Коллегия ЕЭК: Потребители увидят на молочных продуктах информацию о растительных жирах
Коллегия ЕЭК установила переходные положения по изменениям в техрегламент Союза «О безопасности молока и молочной продукции», которые были приняты Советом Комиссии 10 ноября прошлого года. Изменения вступят в силу 16 июля 2018 года.
Переходные положения определяют, во-первых, что до 16 января 2019 года в ЕАЭС предприниматели смогут производить молочные товары и торговать ими, если у них есть документы об оценке соответствия требованиям техрегламента, выданные до дня вступления в силу поправок.
Во-вторых, обращение продукции, которая выпущена в период действия этих документов, допускается в течение всего срока годности такой продукции, установленного ее изготовителем.
Напомним, что внесенные ранее в техрегламент Союза изменения уточнили и дополнили классификацию молокосодержащих продуктов. Это необходимо участникам молочного рынка, в том числе потребителям, для правильного понимания и применения понятий, характеризующих особенности сырьевого состава в наименованиях молокосодержащих товаров.
Изменения позволят потребителям четко различать продукты с добавлением или без добавления заменителя молочного жира, для чего вводится ряд поправок по маркировке. Наименование продукции с такими добавками должно начинаться со слов «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира».
Изготовитель обязан указать сведения о наличии в молокосодержащем продукте с заменителем молочного жира растительных масел. Надпись «Содержит растительные масла» вносится в информационном поле, специально выделенном на упаковке или этикетке, шрифтом, контрастным по отношению к цвету поля.
Корректировка маркировки на упаковке предусмотрена только для молокосодержащих продуктов с заменителями молочного жира, и только по ним предусмотрено информирование потребителя о наличии в составе продукта растительных масел.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
Максимально сблизить правила работы стационарного и онлайн-ретейла – на это направлен разрабатываемый Министерством антимонопольного регулирования и торговли проект Указа с предварительным названием «О совершенствовании регулирования потребительского рынка». Работа над документом ведется на протяжении последнего полугода. Недавно регулятор выносил его на общественное обсуждение – поступило 15 сообщений, включающих в себя 54 предложения. Ряд предложений взяли на карандаш. Впрочем, уже сейчас прорисовывается каркас подходов, призванных упорядочить ситуацию в онлайн-торговле с учетом современных реалий. Об основных предлагаемых новшествах узнавала корреспондент «Р».
К теме маркетплейсов – комплексно
Заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич рассказала, что в документе постарались обозначить основные тенденции, которые возникают при работе отрасли в современных условиях, в том числе и в онлайн-сегменте. Он, к слову, активно развивается: по итогам 2024-го доля интернет-торговли в розничном товарообороте составила чуть меньше 12 процентов – практически двукратный рост за два года, к 2022-му.
При этом заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак обращает внимание, что на сегодня в Беларуси нет специального законодательного акта, который бы комплексно регулировал работу маркетплейсов. Из недавнего – в июле 2024-го вступили в силу изменения в Правила дистанционной торговли. В частности, появилось определение, что такое интернет-площадка: это когда продаются товары двух и более продавцов. Введены требования к маркетплейсам, которые касаются в большей степени доведения информации до потребителя. С июля нынешнего года интернет-площадки, как и интернет-магазины, обязаны обеспечить возможность подачи жалоб, обращений потребителей в электронной форме непосредственно на сайте маркетплейса и получение ответа на них в таком же формате. Кроме того, урегулированы определенные вопросы информирования владельцами интернет-площадок об условиях изменения договора как с потребителями, так и с продавцами. Ряд обязанностей появился и у владельцев пунктов выдачи заказов в части информирования клиентов о контактах для связи и указания партнеров из виртуального ретейла.
– Но время не стоит на месте и добавляет новые вызовы, к которым должна быть готова отрасль. Потому и был разработан проект указа, – подчеркнула Ирина Шпак.
Одно из ключевых требований проекта указа говорит о том, что владелец интернет-площадки вправе оказывать услуги в нашей стране со дня включения сведений о маркетплейсе в Торговый реестр. Аналогичные требования уже установлены для владельцев интернет-магазинов, объектов торговли и общепита, торговых центров и рынков. Логично, что эта норма должна распространяться и на виртуальные площадки, которые, по сути, выступают аналогом ТЦ, только в онлайн-режиме.
Второй немаловажный нюанс: если владелец интернет-площадки – иностранное юрлицо или гражданин, то он обязан создать в Беларуси организацию или филиал иностранной организации, сведения которой будут включаться в Торговый реестр. Плюс эта же организация будет отвечать за соблюдение требований национального законодательства, в том числе принимать и рассматривать обращения, представлять интересы иностранного лица в госорганах, судах, обеспечивать работу маркетплейса. Местом оказания его услуг будет признаваться территория Беларуси, если информация на сайте размещается на одном из двух государственных языков, счет для оплаты товаров открыт в нашем банке, а доставка заказанных через маркетплейс товаров происходит в адрес жителей страны.
