19.03.2018
Тариф на жажду. Времена не меняются, и реакция на озвучивание тарифа у потребителя всегда будет одна и та же: «Слишком дорого»
Когда слышишь рассуждения о стоимости жилищно-коммунальных услуг, неизменно вспоминается сцена торга из романа «Три товарища» Ремарка, когда главный герой пытается продать потенциальному клиенту подержанный автомобиль.
– Слишком дорого.
– Разумеется.
– Почему «разумеется»?
– А вы встречали в наше время кого-нибудь, кто по-иному откликнулся бы, когда ему называют цену?
Времена, видимо, не меняются, и реакция на озвучивание тарифа у потребителя всегда будет одна и та же. Сейчас мы платим за кубометр воды 0,8053 руб. То есть, укладываясь в суточный норматив 140 литров, один человек тратит за доступ к этому природному ресурсу максимум 11 коп. в день или 3 руб. 30 коп. в месяц. Но при взгляде на итоговую графу очередной жировки собственник не затрудняет себя лишними подсчетами, и смысл большинства комментариев сводится к классическому: «Слишком дорого». Хм, разумеется.
Жители европейских стран имеют куда больше оснований для подобного восклицания. К примеру, в Германии каждый кубометр воды обходится в 1,9-2,7 EURO или в 7–10 раз дороже, чем в Беларуси. В Испании тариф составляет 1-1,05 EURO, в Португалии – 0,85-1,92, в Австрии – 1,09, в постсоциалистической Венгрии – 0,6-0,7 EURO. На космические по нашим меркам цифры можно возразить ссылкой на более высокий уровень доходов населения в выше названных государствах. С этим не поспоришь, но между экономической обоснованностью и заботой о социальной защищенности есть тонкая грань, переступать за которую нельзя ни при каких обстоятельствах. Излишний альтруизм приведет к недостаточному объему ремонтных работ и инвестиций и поставит под угрозу саму возможность существования данной услуги. Ведь срок службы насосов, труб, запорной арматуры никак не зависит от уровня жизни людей. Оборудование имеет обыкновение изнашиваться и требует постоянного вложения средств. Так что альтернатив на самом деле существует немного. Либо временные непопулярные меры в виде повышения тарифов, либо вялотекущее разрушение инфраструктуры, которое в конечном итоге выльется в куда более серьезные проблемы.
Чтобы объективно оценить, дорого ли мы платим за воду, следует знать о принципах, продекларированных в Резолюции Совета по правам человека «Право человека и доступ к безопасной питьевой воде и санитарии». Ценовая доступность означает, что «стоимость водоснабжения и канализации должна быть доступной для всех, без ущерба для возможности платить за другие жизненно важные потребности, гарантированные правами человека, такие как питание, жилье и здравоохранение».
Для соблюдения данного принципа применяются дифференцированные тарифы, субсидирование и другие механизмы поддержки малообеспеченных слоев населения. Но при этом нельзя забывать и о финансовой устойчивости предприятий. Покрытие эксплутационных расходов и затрат на техническое обслуживание остается обязательным условием сохранения любого производства.
В 2012-2013 годах аналитики Европейского банка и реконструкции проводили исследование, в результате которого выяснилось, что доля оплаты коммунальных услуг в расходах белорусского населения составляла 5 %. Для сравнения, в Турции этот показатель достигал 25 %, в Польше – 22 %, в Латвии – 18 %.
Так соответствует ли в нашей стране тарифная политика принципам ценовой доступности? Ответ очевиден. Но при этом возникает не менее важный вопрос: в какую страну охотнее пойдут инвесторы, одним из принципов которых является окупаемость проектов?
С одной стороны, можно посетовать, что тарифы на водоснабжение в Беларуси поднялись. С другой, это не особо заставило нас экономить. Так, если по данным 2016 г. среднее водопотребление на одного человека в европейских странах составляло 120–130 литров в сутки, то в белорусской столице – 127,6 литра. Так что принципы ценовой доступности не нарушаются даже в угоду экономическим интересам. С другой стороны, гибкая тарифная политика помогла повысить инвестиционную привлекательность страны.
Только за последние 5 лет в Беларуси реконструированы 24 очистных сооружения, а еще 14 находятся в стадии реконструкции. В действие введено 268 объектов водопроводно-канализационного хозяйства, обеспеченность централизованными системами водоснабжения городского населения составляет 98,5 %, в сельской местности – 66,2 %.
