мотивирован. Для устранения возможных правовых последствий в нем необходимо сослаться на норму, которую работник нарушил (пункт должностной инструкции, правил внутреннего трудового распорядка, приказа и т.п.). Если наниматель решил применить к работнику иные меры воздействия (такое предусмотрено ст.198 ТК), то это должно быть конкретизировано в приказе, а именно – к какому виду дополнительного воздействия работник привлекается, каким локальным нормативным правовым актом это предусмотрено.
Законодательством установлен 5-дневный срок на ознакомление с приказом. Отказ работника от подписи данного документа также должен быть оформлен соответствующим актом.
– Учитель просит предоставить отпуск не в летнее время. Возможно ли это, если Трудовым кодексом предусмотрено, что все педагогические работники должны находиться в отпусках в летний период? (Екатерина, специалист отдела кадров средней школы)
– Ст.168 ТК предусматривает, что отпуска работникам предоставляются в соответствии с графиком отпусков, который ежегодно составляется нанимателем по согласованию с профсоюзом. Этой же статьей определены категории и периоды предоставления отпусков. Что касается педагогических работников учреждений образования, то в разделе «в определенный период» п.4 указанной статьи говорится: «учителям (преподавателям) учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и специального образования, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений – в летнее время».
– Устраиваюсь на новое место работы на 0,5 ставки. Какой режим работы мне должен установить наниматель? (Николай, заведующий хозяйством)
– Статьей 118 ТК определено несколько вариантов неполного рабочего времени. Они могут устанавливаться по соглашению сторон как при приеме на работу, так и впоследствии. Это может быть: неполный рабочий день – уменьшение нормы продолжительности ежедневной работы; неполная рабочая неделя – сокращение числа рабочих дней в неделю; одновременное уменьшение норм продолжительности ежедневной работы и числа рабочих дней в неделю. Стороны также вправе определить срок, на который устанавливается тот или иной режим рабочего времени.
– Мне задержали выдачу трудовой книжки больше чем на 1 месяц. Предусмотрена ли законодательством за это какая-нибудь компенсация? (Ольга, пенсионер)
– Нарушение ст.50 Трудового кодекса и невыдача трудовой книжки работнику в день его увольнения влечет выплату компенсации (ст.79 ТК) в размере среднего заработка за время вынужденного прогула, то есть за все время задержки трудовой книжки у нанимателя.
По сообщению официального сайта Федерации профсоюзов Беларуси
Беларусь и Россия гармонизируют законодательство в социально-трудовой сфере
Беларусь и Россия гармонизируют законодательство в социально-трудовой сфере. Об этом заявила журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Ирина Костевич по итогам заседания Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по труду и социальной политике, передает корреспондент
БЕЛТА.

На сегодняшнем заседании рассматривалось выполнение основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы в социально-трудовой сфере.
«Нашей задачей было рассмотреть, что сделано и что еще предстоит сделать в рамках обеспечения согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений. Хочу отметить, что как в Беларуси, так и в России, на мой взгляд, проделана огромная работа. Проведена инвентаризация трудовых норм, и сегодня обе страны последовательно двигаются в сторону расширения этих совместных норм. Были приняты очень серьезные нормы по дистанционной работе. По диспансеризации обеспечена гармонизация норм для граждан Союзного государства. Важно также заботиться о семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Предоставление возможности суммирования свободных от работы дней – это альтернативная норма, которая позволит им решить свои социально-бытовые вопросы, пройти дополнительную реабилитацию со своими детками. Это норма, которая действительно заслуживает внимания, и, как сегодня доложила белорусская сторона, она предусмотрена в проекте Трудового кодекса», – сказала Ирина Костевич.
Заслуживает внимания также подготовка Беларусью проекта закона об охране труда, тоже проведена серьезная работа по гармонизации с российскими нормами. Это касается прежде всего подходов к работам с повышенным риском. «Изучен опыт Российской Федерации и заложен в проект закона», – отметила депутат.
Кроме того, на заседании рассмотрен вопрос об основных направлениях развития системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями, в том числе системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами в Беларуси и России.
«И в Беларуси, и в России действуют законы о правах инвалидов. Обе страны соблюдают международные стандарты. Сегодня законы, конечно, нужно совершенствовать. Хотела бы отметить позитивный опыт – Россия, на мой взгляд, очень активно продвинулась по стандартизации социальных услуг в таком важном направлении, как реабилитация, поэтому заслуживает внимания. Беларусь на ближайшую пятилетку тоже рассматривает вопрос закрепления в законодательстве такого направления, как стандартизация в сфере реабилитации», – обозначила Ирина Костевич.
Также она обратила внимание, что сейчас век цифровизации. Беларусь стремится к максимальному представлению услуг через «цифру». «Оказание услуг людям с ограниченными возможностями тоже требует цифровизации. Предоставляемые услуги требуют оцифровки, прозрачности, благодаря чему будет обеспечен мониторинг и качество полученных услуг. Долговременный уход – это еще одно направление, которое сегодня рассматривалось с одной и с другой стороны. Важно обеспечить согласованные подходы в этом очень важном направлении. Сегодня рассматривали, как законодательно закрепить эти нормы, чтобы они бесшовно работали на благо человека», – акцентировала депутат.
По информации
БЕЛТА
Вопросы социально-трудовой сферы обсудили на заседании в Палате представителей
12 ноября 2025 г. под руководством И.А.Костевич состоялось заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам.
