Генеральная прокуратура проанализировала отдельные показатели борьбы с коррупцией
За 3 месяца 2018 года в Республике Беларусь коррупционными признаны 696 преступлений. Это в два раза больше, чем за такой же период 2017 года ‑ 311. К уголовной ответственности привлечено 264 должностных лица.
Рост числа коррупционных преступлений обусловлен не только активностью правоохранительных органов, но и наличием многоэпизодных уголовных дел.
К примеру, работник Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Г. осужден за 59 эпизодов получения взяток по ст. 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
В структуре коррупционных преступлений количество полученных взяток возросло с 86 до 294, хищений путем злоупотреблением служебными полномочиями – с 119 до 153, злоупотреблений властью или служебными полномочиями – с 61 до 78, дачи взяток – с 17 до 132, превышений власти или служебных полномочий – с 22 до 26, бездействий должностных лиц – с 1 до 5.
Немногочисленны факты незаконного участия в предпринимательской деятельности и легализации (отмывании) материальных ценностей, добытых преступным путем, посредничества во взяточничестве.
Указанными коррупционными преступлениями причинен ущерб в сумме 7 289 000 рублей. Возмещено 2 726 188 рублей.
Наибольшее количество таких преступлений учтено в сферах (по сравнению с I кварталом 2017 года):
- государственного управления – 92 (76);
- сельского хозяйства – 35 (32);
- промышленности – 80 (31);
- транспорта – 157 (3);
- здравоохранения – 78 (9);
- строительства – 56 (23);
- образования – 45 (37);
- торговли – 17 (48).
Зафиксированы случаи, когда должностные лица органов местного управления и самоуправления, иных государственных органов похищали товарно-материальные ценности, привлекали сотрудников и служебную технику к работам в личных целях.
По сообщению официального сайта Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
Контролеры и проверяемые по нормам Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» находятся в одинаковом правовом статусе. Об этом рассказал журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед, комментируя Указ Президента, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Генпрокурора, ранее проект этого Указа неоднократно вносился на рассмотрение Главы государства. В соответствии с поручением, которое дал Президент, он был доработан. Указ направлен на то, чтобы упростить работу как контролеров, так и проверяемых субъектов.
Без бездумных, необоснованных, ненужных проверок
«Но самое главное, о чем неоднократно говорил Глава государства, – не должно быть бездумных, необоснованных, ненужных проверок. Необходимо снять ненужное давление на экономику, на субъектов хозяйствования, на предпринимателей с тем, чтобы, как люди говорят, их никто не кошмарил и не мешал работать. Это самая главная мысль», – подчеркнул Андрей Швед.
Поэтому была проанализирована практика и обобщены жалобы, заявления предпринимателей, субъектов хозяйствования, бизнес-сообщества по этим вопросам, соответственно, были учтены пожелания.
«Фактически с сегодняшнего дня как контролеры, так и проверяемые находятся в одинаковом правовом статусе и наделяются одинаковыми правами и обязанностями», – отметил Генпрокурор. Он пояснил, что любая проверка может начинаться только с наличия соответствующего документа, в котором четко указаны время, цель проведения проверки и кто это делает. Любая проверка должна заканчиваться итоговым документом.
Как проверяемый, так и проверяющий несут ответственность за нарушение положений указа в равной степени, добавил Андрей Швед. «То есть если проверяющий выходит, например, за предмет проверки, за цель проверки, он несет за это ответственность. С другой стороны, субъект хозяйствования вправе ему отказать предоставить информацию, документы, сказать, что к проверке это не имеет никакого отношения, и он будет прав», – подчеркнул Генпрокурор.
Далее итоговый документ может, а в некоторых случаях должен быть изучен проверяемым субъектом хозяйствования. У него есть широкие права на обжалование в случае несогласия с выводами ревизоров, высказывание своих предложений и т.д.
Запрещено мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования
Андрей Швед заметил, что много жалоб было по поводу так называемых мониторингов, и они учтены. Отдельным положением, которое утверждено Указом, мониторинг прописан очень четко, понятно, как и сама проверка. То есть любые проверочные мероприятия стали прозрачными, четкими и понятными, подчеркнул он.
Руководитель надзорного органа обратил внимание, что так же, как и проверка, мониторинг может начинаться только при наличии определенного документа, с указанием, кто мониторит, по какому вопросу проходит мониторинг, и, соответственно, должен быть итоговый документ. При этом для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономики, субъектов хозяйствования, по результатам мониторинга предусмотрено освобождение от ответственности, если выявленные нарушения в ходе мониторинга оперативно устраняются.
В Указе имеется ряд других новелл, который направлен на то, чтобы без наличия достоверной информации, без необходимости принятия мер по устранению каких-то нарушений в деятельность субъекта хозяйствования никто просто так не вмешивался.
Например, четко регламентирован запрет для проверяющих мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования. «Если субъект добросовестно работает, он должен работать. Люди должны получать зарплату. Экономика должна развиваться», – сказал Генпрокурор.
