04.05.2018
Вся страна в твоем смартфоне: как Беларуси перейти на электронное правительство
Продлить водительские права по SMS, получить рецепт у врача без очередей одним кликом – все это возможно. Знакомимся с опытом Эстонии.
С начала 2000-х годов Беларусь пытается найти верный путь к построению электронного государства. Сегодня, когда перед ведомствами поставлена задача к 2020 году полностью перейти к цифровому правительству (в рамках программы социально-экономического развития страны на 2016–2020 годы в сфере информатизации), в различных сферах жизни общества постепенно внедряют решения, эффект от которых ощутим и интересен простому белорусу – от оплаты коммунальных платежей через ЕРИП до электронного декларирования доходов. В течение ближайших лет появится еще немало новшеств, которые сэкономят людям время.
Так, недавно Совмин принял постановление, согласно которому в начале 2019 года начнут вводить единый классификатор обращений граждан и юридических лиц. Все обращения в органы государственного управления составят единую электронную базу, доступную каждому. В перспективе ответ на волнующий вопрос можно будет получить максимально быстро. Скоро проще будет получить визу и пройти контроль на границе – портал 1prof.by уже писал о биометрическом паспорте и ID-карте, которые белорусы начнут использовать уже с 2019 года.
Согласно рейтингу ООН, Беларусь занимает 49-е место среди 193 стран по готовности к электронному правительству. Эксперт по цифровой идентификации Академии электронного управления Эстонии Мари Педак считает, что единых баз и цифровых документов для этого недостаточно.
Э-Эстония: от онлайн-паспортов до цифровых выборов
«Цифровое общество для нас – уже привычный образ жизни. Почти 100 % общения граждан с Правительством происходит в электронном виде. Только за паспортом еще нужно приходить лично», – говорит Мари Педак.
С помощью только ID-паспорта эстонцы могут подписать договор через интернет, ходатайствовать о получении государственного пособия, совершать банковские операции, оформлять налоговые декларации, создавать компании, получать цифровые рецепты на лекарства. А с 2005 года на выборах в Эстонии вместе с традиционными избирательными участками используется и интернет-голосование. Во время последней избирательной кампании в 2017 году таким образом проголосовала треть населения.
«Первый шаг к цифровому правительству – изменение ментальности должностных лиц и переосмысление сути государственных услуг, – считает Мари Педак. – Когда в Эстонии стали развивать электронное правительство, все услуги стали гораздо доступнее и удобнее для людей. Бизнес-анализ государственной системы показал, например, что у граждан спрашивают намного больше документов, чем в действительности необходимо. Мы начали упрощать процессы, делать их более понятными. Зная, зачем нужны те или иные данные, граждане стали больше доверять властям. Доверие – то, без чего электронное управление невозможно».
За несколько десятилетий Эстония совершила настоящий прорыв в создании цифрового правительства и теперь с готовностью делится собственным опытом с другими странами – за более чем 15 лет специалисты Академии электронного управления обучили свыше 3,5 тыс. человек из 60 стран мира.
Сегодня эстонские специалисты, в том числе Мари Педак, работают в Украине. С их помощью в стране-соседке уже к концу 2018 года надеются внедрить многофункциональную систему межведомственного обмена данными, которую успешно используют в Эстонии.
Х-Road – технология близкого будущего
Мари Педак вспоминает неформальный слоган, который был популярен в Эстонии, когда вводили х-Road: должны бегать данные, а не люди. Очевидный плюс единой системы для простых граждан – они могут предоставить информацию о себе только раз без дублирования и передачи документов разным инстанциям.
«Система позволяет сделать человека владельцем своих данных. К тому же он может проверять, кто и для чего использует его личную информацию. Министерство, прежде чем запросить сведения о гражданине, должно дать обоснование, зачем ему это нужно», – объясняет специалист по цифровой идентификации.
Систему х-Road отличает децентрализованная структура, что уменьшает риск хакерских атак; ее могут использовать разные госорганы и провайдеры, а также коммерческие организации. Для этого ведомство должно подключить свою информационную систему к х-Road и настроить права доступа к ней для других органов.
«Наша система создавалась при тесном государственно-частном партнерстве совместно с банками и крупными предприятиями и построена на очень простых решениях. Поэтому люди ее и используют», – рассказывает эксперт.