В ходе заседания рассмотрены законопроекты, поступившие из других постоянных комиссий, а также вопросы, касающиеся текущей деятельности комиссии:
-
о нормах законов в сфере социально-трудовых отношений, требующих изучения в ноябре-декабре текущего года в рамках работы в избирательных округах;
-
об информационно-разъяснительной работе в средствах массовой информации по вопросам социально-трудовой сферы;
-
о подготовке и проведении мероприятий комиссии, приуроченных ко Дню инвалидов (3 декабря);
-
о предложениях по участию в новогодней акции «От всей души»;
-
о предложениях по формированию плана работы комиссии на 2026 год.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Каким будет бюджет фонда соцзащиты населения на 2026 год, рассказала Наталия Павлюченко
Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко рассказала на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам, каким будет бюджет фонда соцзащиты населения на 2026 год, передает корреспондент
БЕЛТА.
В бюджет Фонда соцзащиты населения на 2026 год запланированы доходы на уровне Br39 млрд, что на Br3,8 млрд больше, чем в текущем году, – почти 111 % роста. Основным источником доходов традиционно являются страховые взносы, которые составляют около 93 % бюджета фонда, рассказала Наталия Павлюченко.
«Среди плательщиков взносов выделяются индивидуальные предприниматели и еще одна категория, которая постепенно занимает все большую долю в доходной части бюджета фонда, – это плательщики, уплачивающие в бюджет фонда часть налога на профессиональный доход. Также планируются поступления по взносам на профессиональное пенсионное страхование, что связано с тем, что все больше граждан, работающих в особых условиях труда, выбирают доплату к зарплате вместо накопления пенсии. По итогам 9 месяцев 2025 года таких работников уже 169 тыс., что составляет почти 51 % от общего числа занятых в особых условиях, тогда как в 2023–2024 году их было чуть более 140 тыс. (около 40 %)», – отметила Министр.
Классической составляющей бюджета фонда является субвенция из республиканского бюджета в размере почти Br2 млрд, что составляет около 5 % доходов. Эти средства компенсируют нестраховые расходы фонда, при этом страховые взносы идут на увеличение страховых статей расхода. С 2023 года фонд работает с профицитом и является самодостаточным, подчеркнула она.
Расходная часть бюджета фонда составляет Br38,5 млрд – плюс Br5,7 млрд, что на 17,3 % больше по сравнению с прошлым периодом. Около 81 % расходов приходится на пенсии, что составляет примерно Br31 млрд – на Br4,9 млрд больше, чем в 2025 году, то есть рост порядка 18,5 %.
В стране насчитывается 2,4 млн пенсионеров, из которых 2 млн получают трудовые пенсии. В составе пенсий также есть социальные выплаты на сумму около Br0,5 млрд, что составляет 1,6 % всех расходов, – их получают примерно 86 тыс. пенсионеров. Средний размер пенсии в следующем году увеличится на 14,5 % и составит Br1107, тогда как в этом он планируется на уровне Br942.
Иностранные пенсии на 2026 год составляют Br288 млн. В стране проживают 35 тыс. иностранных пенсионеров, которым уплачиваются пенсии по международным соглашениям. «Около 14 тыс. белорусских пенсионеров проживают за границей. По обеим этим группам наблюдается небольшой прирост. Примечательно, что в числе иностранных пенсионеров, проживающих в Беларуси, имеется увеличение количества из Литвы и Латвии – более чем по 200 человек из каждой страны», – обратила внимание Наталия Павлюченко.
Расходы на пособия составляют 18 % расходов бюджета фонда – почти Br7 млрд, темп роста – почти 113 %. Из общей суммы пособий 53 % приходятся на выплаты по рождению и воспитанию детей – Br3,7 млрд. В эту сумму входят единовременные пособия при рождении ребенка – Br644 млн с ростом 7 %. Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до трех лет составляют Br2,3 млрд с ростом 11 %. Получателями таких пособий являются 172 тыс. человек, а средний размер пособия по стране достаточно комфортный. На первого ребенка планируется средний размер пособия в размере Br1045.
По информации
БЕЛТА
Перенести или получить компенсацию. Что делать с неиспользованной частью отпуска, пояснили в Минтруда
В Министерстве труда и социальной защиты пояснили, что делать, если часть отпуска осталась неиспользованной, сообщает
БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
По общему правилу наниматель обязан предоставлять работнику трудовой отпуск ежегодно полной продолжительности в пределах его рабочего года, а работник должен его использовать.
Но что делать, если часть отпуска осталась неиспользованной? Первый вариант – перенести часть трудового отпуска на следующий рабочий год.
Как поясняется, в текущем рабочем году перенос или продление трудового отпуска возможны в ряде случаев: вы заболели (временная нетрудоспособность), начался отпуск по уходу за ребенком, нужно выполнить государственные обязанности (с правом на освобождение от работы), отпуск совпал с учебным, вовремя не выплатили отпускные, а также с согласия сторон и в других случаях, предусмотренных законодательством или коллективным договором.
Перенести часть отпуска на следующий рабочий год можно только в двух случаях: если это исключительные случаи в связи с производственной необходимостью или если вас отозвали из отпуска по инициативе нанимателя. Даже в этих случаях необходимо использовать минимум 14 календарных дней в текущем году.
Вторым вариантом будет получить денежную компенсацию за отпуск. Это касается части трудового отпуска (основного и дополнительного), превышающей 21 календарный день. И сделать можно по соглашению между работником и нанимателем.
Замена денежной компенсацией не допускается в отношении отпусков, предоставляемых авансом, и отпусков, предоставляемых беременным женщинам, работникам, признанным инвалидами, работникам моложе 18 лет, работникам за работу в зонах радиоактивного загрязнения, а также в отношении дополнительных отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы.
Получить денежную компенсацию реально при отзыве из трудового отпуска, если в текущем рабочем году использовано не менее 14 календарных дней отпуска, а также при увольнении.
По информации
БЕЛТА