Одним словом, все новеллы, которые предусмотрены Указом во исполнение поручения Президента, направлены на исключение ненужных проверок. С одной стороны, не должно быть ненужного, излишнего давления на экономику, на бизнес. С другой стороны, процедура фиксации и реагирования на выявленные нарушения прописана очень понятно и четко, подчеркнул Андрей Швед.
Вольницы не будет
Генпрокурор добавил, что принятие этого Указа ни в коем случае не меняет политику работы контролирующих (надзорных) органов. Государство обязано выявлять любые нарушения и реагировать на них. «Это не означает, что должна быть некая вольница – ее не будет, – сказал он. – Конечно, мы понимаем, что проверочных мероприятий – контрольных, надзорных – будет меньше. Но они будут более эффективными – на это направлен Указ».
Проверяемый субъект должен понимать, что в случае нарушений он будет нести ответственность в строгом соответствии с законом, заметил генпрокурор. «Здесь поблажек тоже быть не может», – сказал он. Вместе с тем он добавил, что устанавливаются более четкие, прозрачные, понятные правила, убирается лишнее, например книга учета проверок.
В этой связи руководитель надзорного органа отметил, что та же книга учета проверок для предпринимателей, субъектов хозяйствования была головной болью. Ее нужно было заводить, регистрировать в определенных органах. Теперь этого не потребуется. Цифровизация и другие современные процессы позволили в плане учета контрольных и надзорных мероприятий ввести единую автоматизированную систему, которая обслуживается соответствующим органом. В то же время сами субъекты хозяйствования вправе самостоятельно вести учет того, кто и когда приходит, вести учет мониторингов и других мероприятий при наличии законных оснований их проведения.
Профилактика – во главе угла
Относительно профилактики правонарушений Генпрокурор обратил внимание, что Президент отдельно уделил внимание этому вопросу. Помимо того, что необходимо упростить порядок, облегчить давление со стороны контролирующих органов, красной нитью проходит мысль о важнейшей роли профилактики. «Мы все – контролирующие (надзорные) органы – понимаем, что должны помогать нашим предприятиям не допускать нарушений законодательства, где-то им подсказывать. То есть решается общая задача – повышение эффективности экономики любыми формами и средствами. Но при этом никакого послабления не будет тем, кто нарушает закон», – заключил Генпрокурор.
По информации БЕЛТА
В случае подписания Главой государства доработанного проекта Указа по вопросам контрольной (надзорной) деятельности, проверок и мониторингов субъектов хозяйствования станет меньше. Об этом сообщил журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед по итогам совещания Президента Беларуси Александра Лукашенко с руководством Совета Министров, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Контрольных мероприятий будет меньше. Мы ужесточили в проекте (указа. – Прим. БЕЛТА) требования к обоснованию начала проверочных мероприятий. То есть очень четко прописано, что те, кто приходит проверять, должны обосновать, почему приходят. Если они это не обосновывают, тогда отвечают уже контролеры по всей строгости закона. Поэтому проверок будет меньше, но они должны быть более эффективными. Потому что контролеры в соответствии с указом, если он будет подписан, будут приходить только туда, где есть достоверная информация о нарушениях», – пояснил Генпрокурор.
То же самое, по его словам, касается и проведения мониторингов. «Если раньше были замечания со стороны субъектов хозяйствования, предпринимателей по поводу того, что под видом мониторинга, как они говорят, «кошмарили нас» – этого уже не будет. Процедура примерно такая же, как и проверка: очень жесткие требования и по срокам, и по обоснованию, по результатам. Если пришел (проверяющий. – Прим. БЕЛТА), просто так уже оттуда не уйдешь. Ты должен оставить документ: что делал, с какой целью, почему туда пришел. С этим документом будет работать руководитель субъекта хозяйствования, предприниматель и тогда давать оценку уже действиям контролеров», – сказал Андрей Швед.
Как сообщалось, на совещании 29 мая Главе государства был повторно представлен доработанный проект Указа по вопросам контрольной (надзорной) деятельности. Данный документ ранее уже обсуждался на уровне Президента – совещание по этой тематике состоялось 28 марта. Тогда Главе государства представили проект Указа о повышении эффективности контрольно-надзорной деятельности, доработанный с учетом замечаний и предложений, высказанных на совещании в мае прошлого года. Александр Лукашенко отправил документ на доработку. Одно из главных его требований касалось удобства использования норм документа, изменения стиля и методов работы контролирующих органов с акцентом на повышение эффективности работы. Заинтересованным госорганам ставилась задача найти компромисс, пересмотреть подходы и выдать документ надлежащего качества. Ведь принятый в 2009 году Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», который пока продолжает действовать, уже все-таки устарел, да и сама сфера нуждается в определенных корректировках, причем не только в технических.
По информации БЕЛТА
Конституция Республики Беларусь – правовой фундамент единства и процветания белорусского народа, сохранения исторической памяти. С такой темой выступил перед трудовым коллективом ОАО «АСБ Беларусбанк» Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед, сообщили БЕЛТА в Генеральной прокуратуре.
