29.03.2018
Поучиться… госзакупкам: Чтобы работа в данном направлении проходила в правовом русле, в ГЦ «Жилком» провели семинар-учебу
Сегодня нет единого документа, регламентирующего процедуру закупок (товаров, работ и услуг), проводимых организациями различных форм собственности. Мнений о том, как применять существующие нормативные акты на практике, очень много. И порой участникам процесса становится сложно найти необходимый вариант и принять решение, гарантирующее правомерность действий.
Чтобы работа в данном направлении проходила в правовом русле и соответствовала имеющимся нормативным документам, в ГЦ «Жилком» провели семинар-учебу: «Закупки-2018».
Как рассказала директор учебного центра Екатерина Горбачева, программой обучения предусмотрено изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в области закупок, и рассмотрение практических ситуаций в данной сфере. Семинар посетили специалисты в области закупок, члены конкурсных комиссий, руководители, экономисты, бухгалтеры, юристы, начальники отделов материально-технического снабжения.
– Сегодня в Беларуси закупки регулируются несколькими законодательными актами, выделены разные их виды и подобное деление происходит в одном случае в зависимости от источников финансирования, в другом – от сфер собственности, – рассказала слушателям во вступительном слове лектор – доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат юридических наук Юлия Амельченя. – Все, что приобретается за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов – является государственными закупками. Это означает, что при использовании данных средств необходимо применять законодательство о госзакупках – планирование, процедуры, размещение сведений. На сегодня закупки при строительстве – это отдельный блок и отдельное регулирование.
Организациям, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или более 25 % акций принадлежат государству, для приобретения товаров, работ и услуг необходимо использовать собственные внебюджетные средства по отдельному законодательству – постановление Совета Министров № 229 от 15 марта 2012 г. «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»).
В организациях, имущество которых принадлежит коммунальной собственности или административно-территориальным единицам, хозяйственным обществам, где более 25 % акций принадлежат местным исполнительным органам, – обязательными будут решения местных советов депутатов.
Это разделение часто становится причиной того, что коммунальные предприятия руководствуются указанным выше постановлением Совмина.
Процессы, которые предполагаются при осуществлении любой строительной деятельности, урегулированы на уровне НПТА. Это означает, что необходим дополнительный поиск данных актов, а также кроме прохождения процессов закупок в перспективе еще целый ряд разрешительных процедур. Подобная ситуация осложняет сам процесс строительства.
Существует проект Указа Президента «О закупках за счет собственных средств». Предполагалось, что документ установит единый порядок в данной сфере для республиканских и местных субъектов хозяйствования. Но после общественного обсуждения он не был принят.
На сегодня подготовлен проект закона (принят в первом чтении) «О внесении изменений и дополнений в закон о госзакупках». Планируется создать единую государственную информационную систему по госзакупкам, в рамках которой будет осуществляться управление и контроль. Очень много процессов примет электронную форму, в том числе и договоры.
Данные нововведения позволят участникам сделок работать по понятным алгоритмам, исключающим любые проявления коррупционной направленности.
По информации портала коммунальной грамотности населения
Совет ЕЭК расширил возможности доступа промтоваров производителей стран ЕАЭС к госзакупкам
Совет Евразийской экономической комиссии внес изменения в правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе ЕЭК.
«В частности, правила дополнены условиями производства для труб, лазеров, микродисплеев, новыми товарными наименованиями медицинских изделий, оптических инструментов, компонентов железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры, товарами химической промышленности», – пояснили в пресс-службе.
В ЕЭК отметили, что это уже второй пакет изменений в 2025 году: в мае правила были дополнены 51 товарным наименованием для обеспечения доступа к участию в госзакупках.