Наряду с этим активно внедрялись энергосберегающие мероприятия, объекты модернизировались с установкой энергоэффективного оборудования, шла работа по снижению потерь воды, жилищный фонд практически полностью оснащен приборами учета. Удельный расход электроэнергии на подъем и подачу воды, начиная с 2013 г. снизился с 632 до 619,8 кВт·ч/тыс. м3, на перекачку и очистку сточных вод – с 475,8 до 469 кВт·ч/тыс. м3. Реализация всех перечисленных мероприятий была бы невозможной без привлечения инвестиций.
3 руб. 30 коп. в месяц – максимальный вклад потребителя в инвестиционную привлекательность страны. Дорого? Может быть, стоит по-иному откликнуться на этот вопрос?
По информации портала коммунальной грамотности населения
Новация для оперативной организации водоснабжения на селе в случае его прекращения предложена в Беларуси
Мера для оперативной организации водоснабжения на селе в случае его прекращения предложена в Беларуси. Это предусмотрено проектом Закона «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)», который принят 5 ноября депутатами в первом чтении, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Немаловажное новшество – обеспечение бесперебойного водоснабжения. Для оперативного решения вопросов водоснабжения, особенно сельских населенных пунктов, в случаях прекращения или ограничения подачи питьевой воды законопроектом закреплено право на установление возможности бурения водоканалами или организациями ЖКХ временных скважин (в более короткие сроки. В настоящее время шесть месяцев – будет два месяца. – Прим. БЕЛТА), чтобы не прекращать подачу питьевой воды, если что-то случилось», – сказал Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило, представляя законопроект депутатам.
По словам Министра, принятие данной нормы позволит, в первую очередь, сократить срок разработки документации, проведения работ по бурению, а также оперативно организовать водоснабжение в населенном пункте в случае его прекращения.
Предусматривается создание государственного реестра, который будет представлять собой информационный ресурс, содержащий достоверные подробные сведения о всех системах водоснабжения и водоотведения (канализации) в населенных пунктах страны.
О некоторых новациях рассказал в комментарии журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Сергей Казачок. Он подчеркнул, что вопросам питьевого водоснабжения всегда уделяется особое внимание. Действует Закон «О питьевом водоснабжении». Вместе с тем такая смежная сфера, как водоотведение, не урегулирована законодательством. Новый законопроект предполагает регулирование как питьевого водоснабжения, так и водоотведения (канализации).
«В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» вопросы организации питьевого водоснабжения, водоотведения относятся к компетенции местных органов власти. Они решают вопросы поставки воды, водоотведения, а также занимаются вопросами чрезвычайной ситуации в случае отключения воды и другими, – обратил внимание депутат. – Предполагается, что, помимо этого, местным органам власти необходимо определять организации, которые будут в конкретном регионе заниматься поставкой питьевой воды, а также вопросами водоотведения».
Депутат обратил внимание на то, что сегодня в стране, помимо организаций Министерства жилищно-коммунального хозяйства, соответствующими вопросами занимаются также организации в сфере сельского хозяйства и продовольствия, промышленности, транспорта. Их также коснутся новации.
В целом принятый сегодня в первом чтении комплексный законопроект регулирует все наиболее важные направления в сфере водоснабжения и водоотведения – от оказания самих услуг водоснабжения, водоотведения (канализации), услуг по транспортировке сточных вод ассенизационным транспортом, охраны и использования источников питьевого водоснабжения, обеспечения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях, приема сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации) до безопасности питьевой воды централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения.
Как пояснили в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, с принятием нового закона действующий Закон «О питьевом водоснабжении» (в редакции 2019 года) будет признан утратившим силу.
За период реализации действующего закона в республике построено порядка 2 тыс. объектов ВКХ, проложено 590 км новых сетей водоснабжения и водоотведения (канализации), заменено 3,9 тыс. км сетей водоснабжения, водоотведения (канализации) со сверхнормативными сроками эксплуатации, реконструировано 49 очистных сооружений. Это позволило повысить обеспеченность населения централизованным водоснабжением до 93,9 %, централизованным водоотведением – до 81 %. Обеспеченность населения водоснабжением питьевого качества увеличена с 90,5 % до 99,7 %.
Ежедневно потребителям республики подается более миллиона кубических метров воды.
Организациями ЖКХ эксплуатируется около 10 тыс. водозаборных скважин, 41,8 тыс. км сетей водоснабжения, 323 очистные сооружения, более 20 тыс. сетей канализации. За их эффективной работой следят 15 тыс. работников, благодаря которым население может беспрерывно получать питьевую воду и отводить сточные воды.
Принятые более семи лет назад на уровне Главы государства решения о финансировании строительства станций обезжелезивания воды за счет средств республиканского и местных бюджетов в рамках госинвестпрограмм принесли ощутимые результаты, отметили в министерстве.