Чем плоха биометрия
Были попытки получить чужие данные без обоснования. Известным в Эстонии стало дело против следователя, которая по просьбе подруги нашла в системе место жительства ее бывшего мужа, не платившего алименты. На едином портале госуслуг он узнал, кто запрашивал данные, и обратился в Инспекцию по защите данных. За незаконное использование персональной информации следователь осталась без работы.
К вопросу защиты информации в Эстонии подходят очень серьезно. Система х-Road работает на криптографии, что хорошо оберегает персональные данные. Но чаще атакам подвергаются ID-карты: в них минимум личных сведений, нет данных даже об отпечатках пальцев или других биометрических показателях.
«В Эстонии для ежедневной идентификации личности мы не используем биометрию, поскольку считаем ее слишком небезопасной. Если у меня есть пароль и кто-то узнал код, я поставлю новый и буду работать дальше. Если же злоумышленник завладел доступом к биометрическим показателям человека, пальцев с новыми отпечатками уже не получить, а значит, вся система будет скомпрометирована, – считает Мари Педак. – Хотя, конечно, по международным стандартам для выезда за границу биометрия по-прежнему используется».
Новые вызовы, новые планы
Сегодня в Эстонии развивают систему предоставления комплексных государственных услуг, а также «контекстных» услуг: например, молодой маме советуют записать ребенка в детский сад еще на этапе оформления свидетельства о рождении.
«Я не хочу думать о том, когда у меня заканчивается время использования документов. Я хочу, чтобы мне приходило SMS: «Госпожа Педак, срок действия Ваших водительских прав истекает. Можем ли мы отправить Вам новые? Ваше правительство». И мне достаточно нажать «окей», чтобы новые права отправили почтой на домашний адрес. То, о чем я говорю, – не шутка, а наше будущее. Первая государственная услуга без участия человека была произведена в Эстонии в конце 2017 года, когда власти решили выделить пенсионерам дополнительное пособие», – рассказывает Мари Педак.
По мнению эксперта, для простого человека государство должно выглядеть как одно мобильное приложение. Совсем скоро Эстония и правда сможет уместиться на ладони – в стране вовсю развивают систему предоставления услуг электронного правительства через мобильные телефоны.
Диана ФИЛИМОНОВА, информационный портал Федерации профсоюзов Беларуси
Парламентские слушания по развитию цифрового права в Беларуси проходят в Палате представителей
Парламентские слушания на тему «Развитие цифрового права в Республике Беларусь» проходят в Палате представителей под руководством спикера Игоря Сергеенко, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
«Сегодня мы впервые в этом созыве проводим парламентские слушания. Слушания – это не только площадка для дискуссий. Такой формат обмена мнениями позволяет нам еще раз внимательно посмотреть на состояние действующего законодательства, детально обсудить практику и проблемные вопросы его применения, заглянуть в будущее, определив перспективные направления деятельности по наиболее значимым для страны вопросам, – отметил Игорь Сергеенко. – Наша задача – выработать конкретные предложения по совершенствованию законодательства в цифровой сфере и закрепить их по итогам парламентских слушаний в соответствующих рекомендациях Палаты представителей».
Слушания объединили представителей государственных органов и организаций, научного сообщества. В числе докладчиков – представители НЦЗПИ, БГУ, Минсвязи, Национального центра защиты персональных данных, РУП «Национальный центр электронных услуг», НАН Беларуси.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
По результатам парламентских слушаний будут выработаны рекомендации, способствующие развитию цифрового права в Беларуси.
По информации
БЕЛТА
Чего ждать от ИИ? Развитие информатизации в фокусе ученых на конференции в Минске
В 23-й раз Национальная академия наук совместно с Государственным комитетом по науке и технологиям организует ежегодную Международную научно-техническую конференцию, посвященную развитию информатизации и государственной системы научно-технической информации, передает корреспондент
БЕЛТА.
Площадка призвана проанализировать состояние и проблемы развития цифровой трансформации экономики, социальной сферы, государственного управления в Беларуси и за рубежом, здесь также обсуждаются перспективы распространения информационных технологий в Беларуси и создания информационной инфраструктуры. Из года в год конференция прирастает участниками, многие из которых для презентации своих докладов приезжают из-за границы. Например, в этот раз регистрацию прошли представители 37 научно-исследовательских организаций, учреждений высшего образования, республиканских органов госуправления и деловых кругов из пяти государств – Беларуси, России, Азербайджана, Италии, Ирака.