«Принятые акты позволят производителям государств ЕАЭС включать сведения о себе и своих товарах в Евразийский реестр промышленных товаров и беспрепятственно участвовать в госзакупках. Правилами введен единый подход к определению и подтверждению страны происхождения товаров для целей госзакупок. Они помогут обеспечить национальный режим в госзакупках в случаях, когда государством установлены преференции для отечественных поставщиков или введены ограничения для иностранных товаров», – добавили в ЕЭК.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
В ЕАЭС разрабатывают единый портал государственных закупок
В Евразийском экономическом союзе разрабатывают единый портал государственных закупок. Об этом сообщил журналистам на пресс-конференции член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Максим Ермолович, передает корреспондент
БЕЛТА.
На данный момент ведется работа по внесению поправок в протокол заседаний Консультативного совета по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и Делового совета Евразийского экономического союза исходя из блока по конкуренции и антимонопольному регулированию. По словам Максима Ермоловича, дополняется перечень допустимых исключений, которые могут применяться странами при проведении государственных закупок. «То есть право стран упрощать государственные закупки. Много внимания уделяется вопросу их цифровизации. Строим общее цифровое пространство государственных закупок. Есть попытки разработать единый портал. Эта работа продолжается. Важно понимать, что на стадии формирования национального цифрового пространства в области государственных закупок надо уже сейчас заниматься гармонизацией. И частично такую гармонизацию мы преследуем через реализацию изменений в право союза», – отметил он.
Изменения вносятся на основе правоприменительной практики и взаимодействия с субъектами рынка и Судом ЕАЭС. «На основании тех решений, которые принимают наши коллеги в суде, совершенствуется право союза. Мы решаем проблемные вопросы, связанные с работой трансграничного рынка и соблюдением общих правил конкуренции на этом рынке. Уточняются нормы договоров в части принудительного исполнения решений комиссии, определяются все необходимые термины. Например, связанные с работой электронных торговых площадок», – добавил Максим Ермолович.
Кроме того, идет работа над внесением поправок в Статут Суда ЕАЭС. Изменения связаны с возможностью представления права физическим лицам обжаловать решение ЕЭК по вопросам конкуренции, чтобы обеспечить реализацию конституционных прав граждан союза. «Речь идет о привлечении к ответственности физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Это должностные лица организаций либо физические лица, которые координируют экономическую деятельность. Есть уже несколько кейсов такого привлечения за нарушение общих правил конкуренции. Однако возможность обжаловать решение в суде у них отсутствует. В связи со Статутом Суд ЕАЭС рассматривает только обращения юридических лиц. Сейчас мы этот правовой пробел устраняем, к декабрю подготовили изменения», – подчеркнул министр ЕЭК.
По информации
БЕЛТА
Какие дома в Беларуси попадут под реновацию? Пример привели в МЖКХ
Заместитель начальника управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Севрук в пресс-центре
БЕЛТА рассказала, какие дома попадут под реновацию.
В Беларуси в Концепции государственной жилищной политики до 2030 года вводится такое понятие, как реновация жилья, в рамках которой уже будут несколько иные подходы к модернизации и реконструкции жилых домов. «В стране существуют жилые дома, которые нецелесообразно капитально ремонтировать. Инженерные системы, конструктивные элементы находятся в неудовлетворительном состоянии и сроки эксплуатации жилого дома сильно превышены», – пояснила Надежда Севрук.
Государственные органы совместно с Министерством архитектуры и строительства и Министерством жилищно-коммунального хозяйства вырабатывают критерии и подходы по тому, какие дома будут подлежать реновации, реконструкции, модернизации. Она подчеркнула, что последующие пять лет эта тема будет активно внедряться. «Сегодня уже общество требует более комфортного проживания. Некоторые дома, особенно в удаленных районах, могут не отвечать определенным требованиям», – сказала она.
По словам Надежды Севрук, планирование перечня таких домов уже налажено с учетом пятилетней программы капитального ремонта и текущих графиков на год. «Есть дома 1905 года, двухэтажки, которые не полностью оборудованы какими-то инженерными системами. Для того чтобы капитально отремонтировать этот дом при средней стоимости за 1 кв.м капитального ремонта в Br342, один квадрат капремонта такого дома может обходиться в Br1,3 тыс. При этом не всегда возможно отдельные инженерные системы переоборудовать, установить, потому что просто они не предусмотрены там в целом или износ уже настолько сильный, что провести реновацию этого жилого дома государству будет более экономически выгодно, нежели проводить там капитальный ремонт», – привела пример она.
В случае если дом попал под реновацию, будет предусмотрена программа предоставления или компенсации жилья для граждан, проживающих в этом доме.
По информации
БЕЛТА
«Каждый 5-й ребенок в Беларуси рождается в многодетной семье». Минтруда о белорусских семьях в фактах
Как выглядит белорусская семья и какие условия для нее созданы, в преддверии Дня семьи в фактах рассказала пресс-служба Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
В ведомстве отметили, что более 95 % молодых людей страны (18–28 лет) считают семью главной ценностью в жизни. Также 41,3 % молодых белорусов считают оптимальным иметь двоих детей, 29,6 % – одного ребенка, 8,1 % – троих, 0,3 % – четверых и более, а 8,7 % не готовы к рождению детей. В 2024 году в стране было заключено 46,2 тыс. браков, но 34,9 тыс. пар развелись.
Каждый пятый ребенок в Беларуси рождается в многодетной семье. В стране активно поддерживают многодетные семьи, одной из мер поддержки является программа «Семейный капитал». Размер семейного капитала для многодетных семей в 2025 году составит Br33 275 (с 2015 года им воспользовались 145 тыс. семей). Также 80,5 тыс. многодетных семей улучшили жилищные условия за последние 10 лет.
На всех детей до 3 лет семьи получают ежемесячные пособия (от Br861 на первого ребенка до Br1216 на второго). В свою очередь, родители платят за детский сад всего 13–23 % от реальной стоимости (для многодетных – скидка 50 %). Кроме того, Беларусь входит в топ-10 стран c низкой младенческой смертности.
Уже 5 % компаний (из 400 опрошенных) предоставляют «отцовский» отпуск, но спрос выше там, где есть оплата (охват в госорганизациях – 16,5 %). В планах – софинансирование (50 % – наниматель, 50 % – ФСЗН). Также 120 компаний участвуют в программе «Компании, дружественные родителям», создавая гибкие условия для работников с детьми.
По информации БЕЛТА
МАРТ: оптовики должны быть внесены в Торговый реестр
В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли напомнили, что оптовики должны быть внесены в Торговый реестр, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе ведомства.
МАРТ в целях недопущения субъектами торговли нарушений законодательства, а также исключения причин и условий, способствующих незаконному обороту мяса крупного рогатого скота, изучил информацию о договорах, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок, на поставку мясных полуфабрикатов учреждениям социальной сферы.
В результате установлено, что победителями процедур государственных закупок в I квартале 2025 года являлись как предприятия-производители, включенные в реестр производственных объектов, на которых осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, так и субъекты торговли, осуществляющие оптовую торговлю мясной продукцией и не включенные в реестр производственных объектов.
При проведении мониторинга у 14 субъектов, осуществляющих оптовую торговлю, являющихся победителями процедур государственных закупок, установлено нарушение законодательства о торговле в части отсутствия сведений в Торговом реестре. Субъектам торговли выданы рекомендации об устранении нарушений законодательства, установлены сроки их исполнения.
В МАРТ напомнили, что если организация оптовой торговли осуществляет деятельность без использования торгового объекта, ей необходимо в установленном порядке представить в соответствующий уполномоченный орган уведомление для включения сведений в Торговый реестр Республики Беларусь. Дополнительно МАРТ проинформирует облисполкомы и МГИК о нарушениях законодательства о торговле.
По данным Торгового реестра Республики Беларусь количество розничных торговых объектов, функционирующих на территории республики, за 2024 год увеличилось на 2,5 %, или 3,2 тыс. единиц. На 1 января 2025 года составило 131,3 тыс. Торговая площадь розничных торговых объектов за 2024 год увеличилась на 3,1 %, или 243,9 тыс. кв.м и на 1 января 2025 года составила 8192,6 тыс. кв.м.
По информации
БЕЛТА