На 2026–2030 годы запланирована реконструкция 43 групповых водозаборов, требующих полной модернизации, 36 очистных сооружений, замена изношенных сетей водоснабжения и водоотведения, бурение и перебуривание порядка 300 скважин, строительство более 200 км новых сетей водоснабжения и водоотведения.
По информации
БЕЛТА
Что изменилось в ценообразовании: новые правила для физлиц и изъятого имущества
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
МЖКХ: изменений тарифов на жилищно-коммунальные услуги в этом году не будет
Изменений тарифов на жилищно-коммунальные услуги в этом году не будет. Об этом рассказал начальник управления коммунального хозяйства и энергетики Министерства жилищно-коммунального хозяйства Алексей Филанович в проекте
БЕЛТА «Страна говорит».
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом в согласовании с Министерством антимонопольного регулирования и торговли. Эксплуатирующие организации работают строго по установленным тарифам.
«В этом календарном году изменений тарифов не планируется, что позволяет сохранять стабильность в оплате услуг для населения», – отметил Алексей Филанович.
Кроме того, органы власти и контролирующие структуры следят за соблюдением тарифной политики, чтобы обеспечить прозрачность и доступность жилищно-коммунальных услуг для всех граждан.
По информации
БЕЛТА
В Палате представителей обсудили законопроект о питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)
11 сентября 2025 г. под руководством председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Наркевича Ю.И. состоялось заседание рабочей группы по проекту Закона Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)».
В мероприятии приняли участие депутаты Палаты представителей, представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь, Государственного производственного объединения «Белводоканал», а также Секретариата Палаты представителей.
В ходе заседания рабочей группы участники обсудили замечания и предложения главного правового управления Секретариата Палаты представителей и Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь. Наиболее острые дискуссии вызвали вопросы, касающиеся названия законопроекта, определений его основных терминов, государственного регулирования в области питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации), информирования в этой сфере, гарантий обеспечения питьевой водой и надежности приема сточных вод, пользования централизованными системами питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации).
Работа над документом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Какие изменения ждут белорусов в уплате за коммуналку
Правительство приняло постановление № 465 от 27 августа 2025 г. о расчетах в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Документ касается целого ряда тем – платы за ЖКУ для не занятых в экономике, разделения лицевых счетов, оформления льгот и перерасчета платы, получения извещений. Об основных нововведениях рассказала на пресс-конференции заместитель начальника управления экономики Министерства жилищно-коммунального хозяйства Анастасия Малиновская, сообщает
БЕЛТА.
Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и о порядке перерасчета действуют и сегодня. Новое постановление излагает их в обновленной редакции с определенными изменениями и дополнениями.
«Постановление подготовлено с учетом анализа многолетней практики применения расчетов за ЖКУ и с учетом обращений от населения, организаций и государственных органов. Документ направлен на устранение неясностей, пробелов, неточностей. Нормы в нем изложены более лаконично, понятно и доступно», – отметила представитель МЖКХ.
Как будут начислять плату за ЖКУ не занятым в экономике
Именно этой категории граждан коснулись самые существенные изменения. «Сегодня и до 1 октября 2025 г. начисление платы в отношении таких жилых помещений зависит от того, зарегистрированы ли такие граждане в принадлежащих им квартирах, и осуществляется пропорционально количеству проживающих граждан. Например, квартира площадью 60 кв.м принадлежит гражданину, не занятому в экономике, и он в этой квартире зарегистрирован по месту жительства. И вместе с ним проживают еще два гражданина. Соответственно, например, услуга теплоснабжения начисляется пропорционально количеству проживающих, то есть 60 кв.м делим на троих, получается, в отношении 20 кв.м применяются повышенные тарифы. Соответственно остальные 40 кв.м – по субсидируемым тарифам», – рассказала о текущих нормах Анастасия Малиновская.
С 1 октября 2025 года эту категорию граждан ждут изменения. «В случае если гражданин попал в список не занятых в экономике и он является собственником квартир (причем вне зависимости от их количества – одна, две или более), в отношении всех квартир и в отношении всего объема потребляемых услуг (теплоснабжение, горячее водоснабжение, подогрев воды и газоснабжение) будут применены экономически обоснованные тарифы», – проинформировала представитель МЖКХ.
