29.03.2018
Игорь Гаевский: «ЕЭК настроена бороться с контрафактом и фальсификатом, защищая права потребителей»
Единые подходы в области контроля за производством и обращением пищевых продуктов должны быть приняты в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а меры ответственности за нарушения в этой сфере – унифицированы. Такие предложения сделали участники круглого стола «Безопасность пищевой продукции и защита прав потребителей ЕАЭС», организованного Евразийской экономической комиссией (ЕЭК).
Представители контролирующих государственных органов, общественных объединений потребителей, науки, производители стран Союза, принявшие участие в мероприятии, отметили, что Комиссия как ведущий институт стран ЕАЭС должна обладать функцией реального контроля за соблюдением договоров и актов Союза, выполнением решений, принимаемых на ее площадке. Выработка механизма такого контроля позволит обеспечить безопасность потребительского рынка.
«На союзном рынке – немало фальсифицированных и контрафактных продуктов, – подчеркнул директор Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК Игорь Гаевский. – Это серьезная проблема. Комиссия приняла сотни документов в разных сферах экономики, позволяющих бороться с небезопасными товарами. Но контроль за исполнением этих документов оставлен на национальном уровне. Отсутствие в странах ЕАЭС единых подходов к контролю создает определенные лазейки для недобросовестных предпринимателей, в том числе на рынке продовольствия».
Основная масса нарушений связана с несоответствием в продуктах микробиологических и санитарно-гигиенических показателей безопасности требованиям нормативных актов Союза. В ряде случаев не соблюдаются нормы техрегламентов ЕАЭС по маркировке: например, на упаковках нет сведений об отдельных компонентах, содержащихся в том или ином продукте; наносятся недопустимые надписи, которые вводят в заблуждение потребителей и т.д.
Участники круглого стола отметили, что назрела необходимость принятия адекватных мер. В первую очередь участники круглого стола предложили гармонизировать законодательство государств-членов в области защиты прав потребителей и контроля за производством и обращением пищевой продукции. И сделать это нужно, предварительно проведя серьезную научно-исследовательскую работу, чтобы понять глубину и характер такой гармонизации. Это, по общему мнению, могла бы взять на себя Евразийская экономическая комиссия совместно с ведущими учеными союзных стран.
Второе предложение – для защиты прав потребителей максимально эффективно использовать единую информационную базу ЕАЭС, которую сейчас формирует Комиссия. В частности, нужно создать реестры опасной пищевой продукции, выпускающих ее предприятий и выявленных в этой сфере нарушений, сделав сведения доступными для любого пользователя. Тогда было бы достаточно зайти на сайт ЕЭК, чтобы заранее определиться с возможной покупкой. В качестве альтернативного варианта – расширить до союзного уровня опыт похожей информационной системы, которая уже создана при Роспотребнадзоре.
Наконец, третья важная инициатива, прозвучавшая на круглом столе, связана с необходимостью повышения ответственности бизнеса за счет внедрения в странах ЕАЭС риск-ориентированного подхода к контролю и принципов саморегулирования. Ведь чаще всего недобросовестные предприниматели в погоне за выгодой подделывают популярные сорта продовольственных товаров. Увидев на этикетке хорошо знакомое название, потребители нередко покупают продукт по завышенной цене и низкого качества.
Применение общих подходов в контроле, установление единых мер ответственности, четкий алгоритм взаимодействия контролирующих органов стран Союза друг с другом и с ЕЭК, а также наделение Комиссии реальными полномочиями в сфере надзора – все это, по мнению участников круглого стола, позволит выстроить эффективные барьеры на пути нелегальной и фальсифицированной пищевой продукции на евразийском рынке.