Андрей Швед рассказал об основных направлениях деятельности органов прокуратуры, в том числе о координации работы по борьбе с коррупцией. Генеральный прокурор проинформировал о мерах по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также по защите прав несовершеннолетних. В преддверии Дня памяти сожженных деревень Андрей Швед подробно остановился на расследовании уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, отметил важность сохранения исторической правды и памяти.
Генеральный прокурор подчеркнул, что Конституция Республики Беларусь закладывает правовую основу деятельности прокуратуры, возлагая на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров надзор за точным и единообразным исполнением законов, указов и иных нормативных правовых актов, указал на важность того, чтобы законодательство в стране отвечало реальным потребностям людей и защищало каждого гражданина.
Андрей Швед отметил, что в последние годы в западных странах наблюдается целенаправленное разрушение традиционных ценностей, институтов брака и семьи, культивируются деструктивные идеи. «Для нас подобное является неприемлемым. Неслучайно в новой редакции изложена статья 32 Конституции, в соответствии с которой брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Кроме того, завершается работа над предложенным прокуратурой законопроектом об установлении административной ответственности за пропаганду, в том числе в сети Интернет, гомосексуальных отношений либо смены пола, педофилии, добровольного отказа от рождения детей», – сказал руководитель надзорного ведомства.
Андрей Швед отметил, что в республике значительное внимание уделяется предупреждению семейного неблагополучия, защите прав детей-сирот, обеспечению безопасных условий жизнедеятельности. Глава надзорного ведомства проинформировал о направленных Генеральной прокуратурой в адрес Правительства предложениях обеспечить комплексный подход в части информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет как источнике угроз совершения суицидов и сексуальных преступлений, а также как среде насаждения нетрадиционных ценностей и вовлечения в незаконный оборот наркотиков и экстремистскую деятельность.
По информации БЕЛТА
Генеральный прокурор Андрей Швед на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания рассказал о мерах по повышению эффективности предупреждения и пресечения киберпреступлений, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«В прошлом году увеличилось количество зарегистрированных мошенничеств и вымогательств. В основном эти преступления совершены с использованием информационных технологий, что во многом связано с ростом уровня информатизации, активным использованием населением современных средств коммуникации», – сказал Андрей Швед.
Правоохранительные органы принимают меры по повышению эффективности их предупреждения и пресечения, отметил Генпрокурор. «В настоящее время реализуется принятый Правительством по инициативе Генеральной прокуратуры комплексный план дополнительных мер по противодействию киберпреступлениям. Начата эксплуатация автоматизированной системы обработки инцидентов Национального банка. Ее внедрение способствует оперативному приостановлению движения на счетах, через которые перемещаются похищенные денежные средства, наложению на них ареста. Указанная система позволила снизить количество хищений, связанных с выманиванием денег путем телефонных звонков под видом работников банков, сотрудников правоохранительных органов», – рассказал он.
Однако мошенники ищут иные способы совершения хищений, в частности, под предлогом предоплаты за покупку и доставку товара, вложения средств в ценные бумаги. Для вывода денежных средств используются криптовалюты. «В этой связи Генеральной прокуратурой совместно с МВД вырабатываются дополнительные меры по предотвращению использования криптовалют в противоправной деятельности. Одной из мер противодействия такому использованию криптовалюты является реализация Указа Президента «Об обращении цифровых знаков (токенов)». Кроме того, Законом «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» предусмотрено наложение ареста на электронные деньги и криптовалюту, являющиеся предметом преступления. Также закреплен порядок ограничения доступа к интернет-ресурсам, используемым преступниками, путем внесения представления об устранении нарушений закона.
Эти меры позволят повысить эффективность противодействия киберпреступлениям», – дополнил Андрей Швед.
По информации БЕЛТА
Генеральная прокуратура вносит весомый вклад в сохранение исторической памяти о подвиге наших предков в годы Великой Отечественной войны, заявил Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«В текущем году наша страна отмечает знаковое событие – 80-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Генеральная прокуратура вносит весомый вклад в сохранение исторической памяти о подвиге наших предков, в работу по противодействию экстремизму и нацизму. Ведется расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа. Выявлены многие факты, указывающие, что масштаб трагедии от зверств фашистов гораздо больше, чем можно было представить», – отметил Игорь Сергеенко.
Фактологические материалы, полученные в ходе расследования уголовного дела, легли в основу ряда подготовленных Генеральной прокуратурой информационных проектов, изданий и фильмов, подчеркнул спикер. «Эти и другие материалы используются депутатским корпусом при проведении информационно-разъяснительных мероприятий, идеологической работы с избирателями, в первую очередь с молодежью», – сказал Игорь Сергеенко.
Перед парламентариями сегодня выступил Генеральный прокурор Андрей Швед с информацией о результатах деятельности в 2024 году.
По информации БЕЛТА