Льготы и перерасчет ЖКУ
Ряд изменений касается административных процедур для получения льгот, перерасчетов некоторых ЖКУ и освобождения от оплаты технического обслуживания лифта и электроэнергии на работу лифта. «Сегодня за осуществлением этих админпроцедур может обращаться непосредственно тот гражданин, который претендует на льготы либо выезжал из постоянного места жительства и претендует на перерасчет платы. С 1 октября 2025 г. за оформлением этих льгот и перерасчетов может обращаться в том числе и собственник, наниматель жилья, то есть тот, кто непосредственно обязан вносить плату за жилищно-коммунальные услуги, с теми документами, которые сегодня предусмотрены законодательством», – отметила Анастасия Малиновская.
Также увеличен срок обращения за перерасчетом платы за некоторые коммунальные услуги. Сегодня он составляет семь дней. То есть в течение семи дней после возвращения к постоянному месту жительства гражданин с соответствующими подтверждающими документами должен был обратиться в начисляющую организацию. А с вступлением в силу нового постановления такой срок увеличен до 30 дней. «Это сделано для того, чтобы упростить порядок выполнения админпроцедуры и чтобы в комфортных условиях гражданин мог обратиться в начисляющую организацию», – пояснила представитель МЖКХ.
В интересах потребителей, чтобы снять с них ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей исполнителями услуг, претерпели изменения периоды, в рамках которых осуществляется расчет или перерасчет платы. В случае несвоевременного предоставления исполнителями необходимых сведений – не более трех месяцев при доборе платы, не более трех лет при возврате платы. В случае безучетного потребления услуг, выявленного исполнителем, – максимальный период перерасчета уменьшается с трех лет до одного года, если иное не предусмотрено законодательством.
Уточнен порядок начисления пени за несвоевременное внесение платы за услуги. Постановлением расширен перечень платежей в период открытого наследственного дела, по которым не начисляется пеня, услугой по управлению общим имуществом совместного домовладения и возмещаемыми расходами на электроэнергию.
Получение извещений
Меняется также порядок предоставления извещений о размере платы за жилищно-коммунальные услуги. «Сегодня предусмотрена возможность предоставления извещений как на бумажном носителе, так и в электронном виде. В том числе можно получить извещение двумя способами. А с 1 октября 2025 г. такие извещения могут быть получены только одним из способов», – уточнила Анастасия Малиновская. Если выбрали электронные уведомления, бумажные приходить не будут.
Разделение лицевых счетов
Законодателями предусмотрено упрощение процедуры. «Если жилое помещение находится в долевой собственности, лицевые счета разделяются в любом случае на основании документов, подтверждающих право собственности. Однако раньше, если в этом жилом помещении проживал не только собственники долей, но и другие граждане, то для того, чтобы разделить лицевые счета, необходимо было согласие всех совершеннолетних членов семьи собственника одной из долей. А с 1 октября 2025 г. этот процесс упрощается. Теперь для того, чтобы разделить лицевые счета, отнести конкретных граждан в лицевой счет одного из собственников доли, необходимо будет согласие только собственника доли и человека, сведения о котором относятся в тот или иной лицевой счет. Следовательно, исключается необходимость получения согласия всех совершеннолетних членов семьи этого гражданина, проживающего совместно с ним. Будут исключены те спорные, проблемные ситуации, с которыми могли сталкиваться граждане на практике», – обозначила представитель МЖКХ.
Порядок расчетов отдельных ЖКУ
В отношении водоснабжения и водоотведения определен порядок расчетов за потребление воды из водоразборной колонки. «То есть это дворовые и уличные колонки. Раньше этот порядок не был прямо прописан в положении. Применялись расчеты по аналогии с жилыми помещениями. Теперь появится прямой порядок», – рассказала Анастасия Малиновская.
В отношении услуги теплоснабжения уточнен порядок расчетов за потребленную тепловую энергию на цели отопления и горячего водоснабжения (подогрев воды) в отношении одноквартирных и блокированных жилых домов, а также нежилых помещений в многоквартирном жилом доме. Раньше такой порядок тоже не был прямо изложен.
Что касается услуги технического обслуживания лифта, уточнен порядок определения доли граждан, которые по состоянию здоровья не пользуются лифтом, в пределах которой не начисляется плата, включая период ее неначисления. Также уточнен перечень конструктивных особенностей многоквартирных жилых домов, влияющих на порядок расчетов.
Отдельные изменения коснулись услуги санитарного содержания вспомогательных помещений. Уточнен порядок начисления платы в отношении жилых и (или) нежилых помещений, которые имеют вход непосредственно с придомовой территории (при отсутствии входа из вспомогательных помещений).
Некоторые нормы скорректированы в части возмещения расходов на электроэнергию на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, включая лифты. Так, уточнен порядок возмещения расходов в случае безучетного потребления электроэнергии.
Изменения в подходах по начислению и перерасчету платы за ЖКУ вступят в силу с 1 октября 2025 г.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА