22.03.2018
Начальник Департамента финансов и бюджетной политики Постоянного Комитета Ирина Павловская знает все о бюджете Союзного государства
Сегодня мы публикуем главный финансовый документ Союзного государства – Декрет «О бюджете Союзного государства на 2018 год», который подписал Председатель Высшего Государственного Совета (ВГС) Союзного государства Александр Лукашенко. Прокомментировать параметры бюджета, рассказать о приоритетах бюджетно–финансовой политики Союзного государства мы попросили начальника Департамента финансов и бюджетной политики Постоянного Комитета Ирину Павловскую.
– Ирина Львовна, каков объем бюджета в этом году? Он остался таким же, как в прошлом году, или есть изменения?
– Сумма бюджета практически не изменена, потому что долевые взносы России и Беларуси в союзный бюджет не меняются с 2009 года. Однако с 1 января 2016 года у нас появилась возможность формировать доходную часть бюджета, в том числе и за счет остатков бюджетов прошлых лет.
По итогам 2017 года остатки бюджетов прошлых лет были увеличены. Дело в том, что четыре новые программы, которые планировалось принять до 1 октября 2017 года, были утверждены Советом Министров лишь в декабре. Поэтому доходная часть бюджета на 2018 год составила 6,9 млрд российских рублей, расходная часть – 4,8 млрд и профицит – 2,05 млрд.
– Появились ли какие-то принципиально новые расходные статьи?
– В бюджете 2018 года впервые за всю историю Союзного государства появился проект Союзного государства – реконструкция Брестской крепости. Долгие годы нам не удавалось разработать и утвердить порядок разработки и реализации проектов Союзного государства. Эта работа была успешно завершена только в прошлом году, и, соответственно, появился первый проект Союзного государства.
В бюджете также запланировано финансирование двух новых мероприятий – создание ржевского мемориала советскому солдату и музея-усадьбы рода Достоевских в Брестской области.
– Каковы приоритеты в этом году?
– Одновременно с бюджетом на 2018 год приняты основные приоритеты бюджетно-финансовой политики Союзного государства. В основных приоритетах бюджетно-финансовой политики первоочередной задачей ставится реализация прежде всего уже принятых и утвержденных программ, разработка и утверждение новых.
На программы у нас уходит около 3,3 млрд российских рублей (примерно 60 % расходов), остальное – на мероприятия и обеспечение деятельности органов и организаций Союзного государства.
– Сколько союзных программ запланировано к финансированию?
– За счет средств бюджета Союзного государства в 2018 году предполагается профинансировать 12 научно-технических программ, в том числе восемь переходящих программ, три программы («Военная инфраструктура», «Комбикорм-СГ», «Граница»), утвержденные Советом Министров Союзного государства в декабре 2017 года, и программа «Паритет», решение по которой состоится в ближайшее время.
Кроме того, хотелось бы отметить, что сегодня в достаточно высокой степени готовности находится проект концепции пятой программы по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Сейчас концепция будет проходить согласование в заинтересованных министерствах и ведомствах, и мы планируем, что по итогам 9 месяцев программа будет утверждена и, соответственно, на нее нужно будет выделить определенные бюджетные средства. Таким образом, профицит (остатки бюджетов прошлых лет) к концу года, по нашим прогнозам, может сократиться в два раза. То есть с двух млрд российских рублей до одного млрд рублей.
– Предусмотрен ли в бюджете какой-то резерв, например, для новых проектов и программ?
– Я не могу однозначно ответить на этот вопрос. В настоящее время профицит сохраняется, но фактически он полностью будет использован в 2019 году.
Более того, как показывает проведенный нами анализ, даже с учетом остатков бюджетных средств, о которых мы говорим, может образоваться дефицит бюджетных средств порядка 700 млн рублей. А в 2020 году, к сожалению, намечается еще больший по размеру дефицит бюджета, что недопустимо. Поэтому нам придется что-то предпринять, чтобы решить эту проблему.