К исполнению – обязательно
У владельцев маркетплейсов появится и ряд обязанностей, которых сейчас нет в Правилах дистанционной торговли. Например, предоставлять на равных условиях доступ юрлицам и физлицам ко всем услугам интернет-площадки.
– Подразумевается, что у отечественных производителей и торговых организаций будут такие же возможности доступа к услугам, как, например, у продавцов и производителей других государств, – прокомментировала Ирина Шпак.
В списке других обязанностей – предоставление контролирующим и надзорным органам необходимых сведений. Совмин установит требования к показу информации о товарах, в том числе к результатам выдачи товаров через поиск в соответствии с запросом потребителя. В Правила дистанционной торговли также внесут корректировки – пропишут требования к результатам «выпадения» вариантов при поисковом запросе. Требования эти, к слову, в том числе будут направлены на продвижение отечественных товаров.
На виду будут и условия предоставления услуг, в том числе критерии формирования рейтинга товаров и продавцов, их значимость для создания такого списка и основания для изменения, принципы ранжирования товаров и продавцов в поисковой выдаче.
– У производителей, продавцов и потребителей будет четкое понимание, на основании каких критериев и принципов формируются рейтинги. Ведь это, наверное, ключевой показатель, который способствует продвижению товаров на интернет-площадках и увеличению их продаж, – акцентировала представитель МАРТ.
В проекте указа предусмотрен ряд запретов для владельцев интернет-площадок. Во-первых, будет введен запрет на совершение действий, которые ограничивают или устраняют конкуренцию на соответствующих рынках, причиняют вред правам, свободам и законным интересам игроков рынка и потребителей. Появится и запрет на создание дискриминационных условий, определенных в соответствии с Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
– Надо отметить, что в указанном законе такой запрет установлен только для субъектов, занимающих доминирующее положение. Но владельцу интернет-площадки, независимо от того, занимает он доминирующее положение или нет, будет запрещено совершать оговоренные действия. В первую очередь – ограничивать доступ на рынок, – подчеркнула Ирина Шпак.
Кроме того, если товар на интернет-площадке продал нерезидент Беларуси, владелец маркетплейса будет исполнять предусмотренные законодательством о защите прав потребителей обязанности продавца – например, принимать товар ненадлежащего качества, проводить экспертизу и делать возврат. А также – отвечать за причиненные потребителю убытки из-за размещенной продавцом недостоверной информации и убытки в случае реализации товаров ненадлежащего качества.
– МАРТ наделяется компетенцией выносить решение об ограничении доступа к интернет-площадкам при выявлении нашими специалистами или поступлении к нам письменных обращений госорганов или организаций, которые выявили факты неисполнения владельцами интернет-площадок предусмотренных указом требований. Порядок приостановки и возобновления работы будет определен Правительством, – ввела в курс дела представитель Министерства.
Добавить в ассортимент белорусское
Следующий блок касается организаций торговли – владельцев интернет-магазинов. Они будут должны и обеспечить постоянное или сезонное размещение на сайте предложений. Регулятор позже подскажет, какие товары должны быть в наличии. Исключение сделают для фирменных магазинов, секонд-хендов, продавцов на интернет-площадках.
– Важно, чтобы продавец предоставил возможность заключить договор о доставке такого товара, как, например, в магазинах, которые продают продукцию по образцам, в частности, бытовую технику, и уже потом доставляют покупку в оговоренные сроки. Так что добавлять склады не придется, чтобы обеспечить хранение в указанном на сайте количестве, – пояснила Ирина Шпак. – Эта норма сделана по аналогии с требованием к стационарным магазинам и павильонам, которые должны разрабатывать обязательные перечни отечественных товаров и обеспечивать их постоянное наличие. Мера направлена в первую очередь на защиту внутреннего рынка, увеличение продаж белорусских производителей, постоянное наличие их товаров в предложении.
Свой рынок должен быть в приоритете
Еще одно предлагаемое нововведение касается установления правил формирования цен на товары, поставляемые на экспорт. Так, возможно, появится требование о том, что реализация произведенных в Беларуси товаров по перечню, который определит Совмин, на экспорт будет идти по отпускной цене не ниже стоимости таких товаров, поставляемых на внутренний рынок. В случае необходимости продажи за рубеж продукции по отпускным ценам ниже, чем внутри страны, такой шаг предстоит согласовать с местными органами власти. Ожидается, что в перечень войдут наиболее инфлятогенные товары, рассказали в МАРТ.
Мария Друк, « Рэспубліка», 4 ноября 2025 г.
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации БЕЛТА
Содружество Независимых Государств и Евразийская экономическая комиссия разрабатывают новый план сотрудничества. Об этом рассказал журналистам первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко перед началом очередного заседания Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества Независимых Государств при уставных и других органах Содружества в Минске, передает корреспондент БЕЛТА.