Справка
В круглом столе приняли участие представители ряда государственных контролирующих органов стран ЕАЭС, общественных потребительских организаций – Союза потребителей Российской Федерации, Росконтроля, Белорусского общества защиты прав потребителей; бизнес-ассоциаций, осуществляющих свою деятельность в сфере производства и оборота пищевой продукции, – Республиканского агропромышленного союза «БелАПС», Ассоциации «Масложировой союз Казахстана», Национального союза производителей молока («Союзмолоко»), Союза производителей пищевых ингредиентов, Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз»; науки – РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по продовольствию», ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», ВНИИ кондитерской промышленности (филиал ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова), а также СПб ГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг».
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
(фото – официальный сайт ЕЭК)
Беларусь к 2030 году планирует гармонизировать с международными около 85 % стандартов
Беларусь к 2030 году планирует гармонизировать около 85 % стандартов с международными. Об этом в эфире телеканала
СТВ заявила Председатель Госстандарта Елена Моргунова, сообщает
БЕЛТА.
«С Российской Федерацией идет взаимодействие по интегрированию наших фондов стандартов. Если говорить о национальной стандартизации, то наши национальные стандарты на 65 % гармонизированы с международными требованиями. Это высокий показатель, но мы для себя, в своих стратегиях развития ставим еще более амбициозные задачи – до 85 % к 2030 году довести уровень гармонизации», – сказала Елена Моргунова.
По ее словам, сейчас с белорусской стороны принято более 50 соглашений с различными странами по обмену стандартов и по возможности запроса стандартов той или иной страны, если эта страна интересует их как страна поставки.
«С большим количеством стран 50 соглашений – мы уже знаем и обмениваемся стандартами, знаем их требования. Если взять, например, Китайскую Народную Республику, то в базе фонда нашего стандарта есть более 55 тыс. китайских стандартов. И мы можем и для пищевой индустрии, и для легкой промышленности, и для электротехники, и машиностроения отечественным производителям давать эти требования через стандарты, чтобы продукция соответствовала этим требованиям, потому что она пойдет на этот рынок», – добавила Елена Моргунова.
В рамках Евразийского экономического союза и СНГ действуют свои межгосударственные стандарты, и к ним присоединяется все большее количество стран. «Эти межГОСТы и наши национальные стандарты мы сохранили со времен Советского Союза. 32 тыс. у нас на сегодня актуальный фонд стандартов. Соответственно эти ГОСТы в базе, они раз в пять лет актуализируются. Если взять программу национальной стандартизации, то в год мы разрабатываем 800-900 новых стандартов», – пояснила Елена Моргунова. По ее словам, если раньше на разработку ГОСТа требовалось около двух лет, то сегодня новые стандарты формируются и 9 месяцев, а наиболее актуальные, востребованные – и 6 месяцев, и 2 месяца.
Председатель Госстандарта также рассказала, как проходит сертификация гостиниц. Она сегодня добровольная, по заявительному принципу, хотя, по ее мнению, должна быть введена как обязательная. Разработан соответствующий стандарт по сертификации гостиниц, по присуждению и соответствию определенных звезд или категорий. В этом стандарте прописано, что на какую звезду должна представлять собой гостиница.
«На сегодня это добровольная сфера. В добровольной сфере в Беларуси 84 гостиницы, или около 15 %. Это низкий показатель. Но этот стандарт также распространяется по сертификации и на санатории. Сегодня два санатория имеют соответствующие категории, прошли добровольную сертификацию. В этом стандарте также прописаны требования к хостелам, чтобы это было изолированное помещение, а если это в жилом здании, то оно должно быть выделено из жилого фонда, с отдельным входом, не более 12 мест, там должны быть представлены кухни, вестибюли и так далее. То есть это тоже все прописано, и, в принципе, пользуясь этим стандартом, можно выйти на соответствующую сертификацию», – подытожила Елена Моргунова.
По информации
БЕЛТА
Александр Лукашенко одобрил проект изменений в соглашение о бюджете Шанхайской организации сотрудничества
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 ноября подписал Указ № 398, которым одобрил в качестве основы для проведения переговоров проект Протокола о внесении изменений в Соглашение о порядке формирования и исполнения бюджета Шанхайской организации сотрудничества от 1 декабря 2017 года.