В приоритетных направлениях бюджетно-финансовой политики основной задачей определено рациональное использование бюджетных средств с направлением их только на приоритетные расходные обязательства. При этом первостепенное значение мы будем уделять программам и проектам. Все остальные расходы и в первую очередь на мероприятия будут финансироваться в меру бюджетных возможностей.
С мая месяца этого года начинается процесс по формированию бюджета на 2019 год. У нас создана постоянно действующая рабочая группа, которая в ходе рассмотрения бюджетных заявок в первую очередь будет обеспечивать в полном объеме финансирование программ и проектов Союзного государства. По мероприятиям, если это потребуется, будут готовиться соответствующие предложения, например, об изменении формата мероприятия. При этом мы будем иметь в виду, что в первую очередь необходимо обеспечить те расходные обязательства, по которым Советом Министров уже приняты соответствующие решения.
– А в этом году финансирование традиционных мероприятий Союзного государства как запланировано?
– Все мероприятия, которые мы традиционно финансировали и проводили в предыдущие годы, в этом году также будут профинансированы в том объеме, в котором они были запланированы, когда формировался бюджет. Здесь никаких изменений не будет. В этом году запланировано финансирование 26 мероприятий. Помимо указанных традиционных мероприятий запланировано участие союзного бюджета в финансировании V Форума регионов Беларуси и России. На проведение данного мероприятия планируется выделить 9 млн российских рублей.
Один из элементов экономии средств – качество проведения конкурсных процедур. От качества подготовки конкурсной документации и проведения конкурса зависит, сможем ли мы получить качественные услуги за меньшие средства.
Все указанные выше меры позволят оптимизировать бюджетные расходы и за счет достигнутой экономии обеспечить финансирование принимаемых Советом Министров Союзного государства денежных обязательств по финансированию программ, проектов и мероприятий Союзного государства.
Юлия Васильева, «Союз. Беларусь-Россия», 22 марта 2018 г.
XII заседание Комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства
В Минске состоялось очередное заседание Комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства. Обсуждении актуальных вопросов прошло в гибридном формате. В нем приняли участие Госсекретарь Союзного государства Сергей Глазьев, его заместитель Алексей Кубрин, а также представители Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, НАН Беларуси, НИЦ «Курчатовский институт» и другие.
Заседание прошло под председательством Сергея Шлычкова, Председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, и Дениса Секиринского, заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации.
Комиссия рассмотрела ход выполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года (2025–2030 гг.), примерный перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства для дальнейшей разработки, утверждения и реализации, а также обсудила вопросы, касающиеся Премии Союзного государства в области науки и техники и Премии Союзного государства молодым ученым.
Кроме того, решением Комиссии утвержден план работы подкомиссии по интеллектуальной собственности на оставшийся период 2025 года, определены ее сопредседатели: от белорусской стороны – генеральный директор ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности» Алексей Курман, от российской – исполняющий обязанности начальника Управления международного сотрудничества Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) Владислав Мамонтов. На ряду с этим поддержаны предложения белорусской стороны по учету объектов интеллектуальной собственности, созданных в рамках программ Союзного государства.
На заседании также утвержден новый состав подкомиссии по развитию медицинской и фармацевтической науки и технологий.
По сообщению официального сайта
Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь
Свято хранить память. Союзные парламентарии приняли заявление по вопросам защиты исторической правды
Парламентское собрание Союза Беларуси и России приняло заявление по вопросам защиты исторической правды и сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В Бресте 16 июня прошла 68-я сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Текст заявления депутатов зачитал заместитель председателя Парламентского Собрания Вадим Ипатов.
«В этом году отмечается 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, которая унесла жизни более 27 млн советских людей. Благодаря мужеству и сплоченности удалось победить оккупантов, пришедших на нашу землю под нацистскими знаменами. Но потомки тех, кто чинил тогда злодеяния, сегодня вновь пытаются развязать глобальный конфликт, исказить незыблемые для нескольких поколений исторические факты. Мы вновь видим парады ветеранов СС и уничтожение мемориалов в странах Балтии и в Польше, слышим оголтелую воинственную риторику наших некогда союзников из Великобритании и Франции. Особенно опасными представляются русофобские заявления немецких политиков, которые забыли или не хотят помнить суровые уроки истории своей страны», – обращается внимание в заявлении.