«Каждый раз убеждаешься, что конференция «Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации» (РИНТИ) – хорошая площадка, объединяющая специалистов, чья сфера профессиональных интересов связана с обработкой и анализом информации, различными аспектами информатизации, новыми технологиями. В числе непременных участников – организации и библиотеки, занимающиеся хранением и обработкой научно-технической информации. Все эти вопросы крайне актуальны сегодня, а потому проведение конференции всегда поддерживается Академией наук, ГКНТ, БГУ», – обратил внимание заведующий лабораторией математической кибернетики Объединенного института проблем информатики, член-корреспондент Национальной академии наук Александр Тузиков.
Заведующий лабораторией информационного обеспечения научных исследований ОИПИ Ромуальд Григянец, давний участник и организатор конференции, замечает, что тематика секций и докладов РИНТИ кардинально меняется каждые три года, что ученый объясняет просто: презентуемые научные теоретические наработки быстро воплощаются на практике, к тому же, обсуждаемые вопросы, связанные с цифровой трансформацией, меняются крайне стремительно, и специалистам важно оставаться на острие знания. Помогает в этом и научная кооперация. В прежние годы, по воспоминаниям Ромуальда Григянца, для участия в данной конференции приезжали многие европейские коллеги. Ситуация изменилась, но число зарубежных представителей продолжает расти, только за счет уже не западного, а восточного вектора. Отметились в числе участников в прошлые годы и ученые из стран дальней дуги, в частности Вьетнама или Лаоса.
Не обходят стороной площадку и белорусские ученые, трудящиеся в смежных с информатикой областях. Научный руководитель лаборатории физики инфракрасных лучей Института физики имени Б.И.Степанова, член-корреспондент Национальной академии наук Сергей Тихомиров подчеркнул, что информатизация и цифровизация на современном этапе относятся к тем направлениям, без которых невозможно развивать не то что науку – современное общество. По оценке ученого, его коллеги из Объединенного института проблем информатики значительно преуспели и занимают достойное место в мировом опыте данной области исследований.
В России, в частности, разработками в сфере информатизации и цифровизации занимается Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук, его руководитель Сергей Гарбук, посетивший конференцию, сделал акцент: эффективное развитие современной промышленности, экономики, социальных отраслей невозможно без информационно-технической поддержки, которую следует понимать в самом широком смысле: от организации процессов до обеспечения участников этого процесса актуальной, достоверной, полной научно-технической информацией.
«Объем научно-технической информации, циркулирующей в информационном пространстве, растет, и, к сожалению, не всегда этот рост сопровождается повышением качества информативности источников. Это, безусловно, формирует новые вызовы перед организациями, которые занимаются анализом информации, ее сбором, обработкой и предоставлением заинтересованным потребителям. Во всех этих процессах, кстати, тоже задействуют искусственный интеллект, что влечет за собой ряд опасностей», – добавил Сергей Гарбук.
Развиваются новые направления науки: биотехнологии, природоподобные технологии, робототехника. Та же микроэлектроника находится на стыке разных наук. Это, по словам российского ученого, требует активного и быстрого реагирования, проявляющегося в том числе в совершенствовании рубрикаторов научно-технической информации, которые зачастую не успевают за стремительно развивающейся наукой, а вместе с тем должны становиться все более персонифицированными.
«Еще одна крайне важная задача, стоящая перед научным сообществом, – сжатие временных сроков жизненного цикла создания современной высокотехнологичной продукции. Каждый участник этого жизненного цикла должен получать точечную информацию: ученый – свою, разработчик – свою, конструктор – свою, управленец – свою. Это значительно сократит время разработки», – не сомневается директор Всероссийского института научной и технической информации.
Участники конференции «Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации» заслушают порядка восьми десятков докладов, касающихся самых разных аспектов цифровой трансформации экономики, социальной сферы, государственного управления и системы научно-технической информации как в Беларуси, так и за рубежом.
По информации
БЕЛТА
Заседание комиссии по информатизации Союза юристов
11 сентября 2024 г. состоялось заседание комиссии Союза юристов по информатизации, в рамках которого представлен опыт информационного взаимодействия Государственного унитарного предприятия «Национальное кадастровое агентство» (Агентство) и Белорусской нотариальной палаты.