Проектом протокола закрепляется возможность уплаты ежегодных взносов в бюджет ШОС не только в долларах США, но и в иных валютах.
На подписание данного международного договора уполномочено Правительство. Планируется, что это произойдет в ходе заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств – членов ШОС в Москве, намеченного на 17–18 ноября этого года.
В СНГ продолжается работа по подготовке проекта Программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства
13 ноября 2025 г. в Москве на площадке Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы состоялось заседание Рабочей группы Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ по доработке проекта Программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств на период 2027–2035 годов.
В мероприятии приняли участие представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, а также сотрудники Исполнительного комитета СНГ и Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.
Участники встречи обсудили предложения государств и Исполнительного комитета СНГ к проекту Программы и по итогам рассмотрения согласовали проект документа.
Решено направить материалы заседания Рабочей группы членам Совета по сотрудничеству в области образования, в Министерство просвещения Российской Федерации и Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ.
Напомним, что разработка проекта Программы осуществляется в соответствии с Решением Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ от 15 ноября 2023 г. Это Решение было принято по итогам инвентаризации договорно-правовой базы СНГ в сфере образования и связано с истечением срока действия ранее принятой Программы.
Проект новой Программы предусматривает мероприятия, направленные на совершенствование механизмов развития гармонизированных моделей правового регулирования взаимодействия стран СНГ в сфере образования, а также на реализацию научно-технического и образовательного потенциала национальных систем образования. Особое внимание уделяется согласованию подходов к подготовке и аттестации научных и педагогических кадров.
Кроме того, в рамках Программы запланированы мероприятия по сотрудничеству в области инклюзивного образования, совершенствованию систем мониторинга и контроля качества профессионального образования, а также по расширению совместных проектов в сфере дистанционного обучения с использованием цифровых технологий и аналитики данных, включая искусственный интеллект. Особое значение придается созданию мультимедийных образовательных программ.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Коллегия ЕЭК одобрила проект Основных ориентиров макроэкономической политики стран ЕАЭС на 2026–2027 годы
На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии одобрен проект Основных ориентиров макроэкономической политики государств Евразийского экономического союза на период 2026–2027 годов.
Основные ориентиры макроэкономической политики разрабатываются в соответствии с Договором о ЕАЭС и являются одним из ключевых программных документов, определяющим кратко- и среднесрочные задачи для экономики государств-членов и предлагающим рекомендации по их реализации.
Документ основывается на ключевых тенденциях глобальной экономики и экономик государств-членов. Предполагается, что выполнение задач, обозначенных в основных ориентирах, создаст условия для выхода в среднесрочной перспективе на траекторию ежегодного роста совокупного ВВП государств-членов не ниже темпов роста мировой экономики.
Первоочередными направлениями достижения поставленной цели в кратко- и среднесрочном периоде в рамках Основных ориентиров макроэкономической политики должны стать:
-
формирование благоприятной макроэкономической среды и создание условий для роста инвестиций, включая обеспечение ценовой стабильности, поддержание бюджетной и долговой устойчивости стран ЕАЭС, развитие конкурентной среды и дальнейшее увеличение использования национальных валют во взаиморасчетах;
-
укрепление кооперационного сотрудничества в реальном секторе экономики, развитие технологического и инновационного потенциала Союза, в том числе посредством формирования механизма финансового содействия при реализации странами ЕАЭС совместных кооперационных проектов в отраслях агропромышленного комплекса, развития транспортной инфраструктуры и реализации транзитного потенциала;
-
обеспечение стабильного функционирования внутреннего рынка Союза и расширение экспортных возможностей за счет устранения барьеров, сокращения изъятий и ограничений, формирования единого рынка услуг и усиления сотрудничества в других сферах интеграционного взаимодействия.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
Стандарты в области искусственного интеллекта разработают в Беларуси
Стандарты в области искусственного интеллекта разработают в Беларуси. Об этом сообщила корреспонденту
БЕЛТА Председатель Государственного комитета по стандартизации Елена Моргунова на полях республиканской научно-практической конференции «Качество-2025».

(фото – БЕЛТА)
«2024-й был Годом качества, он придал новый импульс развитию инфраструктуры. В пятилетку качества эта работа продолжается. В приоритете опережающая стандартизация. Именно в стандарты закладываются те основные постулаты, те основные требования, по которым в дальнейшем развиваются отрасли. Сегодня, в век инноваций, как никогда необходимы новые требования, которые мы и закладываем в опережающие стандарты. Это вопросы искусственного интеллекта, безбарьерной среды, цифровая трансформация, в том числе инновационное развитие агропромышленного комплекса, промышленности. Все эти моменты необходимо стандартизировать для того, чтобы отрасли гармонично развивались и продукция шла без барьеров на внешние рынки», – сказала Елена Моргунова.
Стандарты разрабатываются в рамках технических комитетов. «По инициативе Министерства связи и информатизации формируется национальный технический комитет, который будет заниматься вопросами цифровизации и искусственного интеллекта. Планируется разработка порядка восьми стандартов, которые будут в том числе включать термины и определения для того, чтобы четко понимать, с чем и как мы работаем, каким образом искусственный интеллект может нам помочь в дальнейшем развитии», – отметила Председатель Госстандарта.
Среди задач Госстандарта – защита внутреннего рынка от несоответствующей, небезопасной продукции и одновременно помощь отечественным предприятиям в выходе на рынки других стран, причем без барьеров и ограничений. Беларусь состоит в интеграционных объединениях – Союзное государство, Евразийский экономический союз, СНГ. «Нам бы хотелось, чтобы вопросы технического регулирования были гармонизированы для того, чтобы не создавать барьеров при обращении нашей продукции. Поэтому техническое регулирование, вопросы стандартизации, аккредитации должны развиваться в одной плоскости с другими странами. Для этого необходима опять-таки цифровизация этих процессов, чтобы была четкая прослеживаемость, чтобы можно было в любой момент получить достоверную информацию», – подчеркнула Елена Моргунова.
Каждый второй четверг ноября отмечается Всемирный день качества. «Беларусь присоединилась к этой глобальной инициативе, и сегодня мы проводим международную конференцию, посвященную вопросам качества. Почему это важно? Хотелось бы, чтобы все то, что нас окружает в жизни, все, с чем мы сталкиваемся, было качественным. Качественные дороги, образование, медицина, товары. Мы все время говорим о качестве, потому что от него зависит конкурентоспособность продукции, возможность завоевывать новые рынки. Беларусь всегда славилась качеством своей продукции. На конференции мы затронули все вопросы, которые касаются инфраструктуры качества. Это вопросы стандартизации, метрологического обеспечения, аккредитации, проведения испытаний, государственного контроля и надзора за качеством продукции на рынке», – заключила Председатель Госстандарта.
Участие в конференции приняли ведущие эксперты, руководители предприятий, ученые и специалисты в области стандартизации и менеджмента качества. Они обсудили актуальные вызовы, поделились опытом внедрения инновационных решений и определили перспективные направления развития национальной инфраструктуры качества. Пленарное заседание конференции было посвящено развитию инфраструктуры качества и системы технического регулирования как надежной основы устойчивого развития национальной экономики. А тематика секционного заседания – «Технологические лидеры. Оперативные цели и гибкие планы» – имела сугубо практическую направленность. Своим успешным опытом в области управления качеством поделились представители белорусской промышленности.
Конференция стала одним из ключевых мероприятий в рамках Недели качества, объявленной в Беларуси с 10 по 16 ноября и приуроченной ко Всемирному дню качества, отмечаемому в текущем году 13 ноября. Неделя качества призвана стать демонстрацией того, как традиции, умноженные на трудолюбие и передовые технологии, создают прочный фундамент белорусского качества.
По информации
БЕЛТА