На очередном заседании Совета постпредов будет заслушана информация о ходе реализации договоренностей, высказанных главами государств и правительств, министрами иностранных дел, членами экономического совета в рамках их инициатив, которые прозвучали на заседаниях высших уставных органов. «Мы составляем дорожную карту, с ответственными, со сроками. Будет заслушана информация, как идет реализация инициатив, и намечены дальнейшие пути развития, – отметил Игорь Петришенко. – Будут обсуждены итоги реализации плана мероприятий на 2023–2025 годы, в том числе меморандума об углублении взаимодействия между Исполнительным комитетом СНГ и Евразийской экономической комиссией, который был подписан в 2018 году. Более 12 лет мы взаимодействуем с ЕЭК. Вопрос чисто экономической интеграции активно продвигается с учетом делегированных определенных полномочий этой организации. Сейчас действует план 2023 года, который заканчивается в 2025 году. Мы разрабатываем соответствующий план на очередной период. Там более 300 пунктов, направлений – это торгово-экономическая, инвестиционная, промышленная кооперация, продовольственная безопасность, техрегулирование. Спектр широкий, и он позволит товарам на пространстве Содружества передвигаться без барьеров и ограничений».
Еще один вопрос, который будет сегодня рассмотрен, – анализ итогов заседания высших органов интеграционных объединений. «Состоялось заседание Совета глав правительств в Минске 29 сентября, где был принят ключевой документ по интеграции в экономической сфере: план мероприятий по реализации второго этапа стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года. Это документ, где есть конкретные направления по всем сферам экономического взаимодействия, которые мы должны эффективно реализовать», – добавил Игорь Петришенко.
Также ключевым вопросом обсуждения станет заседание Совета глав государств СНГ, которое состоялось 10 октября в Душанбе. «Накануне традиционно был подготовлен пакет документов, которые главы государств рассмотрели, обсудили и приняли. Наша задача – эффективно реализовать все документы. Среди них программа сотрудничества государств – участников СНГ в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2026–2030 годы, программа сотрудничества в сфере противодействия терроризму и экстремизму на 2026–2028 годы, концепция военного сотрудничества до 2030 года. Они требуют конкретных подходов в каждом из государств при координирующей роли отраслевых структур. Задача также максимально синхронизировать выполнение внутригосударственных процедур по вступлению в силу международных договоров и наметить четкий план действий по реализации этих документов», – поделился планами он.
Кроме того, главами государств был принят ряд заявлений: по случаю 80-й годовщины создания Организации Объединенных Наций и в связи с 40-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС. Одним из ключевых решений прошедшего саммита было учреждение формата «Содружество Независимых Государств плюс». «Он позволит нам выйти во взаимодействии за пределы СНГ. Сейчас с соответствующими профильными ведомствами, с Советом постпредов будем нарабатывать конкретные подходы расширения взаимодействия в инвестиционной, торгово-экономической, гуманитарной, правоохранительной сферах», – добавил Игорь Петришенко.
При учреждении нового формата «СНГ плюс» Шанхайская организация сотрудничества наделена статусом наблюдателя при СНГ. «Главы государств определили конкретные направления, которые находятся в сфере ведения и ШОС, и СНГ. Это борьба с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, вопросы торгово-экономического, гуманитарного взаимодействия, борьбы с наркотрафиком – все те сферы, в которых Шанхайская организация активно взаимодействует. Думаю, здесь, объединив усилия, нам удастся по многим направлениям продвинуться», – пояснил первый заместитель Генерального секретаря СНГ.
Кроме того, на заседании будет принято решение о главе миссии наблюдателей от СНГ на досрочных выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, назначенных на 30 ноября 2025 года. «Соответствующие нормативно-правовые документы подготовлены. Это и действующие конвенции, ряд методических указаний», – подытожил первый заместитель Генерального секретаря СНГ.
По информации БЕЛТА
Что меняется в доставке международных почтовых отправлений или товаров с территории государств ЕАЭС, рассказали БЕЛТА в ГТК.

На Национальном правовом интернет-портале опубликован закон, которым вносятся изменения в законодательство по вопросам уголовной и административной ответственности.
«Устанавливается административная ответственность за недоставку следующих в адрес физических лиц международных почтовых отправлений или товаров, ввозимых в Беларусь с территории государств ЕАЭС, в место проведения контроля либо вручение их физлицу без проведения контроля», – пояснили в ведомстве.
Новые правила начнут работать с 2 ноября 2025 года. ГТК напоминает, что посылки и товары нужно доставлять для контроля перед тем, как передать их людям. Постановлением правительства от 28 декабря 2023 года № 970 определен порядок его проведения и определено для этого шесть мест: пункты таможенного оформления «Аэропорт Минск-2», «Минск-ТЛЦ-2», «Минская почта», «Аэродром Орша», «Аэропорт Гомель» и «Аэропорт Могилев».
Те, кто доставляет товары, обязаны передать сведения о них в систему учета и хранения данных заранее. Уникальный регистрационный номер, присвоенный такой системой, необходимо представить таможенным органам вместе с двумя экземплярами транспортных документов.
По информации БЕЛТА