С приветственным словом на заседании выступил Гаев Андрей Анатольевич, заместитель Председателя Союза юристов, директор Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь, председатель комиссии.
В рамках заседания были продемонстрированы результаты информационного взаимодействия Агентства и Белорусской нотариальной палаты. Важнейшим направлением электронного взаимодействия является оперативный обмен актуальной и достоверной информацией, используемой нотариусами и регистраторами в работе.
Продемонстрирована презентация сервиса поиска информации о нотариусах, нотариальной конторы/нотариального бюро «Найти нотариуса по карте». Теперь, чтобы найти нотариуса или нотариальную контору/нотариальное бюро, достаточно воспользоваться формой для поиска, заполнив указанные графы или только некоторые из них.
Опыт информационного взаимодействия Государственного унитарного предприятия «Национальное кадастровое агентство» и Белорусской нотариальной палаты в сфере недвижимого имущества демонстрирует важность сотрудничества между государственными учреждениями для повышения эффективности и качества услуг. Дальнейшее развитие этого взаимодействия будет способствовать улучшению управления недвижимостью и упрощению процедур для граждан.
По сообщению
официального сайта Белорусского республиканского союза юристов
(фото – Белорусский республиканский союз юристов)
Как внедрение государством и компаниями электронных сервисов и услуг меняет нашу жизнь
Цифровое развитие сегодня в приоритете у всех экономически сильных стран мира. Беларусь не исключение: мы делаем упор на развитие технологий, автоматизацию труда и перевод в онлайн-формат привычных бытовых действий – от оплаты проезда до покупки продуктов. Каких успехов уже удалось достичь в этом направлении, а что еще только предстоит сделать?
Мимо кассы и кондуктора
В наше время практически нереально увидеть очереди на железнодорожных и автовокзалах – у касс обычно стоят 1–2 человека, а то и вовсе никого. К услугам пассажиров автоматы по продаже билетов. Но народ с каждым годом охотнее оформляет документы на проезд онлайн – через приложения или сайты. Оплатил картой, показал при посадке паспорт – и поезжай без проблем. Там же, в приложении, можно посмотреть маршрут следования, время остановок. При необходимости и сдать билет с минимальными финансовыми и нулевыми временными потерями. Поэтому неудивительно, что за прошлый год пассажиры БелЖД оформили более 10,5 млн электронных билетов с использованием новых информационных сервисов.
Или другой пример – городской пассажирский транспорт. Заходя в автобусы, троллейбусы и трамваи, столичная молодежь теперь по инерции тянет руку к смартфону – отсканировать QR-код на онлайн-оплату поездки. Звук компостера талонов сегодня слышится в салоне все реже и реже. Дальше – больше.
– В рамках подпрограммы автомобильного городского пассажирского электрического транспорта активно идет развитие сервисов по оплате проезда пассажиров. В Минске уже достаточно давно функционирует система автоматизированной оплаты. Аналогичные в ближайшем времени будут запущены во всех крупных городах Беларуси, – рассказал начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Андрей Гладкий. – Все организации и облисполкомы ориентированы на то, чтобы создать максимально комфортные условия для передвижения пассажиров.
Транспорт, финансы, здравоохранение, образование, торговля, государственное управление – все эти отрасли переживают серьезные трансформации при внедрении цифровых технологий. Но если мы хотим идти в ногу со временем по эволюционному пути, других вариантов для эффективного развития нет.
Города умнеют, а медицина виртуализируется
Сегодня в стране идет реализация Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы. Ее глобальная цель – внедрение информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий в отрасли национальной экономики и сферы жизнедеятельности общества. Проще говоря, уход в цифровое измерение. О масштабах программы можно судить по тому, что в ее рамках происходит как элементарное повышение цифровой грамотности населения, так и создание многоступенчатого сервиса электронного правительства.
Чего удалось добиться за несколько последних лет? Уже более 20 из 78 проектов в рамках госпрограммы завершены. Идет внедрение их результатов и переход на использование новых продуктов в профессиональной деятельности.
Так, с апреля 2024 года стала доступна для широкого круга Витрина цифровых проектов от Министерства связи. На портале объединена информация об отечественных информационных системах, информационных ресурсах и IТ-решениях. По сути, простые граждане, бизнес- и госструктуры могут видеть и вникать в то, как происходит цифровизация на самых разных уровнях в стране. Тут же собраны виртуальные тематические выставки, посвященные образованию, здравоохранению, госуправлению. Можно узнать больше о внедрении тех или иных цифровых проектов. Например, сервисом системы обращений в государственные органы и организации, созданным по инициативе Президента в январе 2023 года, воспользовались уже более 750 тысяч раз. Востребованность объясняется тем, что граждане и юрлица могут в любое время подать электронные обращения для решения своих вопросов, а затем фактически в режиме реального времени отслеживать результаты их рассмотрения, начиная с момента регистрации и заканчивая получением ответа.
Если говорить об узконаправленной цифровизации, то ею каждое ведомство занимается отдельно. Так, у Минприроды появилась Республиканская система автоматизированного мониторинга окружающей среды, Минстройархитектуры запустило в работу модернизированный Госстройпортал, Министерство по налогам и сборам внедрило более 10 новых информационных сервисов…
Не забывать о главном
Заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Олег Романов напоминает о том, что в прошлом году Глава государства подписал Указ «О кибербезопасности».
– Цифровое развитие меняет коренным образом устоявшиеся государственные и общественные институты, обеспечивает более динамичные отношения между государством, обществом и личностью, повышает эффективность экономики госуправления. Однако несет оно и новые вызовы и угрозы, – подчеркивает парламентарий. – Прежде всего речь идет о кибермошенниках, которые весьма активные в последние годы. Кроме того, технологии используются недобросовестными политическими игроками как элемент гибридных войн. На информационном фронте наша страна вынуждена противостоять деструктивному влиянию на умы и сердца людей, подрыву конституционного строя изнутри, очернению государственных институтов, искажению сути проводимой политики, исторических событий, национальных ценностей и традиций.
В ТЕМУ
Не так давно Премьер-министр Беларуси Роман Головченко назвал главные задачи в сфере информационных технологий, которые стоят перед нашим государством, бизнесом и обществом.
Строительство сетей 5G на принципиально новой архитектуре беспроводного широкополосного доступа. Это позволит внедрить новейшие мировые технологии в различных отраслях экономики и социальной сферы.
Создание платформы «Умный город», нацеленной на предоставление широкого набора цифровых сервисов для обеспечения комфортной среды проживания населения. На первом этапе – в 17 городах страны.
Перевод более 400 административных процедур в электронный вид. Например, планируется перевести в цифру процессы регистрации автомобильного транспорта, получения водительского удостоверения, аренды жилья и другие.
Обеспечение прослеживаемости товаров через объединение цифровых логистических сервисов на единой платформе, которая должна стать своеобразной службой «одно окно» для взаимодействия государства, перевозчиков.
Торгово-кооперационное взаимодействие через внедрение электронного документооборота в торговле. Это позволит персонализировать продажи, интегрировать данные о клиентах, управлять ценами и предсказывать потребительский спрос.
Переход от модели электронного правительства к модели цифрового государства. С помощью цифровых технологий обеспечить сопровождение граждан и бизнеса в любых ситуациях. Например, при рождении ребенка целесообразно в онлайн-режиме сразу оказывать комплекс связанных услуг – выдача свидетельства о рождении, предоставление социального пособия, резервирование места в детском саду.
Анна Курак, «
Народная газета», 5 августа 2024 г.
Минчане могут продлить сертификат электронной цифровой подписи онлайн
Сертификат электронной цифровой подписи (ЭЦП) можно продлить удаленно, не выходя из дома. Об этом корреспонденту агентства «
Минск-Новости» рассказали в Национальном центре электронных услуг.
Достаточно один раз получить ключ ЭЦП. Когда срок действия сертификата истекает, владелец данного средства может продлить его онлайн из любой точки мира, зайдя в личный кабинет на едином
портале электронных услуг и отправив запрос.
Если данные клиента изменились, то за получением нового сертификата придется обратиться в регистрационный центр лично. В Минске работают 12 таких центров. Их адреса и время работы –
здесь.
Владельцами средств ЭЦП в Беларуси являются 2 млн человек: как представители бизнеса, так и граждане. Им не требуется личное присутствие для сдачи отчетности, подписания контрактов или при обращении в информационные системы большинства ведомств.
По сообщению
информационного агентства «Минск-Новости»