В некоторых странах переписывают историю, изворачивают факты о Великой Отечественной войне, ее причинах и последствиях. «История по-европейски – это яркий пример того, как посредством лживой пропаганды белое становится черным и наоборот. В Беларуси и России свято хранят память о героях, чтут великий подвиг предков, плечом к плечу сражавшихся против нацизма. Восемь десятилетий из поколения в поколение передается историческая правда о Великой Отечественной войне. Мы совместно противостоим современным вызовам», – подчеркивается в заявлении Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
В СГ решительно борются и пресекают любые попытки реставрации фашизма и искажения исторической памяти о Великой Отечественной войне. «Прошедший в конце апреля международный форум Союзного государства «Великое наследие – общее будущее» показал, что у нас много единомышленников. Широкое представительство на форуме зарубежных делегаций во главе со спикерами парламентов убедительно это доказывает. В своих выступлениях на форуме президенты Беларуси и России Александр Лукашенко и Владимир Путин озвучили очень важные постулаты. Они заключаются в том, что мы должны выступить единым фронтом в защиту исторической правды о событиях Великой Отечественной войны, сохранять нашу общую историческую память и передавать ее будущим поколениям», – зачитал Вадим Ипатов.
В проекте заявления по вопросам защиты исторической правды, сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне сформулированы единые подходы союзных парламентариев к вопросам развития международных отношений на принципах многополярности и созидания, сохранения защиты нашей общей истории, патриотического воспитания молодежи. «Этим заявлением мы хотим призвать наших коллег-парламентариев из разных стран свято хранить память о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, передавать ее из поколения в поколение», – резюмировал зампредседателя Парламентского Собрания.
По информации
БЕЛТА
Более 90 программ и проектов реализовано за 25 лет. Бюджет Союзного государства с каждым годом растет
Бюджет Союзного государства с каждым годом растет. Об этом сообщил председатель Комиссии Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку Виктор Селиверстов во время 68-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, которая прошла 16 июня в Бресте, передает корреспондент
БЕЛТА.
«У нас с каждым годом уменьшается профицит за счет того, что появляются новые программы, проекты и мероприятия. В 2025 году количество программ, проектов и мероприятий – тоже больше: у нас восемь программ, два проекта и 41 мероприятие, – сказал Виктор Селиверстов. – Очень важно, что бюджет разложен очень разносторонне. То есть у нас есть совершенно прикладные вещи, которые нацелены на освоение космоса, на решение проблем, связанных с разработкой новых медицинских, биологических препаратов, а также инфраструктурные проекты».
В частности, в Союзном государстве в этом году появилось новое мероприятие. В апреле в Волгограде впервые прошел международный форум Союзного государства «Великое наследие – общее будущее». На сессии предложено сделать его традиционным и проводить попеременно в России и Беларуси. В 2026 году форум планируется провести в Беларуси и посвятить 85-летию начала Великой Отечественной войны.
Из бюджета СГ финансируются различные программы, проекты и мероприятия. В их числе – «Славянский базар» в Витебске, программы оборонной, космической, научной направленности. «Есть ряд предложений по программам и проектам 2026 года, которые сейчас находятся в высокой степени готовности, – отметил председатель комиссии. – Самое главное, что бюджет Союзного государства с каждым годом растет. На 2025 год он был увеличен на 19 %».
Виктор Селиверстов акцентировал внимание на том, что за последние 25 лет реализовали более 90 программ и проектов в рамках Союзного государства, которые дали ощутимые результаты в различных отраслях.
Также сегодня на сессии Парламентского Собрания принято заявление по вопросам защиты исторической правды, сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне.
По информации
БЕЛТА
Игорь Сергеенко: международный форум СГ «Великое наследие – общее будущее» планируют сделать традиционным
Международный форум Союзного государства «Великое наследие – общее будущее» планируют сделать традиционным. Об этом сообщил 16 июня в Бресте первый заместитель председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Игорь Сергеенко на сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Международный форум Союзного государства показал, что традиционные общечеловеческие ценности поддерживаются и разделяются многими зарубежными партнерами. Число их растет, и это мы увидели в Волгограде. Нам есть что сказать друг другу, есть чем поделиться», – убежден Игорь Сергеенко. Форум предложено сделать традиционным и в следующий раз провести в 2026 году в Беларуси. Озвучена инициатива посвятить его 85-летию начала Великой Отечественной войны.
По словам Игоря Сергеенко, проведение сессии в Бресте в год 80-летия Великой Победы можно рассматривать как логическое продолжение форума в Волгограде. «Героическая оборона Брестской крепости, ставшая, по своей сути, начальной точкой на пути к Победе, наглядно продемонстрировала всю силу духа и героизм советского воина, и трагизм, и величие подвига», – подчеркнул он и акцентировал внимание, что Победа далась неимоверными усилиями. «Поэтому обязанность каждого из нас не только на словах, но и на деле показывать, что мы являемся продолжателями поколениями победителей. Не сомневаюсь, что предстоящая работа Комиссии Парламентского Собрания по сохранению исторической памяти будет направлена на укрепление межпоколенческих отношений, недопущение расслоения общества, защиту духовных ценностей. Особый путь наших стран заключается еще и в том, что мы живем по законам, по правде, а не по двойным стандартам и надуманным правилам. Озлобленность, которую видим на Западе, происходит от неудач нас ослабить, от невозможности смириться с реалиями сегодняшнего дня. Вместе мы доказали, что можем скоординировать свои действия и противодействовать внешнему давлению», – сказал первый зампредседателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
Конкретными мерами по укреплению сотрудничества Беларуси и России, в частности, стали подписание главами государств Договора о гарантиях безопасности и утверждение Концепции безопасности Союзного государства. Принята программа согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы и совместное видение Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
Безусловный приоритет отдается взаимодействию в торгово-экономической сфере. «Мы видим динамичный рост товарооборота Беларуси и России, за прошлый год этот показатель заметно вырос. Реализуется ряд инновационных проектов. Причем в разработку перспективного многоцелевого самолета вовлечен Брестский регион. Не менее важна работа по повышению экологичности тяжелой техники: к концу 2025 года планируется выпуск 220-тонного карьерного самосвала на газовом топливе от БЕЛАЗа. Это значительный шаг к более чистому и эффективному производству. Важнейшими союзными проектами в предстоящие годы также могут стать строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Брест – Москва, реконструкция автомобильной дороги, соединяющей Минск и Москву, дальнейшее развитие субсидирования перевозок», – перечислил Игорь Сергеенко.
Он отметил, что особой поддержки заслуживает вопрос углубления научной и промышленной кооперации. Перспективной он считает реализацию образовательных молодежных проектов патриотической направленности. «Вчера мы посетили Республиканский центр патриотического воспитания молодежи. За непродолжительный период работы им проведено свыше 400 мероприятий, в том числе около 100 совместных белорусско-российских патриотических акций. Мы сможем рассмотреть возможность участия парламентариев в этом проекте», – сказал первый зампредседателя Парламентского собрания Союза Беларуси и России.
По информации
БЕЛТА
Парламентарии утвердили отчет об исполнении республиканского бюджета за 2024 год
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли законопроект «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2024 год», передает корреспондент
БЕЛТА.

Проект закона внесен в Палату представителей Советом Министров. Необходимость рассмотрения законопроекта на второй сессии обусловлена требованиями Бюджетного кодекса и регламента Палаты представителей, где в статье 197 предусмотрено, что проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год рассматривается Палатой представителей до рассмотрения проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Исполнение республиканского бюджета в 2024 году осуществлялось в условиях нестабильной внешнеэкономической конъюнктуры, закрытия ряда традиционных рынков сбыта, блокировки товарных потоков.
Законом «О республиканском бюджете на 2024 год» по расходам республиканский бюджет был утвержден в сумме Br44 657,4 млн, исходя из прогнозируемого объема доходов Br39 906,4 млн с дефицитом в размере Br4751,1 млн.
С учетом внесенных в 2024 году изменений уточненные показатели республиканского бюджета составили: по расходам - Br45 122,6 млн, доходам - Br43 950 млн, дефицит бюджета - Br1172,7 млн. За 2024 год в республиканский бюджет поступило доходов на сумму Br44 634,4 млн, или 101,6 % уточненного годового плана.
Доходы республиканского бюджета формировались за счет налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Наибольший удельный вес в общей сумме фактически поступивших доходов занимают налоговые доходы. В разрезе основных источников доходов бюджета налоговые доходы исполнены следующим образом: налог на прибыль составил Br2388 млн, или 100,4 % уточненного годового плана, налог на добавленную стоимость - Br17 290 млн, или 99,8 %, доходы от внешнеэкономической деятельности - Br8027,8 млн, или 104,5 %.
Всего расходы республиканского бюджета за 2024 год составили Br43 916,2 млн, или 97,3 % уточненного годового плана.
Основными задачами в области политики расходов являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг и гарантий, повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами.
Расходы республиканского бюджета на финансирование общегосударственной деятельности составили Br19 829,8 млн, или 96,2 % уточненного годового плана.
В 2024 году Республикой Беларусь обеспечено перечисление долевого взноса в бюджет Союзного государства, что позволило реализовывать союзные программы и мероприятия.
Расходы на национальную оборону профинансированы в сумме Br3135,1 млн, или на 98,9% от уточненных годовых назначений. Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности профинансированы в сумме Br4689,3 млн, или 99,2 %.
Фактическое финансирование по разделу «Национальная экономика» составило Br8318 млн, или 98,8% уточненного годового плана. На развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности направлено Br2413 млн, или 99,5 %.
Фактическое финансирование по подразделу «Промышленность, строительство и архитектура» составило Br2615,5 млн, или 98,9 % уточненного годового плана. На финансирование мероприятий дорожного хозяйства за счет средств республиканского бюджета использовано Br2021 млн, или 100 % уточненного годового плана. Расходы направлены на содержание, текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог, их строительство и реконструкцию.
По республиканскому бюджету в 2024 году на финансирование здравоохранения направлено Br2465,8 млн, или 99,5 % уточненного годового плана.
Финансирование расходов на здравоохранение осуществлялось по следующим направлениям: медицинская помощь населению - Br962,1 млн, государственный санитарный надзор - Br12,1 млн, прочие мероприятия по здравоохранению - Br1458 млн.
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации в 2024 году профинансированы в сумме Br731,2 млн, или 85,2 % уточненного годового плана.
В 2024 году республиканским бюджетом на содержание учреждений культуры и проведение мероприятий в области культуры направлено Br212,8 млн, или 98,7 % уточненного годового плана.
По подразделу «Средства массовой информации» профинансировано Br227,1 млн, или 67,2 % к уточненным плановым назначениям. Расходы на финансирование учреждений и мероприятий по образованию составили Br1822,5 млн, или 97,8 % уточненного годового плана. Данный уровень расходов позволил обеспечить выполнение всех обязательных социальных стандартов в области образования, реализовать ряд мероприятий по государственным программам.
Расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» профинансированы в сумме Br2741,3 млн, или 98,4 % уточненного годового плана.
Сформирован «семейный капитал» в сумме Br292,4 млн. Обеспечены оплата труда, выплата пенсий, стипендий, пособий, средства на выполнение государственных социальных стандартов.
Расходы государственных целевых бюджетных фондов профинансированы в сумме Br2921,6 млн, или 96,3 % уточненного годового плана.
Таким образом, уточненный план по доходам республиканского бюджета за 2024 год выполнен на 101,6 %, по расходам - на 97,3 %. Профицит составил Br718,3 млн, или 0,3 % ВВП.
По информации
БЕЛТА
(фото Кристины Аксёновой)